Впереди вифлеемская звезда. Вифлеемская звезда

Image caption По мнению ученых, Вифлеемской звездой могло быть редкое соединение планет

Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.

Могла ли звезда, побудившая трех "мудрецов с Востока" отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?

Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения - что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.

Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение "звезды волхвов", еще в 1970-е годы.

Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.

Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели.

"Три царя", пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как "волхвы" или маги - почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.

КТО ТАКИЕ "ВОЛХВЫ С ВОСТОКА"

  • Три мудреца, как полагают, были магами - персидскими мудрецами-звездочетами.
  • В западной традиции их еще называют царями и дают им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
  • Поклонившись младенцу Иисусу, они преподнесли дары: золото, ладан и смирну.
  • В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в Средневековье.
  • Православная церковь не считает волхвов царями, не приводит их число и не дает им имена.
  • Католическая церковь чтит память трех царей в праздник Богоявления - в память о явлении Христа язычникам, волхвам с Востока.

Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.

"Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], - говорит профессор Хьюз. - Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом".

Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.

Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет - когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.

"Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн", - объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких "парадов планет", произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.

Image caption Нередко кометы словно "зависают" или "останавливаются" над горизонтом

Тим О"Брайан, помощник директора обсерватории "Джодрелл Бэнк" в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. "Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе", - говорит он.

"После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы "обгонять" их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе", - объясняет О"Брайан.

По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.

Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб - то есть в одном из знаков Зодиака.

"Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, - подчеркивает О"Брайан. - Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному".

Хвостатая звезда

Вторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.

Несмотря на то что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они - "большие грязные комки снега", летящие через космическое пространство.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ:
Библейский рассказ

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. [...]

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, гл. 2

"Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять - солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает "хвост" из кометного материала", - рассказывает О"Брайан.

По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, - один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.

"Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы "останавливаются" над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела", - говорит Хьюз.

Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.

Менее вероятный, но более знаменитый кандидат - комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.

Те, кто склоняются в пользу версии "пятого года", указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

"Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках", - говорит Хьюз.

"Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, - рассуждает профессор астрономии. - Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием".

Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

"Хороший кандидат"

Image caption Ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звезда

Существуют записи - опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке - о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.

Хьюз говорит: "Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом".

LOS REYES MAGOS

  • В Испании и испаноговорящих странах почитание "Трех царей" является важной частью празднования Рождества Христова.
  • Считается, что это три мага-чародея (Los Reyes Magos), чья задача - приносить подарки всем детям в день Богоявления (6 января). По традиции, дети заранее отправляют волхвам свои заявки на подарки, которые они бы хотели получить.
  • Детям еще говорят, что те, кто не слушается, получает от волхвов лишь золу и угли. Съедобные сладкие "угли" повсюду продаются в магазинах.
  • На ночь перед дверью люди выставляют свою обувь, а утром находят под ней подарки. По традиции, нужно также оставить еду и питье для волхвов и их верблюдов.
  • Вечером 5 января во всех испанских городах проходят парады в честь трех волхвов. Те, как правило, восседают на верблюдах и во время процессии бросают сладости в толпу.

По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является "хорошим кандидатом" на звание Вифлеемской звезды.

"Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, - объясняет он. - Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире". По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

В то время как другие "знамения" нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, - говорит он, - прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.

"К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли "следовать" за этой звездой, направляясь в Вифлеем".

За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.

Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.

Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году.

"Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались "замять" свое открытие", - говорит Хьюз.

Является одним из них. Каждый из символов характеризует определенным образом православие. Наверное, каждый хоть раз задумывался о том, что означает восьмиконечная звезда в религии и не только. Ведь встречалась она в культуре многих народов в разные эпохи. Наверняка и значение ее многообразно. Чтобы разобраться во всем этом, нужно проследить появление ее в истории человечества и в символике православного христианства.

Звезда с восемью лучами

В христианстве это Вифлеемская звезда или символ По Священному Писанию она зажглась на небе, когда появился на свет Мессия. Ее восемь лучей были ярче других звезд. Увидев их, древние мудрецы (волхвы) вспомнили пророчества и поняли, что долгожданный Спаситель родился. Они поспешили на восток поклониться Сыну Божьему. Вифлеемская звезда указывала старцам путь, двигаясь впереди, пока не остановилась над тем местом, где появился на свет Иисус.

В пещере Рождества Христова есть Вифлеемская звезда. Сколько лучей на ней, известно доподлинно. Место появления Иисуса на свет указывает серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Это число неслучайно. Оно символизирует остановки на Крестном пути Иисуса в Иерусалиме.

Вифлеемская звезда. История возникновения

Сегодня в православных храмах встречается восьмиконечная звезда, значение которой можно понять, обратившись к истории ее появления.

Но изначально Вифлеемская звезда была с пятью лучами, по количеству ран Иисуса Христа. Она также символизировала здоровье: количество пальцев, органов чувств. Но главный смысл ее был в человеческой природе Христа.

В эпоху Возрождения звезду связали с оккультизмом. А в перевернутом виде она стала символом сатаны. Но вот христиане этот вариант считали знаком перерождения Христа. И даже причисленный церковью к лику святых, Константин имел печать с перевернутой пятиконечной звездой. Именно он государственной религией сделал христианство.

Для России исторически символ в виде звезды с пятью лучами чужд. Его больше принято олицетворять с иудаизмом и масонством. Хотя в годы Советской власти была выбрана именно звезда с пятью лучами в качестве государственного символа.

Восьмиконечная звезда в православии. Предпосылки появления

Пятиконечную Вифлеемскую звезду сменила шестилучевая примерно в пятнадцатом веке. Вообще, этот символ возник в начале периода неолита. Он означал шесть сторон света. Всем известно, что их четыре но, к примеру, жители Древней Индии, видя символ с таким количеством лучей, понимали его значение как "шесть сторон горизонта."

Затем, в какой-то из периодов, в России была семиконечная Вифлеемская звезда. Когда-то маги носили такой же символ, как отличительный знак, но с указанием планеты возле каждого луча.

Значение восьмилучевой звезды на Руси

И, наконец, появилась восьмиконечная звезда - символ, известный на Руси с давних времен. Задолго до двадцатого века, у жителей Древней Руси, еще в языческие времена, он означал присутствие главного божества. Изображение такой звезды помещали на воинские стяги, одежду и на различные предметы быта и культа.

В Православной Руси восьмиконечная звезда значение имела не менее важное. Ведь она загорелась на небосводе в момент Рождения нашего Спасителя и привела волхвов к месту появления на свет Иисуса.

Восьмиконечная звезда в иконографии

Сегодня этот знак присутствует во всех православных храмах, символизируя Россию. Звезду с восемью лучами можно встретить на всех русских иконах Божьей Матери, покровительницы нашего Отечества. Про этот символ у нас, в России, говорят: звезда Богородицы, русская, а также Вифлеемская.

Как уже говорилось выше, на иконах Пресвятой Девы Марии изображается восьмиконечная звезда, значение которой очень важно в православии. Это понятно лишь только по одному факту, что символ располагается на плечах и голове Богородицы. На иконе "Неопалимая купина" и вовсе образ Божьей Матери вписан в октограмму (так еще называется символ с двумя наложенными друг на друга квадратами, образующими восьмиконечный символ). Звезда тесно связана с Богородицей, ее тайной.

Если вспомнить значение символа с восемью лучами, то по традиции его понимали как вечность, непоколебимую устойчивость и выход за пределы этого мира. Также октограмма - знак Рая, Небесного Иерусалима и конечного Преображения.

Значение звезды у разных народов

Восьмиконечная звезда - символ равновесия, порядка, созидания, если ее вписать в окружность. Так в древности обозначали календарь, времена года (все материальное меняется, но главное остается неизменным).

Восьмилучевая звезда встречается в культе латышей, удмуртов. В виде сдвоенного креста или с раздвоенными концами ее можно увидеть в народных орнаментах у финнов и карел, а также у северных народов (например, финно-угорских). Здесь она означает путеводность и возрождение, является символом света и славы.

Кроме того, звезду с восемью лучами можно встретить на Карелия, Лихославля и его района (жителями которых тоже являются карелы), Колумбии, Перу. На флагах Великобритании и Филиппин тоже прослеживается восьмеричная символика.

Восьмиконечная звезда, значение которой у египтян было тождеством божественного знака, встречается и у шумеров. В их языке именно этим символом обозначали слово, которое переводится как "бог, звезда, небо".

Считается, что восьмиконечный знак символизирует семь периодов в истории человечества, а восьмой луч - жизнь будущего века. То есть то время, когда наступит царство Божье.

Звезда в традициях христиан

Восьмиконечная всегда была главной на верхушках праздничных елей. Она же служила убранством в домах и на улице. Во времена СССР звезда была заменена на пятиконечную.

Детям дарили восьмиконечную Вифлеемскую звезду на благополучие и счастье.

Как гласит церковное предание, один из апостолов раньше всех принес в русскую землю весть о христианской вере. Видимо, поэтому в царской России высшая награда, имевшая форму восьмиконечной звезды, носила название ордена Андрея Первозванного. Сегодня также он имеет высокий статус, возвращенный указом президента в 1998 году.

Вифлеемская звезда, сколько лучей бы ни имела, имеет огромное значение в истории христианства. Волхвы, ведомые ею, узнали, где Спаситель, и поведали миру о его Рождении. Сегодня этот символ, как и всегда, является путеводным для верующих, напоминая, что материальное и духовное взаимосвязано. Но если одно проходит без следа, то другое вечно и нетленно. Стремясь к жизни в царстве Божьем, нужно помнить, что в этом мире каждый может стать путеводной звездой для кого-то, творя добрые дела и тем самым приближаясь к Господу. Может именно в этом и заключается истинный смысл символа с восемью лучами. Мира вам и гармонии!

Вифлеемская звезда – загадочное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, волхвы назвали «звездой». Увидев эту «звезду» на востоке (более точный перевод: на восходе) и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему. Не найдя там искомого, волхвы по совету царя Ирода отправились в Вифлеем Иудейский, где их путеводная звезда остановилась над местом, в котором увидели «Младенца с Мариею, Матерью Его». Поскольку она ознаменовала Рождество Христово, правильнее её называть «звездой Рождества».

Значимый атрибут празднования Рождества у христиан и иконографии «Рождества Христова» и «Поклонения волхвов».

Библейское сказание

Рассказ о знамении, возвещавшем о начале новой эры в истории человечества, знают многие. Это произошло в конце I века до н. э. в небесах над Ближним Востоком… Палестина, которая в то время как, впрочем, и сейчас, была кипящим котлом страстей, находилась под римским владычеством, и марионеточный правитель Иудеи, честолюбивый деспот царь Ирод с трудом удерживал власть в своих руках. Евреи, наотрез отказавшись принять каноны греко-римской культуры, насаждаемые царем, предсказывали пришествие Мессии, который освободит их, и нетерпеливо ожидали знамений, возвещающих о его появлении.

Такой была обстановка в Иудее, когда, согласно Евангелию, в Вифлееме родился Иисус Христос, а в Иерусалим пришли некие таинственные путники-волхвы, рассказывают в книге «Древние тайны» американские историки П. Джеймс и Н. Торп. Ирода напугало их пророчество о рождении человека, который станет новым царем.

Собрав совет из высших жрецов и ученых, он велел им определить место рождения Мессии, или «Царя Иудейского». Ветхозаветный пророк Михей предсказал, что из маленького городка Вифлеема придет новый «Владыка Израиля». Узнав об этом, Ирод побеседовал с мудрыми странниками о звезде и послал их в Вифлеем найти «нового царя» под лицемерным предлогом, словно он сам желает оказать ему почести.

Волхвы пришли в Вифлеем и вновь увидали звезду: «И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, и наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Преподнеся дары Иисусу, волхвы получили во сне откровение – хотя одного здравого смысла было бы достаточно – «иным путем отойти в страну свою», не возвращаясь к Ироду. Когда Ирод сообразил, что волхвы обвели его вокруг пальца, он «весьма разгневался». Упустив свой шанс отыскать нового Мессию, он повелел казнить каждого ребенка в возрасте до 2-х лет в Вифлееме и окрестностях. Тем временем Мария и Иосиф бежали в Египет вместе с Иисусом.

История о волхвах и Вифлеемской звезде стала неотъемлемой частью рождественского фольклора во всем мире. Но правдива ли она? Эту историю возможно обнаружить только в одном из 4-х евангелий, а именно – в Евангелии от Матфея. Имея только один источник информации, историки, как правило, очень осторожны в оценках. Если оставить в стороне более общие споры об аутентичности всех евангелий, можно сказать, что Евангелие от Матфея является одним из наиболее ранних жизнеописаний Христа, а потому в большей степени достойным доверия.

У нас нет никаких оснований считать мудрецов, последовавших за Вифлеемской звездой, исключительно фольклорными персонажами. Больше того, их поведение отлично вписывается в общую картину религиозных верований и политических интриг тех времен.

Античные историки описывали волхвов (в греческом и латинском тексте Magi – маги) как аристократическую жреческую касту в Древней Персии, во многом сходную с браминами в современном индийском обществе. Волхвы были наследниками халдейских мудрецов из Древнего Вавилона, чьи глубокие познания о небосводе привели к созданию удивительно совершенной для той эпохи астрономической науки. Волхвов, которые были придворными астрологами персидских царей (550–323 гг. до н. э.), боялись и уважали, как мудрецов и чудотворцев, повсюду – от Средиземноморья до долины Инда.

Иудея, которая занимала стратегическое положение на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, представляла особенный интерес как для Парфии, так и для Рима. В 39 году до н. э. победоносная парфянская армия разграбила Иерусалим и изгнала оттуда честолюбивого молодого Ирода. Вновь возведенный на престол через три года при помощи большой римской армии, Ирод восстановил дипломатические связи с Парфянской империей, продолжавшей ревниво наблюдать за постепенным укреплением римской власти в Сирии и Палестине. Сложилось неустойчивое равновесие, временами прерываемое пограничными стычками. Каждая сверхдержава пыталась спровоцировать бунт против марионеточных правителей, поставленных своим соперником во главе пограничных государств.

В свете такой ситуации рассказ о «трех мудрецах» в изложении Матфея приобретает большую убедительность, хотя и наполняется несколько иным смыслом. Волхвы могли быть шпионами, или, выражаясь более мягко, дипломатами-разведчиками для Парфянской империи. Зороастризм, монотеистическая религия волхвов, пользовался определенным уважением среди евреев, потому волхвы, в отличие от представителей большинства других религий, могли рассчитывать на довольно теплый прием в Иудее.

Религиозное толкование

Церковь считает, что Вифлеемская звезда была не обязательно естественным астрономическим телом, а скорее чудесным явлением: исполнив свое назначение, она затем исчезла с неба, а когда волхвы пришли в Иерусалим, она скрылась, чтобы ее не мог увидеть Ирод, потом снова вернувшись.

Для верующих явление Вифлеемской звезды было исполнением т. н. «звездного пророчества» Валаама в ветхозаветной Книге Чисел:

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых».
(Чис.24:17)

Поклонение волхвов и принесение ими даров также соотносят с пророчеством Исайи о посещении Иерусалима язычниками:

«Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева».

Отцы церкви, в частности Иоанн Дамаскин и Ориген, согласились с тем, что вероятно, это была комета:

«она скорее всего относится к той группе звёзд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звёздами или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звёзды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»

– Ориген

Тертуллиан и Мануил I Комнин предположили, что это было соединение планет.

Святой Иоанн Златоуст и Блаженный Феофилакт Болгарский считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды:

«Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».

– Феофилакт Болгарский

Что это было? Вифлеемская звезда глазами астрономов

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.

Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.

«Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], – говорит профессор Хьюз. – Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом».

Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.

Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет – когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.

«Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн», – объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких «парадов планет», произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.

Тим О’Брайан, помощник директора обсерватории «Джодрелл Бэнк» в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. «Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе», – говорит он.

«После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы «обгонять» их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе», – объясняет О’Брайан.

По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет. Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб – то есть в одном из знаков Зодиака.

«Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, – подчеркивает О’Брайан. – Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному».

Хвостатая звезда

Вторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.

Несмотря на то, что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они — «большие грязные комки снега», летящие через космическое пространство.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. […]

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, гл. 2

«Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять – солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает «хвост» из кометного материала», – рассказывает О’Брайан.

По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, – один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.

«Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы «останавливаются» над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела», – говорит Хьюз.

Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами. Менее вероятный, но более знаменитый кандидат – комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э. Те, кто склоняются в пользу версии «пятого года», указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

«Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках», – говорит Хьюз.

«Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями – чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, – рассуждает профессор астрономии. – Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием». Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

«Хороший кандидат»

Существуют записи – опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке – о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.

Хьюз говорит: «Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом». По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является «хорошим кандидатом» на звание Вифлеемской звезды.

«Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, – объясняет он. – Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире». По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

В то время как другие «знамения» нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, – говорит он, – прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.

«К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли «следовать» за этой звездой, направляясь в Вифлеем». За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.

Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.

Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году.

«Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались «замять» свое открытие», – говорит Хьюз.

Звезда в искусстве и литературе

Вифлеемская звезда – непременный атрибут сцены «Поклонения волхвов» как в живописи, так и в театральных постановках.

В религиозных мистериях показ Вифлеемской звезды был важен: исследователи указывают, что необходимость продемонстрировать её движение по небосводу привело к изобретению некоторых театральных механизмов.

Считается, что в качестве образца для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» (Капелла Скровеньи, 1305 год) Джотто использовал комету Галлея (которая проходила над Землей в 1301 году). В связи с этим Европейское космическое агентство назвало «Джотто» космический зонд, предназначенный для встречи с кометами.

В Москве и других городах проводится рождественский фестиваль современной христианской музыки «Вифлеемская звезда».

Артур Кларк использовал факт разгадки Вифлеемской звезды в будущем в фабуле рассказа «Звезда». По сюжету священник-иезуит в качестве геофизика входит в состав астрографической экспедиции, открывшей богатое и прекрасное наследие цивилизации, погибшей в результате взрыва сверхновой. По данным экспедиции, священник-учёный вычисляет точное время, когда сверхновая была видна с Земли и её положение над горизонтом:

Пока мы не исследовали туманность на месте, нельзя было сказать, когда произошел взрыв. Теперь, обработав астрономические данные и сведения, извлеченные из скал уцелевшей планеты, я могу с большой точностью датировать катастрофу. Я знаю, в каком году свет исполинского аутодафе достиг нашей Земли, знаю, сколь ярко эта сверхновая, что мерцает за кормой набирающего скорость корабля, некогда пылала на земном небе. Знаю, что на рассвете она ярким маяком сияла над восточным горизонтом. Не может быть никакого сомнения; древняя загадка наконец решена. И все же, о всевышний, в твоем распоряжении было столько звезд! Так нужно ли было именно этот народ предавать огню лишь затем, чтобы символ его бренности сиял над Вифлеемом?

Выводы

Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о звезде.

Поэтому, какова бы ни была природа Вифлеемской звезды, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя…

Звезда о восьми концах. Такая засияла на небосклоне, когда рождался Иисус. Младенец появился на свет в Вифлееме. Поэтому, и оповестившее об этом светило, назвали Вифлеемским. Увидев новую звезду, трое мудрецов из далеких земель поняли, что на Землю пришел спаситель человечества, как о том говорило пророчество.

Существует и научная точка зрения на появление Вифлеемской звезды. Некоторые астрологи считают, что в основу библейского сюжета лег, так называемый, парад планет. В одну линию встали Земля, Сатурн и Юпитер. В научных кругах замечают, что простое появление на небе новой звезды могло привлечь внимание только астрономов. Светило могло просматриваться не со всех точек. Чтобы знак увидели мудрецы из Вавилона, он должен был быть гораздо заметнее стандартной звезды. Именно такой эффект, замечают астрономы, дает наложение двух ярких планет одна на другую.

Вифлеемская звезда что означает ? Вифлеемская звезда из серебра нанесена на пол пещеры, где родился Иисус. Небесное светило стало предвестником его появления на свет. На небе засияла новая звезда, а это был символ из легенд, гласивших, что придет царь Израиля и покорит весь мир.

Узрев изменения на небе, к месту, на которым зажглось светило устремились волхвы – мудрецы на современный лад. С тех пор, Вифлеемская звезда – знак Бога и символ Рождества Христова.

Изображается, как правило, восьмигранной. Разделения в значении для мужчин и женщин не имеет. Изделия в форме светила для обоих полов – признание их веры в Иисуса и веры в спасение человечества, ради которого Бог и послал сына на Землю.

Однако, большинство христиан стараются не носить изображения звезды на теле. Ссылаются на 20-ый исход Библии. 4-ый стих из него гласит: — «Не делай себе кумира и никаких изображений того, что на Небе, наверху, не поклоняйся им, ибо я Бог твой, Бог ревнитель».

Есть группа ученых, склоняющихся к мнению, что библейский символ был кометой. Астрономы из Китая описали яркую комету, появившуюся на небосклоне в 5-ом году до нашей эры. Это как раз время библейских событий.


Поскольку образ Вифлеемской звезды связывают с появлением на свет Иисуса Христа, восьмиконечный символ используют в оформлении религиозных праздников. Украшение Вифлеемская звезда надевается, к примеру, на верхушки рождественских елок. В России традицию изменили, пользуются пятиконечной звездой. Она прижилась в советское время, когда не признавали религию и все, что с ней связано. После распада СССР, традиция размещать на новогодних деревьях восьмиконечные светила возвращается. Так, на главной елке страны в Кремле сияет именно .

В России даже утверждена премия «Золотая ». Знак отличия присуждает Академия словесности. Библейский символ отпечатан на медали, выполненной из золота. Еще одно изображение на награде – ангел. Одним из первых премию «Золотая » получил Алексей – Патриарх Московский и всея Руси.



Почетная награда дается не всем. Но, получить свою золотую звезду могут многие, ведь есть Вифлеемская звезда ювелирное украшение. Обычно, его предлагают православные магазины или отделы в обычных салонах, посвященные религиозным символам. Найти звезду о восьми концах просто рядом с крестиками, кулонами в виде икон. Драгоценные экземпляры стоят, в среднем 2-е тысячи рублей, если сделаны из серебра и 3-4-ре тысячи, если выполнены в золоте.

Над Вифлеемскими звездами работают и производители бижутерии. Интернет-магазин «Лилит» предлагает восьмиконечный знак за 280 рублей. В строке «материал» указано – «ювелирный сплав». Что именно в него входит, не уточняется. Судя по стоимости, символ явно не из благородных металлов. Тем не менее, Вифлеемская звезда цену имеет больше духовную, нежели материальную. По статистике, украшения в виде библейского символа, приобретают люди верующие. Для них важнее история знака, нежели материалы, из которых он сделан.


часто оформляется не как отдельное украшение, а как его часть. Так, библейское светило изображают в центральной части крестов. Это делает изделия более сложными, массивными, эффектными. На портале «Ярмарка Мастеров», к примеру, предлагают вниманию гостей крест «Вифлеемская звезда» с лазуритом.

Интернет-магазин «София» реализует ожерелья, где присутствует Вифлеемская звезда кулон . Образ светила из серебра 925-ой пробы прикреплен к драгоценной цепочке наравне с ювелирным ангелом, библией, несколькими иконками и крестиком. Весит украшение около 8-ми граммов, а стоит 6 тысяч рублей.


Восьмиконечный знак присутствует и почти на всех иконах матери Божьей. Богородицу считают покровительницей Руси. В связи с этим, Вифлеемскую звезду принято называть русской.

За тысячи километров от России в пещере рождества Христова есть колодец. В него, по приданию, упала Вифлеемская звезда, оповестившая мир о появлении спасителя человечества. Верующие утверждают, что при пристальном взгляде вглубь колодца, видно мерцание небесного светила, лежащего на дне. Внешняя часть колодца оформлено серебром. Из драгоценного металла вокруг отверстия выложена звезда о восьми концах. Над самой же пещерой выстроен храм. Ежегодно его стремятся посетить миллионы паломников.


Именем знаменитой звезды называют религиозные труды и общественные организации. В России есть детский православный лагерь «Звезда Вифлеема». Проживая в лагере, дети не только отдыхают, но и познают основы христианства, знакомятся с историей этой религии.

Именем звезды названо даже одно растение. На Западе оно сопровождает рождественские празднования. Научное название цветка – Пуансеттия, но в народе представителя флоры именуют Вифлеемским светилом. Молодые листья растения лиловые, поэтому на концах каждого отростка находится яркий сгусток. Листья расположены таким образом, что складываются в звезду, зачастую, о восьми концах. Пуансеттия неприхотлива, считается домашним, декоративным цветком.

Имя библейского символа получило и еще одно растение – Птицемлечник. Его листья имеют восемь концов и напоминают Вифлеемскую звезду.

Вифлеемской звезде, правда, не растению, посвящены десятки художественных полотен. Одно из самых известных – картина Фредерика Лейтона. Художественное произведение так и называется — «Вифлеемская звезда».

Реальность и миф о Вифлеемской звезде

Вифлеемская звезда – таинственное небесное явление, которое волхвы назвали «звездой», согласно Евангелию от Матфея.

Рассказ о знамении, возвещавшем о начале новой эры в истории человечества, знают многие. Это произошло в конце I века до н. э. в небесах над Ближним Востоком… Палестина, которая в то время, как, впрочем, и сейчас, была кипящим котлом страстей, находилась под римским владычеством, и марионеточный правитель Иудеи, честолюбивый деспот с трудом удерживал власть в своих руках. Евреи, наотрез отказавшись принять каноны греко-римской культуры, насаждаемые царем, предсказывали пришествие Мессии, который освободит их, и нетерпеливо ожидали знамений, возвещающих о его появлении.

Такой была обстановка в Иудее, когда, согласно Евангелию, в Вифлееме родился Иисус Христос, а в Иерусалим пришли некие таинственные путники-волхвы, рассказывают в книге «Древние тайны» американские историки П.Джеймс и Н.Торп. Ирода напугало их пророчество о рождении человека, который станет новым царем.

Собрав совет из высших жрецов и ученых, он велел им определить место рождения Мессии, или «Царя Иудейского». Ветхозаветный пророк Михей предсказал, что из маленького городка Вифлеема придет новый «Владыка Израиля». Узнав об этом, Ирод побеседовал с мудрыми странниками о звезде и послал их в Вифлеем найти «нового царя» под лицемерным предлогом, словно он сам желает оказать ему почести.


Волхвы пришли в Вифлеем и вновь увидали звезду: «И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, и наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Преподнеся дары Иисусу, волхвы получили во сне откровение - хотя одного здравого смысла было бы достаточно - «иным путем отойти в страну свою», не возвращаясь к Ироду. Когда Ирод сообразил, что волхвы обвели его вокруг пальца, он «весьма разгневался». Упустив свой шанс отыскать нового Мессию, он повелел казнить каждого ребенка в возрасте до 2-х лет в Вифлееме и окрестностях. Тем временем Мария и Иосиф бежали в Египет вместе с Иисусом.

История о волхвах и Вифлеемской звезде стала неотъемлемой частью рождественского фольклора во всем мире. Но правдива ли она? Эту историю возможно обнаружить только в одном из 4-х евангелий, а именно - в Евангелии от Матфея. Имея только один источник информации, историки как правило очень осторожны в оценках. Если оставить в стороне более общие споры об аутентичности всех евангелий, можно сказать, что Евангелие от Матфея является одним из наиболее ранних жизнеописаний Христа, а потому в большей степени достойным доверия.

У нас нет никаких оснований считать мудрецов, последовавших за Вифлеемской звездой, исключительно фольклорными персонажами. Больше того, их поведение отлично вписывается в общую картину религиозных верований и политических интриг тех времен.

Античные историки описывали волхвов (в греческом и латинском тексте Magi - маги) как аристократическую жреческую касту в Древней Персии, во многом сходную с браминами в современном индийском обществе. Волхвы были наследниками халдейских мудрецов из , чьи глубокие познания о небосводе привели к созданию удивительно совершенной для той эпохи астрономической науки. Волхвов, которые были придворными астрологами персидских царей (550–323 гг. до н. э.), боялись и уважали, как мудрецов и чудотворцев, повсюду - от Средиземноморья до долины Инда.

Иудея, которая занимала стратегическое положение на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, представляла особенный интерес как для Парфии, так и для Рима. В 39 году до н. э. победоносная парфянская армия разграбила Иерусалим и изгнала оттуда честолюбивого молодого Ирода. Вновь возведенный на престол через три года при помощи большой римской армии, Ирод восстановил дипломатические связи с Парфянской империей, продолжавшей ревниво наблюдать за постепенным укреплением римской власти в Сирии и Палестине. Сложилось неустойчивое равновесие, временами прерываемое пограничными стычками. Каждая сверхдержава пыталась спровоцировать бунт против марионеточных правителей, поставленных своим соперником во главе пограничных государств.

В свете такой ситуации рассказ о «трех мудрецах» в изложении Матфея приобретает большую убедительность, хотя и наполняется несколько иным смыслом. Волхвы могли быть шпионами, или, выражаясь более мягко, дипломатами-разведчиками для Парфянской империи. Зороастризм, монотеистическая религия волхвов, пользовался определенным уважением среди евреев, потому волхвы, в отличие от представителей большинства других религий, могли рассчитывать на довольно теплый прием в Иудее.

Известно, что Ирод и волхвы это реальные исторические персонажи. А Вифлеемская звезда? Какое светило могло привести волхвов с востока (Парфия), а потом вновь появиться над Вифлеемом, указывая на место рождения Иисуса? Предположения охватывают широкий круг небесных явлений - от огненных шаров (метеоры и метеориты), комет, новых и сверхновых звезд до астрономического соединения планет и даже шаровых молний и НЛО.

Возможно ли ответить на этот вопрос, опираясь только на скудные сведения из Евангелия от Матфея? Д-р Дэвид Хьюджес из Шеффилдского университета в Великобритании выделил ряд критериев для определения природы звезды, включая такие:

Первое. Звезда вроде бы появляется дважды - вначале как знамение для волхвов в их собственной стране, а после как путеводный знак над Вифлеемом на последнем этапе их путешествия.

Второе. Звезда должна была иметь конкретное астрологическое значение для волхвов.

Третье. Вначале звезду видели «на востоке». Греческая фраза ex en anatole, использованная св. Матфеем, считается некоторыми учеными техническим термином, обозначающим «акроническое восхождение» - т. е. восход планеты или звезды на востоке тогда, когда солнце садится на западе.

Четвертое. Звезда могла «остановиться» над Вифлеемом таким образом, что она указывала на местонахождение Иисуса.

Мы добавим к анализу Хьюджеса пятый, не менее важный фактор.

Пятое. Звезда двигалась - она «шла перед ними». Только комета может соответствовать всем этим условиям. Кометы часто появляются дважды: вначале перед приближением к Солнцу, а потом после прохождения перигелия (ближайшей точки орбиты небесного тела по отношению к Солнцу).

Кометы могут появляться в разных местах небосвода, включая восточное направление, и двигаться по небу со скоростью 10 угловых градусов в день, переходя от одного созвездия к следующему каждые 3–4 дня. Они могут также «останавливаться» над отдельными местами, на которые указывает хвост кометы.

Иудейский историк Иосиф Флавий пишет, что комета с хвостом в виде меча (должно быть, комета Галлея) «стояла» над Иерусалимом в 66 г. н. э. как знамение рока. Фактически Иосиф Флавий и св. Матфей пользуются одним и тем же греческим глаголом что бы описать необычное поведение Вифлеемской звезды и кометы над Иерусалимом.

В греко-римском мире считали, что кометы предсказывают важные события в судьбе государств, как правило катастрофического характера - к примеру смерть правителя. Их появление зачастую вызывало панику.

Но если кометы имели дурную репутацию и считались вестницами рока, то почему для одной из них было сделано исключение и она стала чудесным знамением о рождении нового Мессии? Именно такой аргумент против «кометной теории» выдвинул Дэвид Хьюджес. Но римляне могли по другому интерпретировать такие предзнаменования: комета, которая появилась на небе после смерти в 44 г. н. э., считалась душой великого человека, поднимающейся на небо, чтобы занять свое место рядом с богами.

Но что за комета «стояла» над Вифлеемом во время рождения Иисуса? Здесь мы сталкиваемся с почти непреодолимой проблемой - точным определением даты рождения Иисуса.

По общепринятому мнению дата рождения Христа не соответствует 25 декабря 1 года н. э. Большинство исследователей Библии сходятся на том, что Иисус родился не поздней 4 года до н. э., по той простой причине, что смерть короля Ирода, в чье царствование Он появился на свет, датируется именно этим годом по ряду надежных источников.

Согласно Евангелию от Луки родители Иисуса отправились в свой родной город Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения, проводимую римлянами с целью упорядочить сбор налогов в Иудее. Считается, что эта перепись была проведена в 8 году до н. э. Таким образом Рождество традиционно датируется промежутком от 7 до 4 гг. до н. э. Китайские летописи упоминают о двух незначительных кометах, наблюдавшихся на небе за эти годы, а греческие, римские и вавилонские источники об этом хранят молчание - по крайней мере, там нет даже намека на подобное небесное явление, описанное св. Матфеем.

Имеются и другие версии астрономического объяснения Вифлеемской звезды. Метеоры («огненные шары»). Огненные полосы, образующиеся при сгорании метеоров в верхних слоях атмосферы, - очень красивый феномен, но его продолжительность в лучшем случае только несколько секунд; волхвы не успели бы даже собрать вещи в дорогу, не говоря уже о продолжительном путешествии.

Появление новой звезды - весьма редкое явление, происходящее приблизительно один раз в несколько столетий. Во временном интервале, принятом для рождения Христа, есть одна яркая новая звезда, о которой есть упоминания в китайских астрономических записях, но она не привлекла внимания в греко-римском мире. И хотя вспышка новой звезды может наблюдаться на протяжении нескольких недель, в ней отсутствуют качества, которые необходимы для сложных астрологических расчетов и предсказаний: она просто появляется, а потом исчезает. К тому же новая звезда не может перемещаться по небу, а тем более «указать» на определенное место.

Между тем одним из небесных феноменов, всегда представлявших интерес для астрологов, является астрономическое соединение планет. Это происходит, когда две или несколько планет с точки зрения земного наблюдателя сходятся довольно близко друг с другом, порой даже сливаясь в одно целое и создавая впечатление яркой «звезды». Могла ли Вифлеемская звезда возникнуть в результате астрономического соединения?

Возможность такой связи впервые предложил Иоганн Кеплер (1571–1630), великий математик и мистик, один из основоположников современной астрономии. В ночь на 17 декабря 1603 года Кеплер в телескоп наблюдал за движениями Юпитера и Сатурна, приближавшихся к точке астрономического соединения (в скором времени после этого к ним присоединился и Марс). А спустя два года Кеплер наблюдал сверхновую звезду, вспыхнувшую в созвездии Змееносца.

Памятуя о старинном раввинском комментарии к книге пророка Даниила, где говорится о том, что соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб имеет особенное значение для народа Израиля, Кеплер предположил, что волхвы могли стать свидетелями такого события.

Расчеты Кеплера показывали, что такое соединение должно было произойти в 7 году до н. э. Он пришел к выводу, что это была дата непорочного зачатия, а Рождество состоялось в 6 году до н. э.

Потребовалось почти 60 лет, чтобы рассеять миф о кеплеровской теории планетного происхождения звезды Рождества. Детективная работа, проведенная д-ом Кристофером Уолкером из Британского музея в сотрудничестве с профессором Абрахамом Саксом, американским ученым, переводчиком вавилонских астрономических текстов, привела к абсолютно другому открытию. Вавилонские тексты были скорей предсказаниями, а не наблюдениями. В любом случае, вавилонские астрологи той эпохи могли предсказывать астрономическое соединение планет за несколько лет до этого события. Но, как показали Уолкер и Сакс, хотя в текстах весьма подробно предсказаны движения Юпитера и Сатурна, там не упоминается о астрономическом соединении.

1980 год – д-р Никос Коккинос предложил абсолютно другую хронологию жизни Иисуса. Детальное исследование римских источников и Нового Завета показывает, что Христа распяли в 36 году от Р.Х. (а не в 33-м, как принято считать).

Предстояло выяснить, сколько лет было Христу в тот год, когда Он был распят на кресте. Счтается, что Иисус Христос был довольно молодым человеком, в возрасте от 30 до 40 лет. По мнению Коккиноса, это звучит неправдоподобно. Чтобы человека могли считать рабби (религиозным учителем) в древнееврейском обществе, он должен был достигнуть не менее чем 50-ти летнего возраста. Многие другие свидетельства приводят нас к такому же выводу.

Например, епископ Ириней во II веке н. э. утверждал, что Иисусу было около 50-ти лет, когда Он начал учить людей. (Ириней был учеником Поликарпа, знавшего людей, которые говорили, что своими глазами видели Иисуса Христа.) Но самое недвусмысленное указание содержится в Евангелии от Иоанна (8:57), где сказано, что Христу «нет еще 50-ти лет». В другом отрывке из св. Иоанна Иисус сравнивает свое тело - а на самом деле свою жизнь - с Иерусалимским храмом, который строился «46 лет».

Но ни один из трех сменявших друг друга Иерусалимских храмов не строили так долго. По мнению Коккиноса, Христос говорил, что они с храмом одного возраста - т. е. обоим было по 46 лет. Строительство храма, стоявшего в Иерусалиме во время жизни Христа, закончилось при царе Ироде в 12 году до Р.Х. Прибавив 46 лет, получаем 34 г. от Р.Х. - первый год Христовой проповеди, согласно Коккиносу. Отсюда следует, что Христос был распят в 36 г. от Р.Х. в возрасте 48 лет!

По этой теории, Иисус Христос родился в 12 году до Р.Х. Если Коккинос прав, то мы можем с легким сердцем отказаться от всех теорий астрономического соединения звезд или планет для объяснения Вифлеемской звезды. Только после того, как он обосновал датировку 12 года до Р.Х., Коккинос заметил совпадение этой даты с появлением на небе кометы Галлея в 12–11 гг. до Р.Х.!

Согласно новой датировке, комета Галлея становится идеальным кандидатом на роль Вифлеемской звезды. Это было ясное знамение, которое появлялось дважды и двигалось по небосводу, направляя волхвов. Хвост кометы вполне мог указывать на Вифлеем точно так же, как в 66 году от Р.Х. (во время следующего визита кометы Галлея), когда в ней увидели «гигантский меч» в небесах, угрожающе нависший над Иерусалимом.

Детальная компьютерная проработка движений кометы, которую видели в Риме, Парфии и Иерусалиме в 12–11 гг. до Р.Х., могла бы в конце концов подтвердить эту идею. Теперь, 7 столетий спустя, мы наконец узнаем, был ли прав великий Джотто, в порыве вдохновения изобразивший на своем полотне комету Галлея над яслями в Вифлееме.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: