Учения далай ламы в году расписание. Далай лама рассказал о третьей мировой войне

25 сентября в зале «Сконто» в Риге состоится программа «Гармония мира не знает границ. Диалоги с Его Святейшеством Далай-ламой». В диалогах с духовным лидером тибетского буддизма примут участие музыкант Борис Гребенщиков, режиссер-документалист Виталий Манский и ведущий программы драматург и режиссер Иван Вырыпаев.

Все участники лично знакомы с Его Святейшеством Далай-ламой, отстаивающим идею «основополагающего единства всего человечества» в противовес менее значимым, «вторичным различиям между людьми» в национальной принадлежности, вероисповедании, уровне образования и доходов. В своей программной книге «Больше, чем религия. Этика для всего мира» духовный лидер предлагает сугубо светский подход к этике и распространению базовых общечеловеческих ценностей, подразумевающий равное уважение ко всем религиям и убеждениям, включая атеистические.

Исследуя тему межрелигиозной гармонии, ставшей одной из главных в его жизни, он называет сострадание тем единым фундаментом, на котором возводятся непохожие друг на друга здания мировых религий. Причину многих трудностей, с которыми человечество продолжает сталкиваться в XXI веке, Далай-лама видит в том, что мы уделяем слишком большое внимание материальным ценностям, забывая о любви, сострадании, терпении и других духовных опорах, которые и служат залогом счастья.

Он настаивает на важности непредвзятого и целостного подхода к решению проблем, как индивидуальных, так и глобальных, и называет вошедшее в привычку деление на «своих» и «чужих» устаревшим. Путь к миру и гармонии на планете, по его словам, начинается с гармонии в собственной душе, достичь которой можно лишь изучая свой собственный внутренний мир, борясь с разрушительными эмоциональными состояниями и взращивая созидательные.

Музыкант и композитор Борис Гребенщиков

неоднократно встречался с Его Святейшеством Далай-ламой. Возглавляемая им группа «Аквариум» дважды завершала Учения духовного лидера для стран Балтии и России «музыкальным подношением» − большим благотворительным концертом для всех участников. Традиция совершения подношения прекрасной музыки и песен духовным учителям и высшим существам широко распространена во многих религиозных традициях. В тибетской буддийской традиции учения часто завершаются подношением музыки в знак благодарности за возможность услышать наставления о сострадании и любви, в основе которых понимание тесной взаимозависимости всех вещей.

Предваряя музыкальное подношение (в прошлом году оно открывалось песней «Белая лошадь»), Борис Гребенщиков сказал, обращаясь к Далай-ламе: «Это песня о белой лошади, покидающей уют конюшни и отправляющейся на поиски свободы. В точности, как наша душа оставляет уют материального мира и отправляется на поиски просветления, согласно вашим учениям».

Интерес Бориса Гребенщикова к тибетскому буддизму стал для многих людей в России первым шагом к более глубокому знакомству с культурой Востока. Лидер «Аквариума» перевел несколько книг тибетского ламы Чокьи Нимы, в том числе его «Путеводитель по жизни и смерти». Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» способствовали возведению буддийской ступы, посвященной известному калмыцкому ламе геше Вангьялу.

Режиссер-документалист Виталий Манский

встречался с Его Святейшеством Далaй-ламой в его резиденции в Дхарамсале на севере Индии, где снимался его фильм «Рассвет/Закат. Далай-лама XIV». Режиссеру была предоставлена редчайшая возможность зафиксировать на пленку обычный день духовного лидера: от начала рабочего дня Далай-ламы, в три часа ночи, до заката, когда мировой лидер буддистов уединяется для сна. Именно здесь, в личных покоях Далай-ламы, Виталий Манский, провел абсолютно неформальную беседу о сути мироздания и месте человека и религии вообще и буддизма в частности в современном обществе. Эта беседа стала камертоном к заключительной части документального фильма «Рассвет/Закат. Далай-лама XIV», когда авторы возвращаются из Индии через Китай в Россию, и тема разговора с Далай-ламой о перенаселении мира, о расслоении общества, о способах избежать мировых конфликтов и войн, удивительным образом получает яркое и убедительное визуальное подтверждение.

Рассказывая о работе над картиной, Виталий Манский отмечал: «Я поставил перед собой задачу открыть Далай-ламу для той аудитории, до сознания которой в будущем сможет достучаться мой фильм. … Каждый человек, который посмотрит эту картину, выйдет из кинозала с пониманием, пусть и частичным, того, что предлагает миру Далай-лама. А я должен отметить, что предлагает он вещи весьма радикальные. Но все очевидное в нынешнем мире делается радикальным образом. Вот он предлагает совершенно очевидные вещи, которые спорят коренным образом с тем, что диктуют миру все современные политики. И в этом смысле фигура Далай-ламы особенно интересна».

Виталий Манский – режиссёр документального кино, продюсер, президент фестиваля «Артдокфест» и Национальной премии в области неигрового кино «Лавровая ветвь». Фильмы Манского удостоены более ста призов на российских и международных кинофестивалях. В том числе: Серебряный глобус МКФ в Карловых Варах (Чехия); Приз за режиссуру и специальный приз на МКФ «Темные ночи» в Таллине (Эстония); европейский приз новой кинодокументалистики, учреждённый евроканалом SAT; «Серебряный голубь» Лейпцигского фестиваля; приз за режиссуру (Локарно); Prix court metrage vision du reel - Nyon (Швейцария); Golden Spire в Сан-Франциско; главный приз МКФ Йихлава (Чехия); Главный приз на МКФ в Вене (Австрия); Уэска (Испания); диплом «Приз Европы»; «Серебряный кентавр» в Санкт-Петербурге; приз европейских киноклубов «Дон Кихот»; Премия Российской киноакадемии «Ника».

Иван Вырыпаев (ведущий программы)

встречался с Его Святейшеством Далай-ламой во время работы над картиной «Спасение» (2015 г.), в которой режиссер размышляет о самопознании, взаимодействии различных культур и религиозных конфессий.

«Спасение» – это история о путешествии католической монахини в Тибет. Картина рассказывает о самопознании, взаимодействии различных культур и религиозных конфессий, о сложностях взаимоотношений людей c постоянно меняющимся миром. «Спасение» – это медитативный roadmovie, психодрама, история о переменчивой реальности и работе человеческого восприятия в ней.

«Для меня это фильм о моей стране, – отмечает Иван Вырыпаев. – Прежде всего о моей стране. Я попытался показать, как выглядит наша главная российская проблема – коммуникации с “другим” миром. И как важно наладить эту коммуникацию, но не потерять себя».

Иван Вырыпаев – театральный драматург, режиссёр, автор оригинальных творческих проектов. С 2013 по 2015 год был художественным руководителем театра «Практика» – театра современной драмы, театра, который отражает актуальные темы и сюжеты и говорит со зрителем на его языке. Пьесы Вырыпаева переведены почти на 30 языков и с успехом идут в Англии, Франции, Польше, Германии, Чехии, Канаде и других странах. Иван Вырыпаев – автор сценария и режиссер фильмов «Эйфория» (конкурс Венецианского кинофестиваля, приз молодежного жюри), «Кислород» (приз за лучшую режиссуру, приз за лучшую музыку кинофестиваля «Кинотавр») и «Танец Дели» (премьера состоялась на Римском кинофестивале).

Режиссер Алвис Херманис

неоднократно встречался с Его Святейшеством Далай-ламой. Алвис Херманис – латвийский театральный режиссер, художественный руководитель Нового Рижского театра. Во время встречи с Далай-ламой в 2013 году в Сейме Алвис Херманис спросил у духовного лидера Тибета, может ли буддийское учение прижиться в латвийском климате, где слишком много комаров: «С мудростью и духовностью все ясно, но что делать ночью с одним комаром, с учетом того, что буддизм запрещает насилие?» Далай-лама ответил: «Надо просто протянуть руку и дать комару немного крови», – научил режиссера Далай-лама.

Самые известные постановки Херманиса – «Чайка», «Пиковая дама», «Аркадия», «Ревизор». Ставил спектакли «Город» и «По По» по произведениям Евгения Гришковца, «Shauspielfrankfurt» – по скандальному роману Владимира Сорокина «Лед». Работы Херманиса неоднократно получали признание на международных театральных фестивалях в Литве, Эстонии, Польше, России, Канаде, Америке и России.

Программа «Гармония мира не знает границ. Диалоги с Его Святейшеством Далай-ламой» состоится 25 сентября в 13:00 в зале «Сконто».
Рига, ул. Мелнгайла, 1а (Melngaiļa iela 1a, Rīga)

Программа проходит в рамках Учений Его Святейшества Далай-ламы для стран Балтии и России.

РИГА, 23 сен — РИА Новости, Ольга Липич. Далай-лама XIV проведет в Риге 23-25 сентября духовные учения для всех интересующихся буддизмом и его последователей из стран Балтии и России, а также побеседует об актуальных проблемах с известным российским рок-музыкантом Борисом Гребенщиковым и другими деятелями культуры.

Оргкомитет ожидает, что в трехдневных учениях в большом рижском зале "Сконто" примут участие около четырех тысяч человек из десятков стран мира. В ходе учений Далай-лама по традиции даст свои комментарии к трудам выдающихся буддийских мыслителей.

Правильная медитация и пробуждение

На этот раз Далай-лама остановил свой выбор на практическом аспекте буддизма, выбрав для объяснения два сочинения: "Ступени созерцания" индийского философа Камалашилы о правильном подходе к медитации и "Краткий ламрим" ("этапы пути") тибетского мыслителя Чже Цонкапы о последовательности пути к пробуждению.

"Эти учения важны по нескольким причинам. И первая из них - это сама тема учений. В "Ступенях созерцания" Камалашилы очень подробно объясняется практика медитации, как ее выполнять, на чем концентрироваться. Перевод этого текста недавно появился на русском языке и вызвал большой интерес у читателей. Ведь сегодня медитация пользуется все большей популярностью не только среди буддистов, но и у широкой публики. Второй текст, который будет объяснять Далай-лама, - "Краткий ламрим" Чже Цонкапы — в нем изложены последовательные ступени пути к пробуждению. Авторы этих трудов — особо почитаемые в буддизме наставники", — сказал РИА Новости представитель Далай-ламы в России, странах СНГ и Монголии, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Камалашила — известный в буддизме ачарья (наставник), индийский философ, живший в VIII веке, один из 17 пандит (великих ученых-философов) древнеиндийского монастыря-университета Наланда. Далай-лама называет тибетских мыслителей — духовными преемниками именно Наланды. Чже Цонкапа — самый известный из них, он почитается в Тибете наравне с Буддой. Цонкапа жил в XIII-XIV веках и основа школу буддизма Гелуг, получившую распространение и в России.

Учение Будды пришло из Индии в Тибет, оттуда — в Монголию и буддийские регионы России, а затем распространилось и далее на запад. Далай-лама неизменно подчеркивает актуальность наследия древнеиндийского буддийского университета Наланды для современного мира, его пользу для людей вне зависимости от их вероисповедания. Ведь в буддийской философии гармонично сочетаются глубокая мудрость и безграничное сострадание.

"В то время как религиозные практики буддизма представляют интерес исключительно для буддистов, изучение буддийской логики и теории познания, а также науки о сознании и эмоциях, разработанные учителями Наланды, будет полезно каждому человеку", - уверен Далай-лама.

Гармония без границ

Особенную важность учениям-2017 Далай-ламы для россиян и жителей прибалтийских стран придает одно новшество.

"Впервые в рамках учений в Риге состоится публичный диалог Его Святейшества с представителями интеллигенции России и стран Балтии, озаглавленный "Гармония мира не знает границ", — сообщил РИА Новости представитель Далай-ламы, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

В рамках этой программы с буддийским духовным лидером будут беседовать знаменитый российский рок-музыкант, лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков, режиссер-документалист, президент фестиваля "Артдокфест" и Национальной премии в области неигрового кино "Лавровая ветвь" Виталий Манский, бывший руководитель театра "Практика", драматург и режиссер Иван Вырыпаев и латвийский режиссер, худрук Нового Рижского театра Алвис Херманис.

В основу первого диалога деятелей культуры и Далай-ламы ляжет его программная книга "Больше, чем религия. Этика для всего мира". В ней, как и в своих устных выступлениях, духовный лидер заявляет об отказе от "устаревшего", по его словам, деления мира на "своих" и "чужих" и выделяет идею "единства всего человечества". Далай-лама также советует современникам для преодоления индивидуальных и глобальных проблем и угроз XXI века переключать внимание с материальных ценностей на любовь, сострадание, терпение и другие духовные ориентиры, служащие залогом подлинного счастья.

Борис Гребенщиков давно интересуется тибетским буддизмом, перевел несколько книг тибетского ламы Чокьи Нимы, в том числе его "Путеводитель по жизни и смерти", и неоднократно встречался с Далай-ламой. А его группа "Аквариум" уже дважды завершала учения духовного лидера для стран Балтии и России "музыкальным подношением" — благотворительным концертом для всех участников.

© Фото: предоставлено директором группы "Аквариум" Максимом Ланде

© Фото: предоставлено директором группы "Аквариум" Максимом Ланде

В минувшем году Гребенщиков предварил свое "музыкальное подношение" Далай-ламе с песней "Белая лошадь" такими словами: "Это песня о белой лошади, покидающей уют конюшни и отправляющейся на поиски свободы. В точности, как наша душа оставляет уют материального мира и отправляется на поиски просветления, согласно вашим учениям".

Чему учил Далай-лама россиян в 2016

Учения Далай-ламы для стран Балтии и России проводятся в столице Латвии уже несколько лет. Впервые в Риге они состоялись в 2014 году после того, как во время визита Далай-ламы в Латвию в 2013 году на встрече с россиянами одна женщина попросила его даровать учения в этой стране, поскольку жителям европейской части России очень дорого и далеко ездить на учения в Индию. В Индии, где живет лидер тибетского буддизма, он проводит учения для российских последователей с 2009 года.

Каждый раз Далай-лама выбирает для учений тот или иной фундаментальный буддийский трактат, актуализирует его и отвечает на многочисленные вопросы аудитории. В 2016 году он рассказывал собравшимся в зале 4,5 тысячам представителей 65 стран о своем понимании второй главы сочинения Дхармакирти (также одного из 17 пандит Наланды) под названием "Праманаварттика" — "Комментарий к трактату Дигнаги о достоверном познании".

Далай-лама также призвал каждого "брать на себя ответственность за все человечество", развивать сострадание и любовь вне зависимости от религиозной принадлежности и личных привязанностей, практиковать веру предков, уважать все конфессии, избегать крайностей, стремиться к миру в Сирии и во всех горячих точках планеты и в целом больше заботиться о других.

Буддисты считают Далай-ламу (в переводе — "Океан-учитель") воплощением Авалокитешвары — будды сострадания. Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тензин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника — Далай-ламы XIII, а в 1940 — возведен на престол.


Далай-лама: мы слишком большие индивидуалисты Далай-лама XIV провел в Дели учения для российских буддистов. О теме учений, об альтруизме и индивидуализме, добре и зле, любви и привязанности, о том, как лечить тело и ум и бороться с коррупцией в России, он рассказал в интервью журналистке РИА Новости.

После включения Тибета в состав Китая Далай-лама в 1959 году переселился в Индию. Его резиденция расположена в городе Дхарамсала в северном штате Химачал-Прадеш, в предгорьях Гималаев. Там же обосновалось "тибетское правительство в изгнании". За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама был удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.

В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками, последняя была однодневной в 2004 году в Калмыкию. В последующие годы российские буддисты неоднократно выражали надежду в скором времени увидеть Далай-ламу в своих регионах с более продолжительным визитом, однако вопрос пока не удается решить, поскольку визиты духовного лидера Тибета в другие страны сопровождают ноты протеста со стороны Китая. Даже после того, как весной 2011 года Далай-лама сложил с себя политические полномочия главы "тибетского правительства в изгнании", Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.


Буддизм, Россия и Европа

Буддизм — древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России (признана в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны). Сегодня в стране насчитывается свыше 1 миллиона ее последователей. Наибольшая волна распространения буддизма в России была отмечена в XVI-XVII веках — среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелуг, главой которой и является Далай-лама.

Далай-лама: буря эмоций в мире постепенно уляжется В эксклюзивном интервью РИА Новости "Океан-учитель" (как переводится титул Далай-ламы), рассказал о подлинной любви и родстве религий, о пагубности деления мира на "своих" и "чужих" и опасности Третьей мировой, о близости буддийского подхода с научным и об эволюции своих взглядов.

Особенно тесной связь с Далай-ламой стала при последнем российском императоре Николае II, когда при дворе возрос интерес к философии буддизма и тибетской медицине. Российская империя первая из европейских государств установила дипломатические отношения с Тибетом, руководимым тогда Далай-ламой XIII (они были прерваны после революции в России), а в столице Санкт-Петербурге был построен первый в Европе дацан.

По словам настоятеля Петербургского дацана Гунзэчойнэй ширээтэ ламы Буды Бадмаева (Буддийская традиционная сангха России), родоначальниками буддизма в Европе были именно российские буддисты.

Агван Доржиев (1853-1938) — бурятский лама, дипломат и ученый, участвовавший в обучении Далай-ламы XIII, сближавший Тибет и Российскую империю — был одним из первых буддийских священнослужителей, кто читал лекции по буддизму, строил мандалы и проводил ритуальные церемонии в Европе. Присутствовавший на этом действе Иннокентий Анненский написал стихотворение "Буддийская месса в Париже". А гидом Доржиева по Парижу был Максимилиан Волошин. Слушателями Доржиева тогда стали также Жорж Клемансо и будущая известная французская путешественница в Тибет Александра Давид-Неэль.

Организаторы учений

Организаторами рижских учений Далай-ламы выступили общество "Сохраним Тибет" (Рига), фонд "Сохраним Тибет" (Москва) и Центр тибетской культуры и информации (Москва).

Тибетский духовный лидер повел себя исключительно демократично. Сидящим рядом с ним на сцене знаменитостям он дал возможность задать вопросов ничуть не больше, чем собравшимся в зале ученикам. В итоге с драматургом Иваном Вырыпаевым была обсуждена тема смысла жизни, с музыкантом Борисом Гребенщиковым — рост агрессии, с режиссером-документалистом Виталием Манским — марксизм, а с Алвисом Херманисом — наличие компьютеров у буддистских монахов (они есть у многих, потому что монахи — тоже люди).

Далай-лама честно признался, что в 82 года и при всем своем богатом жизненном опыте, насыщенном лишениями, странствиями и общением с разными учителями, сам он зачастую вынужден отвечать на заданные ему вопросы "не знаю". В одних случаях, потому что этого не знает никто, в других — требуются исследования темы, в-третьих — потому что спрашивающий сам лучше знает или имеет больше шансов найти ответ.

Например, в Риге Далай-лама не смог ответить на вопросы, как бороться с наркотиками в Колумбии, почему в Тыве последнее время рождается так много ясновидящих, как побороть вспыльчивость конкретного человека.

"В моей жизни было много трудностей, но я всегда опирался на здравый смысл и старался максимально задействовать свои внутренние способности, почаще спрашивая совета у умных людей", — рассказал о своих методах познания Его святейшество.

В чем смысл жизни?

В достижении счастья. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие от жизни. Будущее для нас все равно тайна за семью печатями. Значит, надо жить надеждой на хорошее, проявлять любовь, заботу и сострадание к другим, а они — к тебе.

Возможно ваш сосед — миллиардер, а в семье люди не доверяют друг другу, и все его деньги не помогут счастью семьи. Но бывают довольно бедные семьи, все члены которых любят и доверяют друг другу — они более счастливы. Добросердечие — ключевой факт, чтобы общество было более счастливым.

Расслабиться — это ничего не делать?

Покой — это не значит не работать. Но отдыхать тоже необходимо, для того и придуманы выходные и сон, которые необходимы даже кошкам-собакам. Ведь энергетические ресурсы человека не безграничны, надо их пополнять.

Как расслабиться, чтобы быть счастливым?

Просто расслабьтесь. Тут очень хорош совет индийского учителя, который жил в 8-м веке наставления: когда мы сталкиваемся с трудностями, трагедиями, надо проанализировать, можно ли справиться? Если можно — предпринять все усилия, если не можем, то какой смысл беспокоиться, все равно ничего не изменится. Если вещи нам неподвластны, то беспокойство по их поводу бессмысленно.

В чем главная проблема развития людей на планете?

Страх и гнев. Они порождены тем, что у людей не хватает любви и сострадания к окружающим, они зациклены на себе: я, я, я…

Как снизить уровень агрессии в обществе?

Надо менять систему образования. Существующая ориентирована исключительно на материальные ценности. Порожденное ею поколение не считает важными ценности нравственные, а ставит во главу угла материальную сторону жизни, что порождает конкуренцию и эгоцентризм. Даже ученые говорят о сознании исключительно, как о восприятии мира через органы чувств, а не о ментальном сознании, в реальность которого я верю. В итоге людям недостает заботы друг о друге — они становятся беспокойными и взволнованными.

Нужен систематический план по смене образования: с детсада до университета. Причем уроки нравственных ценностей не на основе религий, а секулярные — на основе науки, человеческого опыта и здравого смысла. Мы привлекли к таким разработкам университеты в Атланте (США) и Бомбее (Индия), где проводим исследовательскую работу, как ввести уроки секулярной этики в учебные программы. Если нам удастся создать и внедрить такую систему, то через три десятилетия ситуация поменяется.

Как прекратить конфликты на религиозной почве?

Многие религиозные деятели и общины довольствуются исполнением ритуалов и песнопений, не изучая философию и науку, не думая вообще. В итоге их религиозная практика сводится к тому, что люди идут в храмы, где на какое-то мгновение выглядят, как религиозные. Выходят из храма — и живут по-старому.

Они сами не убеждены в важности ценностей, на которых стоит их религия. Разрушительные эмоции, с которыми они приходят в храм, так и остаются сырыми, непроработанными. Но поскольку традиции и ритуалы в разных храмах — разные, они говорят "моя" религия, "твоя" религия. Так, религия становится разделением и источником конфликтов, вместо бесконечного источника сострадания ко всем вокруг.

Вера не отрицает того, что надо придерживаться реалистического образа мысли. Из семи миллиардов людей на земле — 1 млрд христиан, один — мусульман, полмиллиарда — буддистов и чуть меньше — индуистов. Тысячелетиями расклад примерно такой. Надо учиться жить рядом… В Индии, самой густонаселенной стране, всегда тесно сосуществовали разные религиозные течения: иудаизм, христианство, ислам, зороастризм… И некая гармония там есть, хоть иногда и вспыхивают конфликты.

Очень важно, чтобы представители разных религий не замыкались в себе, а поддерживали контакты. Скажем, индийские, малазийские, индонезийские мусульмане с детства знают, что есть иные традиции, и уважают их. В арабских странах буддисты — более изолированы. Отсюда и ситуации разобщения: моя религия — истина, а у других — что-то не так.

Стоит ли держаться за религиозную мифологию?

(Дева Мария родила Иисуса от беспорочного зачатия, а Христос ходил по воде, Брахма родился из лотоса и т.д.)

Конечно, есть индивидуальные духовные переживания, которые не может отвергнуть даже современная наука. Некоторые люди верят в свои перерождения, некоторые даже знают, кем были в прошлых жизнях — это их опыт. Каким бы ни было научное оборудование, нам все время приходится признать, что мы многого не знаем, и наши знания все время преумножаются.

Будда Шакьямуни 2600 лет назад преподавал то, что сегодня стало основой квантовой физики. Будда говорил: что его последователи не должны принимать его учения лишь из преданности ему — надо все проверять и проводить эксперименты, это научный подход… Я, например, не верю в то, что земля плоская, а посреди нее стоит священная гора Меру… Нет проблем, никто меня не изгонит из буддистского сообщества только из-за того.

Можно ли менять религию, если вера семьи не удовлетворяет?

Менять религию в целом — нелегко. Безопаснее оставаться в лоне традиционной для своего рода церкви. И все же в лоне одной церкви могут быть люди, для которых свои религии неэффективны. Это их выбор. Но даже если вы все же решились сменить религию, никогда нельзя ругать ту религию, которую вы покинули. Ведь она была верой ваших предков — относитесь и вы к ней с уважением.

Как сохранить культуру малых народов в глобальном мире?

Я заметил, что коренное население Америки, обеспокоенное сохранением самобытности, зачастую предпочитает изоляцию. Сказал им, что это неправильно. Если хотите сохранить свою культуру, надо опираться на современное образование и развиваться со всем миром. Например, народность саамы в Швеции и Норвегии получает современное образование в полном объеме, при этом сохраняя свои язык, традиции и различия. Мы, тибетцы, тоже обеспокоены сохранением самобытности, но все же опираемся на современные познания. Малые народы имеют право сохранять уникальные черты, но опираясь на то, что происходит в современном мире.

Каким видите будущее буддизма в технологичном мире?

Я никогда не старался продвигать буддизм и заниматься миссионерством. Религия — личное дело каждого. Некоторые западные ученые считают даже, что буддизм — не религия, а наука о функционировании ума. В древнеиндийских книгах можно найти очень ценные познания о нашем уме и методах работы с разрушительными эмоциями. И с этой точки зрения, у буддизма — большое будущее. Если мы хотим здоровое общество, надо тщательно изучать наш внутренний мир и работать над нравственностью.

Нет ли у вас предчувствия 3-ей мировой войны?

Если сравнить события первой и второй половины 20-го века, общественное мышление заметно поменялось. Когда в первой половине страна объявляла войну соседу, каждый гражданин без сомнений принимал в ней участие. Во второй половине это не так однозначно. Война во Вьетнаме, кризис в Ираке вывели на улицы миллионы протестующих. Это явный признак того, что у пострадавшей в войнах Европы породилось сильное стремление к миру. Если в первой половине века французы и немцы были врагами, то позже они смогли вместе основать Евросоюз, в чем большую роль сыграли Аденауэр и Де Голль… Я считаю, мир становится лучше. Люди все чаще противостоят насилию, что не исключает отдельные локальные конфликты.

Да, определенные политические лидеры последнее время зачастую высказываются в том ключе, что война возможна. Но я не верю в ее вероятность. Если рассуждать здраво: раньше война означала уничтожение врага и победа одной стороны, а с появлением ядерного оружия — самоуничтожение и все в проигрыше.

Благодаря безупречной организации, на мероприятии организован синхронный перевод на несколько языков

Прежде всего, пару слов о том, почему Рига , если традиционно буддистскими регионами среди русскоязычного населения являются Бурятия и Калмыкия. Причина кроется в международной политике . В 1951 году китайская армия окончательно оккупировала Тибет . Часть тибетцев, включая самого Далай-ламу, бежала из страны, найдя убежище в Индии. За прошедшие 70 лет Китай превратился в значительную политическую и экономическую силу на международной арене, с которой приходится считаться не только развивающимся странам, но и мировым лидерам, включая США, страны Евросоюза и Россию. Для Китая Далай-лама — сепаратист (даже не смотря на то, что к 2011 году он полностью отказался от роли политического лидера Тибета, оставшись при этом лишь духовным лидером буддистов).

Рижский Skonto halle в 7 утра

После распада СССР Его Святейшество дважды посетил Калмыкию – в 1992 и 2004 годах, однако дальнейшее сближение России с Китаем пресекло дальнейшие попытки Далай-ламы встретиться с буддистами России: несмотря на обещания главы МИД Сергея Лаврова рассмотреть данный вопрос, все визовые запросы остались без ответа.

Skonto halle во время Учений Его Святейшества Далай-ламы.

Существует ряд версий, почему именно Латвия стала местом проведения Учений для России и стран Балтии, однако воздержимся от цитирования слухов, и ограничимся фактами: с 2014 года Латвия принимает это мероприятие (в 2018 году Его Святейшество также дал пресс-конференцию в литовском Вильнюсе ).

А говорят, дети сейчас ничего не читают. Детям обсуждение древних тибетских трактатов часто дается нелегко, поэтому они всегда могут поиграть на траве.

Стоит сразу отдать должное организаторам: это мероприятие высокого уровня, и организовано оно соответствующим образом. Это касается, в том числе, и Учений 2017 года, которые были организованы в кратчайший срок: осенью 2017 года по рекомендации врачей Учения были перенесены с конца ноября на сентябрь.

В импровизированной столовой можно не только пообедать, но и воспользоваться столами, чтобы поработать или — как в данном случае — что-нибудь нарисовать

Учения Его Святейшества в Риге традиционно проходят в зале Сконто (Skonto Halle). Зал Сконто – многофункциональный олимпийских объект с искусственным футбольным полем, которые используется для проведения различных мероприятий. В частности, в 2003 году в Сконто проводился международный конкурс песни Евровидение. Во время мероприятия зал снаружи и изнутри украшен гирляндами из традиционных тибетских флажков с мантрами. Уже создает настроение.

В зале очень много детей. Многие люди приезжают на Учения целыми семьями.

Все время до начала учений в зале звучит мантра «Ом мани падме хум», и создаваемое мантрой ощущение усиливается, когда она звучит уже из наушников: в холле продаются радиоприемники с наушниками – Его святейшество дает Учение на тибетском языке с синхронным переводом на пять языков: русский, латышский, английский, монгольский… Чтобы переключиться на нужный язык нужно просто выбрать необходимую радиочастоту.

Национальные костюмы — одна из особенностей мероприятия. Это девушка Катя из Элисты (столица Калмыкии). Катя и по Риге гуляла в национальном костюме.

В перерыве многим хотелось сфотографироваться с ребятами из Элисты на фоне флага Калмыкии.

Впрочем, можно не тратить десять евро на покупку радиоприемника, а вместо этого воспользоваться мобильным телефоном с поддержкой FM-радио. Волонтеры помогут подключить и настроить радиоприемники и найти нужную частоту.

Я не зря упомянул футбольный манеж выше. Под ногами пусть и искусственная, но все-таки трава. И во время учений многие, и особенно дети, перемещаются на траву: медитируют, сидят, лежат, спят…

На каждом сидении – пакет. В пакете завтрак – два вегетарианских бутерброда-уголочка, пакетик чая (несмотря на то, что в холе бесплатный чай и кофе), конфеты. Каждый зритель получает бесплатный 130-страничный буклет с фотографиями и текстами трактатов, по которым дается учение, а также необходимыми мантрами – на второй день Учений Его Святейшество дает посвящения в буддисты-миряне , а также посвящение в мантры Авалокитешвары (Далай-лама традиционно считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары — будды сострадания) и Манджушри и проводит церемонию зарождения бодхичитты .

Очень удобно, слушая комментарий Его Святейшества, следовать тексту трактата из буклета. Все-таки древний текст, особенно насыщенный специфическими терминами, не всегда легок для восприятия на слух

Как правило, на второй день мероприятия Далай-лама дает посвящение в буддисты-миряне. Для этой цели буклет содержит необходимые мантры.

На сцене располагается трон , на котором расположится Его Святейщество. Вокруг трона собираются монахи. Они будут сидеть у ног Далай-ламы и повторять за ним мантры вместе с залом. Сцена украшена цветами, на заднем плане огромных размеров танка с изображением двенадцати пандитов университета Наланда , на которых Его Святейшество будет то и дело ссылаться во время Учений.

Монахи на сцене во время Учений Далай-ламы

По периметру зала располагается фотовыставка : на фотографиях – Далай-лама в разные моменты своей жизни. В Дхармсале (Индия), где находится резиденция Далай-ламы, в различных странах, со знаменитостями и простыми людьми. Можно прямо во время Учений встать, пройтись, посмотреть выставку, выпить кофе и даже выйти за пределы зала и посидеть на улице, на живой траве (в сентябре 2017-го, не в конце ноября 2016, конечно же) – вы будете слышать Далай-ламу в наушниках.

Возле фотовыставки также располагаются различные предметы тибетской культуры. На фотографии семья рядом с демоном из тибетской традиции Бон

Еще одна особенность Учений в Риге – это люди, которые их посещают: местами мероприятие напоминает карнавал, фестиваль национальных культур – довольно много паломников из Калмыкии , Бурятии , Монголии и других регионов приезжают в национальных костюмах , которые вечером можно встретить уже на улицах Риги одновременно с гуляющими в центре латвийской столицы монахами. В 2016 году одна бабушка из Улан-Удэ угощала всех печеньем.

Для монахов вход на мероприятие бесплатный

В зале довольно много людей преклонного возраста . Многие приезжают с внуками : думаю, для них буддийская традиция особенно важна, и пока дети на работе, они стремятся воспользоваться возможностью показать внукам живого Далай-ламу. Много монахов : для них вход на мероприятие бесплатный.

В холле организована столовая , где можно в перерыве между учениями пообедать. Также здесь можно приобрести книги Его Святейшества , лекции на аудио – и видеодисках, различные сувениры.

Я уже упомянул звуковое обеспечение мероприятия, но также важно отметить, что в зале располагается четыре больших экрана, на которые идет прямая трансляция Учений – два по бокам от сцены и еще два в центре зала. Это очень важно, поскольку даже сидящим на последнем ряду будет хорошо видно лектора. Трансляция параллельно идет в Интернете, и запись будет доступна в любое время после завершения мероприятия.

И еще одна немаловажная составляющая комфорта – это охрана. Она достаточна. Но ее практически не видно. И уж точно ее нет под сценой.

Монахиня на сцене в ожидании выхода Его Святешества

За 5-10 минут до начала мероприятия «Ом мани падме хум» прекращает звучать и зрителей просят встать: «Его Святейшество прибудет через несколько минут». Часть людей собирается непосредственно под сценой, чтобы поприветствовать Далай-ламу. Один из монахов на сцене начинает петь мантру.

Хотя Его Святейшество Далай-лама XIV нередко называет себя «простым буддийским монахом», он – духовный лидер Тибета, Монголии, гималайских регионов, буддийских территорий Российской Федерации (Калмыкии, Бурятии, Забайкалья и Тувы) и других стран. Он повторяет, что в нынешнем, четырнадцатом, воплощении у него есть три основных обязательства :

Общечеловеческие ценности

Как представитель человеческой расы Его Святейшество считает своим главным обязательством продвижение общечеловеческих ценностей ‒ сострадания, терпения, самодисциплины, умения прощать и довольствоваться малым. Все люди равны. Все мы хотим счастья и не желаем страдать. Даже те, кто не исповедует религии, признают значимость этих общечеловеческих ценностей – они необходимы, если мы хотим сделать нашу жизнь счастливее. Его Святейшество относит эти ценности к области секулярной (светской) этики. Он считает своим обязанностью говорить о важности общечеловеческих ценностей с каждым, кого он встречает на своем пути.

Межрелигиозная гармония

Будучи религиозным практиком, Его Святейшество причисляет к своим обязательствам укрепление гармонии и взаимопонимания в отношениях между крупнейшими религиозными традициями. Несмотря на различия в философских воззрениях, все основные мировые религии в равной степени способны содействовать воспитанию хороших, добрых людей. А потому важно, чтобы представители всех религиозных течений питали уважение друг к другу и признавали ценность других религий. Формула «одна истина, одна религия» верна для отдельной личности. Однако для общества необходимо множество истин и множество религий.

Тибет

Его Святейшество - тибетец и носит титул «Далай-лама». А потому его третье обязательство связано с трудами по сохранению буддийской культуры Тибета, культуры мира и ненасилия.

С биографией Его Святейшества Далай-ламы, его книгами и видеозаписями выступлений можно познакомиться на официальном сайте:



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: