Что в индии означает пагода. Что такое пагода в буддизме? Греческая и римская Религия

Пещерные храмы. Ступа. Буддийские монастыри. Пагоды. Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. Постепенное увеличение храмов. Географическая классификация различных типов храмов Древней Индии. Искусство и социальный строй Древней Индии.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнй Индии: Ступа в Санчи. Пещерные храмы Аджанты и Карли. Пагоды в Шрирангаме и Бхуванешваре. Храмы Элоры. Храм в Будгайе. Пагода в Мамалапурам. Пагода Мон Абу. Пагода в Чидамбарале.

В Индии, где каста поглощает личность, частная архитектура не могла расти и развиваться, а брахманские взгляды на переселение душ не благоприятствовали созданию надгробных памятников. Частная архитектура осталась в зачаточном состоянии и не пошла дальше хижины, покрытой террасой. Мы обладаем свидетельством Мегасфена о том, что во II в. до н. э. тоже не существовало надмогильных построек.

ДВОРЕЦ

Все сведения о дворце в Паталипутре носят чисто апокрифический характер. Единственные памятники, дающие нам представление о дворцовой индийской архитектуре, датируются временем после XV в. н. э. Дворец представляет собой либо большой приемный зал (Мадура, Дели), либо комплекс помещений, расположенных вокруг двора с портиками наподобие келий в монастыре. Иногда здание имеет много этажей, фасад, украшенный балконами, декорированными изразцами, и увенчанный башнями (Гвалиор). В общем, стиль этих строений мало чем отличается от стиля храмов. Подлинная индийская архитектура - культовая, и она хранит следы всех превратностей, перенесенных религиями Индии.

ХРАМ И ЕГО ПРИСТРОЙКИ

История религий Индии делится на три периода:

1. Брахманский период, ранее III в. до н. э.

2. Буддийский период, начинающийся с III в. до н. э.- эпохи завоеваний Ашоки - и продолжающийся до V в. н. э.

3. Второй брахманский период; приблизительно с начала V в. намечается частичное возвращение к первоначальным вероуче­ниям, которые, претерпев некоторые изменения, вроде джайнской реформы в VIII в. н. э., окончательно вытесняют буддизм и живут в Индии до настоящего времени.

Рассмотрим строение храмов в различные эпохи.

Рис. 117

Буддийский период

Культовыми памятниками буддийского периода являются тумулярные строения и пещерные храмы.

Ступа - тумулярного типа строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся к III в. до н. э. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Шуази опустил целый ряд конструктивных элементов в ступа. В верхней части полушария находилась квадратная в плане ограда, внутри которой помещался реликварий с останками того лица, в честь которого воздвигнут памятник. Трупосожжение позволяло складыватьпрах в небольшие сосуды. Над реликварием на высоком шпиле высились, убывая величиной кверху, зонты (металлические или каменные) - индийский символ величия и знатности.

В Санчи такой памятник имеет каменную ограду, в которой ворота расположены так (рисунок 117), что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения.

В плане вход в ограду ступа в Санчи приближается к свастике. Сомнительно, чтобы ворота - торана - были расположены так, «что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения». Очень скоро ограда в ступа исчезает (со II - III вв. н. э.), хотя культовые процессии продолжают совершаться так же, как и раньше. Гораздо важнее учесть, что ворота - торана - в ступа ориентированы по странам света.

Пещеры - Рисунки 118 и 119 дают изображения пещерных храмов, современных буддийским ступа. План их имеет форму базилики с тремя кораблями; фасад (рисунок 118, В ), высеченный, как и весь храм; в массиве скалы, украшен колоннами и носит следы прикрепления деревянных декоративных ферм (рисунок 105 ).


Рис. 118

Рис. 119

Внутри (рисунок 119, С ) мы различаем то нервюры, высеченные из самой скалы, то сохранившиеся в разных местах шипы, служившие для укрепления деревянных ребер, далее - выемки, в которые были вделаны эти ребра, и связывавшие их горизонтальные брусья. В некоторых местах сохранились брусья этих деревянных декораций.

Стены покрыты рельефами и живописью, а в глубине храма в полуциркульной нише возвышается реликварий в форме ступа. Главные представители храмов этого типа - храмы Аджанты (рисунки 118 и 119, С ) и Карли (рисунок 119, D ).

Буддийские монастыри - Вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи; часто монастырь располагается также независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи - пещеры, а фасад - портик, колонны которого вырублены также из камня.

В Аджанте весь склон горы усеян такими кельями, портики которых в величественном беспорядке перемешиваются с фронтонами храмов.

Период возврата к брахманизму

Приблизительно в VI в., когда брахманские учения снова начинают приобретать влияние и примешиваются к буддийским верованиям, мы видим распространение нового типа храма, не­известного в первые века буддийской архитектуры: это пагода, которая то приобретает форму двухэтажного дома, то имеет вид многоэтажной башни.

Слово «пагода » есть испорченное дагоба (по-тамильски), как на Цейлоне называют ступа. В русский язык слово «пагода» попало из французского, где слово pagode было включено в лексикон, очевидно, миссионерами. Пагодой называют на европейских языках обычно храм, а никак не ступа. В дальнейшем мы не вносим соответствующих поправок в терминологию культовых индийских зданий, применяемую Шуази: это привело бы к слишком большому изменению текста. Классификация культовой индийской архитектуры дается нами в прилагаемом сжатом очерке по истории индийского искусства.

Пагода - Почти все пагоды в форме башен подходят к одному из двух типов, показанных на рисунке 120 . Тип В в виде башни с выгнутыми ребрами кажется вольной передачей конструкции, описанной нами выше; тип А соответствует конструкции уступами. Пилон А происходит из Шрирангама , В - из Бхуванешвары .

Одним из древнейших датированных памятников такого рода храмов-пилонов является храм в Будгайе , описанный в VII в. Сюань Цзаном; первоначальная конструкция этого храма угадывается за позднейшими достройками.

Сюань Цзан - знаменитый китайский паломник, в VII в. н. э. прошедший пешком в Индию через Центральную Азию, Туркестан и Афганистан; оставил «Описание стран Запада» - один из главнейших источников истории Среднего Востока.

В период постепенного возврата к брахманизму, подготовившему поглощение буддийской религии старой религией, эмблемы обоих культов часто встречаются вместе, как мы это видим в Элоре (IХ и Хвв.).

Брахманизм (или брахманство) никогда не умирал в Индии. В известной мере ошибочно разделять обе религии, т. е. брахманизм и буддизм. В определенные моменты первый брал верх над вторым. В эпоху своего расцвета буддизм был лишь своеобразной философско-религиозной системой, развившейся на фоне общеиндийских верований, к которой приложимо название брахманизм. Отсюда та удивительная толерантность, которую мы наблюдаем в Эллоре и других местах, где рядом с брахманскими памятниками находятся буддийские и джайнские.

Окончательное торжество брахманизма знаменуется преобладанием храма в виде усеченной пирамиды, схожим по форме с подвижной пагодой Вишну. Можно ли считать ступы и пещерные храмы выразителями буддийской религии, а в пагоде-пилоне усматривать символ возврата к стародавним верованиям? Ограничимся лишь указанием на эти факты. Храмы Камбоджи, памятники кмерского искусства, представляют собой лишь варианты пирамидального типа пагоды.


Рис. 120

Рис. 121

Очевидно, здесь имеется в виду колесница с изображением божества (в данном случае Вишну), которая фигурирует на религиозных индийских праздниках того или иного культа. По мифологическим представлениям индуса, бог передвигается по небу в колеснице (вахана), которая является одним из небесных обиталищ божества. Отсюда многие храмы Индии (например, знаменитый храм в Конарке) имеют у фундамента колеса, т. е. как бы являются большими воспроизведениями колесниц. Вполне естественно, что форма культовых колесниц, применяемых при празднествах, и форма индийского храма совпадают.

Рисунок 121 (Элора) дает нам представление о пагоде в виде двухэтажного дома. Храмы Элоры и кмерские памятники отмечают в истории индийского искусства период чрезмерной роскоши, когда архитектурные линии исчезают под скульптурной декорацией. Это пышное искусство относится к VII, VIII и IX вв.

В следующие века одновременно с пагодами в форме башен встречаются пагоды, подражающие зданиям, увенчанным куполами; такова высеченная из массива скалы пагода (рисунок 122 ) в Мамалапурам , датируемая обычно VI в.

Наконец в X в. появляются джайнские пагоды (Мон Абу ) с гипостильными залами - тип, находимый также в брахманской архитектуре Южной Индии. Несколько гробниц, воздвигнутых в подражание этим пагодам, представляются в виде павильонов на колоннах, увенчанных луковичными куполами.

Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. - Почти необходимой принадлежностью всякого буддийского храма был монастырь; жизнь монастырей угасла вместе с буддизмом. Возле брахманских храмов находятся пропилеи и колонные залы, служащие пристанищем для странников, и священные озера, окруженные портиками. Необходимо отметить довольно интересные перемещения форм, которые здесь наблюдаются: то пилон представляет собой башню с уступами, и через него открывается вход в храм, имеющий форму колонного зала, то, наоборот, колонный зал представляет собой пропилеи, а уступчатая башня играет роль храма.

Рис. 122 Рис. 123

На рисунке 123 показан гипостильный зал в одном из южных храмов (пагода в Чидамбарале ). Иногда храм и все примыкающие к нему помещения высечены в массиве скалы. Как пример приведем группы строений Элоры: пагоды, портики, статуи, столбы - все высечено из гранита скалы. Галереи храмов и портиков соединяются мостами, выдолбленными тоже в скале. Надземные памятники здесь выполнены теми же методами, что и пещерные храмы.

Постепенное увеличение храмов - Подобно храмам Египта, главнейшие храмы Индии создавались постепенно, путем добавления святилищ и оград к первоначальной части. Сановное святилище составляет ядро, перед которым возводится второе святилище; общая ограда охватывает эти строения; потом появляется новый храм, новая ограда и т. д. Рисунок 124 , взятый из книги Рам-Раза об архитектуре Индии, показывает общее расположение таких концентрических оград, по форме и плану расположения пилонов напоминающих ансамбль храма в Карнаке.

В этих комплексах, где одно здание нагромождается на другое, напрасно было бы искать изысканности египетских храмов, но по выразительности масс и по силе воздействия они могут быть сравнены лишь с памятниками египетской архитектуры. К этому прибавляется еще обилие и нагромождение пластических украшений, символизирующих впечатление подавляющего величия.

Географическая классификация

На прилагаемой карте Индии (рис. 125) показано географическое распределение различных типов храмов.

Ступа - единственный вид культового строения, не имеющий определенной локализация: он встречается от прилегающей к Гималаям Индии до Цейлона и всюду является признаком существования здесь буддизма, бывшего в течение по крайней мере пяти веков господствующей религией в Индии. Буква S отмечает местонахождение наиболее замечательных памятников ступа в Санчи.

Пещерные храмы, не принадлежа специально какой-нибудь определенной местности, заметным образом преобладают к югу от Нербудды (область К): здесь находятся гроты Аджанты и Карли. К северу от Нарбудды (область А) гора Абу - очаг джайнизма - является местом распространения каменной архитектуры, подражающей треугольным деревянным конструкциям. Тут мы находим самые яркие примеры храмов с покрытиями, выполненными горизонтальной кладкой плит (рисунок 111,5).

Пагода в форме башни со слегка выгнутыми ребрами наиболее распространена в провинции Орисса, область О.

Храм с пропилеями в виде пилонов и с гипостильным залом преобладает на юге полуострова, в М, в провинции Мадраса. Наконец, в долине Ганга, в области Бенареса (В), являющейся религиозным центром Индии и местом паломничества, распространены все эти типы храмов.


ИСКУССТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ВЛИЯНИЯ

Возвратимся к истокам индийской архитектуры. Мы видели, что в Индии за три века до нашей эры существовало большое искусство, покоившееся на навыках деревянного зодчества и обнаруживавшее исключительную живость воображения, которой совершенно лишено население современной Индии.

Без сомнения, вторжение каких-то народностей, какие-то смены рас отделяют время создания этой системы от тех бессознательных подражаний, следы которых мы различаем в искусстве последующих эпох.

Искусство гротов Карли и Аджанты продолжает существовать созданными традициями, утеряв, однако, всякую связь с приемами конструкции, или же заимствует формы из иноземных искусств: персидские формы при Ашоке, греческие детали, китайские и, наконец, широко почерпнутые у сасанидов,- из всех этих элементов складывается перегруженный стиль, который старается достичь эффекта скорее пышностью, чем отвлеченной красотой. Вызываемое им представление грандиозного есть результат удивления перед количеством затраченного труда.

Кастовый строй давал возможность необычайно расточительно пользоваться трудом. Противоположный принципам буддизма, он не был чужд брахманизму, и если величественные памятники эпохи брахманизма - создание рук угнетенных каст, то позволительно усомниться в том, что свободный труд был бы использован так же расточительно, как мы это видим в буддийских пещерах Аджанты.

Кастовый строй окончательно устанавливается с возвратом к брахманизму; с этих пор мастер от отца к сыну наследует ремесло и оказывается прикрепленным к местности, в которой он родился. Локализация типов индийских архитектурных памятников и их постоянство отражают эту организацию рабочих сил Индии.

Влияние индийского искусства до начала нашей эры почти не переходит за пределы самой Индии. Примерно в I в. н. э. из Индии в Китай попадает буддизм, а вместе с ним вся символическая тектоника и внутреннее устройство храмов этого культа.

Именно с этих пор Китай, примитивное искусство которого было бедно фантастическими элементами, воспринимает из Индии целый мир химер, которые оживят его архитектуру своими странными силуэтами. Буддизм исчезает в Индии, начиная с VIII в., но продолжает существовать в Китае, и основная линия развития культовой архитектуры Индии как бы продолжается в буддийском Китае.

С началом буддийской пропаганды Индия получает из Китая некоторые образцы, совершенно чуждые местному искусству: архитекторы Санчи выполняют в камне чисто китайские портики. Позже, в джайнскую эпоху, архитекторы строений на горе Абу воспроизводят конструкции китайского типа; они в камне подражают этой экзотической резьбе, как их предшественники, высекая из массива скалы, подражали формам древнего туземного зодчества.

Поздние периоды индийского искусства связаны с историей мусульманской архитектуры и носят на себе снова следы персидского влияния - занесенные в район Агры различные типы мусульманских мечетей.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

- (инд. искаж. bhagavati святой дом). 1) азиатский идолопоклоннический храм, в особенности у китайцев, индусов и сиамцев. 2) маленькие комические фигурки с качающимися головами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

пагода - См … Словарь синонимов

пагода - (неправильно пагода и пагода) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

пагода - ы, ж. pagode f. <санскрит. бхагават божественный, святой. Буддийский храм. БАС 1. Теперешнее капище их <индийцев>, есть ничто иное, как род алькова, где за шелковым занавесом стоят на ступенях идолы. Измайлов Путеш. в полуд. Россию 4 141 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАГОДА - (португ. pagoda от санскр. бхагават священный), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н. э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме … Большой Энциклопедический словарь

ПАГОДА - ПАГОДА, пагоды, жен. (пракритское bhagodi священный). Буддийский храм (в Индии, Японии, Китае и др.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

пагода - ПАГОДА, ы, жен. Буддийский или индуистский храм, хранилище религиозных реликвий. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Пагода - (португ. pagoda, от санскр. бхагават священный; кит. бао та, буквально башня сокровищ), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды возникли в начале нашей эры в Китае, известны в Корее, Японии, странах Юго Восточной… … Художественная энциклопедия

Пагода - (искаженное европейцами индийское слово bhagavati, т. е. Святой дом) название индийских храмов, выстроенных на открытомвоздухе … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Пагода - (порт. pagoda) – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н.э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

пагода - Многоярусная башня для хранения реликвий; тип культового и мемориального сооружения буддистов Азии [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN pagoda DE Pagode FR… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Конан и пагода сна , Д. Брайан, М. Леонетти. Величайший из героев Хайборийского мира, неистовый Конан-киммериец, без устали сражается с колдунами и некромантами, когда их магия угрожает ему самому или его друзьям. Но на сей раз ему… Купить за 380 руб
  • Пагода журавлиного клёкота , Владимир Фёдорович Власов. «Пагода журавлиного клёкота» – это некая сфера, где становится понятен птичий язык – клёкот, язык самых совершенных по своему строению птиц, так похожих на людей,посещающих Небо и знающих…

Во Вьетнаме свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. Однако еще до недавнего времени государственные органы власти активно вмешивались в эту сферу жизни. Возможно, поэтому по официальным данным больше 80% граждан Вьетнама считаются неверующими. Мировая общественность активно критиковала существующее положение в стране, касающееся религии. И сейчас ситуация изменилась: по данным социологических опросов международных организаций большинство вьетнамцев считают себя приверженцами какой-либо веры. Интересен факт, что в стране нет «главенствующей» религии, а достаточно много самых разных верований. Еще интересней, что некоторые жители Вьетнама загадочным образом умудряются верить сразу в несколько богов.

Традиционные религии

Этим термином принято объединять разные верования, связанные с обожествлением предков и духов. Например, во Вьетнаме верят в Богиню-мать, а также существует культ предков. Традиционные религии – самые древние, их отголоски можно найти в разных странах мира. Например, в России принято отдавать часть поминального угощения умершему (рюмка водки, накрытая кусочком хлеба или конфеты на могилу). Это древняя традиция, связанная с почитанием души предков. А Богиня-мать существовала во многих ранних религиях мира, например, в греческой мифологии ей стала Гея, богиня Земли и всего, что рождается на ней.

В домах вьетнамцев распространены обычаи задавать вопросы, советоваться с умершими. Есть так называемые домашние алтари, связанные с почитанием покойных. Вьетнамцы верят, что если не проявлять уважение к прародителям, они могут обидеться и начать мстить. Интересно, что традиционные верования могут сочетаться с другими. Например, житель Вьетнама может считать себя буддистом и при этом воздавать дань памяти умершим родственникам по традициям культа предков. По некоторым данным, традиционные религии практикуют больше половины вьетнамцев.

Буддизм

Эта религия во Вьетнаме самая древняя и самая распространенная, после традиционных верований. Даже впервые посещающий страну турист поймет это по наличию статуй Будды, которые можно встретить практически везде. Сейчас во Вьетнаме, как, впрочем, и во всем мире, существует несколько направлений этой религии. Самая распространенная – буддизм Махаяны. Возникло это направление в Индии, и оттуда попало на территорию современного Вьетнама еще в 1 веке до н.э.

Туристам будет интересно посмотреть на буддийские храмы и статуи Будды. Многие из этих религиозных сооружений впечатляют своей величиной, красотой или оригинальностью. Самые знаменитые статуи и храмы:


Христианство

Во Вьетнаме религия христианская, в основном, представлена католичеством. В подтверждение этому можно увидеть католические церкви в разных городах страны. Но и православные христиане во Вьетнаме есть, в том числе выходцы из России. Католицизм в страну принесли французы, ведь эта территория находилась под их колониальным гнетом. У католиков сложные отношения с руководством страны: их, вроде бы, никто не притесняет, но они постоянно выдвигают властям новые требования. В основном претензии касаются передачи культурных объектов из государственной собственности в руки церкви. Протесты иногда доходят до столкновений с силовыми структурами.

Ислам

Исламисты Вьетнама всегда жили несколько обособлено от остального мира. И хотя они соблюдают религиозные традиции, ходят в мечети и чтут Коран, некоторые ритуалы проходят здесь своеобразно. Например, Рамадан длится у вьетнамских исламистов три дня, а не месяц, как у мусульман всего мира. Мечетей в стране мало, поэтому обычные туристы могут и не побывать там.

Остальные религии


Какая религия во Вьетнаме есть еще? Их много: есть в стране и иудаизм, и конфуцианство, и новые течения, такие как Каодай и Хоахао. Два последних культа возникли из смеси разных религий: христианства, буддизма и прочих. Считается, что Каодай проповедует больше 2 млн.человек, но это неофициальная информация.

Кем бы вы ни являлись по вероисповеданию, побывав во Вьетнаме, обязательно посетите храмы со статуями Будды. Это – одна из главных достопримечательностей страны. И не отказывайтесь от экскурсии, ведь вы можете узнать много интересного об особенностях буддизма во Вьетнаме. Даже если вы совсем не интересуетесь религией, старинные пагоды с величественными статуями произведут на вас впечатление!

Восток совсем не похож на Запад. Можно даже сказать, что он является полной его противоположностью. Многое в азиатских странах для туристов является диковинкой: начиная от ингредиентов в блюдах и заканчивая архитектурными приемами.
Одна из таких диковинок – пагода. Что это за сооружение? Какую функцию выполняет? И почему их так много в самом населенном и крупном городе Вьетнама – Хошимине?
Пагода – это культовое сооружение в буддистской и индуистской религиях. В разных странах Азии под «пагодой» понимают функционально различные сооружения. Например, в Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Лаосе под пагодами имеются ввиду ступы, то есть монументальные памятники, мемориальные комплексы, хранилища священных предметов.
В таких странах, как Индия, Вьетнам, Корея, Китай, Япония, пагода – это буддистский храм, который имеет характерную форму – многоярусной башни. В основу восточной философии лег принцип цикличности, повторяемости, развитию по спирали, который и был отражен в таком архитектурном сооружении, как пагода.
Насладиться неповторимостью линий и точностью симметрии вьетнамских пагод можно в городе Хошимин.
Самой древней по праву считается Пагода Жак Лам (Giác Lâm Pagoda). Она была построена еще в XIX веке, а именно в 1774 году. Кроме своей древности, она привлекательна для туристов еще и огромным количеством деревянных, бронзовых и цементных статуй, горильефов, настенных украшений. Состоит из трех залов: главного актового зала, зала для проповедей дхарсы и зала для приема пищи.

Последняя ее реконструкция была произведена в период с 1970 по 1993 год. Ее затяжной характер объясняется войной, принесшей множество бедствий вьетнамскому народу.


Пагоде Нефритового императора присуща контрастность, которая проявляется в противопоставлении яркого и нарядного внешнего убранства пагоды и мрачности внутренних помещений.


Строительство этой пагоды посвятили богу небес Нгок Хоанга – Нефритовому правителю, статуя которого размещена в центральной зале. Завершилось оно в 1909 году. Места, которые представляют интерес для экскурсионных групп, — это адская комната и алтарь матери пяти будд.


Изображение десяти кругов ада украшает стены адской комнаты. В центре ее стоит статуя Дьявола.


Пагода Винь Нгьем (Vin Ngem) являет собою целый храмовый комплекс с сорокаметровой башней – Гуань-Инь, в которой висит колокол, молельней, башней для урн с прахом, озером и прочими постройками. За ее основу была взята модель пагоды Винь Нгьем Бак, которая находилась в провинции Жанг в 11 веке.


Строительство современной пагоды было окончено немного более 40 лет назад — в 1971 году. В ее архитектуре соединились японские и вьетнамские мотивы. Гармоничное соединение современных и традиционных элементов придает этой пагоде неподражаемый вид.

Пока жила в Таиланде, обнаружила в себе странное свойство: храмы разных религий манят меня, радуют и «вставляют» порой так, как ни одна синяя таблетка ни одного московского мажора ни в одном ночном клубе не вштыривает. Типичный пример — история с н в Паттайе. В буддийской пагоде Otres Pagoda в Сиануквиле, Камбоджа, все было несколько по-иному. Наполовину существующий, храмовый комплекс удивил неожиданно богатым внутренним миром.

Почему буддийской пагоды Otres Pagoda почти не существует

Потому что она еще строится.

Мы были в храмовом комплексе в декабре 2015-го, и сама пагода находилась с состоянии двух металлических каркасов, по которой под жужжание строительных машин эквилибрируют кхмеры в оранжевых каска. Под буддийской пагодой подразумеваются высокие ступы, где хранятся некие священные артефакты, или же пагоды могут служить мемориальными комплексами.

Впрочем, на территории Otres Pagoda, помимо главной, есть множество небольших мемориальных, как я предполагаю, ступ.
Размеры не мешают сооружениям выглядеть очень величественно и внушительно. Когда я гуляла между ними, не понимала, какую функцию несут эти здания, но не покидало ощущение, что брожу по кладбищу. Информации о местечке почти нет, а мой кхмерский в зачаточном состоянии — к своему стыду, могу лишь догадываться, что в небольших ступах хранятся прахи духовных личностей — монахов, священнослужителей.


Даже сейчас, в незаконченном виде, пагода на Отресе — занятный экскурсионный объект, рекомендую ее для посещения тем, кто малость интересуется буддийскими храмами.

Жирную точку к нынешнему посту о буддийской пагоде на Отресе поставлю, дав обещание посвятить отдельную публикацию рассказу о том, как многогранен буддизм. Пусть эта тема интересна совсем малому кругу читателей, все-таки приглашаю вместе расширять сознание, изучая духовную жизнь этой планетки. Которая то и дело норовит улететь в тартарары из-за недальновидности, ограниченности и невежества большинства ее обитателей. К коему отношусь, разумеется, и ваша покорная слуга, что плодит здесь свои заметки…

С пожеланиями процветать материально и духовно, искренне ваша, Marta



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: