Волынская область. Значение слова волынь Время между двумя мировыми войнами

Волынская область - это лишь часть исторической области Волынь, которая охватывала также всю соседнюю Ровненскую область, частично Житомирскую, Тернопольскую и Хмельницкую области, а также восточную часть польского Люблинского воеводства. Волынь граничила на севере с Полесьем, на юге с Подольем и Галицией; естественными границами области на востоке и на западе считались реки Уж и Западный Буг. Современная Волынская область большей частью лежит в плоской Полесской низменности с Пинскими торфяными болотами на севере, живописными Шацкими озерами на северо-западе и лесами. На юг - лесостепи Волынской возвышенности.

История

Топоним Волынь восходит к названию заселявшего ее восточнославянского племени или племенного союза волынян и летописному городу Волынь. Племя волынян упоминается в самом начале «Повести временных лет», еще до призвания Рюрика, в связи с началом межплеменных столкновений после смерти братьев-основателей Киева: «Бужане, зань съдять по Бугу, послъ же Волыняне». Бужане и волыняне к концу X - началу XI вв. заселяли бассейн верхнего течения Западного Буга и окрестности истоков Припяти. Историки предполагают, что у волынян в те времена имелось ок. 70 крепостей; археологические находки показали также, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремесла, в том числе ковка, литье и гончарное дело.
Некоторые исследователи считают, что волыняне и бужане - потомки дулебов, но возможно также, что это было три разных племени, живших по соседству на территории Волыни: бужане, волыняне и дулебы.
Христианство распространилось здесь в IX столетии. Летописи сообщают, что присоединение Волыни к Киевской Руси начала княгиня Ольга: после изощренной, подробно описанной летописцами мести древлянам за убийство своего мужа Игоря в 945 г. первая русская княгиня-христианка продолжила свой путь дальше на запад, к правому притоку Западного Буга - волынской реке Луге. Луга была важнейшей речной артерией, дававшей прямой выход к Бугу, а через него напрямую к Балтике (Буг - Нарев - ). Древний волынский город Устилуг на месте впадения Луги в Буг был центром пересечения важных торговых путей своего времени. О объемах торговых оборотов на Буге и Висле убедительно говорит огромное количество торговых пломб, найденных в польском Дрогичине на Западном Буге (80% из общего известного количества: 12 из 15 тысяч; 7% пломб найдено в Новгороде, третье место принадлежит Дубне). Помимо речного торгового пути также через Устилуг проходил участок сухопутного торгового маршрута «из немец в хазары», связывавший Регенсбург с Волжской Булгарией через Прагу, и . Неудивительно, что русские князья по достоинству оценили выгодное расположение и постарались закрепиться на этом месте.
До усиления влияния Киевской Руси главным городом волынян и одним из важнейших червенских городов была Волынь. Время ее основания неизвестно. Впервые города Червонной Руси, включая Червен, Волынь, Холм, Броды и другие, упоминаются в 981 г., когда Владимир I Святославич Киевский отвоевал их у поляков. В 988 г. он основал город Владимир (Владимир-Волынский) и посадил на княжение своего сына Всеволода Владимировича, тем самым образовав Волынское княжество. В 1018 г. польский князь Болеслав I Храбрый отбил их, но уже в 1031 г. они снова были завоеваны Русью и вошли в состав Волынского, затем Гапицко-Волынского княжества. Значение прежней столицы - Волыни - стало падать. В последний раз Волынь упоминается в 1077 г. Предположительно она находилась на месте современного польского села Грудек-над-Бугем.
Три четверти Волынской области лежит в Полесской низменности - это плоская низменная Северополесская зона, покрытая лесами и болотами. Южнополесская и лесостепные зоны занимают северо-западную окраинную часть Волынской возвышенности. В области много рек (относятся к бассейнам Днепра и Западного Буга) и лесных озер.
В 1940-х гг. Волынщина стала местом кровавых этнополитических конфликтов между украинскими националистами и этническими поляками; в исторической ретроспективе это финальные аккорды антипольских восстаний, сотрясавших Украину в течение нескольких веков…
Волынская область входила в те земли Западной Украины, которые до вторжения Германии в Польшу 20 лет были частью польского Волынского воеводства с центром в Луцке (по условиям Рижского мира после советско-польской войны 1919–1921 гг.). В государственных учреждениях и школах были запрещены украинский язык, преследовалось православие, землю раздали польским колониалистам - осадникам. Это провоцировало многочисленные забастовки коренного населения, которые жестоко подавлялись властями. А до этого, когда в очередной передел Речи Посполитой в 1793 г. к России перешла часть Восточной Волыни, а в 1795 г. Западная Волынь и была создана Волынская губерния, ситуация была диаметрально противоположной - подавлялись польские восстания…
Известно, что Гитлер рассчитывал сформировать на границе с СССР лояльные Третьему рейху «государства-прокладки» между «Западом» и «Азией» - Украину (на территории Галиции и Волыни) и Литву (включая Виленский край). После подписания пакта Молотова-Риббентропа (с секретными протоколами о дележе Европы на сферы влияния Германии и СССР) 23 августа 1939 г. и вторжения Германии в западную часть Польши 1 сентября 1939 г., но еще до ввода советских войск на восточные польские территории 12 сентября 1939 г. перед начальником абвера Канарисом была поставлена задача: «…организовать восстание при помощи украинских организаций, работающих с Вами и имеющих те же цели, а именно поляков и евреев».
17 сентября 1939 г. Восточную Волынь заняли советские войска. В ноябре 1939 г. около 400 украинских националистов начали обучение в лагерях абвера в Закопане, Комарне, Кирхендорфе и Гакештейне. 4 декабря 1939 г. - официальная дата формирования Волынской области и включения ее в состав Украинской ССР. В первые же месяцы при советской власти в результате коллективизации на Волыни было разрушено и официально снято с учетных данных 1036 хуторов в связи с переселением жителей в села. На момент нападения Германии на СССР бывшие хуторяне автоматически перешли в разряд «неблагонадежных», особенно когда стало известно обещание фашистской Германии способствовать восстановлению разрушенных хуторских хозяйств Западной Украины. В таком контексте становится понятно, на чьей стороне были симпатии большей части сельского населения Волынской области…
К 8 июля 1941 г. она была полностью захвачена гитлеровцами и отвоевана советскими войсками только в конце 1943 - начале 1944 г. Тут же началась массовая мобилизация населения (по статистике в Волынской области в 1943–1945 гг. мобилизовали 16% населения), к которому относились как к штрафникам или военнопленным…
Ныне Волынская область - составная часть независимой Украины. И члены УПА (Украинская повстанческая армия) официально приравнены к ветеранам ВОВ.
Население сельских районов области на 97-99% украинцы. В городах чуть больше представителей других национальностей: до 4% русских, белорусы, небольшие польские, немецкие, чешские и словацкие диаспоры. В крупных городах развита промышленность (пищевая, машиностроение и др.), но основной отраслью традиционно остается сельское хозяйство; хуторские хозяйства (частный сектор) по-прежнему играют большую роль в экономике области.

Общая информация

Местоположение : в зоне украинского Полесья, в северо-западной части Украины.

Официальное название : Волынская область (неофициально - Волынь).

Административная принадлежность : субъект Украины, Центральный регион Украины.
Дата образования : 4 декабря 1939 г.

Административный центр : г. Луцк - 217,9 тыс. чел. (2001 г.), впервые упоминается в летописях в 1085 г., статус города с 1795 г.

Административное деление : 16 административных районов, 11 городов, в том числе 4 города областного подчинения (Луцк, Владимир-Волынский, Ковель, Нововолынск), 22 поселка городского типа, 1053 сельских населенных пунктов.
Языки : украинский, русский.

Этнический состав : 95% - украинцы (в сельской местности 97-99%), до 4% - русские, проживают также белорусы, поляки, чехи, словаки, немцы и др.
Религия : преимущественно православие.
Денежная единица : гривна.

Крупные города : Луцк, Владимир-Волынский, Ковель, Нововолынск.
Крупнейшие реки : в северной части Волынской области протекает река Припять. Ее правые притоки Турья, Стоход, Стыр пересекают Волынскую область с юга на север. На западе по границе с Польшей протекает река Западный Буг, его притоки Луга и др.

Озера : Шацкие озера (Свитязькое, Пулемецкое, Луки, Люцимир, Островьянское, Крымное, Песочное и др., всего более 30 озер в междуречье Припяти и Западного Буга).
Соседние территории и границы : на севере граничит с Бреотской областью Белоруссии, на востоке - с Ровенской областью, на юге - со Львовской областью, а на западе проходит государственная граница с Польшей.

Аэропорт : в г. Луцк.

Цифры

Площадь : 20 143 км 2 .

Население : 1 040 569 чел (2013 г.)

Плотность населения : 51,6 чел/км 2 .

Городское население : 50,3%.

Сельское население : 49,7%.

Протяженность : с севера на юг 187 км, с запада на восток - 163 км.

Самая высокая точка : 292 м над у. м. (Волынская возвышенность, средние высоты 260-290 м).
Самая низкая точка : 139 м над у. м. (Полесская низменность, средние высоты 140-150 м).
Общая длина рек : 3293 км.

Климат и погода

Умеренный континентальный.

Зима мягкая, лето теплое.

Вегетационный период около 200 дней.
Средняя температура января : -4,5°С.

Средняя температура июля : +18,6°С.

Среднегодовое количество осадков : 550-600 мм.

Экономика

Основными отраслями специализации Волынской области являются сельское хозяйство, промышленность (прежде всего, пищевая) и транспорт.

Полезные ископаемые : каменный уголь, торф, сапропель, природный газ, карбонатные породы, гелий, медь, природный камень, песок строительный и стеклянный, мел, цементное сырье (однако большинство месторождений не имеет серьезного промышленного значения).

Промышленность : ведущие отрасли - пищевая (Гороховский, Гвидавский, Владимир-Волынский сахарные заводы и др.), машиностроение ООО «Луцкий подшипниковый завод», ОАО «Электротермометрия» и др.), топливная, химическая, строительных материалов (ОАО «Луцкий картонно-рубероидный комбинат» (всего 167 предприятий, которые производят приборы контроля, подшипники, водосчетчики, машины для животноводства и кормопроизводства, изделия из пластмасс, ткани, линолеум, рубероид, кирпич, мебель, кондитерские, макаронные, колбасные и водочные изделия, консервы и т. д.).

Сельское хозяйство : животноводство мясомолочного направления, производство зерна, сахарной свеклы, хмеля, овощей, картофеля.
Сфера услуг : торговля (в т. ч. частный сектор), туризм (в т. ч. лечебный), транспорт, финансы и страхование.

Достопримечательности

Природные : национальный природный парк «Шацкие озера» на 32 500 га, создан в 1983 г. (Свитязькое - глубина до 54 м - самое глубокое озеро в Украине, Пуле-мецкое. Луки, Люцимир, Островьянское, Крымное, Песочное и др., всего более 30 озер в междуречье Припяти и Западного Буга. Источниками минеральных вод, месторождениями лечебно-торфяных грязей (организованы курорты, санатории и детские оздоровительные лагеря).
Культурно-исторические : в Волынской области в настоящее время под охраной государства насчитывается свыше 180 достопримечательностей архитектуры, 860 истории, 149 археологии, 35 монументального искусства.
Деревянные и каменные храмы : с. Зимна: древнейший в стране Свято-горский Успенский монастырь (основан в 1001 г.); г. Володимир-Волынский: белокаменный Успенский собор (середина XII в.); с. Любомль: Георгиевская церковь (1264 г.); с. Жидичин: Николаевский монастырь (XIII в.); с. Мильцы: мужской монастырь XVI–XIX вв. и многие другие.
Замки (оборонная архитектура): г. Луцк: замок Любарта в Луцке (XIV–XV вв.) и др.
Музеи : г. Володимир-Волынский : Государственный историко-культурный заповедник «Древний Владимир» (с 2003 г.); г. Луцк : Художественный музей (произведения западноевропейского, польского, российского и украинского искусства XVII - начала XX вв.); Музей волынской иконы (образцы иконописи XVI–XIX вв., в т. ч. самая древняя украинская икона византийского происхождения - Холмска Богородица XI–XII вв.); с. Рокыни Луцкого района : Музей истории сельского хозяйства Волыни с образцами традиционной деревянной архитектуры региона; с. Колодяжна : Музей-усадьба поэтессы Леси Украинки и семьи Косачив в окрестностях г. Ковеля; с. Устилуг : «Старая мыза» - музей-усадьба Стравинских, экспозиция посвящена композитору И. Ф. Стравинскому (отдыхал здесь летом до эмиграции в 1914 г.).

Любопытные факты

■ На двухсотгривневой купюре изображен замок Любарта в Луцке и Леся Украинка (настоящее имя Лариса Петровна Косач-Квитка (1871–1913 гг.) - поэтесса, переводчица и культурный деятель, родилась в Новограде-Волынском.
■ Во времена правления литовского короля Витовта в 1429 г. в Луцке состоялся съезд монархов Европы в связи с угрозой со стороны Турции.
■ В 1653 г. король Ян II Казимир предоставил татарам 40-дневное право грабить и добывать ясырь на Волыни в обмен на измену крымского хана Хмельницкому в битве под Жванцем.
■ По секретному приложению к пакту Молотова-Риббентропа польское Люблинское воеводство также должно было отойти к СССР, но потом, в ходе захвата этой территории Гитлером, Сталину в качестве «компенсации» был предложен контроль над Литвой.
■ Волынская резня, или Волынская трагедия, - кровавый этнополитический конфликт весны-лета 1943 г., сопровождавшийся массовым уничтожением украинской повстанческой армией - ОУН (б) этнического польского гражданского населения (в меньших масштабах - евреев и лиц других национальностей, в том числе украинцев). В ответ польское Сопротивление (Армия Крайова при поддержке советских партизан) предприняло ответные действия, в результате которых погибло много украинцев-бандеровцев.

Основные данные по географии и истории

Расположена в бассейне южных притоков реки Припять и верховьев Западного Буга.

С 10 века - в составе Киевской Руси, с конца 12 века - Галицко-Волынского княжества, со второй половины 14 века - Великого княжества Литовского, с 1569 - Речи Посполитой.

С 1793 - основная часть в составе Российской империи. С 1921 - в составе УССР и Польши, в 1939-91 - УССР. Ныне - территория Волынской, Житомирской, Ровненской, северных частей Тернопольской и Хмельницкой областей Украины, восточной части Люблинского воеводства Республики Польша.

Еврейское население в средние века

В архиве города Штральзунд (порт на Балтийском море, Германия) до Второй мировой войны хранилось письмо, датируемое XI-XII в., еврейской общины Владимира-Волынского общине Штральзунда об обмене товарами.

Первые сведения о евреях на Волыни в русских источниках содержатся в докладе о трауре евреев города Владимир-Волынский по смерти князя Волыни Владимира Васильковича в 1288 году.

Евреи продолжали жить на Волыни после ее присоединения к Великому княжеству Литовскому в XIV в. Среди общин, которым было предоставлено право жительства от великого князя Витольда, были общины Луцка и Владимира-Волынского .

В первой половине 15-го века богатый еврей арендовал промыслы в городе Владимир-Волынский и даже получил земельную собственность от великого князя. Еврейские землевладельцы в районе Луцка также упоминаются во второй половине этого века.

Евреи Волыни занимались главным образом торговлей, но были среди них и ремесленники (портные, меховщики).

В 1495 г. евреи Волыни были изгнаны вместе с евреями всей Литвы.

В Новое время

В 1503 году евреям было разрешено вернуться, им возвратили собственность (кроме земельных участков).

В 1507 году старые права жительства евреев были вновь подтверждены властями, и с тех пор до включения Волыни в территорию Короны Польской (1569), произошло значительное увеличение еврейского населения региона. В этот период было 13 еврейских поселений на Волыни, в том числе четырех основные общины (Острог , Владимир-Волынский , Луцк , Кременец), которые вместе насчитывали 3000 человек.

В 1540 году против евреев Волыни было выдвинуто обвинение в похищении христианских детей, обращении их в иудаизм и нелегальной переправке в Турцию. Для отпора этому обвинению была послана делегация к королю Сигизмунду I.

Между евреями и христианами-горожанами возникло напряжение на почве хозяйственных конфликтов и конкуренции. В это время власти, и особенно королева Бона (1493-1557) - в пределах ее поместий - защищали права евреев. Общая политика властей имела тенденцию к росту налогов с горожан (в том числе евреев).

Во второй половине XVI в. евреи начали арендовать постоялые дворы и заниматься разнообразными ремеслами, связанными с хозяйством поместий. Увеличение еврейского населения в этот период и укрепление его экономического положения превратило Волынь в центр еврейской культуры.

В это время там жили выдающиеся ученые:

  • Соломон Лурия - раввин в Остроге ,
  • Исаак бен Бецалель, раввин Владимира-Волынского.

Золотым веком для евреев Волыни считался период между присоединением ее к Польской короне в 1569 г. и «хмельничиной» 1648 г.

После аннексии Волыни евреи там получили правовой статус польских евреев, включавший больше прав, чем в Литве. Евреи Владимира-Волынского в 1570 году и Луцке в 1579 были освобождены от уплаты таможенных пошлин по всему Польскому королевству. В Луцке появились первые на Волыни еврейские ремесленные цеха.

Евреи Волыни пользовались защитой королевских чиновников, которые даже защищали их права перед аристократией и тем более перед другими классами. С ослаблением королевской власти на рубеже 16-17 веков, евреи перешли под защиту крупных землевладельцев, в основном из-за своей важной роли в экономике Волыни.

В конце 16-го века на Волыни получила распространение аренда евреями имений шляхты. Известен некий Авраам Шмойлович из Триска , арендовавший в это время обширные земли, деревни и даже местечко в районе Владимира-Волынского . Но таких было мало.

Многие евреи арендовали гостиницы, отдельные отрасли сельского хозяйства в деревне, или сбор налогов в отдельном городе или местечке. Аренда имений вместе с торговлей сельскохозяйственной продукцией, полученной из них, составляли основной источник средств к существованию евреев Волыни.

XVII век

К середине XVII в. на Волыни жило 15 тысяч евреев в 46 населенных пунктах. Четыре главные общины Волыни (Острог , Владимир-Волынский , Луцк и Кременец) стали важными духовными и общественными центрами. Многие выдающиеся законоучители занимали посты раввинов .

Представители волынских общин участвовали в заседаниях Ваада четырёх земель и локального польского ваада. Центральный бейт-дин Волыни находился в Остроге .

Крестьянско-казачье восстание, возглавляемое Хмельницким , подорвало основу жизни евреев на Волыни. Подавляющее большинство евреев, узнав о поражении польской армии, искало убежище в укрепленных городах. Но после резни евреев в укрепленном городе Полонном, захваченном восставшими в результате предательства горожан-украинцев, началось массовое бегство евреев Волыни на запад.

В 60-х гг. XVII в., когда в Польше было относительно спокойно, численность еврейского населения на Волыни, по-видимому, восстановилась; в конце 70-х гг. XVII в. там жило около 20 тысяч евреев.

На протяжении следующего столетия число евреев на Волыни постоянно росло, и в 1765 г. в 116 городах, селах и местечках Волыни было зарегистрировано 51736 евреев. Фактически их число было, очевидно, еще больше, потому что часть населения уклонился от переписи, которая была проведена в целях сбора налогов. Около 30 % евреев жили в более чем 2000 деревень; в трех общинах насчитывалось от 2000 до 2500 человек, а в шести общинах насчитывалось от 1000 до 2000.

Значительное число их в это время арендовало постоялые дворы и взяло на откуп отдельные отрасли сельского хозяйства. Некоторые евреи вели торговые дела разных землевладельцев, другие вели самостоятельную торговлю с крестьянами.

Часть еврейских торговцев на Волыни вела торговлю с другими областями Польши и даже посещала ярмарки в других странах. Росло число евреев-ремесленников.

В главных (так называемых «королевских») городах горожанам-христианам удалось в значительной степени подорвать экономические позиции евреев, зато их роль возросла в так называемых «частных» городах, которыми владели польские магнаты. Владельцы этих городов обязывали жителей снабжать евреев сельскохозяйственными продуктами.

Вследствие этого многие горожане постепенно переходили в предместья, превращавшиеся в полуаграрные поселения, в то время как в центрах городов продолжало расти еврейское население, сохранявшее свой чисто городской характер. Это привело постепенно к обострению отношений в городах между христианами и евреями, что создавало удобную почву для антиеврейской агитации со стороны духовенства.

XVIII век

Волынь на карте Украины

Начало XVIII в. ознаменовалось возобновлением преследований евреев. В 1702 г. вспыхнул казачий бунт, и несколько банд проникло в Волынь; польские войска и казаки Мазепы, прибывшие на подавление бунта, также грабили и убивали евреев.

Во время так называемой Северной войны Польши и России против Швеции, шведские полки вторглись в Волынь (1706) и наложили тяжелые поборы на население. За шведами последовали русские и польские армии, которые продолжали взыскивать с евреев непомерные налоги.

Начиная с 30-х гг. XVIII в. евреи Волыни стали жертвами неоднократных налетов гайдамаков . В 1740-60 гг. участились случаи кровавых наветов , возможно, на почве соперничества между католическим и православным духовенством. В 1747 году был кровавый навет в Заславле; в 1755 году попытка кровавого навета в Кременце ; и в 1756 году кровавый навет в Ямполе.

В течение этого периода, автономная Волынь оставался одной из провинций Ваада четырёх земель , и ее представители присутствовали на заседаниях. Деятельность провинциального совета, который созывался раз в три года с участием делегатов из главных общин, также продолжалась. В течение этого периода, общины Дубно и Ковель были добавлены к провинциальный совет.

Ближе к середине 18-го века на Волыни были частые споры; например, попечители провинции жаловались против общин Острога и Луцка за отказ внести свой вклад в расходы провинции. Споры также вспыхнули между главными общинами и мелкими общинами («пригородами»), которые стремились освободиться от власти больших общин. Стоит отметить, что даже после роспуска Ваада четырёх земель в 1764, главные общины провинции продолжали быть центрами консолидации еврейской жизни.

Хасидизм

Волынь, вместе с соседней Подолией, явилась центром возникновения хасидизма . Несколько выдающихся учеников Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това , а также видные руководители хасидизма второго поколения родились и принимали участие в общественной жизни Волыни.

Руководство в общинах Волыни к концу XVIII в. постепенно перешло к хасидам . Для всех назначений на общественные должности требовалось согласие хасидских цадиков . В XVIII в. наряду с главными общинами существовали еврейские центры в Дубно , Ковеле , Ровно и других городах и местечках .

Первый раздел Польши в 1772 году и разделение Волыни и Галиции оставили значительный след в еврейском населении региона. Большая ярмарка из Львова была переведена в Дубно и помогла развитию этой общины. Ярмарки также процветали и в ряде других городов Волыни.

К концу XVIII в., когда значительная часть Волыни была присоединена к России, важным торговым центром всей округи стал Бердичев .

XIX век. Ѓаскала

После окончательного раздела Польши традиционные рынки евреев Волыни (например, Броды) оказались за границей. Люди продолжали торговать, но это воспринималось властями как контрабанда. С 1812 года русские власти стали выселять евреев из 50-километровой полосы вдоль границы для борьбы с контрабандой. Эта практика была распространена на всю западную границу.

Приезд выдающегося писателя-просветителя рабби Ицхака Левинзона в Кременец (1821) положил начало распространению Ѓаскал́ы на Волыни. Этому также способствовала деятельность русского правительства, пытавшегося распространить светское просвещение среди евреев.

В начале 1830-х годов, по инициативе врача Рутенберга из Бердичева на Волыни был организован кружок маскилим под названием «Хеврат шохарей ор ве-hаскала» («Общество искателей света и образования»). В то время на Волыни жил писатель Авраам Бер Готлобер , который оказал влияние на многих молодых людей в духе Ѓаскалы.

Многие евреи торговали сельскохозяйственными продуктами и табаком. В 1885 число евреев Волыни, принадлежавших к купцам 1-й и 2-й гильдий, составляло 113 человек, к 3-й гильдии - 3749 чел.

В 1897 году было 395,782 евреев, живших на Волыни, составляющих 13.21% от общей численности населения; 30% из них жили в городах, 49% в местечках и 21% в селах. Евреи составляли половину населения городов.

40% евреев Волыни зарабатывали себе на жизнь торговлей, 25% от ремеслом, 12.5% работой по найму на государство и частных лиц, 3.7% перевозками и 2.3% - сельским хозяйством.

Отрасли промышленности, в которых они работали, были немеханизированными и состояли в основном из переработки сельскохозяйственной продукции, дерева, шкур, производства мыла и т. д.

В последней четверти XIX в. евреи Волыни, наряду с евреями других областей России, организовали свою общественную жизнь и вступили в политическую борьбу за свои права. В 80-х гг. XIX в. в городах и местечках Волыни были основаны ячейки Ховевей Цион .

В конце XIX - начале ХХ вв. больших масштабов набрала эмиграция еврейского населения Волыни. Основной поток эмигрантов направлялся в США , в меньшей степени - в Канаду , Францию , Великобританию , Аргентину , Австралию и другие страных. Параллельно шёл процесс алии в Эрец Исраэль .

XX век

В начале XX в. были организованы отделения Бунда и сионистские организации . Решающее влияние, однако, оставалось за хасидизмом .

Евреи Волыни непосредственно не пострадали от погромов в России в 80-х гг. XIX в. и в 1905-1906 гг., но большие бедствия постигли их в Первой мировой войне и в гражданской войне в России. В 1915 году русские солдаты, учинили погромы на Волыни, как и в других регионах в непосредственной близости от фронта. Военные власти практиковали изгнание евреев из прифронтовой зоны в Россию из-за их предполагаемой неверности.

В ходе массовых убийств, практиковавшихся всеми сторонами гражданской войны в Украине, на Волыни погибли тысячи евреев. Во время польско-советской войны 1920 г. евреи Волыни пострадали от обеих воюющих сторон.

Время между двумя мировыми войнами

По Рижскому мирному договору между Польшей и Советской Россией (1921) большая часть Волыни отошла к Польше, а города Житомир , Овруч и их окрестности стали советскими. По переписи 1926 г., в советской Волыни насчитывалось 65,589 евреев; в польской Волыни в начале 30-х гг. проживало около 300,000 евреев.

Экономически евреи польской Волыни страдали от явной дискриминации, проводившейся польским правительством, как и в остальной Польше, но еврейская культурная и общественная жизнь процветала.

Евреи польской Волыни, как и всей Польши, играли важную роль в алие и укреплении ишува . Там сионистская молодёжь создала целую сеть организаций «Ѓе-Халуц ».

Ситуация в советской части Волыни была несколько иной. За кратким периодом культурного пробуждения в 1920 последовал спад и апатия 1930-х годов, когда многие активные евреи уехали из местечек в крупные города Украины и внутренней России.

Вторая мировая война и Холокост

После раздела Польши в сентябре 1939 г. вся Волынь отошла к Советскому Союзу , который немедленно стал проводить политику ликвидации еврейских партий, организаций и учреждений, продолжавшуюся вплоть до нападения немцев на СССР (июнь 1941 г.).

В первые дни войны между Германией и СССР началось истребление евреев Волыни. Во многих местах украинцы уничтожали евреев еще до прибытия немцев.

Волынь была ареной деятельности бандеровских отрядов УПА , вобравшей в себя с 1942 года украинскую полицию,

волынь

ВОЛЫНЬ (Волынская земля) историческая область 9-18 вв. в бассейнах южных притоков р. Припять и верховьев Зап. Буга (современная территория Волынской, Ровенской, Житомирской, северных частей Тернопольской и Хмельницкой обл. Украины, восточной части Люблинского воеводства Польши). Древнейшее население дулебы, бужане, волыняне. С 10 в. в Киевской Руси, с кон. 12 в. в Галицко-Волынском княжестве, со 2-й пол. 14 в. в Литве и Польше. С 1793-95 в Российской империи.

Википедия

Волынь

Волы́нь - историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

Волынь (город)

Волынь (Волын , Велынь ,) - один из важнейших червенских городов. Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1018 году, когда Болеслав I Храбрый захватил его. Впервые упоминается в древнерусской летописи под 1018 годом в связи с междоусобной борьбой Ярослава и Святополка Владимировичей за киевский престол на Волынской земле. Волынь - центр восточнославянского племени волынян, столица Волынской земли. В XI веке значение города падает и политическим центром становится Владимир, основанный в княжение Владимира Святославича. В последний раз упоминается в 1077 году. Дальнейшая судьба города неизвестна.

В настоящее время - село Грудек-над-Бугем, Хрубешувской гмины Хрубешувского повята Люблинского воеводства.

Волынь (значения)

Волы́нь :

  • Волынь - историческая область IX-XVIII веков на северо-западе Украины.
  • Волынь - земля в составе УНР.
  • «Волынь» - украинский футбольный клуб из Луцка.
  • Волынь - один из важнейших червенских городов.
  • ЛуАЗ-969 «Волынь» - семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости.
  • «Волынь» - фирменный поезд № 77/78, сообщением Ковель - Москва.
  • Волынь - деревня в Глубокском районе Витебской области Белоруссии.
  • Волынь - деревня в Новгородском районе Новгородской области России.
  • Волынь - деревня в Захаровском районе Рязанской области России.
  • Волынь - село в Рыбновском районе Рязанской области России.
  • Волынь - деревня в Ленинском районе Тульской области России.
  • Волынь - платформа Львовской железной дороги в Волынской области, в городе Владимир-Волынский.
  • Волынь - ежедневная газета (1882-1918 гг.).
  • «Волынь» - батальон территориальной обороны Украины.

Волынь (Новгородская область)

Волы́нь - деревня в Новгородском районе Новгородской области, входит в состав Савинского сельского поселения.

Расположена на правом берегу реки Вишера, в 10 км к северо-востоку от административного центра сельского поселения - деревни Савино. В 1,5 км к юго-западу от деревни проходит федеральная автомагистраль «Россия» . Ближайшие населённые пункты: деревни Лахново и Губарёво.

Имеется прямое автобусное сообщение с областным центром - автобус № 149 и № 149а.

Рядом с деревней расположен детский оздоровительный лагерь «Волынь».

Недалеко от Волыни сохранились участки дубового леса - «Волынские дубравы», имеющие статус памятника природы регионального значения.

Волынь (газета)

Примеры употребления слова волынь в литературе.

На Волыни были пойманы волынской губчека атаманы мелких бандитских шаек -- Ковальчук, Бежевец, Бобчик-Полищук, Антонюк и Яновский, а банды их уничтожены.

Еще при жизни Витеня он подчинил Берестейскую землю и начал наступление на Волынь и Галицию, где правили схизматики - князья Лев и Андрей Юрьевичи.

На Волыни , в Закарпатье, в Крыму и на Житомирщине оказались не только граниты и лабрадориты всевозможных цветов, но также яшма и мрамор, дымчатый кварц, золотистый и голубой топаз, опал, янтарь и драгоценные аквамарин и изумруд.

Но что произошло с той другой, срединной и главной частью державы Киевской - с правобережьем Днепра, густо заселенными и благоденственными Галичем и Волынью ?

Волыни встретились братья и заключили мир: Всеволод уступил Изяславу старшинство и Киев, а сам остался по-прежнему в Чернигове.

Холоп, прискакавший из Весок, служил еще старому Нестеру на Волыни и был предан ихней семье до живота своего.

В истории Галицко-Волынских земель мы видим перемещение исторического центра: в древние времена на первом месте был Дулебский союз племен, находившийся на стыке восточно- и западнославянских племен Прикарпатья и Волыни .

Киева, следовательно, богатство казны великокняжеской, и вот Всеволод принужден был прекратить грабежи Давыда обещанием дать волость и, точно, назначил ему Дорогобуж на Волыни , Но этим распоряжением Всеволод не прекратил, а еще более усилил княжеские распри: Ярополк Изяславич, князь волынский, в отдаче Дорогобужа Давыду видел обиду себе, намерение Всеволода уменьшить его волость, и потому начал злобиться на Всеволода, собирать войско, по наущению злых советников, прибавляет летописец.

Ю р и й Н а р и м о н т о в и ч держал одно время Кременец от князей литовских и короля польского Казимира, а затем был князем в Бельзе и Холме на Волыни .

Волынь казалась радостной, как бы ни был подозрителен к этой радости любой наистрожайший хозяйский глаз, и не показалось Брусилову ни в малейшей степени неестественным, когда подошла на одной станции к его вагону высокая красивая девушка с большим букетом скромных полевых цветов, шедшая впереди нескольких других сестер милосердия.

Святославичи - Ольгович с сыновьями и родным племянником Всеволодовичем, Давыдович с своим племянником Владимировичем, была любовь великая между ними три дня и дары большие, по выражению летописца: они немедленно отправили послов в Галич и на Волынь объявить тамошним князьям о своем тесном союзе, и это объявление достигло цели: Ярослав и Мстислав отложили поход.

Князья закреплялись в стольных городах и основывали свои местные династии: Ольговичи в Чернигове, Изяславичи на Волыни , Брячиславичи в Полоцке, Ростиславичи в Смоленске, Юрьевичи во Владимиро-Суздальской земле и др.

Это положение Владимиро-Волынской области на отдельной от Днепра речной системе объясняет отчасти, почему Волынь отделяется от собственной Руси и вместе с Галичем образует особую систему княжеств, отдельность речной системы объясняет также и раннюю особность Галицкого княжества, лежащего по вислинской и днестровской системам.

По землям славян от Адриатики и до Дуная, в Болгарии и Сербии, и до Карпатских гор, и за Карпатами, в Галиче и на Волыни , и по всей русской земле до самого моря Полуночного, и оттоле до Волги и до Оки, и под горами Кавказскими, в землях ясов, и в Дагестане - древнем Серире, - и за горами Кавказа, в Грузии, в Великой и Малой Армении, и в Малой Азии - в Киликии, Фригии, Сирии, - и на склонах Ливана, и даже под властью султанов в Месопотамии и Египте, и в дальней Абиссинии, и по всей Греции - в Эпире, Фессалии и Пелопоннесе, во Фракии и Македонии - всюду простерлась православная вера.

Ко мне большой боярин просится с Волыни , Нестер Рябец с сыном Родионом.

Волынь - область, получившая название от города Волынь или Велынь . В древности была населена славянскими племенами: дулебами (которые стали потом называться бужанами и в середине IX в. волынянами), затем - древлянами и дреговичами, жившими на северо-восток от волынян. Судя по известиям начальной летописи, В. область занимала нынешние уезды Волынской губернии: Владимирский, Луцкий, Кременецкий, Дубенский и соседние части других уездов Волынской губернии, а также Галиции и Люблинской губернии. В XII в. в состав Волынского княжества вошли земли по течению реки Горыни, по среднему течению реки Буга и по средним левым притокам Немана, с главными городами Берестьем и Дрогичиным. В XIV в. от него отпала Берестейская земля, а за ней и многие другие области. После второго и третьего разделов Польши (1793 и 1795 гг.), Волынское воеводство почти в целом своем составе было включено в пределы нынешней Волынской губернии, с присоединением к ней от бывшего воеводства Киевского уездов - Овручского, Житомирского и части Новоградволынского.В истории Волыни можно различать четыре периода:

  • от начала исторического существования В. до прекращения в ней линии самостоятельных русских князей из Рюрикова дома, в начале XIV в.;
  • литовско-русский - до Люблинской унии (1569);
  • польско-русский - до второго раздела Польши (1793);
  • от 1793 г. до настоящего времени.

1. Первоначально названные племена на Волыни жили самостоятельно, отдельными общинами, но со времени возвышения Киева стали подпадать его власти. Во второй половине Х века Волынская область была обращена в Волынское княжество, первым его князем был Олег Святославич. Из сыновей Владимира Св. в нем сидело двое: Всеволод - во Владимире-Волынском, а Святослав - в земле древлянской, при них была учреждена во Владимире-Волынском епископская кафедра, подчиненная киевскому митрополиту.По разделу Ярослава Волынского досталась Игорю, а после перехода его на смоленский престол - Ростиславу Владимировичу, внуку Ярослава Мудрого, вскоре удалившемуся в Тмутаракань. Затем она переходила из рук в руки, а в 1117 г. была занята Владимиром Мономахом, в потомстве которого оставалась до пресечения южной владетельной его ветви. Роман Мстиславович (1172-1205 гг.) присоединил к Волыни еще Галицкое княжество.После его смерти начались смуты в Галиче, отразившиеся и на Волыни, и только в 1229 г. окончательно утвердились его сыновья: Даниил в Галиче, а Василько на Волыни. При них Волынь подверглась разграблению со стороны татар (1237-38 гг.). Единение Волынской и Галицкой Руси не прекращалось и после смерти Романовичей, при Льве Даниловиче, Владимире Васильковиче, Юрии Львовиче и Андрее Юрьевиче. Только после смерти Юрия Андреевича (около 1336 г.) бояре галицкие призвали на свой стол мазовецкого князя Болеслава Тройденовича, а Волынь (уделы Владимирский и Луцкий) отошла к Литве.

2. По одним летописным рассказам Гедимин занял Волынь путем завоеваний, а по другим - при помощи брачного союза. В XIV же веке она стала подвергаться нападениям польских королей Казимира Великого и Людовика Венгерского, которые, впрочем, не имели большого успеха. Любарт Гедиминович, умирая (1386 г.), оставил княжество Волынское еще весьма обширным. От сына его Федора скоро Волныь была отнята Ягайло и передана Витовту, при котором стало проникать сюда польское влияние, от селившихся в ней поляков-католиков. После смерти Витовта (1430 г.) польские короли стали вмешиваться в борьбу литовских князей за волынский стол. Так Свидригайло мог его занять лишь с согласия Казимира IV, а при Сигизмунде II Августе вмешательство Польши коснулось даже и общественного быта Волыни, с распространением на нее Литовского статута. В 1569 году люблинский сейм утвердил политическое единение Литвы с Польшей. В., вместе с Подлясьем, присоединена была к Польше, под именем Волынского воеводства, с поветами Луцким, Владимирским и Кременецким.

3. Люблинская уния, а за ней и церковная (1596 г.) открыли доступ на Волыни полякам и католическому духовенству. Распространение унии, а потом и католичества, обошлось, однако, не без борьбы, в которой особенно прославился князь К.Острожский; энергично действовали также основанные на Волыне братства владимиро-волынское, луцкое и др. Казацкие восстания первых десятилетий XVII века или велись на Волыни, или поднимали крестьянские движения в ней; и то и другое вело к еще большему угнетению православного населения. При Богдане Хмельницком Волынь в течение нескольких лет была ареной военных действий казаков с поляками, увлекавших и местных жителей. После присоединения Малороссии к России элементы польские и католические получают преобладание на Волыне; но при Екатерине II, когда Россия получила в Польше решающее влияние, и на Волыне, дотоле спокойной, вновь поднимаются противники католицизма и обращаются за помощью к России.

4. По второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила восточную часть Волыни, из которой была образована Изяславская губерния. По третьему разделу (1795 г.) к России отошла и западная часть Волыни; в то же время изменила свои пределы и даже название губерния, переименованная в Волынскую. Павел I вернул почти всех изгнанных из Волыни поляков, возвратил им их имения, и восстановил в значительной степени права и привилегии как польского дворянства, так и духовенства. И при Александре I польскому элементу по-прежнему предоставлялось главное место в управлении. Среди польских деятелей этого времени особенно известен волынский помещик граф Фаддей Чацкий, назначенный «главным визитатором училищ Киевской, Волынской и Подольской губерний».Царствование императора Николая послужило исходным пунктом для противоположных течений, продолжающихся и до настоящего времени. В 1860 г. волынская епархия отделена от варшавской и получила особых архиереев.

В июле 1943 года массовые этнические чистки, зверские убийства мирных жителей, в том числе женщин и детей, достигли на территории Западной Украины своей кульминации. Произошедшие 75 лет назад события навсегда вошли в как Волынская резня или Волынская трагедия. В ночь на 11 июля 1943 года боевики Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА)* ворвались сразу в 150 польских населенных пунктов на территории Западной Украины. Только за одни сутки тогда было убиты более десяти тысяч мирных жителей, главным образом этнических поляков.

Украинские националисты почувствовали силу сразу же, как только на территорию Украины вступили гитлеровские войска. Уже в 1941 году они участвовали в убийствах не только комсомольских работников, партийных функционеров и красноармейцев, но и представителей национальных меньшинств – евреев и поляков. В историю вошел печально известный львовский погром, который был хорошо документально зафиксирован. Немецкие войска вошли во Львов утром 30 июня 1941 года, в тот же день в городе начались местные погромы, которые 1 июля переросли в масштабный еврейский погром. При этом издевательства, убийства и пытки главным образом еврейского населения Львова продолжались на протяжении нескольких дней. За это время члены только что образованной «украинской народной милиции», националисты и добровольные помощники из числе жителей города успели истребить во Львове около четырех тысяч евреев.

Из опубликованных уже в послевоенные годы внутренних документов ОУН-УПА* следует, что врагами украинской государственности считались не только евреи и русские, но и поляки. При этом проведение этнических чисток польского населения планировалось еще до начала Второй мировой войны. К примеру, в военной доктрине украинских националистов, которая была разработана весной 1938 года, содержатся тезисы о необходимости «вычищения с западноукраинских земель чужого польского элемента» вплоть до последнего человека. Так украинские националисты хотели положить конец польским притязаниям на данные территории, которые на протяжении столетий входили в состав разных государств. При этом приступить к реализации своих планов украинским националистам сначала помешала Красная армия, которая заняла территорию Западной Украины в 1939 году. Правда, отсрочка для поляков продлилась недолго.

В 1941 году ОУН-УПА* издает очередную инструкцию о своей деятельности и борьбе. «Народной милиции» данный документ приписывал проведение «нейтрализации» поляков, которые не отреклись от своей мечты о создании Великой Польши, включающей в свой состав земли, расположенные на северо-западе Украины. В том числе историческую область – Волынь.

Львовский погром, 1941 год

Необходимо отметить, что Волынь – это древний регион, который еще в X веке входил в состав Киевской Руси (Волынское, а затем Владимиро-Волынское княжество). Позднее данные земли отошли Литовскому княжеству, а затем Польше. После нескольких разделов Речи Посполитой данный регион вошел в состав Российской империи. В 1921 году западная часть Волыни отошла Польше, а восточная – Украинской ССР. В 1939 году Западная Волынь также была присоединена к Украинской ССР. В годы Великой Отечественной войны данная географическая область оказалась оккупирована гитлеровскими войсками.

Накопленный на протяжении многих веков исторический бэкграунд, этническая разобщенность региона и многочисленные старые обиды друг на друга, возможно, стали своеобразным запалом, который поджог пороховую бочку и привел весь регион, в первую очередь его мирное население, к настоящей катастрофе. К концу первой трети XX века сложилось стойкое польско-украинское территориальное и идеологическое противостояние. Обе стороны за многовековую историю успели многократно совершить в отношении друг друга многочисленные зверства, которые, впрочем, не выходили за рамки обычной практики того временного периода. В то же время события, произошедшие на Волыни в годы Второй мировой войны, по своей кровавости и жестокости затмевали собой средневековую историю.

Непосредственно УПА – Украинская повстанческая армия, как крыло Организации украинских националистов (бандеровского движения)*, была образована в 1942 году. Толчком к ее образованию стала победа Красной Армии под Сталинградом. После этой победы советские войска начали освобождение оккупированных немцами и их союзниками земель и все ближе приближались к рейсхкомиссариату «Украина», который был создан в 1941 году немецкими оккупационными войсками на территории Украинской ССР. При этом практически с первых же дней образования УПА* началось уничтожение этнического польского населения.

Украинские националисты в полной мере пользовались собственной безнаказанностью. После отступления Красной Армии противостоять бандам ОУН-УПА* было практически некому. Советское партизанское движение было наиболее массовым на территории Белоруссии, а у самих поляков не находилось достаточного количества хорошо вооруженных отрядов, которые могли бы оказать украинским националистам достойное сопротивление.

Бойцы УПА

Навсегда вошедшая в историю Волынская резня (массовое уничтожение польского населения) началась зимой 1943 года. Отправной точкой для данной трагедии называют 9 февраля 1943 года. В этот день боевики ОУН-УПА* вошли в польское поселение Паросля под видом советских партизан. В период между Первой и Второй мировыми войнами Паросля представляла собой небольшую деревню на 26 домов, расположенную недалеко от города Сарны, который в настоящее время находится на территории Ровенской области Украины. К моменту начала резни этническое польское население составляло, по различным оценкам, от 15 до 30 процентов всех жителей Волыни. Отдохнув и поев в домах местных жителей Паросли, бандеровцы приступили к расправе. Не щадили никого: убивали мужчин и женщин, стариков и младенцев. Только за то, что местные жители были поляками. По разным оценкам, в деревне было убито от 149 до 179 местных жителей, в том числе несколько десятков детей. При этом украинские националисты проявили звериную жестокость, большинство просто зарубили топорами. Также в ход шли ножи и штыки. Выжить удалось единицам.

Польское население истреблялось украинскими националистами по всей территории Западной Украины по одному сценарию: несколько вооруженных банд окружали польские поселения, всех жителей собирали в одном месте и планомерно уничтожали. Американский историк Тимоти Снайдер отмечал, что украинские националисты научились технологии массового уничтожения у немцев. Поэтому все этнические чистки, которые проводились силами УПА*, были настолько кошмарными. И именно поэтому в 1943 году волынские поляки оказались практически столь же беспомощными, как и волынские евреи в 1942 году, отмечает историк.

Нередко получалось так, что в акциях против польского населения принимали участие и их соседи – обыкновенные украинцы, часто односельчане. Дома убитых польских семей сжигали, а все ценное имущество просто расхищалось. При этом отличительной особенностью было то, что убивали в основном холодным и подручными средствами, сельскохозяйственным инвентарем, а не огнестрельным оружием. Расстрел в такой ситуации являлся легкой смертью. Орудуя топорами, пилами, ножами, штыками, кольями сторонники независимой Украины истребили десятки тысяч ни в чем не повинных мирных жителей.

Зверства украинских националистов на Волыни подтверждаются многочисленными документальными свидетельствами, фотографиями, показаниями чудом выживших людей и допросами самих исполнителей, большой пласт информации хранится в архивах спецслужб. К примеру, командир одного из взводов УПА* Степан Редеша на допросах свидетельствовал, что в некоторых случаях поляков живьем бросали в колодцы, а затем добивали из огнестрельного оружия. Многих забивали до смерти дубинами и топорами. В протоколе допроса преступника говорится о том, что он лично участвовал в одной операции против польского населения, она произошла в августе 1943 года. По словам Редеша, в операции участвовало более двух куреней в составе 500 человек с оружием и более тысячи человек из подполья ОУН*, которые были вооружены топорами и другими подручными средствами. «Мы окружили пять польских сел и за одну ночь и следующий день сожгли их, при этом все население от младенцев до стариков было вырезано, в общей сложности убито более двух тысяч человек. Мой взвод принимал участие в сожжении большого польского села и ликвидации близких к нему хуторов, мы вырезали порядка тысячи поляков», – рассказывал на допросе украинский националист.

В отрядах украинских националистов, которые участвовали в массовых убийствах польского населения, имелись так называемые «резуны» – боевики, которые специализировались на совершении жестоких казней и использовали для убийств в основном холодное оружие – топоры, ножи, двуручные пилы. Они в прямо смысле этого слова вырезали мирное население Волыни. При этом польские историки, работавшие над изучением «Волынской резни», насчитали порядка 125 способов умерщвления, которые в своих расправах использовали «резуны». От одного описания этих способов убийств кровь у нормального человека буквально стынет в жилах.

Особенно массовые и кровавые события произошли на Волыни в ночь на 11 июля 1943 года, когда многочисленные отряды УПА* напали одновременно на 150 польских сел, деревень и хуторов. Только за один день тогда погибло больше десяти тысяч человек. К примеру, 11 июля 1943 года в Киселине было убито сразу 90 человек, которые собрались на мессу в местном костёле, в том числе был убит и ксёндз Алексей Шавлевский. Всего же в Волынской резне, по разным оценкам, погибло до 60 тысяч поляков (непосредственно на территории Волыни), а общее количество убитых поляков на всей территории Западной Украины оценивается примерно в 100 тысяч человек. В ходе Волынской резни было уничтожено почти все польское население данного региона.

Зверства со стороны националистов ОУН-УПА* не могли не получить ответа со стороны поляков. К примеру, подразделения Армии Крайовой также совершали налеты на украинские села, в том числе проводили собственные акции возмездия. Считается, что они уничтожили несколько тысяч украинцев (до 2-3 тысяч гражданских). Общее же количество погибших украинцев может достигать 30 тысяч. При этом следует учитывать, что значительная их часть могла быть убита своими соотечественниками – украинскими националистами. Бойцы УПА* убивали украинцев, которые пытались оказать полякам помощь и спасти их, также они требовали от украинцев, имеющих смешанную семью, совершать убийства ближайших родственников-поляков. В случае отказа – убивали всех.

Массовые убийства поляков и украинцев были остановлены лишь после того, как вся территория Украины была освобождена бойцами Красной Армии. При этом даже тогда примирить два народа между собой уже не представлялось возможным. Именно поэтому в июле 1945 года СССР и Польша заключили совместное соглашение об обмене населением. Поляки, которые проживали на территориях, вошедших в состав Советского Союза, переезжали на территорию Польши, а украинцы, жившие на польских землях – отправлялись на территорию Украинской ССР. Операция по переселению получила кодовое название «Висла» и продлилась почти два года. За это время удалось переселить более 1,5 миллионов человек. Такое «переселение народов» позволило снизить градус напряженности между поляками и украинцами. При этом на протяжении всей советской истории данную больную тему старались лишний раз не вспоминать и не трогать. Волынская резня не имела широкой огласки в СССР, а в Польской Народной Республике в те годы вышло всего несколько работ, посвященных данной трагедии. Вновь к этим событиям историки и широкая общественность вернулись лишь в 1992 году, уже после распада СССР.

Памятник жертвам Волынской резни в Кракове

Политика нового киевского руководства в последние годы обострила многие исторические вопросы между Польшей и Украиной. Так, Варшава последовательно осуждает Киев за героизацию членов ОУН-УПА*, а также регулярные акты вандализма, которые проводятся в отношении польских мест памяти. В июле 2016 года сейм Польши признал 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида граждан Польской Республики, совершенного украинскими националистами. При этом премьер-министр Польши не так давно заявил о том, что окончательное примирение между польским и украинским народом станет возможным лишь тогда, когда будет признана правда о Волынской резне.

В то же время, по данным РИА « », власти Украины настаивают на пересмотре положения польского закона Об институте национальной памяти, которое касается украинцев. Данный закон, вступивший в силу весной 2018 года, предусматривает уголовную ответственность за пропаганду «бандеровской идеологии» и отрицание Волынской резни.

*Экстремистские организации, запрещенные в Российской Федерации.

Источники информации:
https://ria.ru/defense_safety/20180711/1524304863.html
https://www.gazeta.ru/science/2018/02/09_a_11642473.shtml?updated
http://www.aif.ru/society/history/volynskaya_reznya_geroi_ukrainy_ubivali_polyakov_ot_mala_do_velika
Материалы из открытых источников



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: