Что значит богом данный ребенок. Многодетность и бездетность - дары божьи

Иерей Кирилл Иванов, клирик храма Вознесения Господня в Колпино, отвечает на самые распространенные, самые существенные для православного человека вопросы, связанные с беременностью и родами.

Как рождается душа?

— Отец Кирилл, есть ли какая-нибудь общецерковная точка зрения на то, как формируется человеческая душа? Когда и как это происходит?

— У богословов разные точки зрения. Мне больше импонирует взгляд Феофана Затворника. Он говорит о том, что в создании, в появлении человеческой души и тела, как со-творцы участвуют, вместе с Богом, и родители. Мы знаем, что тело формируется из клеток отца и матери. Но это не значит, что Бог не принимает участия в сотворении тела. Точно так же каким-то образом в создании души принимают участие и родители. Именно поэтому склонность к добродетелям или ко грехам часто наследуется от родителей. То состояние, в котором родители зачинают своих детей, — состояние благодати или, наоборот, состояние греховности, — неизбежно отражается на потомстве, на детях.

— Известно — сейчас даже гинекологи и эмбриологи с этим, в общем-то, не спорят, — что на генетическом уровне с момента зачатия это уже уникальный организм с уникальным набором хромосом, которые отвечают за гены, характерные для конкретного человека. С момента зачатия определяется пол ребенка. Мы не можем сказать, что мужской организм является частью организма женщины. Но даже если это девочка, понятно, что у нее может быть другой резус-фактор, другая группа крови. Поэтому ребенок однозначно является уникальной личностью и не является частью тела женщины, которой она могла бы распоряжаться как, скажем, опухолью или чем-то другим.

— Обязательно ли, чтобы рождение детей происходило в венчанном браке?

— Я бы сказал, что желательно. Когда у человека есть благословение на рождение детей, то понятно, что это именно дар Божий. Конечно, Господь посылает детей и тогда, когда родители о Боге совершенно не думают. Более того, именно через детей многие и приходят к Богу. Но в том случае, если брак не благословлен Церковью, дети оказываются как бы похищенными. Знаете, если ребенок хочет от отца получить что-то, он говорит ему: «Папа, я хочу машинку». Тогда отец эту машинку покупает или не покупает. Но ребенок ведь может и не обращаться к отцу, а стащить деньги у него из кошелька и купить эту игрушку. Но той радости, которую он мог бы получить, когда бы отец сам подарил игрушку, он уже не получит, потому что ему придется ее прятать, играть ею тайком. Нечто подобное, мне кажется, возникает и в случае с семьей, с беременностью. В одном случае родители молятся о том, чтобы у них были дети, берут благословение, просят Бога, чтобы Он благословил их брак, благословил чадородие и многочадие, как мы молимся в таинстве Венчания. Совершенно другая ситуация возникает, когда ребенок — побочный продукт взаимоотношений мужчины и женщины. Уже не будет, конечно, той радости, которая бывает у родителей, осознавших, что Бог услышал их молитвы и даровал им ребенка.

— Но бывает же так, что родители венчаются, но о даровании детей не молятся. А бывает наоборот: молятся о рождении детей не венчанные…

В первом случае молитва совершалась во время венчания и супруги молились вместе со священником. Во втором — людям необходимо осознать, что самая сильная молитва о детях — именно венчание. Мне довелось повенчать супругов, которые считали себя бесплодными... Через год я крестил их двойню!

Особый путь, но не единственный

— Существует точка зрения, что чадородие это особый путь женщины ко спасению. Насколько она корректна?

— Об этом прямо говорит апостол Павел: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2, 14-15). Но как это понимать? Есть такая поговорка в Православии: воспитать ребенка — всё равно, что храм построить. Ведь мы относимся, по словам апостола Павла, к нашим телам как к храмам Духа Святаго (1 Кор. 3, 16). Поэтому, если мать воспитывает ребенка в вере, в благочестии, в чистоте, прививает его к Церкви, то ребенок на самом деле становится храмом Божиим. Это путь ко спасению и для нее, и для ребенка, и, возможно даже, для тех людей, которые потом будут с ее ребенком общаться, и которых он, может быть, приведет ко спасению. Мои небесные покровители Кирилл и Мария Радонежские воспитали Сергия Радонежского. И, конечно, воспитание преподобного — это был путь ко спасению не только Марии и Кирилла, и самого Сергия, но и тысяч и миллионов русских людей.

Икона Богородицы "Поможение в родах" почитается как заступница рожениц. Образ получил распространение в России в XVII-XVIII вв., возможно, под влиянием итало-греческой иконописи. В Санкт-Петербурге почитаемый список находится в в Свято-Троицком Измайловском соборе.

— Но ведь очевидно, что у женщин есть другие призвания. Она может и не иметь детей, и при этом быть хорошей христианкой.

— Каждый человек имеет уникальные таланты, дары от Бога. Вне зависимости от того, мужчина он или женщина, он должен их реализовать. Очень мне нравятся слова Иоанна Лествичника о том, что каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, может быть священнослужителем в своем сердце. Сердце — это тот храм Божий, в котором мы можем приносить жертву хвалы Богу. В зависимости от духовного устроения и от духовного подвига и роста человека, он в своем сердце может быть дьяконом, или священником, или епископом. Такое служение Богу гораздо важнее и приятнее, чем служение внешнее без внутреннего.

— То есть, чадородие не единственный путь спасения для женщины?

— Не единственный. Скажу больше. Некоторые — особенно это касается каких-нибудь сектантов, иноверных — говорят, что создание семьи и вообще интимные взаимоотношения, близость между мужчиной и женщиной нужны только для того, чтобы иметь детей. Но это противоречит учению Православной Церкви, учению апостола Павла, который говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Конечно, рождение детей — это важная и необходимая цель брака. Но на первое место апостол поставляет не его, а сохранение чистоты и целомудрия. То есть — ограничение нашей естественной потребности тем, что благословил Бог.

Предохранение от Бога

— С Вашей точки зрения, сколько должно быть детей? Как определить, сколько их нужно и можно иметь этой вот конкретной паре?

— Человек это не может определить, это определяет Бог. Сколько Он пошлет, столько и должно быть. Другое дело, что встает вопрос о предохранении. В чем его смысл? В том, что, предохраняясь от посылаемого Богом, человек предохраняется от Самого Бога. Он Ему не доверяет, считая, что у него есть какие-то обстоятельства, о которых Бог не знает: низкая зарплата, маленькая жилплощадь, планы карьерного роста. Он рассуждает так: дети у нас появятся в зависимости только от того, имеем ли мы с супругой близость или не имеем, а Бог, может быть, об этом и не узнает. Как-то это само собой получится. И Бог, действительно, нам не навязывается, в стороночке стоит, и люди живут без Бога.

— Когда все-таки предохраняться можно?

— В тех случаях, когда люди не могут воздерживаться, а у супруги, у мамы, есть какие-то болезни, которые не надуманно, а действительно ставят под угрозу жизнь и ее, и ребенка, которого она, может быть, будет вынашивать. Второй вариант: если уже есть дети, несколько детей, и жена находится в истощенном состоянии, а воздержание невозможно. Разумеется, речь может идти только о том, чтобы предохранялся мужчина, поскольку всё остальное либо является абортивным средством, либо вредит здоровью женщины, либо и то и другое...

— Но воздержание — это все-таки универсальный способ предохранения…

— Да, конечно. Универсальный. И только такое «предохранение» может быть благочестивым. Но супруги должны быть к этому готовы. Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга (речь идет именно о близости), разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5). Когда одно из этих условий не выполняется, то супруги не могут друг от друга уклоняться, не могут отказывать друг другу в близости. Каким образом это с исповедью связано? Часто приходят люди и говорят: «Вот, мы в пост допускали близость». Здесь важно понимать, что отказываться от близости супруги имеют право только по взаимному согласию. Поэтому, если один из супругов хочет поститься, а другой не может этого делать, то тот, который хочет поститься, не имеет права воздерживаться. Он может сам не провоцировать другого, пытаться жить воздержанием, но если другому необходимо это, мужу или, наоборот, жене, то первый, который постится, уже не имеет права отказывать. Греха здесь не будет. И я обычно говорю прихожанам, что если не вы были инициатором близости в пост, то вы можете даже в этом не исповедоваться, потому что, наоборот, будет грехом, если вы будете отказывать, и из-за этого, может быть, семья будет разрушаться, ваша вторая половиночка будет куда-то в другую сторону смотреть, разжигаться какими-то помыслами, не дай Бог, до измены дойдет.

Встреча Марии и Елисаветы (Лк. 1, 39-56), состоявшаяся сразу после Благовещения, не только укрепила Богородицу в Ее служении, не только прославила Ее родственницу как пророчицу и мать пророка, но и показала христианину, что ребенок от зачатия избран и любим Богом. "Иоанн, когда еще был в чреслах Захарии, - пишет преподобный Ефрем Сирин, - подобно и Левию в чреслах Авраама, уже служил Господу и ожидал Его, как цвет месяца арекк, молчаливо возвещающий о грозди, которая источена среди Иерусалима".

— Мы знаем сколько угодно неблагополучных семей с множеством детей. Мы знаем и очень благочестивые семьи, где один-два ребенка, и явно не потому, что родители больны, а потому что они решили, что у них будет столько-то детей. Они кормят их, воспитывают в вере, дают образование. Получается, что вот те неблагополучные семьи более безответственно подходят к «детскому вопросу». При этом они вопросами предохранения не обеспокоены. В этой логике они доверяют Богу больше, чем благополучные и благочестивые?

— Те люди, про которых Вы говорите, рожают детей не потому, что они волю Божию исполняют, а потому, что они, как животные, следуют инстинктам. Другое дело, что дети-то тоже не из воздуха появились — Господь их послал. И мы не знаем, почему у одних благочестивых, которые хотели бы много детей, родился всего один, два или вообще ни одного, а у каких-нибудь пьяниц — много. Возможно, одна из причин — то, что Господь хочет через детей, через многочадие, вот этих людей, которые живут неблагочестиво, как-то заставить задуматься и изменить свою жизнь.

Еще ближе к Нему

— Самый распространенный «православный» вопрос: можно ли беременным поститься?

— Я здоровых молодых женщин всегда благословляю поститься. Но без надрыва: если какие-то проблемы возникают, можно послабление сделать. Но сколько постились мои прихожанки, роды всегда нормально проходили, и даже легче было рожать. Потому что если беременная постится, у нее размягчаются родовые пути и возникает гораздо меньше осложнений, чем у женщины, которая питается всем. Но одно дело — воцерковленная здоровая женщина, которая постилась до беременности. Другое дело — здоровая женщина, которая не постилась. Одно дело — больная, которая постилась. Другое дело — больная, которая не постилась. Всё индивидуально. Кстати, в некоторых случаях, сам организм женщины в начале беременности начинает поститься: я имею в виду токсикоз первого триместра, когда возможна не только тошнота, но и рвота.

— Нужно ли женщине чаще причащаться во время беременности?

— Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? Один раз, наверное, когда была крещена, второй — когда покаялась, в третий — перед смертью. Тем не менее — она одна из самых великих святых. Поэтому, дело не частоте причащения, а в качестве, в том, как мы готовимся к причастию, как относимся к нему. Конечно, для человека, который живет не в пустыне, как Мария Египетская, а рядом с храмом, который воспринимает Бога не как нечто далекое, а как нечто близкое и родное, как члена семьи, частое по возможности причащение является насущной потребностью. Ну а во время беременности, когда женщина думает уже не только о себе, а и о ребенке, у нее, у православной мамы, должно быть постоянное желание стать еще ближе к Богу, еще больше молиться, еще чаще причащаться.

— А есть какие-то ограничения для беременных, по аналогии с «обычным женским»?

— Не причащаться, не приходить в храм? Нет, это предрассудки. Женщины иногда задают вопрос: «А можно ли во время беременности венчаться?» Если уж до беременности не испросили благословения Божия на зачатие и на рождение детей, то лучше, конечно, это раньше сделать, чем позже. Лучше венчаться во время беременности, чем после.

Мама и другие

— Как правильно сообщить о беременности мужу и родителям?

— Это зависит от взаимоотношений в семье и от отношения в ней к чадородию. Бывает так, что семья даже православная, в ней уже несколько детей, но бабушки-дедушки полагают: «куда уж там больше». В этом случае, может быть, попозже стоит говорить, чтобы не вызвать негативной реакции, от которой сама мама (которая вынашивает ребенка) будет расстраиваться и нервничать.

— У беременных женщин бывают разные, скажем так, чудачества, частые перемены настроения. И окружающие от этого тоже страдают. Как это преодолеть? Что нужно делать?

— Вся жизнь наша — страдание. Через какие-то скорби мы совершенствуемся в терпении и в смирении. Для женщины это подвиг, для близких — тоже подвиг, возможность лишний раз проявить свою любовь к этому человеку, к этой женщине, к супруге, к дочери, к матери, к сестре.мы должны иметь к беременной женщине соответствующее снисхождение. Вот часто пожилые люди говорят: «Мне бы хотелось уже умереть, потому что я только обуза для ближних. Я инвалид», или: «…я уже старая, не могу за собой ухаживать». Приходится объяснять: «Вы поймите, вы нужны вашим ближним, потому что, ухаживая за вами, они учатся любить». Точно так же, и, может быть, еще в большей степени, мы учимся любить, терпя немощи беременной женщины.

— Как Вы относитесь к присутствию мужчин во время родов? Такая практика сейчас достаточно распространена, в том числе платно эту услугу оказывают в роддомах. Это хорошо или нет?

— Я — консерватор. Мне кажется, это сугубо женские дела — пусть рядом с роженицей будут мать, сестра, близкая подруга — мужчине там делать совершенно нечего. Я, правда, присутствовал при родах второго и третьего ребенка, но я был немножечко в стороне, просто молился, роддом окроплял. Мужчина в этот момент должен быть не столько с женой, сколько с Богом. Потому что именно Он посылает ребенка, хотя и не без участия родителей.

Мама и ребенок

— Как относиться к УЗИ, скринингу, анализам на патологии, в общем, к способам врачебного мониторинга беременности. Нужны ли они?

— Я своим студентам всегда говорил: «перед лабораторными и инструментальными методами исследования снимайте шляпу, но не голову»! Мне самому приходилось много раз ставить диагнозы вопреки исследованиям. К сожалению, сейчас и врачи и беременные «снимают голову». Взять хотя бы тест на АФП (альфафетопротеин). Это скрининговый тест на патологию плода. Делают почти всем. За рубежом он добровольный, и о нем подробно рассказывают. Да, действительно, изменение количества этого белка может свидетельствовать о повышенном риске пороков. Например, понижение — о риске болезни Дауна. Что сделает женщина, если ей скажут, что риск болезни Дауна у ребенка повышен в 50 раз? Она решит, что ребенок — Даун и пойдет на аборт! Теперь обратимся к цифрам. Повышение риска в 50 раз означает, что женщина имеет примерно 0,5% риск родить дауненка, или 199 против 1, что родится здоровый! Это уже совсем другой разговор. А женщине говорят, что у нее Даун! Я много таких успокаивал после направления на аборт. Во всех случаях родились здоровые. Поэтому надо с умом подходить к исследованиям. И делать их не для уничтожения «неполноценных», а для того, чтобы помочь женщине родить.

— Есть различные рекомендации, которые сводятся к тому, что будущая мать должна активно воздействовать на ребенка: классическую музыку слушать, читать ему хорошие книжки вслух, разговаривать с ребенком. Что из этих рекомендаций имеет реальную пользу?

— В медицине есть такие направления, как арт-терапия и музыкотерапия. Известно, что искусство влияет на организм человека, на его настроение, на его психику. И, конечно, ребенок в утробе матери тоже ко всему этому приобщается и на всё это реагирует. Я перед Крещением ребенка говорю, что он, этот ребенок, не белый чистый лист, на котором можно писать всё, что угодно. Нет, написать, конечно, можно всё, но надо понимать, что, во-первых, ребенок уже поврежден грехом, несет на себе последствия того, что совершили Адам и Ева. А во-вторых, он девять месяцев находился в утробе у мамы и вместе с ней либо ходил в храм и молился, либо слушал концерты классической музыки, либо смотрел боевики, либо сидел в соцсетях. Опять же, если у мамы с мужем лады, и они любят друг друга, друг другу уступают — и ребенку легче. А если мама ругалась с папой во время беременности, то и ребенок каким-то образом это всё переживал. Все поступки мамы отражаются на ребенке.

— Я слышал от многих женщин (хотя это не абсолютное правило), что им тяжело любить ребенка до того, как его положат на живот после родов. Тогда только она начинает думать о нем, а не о себе. А до того она сосредоточена больше на своем здоровье. Это нормально или нет?

— Но женщина ведь может чувствовать ребенка и до родов! Мы же любим Бога, Которого не видим, по крайней мере, стремимся к тому, чтобы любить Его. Но, действительно, с того момента, как ребенка приложили к груди первый раз, очень сильно что-то меняется в матери. В центре «Жизнь», который я возглавлял, был такой случай. Наша сотрудница, которая в роддоме работала, узнала, что одна из женщин хочет отказаться от ребенка. Вокруг нее уже ходили доктора, подписывали какие-то документы, был «покупатель», который был готов забрать ребенка. Она, врач, пошла на хитрость. После того, как ребенок родился, она принесла его к маме, которая совершенно не собиралась его принимать, не готова к этому была, и сказала: «Вы знаете, ребенка сейчас мы не можем покормить. Не могли бы вы его один раз к груди приложить. А мы потом решим проблему». Она приложила... и не смогла отдать. Конечно, врача этого потом уволили, было много истерик, криков, ругани. Но мама выписалась с ребенком.

Священник Кирилл Иванов

Родился в 1971 г. В прошлом - врач-кардиолог, преподаватель пропедевтики внутренних болезней в СПбГПМУ. Был духовником и руководителем ПМПЦ "Жизнь". Вместе с А. И. Танаковым и К. Ю. Боярским является автором книги "Как стать мамой. На приеме в женской консультации. Бесплодие и беременность. Комментарии священника" (М.: Ковчег, 2010).

Когда мы готовили один из материалов о многодетности, то в очередной раз вспомнили известную пословицу: “Если Бог ребенка дает, то и на ребенка дает”. И задумались: хоть и народная, а значит веками проверенная мудрость, но можем ли мы ее использовать в качестве аргумента в разговоре о многодетности? Может быть все совсем не так и в многодетных семьях прожиточный минимум соблюдается только жесточайшей экономией?

И тогда мы решили спросить пользователей интернета, посещающих православные семейные сообщества в жж – так ли это? Приводим их отзывы ниже.

Дорогие читатели, напишите нам в комментариях и о своем опыте!

Юрий: Когда мы в Штатах собирались сына рожать, на нас на моем факультете смотрели как на сумасшедших: аспирантская стипендия с садистской точностью сбалансирована для одного человека, уже с женой на иждивении на нее прожить сложно, а еще и с ребенком – вообще невозможно. И никакой возможности подработки – она со студенческим иммиграционным статусом строжайше запрещена и сам университет этот запрет тщательно контролирует. Не забывая также контролировать и покупку далеко не самой дешевой медицинской страховки на иждивенцев, которая покрывала только около 2/3 тоже весьма недешевой стоимости родов… И все эти расходы не считая “обычных” расходов на ребенка: кроватка-коляска, памперсы-пеленки, переезд в более теплую и более приличную квартиру. Для стороннего наблюдателя дело казалось безнадежным.

Однако как-то мы справились – брали кредиты, платили госпиталю за роды в рассрочку, ругались за каждый доллар со страховиками, покупали многое на руках и в секонд хенде, оформили государственные льготы по жилью и страховке (скрывая от университета, который для иностранцев подобные вещи не поощрял, хотя со стороны закона все было честно). Конечно, было тяжело, иногда казалось, что просто невыносимо. Однако справились и все увидели, что родить ребенка, учась в американской аспирантуре, вполне осуществимо. Это послужило началом локального факультетского “бейби бума”: через год после рождения Петьки детишки появились еще у 3-х аспирантских пар.

Елена, жена Юрия: К тому, что сказал Юра, можно добавить, что начинали мы свою американскую часть жизни с сырого однокомнатного подвала, в котором в стены были жуткие сквозняки, с потолка текли трубы медленной струйкой, в дождь пол, покрытый ковролином, превращался в болото, и грибы росли на стенах с такой скоростью, что мы не успевали их счищать.

Машину водить мы не умели, и денег на нее не было.

Вдобавок ко всему этому у меня был жутнейший токсикоз; такой, что в течение первых полутора месяцев я не могла выйти из дома.

Когда мы пошли в университетскую поликлинику, чтобы спросить совета, что делать, нам молча протянули телефонный справочник, без каких-либо комментариев.

Сейчас Петруничу почти 6. И живем мы в трехэтажном доме с палисадником. Петя говорит на двух языках и учит третий.

Слава Господу за все, через что мы прошли! Очень укрепило и благодаря этому пути мы встретили множество замечательных людей!

Вадим: У меня так и было. Правда, деньги по-настоящему появились немного раньше – примерно через полгода после женитьбы. Можно сказать деньги, работа, потом образование т.д. “с неба свалились”. До того – был безработным.

Кстати – я тогда был в общем-то неверующим и веру получил лет через десять.

Ульяна: А у нас было так: родился первый, у мужа на работе случился кризис и он перестал получать зарплату. Это продолжлаось 7 месяцев. Обзанимались денег.Потом потихоньку стало выпраляться, но мне пришлось выйти на работу. Потом чере 2,5 года родился второй. Опять у мужа на работе кризис. Опять я вышла на работу. А когда младшему был год с небольшим, муж заболел раком. Так что хорошо, что я работу не бросила. Сейчас вроде вылечился, но живем под дамокловым мечем.

Сейчас вроде и денег много, и все есть, а детей уже больше не будет. Третьего, если бы я тогда не рожала, как Бог дает детей, а решила бы подождать пока у нас будет квартира, дача, деньги и т.д., то у нас детей бы вообще уже не было.

Елизавета: У нас, как ни старнно, так и было. Правда, с оговорками – т.е. не то, чтобы мы стали жить намного лучше и легче, но пропорционально количеству членов семьи увеличился и доход. Т.е. все впритык, как и было, но на главное (еда, оплата всяких коммуслуг и садов-секций) хватает. Вот с одеждой (особенно на взрослых) уже посложнее, но это мелочи.

Первая дочка у нас родилась через 2 месяца после дефолта, у нас ничего не было для ребенка, но все появилось. Правда б/у, старенькое, но все, что необходимо. Когда вторая родилась, у папы на работе более менее все стабилизировалось. А когда третья – его уволили, и месяц мы были без работы. Зато потом, папа устроился на стабильную работу.

Короче, если конкретно сравнивать – сейчас мы живем лучше, чем тогда, когда у нас был один ребенок. Не уверена, что это связвно с рождением детей напрямую. Возможно, это связано с взрослением нас, что называется “встаем на ноги” :)) При этом содержать родителей однозначно не имеем возможности.

Елизавета: У нас было так, что перед рождением ребенка меня (студентку) и мужа (аспиранта) пригласили в командировку за необычно высокие деньги в университет в штатах (за мои предыдущие заслуги в том же университете в предыдущей командировке и какое-то невероятно доброе ко мне отношение). Поэтому нам удалось скопить какие-то деньги, чтобы совсем не бедствовать, правда, я работала химиком будучи беременной с 3 по 7 месяц, но там с этим попроще.

Нам отдали много поношенных детских вещей бесплатно.

Но все равно трудно сводить концы с концами – не получается без помощи родителей. Они нам материально ОЧЕНЬ помогают, потому что в Москве очень все дорого, а я не могу работать. Но – мужу тоже неожиданно повезло. Ему нашли полставки в лаборатории, где он аспирант. Однако, хоть это и звучит гордо, но у нас на продукты в месяц уходит больше его зарплаты.

Ольга: Во время моей беременности муж сменил работу.
вещи в большом количестве остались мне от племянника и подруг.
Квартирный вопрос пусть и временно, но решился.

Ксения: Ну, я бы не усматривала здесь автоматической зависимости. Скорее работает принцип “у страха глаза велики” или “глаза боятся, а руки делают”. Когда стоишь перед выбором или перед лицом нового важного факта, последствия оного кажутся катастрофическими. А потом жизнь идет, к факту привыкаешь, правильно сделанный выбор дает чувство уверенности, и как-то все оказывается не таким трудным и страшным, возникают новые конфигурации и варианты, которые помогают справиться и которые не просматривались заранее. Бывают, конечно, и очевидно чудесные истории, но думать, что так будет в каждом случае – наивно.

Мария: Я у родителей старшая из пятерых, поэтому есть что сказать. Сказать, что с рождением каждого следующего ситуация улучшалась не могу. Но всегда все были сыты и одеты/обуты. И не столько отец достаточно денег получал, сколько помогали люди одеждой, продуктами… Были очень тяжелые моменты, но как-то всегда все устраивалось, или мы что-то придумывали. Конечно, по сравнению с малодетными семьями мы имели куда меньше: одежда б/у, питание без разносолов, младший брат моря пока не видел, старшие увидели лишь благодаря родственникам и т. п. Но всегда была взаимная поддержка и любовь, которые помогали преодолеть все невзгоды и недостаток чего-либо.

Татьяна: Будет зайка – будет и лужайка. До моей беременности мы жили более-менее в достатке, но к моменту родов все совпало так неудачно, что первые года полтора буквально считали копейки. А потом вдруг как-то само собой все выправилось.

Валентина: Абсолютно подтвердилось с каждым из трех детей!
Особенно с третьей. Когда я забеременела было плохо со здоровьем – за четыре месяца до начала беременности перенесла микроинсульт. Меня спасло то, что через месяц после него я бросила пить таблетки и начала тренироваться, т.что к беременности подошла уже в неплохой форме.
Материальное же состояние семьи было просто катастрофическое. На еду не хватало и были чудовищные долги.

Я о третьем ребенке мечтала и была счастлива безоблачно. У меня была железобетонная уверенность, что Господь не оставит. Супруг все девять месяцев пытался понять, как мы будем выживать.

Родила я в сентябре. К маю основные долги были розданы, а денег стало хватать даже на тортики.

Причем искрометных чудес не происходило. Нам не дарили огромных денег, клад мы не нашли. Но зарплату мужу стали выдавать исправно и побольше. А потом и вовсе предложили другую работу с повышением, которая устраивала его по всем параметрам. По рекомендации моих (весьма немногочисленных во время беременности) частных учеников набежала еще такая толпа желающих, что с октября по май я работала без выходных, а последний ученик уходил в 21.30. Соответственно и зарабатывала я неплохо.

При том успевали и с детьми пообщаться (хотя меньше, чем хотелось бы)и на соревнования съездить.
Сейчас я тоже не могу согласиться, что ничего не успеваю, кроме работы и детей. Например тренироваться 3 – 4 раза в неделю и бегать марафоны (когда есть снег) я успеваю. Мне это нужно, чтобы быть “в тонусе”, иначе наступает депрессняк от усталости. Мне очень помогают старшие дети. Ну и на няню деньги появились.

Правда я все время переживаю, что не уделяю детям больше времени, все время что-то им не додаю. Но я стараюсь максимально, а дальше – как получится.
Для меня эта истина “Если Бог ребенка дает, то и на ребенка дает” очевидна. И трижды проверена. Причем Он дает не только материальную возможность, но и здоровье и силы родителям. Тоже проверено на себе.

Ольга: Не было такого. Но и проблем серьезных не было, как жили всегда – на жизнь хватало, на излишества нет – так и живем.

Юлия: С первым ребенком мы оба работали в госучреждениях: денег хватило только на самую простую коляску; пеленки-распашонки шила сама; кроватку сломанную нам отдали “за так” на детской ярмарке. Видимо, это подтолкнуло отца искать другую работу. К году ребенка уже купили подержаную машину.

Со вторым – папа уже имел нормальную работу. Машину поменяли на новую. Все необходимое смогли купить.
С третьим будем покупать дом в деревне…

Так что, действительно, материальные проблемы решаются. Не сами, конечно, но и без особых трудностей.

Что касается затрат на самих детей – они уменьшаются с каждым, т.к. знаешь, что действительно нужно, а что – нет (те же врачи,и обследования). Все вещественное остается от братьев-сестер.

Вера: Мы яркий пример резкого роста благосостояния с каждым ребенком.

Правда и начинали мы не с нуля, у нас сразу была своя однушка, но больше ничего. То есть муж работал в гос. учреждении, я через 7 месяцев после свадьбы ушла в декрет и жили мы на очень небольшие деньги, выплывали только благодаря помощи родителей. На ребенке все было б.у., коляска жуткая и т.п.

Со вторым ребенком у нас появилась машина, отремонтировали дом на даче, построили второй этаж (раньше был старый развалившийся покосившийся домишко с одной комнатой на 7 человек), сделали там канализацию, душ, туалет в доме, стиралку, вобщем все удобства.
С третьим ребенком мы (вот буквально сейчас) получили возможность купить трехкомнатную квартиру по себестоимости. Это, конечно, потребует усилий, но вполне реальных.

Трудов мы особых не прилагали, больше трудились наши родные.

А вобщем очевидно, что все это помощь Божия.
А вот со временем да, все очень сложно. Его нет совсем, и сил на детей тоже не хватает. Ощущение, что дети разрывают на части и воют за место под солнцем и за родительское внимание.

Елена: Когда я забеременела, работала в издании, где зарплата была совсем смешная. Муж там же работал. Из съемной комнаты выселяли, – в общем, все не очень весело было.

Ничего, устроилось все с Божьей помощью. Мужу зарплату повысили, квартиру нам сдали соседи свекрови за минимальные деньги. Пособие дали губернаторское – тысяч 20, кажется, по карте. Когда ребенку около года было – начали и мне подворачиваться возможности подработать. Потом постоянная работа появилась уже с пристойной зарплатой. Муж на другую работу перешел – тоже с повышением зарплаты. И так далее…

Про время – сложнее. Было совсем непонятно, кто с ребенком будет оставаться, если начну работать. Но – сначала нашли очень милую няню. Потом знакомая помогла садик найти хороший. И на работе – сперва на одной, потом на другой – начальство пошло навстречу и разрешило работать не с 10 до 18, а с 9 до 17. Между делом умудрилась в Университете восстановиться, почти доучилась уже.

Могу про свою подругу еще рассказать.

Она была такая… воинствующая атеистка всегда. А потом появился мужчина, который потихоньку привел ее к вере. Ничего не буду говорить про моральный облик этого православного мужчины, который исчез из поля зрения, как только узнал, что Татьяна беременна.

А она – ходила в храм, молилась, причащалась. И сохранила ребенка, несмотря на то, что врачи предрекали ей, что все равно она свою девочку не выносит – плохая наследственность у самой Татьяны; что ребенок родится больной – у папы облучение радиационное было, что-то там с составом крови сдучилось; что у нее не только жилья не было – а даже прописки питерской; что зарплата ниже прожиточного минимума…

Выносила, родила, нашлись добрые люди – помогли и с работой, и с жильем временным. Прописку – купила. Дочку Верой назвала. Чудесная девочка, вчера 4 годика исполнилось. Мама к Татьяне приехала из другого города – будут вместе жить, собираются свое жилье покупать.

Для статистики – еще одна моя подруга. Примерно та же история – ни прописки, ни гражданства, ни работы. Папа смылся в неизвестном направлении. Забеременела – появилась работа, сняла жилье, ремонт сделала. Родила – няню нашла, она вместе с Леной и ее Женькой – ровесником и лучшим другом моего сокровища – уже пятый год живет. Даже если трудности появлялись – все с Божьей помощью решалось. Выселили из одной съемной квартиры – нашла другую, еще лучше, потом появилась возможность купить в кредит. Пришлось уйти с работы – через неделю предложили новую, с зарплатой почти на порядок больше.

Слава Богу за все! :)

Кира: Мой муж сильно болел, когда я ждала второго (вторую!). Беспросвет кончился к рождению дочки, а то я была худая, как велосипед; родственники долго ничего не знали, не было надежды на их помощь, вот мы и скрывали, чтоб не терпеть упрёков и непонимания. Теперь мой муж – генеральный директор фирмы, а я стало быть – генеральша:) Квартиру, правда пока снимаем, но это нас не гнетёт ничуть, сколько вместе пережили – знаем, на Кого уповать…

Ксения: Не могу похвастаться благосостоянием. Как начинала жить по минимуму, так и сейчас впритык. Слава Богу муж вкалывает и, хоть с задержкой, ему платят. Когда моя мама была жива, я подрабатывала. Теперь дома практически безвылазно. Его родители не помогают, никак.
Можно ли жить лучше? Конечно! Было бы у всех членов семьи горячее желание. Но выше головы не прыгнешь.
Совершенно верно говорят, что когда хочешь жениться, посмотри внимательно на семью будущей своей половины и, желательно, сняв розовые очки.

Татьяна: Правда. Не то, чтобы совсем само, но как-то решалось. То неожиданно кто-то из добродетелей давал деньги, то муж находил новую, более денежную работу. Господь всегда помогает.

У моей подруги был такой случай, что муж должен был ей с детьми денег принести – дома, ну, совсем ни копеечки не было, а ему зарплату задерживали, и занять было не у кого. Так он на улице двадцать долларов нашел – и как-то продержались.

Виктория: Когда выходила замуж, очень боялась, что будем жить в нищете… Муж работал водителем и получал 550 долларов, плюс неизвестность в отношении разбитой служебной машины: Повесит за нее долг начальник, не повесит?

Батюшке так и говорила: “Боюсь выходить за него, что ребенку на фрукты не будет.”

А он отвечал: “А с чего ты вообще взяла, что Господь тебе ребенка пошлет?”

“Ну да”, – подумала я и успокоилась.

Через 2 недели после замужества поняла, что беременна.
Мужа увольняют с работы. Я спокойна, как никогда. Знакомые знакомого предлагают поработать в компьютерной помощи – у мужа хобби – компьютер. Так он стал ездить по заказам, а прямо перед родами пригласили его в одну фирму приходящим админом, положили оклад, оформили по трудовой, так что и кредит можно взять.
Если с деньгами напряженка, прошу у Бога помощи, сразу мужу какой-нибудь крупный заказ поступает.

Семьи, которые просят Господа о ребенке и долгое время не могут зачать, постепенно наполняются разочарованием и горечью, все чаще звучит вопрос «Почему Господь не дает детей женщине?». Как принять и понять промысел Божий? Можно ли найти силы после постоянных неудач, чтобы доверять Ему дальше? Есть ли выход из этой ситуации?

Возможные причины

Почему Господь не дает ребенка женщине? Никто точно не знает ответ, да и нет единого верного ответа на этот сложный тоскливый вопрос. Все в руках Господних и Его Воля не наша, поэтому все ответы скрыты у Него, но не всегда человеку следует яростно их искать.

Что делать, если Бог не дает детей?

Каковы же возможные причины бесплодия у женщины? Не беря во внимание медицинские показания, можно составить небольшой список:

  1. Как испытание веры и терпения - некоторые семьи долго не могли смириться с отсутствием детей, но ровно тогда, когда их души наполнялись полным смирением перед Господом и принятием Его воли Он посылал им малыша.
  2. Для воцерковления - некоторые женщины, которым ставят бесплодие, ищут решения в церкви, спасая тем самым свою и мужнину душу. Много свидетельств того, как люди, которые воцерковились и стали истинными православными в скором времени становились родителями.
  3. Последствие аборта - убийство (а именно это и есть аборт) строго карается Господом и часто женщины, это совершившие наказы бесплодием. Детей необходимо принимать тогда, когда их посылает Господь, а не тогда, когда человек решил;.
  4. Последствие греховной молодости родителей - беспорядочные половые связи, прелюбодеяние, некоторые виды контрацепции оказывают пагубное влияние на репродуктивные способности женщины. Таким людям следует прежде всего покаяться пред Господом и лишь затем молить Его о милости и потомстве.

Каждый случай индивидуален, в любом случае, женщине (и ее мужу обязательно) следует задуматься, отчего Господь не посылает им потомство.

Возможно, необходимо покаяться в чем-то , может - исповедать тайный грех, а возможно, необходимо выполнить свою часть - обследоваться у врача и решить проблемы, если они есть.

Пути Господни неисповедимы и иногда Он не дает родных детей, чтобы семья послужила чьему-то брошеному ребенку и усыновила его. А кому-то и вовсе Господь не позволяет иметь детей из-за эгоизма и себялюбия.

Каждый должен найти свой ответ.

О рождении и воспитании детей:

Церковь и современные способы борьбы с бесплодием

Современные технологии позволяют даже женщинам, которые долгие годы не могли забеременеть, наконец-то стать матерью. Что говорит Церковь о применении этих методов?

Для начала, следует уточнить, что все медикаменты, которые способствуют восстановлению репродуктивной функции организма, разрешены и приветствуются Церковью, как безопасный способ поправить здоровье и выполнить человеческую часть. Поэтому, разрешены следующие способы:

  • медицинские обследования;
  • применение гормональных препаратов;
  • отслеживание менструальных циклов;
  • использование соответствующих медикаментов.

Но вот запрещены Архиерейским Собором 2000 года:

  • суррогатное материнство.

Мнение церкви об ЭКО

Почему запрещено ЭКО? Потому что это грубое вторжение в таинство зачатия и попутное убийство детей. Решение Собора запретило использовать православным верующим все разновидности этой процедуры.

Эко совершается следующим образом: стимулируется суперовуляция, которая дает возможность получить большое число яйцеклеток, из них выбирают лучшие и оплодотворяют семенем мужа. Затем оплодотворенные клетки помещают в специальный инкубатор, где они созревают, чтобы после быть частично пересаженными в матку, а частично замороженными.

Важно! Нет гарантий, что не произойдет выкидыш, но во время процедуры всегда происходит разрушение или убийство эмбрионов. Поэтому Церковь строго запрещает эти процедуры.

Ответы священников

Многие священники сходятся в одном мнении - что необходимо со смирением принимать промысел Божий.

Например, старец Паисий Святогорец говорил, что Бог иногда специально медлит, чтобы в дальнейшем исполнить Свой план спасения людей. Это можно наблюдать во многих историях в Библии - Авраам и Сарра, Иоаким и Елизавета, святая Анна, Елизавета и Захария. Рождение детей зависит от Бога в первую очередь, но и от человека. И необходимо сделать все возможное, чтобы Бог дал ребенка, если же Он медлит, на это есть причина и надо ее принять.Петру и Февронии , а также совершая паломнические поездки к святым местам. Он говорит, что длительное отсутствие детей является испытанием их чувств.

Священник Валерий Духанин же советует не стремиться постичь все тайны Божественной заботы о людях. Дети - это Божий дар, которые дается по Его воле и Промыслу. Необходимо со смирением их принимать. Он приводит некоторые примеры, которые показывают, что иногда Бог закрывает женское чрево для блага супругов и надо уметь это благо принимать.

Как быть, если не получается родить ребенка? О таланте бездетности

Что касается многодетности, малодетности или даже бездетности (бесплодия) - это во власти Божьей. Он дает каждому в соответствии с возможностями его (Мф. 9, 15), много или мало детей, или ни одного.

Деторождение - это тоже талант, т. е. дар Божий. Но Создатель дал не всем людям одинаковое число талантов. Одним дал пять, другим два, а кому-то один. Аврааму Бог дал одно чадо. Исааку - двоих. Иакову же - двенадцать. Лии, например, Он дал десять детей, а Рахили двоих. А кому-то ни одного. Сколько талантов - детей - даст Бог супругам, решает Он Сам. Но если родители решат не принимать своего ребенка или вовсе избегать детей, или увеличивать их число в отсутствии скромной и честной супружеской жизни, в таком случае Бог их не вознаградит, а накажет.

Иные супруги могут иметь одно дитя за другим. Но не проявляя усердия в воспитании их, в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4) они не заслужат похвалы.

Супруги должны исполнять свой долг перед деторождением честно. А Господь даст сколько Ему будет угодно и заберет, сколько захочет. В этом вопросе недопустимо никакое вмешательство супругов в дело Божье. Никакого планирования количества детей с помощью календаря, противозачаточных средств или других методов!

Сейчас Господь многим дает мало детей, Сам использует контроль рождаемости. "Почему же мы, делая то же самое, виноваты?" - спросят некоторые. Но спорщики не задумываются о следующем. Нелогично и совершенно немыслимо, если кто-то мудрее нас, отрегулировал какой-либо механизм, а мы, малоопытные, зачем-то исправляем эту регулировку по-своему. Всякое человеческое регулирование — от лукавого. Оно говорит о самомнении и наглом вмешательстве в права Господа. Этим нарушается связь и общение с Творцом и имеет губительные последствия. Ведь Бог поругаем не бывает. Страшно впасть в руки Бога живаго (Евр. 10, 31).

Осуществление христианской семьи — вторая идея брака. Без семьи в браке нет всей полноты жизни, хотя бы супруги и были исполнены единодушия и взаимной любви. Для полноты смыслаисчастья брака необходимы дети, на которых супруги могли бы сосредоточить свою любовь и свои заботы. И не напрасно некоторые отцы Церкви в словах Иисуса Христа: Где двое или mpoe собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18, 20) видят благословение семьи. Христианам не должно избегать иметь детей. В рождении детей нельзя видеть лишь физиологическую и житейскую тяготу. Ребенок — дар Божий, великая тайна Божия, начало новой жизни, великая радость, почему и сказано в Евангелии: Жена, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, ибо родился человек в мир (Ин. 16, 21). Нет более отвратительного, более гнусного преступления, как убийство собственного младенца до его рождения. За такое убийство церковь определяет 20-летнее отлучение от св. Причастия. В наше время подобные преступления стали обычным явлением и оправдываются трудностями существования, но в этих словах заключается клевета на бедняков: не бедняки преимущественно совершают эти преступления, а люди обеспеченные.

Бедняки обычно безропотно несут тяготы многочадия, но вместе с тем переживают и его радости. Богачи же, избегая трудностей многочадия, не видят и радостей семейных. Чадорождение есть воля Божия, закон природы, ясно установленный и в Ветхом, и в Новом Завете. Еще до грехопадения первых людей Бог благословил деторождение. Книга Бытия говорит: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 27—28).

Ошибочно думают некоторые, что грех первых людей состоял в их физическом сближении. В этом греха не могло быть, ибо так они были созданы. Грех заключается не в физическом сближении, а в его извращенных проявлениях. Но первые люди не этим согрешили, а согрешили изменою Богу. Если бы люди и не согрешили, они имели бы потомство, только имели бы потомство, свободное от греха.

В действительности дети стали рождаться у людей только уже после их грехопадения, и потому рождались, зараженные грехом (Быт. 4, 1). Несмотря на это, Бог после всемирного потопа снова благословил деторождение, через которое должно было прийти и спасение: И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1). И это же благословение Бог повторил и Аврааму, и Исааку, и Иакову, и другим ветхозаветным праведникам. Давид в псалме 127 так говорит о благословенности деторождения: Благословен боящийся Господа, ходящий путем Его. Блажен ecu , и добро тебе будет. Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего; сыново твои, яко новосаждения маслична, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек, бояйся Господа.

В Новом Завете Господь Иисус Христос гневался на учеников, запрещавших приносить к нему младенцев, и благословлял детей (Лк. 18, 15). An. Павел убеждает молодых жен любить мужей, любить детей,... быть попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям (Тит. 2, 4 5). В ином месте он же пишет: Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом (1 Тим. 5, 14). Говоря о том, что жена, прельстившись, первая впала в преступление, an. Павел продолжает: Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15).

Как понимать слова, что женщина спасается чадородием?

Женщина спасается не просто чадородием, а чадолюбием, жертвенной любовью, когда она не своего ищет в любви, а растит чадо для Бога, с Богом и в Боге. Чадолюбие всегда начинается с Боголюбия. Поэтому не надо понимать эти апостольские слова только как спасение количеством рожденных детей. Можно ведь иметь много детей, но не заботиться о них.

Православная семья спасается через чадородие, так как чем больше детей, тем больше возможности проявить любовь и заботу.

Почему не во всех семьях есть дети? И часто нет именно в тех семьях, где бы их хотели иметь и могли хорошо воспитать?

Иногда супруги сами не хотят иметь детей, а иногда Бог их не дает. Нежелание иметь детей - это искажение смысла супружества, который заключен в чадородии. Семья образуется для того, чтобы появилась на свет новая жизнь. А почему Господь не дает детей? Может быть, предыдущая жизнь была не очень благочестивой или, случается, что Господь давал детей, а родители в свое время сами отказались.

Из Священного Писания мы знаем примеры бесплодных супружеских союзов. Бездетность воспринималась в прежние времена как наказание за грехи родителей, и родители очень переживали и молились всю жизнь о даровании детей. Иоаким и Анна, Елизавета и Захария... И мы видим, что в конце жизни, когда уже по всем физиологическим законам они не могли иметь детей, Господь даровал им чадо после того, как они дали обет посвятить дитя Богу. Рождение детей есть момент таинственных отношений человека с Богом, момент смиренный. Если Господь дает детей, нужно радоваться, если не дает — нужно молить Бога, смиряться, терпеть.

Можно ли бездетный брак расторгнуть, считая его безблагодатным?

Священное Писание говорит, что по этой причине браки не расторгались; супруги смирялись, терпели, несли свой крест.

Выше мы перечислили причины расторжения брака, среди них бездетность не указана.

А лечиться от бесплодия можно?

Господь помогает через людей и обстоятельства. Врачи - это специалисты, которые могут исполнить волю Божию по исцелению людей. Запрета на обращение к врачам нет, но искусственное оплодотворение не благословляется.

Из наставлений старца Паисия Афонского

Многочадие и Промысл Божий

Старец не раз говорил, что иные родители ставят целью иметь юного детей и Бог, конечно, попускает им, - потому что уважает самовластную волю человека, а также и потому, что иной раз "не выдерживает" нашего брюзжания и оставляет быть по нашей воле. Но потом многодетные родители сталкиваются с массой проблем: переоценивая свои силы, они дали жизнь, например, восьмерым, а в результате не могут справиться со множеством хлопот, связанных с воспитанием такого количества детей.

Старец говорил, что Бог Сам определяет число детей в семье: едва-де Он увидит, что родителям не поднять еще одного ребенка, тут же прекратит рождение детей.

А тем, кто стремится с принуждением приобрести детей, старец советовал предоставить сие Богу, ибо Он Сам знает нужное время. Некоторые, даже будучи духовно неустроенны, "давят" на Бога, дабы дал им ребенка в тот момент, когда они этого желают. Бог по любви Своей даст им дитя, однако они скоро увидят, что ребенок, вырастая, становится нервным, ибо унаследовал страсти своих родителей, и они сами входят в новую, еще большую тревогу, т. к. приобрели ребенка - без его вины - наследника их страстей, от которых не позаботились очиститься, прежде чем с усилием просить ребенка у Бога.

Итак, старец считал, что супруги должны полностью предаться в руки Божьи и не препятствовать Его изволению. Пусть супруги предоставят Богу действовать согласно Своей воле, ибо так вселится в души их и будет покрывать семью их благодать Его, благословение Его.

Духовный смысл бездетности

Многим людям Бог не дал детей специально, чтобы вследствие этого они полюбили детей всего мира как своих. Бог лишил их малой семьи, но даровал право, которое дает только немногим, - принадлежать великой семье Христа.

Старец напоминал также и о праведных Иоакиме и Анне, до глубокой старости остававшихся бездетными, что в то время считалось большим злом, и народ их оскорблял. Бог, однако, знал, что от них родится Богородица, Которая, в Свою очередь, родит Спасителя всех человеков, Господа нашего Иисуса Христа!

"Планировать " семью имеет право только Господь Бог

Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, - Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако, это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела лучше, чем Бог.

Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная, и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает все, может позаботится и об экономическом укреплении семьи. Тем, кто старается приобрести детей или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, старец объяснял, что Бог лишил их детей, конечно, для их же блага. И им не следует добиваться желаемого своими человеческими способами, ибо впоследствии они убедятся, что Бог не давал им ребенка, заботясь об их благе. И надо хорошо помнить, что добрым бывает только то дело, которое согласуется с волей Божьей, а не с нашим упрямством и с нашими человеческими поползновениями.

Не должно быть эгоизма

Многие миряне не создают семьи, а если создают то не имеют детей. Таким образом, они сами разоряют свой род. Монах должен пренебрегать собой - и вообще жизнью своей - и всего себя отдавать другим. Но хозяин семьи не может так поступать, потому что имеет супругу и детей и прежде всего обязан, по Закону Божию, заботиться о них, и только избыток может "экономить" для других.

Когда молитвы бывают услышаны

Некие супруги жили в большом горе: прошло много лет со дня свадьбы, но у них все не было детей. Врачи признались, что не могут им помочь. Тогда супруги решились обратиться к старцу.

Старец утешил их:

Не расстраивайтесь! Пойдите на исповедь (а они не исповедовались годами), причаститесь, когда скажет вам духовник, и Бог даст вам детей. Молитесь и вы, помолюсь и я.

Добрые супруги сделали то, что старец им посоветовал, и Бог сразу же даровал им детей, согласно обещанию старца.

Сегодня это очень хорошая семья, радостная и счастливая, и супруги благодарят старца вдвойне: за то, что он помог им прийти через церковные Таинства ко Христу, и за то, что им довелось вкусить щедрых даров Его.

Вступая в брак и венчаясь, молодые мечтают и надеются, что Господь благословит их семью детьми. Но проходят годы, пять, десять лет… а долгожданная беременность не наступает. Как быть в такой ситуации? Что предпринять? Понятно, что, прежде всего, молиться о детях, но надо ли еще что-то делать, надо ли обращаться за помощью к современной медицине? И все ли медицинские технологии, ставшие в последнее время очень популярными, например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), приемлемы для православных? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Главное для христианина – праведная жизнь

– Нам не сказано, что в случае бездетного союза надо обязательно «что-то делать». Являясь естественным следствием плотской близости супругов, привносят в их жизнь заботы и радости, планы и разочарования, жертвенное служение и утешения взаимной любви. Однако главное дело нашей жизни – обретение вечного спасения – существенно не зависит от наличия или отсутствия детей, а значит, при всех человеческих расположениях к их рождению, главным чувством должно остаться доверие Промыслу Божию, в ведении которого остаются все наши земные, не зависящие от нас обстоятельства.

– Многие святые люди рождались не сразу и от пожилых родителей. В этом случае они вымаливались у Бога и были буквально намоленными детьми; при этом рожденным от пожилых родителей не передавалась страстность молодости.

Технологии искусственного оплодотворения – грубое вторжение в таинство деторождения

– Если Бог не дает семье детей, нужно надеяться, не отчаиваться, терпеливо ждать. Сегодня многие люди не слишком здоровы, и потому бывает, что и после нескольких лет брака нет детей. Надо молиться и поститься. Молиться праведным Иоакиму и Анне, Петру и Февронии. Совершать паломнические поездки – на или в иные места.

Долгое отсутствие детей у супругов – это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга

Долгое отсутствие детей у супругов – это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга, потому что, когда у человека всё легко, всё ему даром дается, он это не слишком и ценит. А когда людей связывает какая-то совместная беда, они становятся друг другу ближе, начинают друг друга особенно чутко любить, эту беду преодолев.

Что касается ЭКО, которое подается как лечение бесплодия. Искусственное оплодотворение – это грубое вторжение в таинство зачатия, в таинство деторождения. И мы знаем, что Архиерейский Собор 2000 года прибегать к этой технологии православным христианам запретил, хотя некоторые в этом запрещении лукаво усматривают возможность к каким-то вариантам искусственного зачатия прибегать. Но в решениях Собора четко сказано, что недопустимы с православной точки зрения все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и последующее разрушение эмбрионов. При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство.

Напомню вкратце, в чем суть этой технологии. У женщины стимулируется суперовуляция, для того чтобы получить сразу большое число яйцеклеток, иногда даже до 20; из них выбирают самые лучшие, оплодотворяют их семенем мужа и помещают в специальный инкубатор на несколько суток. Потом одни (всегда несколько) пересаживаются в матку, другие замораживаются, их может использовать впоследствии и та же супружеская пара, и другие. Такой вот конвейер по производству детей. И деньги тут крутятся немалые: одна попытка со всеми сопутствующими процедурами стоит в Москве минимум 150 тысяч рублей. А ко мне, например, приходили люди, которые делали по 10–15 попыток. И безрезультатно. Потому что ЭКО не дает 100-процентного результата! Это бизнес на человеческом горе, никакое не лечение бесплодия.

При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство

Теперь зададимся вопросом: а что происходит, если стали развиваться все пересаженные в матку эмбрионы? Ведь их внедряют сразу несколько, чтобы было больше вероятности их приживания, потому что приживаются не все… Что происходит, когда прижились несколько? «Лишние» эмбрионы редуцируют, то есть убирают хирургическим путем – делают аборты. Так что при ЭКО уничтожаются оплодотворенные эмбрионы, которые уже являются младенцами с душою. И оказывается, что человек, идущий на ЭКО, идет на аборты.

Есть такая лукавая уловка: в некоторых медицинских центрах предлагается «ЭКО для верующих». Предлагается не несколько эмбрионов подсадить, а потом некоторые из них убрать, а сделать щадящую суперовуляцию, получить малое число эмбрионов и их подсадить. Но сути дела это не меняет.

Человек, идущий на ЭКО, идет по сути на аборты

Технология ЭКО совершенно безбожная. Человек берет на себя функцию Господа Бога, вмешивается в то, что должно таинственным образом происходить в организме матери.

Еще вопрос: а почему оплодотворенные эмбрионы должны несколько суток развиваться в инкубаторе? А вот почему. Чтобы выяснить, нет ли каких патологий, главным образом генетических. И есть приказ, подписанный министром здравоохранения, согласно которому в случае опасности развития патологий эмбрион не пересаживать. Такой эмбрион убивают.

Я уже не говорю о том, что при ЭКО гораздо больше выкидышей, гораздо больше замерших беременностей. И гораздо больше рождается недоношенных детей.

К сожалению, статистических исследований о здоровье детей, рожденных с помощью ЭКО, очень мало. Почему? Потому что это бизнес, корпоративный сговор. Данные есть, но они не разглашаются. Но кое-что становится известным. Так, академик Алтухов, известнейший генетик, православный человек, свидетельствует: чуть не 20% ЭКО-детей имеют психические патологии.

Еще проблема: в природе, когда яйцеклетка поступает в матку матери, ее встречает миллион сперматозоидов, но прикрепляется только один – самый «сильный», если можно так выразиться. Но ЭКО можно сделать даже с очень слабым семенем мужа. И если семенной материал не очень хорошего качества, какие будут дети?

Так что православный путь такой: молиться, ждать. А если Господь не посылает ребенка, поступать так, как испокон веков делали на Руси и в других странах, – брать на воспитание ребенка-сироту или из детского дома.

Надо принять Промысл Божий

– Есть тайны Божественной заботы о людях, они непостижимы. Когда Рахиль, жена патриарха Иакова, не имевшая потомства, упрекнула супруга: «Дай мне детей, а если не так, я умираю», Иаков ответил: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30: 1–2).

Если детей Господь не подает, то прежде всего к Нему и надо обратиться. Часто дети подавались после усердных молитв, постов и милостынь. Господь испытывает родителей, готовы ли они принять дитя именно как Божий дар, а не как продукт новейших медицинских технологий.

Среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта

Конечно, в поднятой теме много оттенков. Иногда – итог грехов молодости родителей. Одна из статистик гласит, что среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта. На деторождении также пагубно сказываются некоторые виды контрацепции. В таких случаях человек сам лишил себя возможности рождать детей. Получается такой вот абсурд – сначала человек делает всё возможное, чтобы у него детей не было, а потом готов обратиться к чему угодно, например, суррогатному материнству, лишь бы заполучить ребенка. Таким людям необходимо, прежде всего, покаяние, снять с себя греховные причины бесплодия, а дальше уже как Господь подаст.

Бывает же иная ситуация: супруги старались жить по заповедям Божиим, однако по состоянию здоровья не могут зачать. В таких ситуациях нужно, конечно, лечиться, испробовать возможные естественные средства, но конечный результат вверять в руки Божии.

В общем, каждый случай индивидуален. Из небольшой пастырской практики могу сказать, что духовник зачастую видит, что такому-то конкретному человеку полезнее пребывать одному, нежели иметь ребенка, а вот другому лучше было бы иметь малышей и раствориться всецело в жертвенной заботе о них. Кому-то никак нельзя брать ребенка из детского дома, поскольку не хватает терпения и элементарной ласки и любви. А для кого-то принятый чужой ребенок становится настолько родным, что такую семью осеняет благословение Божие и в ней царит домашний уют. Я даже наблюдал ситуации, когда женщины, у которых не сложилась семья, брали из детского дома детей, причем не одного, а сразу двоих – брата и сестру, и вот эти женщины стали прекрасными мамами. Конечно, отсутствие отца сказывается, зато у этих деток есть мама, а это уже радость и счастье.

Расскажу историю одной своей знакомой. Зовут ее Евгения. Она вышла замуж в 25 лет, и на протяжении пяти лет детей у них не было. Обращалась к врачам, ездила в центр планирования семьи, который был буквально переполнен страдавшими бесплодием женщинами. Евгения увидела, что зачастую поиск диагноза и лечение влекут за собой огромную трату средств, а в результате ничего не получается, и тогда врачи предлагают ЭКО. Познакомившись с методикой ЭКО, она поняла, что не может прибегнуть к этому, внутри возник протест, хотя она еще не была воцерковленным человеком. Дело в том, что ЭКО – это грубые манипуляции над человеческой жизнью: заготавливаются эмбрионы, консервируются, а избыточные просто уничтожаются, то есть происходит тот же аборт. Евгения узнала, что бывают случаи, когда после длительного бесплодия кто-то получал исцеление чудесным образом в храме. Так она пришла к мысли, что детей подает только Бог. Через свое бесплодие Евгения пришла к вере, покрестился также муж. Сама она исповедовалась и причастилась. Читала покаянные каноны, молитвы о детях.

После святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок

Как-то она узнала про Боровский монастырь, при котором есть купель, и многие говорили, что если там окунуться, то проходят болезни. Когда с мужем они совершили паломничество и удалось окунуться, то через две недели у нее уже был положительный тест на беременность. До этого пять лет не могла забеременеть! А после святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок; она спрашивает: «Как тебя зовут?» – он ответил: «Даниил». А ей на обследованиях и на УЗИ говорили, что у нее будет девочка. Но родился мальчик, и его назвали Даниилом.

Когда Даниил уже ходил в детский сад, ей однажды стало плохо, открылось кровотечение. Оказалось, что она была беременна, но произошел выкидыш. Врачи говорили про осложнение и необходимость какой-то операции, говорили, что теперь точно никогда не родит, разве только через ЭКО. Евгения пошла к духовнику, тот, помолившись, сказал: «Я считаю, что делать операцию не надо, а благословляю тебя на дочь». Ровно через месяц она забеременела – врачи были в шоке. Действительно родилась дочь, и назвали ее Анастасией. Сама Евгения себе твердо уяснила, что дети – от Бога, значит, к Богу и надо обращаться прежде всего.

Вообще же всякое дело только тогда бывает подлинно добрым, когда согласуется с волей Божией. А воля Божия не определяется так быстро, как хотелось бы. Если супруги усердно обратятся к Господу в своих молитвах, будут согласовывать с духовником свои желания, воля Божия им все же откроется, и тогда будет понятно, что подходит именно им: ожидать чудесной благодатной помощи, проходить лечение или же взять в семью ребенка из детского дома.

Нельзя руководствоваться одними эмоциями, нужна осмотрительность и рассудительность

– Конечно, отсутствие детей в семье – это повод более серьезно и трезвенно начать проводить свою христианскую жизнь и молиться сугубо о даровании чад. Здесь терпение нужно проявить немалое, и бывает, что Господь вознаграждает за это терпение и постоянство в доброделании, так что дети родятся в семье даже после трех, пяти и более лет «бесплодия». Это великая радость и великая милость! И родители, зачавшие и родившие ребенка в таких сложных обстоятельствах, воистину знают высокую цену и смысл отцовства и материнства. Лишь бы они только не «останавливались на достигнутом» и не превращали свое многоценное чадо в некоего идола, истуканчика, вокруг которого вращается весь мир. Вот этого быть не должно, и это даже можно назвать преступлением против Бога, потому что Господь дает дитя вовсе не для того, чтобы из него воспитали эгоиста, который привык думать, что он – пуп земли и нечто совершенно особенное по сравнению «со всеми остальными». Вот почему хорошо бы, чтобы в семье было много детей…

С рассуждением прибегнуть к медицинской помощи можно: врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы

Но если детей нет и нет, даже несмотря на явные усилия в хранении благочестия и молитвы, тут всегда наступает момент, когда семья задается вопросом: а где «грань ожидания»? И в чем ? Жить ли дальше, всецело и смиренно положившись на Господа, или усыновлять детей, или надо прибегнуть к медицинской помощи? Думается, во-первых, всё должно делаться с рассуждением и духовно, то есть с молитвой и советом с семейным духовником, опять же потому, что и люди разные, и обстоятельства. Кому-то, может быть, нужно проявить сугубое смирение с терпением (вера их позволяет поступить именно так), для кого-то будет правильно и хорошо обратиться к врачам, пройти обследование и с рассуждением прибегнуть к их помощи, потому что врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы, прибегать к помощи врачей не грешно. Но здесь именно нужно рассуждение, потому что мы знаем, что некоторые современные методы «репродуктирования» противны Божиим заповедям. Так что здесь надо быть внимательным, чтобы не переступить грань дозволенного.

А для некоторых семей в соответствии с их расположением и благоустроением, может быть, открывается путь усыновления тех несчастных деток, которые лишены отцовской и материнской тепла и заботы. И мы знаем семьи, где таких усыновленных детей не один, а несколько и они вместе с приемными родителями составляют настоящую большую семью. Это, конечно, дело Божие, благословенное, но и здесь нужна осмотрительность и рассудительность, чтобы не руководствоваться одними эмоциями, часто преходящими, помня, что решение об усыновлении – это большая ответственность, так что «отступление назад» потом будет сродни греху предательства. Да сохранит от этого Господь! Поэтому и здесь нужно советоваться с духовником, крепко молиться и трезво оценивать свои силы и возможности.

Делать все только с помощью и благословением Божиим

– «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6: 11), – говорит нам апостол Павел. Надеяться и терпеливо ждать, молиться и поститься (но только взяв благословение священника). И, конечно, можно взять ребенка из детдома. «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5), – говорит нам Господь. А вот делать искусственное оплодотворение не стоит, ибо оно противоречит естеству. Господь нам дал другой, естественный способ зачатия и рождения детей, тот, который лучше всего подходит для нас.

Не надо ускорять события. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам во благовремении

А еще не надо ускорять события, делая искусственное оплодотворение, потому что это вмешательство в Божественный Промысл. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам все во благовремении. То есть тогда, когда нужно, тогда, когда лучше всего. Мы же по своей греховности и своеволию этого часто не хотим понять и принять. И поэтому в спешке пытаемся сделать то, что делает Господь. И у нас всегда получается несравнимо хуже, чем у Бога. Ведь Отец наш Небесный свят и непогрешим, а мы немощны, слепы и греховны.

Поэтому ничего не надо делать самому, но только с помощью и благословением Божиим, которые чаще всего и главным образом преподаются в Церкви, в том числе и через священнослужителей.

У пророка Авраама и Сарры тоже долго не было детей, и Бог им даровал сына – праведного пророка Исаака. Причем в таком возрасте, когда уже физиологически нельзя иметь детей. Также и у праведных богоотец Иоакима и Анны родилась Пресвятая Богородица – «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», как поет Ей Святая Церковь. И у праведных Захарии и Елисаветы родился Иоанн Креститель. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11), – говорит нам Господь. А все потому, что они всю жизнь жили по воле Божией, святую волю Божию всегда ставили выше своей человеческой воли и своих человеческих желаний.

И мы должны тоже стремиться поступать так же. И тогда и у нас будут рождаться будущие святые, и мы будем жить в святости и увидим многие чудеса от Господа. И увидим главное чудо – что Бог есть бесконечная, всесовершенная, милующая, распинающая Себя и спасающая нас Любовь. Ведущая нас в вечную и бесконечную радость в Царствии Небесном со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь.

– Если Господь не дает детей, конечно, необходимо обратиться к Нему с горячей молитвой. И Церковь знает множество примеров, когда в ответ на молитвы Бог давал благословение и происходило зачатие ребенка.

Если детей в браке нет и брак невенчанный, необходимо повенчаться. Во всех молитвах Таинства венчания испрашивается у Господа благочадие и благодать воспитания детей.

Не лишней будет, как показывает опыт, и паломническая поездка к кому-то из угодников Божиих. Но только чтобы не было так: «Вот к Матронушке съездим, помолимся, а когда ребенок родится, мы в храм дорогу и забудем». Тут тоже искушение есть. Если мы к Господу обращаемся, то молитва должна примерно так выглядеть: «Господи, подай чадо по милости Своей, а мы и свою жизнь Тебе посвятим, и ребенка будем в Православии воспитывать». И если таким образом мышление людей будет выстроено, Господь, конечно, Свою благодать даст.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: