Возрождение и гуманизм в западной европе лекция. Возрождение и гуманизм культура и мировоззрение европейцев в xv-xvii веках

В XIV в. в культуре итальянских городов начали прослеживаться тенденции, засвидетельствовавшие начало новой эпохи, названной позже Возрождением.

Основой культуры Возрождения стал гуманизм латин. человечный), заро-дившийся в XIV в. в Италии, а XV XVI вв. распространившийся во всех странах Европы. Последователей этого движения называли гуманистами. Они утверждали право человека на земное счастье, боролись против церковных ограничений.

Гуманисты были искренними христианами, но центральное место в их взгля-дах на жизнь занимал человек — свободный, независимый, творец своей судьбы, который может достичь всего собственными усилиями с помощью знаний. Именно поэтому впервые в европейской истории элита , то есть совокупность лучших и самых уважаемых, образованных людей, формировалась не по происхождению и социальному положению, а по способностям. Важная роль в её формировании отводилась культуре, которая после «тысячелетнего упадка» переосмысливалась. Достижения античных ученых, философов, поэтов, архитекторов, скульпторов стати ориентиром для творцов культуры Возрождения.

Гуманисты были всесторонне одаренными людьми; личность, которая соеди-няла в себе несколько талантов, считалась универсальной. Классическим примером универсального человека Возрождения является Леонардо да Винчи — живопи-сец, скульптор, архитектор, поэт, инженер, изобретатель.

XIV в. Из трактата Франческо Петрарки «О средствах от изменчивости судьбы»

1. О благородном происхождении. Кровь всегда одного цвета. Но если она более светлая, чем кровь другого человека, это свидетельствует не о благородстве, а о физи-ческом здоровье. Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таким прекрасными своими делами.

2. О богатстве. У богатого больше зависти, чем радости. Великие богатства получить тяжело, хлопотно хранить, неприятно тратить. Если ты скуп, то превращаешься в сторожа, и богатство владеет тобой, а не ты богатством. Материал с сайта

Джованни Боккаччо. Фреска. XV в.

Круг гуманистических идей очертил поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Он выступил против средне-вековой схоластики и стал творцом новой системы культурных ценностей, в центре которой был Человек. Петрарка основоположник новой европейской лирики, признанный мастер самой сложной поэтиче-ской формы — сонета, автор знаменитой «Книги песен» и ряда трудов гуманистического характера.

Выдающимся гуманистом, талантливым писате-лем и ученым был современник Петрарки — Джованни Боккаччо (1313-1375). Он вошёл в литературу как талантливый мастер рассказа, певец красоты человека, критик общественных пороков: скупости, корыстолюбия, неискренности, невежества. Боккаччо был первым биографом Данте, именно он назвал знамени-тую «Комедию» флорентийского поэта божественной и написал комментарии к её первой части.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Существенным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным. В средневековую эпоху гуманизм понимался как качества греховной, порочной природы человека, ставившие его много ниже ангелов и Бога. В эпоху Возрождения человеческая природа стала оцениваться оптимистично; человек наделен божественным разумом, способен действовать автономно, без опеки церкви; грехи и пороки стали восприниматься позитивно, как неизбежное следствие жизненного экспериментирования.

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников). Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного.

Место человека в мире очень точно обозначил итальянский философ и гуманист того времени Пико дела Мирандола, который говорил, что в центре мироздания он ставит человека, чтобы оттуда ему было удобно обозревать все, что есть в мире. Человек, созданный по «образу и подобию» Божьему, способный видеть и воспринимать красоту окружающего мира, стал главной темой и литературы, и живописи, и скульптуры. Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.

Становление и развитие ренессансной культуры являлось процессом длительным и неравномерным. Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии, но в Италии новая культура зародилась раньше чем в других странах, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью. Итальянское искусство Возрождения прошло несколько этапов. Первые сдвиги в изобразительном искусстве и литературе, наметившиеся во второй половине XIII века - начало XIV в. получили название Проторенессанс – переходная эпоха между средневековьем и собственно Возрождением;

    Раннее Возрождение – период с середины XIV в.до 1475 г.;

    Зрелое, или Высокое, Возрождение – последняя четверть XV – начало XVIв.;

    Позднее Возрождение -XVI – начало XVII в.

Самыми яркими, талантливыми выразителями Итальянского Возрождения:Данте Алигьери, Никколо Макиавелли и Джованни Боккаччо.

Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии». Достоверных сведений о жизни этого человека сохранилось крайне мало; основным их источником является написанная им же самим художественная автобиография, в которой описан лишь определенный период.

Появился на свет Данте Алигьери во Флоренции, в 1265 г., 26 мая, в родовитой и обеспеченной семье. Неизвестно, где будущий поэт учился, но сам он считал полученное образование недостаточным, поэтому уделял много времени самостоятельному просвещению, в частности, изучению иностранных языков, творчества античных поэтов, среди которых особое предпочтение отдавал Вергилию, считая его своим учителем и «вождем».

Когда Данте было всего 9 лет, в 1274 г., произошло событие, ставшее знаковым в его судьбе, в том числе творческой. На празднике его внимание привлекла сверстница, соседская дочка - Беатриче Портинари. Десять лет спустя, будучи замужней дамой, она стала для Данте той прекрасной Беатриче, чей образ освещал всю его жизнь и поэзию. Книга под названием «Новая жизнь» (1292), в которой он стихотворными и прозаическими строками рассказал о любви к этой молодой женщине, безвременно скончавшейся в 1290 г., считается первой автобиографией в мировой литературе. Книга прославила автора, хотя это был не первый его литературный опыт, он начинал писать еще в 80-ых.

Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.

В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. он вступил в брак с Джеммой Донати, которая являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе.

Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.

С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны. Так, известно, что в 1308-1309 гг. он побывал в Париже, где участвовал в устраиваемых университетом открытых диспутах. Имя Алигьери два раза вносили в списки лиц, подлежащих амнистии, но оба раза оттуда вычеркивали. В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.

С 1316 г. он обосновался в Равенне, куда его пригласил Гвидо да Полента, правитель города. Здесь в обществе его сыновей, дочери возлюбленной Беатриче, поклонников, друзей проходили последние годы поэта. Именно в период изгнания Данте написал произведение, прославившее его в веках, - «Комедию», к названию которой спустя несколько веков, в 1555 г., в венецианском издании добавят слово «Божественная». Начало работы над поэмой относится примерно к 1307 г., а последнюю из трех («Ад», «Чистилище» и «Рай») частей Данте написал незадолго до смерти.

Он мечтал с помощью «Комедии» прославиться и возвратиться домой с почестями, но его надеждам не суждено было сбыться. Заболев малярией, возвращаясь из поездки в Венецию с дипломатической миссией, поэт 14 сентября 1321 г. скончался. «Божественная комедия» была вершиной его литературной деятельности, однако только ею его богатое и разностороннее творческое наследие не исчерпывается и включает в себя, в частности, философские трактаты, публицистику, лирику.

Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье.

Политическая биография Никколо Макиавелли ведет отсчет от 1498 г., он исполняет роль секретаря Второй канцелярии, в том же году его избирают секретарем Совета Десяти, которому предстояло отвечать за военную сферу и дипломатию.

В 1512 г. Макиавелли пришлось уйти в отставку из-за пришедших к власти Медичи, его как республиканца на год выслали из города, а в следующем году арестовали как предполагаемого участника заговора, пытали. Макиавелли твердо отстаивал свою непричастность, в конце концов его помиловали и выслали в небольшое поместье Сант-Андреа.

С пребыванием в имении связан самый насыщенный период его творческой биографии. Здесь он пишет ряд работ, посвященных политической истории, теории военного дела, философии. Так, в конце 1513 г. был написан трактат «Государь» (издан в 1532 г.), благодаря которому имя его автора навеки вошло в мировую историю. В этом сочинении Макиавелли утверждал, что цель оправдывает средства, но при этом «новый государь» должен преследовать цели, связанные не с личными интересами, а с общим благом - в данном случае шла речь об объединении политически раздробленной Италии в единое сильное государство.

Труды Макиавелли были восприняты современниками с восторгом, пользовались огромным успехом. По его фамилии была названа макиавеллизмом система политики, не пренебрегающая ни одним из способов достижения цели вне зависимости от их соответствия нравственным нормам. Кроме прославившегося на весь мир «Государя», самыми значимыми произведениями Макиавелли считают «Трактат о военном искусстве» (1521), «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), а также «История Флоренции» (1532). Эту работу он начал писать в 1520 г., когда его вызвали во Флоренцию и назначили историографом. Заказчиком «Истории» выступил Папа Климент VII. Кроме того, будучи личностью разносторонне одаренной, Никколо Макиавелли писал художественные произведения - новеллы, песни, сонеты, поэмы и др. В 1559 г. его сочинения были внесены католической Церковью в «Индекс запрещенных книг».

В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 22 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.

Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева

Реферат

на тему: Культура Возрождения в Западной Европе

Выполнил:

студент 301 группы

ф-та Истории и права

Костин Е. М.

Проверил: Житаев В. Л.

Саранск 2002

План:

Введение

1. Гуманизм. - ценностная основа

культуры Возрождения

3. Особенности художественной культуры:

Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение

Список литературы

Введение:

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества феодального - к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры;

Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда ется современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га лилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (возрождение) - это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, по скольку развивалась вокруг морей - Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру оке анической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосвет ное путешествие. Два богатых континента западного полушария бы ли открыты для освоения «старым миром».

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы - в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столе­тии, когда становится общеевропейским явлением - это, так назы­ваемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последо­вало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

1. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения

В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. Ьитапиз - человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э."), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы - в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается но вая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советни ками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде ний, независимость по отношению к авторитетам, смелый критичес кий дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманис тов не существует более иерархического общества, в котором чело век - только выразитель интересов сословия. Они выступают про тив всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гумани сты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической карти не мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) - «последний поэт средневековья и вме сте с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Созданный Дан те в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневе ковой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собствен ными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».

Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается ро доначальником гуманистического движения в Италии. Преклонени ем перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джа ноццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве чело­века». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407-1457) утверж дает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О досто инстве человека» проводит мысль о том, что человек - творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречи вы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, ар хитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отно шений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александ ром VII - убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Из вестный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оп равдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь соче тать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем, По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «и жестокости превзошёл всех варваров», собственноручно закалы вая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в фило софии, среди его придворных было немало гуманистов, а при об суждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом юве лирного искусства.

Исследователи многократно отмечали, что добро и зло пере плетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не ос танавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»

2. Отношение к античной и средневековой культуре

В процессе формирования и развития культура Возрождения опре деляет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление.прекрас-ного, гармонически развитого человека были особенно близки евро пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный

идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий язык пластических видов искусства в отличие от средневеко вого символизма. Практическое, житейское мировосприятие древ них было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и I юэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и ис тории, древние - греческий и латинский языки.

Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изу чать греческий язык, а на латинском языке - классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки - были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых исследо вателей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт от мечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма. Среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.

Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли кол лекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть текс тов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распростра нении античного наследия сыграло изобретение и распростране ние книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности» Гуманисты проявляли большой интерес и к античной филосо фии - натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна. Каким же было отношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно предшествовала эпохе Воз рождения?

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формиро валась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отнашение ние к теологии - теории религии. Лоренцо Балла противопоставляй ет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, ко торый, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессией нальным служителям католической церкви. Д. Бокаччо в «Декаме роне» высмеивает монахов, их ханжество, развращенность. У Данте в «Божественной комедии» даже главы католической церкви попа дают в ад. Сатира на служителей церкви, духовных лиц представле на в знаменитой книге Э. Роттердамского «Похвала глупости». Счи тается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневс ковой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творчес кое развитие человека.

Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое принято называть Возрождением или Ренессансом. Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания.

Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) , Рафаэля Санти (1483-1520). Учения Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Галилео Галилея (1564-16420), Рене Декарта (1596-1650) знаменовали собой переворот в естествознании.

Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского (1467-1536), Никколо Макиавелли (1469-1527) и Томаса Мора (1478-1535). И это будет далеко не полный список имен.

Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии. Основная форма политического существования - небольшие города-государства с республиканской формой правления, феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества между городами, ставила на первое место не происхождение, а личные способности и богатство. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Поэтому появляется гуманистическое направление в образовании и мировоззрении.

Наивысшего расцвета Возрождение достигло на Апеннинском полуострове, его феномен распространился и на другие части Европы. Похожие процессы к северу от Альп получили название «Северного Возрождения». Похожие процессы происходили и во Франции, и в городах Германии. Средневековый человек, и люди нового времени свои идеалы искали в прошлом.

В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжалась и, культурная традиция: латынь, изучение римской литературы, разница ощущалась только в религиозной сфере. Но в эпоху Возрождения изменился взгляд на античность, отличающийся от средневековья. Отсутствием власти церкви, духовною свободой, отношением к человеку как к центру мироздания.

Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Возрождение проявлялось и вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства. Если раньше произведения искусства служили церковным интересам, то есть были культовыми предметами, то теперь создаются произведения, чтобы удовлетворить эстетические потребности.

Гуманисты считали, что жизнь должна приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался.

Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты, как Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Они и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма.

Свою эпоху гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным из них было то, что она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих гуманистов было иногда пессимистическое настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Пожалуй, наиболее показательным в этом смысле было напряжённое ожидание конца света в 1500 году.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности. Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-то точные хронологические рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в.

В разных странах Возрождение зарождалось и достигало расцвета в разное время. Раньше всего оно началось в Италии - XIV в., а в XVI в. культура Ренессанса стала общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия, Англия - во всех этих странах происходил культурный переворот.

По своей сущности культура возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому. В это время складываются национальные государства и абсолютные монархии; возвышается буржуазия в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие социальные конфликты - Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, Нидерландская буржуазная революция.

Творцами культуры возрождения были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества.

К новой культуре проявили интерес и материально помогали ее развитию представители крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор. Однако далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, большее значение имели для них высокий уровень образованности, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода.

Идейной основой Ренессанса был гуманизм. Слово “humanitas” (человечность) итальянские гуманисты заимствовали у Цицерона, который в свое время хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”, как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Следовательно, уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека.

Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии, философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие художественной высоты и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических принципах. Вместе с тем, речь шла не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции. Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием.

Сильно возрастает роль умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых связей в городах и усилением в них роли индивидуального начала.

Эти процессы закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже, чем сыновья ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями.

Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами. Ослабляются связи с церковью, так как многие гуманисты жили на доходы, получаемые от своей профессиональной деятельности, усиливается неприязнь к официальной учености, пропитанной церковным духом. Одновременно происходит упадок морально-политического авторитета папства, нередкими расколами католической церкви.

Тема: Возрождение и гуманизм в Европе.

Цель: 1) изучить философию гуманизма, 2) научиться определять мировоззренческие установки Раннего нового времени, работать с историческими источниками, анализировать, высказывать свою точку зрения; 3) воспитание гуманных качеств личности, целеустремленности.

Оборудование: карта, портреты, раздаточный материал (тесты, документы)

Понятия: Возрождение, гуманизм, утопия.

На доске:

1Возрождение, основные этапы.

2Гуманизм и гуманисты

3.Писатели гуманисты. Утопии.

Эразм Роттердамский()- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

Томас Мор ()- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Франсуа Рабле (– французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Уильям Шекспир()- английский поэт, драматург.

Мигель Сервантес () – испанский писатель.

«Дон Кихот»

Ход урока

1. Повторение изученного материала.

1.Фронтальная беседа.

Назовите причины Великих географических открытий.

Значение ВГО.

Последствия ВГО?

2. Кроссворд

3. Работа с датами

2. Переход к изучению нового материала.

1Возрождение, основные этапы.

2Гуманизм и гуманисты

3.Писатели гуманисты. Утопии.

2. Изучение нового материала.

-Каким представляли себе мир люди средневековья? (по картинке) Что является центром земного мира?

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

3. Собаки.

-Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека? (в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)

-Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)

Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)

1) Возрождение, основные этапы.

В 14-16 веке европейцы перестали считать античную греко-римскую культуру порождением поганых язычников. Все больше образованных людей читают стихи и пьесы античных писателей, в которых воспевается не любовь к богу, а земная любовь мужчины и женщины. Художники и поэты пытались постигнуть приемы, используемые мастерами прошлого. При этом они оставались верующими людьми.

Возрождение -эпоха в развитии европейской культуры (14-16 века), для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию античности, философии гуманизма. Словарь в учебнике. Запись в словарях, тетрадях.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) делится на три периода:

1 Раннее Возрождение (14-15вв)

2 Высокое Возрождение (15-16вв)

3 Позднее Возрождение (17в)

Почему эпоха Возрождения начинается именно в Италии? (интенсивное развитие буржуазных отношений, богатые банки, обширные торговые связи способствовали формированию культуры Возрождении, на территории Италии находилось древнее государство Рим, именно здесь сохранились древние книги скульптуры и др. произведения искусства античности).

Данте писал: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля на которой стоит город, священнее, чем думают люди.»

2. Гуманизм и гуманисты .

Философов Возрождения называют гуманистами («гуманус» - человечный). Прочитайте их высказывания. (По цепочке)

От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди? (от его желания преуспевать в делах, упорства)

Какого место человека в мире, по мнению Мирандолы? (в центре мира, способный сам формировать себя, свою судьбу)

Как вы думаете, благодаря чему человек станет всемогущим?


но узнанными быть обидно.

В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? (стать мудрым, жить честно)

Насколько важно для человека познавать мир?

Каковы главные цели в жизни человека по мнению гуманистов?

Гуманисты сторонники не божественного, а светского взгляда на мир. Они мечтали об обществе, в котором люди смогут освободиться от предрассудков Средневековья, в котором они будут стремиться к счастью, используя все свои силы и способности.

Запись в тетрадь Гуманизм - философское учение, направление в живописи и литературе, которое осуждает пороки средневекового общества, возрождает веру в человека и его разум, объявляет душу и тело одинаково прекрасными.

Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кровопролитным трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами.

Какие строчки из высказываний вам кажутся актуальными? Что можно взять за правило сегодня?

Гуманизм и гуманный – родственные слова. Гуманный в переводе означает человечный. Какими качествами должен обладать гуманный человек?

3. Писатели гуманисты. Утопии .

Величие и свобода античных героев, полководцев, ученых писателей порождала у людей эпохи Возрождения желание быть похожими на них. Вместо средневековых сочинений подразумевавших ничтожность людей перед Богом, люди начинают читать новые сочинения, в которых больше не противопоставляли «чистую душу» и «грешное тело». Весь человек прекрасный и телом, и душой считался теперь лучшим божьим творением, способным мечтать и стремиться к счастью.

Задание: Прослушайте сообщения и ответьте на вопрос: Какие недостатки высмеивали в человеке гуманисты?

Сообщения:

Эразм Роттердамский()- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних христианских писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинно высокой античной культуры. Еще в юности зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их красиво и изящно выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Однако самым знаменитым творение Э. Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвященная другу и гуманисту Томасу мору. Эта книга имеет выразительное название «Похвала Глупости»: главная героиня госпожа глупость, одетая в мантию ученного, произносит хвалебную речь самой себе. Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует движению мира, ибо «божественная сила» Глупости простирается так широко, что в служении ей объединяется весь мир. Вполне серьезно она утверждает, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глупостью может именоваться человеком».

Какие недостатки высмеивает э. Роттердаский? (Глупость)

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Состоятельные люди приглашали ученных, знающих греческий язык, чтобы дать образование своим детям. «Знания доставляют разуму столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука дает сознание того, что ты человек, а не животное».

Томас Мор ()- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Утопия –место которого нет.

Томас мор учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале 16 века он написал и опубликовал «золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия».

Работа с историческим источником.

Что по мнению Т. Мора является не справедливым в обществе?

Мор предлагал изменить общество?

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове утопия. Установлена коллективная собственность - имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а все необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет они производят между собой обмен всего, чем владеют.

С тех пор утопиями называли произведения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

3. Франсуа Рабле () – французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Герои повествования – мудрые короли –великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает Рабле их жизнь, веселые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество еды. Но герои живут в очень неспокойном мире, правители которого годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего удовольствия возмущать мир войнами. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство и ханжество власть имущих.

4. Уильям Шекспир()- английский поэт, драматург.

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король лир», «Ричард III» и др.

Шекспир был влюблен в театр, выступал как актер, сочинял пьесы. Окружающий мир воспринимал как сцену, а людей как актеров. Он свято верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости. В произведениях Шекспира много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают.

Разыгрывается сцена 2 (Сад Капуллети) из «Ромео и Джульетты»

Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их семейств. Монтеки и Капулетти уже забыли с чего началась между ними вражда, но они фанатично воюют друг с другом и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком бесчеловечной розни. Главные принципы в общественной жизни по мнению Шекспира это прекращение феодальных раздоров, мир и порядок в государстве. В средние века было принято находить жениха или невесту своим детям из практического расчета. Джульетта пытается сопротивляться выбору отца. Утверждение любви как основы семейной жизни – такова нравственная идея, утверждаемая Шекспиром.

5. Мигель Сервантес () – испанский писатель.

«Дон Кихот»

Сервантес происходил из семьи обедневшего дворянина, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой он попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удается выкупить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в его жизни: он становится писателем. «Дон Кихот был задуман автором как пародия на средневековый рыцарский роман. Высоченный, тощий рыцарь Печального образа, взгромоздившись на полуживую клячу, надев старые помятые доспехи и шлем с картонным забралом, отправляется странствовать. Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин, который не плати жалованье батраку, страдания каторжников, осужденных жестоким судом, - вызывает его благородное негодование. Как истинный рыцарь, дон Кихот защищает обиженных, потому что ради свободы.. как ради чести, можно и должно рисковать жизнью».

4 Закрепление

Какое направление культуры и искусства господствовало в Европе в XV – XVII вв.?

Кто такие гуманисты?

Какие недостатки средневековья высмеивали писатели-гуманисты?

Актуальны ли взгляды гуманистов сегодня?

Как вы думаете почему в эпоху гуманизма появляются первые утопии?(внимание к человеку заставляло задумать и возможность совершенствования «земного» политического и социального устройства.)

5 Домашнее задание

1.Напишите сочинение эссе от имени гуманиста 16-17 вв. на тему «Моя Утопия».

2. Сообщения:

Леонардо да Винчи

Микельанджело Буанарроти

Рафаэль Санти

3. Тетрадь на печатной основе с. 11-12.

Приложение

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

3. Собаки.

-Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе

Прочитайте высказывания.

«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах». (Франческо Гвиччарди).

-От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди?

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее обозревать все, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико дела Мирандола)

- Какого место человека в мире по мнению Мирандолы?

«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но и станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио)

-Как вы думаете благодаря чему человек станет всемогущим ?

Себастьян Брант «Корабль дураков» (отрывок)

«Душеспасительные книжки Не тщись быть мудрым, знай одно:

Пекут у нас теперь в излишке, Признавший сам себя глупцом

Не уменьшилось в людях зло: А кто твердит, что он мудрец,

Писанья эти ничему Тот именно и есть глупец.

Теперь не учат! В ночь и в тьму Стремиться надо, как известно,

Мир погружен, отвергнут Богом, - Жить добродетельно и честно

Кишат глупцы по всем дорогам. И, чтобы быть всегда в чести,

Жить дураками им не стыдно, Благоразумие блюсти».

но узнанными быть обидно.

- В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? Насколько важно для человека познавать мир?

Изменила ли философия гуманизма взгляд европейцев на человека и его место в мире?

Каковы главные цели в жизни человека?

Урок истории «Возрождение и гуманизм в Европе» был проведен в 7 а классе. Урок является частью темы эпоха Возрождения. На уроке прослеживается четкость поставленной цели, задания соответствовали возрастным и психологическим особенностям учащихся. Была обеспечена комплексность образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Выделена актуальность темы.

Тип урока: изучение нового материала. Небольшое повторение изученного материала являлось переходом к изучению новой темы. Работа с историческими источниками, проблемные задания, подготовка сообщений позволила учащимся активно включиться в работу и решить поставленные задачи. Самым ярким моментом являлось разыгрывание сцены из произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Сочетание использования на уроке словесных, наглядных, практических методов и метода персонификации способствовало развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению темы. Учащиеся обладают умением выделять главное, аргументировать, высказывать свою точку зрения, приводить примеры.

Широко использовались межпредметные связи (история и география, история и МХК, история и литература).

Выбранные формы и методы соответствовали содержанию отобранного материала. Все поставленные цели и задачи были достигнуты.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: