Покаяние - это осознание грешником своих грехов перед богом. Теперь поговорим о покаянии и спасении

Как пойти на исповедь, если я знаю свой грех, но не могу раскается: холодно его перечисляю, но ни чувств и слез нет, и я очень боюсь быть за это осужденной на страшном суде. Как определить внутренне и внешне, что я готова пойти на исповедь, как правильно к ней подготовится?

Дорогая Алина! Когда Вы будете готовы раскаяться в своем грехе, Вы сами это поймете. Бросите все и побежите на исповедь. Пока же Вам надо подойти к священнику Вашего прихода и рассказать ему все: и о грехе, и о нераскаянии. Он поможет Вам разобраться в причине нераскаяния, может быть назначит епитимию, может быть найдет другой способ победить окамененное нечуствие Вашей души. Формальное перечисление грехов без раскаяния не принесет пользу. Исповедь это преддверие Страшного Суда, поэтому надо осознавать, что на исповеди мы предстоим Самому Богу и перед ним приносим покаяние. При таком умонастроении не может быть нераскаяния, ведь пред лицем Божиим мы не станем лгать или оправдываться. Перед тем, как пойти на беседу к священнику, советую несколько дней почитать Покаянный канон. Может быть, это поможет Вам покаяться в грехе и без дополнительных средств. Храни Вас Господь!

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу:

Пастор Джек Хайлс (1926-2001)

(глава 4 из книги «Враги спасения души»)

Меня часто спрашивают: «Важно ли для спасения покаяние?» Конечно же, важно. Всё, что имеет отношение к тому, как человек может избежать вечного Ада и жить вечно на Небесах, имеет очень огромное значение. В этой главе мы и поговорим об этом важном вопросе.

1. Во-первых, давайте разберёмся, что осуждает человека и удерживает его от спасения.

Прочтём Иоанна 3:18: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» . Здесь ясно и понятно говорится о том, что является причиной неспасения человека. Обратите внимание на слова "неверующий уже осужден". Тот, кто не верит, осужден, следовательно неверующий человек не имеет спасения.

Слово "верующий" переведено от греческого слова, которое означает "полагаться, надеяться". Когда человек верит в Христа, он просто полагается на то, что после того как он умрет, Христос заберёт его на Небеса. Всё ясно - человека осуждает его же собственное неверие. Затем читаем: "потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ". И снова нам говорится о том, почему человек не спасается - потому что он не уверовал во имя единородного Сына Божьего. Всё очень просто .

Теперь посмотрим Иоанна 3:36: . Мы снова пытаемся понять, почему человек погибает, а не спасается. Здесь снова всё очень просто. Обратите внимание - “не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ”. Почему человек не увидит жизни? Потому что он не верит! Почему Божий гнев пребывает на нем? Потому что он не верит! Так в чём же должен покаяться человек, чтобы спастись? Он должен покаяться в грехе, из-за которого он не получит спасения. Поскольку он не спасен из-за неверия, он спасается верой. Покаяние - это значит отвернуться от того, что не спасает, и повернуться к тому, что спасает . Да, для того, чтобы поверить, человек должен покаяться в неверии. Нужно просто сменить направление. Это значит повернуться на 180 градусов. Вы уходите от неверия и принимаете решение идти в сторону веры. Вы меняете направление. Ваше сердце меняется. Вы принимаете решение полагаться на Христа и верить в то, что Он вас спасет. Но для того чтобы поверить, вам нужно покаяться в неверии. То, что не спасает, должно быть изменено..

Так в чём же должен покаяться человек, чтобы спастись? Он должен покаяться в грехе, из-за которого он не получит спасения. Поскольку он не спасен из-за неверия, он должен покаяться в неверии (чтобы спастись верой).

Теперь посмотрим Иоанна 5:40: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» . О, как просто и понятно! Почему человек не имеет жизнь, согласно этому стиху? Потому что он не приходит к Христу. Если человек не идёт к Христу, он должен повернуться и иди к Нему, т.е нужно изменить направление и изменить разум. Это и есть покаяние. Покаяться - означает отвернуться от того, что удерживает от спасения и повернуться к тому, что спасает.

Прочтем Исайя 53:6: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас » . Особенно выделим слова "совратились каждый на свою дорогу". Совратиться на свою дорогу - это то, из-за чего человек не получает спасение. Но если мы встаём на Божий путь, т.е. вкладываем свою веру в Иисуса, мы со своей дороги переходим на Его путь, от неверия мы переходим к вере . Это то, что говорит Библия о покаянии. Это вера, которая спасает. Для того чтобы возложить свою веру в Христа, необходимо развернуться в обратном направлении. Следует покаяться в том, что удерживает вас от спасения.

Если бы человек спасался хорошими делами, то для спасения он должен был бы покаяться в совершении злых дел или в несовершении добрых дел. Если бы для спасения человек должен был сначала перестать грешить, то сначала он должен был бы покаяться в своих грехах. Человек спасается потому, что верит, т.е. он разворачивается в своём неверии или отворачивается от него.

Давайте посмотрим на некоторые стихи Писания, в которых говорится о том, что человек спасается верой.

Иоанна 3:15: «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» .

Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» .

Иоанна 3.18: «Heверующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» .

Иоанна 3:36: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» .

Деяния 16:31: .

Есть немало тех, кто говорит, что для спасения мы должны покаяться во всех своих грехах. Это неправда! Единственное, в чём нам следует измениться для спасения, так это в неверии, ведь именно оно удерживает нас от спасения. Если для спасения человек должен отвернуться от своих грехов, то от каких именно грехов? От гордости? От эгоизма? От корыстолюбия? Правда в том, что никто не может отвернуться от всех своих грехов, пока не попадет на небо и не получит новое тело, как у нашего Спасителя. 1 Иоанна 3:2: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» . Как говорится в Псалме 18:13 мы даже и не знаем все свои грехи. Давид говорил: «От тайных моих (грехов) очисти меня» . Здесь он просит Бога очистить его от грехов, которые ему и самому неизвестны. Когда человек спасается, он не знает обо всех своих грехах и если он должен покаяться во всех грехах, то где же место возрастающей благодати? Кого же тогда можно назвать младенцем во Христе? Где здесь вписывается плотский христианин?

Есть немало тех, кто говорит, что для спасения мы должны покаяться во всех своих грехах. Это неправда! Единственное, в чём нам следует измениться для спасения, так это в неверии, ведь именно оно удерживает нас от спасения.

Поймите меня правильно. Я, конечно же, за то, что люди оставили свой грех и жили праведной жизнью, но это не мы очищаем нашу жизнь, это не мы сами себя спасаем. Спасение означает покаяться в неверии, поверить и позволить Христу нас спасти. Мы подчиняемся Ему и позволяем себя спасти. И Он делает это незамедлительно! В нашу жизнь тот час же входит Святой Дух. Он начинает Свою работу по очищению нашей жизни. Он тот, кто очищает, и Он тот, кто спасает. Он тот, кто открывает нам наши грехи после спасения, и Он тот, кто спасает нас, когда мы спасаемся.

Когда мы вкладываем нашу веру в Христа, раскаиваемся в неверии и начинаем верить, Божий Святой Дух входит в нашу жизнь и начинает наводить в ней порядок. Он указывает нам на наши грехи, и когда мы подчиняемся Ему, Он очищает нас от них. Если мы плохо себя ведем, мы все равно попадем на Небеса, потому что идем туда благодаря вере в Христа и в то, что Он возьмет нас на Небо. Святой Дух начинаем нам говорить о том, что следует делать и чего не следует. Если мы Его не слушаем, если мы плохо себя ведем во время нашего земного путешествия, мы все равно идем на Небеса. Просто мы не получим столько радости от этого путешествия, сколько получили бы, если бы слушались Его.

Правда в том, что никто не может отвернуться от всех своих грехов, пока не попадет на небо и не получит новое тело, как у нашего Спасителя.

Я знаю одного молодого человека, который недавно женился. Он получил квартиру за несколько месяцев до того, как женился и жил там один, пока не состоялась свадьба. Какой же в этой квартире был беспорядок! Его штаны висели на кресле, туфли валялись на полу под кроватью, а сама кровать вообще никогда не застилалась. Затем он женился. Как он стал женатым человеком? Из одинокого человека он превратился в женатого человека. Он как бы раскаялся в своем одиночестве и женился. Когда он привёл жену в свою квартиру, она была в ужасе от увиденного, поэтому сразу же начала наводить порядок. Она положила туфли в шкаф, сняла рубашку с кресла, убрала с постели одежду и хаос превратился в чудесную маленькую квартиру. Теперь он был женат не потому, что его квартира была убрана. Он был женат, потому что он раскаялся в том, что мешало ему жениться. Он дал клятву перед алтарем и принял девушку как свою жену. Только после этого она вошла в его квартиру и навела там порядок!

Практически все ложные доктрины происходят из-за того, что нарушается порядок. Бог установил такой порядок: спасение - изменение, а не изменение - спасение! Если для спасения человек должен сначала измениться, то это спасение по делам. К тому же это еще и спасение по плоти. Истина в том, что мы очищаемся от грехов нашей плоти так же как мы спасаемся - подчиняясь Святому Духу и позволяя Ему делать Свою работу.

2. Вы можете раскаиваться не обязательно в грехе.

Матфея 7:3: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам» . Обратите внимание, Иуда раскаялся». Что это значит? Он раскаялся в том, что взял деньги. Он предал Спасителя за тридцать серебрянников. Он передумал и отнес деньги обратно. В его сердце произошло изменение, но это не имело никакого отношения к спасению. Он заключил плохую сделку. Затем он пожалел о ней, и пытался все исправить.

Каждый человек, живущий в грехе, рано или поздно раскаивается, но не в неверии. Он меняет свое отношение к греху. Никто не живет в грехе и не осознает в конце концов, что он не получает радости, счастья, мира и удовлетворения, которых так хотел в начале. Каждую неделю я встречаюсь с людьми, которые устали от своих грехов, они несчастны, недовольны своей жизнью, из-за последствий своего греха живут скверно и убого. Что они сделали? Они изменили своё мнение о грехе и в некоторых случаях они даже оставили этот грех - по крайней мере тот грех, который больше всего мешал им жить. Человек может раскаиваться в грехе, но не раскаиваться в неверии. Так было с Иудой. Конечно же, он раскаялся в том, что совершил плохой поступок. Он осознал, что заключил плохую сделку. Он изменил свое мнение и вернул деньги, но он так и не раскаялся в том, что удерживало его от спасения - в грехе неверия.

3. Сам Бог раскаивается.

Человек может раскаиваться в грехе, но не раскаиваться в неверии. Так было с Иудой.

Бытие 6:6: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» . Слово "раскаиваться" означает "изменить мнение, передумать". Бог создал человека и пожалел об этом. Его огорчало то, что делал человек, и Он раскаивался в том, что сотворил его. Это не означает, что Бог раскаивался в грехе, потому что Бог не может грешить. Он просто изменил Свое мнение, что Он, кстати, часто делает. Фактически, Он это делает каждый раз, когда отвечает на наши молитвы .

Теперь посмотрим 1 Царств 15:35: «И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» . Бог сделал Саула царем Израиля. Дело в том, что Бог не хотел этого делать, но Израиль хотел царя. На место царя был избран Саул, но он оказался не самым лучшим царем. В этом стихе просто говорится, что Бог раскаялся, что сделал Саула царем. Бог изменил свое мнение.

Я хочу сказать о том, что раскаяние может и не быть связано с грехом. Женщина может передумать и начать пользоваться другими духами. Мужчина может передумать и начать есть другую еду или носить другую одежду. Он может изменить свои манеры и поведение. Вы можете раскаиваться в том, что были нелюбезны и начать быть вежливым. Вы можете раскаяться в том, что были упрямы и начать проявлять снисходительность. Вы можете раскаиваться в том, что были нетерпеливы и начать проявлять терпение, но всё это не спасает. Раскаяться нужно в том, что не спасает и поверить в то, что спасает. Следует раскаяться в неверии.

Обратимся к книге Исход 32:9-14: «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» .

В стихе 14 просто говорится: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» . Слово "зло" означает что-то, что причинило бы народу боль. Здесь не говорится о грехе. В конце концов, Бог решил не трогать их. Бог решил не истреблять людей. Он передумал в отношении народа, но Он не изменил Своего мнения о грехе, потому что Бог не может грешить.

Прочтем Иона 3:9,10: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» .

Бог собирался наказать Ниневию. Иона проповедовал в Ниневии и предупреждал народ о предстоящем разрушении. Люди поверили пророку и Бог передумал их наказывать. В стихе 10 читаем: «и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» .

И снова мы видим, что Бог просто изменил Свое решение и Свои мысли. Он собирался наказать их, но они поверили и Он решил их не наказывать. Изменилось направление мыслей: от наказания к ненаказанию. Это и есть покаяние, но не покаяние в грехе, потому что Бог не грешит.

Итак покаяние не всегда связано со спасением и грехом. Оно просто означает изменение направления мыслей.

4. Теперь поговорим о покаянии и спасении.

Деяния 3:19: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» .

Пётр проповедует. Он говорит людям покаяться и обратиться. Вернемся и поговорим о том, что спасает. Иоанна 3:14-16,18,36: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» . Деяния 16:31: «Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» .

Эти люди должны были покаяться в неверии и начать верить, чтобы обратиться. Они должны были изменить направление своих мыслей, начать думать по-другому.

Позвольте снова сказать, что я не думаю, что христиане должны жить как дьявол. В своих проповедях я очень много говорю о том, что нам следует жить праведной жизнью. Я просто верю, что отказ от греха - это работа Святого Духа, так же как и обновление - работа Святого Духа. Но все это начинается после того, как человек раскаивается в том, что удерживает его от спасения, т.е. в неверии. Когда это происходит, он начинает верить и получает спасение. Только после этого в его жизнь входит Святой Дух и начинает говорить христианину, в каком грехе ему следует покаяться. Человек изменил свое мнение о неверии. К этому его привёл Святой Дух. А теперь Святой Дух входит и начинает жить в человеке, изменяя его взгляды на разные вещи.

Теперь прочтем Деяния 2:38: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» .

Пётр говорит: "Измените свое мнение и креститесь". О чём они изменили своё мнение? Ответ мы читаем в стихе 41. Посмотрите, что они сделали. Они охотно приняли Его Слово и крестились. Так в чем же было их покаяние? Они раскаялись в том, что не принимали Его Слово, а затем приняли его. Это всё, о чем говорил Пётр. Он говорил: "Измените свое мнение о принятии Слова", т.е. покайтесь в неверии и начните верить, что Иисус - Господь и Христос, чтобы спастись.

Откроем Деяния 17:30: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» . Обратите внимание, Бог повелевает всем людям покаяться. Покаяться в чем? В том, что удерживает их от спасения, т.е. в неверии. Посмотрим Деяния 17:34: «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. Заметьте, тут сказано "некоторые мужи уверовали» . Когда он говорил "покаяться", он имел в виду "покаяться в неверии и уверовать", так же как это повеление было дано в Деяния 2:38 и 41, где уверовать означало исполнить это повеление. Они изменили свое мнение о вере. Они поверили!

Сначала вы отворачиваетесь от неверия и поворачиваетесь к вере, и только затем вы начинаете раскаиваться в грехах, потому что Тот, Кто указал вам на грех неверия и помог вам поверить, теперь живет в вас.

Теперь обратимся к Марка 1:15: «и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» .

Сам Иисус говорит покаяться: "покайтесь и веруйте". Другими словами Он говорит: "Оставьте неверие и поверьте. Передумайте (как вы спасаетесь) и начните верить". Я снова повторю, я не думаю, что христианин должен жить неправедной жизнью, но я хочу сказать, что изменение жизни не спасает вас. Это спасение делами. Вера - это то, что спасает. Сначала вы отворачиваетесь от неверия и поворачиваетесь к вере, и только затем вы начинаете раскаиваться в грехах, потому что Тот, Кто указал вам на грех неверия и помог вам поверить, теперь живет в вас. Теперь Ему намного легче указывать вам на ваши ошибки и помогать вам менять ваш разум.

5. Покаяние в грехе - повеление Божьему народу.

Откровение 2:5: «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» .

Здесь говорится о церкви, которая была хорошей церковью. Это была активная церковь, она работала усердно. Она ненавидела грех. В ней звучало здравое учение. Откровение 2:2: «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» . Это была терпеливая церковь. Это была церковь, которая верила во имя Иисуса и не ослабела, отстаивая Его.

Откровение 2:3: «ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» . Но это была церковь, которая оставила свою первую любовь. Здесь говорится, что эта церковь не потеряла свою первую любовь, а оставила её. Когда вы что-то теряете, вы не знаете, где оно. Когда вы что-то оставляете, вы знаете, где оно находится. Здесь не говорится, что эта церковь больше не любила. Она любила. Именно любовь делала их верными и терпеливыми, помогала работать и ненавидеть грех, стоять за имя Иисуса и ненавидеть ложную доктрину. Это были люди, которые любили Бога, но они оставили свою первую нежную любовь, и она стала не такой глубокой, как была вначале.

Здесь не говорится, что они любили Бога меньше. На самом деле они, возможно, любили Его и больше, но Бог говорит: «Я хочу, чтобы ваша любовь была глубокой и зрелой, но в то же самое время нежной и выразительной, как в самом начале».

Единственный грех, который совершила эта церковь, заключался в том, что она оставила свою первую любовь. Они согрешили, поэтому Бог говорит им покаяться. Покаяться в чем? Покаяться в пьянстве? Нет. Покаяться в прелюбодеянии? Нет. Речь здесь не об этом. Они должны были покаяться в том, что не любили Иисуса первой любовью.

Повеление покаяться было дано церкви в Пергамосе - Откровение 2:16: "Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих" . То же самое было сказано и церкви Фиатири - Откровение 2:21,22: "Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих" . Церковь Сардиса также должна была покаяться - Откровение 3:3: "Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя" . Церковь в Леодикии получила такое же повеление - Откровение 3:19: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" .

Как мы видим, Бог говорит покаяться как отдельным людям, так и группам людей и даже целым народам. Он снова и снова призывает Израиль к покаянию.

Итак, подытожим:

1. Бог говорит погибающим людям: "Покайтесь в вашем неверии".

Интересно то, что в 1 Иоанна слово покаяние ни разу не упоминается, и все же Иоанн хотел дать людям уверенность в спасении. 1 Иоанна 5:13: "Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную ". Но хоть слово покаяние и не упоминается в этой книге, оно явно подразумевается, потому что здесь нам говорится о том, что спасает вера в то, что Иисус спасает, что конечно же, подразумевает то, что человек должен покаяться в том, что ведёт его к погибели, т.е. неверие.

2. Бог говорит спасённым людям: "Покайтесь в вашем грехе" . Эту работу совершает Святой Дух, когда Он входит в нашу жизнь и наводит в ней порядок, указывая, в каком грехе нам следует покаяться.

3. Если для спасения человек должен покаяться в своих грехах, то в каких именно грехах он должен покаяться? Может ли он покаяться во всех грехах? Разве тогда это не безгрешное совершенство? Разве это не спасение делами? В каком грехе должен покаяться человек? В том, который удерживает его от спасения, в грехе неверия.

4. Если спасение дается только после того, как человек отворачивается от греха, то если он снова к нему возвращается, он теряет спасение? В Деяния 16:30 задается очень простой вопрос: "Что мне сделать чтобы спастись? ". Это единственный раз, когда в Библии встречается этот вопрос. Ответ на этот вопрос должен нам сказать, что нужно для спасения. Деяния 16:31: "Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой ". Итак ответ - веруй. Здесь ни слова не говорится о покаянии в грехах, хотя да, покаяться нужно лишь в одном - в неверии.

5. Если человек должен сначала навести в своей жизни порядок, а затем спастись, то мы возвращаемся к спасению делами.

6. Мы не можем сделать то, что может сделать только Святой Дух . Сначала Святой Дух обличает нас в грехе неверия, чтобы привести нас к Христу. После того как Он приводит нас к Христу, Он входит в нашу жизнь и пребывает в ней. Римлянам 8:9: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" . 1 Коринфянам 6:19,20: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" .

Когда же Святой Дух входит в нашу жизнь, Он начинает показывать нам то, что следует изменить. Затем жизнь христианина становится постоянным покаянием, пока мы не уподобимся Христу.

Я придерживаюсь мировозрения Буддизма.
Чтобы раскрыть свою душу раскаянием, нужно сознанием проникнуть внутрь своей души, познать эгоистичную пагубную мотивацию души, переосмыслить и изменить образ мышления, изменить образ жизни. . Для этого глубокого погружения уходят годы жизни, годы-десятилетия духовной практики. А Вы хотите чтобы человек без всякой подготовки за 5 минут вошёл в глубокое сознание и раскаялся. Это невозможно.

Есть два пути — первый путь постепенный — от простого к сложному, шаг за шагом человек очищает свои поступки, слова и мысли, таким образом приближается к святости.
Есть другой путь, когда человек попал в форс-мажорную ситуацию, когда достиг Пика страданий, тогда на Сверхусилии он раскаивается и Сразу в один момент меняет свой образ жизни. . Но и в этом случае нужно время — месяцы как минимум.

Далеко не все люди, даже крещёные в церкви, регулярно исповедуются. Чаще всего этому мешает чувство неловкости, смущения, кого-то останавливает гордость. Многие, не привыкнув исповедоваться с ранних лет, в более зрелом возрасте всё время отдаляют тот момент, когда нужно будет рассказать о своих грехах впервые. С каждым годом решиться на исповедь всё сложнее. Чтобы снять тяжесть с души, начать говорить с Богом и искренне раскаиваться в совершённых грехах, следует узнать, как правильно исповедоваться. Походы на исповедь вам обязательно помогут: вы сами ощутите, как светлеете душой.

Исповедь одним из наиболее значимых обрядов в христианской церкви. Способность осознать свои грехи и рассказать о них Богу, раскаяться в содеянном, очень важна для верующего человека.

Чем является для нас исповедь?
В первую очередь важно разобраться в сути исповеди, её роли в нашей жизни.

Беседа с Богом. Исповедоваться можно и дома, перед иконой, погрузившись в молитву.

На любых этапах жизненного пути человек встречает множество препятствий. Путь к Царству Небесному тернист и требует огромных усилий. И если не проявлять крепости духа и твердости воли, то всегда найдется достаточно причин, чтобы не ходить в церковь, не молиться, не поститься. Мы не должны забывать, что голыми явились на этот свет и перед Господом всегда остаемся таковыми. Наше одеяние лишь Божия благодать. Если не облачимся ею и не примем Христа в свое сердце, легко можем стать жертвой вечного врага человека – повсюду рыщущего диавола. Мы должны помнить, что в этой сложной жизни мы, христиане, словно агнцы среди волков.В Евангелии сказано, что кто вытерпит до конца, тот спасется. Однако терпенье терпенью рознь. Христианин должен быть терпеливым, но при этом и деятельным противником всякой несправедливости и зла.

Христианство – это, прежде всего, образ жизни и мышления. Если мы стремимся к совершенству, то не должны оглядываться назад.

Покаяние

Покаяние — это осознание своего греха, скорбь о нём и решимость не повторять его в дальнейшем, это исправление своих согрешений делом и мыслью.

1. Что такое покаяние
2. Покаяние имеет начало, но не имеет конца, оно длится всю жизнь
3. Покаяние может выражаться по-разному
4. Тот, кто сознательно совершает грех, откладывая исправление и покаяние, грешит против Святого Духа и может умереть без покаяния
5. После смерти нет покаяния
6. Диавол уже не может покаяться и измениться к добру

Чтобы за служить милость Божию — надо всячески миловать других.
СУД БЕЗ МИЛОСТИ – НЕ СОТВОРИВШЕМУ МИЛОСЬ!

Таков суровый закон Возмездия на земле, который установил Господь. Всё возвращается нам в этой жизни. Поэтому не зря говорят: «Что посеет человек – то и пожнёт!»

Ты – не пожалел и не пощадил, тебя тоже – НЕ ПОЖАЛЕЮТ и не пощадят!
Ты – рассказал о человеке ЛОЖЬ, и о тебе тоже будут — ходить сплетни!
Ты – не помог, тебе – НЕ ПОМОГУТ!
Ты – обидел, унизил человека, тебя тоже – ОБИДЯТ и унизят!
Ты – взял и присвоил ЧУЖОЕ, у тебя – УКРАДУТ и присвоят то, что твое!
Ты — делал паскости людям – и тебе будут ДЕЛАТЬ — ЗЛО!
Ты — обманул и предал человека, и тебя тоже ОБМАНУТ и предадут!

Добрые дела делает – Добро пожинает, злые дела творит – Зло пожинает!

Верят люди в Бога или не верят, но этот закон Возмездия работал всегда и наказывает — всех людей, которые творят зло.

Исповедь. Как правильно каяться.

Как правильно каяться

Каяться нужно - в прошедшем времени. Девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»?

Надо. не лукавство. Не к здоровым пришел, но к больным — сказал Господь, Грех — это болезнь, одно из проявлений которых окамененное состояние души. Но только те, которые сами видите, а не в слепой догадке находитесь и даже неуверенны до конца что это грех … А то начитаются книжек с всякими классификациями потом теряются, когда Бог открывает грех — это не вызывает уныние или смущение, это даже радостное состояние, когда ты наконец то понял то что не мог понять, эврика, просто человек тихо понимает что то что он делает это ему вредит

Хотя это может даже и не грех, но чтобы дьявол не терзал сомнениями и смущениями, лучше исповедовать, а там потом разберешься, время покажет свой это или чужой…

Потом Бог от нас не требует тут же от него избавиться, он просто требует чтобы ты что-то делала против него, сразу вырвать грех порой невозможно. ты даже о нем не думай слишком. ты просто веди духовную жизнь, молись, постись 2 раза в неделю, и в посты, это тебя просветит.

Иногда молодой духовник затрудняется перечислять грехи, т.е. просто не может припомнить главнейших и более часто допускаемых грехопадений. К сожалению, держа часто пред глазами богослужебные книги, наши богословы и наше духовенство редко удостаивают своим вниманием то, что там напечатано красным шрифтом или даже черным, кроме самых молитвословий, из коих также добрую половину никогда не прочитывают.

Итак, довольно полное перечисление всевозможных грехов можно собрать по следующим чинопоследованиям требника и каноника: 1) по чину исповедания, 2) по молитве вечерней Святому Духу, 3) по заключительной вечерней молитве: исповедую тебе единому Богу, в Троице славимому и пр., которая помещается в Киево-Печерских и Почаевских правильниках, 4) по четвертой молитве ко Святому Причащению: «Яко на страшном Твоем и нелицеприемнем предстоя судилище»; к сожалению, эту молитву за последние 30 лет перестали помещать в правильниках, но в Псалтири Следованной она помещается, 5).

Как покаяться в совершении аборта По-человечески говоря, сей грех простить невозможно. И лишь Господь, Которого мы пригвоздили ко Кресту нашими грехами, множественными и страшными, лишь Единый Господь, будучи не только человеком, но и Всемогущим Богом, силен Своею собственной живоносной кровью омыть этот страшный — пожалуй, самый страшный, — грех человеческий. Всякая женщина, которая начала каяться в том, что содеяла по молодости, по слабости своей, по неведению, по насилию сродников, по помрачению души, должна знать, как именно ей каяться в этом грехе, дабы Бог простил его и изгладил, дабы затянулась страшная рваная рана в душе, дабы исходатайствована была нами милость и для убиенных нами детей.Прежде всего, восчувствовав всю дикость и безбожие содеянного, нужно в мыслях впредь отказаться от подобного греха, от возможности его совершения. Притом подобает осудить именно самое себя, а не обстоятельства, не приговор врачей, не соединенные усилия сродников, толкавших нас на убийство.

В первую очередь, как и Крещение, Венчание, Причастие – это ТАИНСТВО. Это – примирение с Богом. У всех нас совесть не чиста, душу давят грехи и она подает свой зов – человек ощущает потребность исповедоваться, чтобы на душе, на совести стало спокойнее, чище. Есть такое образное сравнение: все наши грехи бесы кропотливо записывают в свои книги, и по ним будут обвинять человека посмертно, показывая, что тот – их, что место ему в аду, а отпущенные на исповеди грехи стираются из них навсегда.

Очень важно понять, что отпускаются в Таинстве Исповеди именно те грехи, в которых человек искренне раскаялся и не хочет их повторять, желает избавиться от этого греха. Если он понимает, что ему трудно будет не грешить снова – он просит Бога не только просить его, но и помочь в борьбе с этой страстью. Придти покаяться, скажем, в прелюбодеянии с твердой уверенностью, что грехи «скинул» — «обнулил счетчик» и можно снова грешить – это дикая профанация Таинства Покаяния.

Дорогой батюшка, добрый день. Спасибо Вам огромное за Ваши добрые ответы. Опять прошу я Вашей помощи.
Я не могу раскаяться в одном грехе. Это одна моя плохая привычка. Умом я понимаю, что это грех, но я не могу его возненавидеть в себе, наоборот, мне кажется, что если я откажусь от этого, я не смогу быть самой собой, я потеряю уверенность в себе, не смогу общаться с людьми, не буду знать, как отвлечься от нудной работы и тяжелых мыслей и т. д. Иногда кажется, что это единственная радость в моей жизни. В общем, я кажусь себе лучше с этой привычкой, а без нее кажется, я ничего из себя не представляю. И мне очень-очень жаль ее потерять.
Я понимаю, что надо просить Господа, чтобы помог возненавидеть этот грех и полюбить себя без него, но я все равно через какое-то время после молитвы возвращаюсь к нему.

Для каждого христианина вопросы взаимоотношения с Богом и Церковью – весьма важные в жизни. На самом деле, для истинно верующего человека – они самые важные! Но далеко не все знают, как, когда и почему необходимо выполнять православному христианину. Таких аспектов очень много. Один из наиболее дискуссионных, особенно в среде молодого поколения, – вопрос необходимости причастия и исповеди. Корреспондент «ЛГ» Вита Лемех встретилась с протоиереем храма Преображение Господне города Люберцы Геннадием Ханыкиным и задала ему волнующие очень многих вопросы. Сегодня – первая часть беседы, которая получилась весьма содержательной.

– Батюшка, возможна ли духовная жизнь человека без исповеди?

– Человек не может вести духовную жизнь без церкви, без таинств церкви, а исповедь – одно из таинств церкви. Тот, кто думает, что ведет духовную жизнь, не бывая в храме, или забегая свечку по праздникам поставить, сам себя обманывает.

Часто от многих людей, которым приходится говорить о спасении души, слышишь такой ответ: «О, я еще успею покаяться в своих грехах и примириться с Богом… Я же не собираюсь умирать!» Но в Библии есть только один случай обращения к Богу в последний час жизни: это покаяние разбойника на кресте.
Дорогой читатель, если вы не примирились с Богом, не рассчитывайте на последний час. Жизнь каждого человека может оборваться внезапно. Болезнь может отнять у человека сознание, а страдания могут быть такими, что не позволят даже думать о душе. Если теперь вы безразличны к своему спасению, то можете ли быть уверенными, что в тот момент вы будете иметь желание искать спасение во Христе? Не забывайте, что именно «теперь время благоприятное, вот теперь день спасения». Не ждите другого случая. Вы не знаете, что готовит вам ближайший час. Сатана, враг душ человеческих, заставляет людей откладывать на потом это важное решение, от которого будет зависеть и ваше будущее на земле.

Зачем раскаиваться в смертном грехе — если он не проститься?

Вопрос: Зачем раскаиваться на исповеди, если смертный грех все равно не прощается? Чем проклятье Божье отличается от наказания?

Ответ: Слово Божие ясно говорит о полном прощении грехов через покаяние: «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15); «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк.6:37); «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19).

Слово «проклятие» в новозаветных книгах несколько раз употребляется к нераскаянным грешникам, дерзко противящимся истине и увлекающих других в погибельное беззаконие: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (2 Пет.2:14).

Святые отцы, раскрывая учение Священного Писания о грехе и покаянии, наставляют нас искренне приступать к таинству исповеди, чтобы, очищаясь, приготовить себя к Царству Небесному, в котором будет вечное блаженство. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца <…> И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр.22:1,3–5).

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Обсуждение: 6 комментариев

    Здравствуйте!Вот один человек воевал после войны восстанавливал завод,потом работал слесарем огромное число медалей и орденов за войну и за труд.Заслужил хрущёвку и пенсию 30 тысяч.Но жил честно,достойно не воровал не убивал но и в церковь не смог придти.Сын его после Афгана был парализован за ним ухаживал пока тот не начал ходить.А его сосед получил на фронте ранение правого пальца,работал в коопторге,после войны на торговой базе за растрату осудили,потом занялся валютой в 60-е опять осудили в 70-е за убийсто осудили, 90-е сделал огромное состояние и священники бегали к нему освящять то машину то дом то телефон,и конечно исповедывали. И тот первый как я понял заслужил у Бога в аду гореть,а второй будет в раю он же раскаялся и на храм денежку давал

    Ответить

    1. Здравствуйте, Алексей!
      Господь в чем застанет человека, в том и судить будет. Есть немало примеров из жизни святых людей. Святая преподобная Мария Египетская более 30 лет каялась, молилась, живя в пустыни, а до этого была блудницей. Есть и такие примеры печальные, когда некоторые подвижники через молитву и пост достигали духовных высот, а соблазнились искушением диавольским и погибли. Господь судит человека не как мы, не внешне, а внутренне. Если человек жил по голосу совести, плохого не делал людям, против Бога не шёл, то Господь может помиловать такого человека и взять его в Царствие Небесное. Также, и если человек ходит в храм, всё соблюдает, но не имеет любви, мира, смирения, то может погибнуть и попасть в ад. Внешнее конечно важно, но внутреннее состояние человека ещё важнее. Приведу пример. Умерли два человека — игумен (то есть наставник монастыря) и простой нищий. Игумена пришли душу принимать бесы, душа не хотела выходить из тела, так они её огненными крючками вытаскивали. Душа нищего тоже не хотела выходить, хотя за ней пришли светлые ангелы. Тогда Господь велел ангелом спеть ей красивую песнь, и душа вышла и повели её в Рай. Этот пример говорит о том, что Господь может спасти любого человека, в любом его сословии и состоянии, а также Господь может наказать душу человека, даже монаха, священника, если он не искренне соблюдал Божий Закон. У Бога всё справедливо. Но Бог всё-таки не ищет причину, как бы наказать человека, а наоборот, ищет любую возможность как бы оправдать человека и спасти, потому что Бог есть ЛЮБОВЬ.
      С Богом!

      Ответить

    Добрый день!
    Не нашла нужной рубрики куда могу написать свой вопрос. Пожалуйста, подскажите как мне быть и подскажите пожалуйста, какие последствия моего греха могут быть. Я недавно пришла к Богу, покаялась в грехах. У меня появился молодой человек, отношения еще только-только зарождаются. И я совершила сразу два греха. Первый не упование на Бога, я не смогла положиться на волю Бога, и сказать себе, в определенный момент, что пусть будет так как хочет Господь мой, я в какой-то момент перенервничала, когда этот молодой человек перестал звонить мне (просто я очень долгое время была одна и в какой то момент очень испугалась его потерять) и вот на этом фоне, я не знала как справиться с собой, я вступила в блуд с другим мужчиной всего один раз и сразу очень сильно пожалела об этом. Я раскаиваюсь очень сильно в обоих своих грехах и в неполагании на волю Бога и в блуде. Я была на исповеди, исповедовалась, сейчас читаю покаянный канон, делаю поклоны. Но душа болит за эти грехи и боюсь, что в наказание у меня еще и моего молодого человека отнимут. Пожалуйста, прокомментируйте мою ситуацию. Заранее очень благодарю за ответ!

    Ответить

    1. Здравствуйте, Нина!
      Хорошо, что вы исповедовались и теперь стараетесь исправляться. Всецело положитесь на Бога и Его святую волю. Молитесь, совершайте добрые дела и Господь не будет строго судить вас и поможет вам. Но для этого ещё надо никого не осуждать и всех прощать. Если мы хотим, чтобы Бог простил нам грехи, особенно тяжкие, то и сами мы должны простить всех своих обидчиков и врагов, если они есть у нас.
      Мир вам и Божие благословение!

      Ответить

    Всё, что мы делаем в нашей жизни — грех! Причём часто смертный! Как прожить в современном мире, не гневаясь, не унывая временами, когда даже молоко в пост — грех? И так и живёшь в страхе, что это всё нельзя, а я грешу! И какой смысл каяться, если сознаёшь, что всё это будешь делать дальше, потому что мы — люди, и иначе не прожить? Вот поэтому и нападает уныние, что выполнить все требования невозможно!

    Ответить

    1. Здравствуйте, Наталия!
      Не всё так страшно, как вам кажется. Установлены Заповеди для того, чтобы выявить грех. Пост дан для того, чтобы приучить человека к воздержанию и дать человеку возможность освободиться от рабства греха или страсти. Церковь установила святые Таинства. Таинство покаяния даёт человеку возможность исправиться, главное, было бы желание и стремление и Бог поможет. Мы призываем людей к постепенному совершенствованию. Мы не требуем человека сразу всё соблюдать. Если человек пришел к вере недавно, то советуем ему потихоньку приучать себя к соблюдению поста, к молитве, к добрым делам. Но человек должен всю жизнь стремиться к совершенству. Не получилось соблюсти весь пост, согрешили, но покайтесь. Бог не спросит на страшном Суде, почему ты грешил, а спросит, почему ты не покаялся. Когда человек упадет в грязь, то он спешит смыть эту грязь, он же не унывает и не думает о том, что всё равно опять упаду, испачкаюсь, так зачем же мыться? В духовной жизни тоже самое. Сколько бы раз мы не грешили, сколько бы не падали, нужно встать, покаяться. В этом и состоит борьба с грехом.
      Помоги вам Бог!

      Ответить

В книгах и статьях можно объяснить, в чем надо каяться, но не научить покаянию. Наверное, многим прихожанам знакомо чувство, что исповедуешься, как положено, а покаяния, сердечного сокрушения о своих поступках, решимости не повторять их, нет. И повторяем, а потом вновь перечисляем все на исповеди. Накинул батюшка епитрахиль, причащаемся и грешим по новой. Что же делать? Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа.

— Сердечное сокрушение о своих грехах, решимость не повторять их – это великие плоды, а вовсе не первые шаги покаяния. В идеале же вся наша жизнь должна быть покаянием. Все помнят апостольскую заповедь: «Непрестанно молитесь» (Фес., 5, 17). Имеется в виду покаяние. Иисусова молитва – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» — молитва покаянная.

Согрешаем мы, по немощи своей, непрерывно, если не делом, то помышлением. И каяться должны непрерывно. Поэтому я не считаю, что надо прихожан заставлять постоянно перечислять на исповеди повседневные грехи. Чувствует человек, что нуждается в молитвенной поддержке священника – может и перечислить, исповедь в нашем храме совершается каждый день утром и вечером.

Но если говорить строго, исповедь – таинство, воссоединяющее человека с Церковью. Совершая тяжкий грех, человек от Церкви отпадает, и на исповеди он через таинство возвращается в Церковь, принимается обратно в евхаристическое общение. Поэтому я и не настаиваю, чтобы люди, которые регулярно причащаются, перед каждым причастием подходили к исповеди и перечисляли там свои повседневные грехи.

Задача христианина – не правила соблюсти, а непрестанно находиться в молитвенном единении с Богом. Для нашей немощи это значит – в самоукорении. Не в отчаянии и самоугрызении, а в самоукорении, то есть осознании и признании своей греховности и одновременно вере в милость Божию. То есть в том состоянии, которое выражено и в Иисусовой молитве, и в молитве мытаря.

— А во многих молитвах написано, что «я грешнее всех людей», есть и более жесткие оценки. Вероятно, святые, составлявшие эти молитвы, так и чувствовали, потому что оценивали себя в свете Божьей благодати. Но простой мирянин, который без году неделя в Церкви, вряд ли искренне считает себя грешнее всех.

— И святые не сразу так чувствовали. Авва Дорофей признавался своим учителям Варсонофию Великому и Иоанну Пророку: смотрю на свою жизнь и понимаю, что достоин вечной муки, знаю, что хуже всех людей, но сердцем это не чувствую. И старцы ответили ему, что он на верном пути. До сердечного понимания, каковы мы на самом деле, дорастаем всю жизнь – это и есть духовный путь.

Я считаю, что неправильно говорить «я грешнее всех людей», если ты этого не чувствуешь. Я сам, к сожалению, так не чувствую, хотя понимаю, что надо. Но все-таки мы, верующие, осознаем свои грехи. Ждать, пока произойдет чудо, и мы почувствуем их так, как чувствовали святые? Можно и не дождаться. Поэтому будем уже сейчас молиться, как можем.

Произношу я: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а в сердце нет сокрушения. Ну, что ж… буду укорять себя с верой, что если буду трудиться над своей душой, держаться церковного общения, Господь не оставит меня. Буду молиться со вниманием, по совету преподобного Иоанна Лествичника, держа ум в словах молитвы. Если и это не даётся, буду молиться глазами и устами, пусть с холодным сердцем, рассеянно, но в надежде, что и такой малый труд поможет мне приблизиться к Богу. Как говорили святые отцы, лучше есть хлеб с золой, чем не есть ничего.

Беседовал Леонид Виноградов



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: