Что такое воцерковление в православии и что означает воцерковленный человек. Воцерковление или духовное воспитание детей Каковы же условия воцерковления

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало - катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация - изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.

Православный храм

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека «воцерковиться» означает:

  • влиться в организм православия;
  • наполниться духом церковной жизни;
  • быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
  • свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.

Важно! Воцерковить - стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

  • святость;
  • апостольность;
  • единство;
  • соборность.

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

О христианской жизни:

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.

Христианская жизнь

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство - непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы .

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога - познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление - это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами , постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

В современном обществе у нецерковного человека может возникнуть вопрос «Как правильно воцерковиться?»

Православному верующему легче влиться в церковную жизнь при помощи духовного наставника, который поможет познать тайны и методы познания жизни в Боге.

  • Для понятия основ Православного вероучения следует регулярно читать Святое Писание , Библию, предания и послания святых. Познавая подвиги веры истинных христиан, живущих по законам Божьим, умирающих за веру, православные верующие приобретают образец для своего возрастания в познании Благодати Отца, Сына и Святого Духа.

Библия, Священное Писание

  • Приобретение веры, православия не заключается только в ношении нательного крестика и посещении храма по воскресеньям и великим праздникам, а в жажде обновления общения со Святой Троицей, Богоматерью и всеми святыми.
  • Только познав Благодать Святого Духа, Божественную энергию, наполняющую людей во время Божественных Таинств, человек приобретает силу исполнить вторую заповедь Христа. (Иоан. 13:34).
Важно! С помощью духовного наставника новоцерковный человек познает секреты служений, поведения в храме и распорядке церковной жизни, которая постепенно становится частичкой его собственной судьбы.

Так рождается воцерковленный человек.

Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим, Твоею волею спасл еси рабу Твою (имярек), очисти от всякаго греха и от всякия скверны, приходящую ко Святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Тайн.
И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрствуй, яко Ты привел еси е и показал еси ему свет чувственный, да и умного сподобится света, во время еже определил еси: и сопричтется Святому Твоему стаду…

…Сам и ныне, сохраняяй младенцы, Господи, благослови отроча сие, вкупе с родители и восприемники его, и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения: сопричти е святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего…

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Молитва при крещении ребёнка

Воцерковляется раб Божий (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Во-первых: «врата». Крещение как вступление в Церковь и в ней - в новую жизнь Царства Божия.
Также вводит ее во храм, глаголя:
Внидет в дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.
После входа: сама жизнь Церкви предстает как восхваление и поклонение, как «радость, мир и праведность» Царства.
И входит посреде храма, глаголя:
Посреде Церкве воспоет Тя.
И, наконец: Церковь сама как шествие и восхождение к небесному Царству, конечному исполнению всей жизни в Боге.
Также вводит пред дверьми жертвенника…

Как правильно начать воцерковление? Андрей Ткачев

Воцерковление

в широком смысле процесс приобщения человека к христианской традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах – особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения. Чин воцерковления появился после IV в., когда обычным сделалось Крещение не взрослых людей, а детей, но сохранялось стремление полностью совершить чины катехизации над крещаемыми. Над младенцами совершалось воцерковление, с тем чтобы приобщить их к Церкви еще до Крещения. Чин воцерковления возник уже к VI в. Кроме того, термин «воцерковление» можно отнести и к матери младенца, поскольку только на 40-й дней после родов ей дозволялось вновь входить в храм, т.е. «воцерковляться» (или «всороковляться»). Таким образом, совершение чина воцерковления именно на 40-й день связано, с одной стороны, с тем, что в это время заканчивается положенный срок послеродового очищения матери ребенка, с другой стороны – с воспоминанием евангельского события Сретения (см. Лк. 2, 22-38), которое было обусловлено ветхозаветным законодательством о ритуальной чистоте.

Чин воцерковления сейчас совершается как заключительный акт Крещения; совершение этого обряда распространилось и на новокрещеных взрослых. После молитв священник начертывает младенцем крест перед входом в храм, вносит его в храм, а затем через южные врата – в алтарь (если младенец – мальчик). Мальчика обносят вокруг престола с чтением песни праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши»; девочку с чтением той же песни подносят к иконам в иконостасе. Далее следует «полагать» младенца перед Царскими вратами, откуда его забирает восприемник. На практике ребенка сразу отдают на руки восприемнику.


Православие. Словарь-справочник . 2014 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Воцерковление" в других словарях:

    ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ - Воцерковление[слав. ; ср. греч. ἐκκλησιάσαι воцерковлять], в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его… … Православная энциклопедия

    воцерковление - вцерковление Словарь русских синонимов. воцерковление сущ., кол во синонимов: 1 вцерковление (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Триш … Словарь синонимов

    Воцерковление - (оцерковление) – это процесс вхождения человека во храм как начала его церковной жизни. В широком смысле воцерковление есть длительный путь освоения человеком догматов православной церкви и правил церковной жизни. По сути это процесс глубоко… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Воцерковление - обряд Православной церкви, совершаемый над младенцем и его матерью, в сороковой день после рождения. Этим обрядом родильница, до 40 дней после родов считающаяся нечистой, очищается, а младенец включается в число членов Церкви; установление… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Воцерковление - Воцерковленный (от церковь; воцерковлённый неправильно) церковный термин, который используется в практике Русской православной церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. Он имеет два значения, одно … … Википедия

    Воцерковление - – дословно первое введении в храм, в литургике прилагается к тем молитвословиям и действиям, которые совершаются и произносятся над младенцем при первом его внесении во храм в 40 день по рождении. Время установления В. определить невозможно … Полный православный богословский энциклопедический словарь

У одного моего знакомого есть взрослый сын, недавно поступивший в институт. С самого детства он регулярно ходил в храм, ездил в паломнические поездки, занимал призовые места на олимпиадах по ОПК. А став студентом, совсем отошел от веры, в храм даже просто зайти не хочет. Так почему же дети верующих родителей уходят из Церкви? Размышляют об этом протоиерей Георгий Тарабан – секретарь Сумской епархии Украинской Православной Церкви, педагог, священник Виталий Шатохин – преподаватель Калужской духовной семинарии и иеромонах Макарий (Маркиш) – руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии.

– Так в чем же причина того, что дети из воцерковленных семей, вырастая, уходят из Церкви?

Вопрос весьма актуальный для всех родителей, в том числе и для меня: у меня дети-подростки. Рассуждая на данную тему, хорошо бы быть максимально честным с собой. Для начала нужно самому себе ответить: а что означает «быть воцерковленным»? Если под этим кроется формирование весьма распространенных мифов, которые оправдывают и легитимизируют собственный эгоизм, то желание убежать от такой церковности является проявлением инстинкта самосохранения.

Главная причина, на мой взгляд, – это отсутствие действительной любви. Любовь должна быть не только к своим детям, но ко всем людям, которые встречаются на жизненном пути. Если любви на самом деле нет, а на ее месте – непрерывное наставление, как в ней преуспеть, – это начало конца. Маленькие дети это еще будут терпеть, но в их голове будет зреть и укрепляться желание освободиться от такой «любви». И когда мы видим результаты «усиленного воцерковления» уже после 20 лет, то понимаем, что человеку нужен новый жизненный опыт, который бы опроверг ложное понимание духовной жизни, некогда ставшее причиной мировоззренческого кризиса.

Я не хочу приуменьшать силу антицерковного влияния современного мира (даже не столько «антицерковного», сколько «антирелигиозного»). Современное общество формирует такое мировоззрение, в котором нет места духовным ценностям. И это правда. Духовное трактуется как лично-интимное, не имеющее права на внешнее проявление. Кроме того, взрослеющему ребенку еще предстоит завоевать право исповедовать свою веру в среде сверстников. Это взрослому хорошо: он уже имеет какой-то социальный статус, в конце концов многие вопросы социализации уже решены. А ребенку надо одновременно вписаться в среду одноклассников, друзей, оставаясь при этом верующим. Это очень непросто! А если его еще и дома не понимают самые близкие люди, добиваясь ложного «духовного совершенства», то результат будет очевиден.

Так что если повзрослевшие дети уходят из Церкви, то во многом это «заслуга» школы фарисейства, которая была пройдена в детстве, но на самом деле не являлась приобщением к духовной жизни.

А мне кажется, здесь не одна причина, их множество. Во-первых, многое зависит от того, когда сами родители воцерковились. Они с самого детства росли в верующих семьях или пришли ко Христу в зрелом возрасте? Это совершенно разные вещи. Если человек вырос уже в христианской семье, то он с младенчества естественно перенял христианский уклад жизни. Ведь наша вера должна проявляться не только в храме. Если человек приобрел этот опыт сохранения веры и жизни с Богом, ежедневной и ежеминутной, то он сможет передать это и своим детям.

Думаю, в большинстве случаев из Церкви уходят дети тех родителей, которые сами пришли к вере не так давно. Оно и понятно: 1990-е годы, массовый приход людей в храм, ко Христу. Теперь они пытаются своих детей воцерковлять. А то, как они это делают, – большой вопрос. Обычно, конечно, стараются водить малышей в Церковь, записать их в воскресную школу. Но, собственно, этим подчас все и ограничивается. А нужно, если говорить простым языком, дружить с детьми. Нужно постоянно находиться с ними в тесном личном общении. И если родитель – авторитет для ребенка, и если взрослый является большим старшим другом и наставником для него, то он сможет передать своему чаду любовь к Богу и Его Церкви.

Большая проблема – это переходный возраст. Известно, что после 12–13 лет многие дети перестают ходить в храм. Как правило, детей в воскресных школах мы видим от 7 до 13 лет. Если есть 14–16-летние прихожане, то это достижение воскресной школы, что смогли удержать подростков в переходном возрасте. По опыту работы духовником в воскресной школе нашего храма твердо могу сказать, что остаются те дети, у которых родители, действительно, давно и серьезно воцерковлены. Именно эти дети остаются в воскресной школе. Почему? Потому что они вместе с мамой и папой исповедуются, вместе с ними причащаются, встречают праздники, ездят в паломнические поездки. Для них это естественная, нормальная жизнь, а не какая-то неожиданность: мама вдруг привела дите в храм: мол, давай, исповедуйся, тебе это надо и полезно.

Ну и, во-вторых, очень важна среда. Родители должны заботиться о том, чтобы окружить ребенка, особенно подростка, его верующими сверстниками, а желательно даже – серьезными, хорошими ребятами чуть и постарше. Ведь что такое переходный возраст? Ребенок переходит из детского состояния во взрослое. И он начинает искать авторитетов для себя вне своего семейного круга. Для него становится авторитетом кто-то с улицы, из класса, какие-то знакомые, преподаватели. И здесь умный родитель должен позаботиться о том, чтобы ребенок приобрел себе в качестве авторитета верующего человека, на него ориентировался, с него копировал поведение. То есть запоминал его слова, принимал его упреки, старался удержать в памяти его поучения как что-то важное для себя. Для этого, повторюсь, родителям необходимо приложить максимум усилий. А там уже на все воля Божия. Конечно, куда-то занести может любого человека, в том числе и воцерковленного взрослого. А уж ребенка, познающего мир и увлекающегося в переходном возрасте, и подавно. Если вдруг подросток встретит интересного неверующего человека, который станет для него авторитетом, то велика опасность, что ребенок уйдет из Церкви. Родители для повзрослевших детей именно в этом возрасте перестают быть авторитетом, и их слова уже не имеют прежней силы.

– Говорят, что есть два пика ухода из Церкви: подростковый и студенческий.

Студенчество – это время, когда человек становится личностью, созревает для ответа на принципиальные вопросы: зачем он живет, чем он хочет заниматься в жизни, что в жизни для него самое главное и т.д. Но, как правило, дозревает он до этих мыслей в обстановке общежития, в обстановке какой-то уличной жизни, просто неформальной андерграунд-среды. И это не всегда способствует обретению Истины. На основании собственного опыта могу сказать: обычно у молодых людей в этом возрасте есть очень большое желание узнать мир религиозный, мистический. Но в это же время часто молодой человек или девушка впадают порой в тяжкие или даже смертные грехи, которые будут мешать им гармонично войти в церковную жизнь. Если на волне поиска чего-то мистического, когда молодая душа стремится познать мир духовного и религиозного, человеку встретится думающий христианин или хорошая православная книга, то велик шанс, что он придет в храм. Но чаще всего церковная среда, незнакомая и непонятная для современного подростка, отталкивает его, а если он уже был до этого воцерковлен, то часто ему мешают просто тяжкие грехи. Допустим, блуд или увлечение ложной мистикой. К тому же, молодой человек, особенно в 20 лет, хочет быть современным. Конечно, если в семье в нем воспитали стояние на своих принципах, независимо от духа мира сего, то он это испытание выдержит. Если же нет, то желание быть современным вынесет его из храма: здесь все ему чуждо, все ориентировано на какую-то древность, архаичность, здесь бабушки, мало молодых людей. Тут призывают следовать устаревшим представлениям, здесь к тому же просто непонятный язык. Здесь как бы все из истории, а молодому человеку требуется что-то ультрасовременное. Но Православие никогда не будет ультрасовременным, если под «современностью» понимать нынешнюю моду, дух времени, потворство страстям.

– Некоторые священники говорят, что примерно 75% воцерковленных подростков перестают ходить в храм. Мне, когда я осознал эти страшные цифры: из десяти подростков восемь уходят, стало как-то не по себе. По вашему мнению, эта статистика соответствует действительности?

Я бы осторожнее относился к такому соотношению – 8 из 10. Не знаю, так ли это. Но даже если эти данные и меньше, то все равно есть о чем беспокоиться. Мне кажется, что в золотое время младенчества ребенку никто так и не объяснил, что впереди другой жизненный этап. Иногда годами ребенка регулярно причащают, даже не объясняя, в чем именно он участвует (я сейчас не о грудных младенцах, а о детках с 3–4 лет, которым вполне уместно хотя бы сказать, что в чаше – святые дары, а причастие – это праздник, его ждут и радуются люди, которые в праздничной одежде приходят в храм, чтобы тоже причащаться). Литургическое богословие будет потом (и, скорее всего, в виде ответов на задаваемые ребенком вопросы). Важно дать доступное понимание (а скорее, переживание) всей важности и величия происходящего в храме. Иначе ребенок, не получая понимания, воспринимает все как некий ритуал, обязательный к исполнению ради мамы или бабушки или кого-то еще, кого не хочется расстраивать. А в исполнении ритуала возможны и маленькие хитрости, усвоив которые легко скатиться до обычного цинизма.
Застыв в состоянии вечного «младенца», послушно идущего за руку в храм, ребенок не получает духовной основы своего взросления.

Иногда и взрослые, приходя в Церковь, не всегда знают, как это – быть христианином не только в храме, но и дома, на работе, в той среде, где действуют другие правила. А ребенку каково? Кто-то из питерских психологов как-то писал про социальное сиротство. Так что если из церковной среды и уходят, то чаще всего это ставшие сиротами (не духовными, а социальными) дети, которые не услышали, что Господь знает их тревоги и любит больше самых близких людей.

Что делать? Полагаю, что ответ находится в ответе на первый вопрос. Научиться любить детей – это самое главное и самое большое, что необходимо сделать. Во всяком случае, об этом следует неустанно молиться, чтобы Господь открыл и направил каждого из нас на этот путь. Все остальное – это детали. Основное препятствие – это личный эгоизм, произрастающий из секулярного мировоззрения. Вот главный враг, отнимающий наших детей у нас самих и у Христа.

– Сейчас при храмах создают спортивные секции, кружки, клубы, чтобы удержать молодежь. Как вы думаете, это поможет?

Что касается кружковой работы, то этим я занимался на заре моей трудовой биографии. Могу сказать, что, по моему глубокому убеждению, это весьма перспективное направление. Вне учебного процесса, который и так весьма насыщен, очень трудно побудить детей снова садиться за парту и изучать закон Божий в классическом виде. Мнение специалистов, которые глубоко в теме, таково: надо искать такие методы, которые бы влагали духовно-нравственную суть в различные виды активности современного человека (и детей в том числе). И попытки есть. Степень успеха зависит от того, насколько интересна и целостна личность педагога (это не всегда священник) и насколько искренне все это делается. Дети готовы прощать случайные промахи, но «отбывание номера» не пройдет – никто ходить не будет. Вот и вопрос: а все ли способны к такой постановке задачи? Если нет – не надо и затевать, лучше поискать в себе иные таланты. А кто способен – Бог в помощь!

Нужна приходская жизнь – богатая и разносторонняя. Необходимо организовать какое-то общее дело. К примеру, можно пойти почистить местные пруды или устроить «субботник»; организовать диспут с протестантами, с иеговистами; пойти ветеранов поздравить, навести порядок в их квартирах; сделать какие-нибудь поделки, которые можно будет отнести в детский дом. А можно просто вместе ходить в походы. В общем, приходская жизнь должна быть живая и как можно более разнообразная; главное – чтобы не было скучно.

Любое дело как-то может пригодиться в жизни человеку. Немножко соли православного миропонимания туда добавить, и это будет приемлемо для ребенка, чтобы он остался в Церкви. А если там живая молодежная атмосфера и он найдет там друзей, то шансы удержать молодого человека в лоне Церкви достаточно велики. К слову сказать, я и сам пришел к Богу в подростковом возрасте.

И еще. Для меня показатель – когда ребенок сам приходит на службу, без мамы. Приходит не для того, чтобы ему денежку заплатили за пономарство, и не потому, что завтра экзамен, а просто приходит помолиться, понимая, что ему нужно очистить свою совесть. Таких детей мало, но те, кто так поступают, уже не уходят из Церкви. А остальные… Пока ребенок не может противиться родительской воле, его тащат в храм, но как только у него появляется возможность отказаться от церковной «повинности», он скажет: «Не хочу», – и больше в храме не появится. Можно ли в таком случае будет сказать, что это был церковный ребенок, если он приходил на службу только с мамой? Большие сомнения…

Не все идет от родителей, поскольку человек, в том числе и юный, обладает автономной свободной волей . А у нас принято об этом забывать и говорить о подростках как о неких механизмах, в лучшем случае как о домашних животных, с тем или иным успехом поддающихся дрессировке… Это ужасно, и расплата очевидна.

«Подростков вообще» не существует, существуют личности, все разные. Первое различие – между полами, и любой священник (и педагог, и милиционер, и следователь по уголовным
делам) подтвердит, что с юношами «проблем», бед и скорбей куда больше, чем с девушками. Почему – вопрос отдельный, а пока просто признаем, что именно юноши требуют особой заботы и внимания, причем в тем большей степени, в коей у них проявляются чисто мужские качества.

Отсюда вывод: да, военно-патриотические клубы, спортивные секции (бокс и борьба, а не художественная гимнастика), группы патрулирования улиц, народные дружины – наиболее перспективные формы приходской молодежной работы.

– Многие священники говорят, что у нас общинно-приходской жизни нет, поэтому подростки и уходят из Церкви. Как восстановить общину?

Общинная жизнь начинается с готовности священника все свободное время проводить с прихожанами. Если у него есть решимость восстановить общину, то он будет оставаться с людьми, предлагать попить чаю вместе, обсудить сегодняшнее Евангелие или решить какую-то проблему: к примеру, у бабушки Мани сгорела дача, давайте поможем построить, и тому подобное. То есть из каких-то вполне обычных действий и складывается жизнь приходской общины, если, повторюсь, священник готов этим заниматься. Как правило, священнику просто этого не очень хочется. Но бывает еще и другая причина: у священника обычно большая загруженность. Священники могут быть задействованы на пяти-шести послушаниях: больница, казачество, семинария, вечерняя школа, средняя школа, воскресная школа… Но ведь работа с людьми не терпит какой-то халатности. Если на человеке висит сразу много дел, то, естественно, он будет делать их небрежно. А для того чтобы качественно работать с людьми, заниматься нужно чем-то одним. Идеально, когда в обязанности священника входит только богослужение и приход. Вот тогда батюшка может много сил отдавать своему приходу и действительно учить людей духовной жизни, помогая им решать насущные проблемы.

– От некоторых священников слышал, что подросткам изучать Священное Писание не очень интересно. А вы что думаете по этому поводу? К примеру, если подросткам предложить собираться за чаепитием, чтобы изучать и разбирать Писание со священником, им это будет интересно?

Это хорошо, что батюшки стали замечать, что не всегда их стереотипы актуальны. Ведь существует наука педагогика, в ней много ответвлений (общая, возрастная, сравнительная педагогика, теория и методика преподавания, методика воспитательной работы, педагогическое мастерство и др.), которые, к сожалению, не преподаются на должном уровне в духовных школах. Вот батюшки и пользуются воспоминаниями своего далекого школьного прошлого. А ведь сейчас еще интереснее: становится доступным опыт зарубежный. Я как-то наблюдал, как проводят иностранцы-педагоги урок: задействованы все органы чувств на общем положительном эмоциональном фоне. Такое впечатление, что они просто шаг за шагом делали то, что написано в наших старых учебниках по педагогике. Так что не про чаепития нужно думать, а всерьез садиться за изучение педагогики и психологии.

Чаепития же не воспринимаю как метод обучения или воспитания категорически. Это мое личное мнение. Неорганизованное в педагогическом отношении времяпрепровождение всегда неконструктивно. В церковной среде чаепития рано или поздно трансформируются в перемывание костей священноначалия, передачу сплетен и небылиц. Если не ставится никакая дидактическая или воспитательная задача , то наши греховные навыки и немощи быстро заполняют этот пробел.

Если же беседа за чашкой чая – это грамотно подготовленный педагогический прием, который ставит конкретные задачи. Например, батюшка или кто-то из уважаемых взрослых лично разносит угощение, подавая пример готовности послужить даже самому маленькому, – это производит глубокое воспитательное впечатление; главное, чтобы это было искренне. В такой атмосфере легче говорить о том, как Спаситель омыл ноги Своим ученикам. И, поверьте, ни о какой скуке никто и не вспомнит.

Чаепитие само по себе не панацея, но при умелой организации может стать хорошим способом усвоения важных вещей. А может и не стать.

Мне кажется, главное – быть рядом с ребенком во всех видах его жизненной активности и научить его выживать как христианина во всех обстоятельствах современного мира. Ведь современные дети не только чай пьют. И нужно, чтобы кто-то из взрослых помог подростку разобраться, как ему действовать, где грань, пересекать которую без последствий нельзя, как создать и сохранить целостность своей души.

Считаю, что такая форма изучения Священного Писания , как чаепитие, не будет полезна ни подросткам, ни взрослым. Сегодня есть гораздо более эффективные и разумные пути изучения Священного Писания, открытые для всех желающих. Литература в избытке, звукозаписи лекций и бесед тоже, не говорю уж об Интернете.

Но регулярное чаепитие со священником, застольные беседы – это, безусловно, замечательная форма приходской работы ; ее надо стимулировать, рекламировать и правильно организовывать. Как правильно – зависит от целевой аудитории. Коль скоро мы говорим о подростках, надо добиваться того, чтобы именно для подростков они были интересны и привлекательны. Можно совмещать их с демонстрацией и обсуждением каких-либо материалов, предложенных ими самими, или
заранее просить кого-либо из них рассказать о чем-то интересном и волнующем.

Полгода назад я начал со старшей группой воскресной школы – с 13 до 17 лет – разбирать Священное Писание, причем разбирать серьезно, глубоко: пять занятий мы рассматривали одну главу из Евангелия от Матфея. Им нравилось. Конечно, если подходить к этому формально и воссоздавать ту же бездушную и безрадостную атмосферу, которая знакома детям по общеобразовательной школе, только с молитвой перед началом занятий, то, конечно, так они долго не выдержат. А если это неформально: устали – давайте чайку попьем, интересный фильм или даже мультик интересный посмотрим, то, думаю, эффект будет совсем другой. То есть все должно быть просто и по-дружески. Причем именно в подростковом возрасте необходимо, чтобы преподаватель был старшим другом для ребят. Если он не смог завязать с ними нормальные, дружеские отношения, а просто пришел, лекцию прочитал и ушел, то, конечно, это никакого впечатления не произведет. Молодых людей надо заинтересовать, а сделать это можно, только создав на занятиях теплую и дружескую атмосферу. Если у подростка будет два-три друга или подруги в воскресной школе, то он будет туда ходить. И неважно, что он будет там делать: рисовать, изучать Евангелие или учиться пению.

Чтобы осмыслить процесс воцерковления человека, необходимо в первую очередь, насколько возможно приблизиться к пониманию того, что есть в существе своём созданная Богом Церковь (см. Мф. 16:18), какова природа Церкви, ее назначение, устроение, цель и лежащие на ней задачи в Божьем Домостроительстве человеческого спасения.

Епископ Александр (Семенов – Тян-Шанский) выразил эту мысль так: «Познать что такое Церковь, можно только живя в ней; поэтому рациональное определение Церкви невозможно. Такое внутреннее усвоение Церкви и есть вера в неё, вера в её непознаваемую внешними чувствами и дискурсивным мышлением сущность. Таким же путем, например, мы познаем, любит ли кто нас или нет, кто наш друг и кто – враг».

Поэтому, наилучшее понимание того, что есть подлинное воцерковление, дает наличие практического опыта церковной жизни.

Воцерковление человека – это сложный, поэтапный, целожизненный процесс, простирающийся через земную жизнь в жизнь вечную. «Эта же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3)

Если Христос – есть Истина, то Церковь – Столп и утверждение Истины на земле;

Если Христос - Путь, то Церковь Христова есть наша Путеводительница;

Если Христос есть Жизнь, то Церковь Христова есть школа богоугодной жизни во Христе;

Если Христос наш Учитель, то Церковь Христова есть училище богообщения, богопознания, богопочитания и богоуподобления Его примеру.

Если Христос наш Искупитель и Спаситель, то Церковь Христова учит побеждать искушения от духа мира сего, сохранять верность Христу, искать Богоугождения и спасения.

Святая Церковь учрежденная Господом – есть наша путеводительница по спасительному пути христианской жизни, не следуя которому мы легко и быстро сбиваемся и уклоняемся на погибельные пути, каковых значительно больше, чем тот единственный, каким нас ведет Христова Церковь. Путь веры, молитвы, покаяния, исправления, следования Божиим заповедям, доброделания и христианского совершенствования.

Важно понимать, что принадлежность к Церкви определяется не знанием вероучения, нравоучения, истории Церкви, а прежде всего благодатной жизнью в годовом богослужебном круге с регулярным и достойным участием в церковных таинствах . Тогда церковная жизнь не стесняет, не ограничивает, не нарушает свободы, она поддерживает и помогает духовному возрастанию человека. Но помимо вхождения в Церковь, обретения первичного опыта церковной жизни существует непростая задача сохранения благочестивого образа этой жизни. Ведь эта жизнь может быть разрушена путем столкновения с другими стандартами, другими, аморальными нормами жизни мира сего с его вызовами и соблазнами.

Православие - это прежде всего жизнь в соответствии с евангельской нормой веры и нравственности, а не только внешние культурные проявления или церковно-обрядовые действия человека.

Быть церковным человеком - это,
во-первых, значит иметь личную веру в Бога, уверенность в Нем, доверие и верность по отношению к Богу и Церкви.

Во-вторых , - взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.

В третьих , - лично стремится к полноте богообщения в Таинствах Церкви, в богослужении, в личной духовной и нравственной жизни.

В четвертых , - лично стремится жить по заповедям Божьим.

В пятых , - необходимо находиться в догматических (правоверных) и канонических (общеобязательных для членов Церкви правилах отношений и жизни) рамках.

О признаках истинного воцерковления

Воцерковление – это начало личных отношений с Богом, начало осознанной духовной жизни, осмысление мира, человека в мире, познание жизни, её назначения и смысла, и, наконец, вхождение в само бытие церковной общины.

Воцерковление – это встреча с Истиной, начало обожения человека.

С другой стороны, воцерковление – это приобретаемый постепенно опыт молитвы, борьба с искушениями, а так же опыт внутреннего выбора пути жизни и самого образа жизни.

Воцерковление это сознательный самовоспитательный процесс , направленный на искоренение страстей и раскрытие христианских добродетелей, (особенно верности, душевной чистоты, искренней любви и служения), что поможет человеку строить свою жизнь душеспасительно.

Основой воцерковления является, с одной стороны, регулярное участие в церковных таинства х и прежде всего в Таинстве таинств - в святой Евхаристии. С другой стороны, - нравственно-аскетический труд в соответствии с евангельскими заповедями – противостояние греховным страстям и понуждение себя к добру.

Воцерковление человека это своего рода самовоспитание, саморазвитие и самообразование – или церковное образование (как поэтапное, целостное вызревание личности христианина в соответствии Первообразу или повышение уровня богоподобности в добродетели).

Иными словами целью воцерковления является православный образ жизни: не только знание вероучения, не только способность отличать Православие от иных конфессий, не только знание духовной культуры страны, не только религиозное краеведение, религиозное искусствоведение, - в первую очередь способность людей использовать христианскую евангельскую мотивацию в своей личной, семейной, общественной и даже профессиональной деятельности.

Итогом воцерковления , или если мы говорим о детях, итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней, основанной на Евангелии и опыте жизни Церкви, системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. Система эта должна быть движущейся, развивающейся. Система ценностей отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в приверженности и, наконец, в любви к истине. В сущности, человек может считаться состоявшейся личностью только тогда, когда у него не просто появились понятия добра и зла, а когда они руководят его волей. Только тогда он становится способным к настоящему диалогу с миром, не растворяясь в нем, не теряя своей совести и христианского богоподобного достоинства.

У нас отсутствует опыт научения жизни церковной, мы больше увлечены аскетикой и обрядами. Но без церковности нет духовности и единства с Богом, как важнейшего условия нашего спасения. «С Господом тот, (по слову свт. Феофана Затворника), кто с Церковью; будем так, не суемудрствуя, и будем на спасенном пути».

В воцерковлении необходимо приобщать к евангельской нравственности и нравственно-аскетическому труду, а не к правилам, обрядам и требованиям.

Воцерковление человека не поддается детальному исследованию, прогнозированию и расчету. Его нельзя исчислить суммой богословских знаний. Результатом его может считаться только духовный опыт, особое устроение души человека. В этом специфика христианской педагогики. Концептуально ее следовало бы понимать как таинственно-запредельный процесс богочеловеческого воспитания, и весь учебный материал должен быть средством достижения этой великой цели.

Главный смысл и задача православной педагогики , по мнению протоиерея Василия Зеньковского, состоит в том, чтобы через воцерковление приблизить подрастающее поколение к Богу, обучить подлинной жизни во Христе, помочь в освобождении их от власти греха, через благодатное восполнение дарами Церкви и содействовать раскрытию и одухотворению образа Божия в них.

Под воцерковлением следует понимать не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с людьми церковной общины, сделаться христовыми по духу, нраву, отношениям, и через это живой клеточкой богочеловеческого организма - Христовой Церкви.

Церковная община является зримо явленной Церковью. Воцерковление не может быть таковым вообще, оно обязательно должно быть направлено на вхождение в жизнь конкретной христианской общины. Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостоличность.

Единство - как целостность личности в духовном единстве с Богом и церковной общиной. Оно достигается по благодати при духовно-трезвенной жизни: непрельщенности ума, неоскверненной совести, преодолением внутреннего разделения сил души (ума чувств и воли); преодолением разномыслия и нестроений в семье, церковной общине, обществе.

Святость - как хранение целомудрия и нравственной чистоты в отношениях, поведении и жизни. Достигается через молитвенно-покаянную жизнь, искоренение страстей, при участии в церковных таинствах, следовании Божиим Заповедям и богоуподобление в добродетели, высшая из которых любовь.

Соборность - это всецелостная, всеединая духовная сопричастность христианина с Богочеловеческим телом Церкви. Выражается в единстве правой веры, молитвы, церковных таинств, богоугодных делах и служении членов церковной общины.

Апостоличность - это свидетельствование правой христианской веры и любви, подобно апостолам, - словом, делом, жизнью и служением в окружающем мире в соработничестве Христу (см. 1 Тим. 4:12).

Противоположным понятию воцерковление по духу, направленности, смыслу и содержанию является понятие обмирщение - страстная зависимость и вовлеченность в мирскую жизнь с её земными, материальными интересами, далеко уводящими людей от церковной, богоугодной жизни по заповедям в евангельском духе.

Пренебрежение благодатным опытом Церкви - это не только грех, но и роковая ошибка, гибельная для самого человека. Господь говорит, что «если кто Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Так условно названы люди, находящееся в крайней духовной опасности. Не отверженные, но сами отвергающие истину, не проклятые, но проклинающие себя своим пренебрежением к Церкви Божьей.

Вот почему с понятием духовной жизни неразрывно связано понятие воцерковлённости, то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям (устроения своей жизни по церковному чину, духу и укладу), которые позволяют нам не только называться, но и быть христианами.

Каковы же условия воцерковления?

Исходя из понятия церковности, целей и задач воцерковления, определим основные условия воцерковления по отношению к будущему христианину:

1) личное и свободное решение вступить в Церковь, основанное на личной вере во Христа Спасителя и на доверии Церкви;

2) личное стремление жить по заповедям Божьим;

3) признание Боговдохновенности Священного Писания;

4) принятие Церкви как Тела Христова, частями которого является каждый из ее членов, а единою главою Господь наш Иисус Христос. При этом необходимо признание того, что именно община это зримо явленная Церковь;

5) признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;

6) принятие Святого Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен и святых отцов;

7) готовность взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться, вырасти личное богообщение и благочестие;

8) признание того, что христианское мировоззрение опирается на Священное Писание и догматические основы Православия.

9) признание того, что жизнь христианина призвана находиться в догматических и канонических рамках Церкви;

10) осознание того, что личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется и человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя как личность во всей полноте.

Воспитать цельную, духовно-нравственную личность - христианина, семьянина, гражданина и мастера-профессионала - значит обрести в её лице надежную опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества.

Да поможет Господь Бог всем радеющим о деле духовно-нравственного воспитания, воцерковления и обучения подрастающего поколения, чтобы возрастало оно во славу Божию, на благо Церкви, родителям на утешение, на пользу людям и нашему Отечеству!

Здравствуйте! Давно хотел спросить: у вас в соборе воцерковляют младенцев и вносят в алтарь до крещения. А почему так? Обычно же после крещения происходит воцерковление и внесение в алтарь.

ОТВЕТ

Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос!

Он распадается на два:

1) Воцерковление до Крещения

Такой порядок предусмотрен нашим православным Требником, молитвы и богослужения в котором («требы», имеющие в виду духовные потребности конкретного человека) расположены в соответствии с хронологией жизни человека (от молитвы в первый же день жизни, которую мало кто читает, до отпевания).

Именно там воцерковление младенца и стоит прежде Крещения.

Строго говоря, это обряд 40-го дня после рождения, предусматривающий не только молитву о младенце, но и молитву о матери на ее вход в храм и возможность приступать к Причастию. Правда, этот срок мало кто соблюдает.

Богословским обоснованием этого обряда является евангельская параллель с принесением Младенца Иисуса на 40-й день после Рождества в Иерусалимский храм (Лк. 2:22-23) — история, лежащая в основе праздника Сретения Господня. Неслучайно в конце воцерковления священник произносит молитву праведного Симеона «Ныне отпущаеши».

То, что в большинстве храмов это делают, совмещая с Крещением (точнее говоря, немедленно после Крещения), можно оправдать по принципу «чтоб два раза не ходить» — из чисто практического удобства.

В Феодоровском соборе воцерковление до Крещения не является общеобязательной нормой (возможно и воцерковление в соответствии с общепринятой практикой — совмещая с Крещением), но всё же мы стараемся склонить родителей, желающих покрестить своё дитя в нашем храме, к тому, чтобы сделать это именно так — торжественно, во время церковного собрания, как правило, в конце воскресной Литургии.

В этом, во-первых, глубокий духовный смысл, основанный на Библии (о чем было сказано выше): подобно Христу-Младенцу, дитя приносят в храм, чтобы «представить пред Господа» (Лк. 2:22), а затем, после такого «представления», крестить.

Во-вторых, в этом есть, как говорят, миссионерский смысл, особенно актуальный в наши дни: ведь многие молодые родители, желающие крестить своих детей, имеют слабое представление о Церкви как о богослужебном собрании. И здесь уже не только младенец «представлен пред Господа», но и Церковь представлена перед этими людьми, малознакомыми с нею. Тем самым им, хотя бы мимолетно, демонстрируется Церковь, членом которой через Крещением станет их младенец (о Крещении как о вступлении в Церковь идет речь на предварительной беседе и именно там озвучивается приглашение прийти на Литургию для воцерковления).

Наконец, в-третьих , этот трогательный обряд очень украшает службу и выглядит очень символично, напоминая всем присутствующим о том, что в каждом дитя потенциально рождается Христос, Которого встречает Церковь в лице священника, каждый раз произносящего великие слова радости, однажды произнесённые старцем Симеоном и навсегда запечатленные в Евангелии.

2) Внесение в алтарь некрещеных

Речь идёт не о «взрослых грешниках», а о младенцах, так сказать, невинных блаженных существах. И эта практика (внесение в алтарь младенцев до крещения, при воцерковлении) существовала в древности, хотя впоследствии и была упразднена. Вносили, кстати, не только мальчиков, но и девочек…



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: