Основы лечения психических расстройств в Аюрведе

 

На что опирается аюрведа

Аюрведа причины болезней рассматривает с точки зрения метафизики. Здесь ведущую роль играют анартхи — разрушители ума, его враги. К ним относятся такие эмоциональные компоненты сознания, как:

  • неудовлетворённость;
  • вожделение;
  • иллюзии;
  • страхи;
  • зависть;
  • гнев;
  • жадность;
  • безумие;
  • целый ряд негативных чувств и мыслей.

Всё это, как подтверждают и естественнонаучные исследования, определённым образом влияет на здоровье человека. Задача состоит лишь в том, чтобы выяснить, какой именно психологический фактор породил данную патологию и что можно сделать для её полного или частичного устранения.

Индийские врачеватели, опирающиеся на аюрведу, устанавливают диагноз на основании анализа жизни пациентов, их обычных эмоций, чувств, мыслей, взглядов, взаимоотношений с другими людьми. Анартхив каждой конкретной ситуации имеет индивидуальный оттенок, определяющий интенсивность развития той или иной ментальной или эмоциональной проблемы.

Болезни по аюрведе и вызывающие их причины напрямую зависят от личностной характеристики заболевшего: его воли, душевной стойкости, ума. Благодаря выраженности этих качеств и возникает способность противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам, вести себя более или менее сдержанно и не принимать близко к сердцу даже суровый напор негатива.

Почему человек болеет, по теории аюрведы? Он просто в какой-то момент не выдерживает и теряет контроль над собой. Влияние источников стресса становится столь сильным и частым, что энергетический потенциал нервной системы не успевает нейтрализовать его последствия. На преодоление стресса переключаются все физиологические механизмы.

На начальной фазе разрегуляции организму за счёт иммунитета и способностей тканей к самообновлению своих клеток удаётся сдерживать деструктивные процессы. Но на определённом этапе возможности его иссякают, и функциональные расстройства переходят в органическую патологию, избавиться от которой без лечебных мероприятий уже невозможно.

Основы лечения психических расстройств в Аюрведе

В основе всякой болезни обычно лежит нарушение умственного и эмоционального равновесия. Большинство соматических заболеваний развивается под воздействием психических факторов. Зачастую мы не уделяем достаточного внимания собственному телу именно из-за того, что поглощены своими умственными или эмоциональными проблемами.

В лечебном процессе психические факторы обычно значат больше, нежели физические. Если пациент соблюдает и использует нужные травы, но психика его возбуждена или он негативно относится к лечению, то все лечебные меры вряд ли дадут ожидаемый результат.

Аюрведа, будучи холистической системой, включает в себя и лечение всевозможных психических расстройств — от последствий стрессов до умопомешательства и других тяжелых расстройств. Методы, которые используются в Аюрведе, направлены на укрепление как физического, так и психического здоровья. Для оздоровления ума в Аюрведе используются методы йогической и духовной терапии, к числу которых относятся медитация, пранаяма, повторение мантр, визуализация, а также ритуалы, называемые «Дайва чикитса» (духовная терапия). В совокупности они составляют обширную область знания, здесь же будут изложены лишь основные принципы.

Основы лечения психических расстройств в Аюрведе

Для лечения психических расстройств в Аюрведе применяются и методы врачевания тела, поскольку нарушения физического равновесия вызывают или усугубляют нарушение равновесия психического. И наоборот: психическая неуравновешенность, проявляющаяся как умственные или эмоциональные расстройства, обычно отражается и усиливается на физическом плане.

И в Аюрведе, и в оккультизме считается, что за процессами, происходящими в плотном физическом теле, стоит тонкое (астральное) тело, состоящее из жизненной силы, чувств и мыслей человека. Астрал представляет собой тонкую форму, как бы энергетическую схему физического плана, из которой он и возникает.

В бодрствовании мы ощущаем астральное тело косвенно, через физическое тело и через состояния нашей психики. В состоянии сна астральное тело обретает большую свободу, и мы можем наблюдать его непосредственно, если осознаем себя во сне. Существует особый план существования, астральная вселенная, средством постижения которой может являться астральное тело.

Подобно тому как наше физическое тело пронизано каналами, по которым движутся жидкости и энергия, в астральном (эмоциональном) теле есть каналы, по которым движутся жизненная сила и эмоции. Это нади — тончайшие каналы, отходящие от чакр (энергетических центров астрального тела). Прерывание энергетического потока приводит к психическим расстройствам — подобно тому, как нарушение движения энергии в каналах физического тела ведет к соматическим заболеваниям.

Психическая энергия может застаиваться или двигаться в неправильном направлении, и вследствие этого возникают всевозможные искаженные представления и помутнение сознания. Вот почему так важно поддерживать чистоту этих тончайших каналов. Очищение каналов — одна из основных целей пранаямы. Могут быть также полезны некоторые травы, действие которых достигает тонкого плана (аир, базилик, куркума, гуггул, мирт, камфора), а также благовония (камфора, мирра, ладан и кедр).

Существуют также особые каналы и энергетические поля, которые соединяют физическое тело с астральным и создают ауру. При их разрыве ослабевает взаимная согласованность тела и ума, что может проявляться психическими расстройствами.

Между астральным и физическим телами расположен своего рода щит, защищающий физическое тело от воздействия астральных сил. Если он нарушается, теряется способность отличать явь от астрального, реальные чувственно воспринимаемые образы — от собственных мыслей, фантазий и эмоций. Если же этот щит лишь ослабляется, физическое тело может на какое-то время оказаться во власти астральных влияний (это могут быть как влияния собственно астральных сущностей, так и просто воздействия внешней среды или эмоций окружающих людей).

С точки зрения Аюрведы современную психологию еще не нельзя считать зрелой наукой о душе, поскольку в ней отсутствует представление о силах, действующих на тонких планах, а психические проблемы расцениваются как сугубо личностные. В Аюрведе же такие проблемы считаются результатом нарушения равновесия психических энергий, которые вплетены в единое коллективное сознание и взаимодействуют с его космическими астральными ответвлениями.

Психические расстройства столь же разнообразны и разнородны, как и сам ум. Причинами их возникновения могут быть: эмоциональный стресс, травма, неправильное воспитание, подавляющее воздействие неправильно понятых или догматических религий, негативное влияние лиц с расстроенной психикой, неумеренность и извращения в сексуальной сфере, употребление наркотиков.

Основы лечения психических расстройств в Аюрведе

В современной культуре связь с астральным планом постепенно начинает восстанавливаться, но, как и следовало ожидать, это связь преимущественно с низшим астралом. Воздействие средств массовой информации, сексуальное освобождение, употребление наркотиков способствуют развитию интереса к спиритизму, шаманизму и оккультизму.

Это может дать новые знания и стать ступенью в эволюции ума, но в ряде случаев приводит к трудноизлечимым психическим расстройствам. Как только мы приоткрываем свой ум для воздействия астральных сил и сущностей, они устанавливают с нами связь и стремятся обрести над нами власть, от которой нельзя освободиться просто с помощью силы воли или физическими методами.

В Аюрведе причиной психических расстройств считается нарушение саттвы — изначально присущей уму ясности и чистоты — под воздействием раджаса и тамаса, то есть возбуждения и замутненности ума. Для избытка раджаса характерны сильный гнев, ненависть и страх, чрезмерная нервозность, тревога и возбуждение, а для избытка тамаса: сонливость, отупение, вялость, инертность и неспособность воспринимать вещи такими, каковы они на самом деле.

Современное общество очень раджастично. Мы постоянно куда-то спешим и движемся, попадая при этом под воздействие все новых возбуждающих факторов. Мы все время чем-то обеспокоены и заняты: работой, играми, развлечениями. У нас почти не остается времени для пребывания в покое и тишине, для медитации или для сердечного общения друг с другом.

Согласно учению Йоги, истинное обновление саттвы, квинтэссенции ума, возможно лишь в тишине. Умственная деятельность, в том числе интеллектуальные или философские размышления, истощает саттву. Для того чтобы расслабиться, мы прибегаем сегодня к всевозможного рода развлечениям, включая просмотр кинофильмов, телепередач и спортивных состязаний.

Все это — пассивные виды умственной деятельности, истощающие ум. Саттвичные практики традиционных культур мира, такие как молитва, медитация, распевание мантр и бескорыстное служение, ныне в значительной мере утрачены. Хотя порой использование таких практик приобретало характер догм или сектантства, они питали сердца тех, кто обладал истинной восприимчивостью.

Отсутствие душевного покоя является признаком того, что мы утратили связь со своей собственной душой — источником творческой жизненной силы и радости. Обычно это происходит из-за того, что мы забываем о своих истинных целях в данном воплощении и не следуем своему духовному пути, который принес бы нам истинный покой.

возбуждение, волнение, пристрастие к размышлениям, что в конечном итоге приводит к снижению самоконтроля. Воздействие средств массовой информации, громкая музыка, употребление наркотиков или стимуляторов, чрезмерные физические упражнения, повышенная сексуальная активность или ее неестественные формы — все это может привести к усилению ваты и создать таким образом предрасположенность к психическим расстройствам. Медитация, выполняемая без должного руководства, или неумеренно практикуемая пранаяма тоже могут усугубить вату.

Высокий уровень ваты в виде избытка эфира делает человека витающим в облаках, рассеянным, нереалистичным, ослабляя его связь с физическим телом и тем самым нарушая его гармонию с физическим миром как таковым. Излишняя поглощенность своими мыслями приводит в конце концов к подмене реальности и рассеиванию жизненной энергии, отчего возникают страхи, тревожные состояния, внезапные перемены настроения. Крайней формой такого расстройства являются умопомешательство и шизофрения.

Психические расстройства питта-типаПсихические расстройства питта-типа тоже связаны с высоким уровнем раджаса, который в данном случае направлен вовне и проявляется в виде агрессивности, высокомерия и вспыльчивости. Типичный представитель питты крайне недоверчив и не признает других мнений, кроме собственного. Во всех своих бедах он обвиняет других, повсюду видит врагов, всегда начеку, готовый воевать даже с самим собой и с собственным прошлым.

фото 71

Психические расстройства капха-типаПсихические расстройства капха-типа вызываются избытком тамаса и сопровождаются излишней сонливостью, иногда даже днем, мечтательностью, привязанностью к прошлому, вялостью и апатичностью. Ум утрачивает способность к какому бы то ни было абстрактному, объективному или внеличностному мышлению, отсутствуют устремленность и мотивация, наблюдаются пассивность и зависимость.

Две традиционные причины болезней

По мнению основоположников Аюрведы и их последователей, каждую болезнь следует рассматривать как результат воздействия двух факторов — патофизиологического и ментального, в основе которых лежит физическая и психическая конституция человека. Причём психология пациента порой имеет преобладающее значение.

Иногда относительно безобидные с виду проявления могут быть своего рода предупреждающим знаком. Так, излишний вес свидетельствует о каких-либо сбоях в физиологии при нерациональном питании, вредных привычках, гиподинамии или нарушении обмена веществ во время гормональной перестройки в процессе беременности либо старения организма.

Традиционный медик использует в таком случае классическую схему:

  1. консервативная терапия;
  2. умеренное, низкоуглеводное питание;
  3. овощная диета;
  4. витамины;
  5. отказ от курения и алкоголя;
  6. длительные прогулки на природе, занятия спортом.

Врачеватель Аюрведы по методике похудения, кроме этих аспектов, ещё обратит внимание на психологический климат, в котором проводит человек большую часть своего времени. Ему важно выяснить также степень влияния на вес пациента тех или иных ситуаций, вызывающих стресс и тем самым подавляющих его энергичность.

Из данных соображений выстраивается комплекс врачебных процедур Аюрведы. Он включает в себя отработанные веками методы, помогающие нормализовать вес тела путём организации сбалансированного питания, а также обучения пациента эффективным способам борьбы со стрессом. Целью лечения является не только искоренение основного недуга, но и обретение человеком спокойствия и сосредоточенности не на раздражающих, а на достойных целях, улучшающих качество жизни.

Влияние многих болезней и их последствий сказывается не только на здоровье. Иногда его можно считать поучительным. Пройдя череду мучительных страданий, человек более отчётливо осознаёт, что виной происходившему явился он сам. Малоподвижный образ жизни, курение, алкоголь, наркомания, склонность к перееданию или к чрезмерному воздержанию в еде — всё это значительно ослабляет наши жизненные силы.

Выводы напрашиваются сами собой. Чтобы прожить долго и не болеть, необходимо придерживаться нескольких очевидных правил. Они касаются здорового образа жизни как в физиологическом, так и в психологическом отношении. Учитывая соблазны, сопровождающие человека по всей его биографии, а также непредсказуемость социальной обстановки, в которой приходится ему обитать и работать, задача эта не представляется простой. Аюрведческая медицина в случае содействия со стороны пациента способна её облегчить.

Тот факт, что некоторые перенесённые заболевания вирусной и бактериальной природы страхуют от повторной инфекции с аналогичной этиологией, известен не только индийской, но и западной медицинской науке. Причиной тому — иммунитет, который вырабатывается в организме на внешнее воздействие при условии, что оно не критично и не выступает за рамки человеческих возможностей.

фото 72

На основании этих наблюдений индийские целители выделили четыре уровня для поддержания своего здоровья. На первом следует восстановить физическое и душевное равновесие после болезни:

  • питаться только полезными продуктами;
  • наращивать физическую активность;
  • избегать ненужных волнений, способных вызвать стресс.

На втором – сохранить достигнутое равновесие, превратив все его структурные составляющие в повседневную привычку. На третьем уровне нужно уже повышать качество жизни, поставив перед собой соответствующие цели. И на четвёртом — развивать сознание и тем самым сдерживать себя от физических и психических действий, потенциально опасных для здоровья.

Что распознаёт и вылечивает Аюрведа

Болезнь Область поражения

Анатомическая

локализация

Симптомы

Артрит

суставы

ноги,

руки

воспаление,

ноющие

боли

Бартолинит Бартолинова железа

Преддверье

влагалища

 

воспаление,

рези, боли

Гастрит, колит слизистая оболочка

желудок,

кишечник

воспаление,

изжога, боли

Гепатит паренхима печень

гипофункция,

токсикоз

Гипотиреоз

паренхима

щитовидная

железа

гипофункция

(синдром):

недостаток

гормона

тирозина

Гиперстезия

кожа

лицо

сверхчувствительность,

воспаление

лицевого

нерва

Нефрит

паренхима

почки

воспаление,

гипофункция,

токсикоз

Остеохондроз

межпозвоночные

диски

позвоночник

воспаление,

боли

Панкреатит

паренхима

поджелудочная

железа

воспаление,

недостаток

инсулина,

увеличены

лимфоузлы

Цистит

слизистая оболочка

мочевой

пузырь

воспаление,

рези, боли,

затруднённое

мочеиспускание

Заключение

Выяснение причины заболевания —надёжная основа для принятия мер, способных произвести надлежащий лечебный эффект. Обычная консервативная терапия или хирургическое вмешательство, практикуемые традиционной медициной, оказывают такое воздействие на патологический очаг, но иногда оно становится недостаточным. Впоследствии возможны рецидивы болезни, поскольку часть причин не учитывается в достаточной степени.

Аюрведа, при всей сомнительности некоторых её подходов, проникает в этиологию многих недугов глубже, чем современная медицинская наука. Образно говоря, она смотрит в корень — в психологию человека, учитывает все её слабые и сильные стороны, особенности взаимодействия с социальной средой, индивидуальную ментальность.

Если существуют признаки стресса или слабых эмоциональных перегрузок, эта теория предполагает различные варианты их воздействий на организм, отбирает самые вероятные и только на них направляет лечебное воздействие. В итоге помощь Аюрведы становится скорой и успешной.

 

Сайт, посвященный замечательному человеку - Свами Даши. Йог, мастер духовных практик, победитель шоу "Битва экстрасенсов".

Ваш комментарий:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer