Биография Махариши

 

Руководство

 Основал международную религиозную секту
«Трансцендентальная медитация» (ТМ) в 1958 г. некто Махариши
Махеш Йоги (Maharishi Yogi). Иногда в российских публикациях
часть его имени пишется в транскрипции «Мехеш» или «Махеша». 

Настоящее его имя — Махеш Прасад Варма. Как
Махариши Махеш Йоги он стал известен гораздо позже. Родился
этот человек 18 октября 1911 г. в семье сборщика налогов в
индийском городе Уттар-Каши. После окончания в 1942 году
Аллахабадского университета, получив степень бакалавра
физических наук, он поступил работать на завод, но вскоре
увлекся древнеиндийской литературой и стал изучать санскрит.
Умер Махариши в 2008 году в Голландии в возрасте 91 года.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В России руководит сектой так называемый
«полномочный представитель Махариши в России» Шипра
Чакраварти [24].

Ректор «Ведического университета Махариши в
Набережных Челнах — Ханс Хофф [41].

Месторасположение центров

Сегодня «Трансцендентальная медитация»
преподается более чем в 100 странах, а в одних только США
существует 400 учебных центров. «Трансцендентальная
медитация» сумела невероятнейшим образом про­никнуть в
частные школы, армии, тюрьмы и бизнес [3].

Главные штаб-квартиры организации
расположены в Вашингтоне (округ Колумбия, США) и Влодропе
(Голландия). В США действуют также Международный университет
Махариши (МУМ), Фарфилд, штат Айова, и Колледж естественного
закона МУМ, Вашингтон,  округ Колумбия. Центры медитации по
методике Махариши существует в Голландии, Великобритании,
США, Индии и многих других странах. Во Франции
«Трансцендентальная медитация» прикрывается названием
«Партии природных законов» и имеет фонд «Аюрведа».

В России группы адептов «Трансцендентальной
медитации» Махариши действует в: Москве, Санкт-Петербурге,
Воронеже, Иркутске, Набережных Челнах, республике Тыва и
других городах страны [36].

В Набережных Челнах действует «Ведический
университет Махариши»: 423810, Набережные Челны,
ул.Татарстана, 10, тел.53-52-85 [41].

Численность адептов

На сегодняшний день несколько миллионов
человек в США и во всем мире обучены технике медитации
Махариши. Только в США было основано 359 учебных центров
«Науки творческого интеллекта».

Активно действуют последователи и
популяризаторы «Трансцендентальной медитации» в странах
бывшего СССР.

В 1990 г.  в одной только Армении было
порядка 12000  адептов этой неоиндуистской религиозной
системы [5]. В маленькой Латвии с начала 1990 года техникам
Махариши обучились порядка 10 тысяч, благодаря приехавшим из
штата Айова фанатам-популяризаторам «Трансцендентальной
медитации». Людей же, достаточно продвинутых в технике
медитации и называемых «сидхами» в Латвии полторы-две сотни
[33].

Численность последователей в Москве на фоне
других сект не очень велика — максимум 500 человек. В
Воронеже — до 60-70 приверженцев «Трансцендентальной
медитации».

Доктрина

На сегодняшний день несколько миллионов
человек в мире обучены технике медитации Махариши, которая
пропагандируется и рекламируется как нерелигиозная, но на
самом деле насквозь пропитана индуизмом. Целясь в
интеллектуалов, бизнесменов и студентов колледжей, деятели
«ТМ» используют переде­ланные на западный манер термины и
понятия, например «наука созидательного разума», для
распространения индуистской меди­тации [3].

«Трансцендентальная медитация» (ТМ) —
восточный культ,  прикрывающийся западной терминологией и
научной маской. В федеральном суде  Нью-Джерси  (США) он был
признан индуизмом под новым именем (дело «Малнак против
Махариши», 19 октября 1976 г.) и после этого был запрещен в
школах, где преподавался с 1974 г. Фактически ТМ — это
индуистская техника медитации,  пытающаяся соединить
человека с Брахмой — индуистской концепцией Бога [13].

ТМ является  религиозной по природе,
несмотря на уверения в обратном. Помимо мантр, о религиозной
практике ТМ свиде­тельствует церемония Пуджа. Она берет
начало в писаниях индуизма. Те, кто вступают в ТМ, проходят
через ритуал посвящения, во время которого и читается этот
санскритский гимн поклонения.

«Слово «пуджа»,- поясняет
исследователь Ирвин Робертсон, — взято из языка хинди.
Широко используемое в Северной Индии, оно означает
поклонение индуистскому идолу. Живущие в Индии христиане им
не пользуются». Пуджа упоминает 24 бога индуизма и 
предписывает посвящаемому во время церемонии преклонять
колени 27 раз.

Этот ритуал проводится на санскрите, так что
большинство его участников вообще не понимает о чем,
собственно, идет речь. Посвящаемый, не знающий санскрита,
ничего не знает об обращении к этим богам. Но от этого
происходящее не перестает быть актом поклонения со стороны
посвящаемого.

Английский перевод Пуджи, сделанный в Беркли,
Калифорния (проект «Духовные лжеучения») под­тверждает
религиозный характер этой церемонии. Ирвин Робертсон
описывает эту церемонию следующим образом: «Первая из трех
стадий ритуала начинается с призыва к богу Нарайане. Дальше
следует перечис­ление различных исторических и легендарных
персо­нажей вплоть до Шри Гуру Дева — учителя Махариши,
основателя ТМ» [7,13].

MahareshiYogi2.jpg

Известно высказывание Махариши:
«Трансцендентальная медитация — это путь к Богу» [16]. Он
называет ее «воплощением всех религий, простой практикой
глубокой трансцендентальной медитации» [13].

В 1977 году федеральный суд штата Нью-Джерси
запретил  распространение учения НТИ/ТМ (Наука Творческого
Интеллекта/ Трансцендентальная медитация) в школах, придя к
выводу: «Учение НТИ/ТМ и Пуджа религиозны по своей природе;
другое заключение недопустимо и необоснованно…

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

«Трансцендентальная
медитация — неоиндуистский психотерапевтический
(медитационный культ)… Специфика ТМ как модернистского
варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой
практики, в миссионерской активности и уповании на
реализацию глобальных социальных утопий… В самой Индии ТМ
не получила заметного распространения».

Практически все известные специалисты в
области новых религиозных движений высказываются о ТМ вполне
определенно. По словам Дейвида Хаддона, Махариши «упорно
скрывал от общественности как религиозную основу, так и
конечную духовную цель ТМ —  уничтожение личностного
существования в безличном Абсолюте».

«ТМ — это только начало, — говорит Ирвин
Робертсон, — постепенное движение от материи к разуму, а
потом к сверхразуму. Этот последний объясняется как
«единение с Божеством», как «Космическое Созна­ние», как
реализация себя через безличного бога, который находится в
каждом человеке, существе и предмете. Вот какова цель ТМ».

«ТМ — не является нейтральным учением,
которым можно заниматься, не нанося человеку ущерба, —
пред­упреждают Джош Макдауэлл и Дон Стюарт, — ибо в
действительности ТМ — индуистская медитация, которая
пытается объединить медитирующего с Брахманом —  индуистской
концепцией Бога» [7].

В общих чертах смысл религиозной концепции,
разработанной Махариши сводится к следующему. Сознание и
разум любого человека питаются из единого творческого
источника, который глубоко скрыт от повседневной жизни — так
же, как скрыты корни деревьев. Чтобы достичь этого источника
гармонии и огромной энергии, человек должен проникнуть в
глубь себя, совершить переход, «трансценденцию»:

Проблемы с содержанием статьи

Бог, согласно доктрине ТМ, «обнаруживается в
двух фазах реальности: как величайшее создание абсолюта,
вечной природы и как личностный Бог на высшем уровне
феноменального творения». Это «величайшее создание»
идентифицируется с природой: «Все в природе — это
демонстрация абсолюта неличностного существа, вездесущего
Бога…

Этот неличностный Бог является тем существом,
которое обитает в сердце каждого» [13]. Человек также
идентифицируется с Богом: «Каждая отдельная личность, по
своей природе, является неличностным Богом». Этот самый Бог
следит за ходом эволюции: «Бог, верховное всемогущее
существо, в котором эволюционный процесс обретает свое
завершение, находится на высшем уровне творения… Он
охватывает всю эволюцию и различные жизни бесчисленных
существ во всем космосе» [13].

Уходя корнями в восточные религии, ТМ
искажает различие между добром и злом. Учитывая, что
философия ТМ придерживается монистической точки зрения: «все
есть Одно» (все живые существа, равно как и неодушевленные 
предметы, рассматриваются  как  часть единой «божественной
сущности»), она  не определяет соотношение между добром и
злом [7].

В философии Единой Сущности этические различия
исчезают; предполагаемые противоположности — свет и тьма,
добро и зло — сливаются и растворяются друг в друге. Здесь
уместно еще раз напомнить о существовании  документальных
данных о том, что Чарльз Мэнсон «находился под сильнейшим
влиянием философии Единой Сущности», когда приказал убить
актрису Шарон Тейт и ее друзей, считая, что достиг такого
состояния сознания,  которое выходит за пределы морали
(такое поведение вполне в духе  традиции поклонения
индуистским богам) [7].

При всем этом Махариши убеждает, подобно
другим лидерам культов, своих последователей, что его путь —
единственно возможный: «Только тогда, когда человек
становится постоянно присутствующим в вечной свободе
абсолютного Существа, он «освобождается от всех грехов».
Брахмабинду Упанишад объявляет, что гигантская гряда грехов,
тянущаяся на многие мили, сокрушается той Цельностью,
которую мы обретаем посредством трансцендентальной
медитации.

Иного выхода нет». Махариши объявлял, что
человек  может стать добродетельным, всего лишь если будет
практиковать разработанные им практики медитации. Как
результат исканий своих приверженцев он объявляет
освобождение от перевоплощений и единение с абсолютным
Существом.

British Raj Red Ensign.svg

Исследователь культов Дейвид Хаддон
свидетельствует: «Теоретический аспект ТМ — предло­жения
Махариши «Наука созидательного интеллекта — ­есть не что
иное как изложение псевдонаучным языком принципов монизма
Шанкары. Таким образом, индуист­ский монизм или пантеизм и
есть та философия, которая определяет все это движение».
Шанкара — индуистский реформатор девятого века,
проповедо­вавший философию монизма [7].

Многие из нас были бы, несомненно, здоровее
фи­зически, духовно и психически, если бы в суете
повседневной жизни иногда уединялись на несколько минут в
укромном тихом месте для отдыха и расслабления. Многие,
наверное, получали бы от этого новый заряд сил и энергии,
даже если никогда и не слышали о ТМ.

Характеристика

В своих религиозных исканиях Махеш стал
учеником индийского религиозного проповедника Свами
Брахмананды Сарасвати, известного также как Шри Гуру Дева.
Гуру Дева скромно  провозгласил себя очередным аватаром —
воплощением Божества, а Махешу Варме, которого он так же
учил скромности на свой лад, чтобы он не скучал, посоветовал
вычленить из индуистских религиозных практик медитативные
техники, которые рекомендовал доработать и соединить в свою
систему медитации.

Имя  Махариши Махеш Йоги происходит от слов
«Maha» («великий») и «rishi» («видящий» или «святой»). Махеш
— это его родное имя. Йоги — наставник техники медитации
йоги. Махариши был назначен для выполнения планов Гуру Дева,
а именно для донесения его учения до мира.

В 1958 г. Махариши организовал в Индии
движение Духовного возрождения, годом позже приехал в США и
основал  там свою организацию для распространения учения
Гуру Дева [13].

Flag of India.svg

Прибыв в США, Махариши Махеш Йоги сразу же
развернул в средствах массовой информации широкую рекламную
компанию, популяризовавшую ТМ не как религию, а как некую
светскую научную дисциплину. Тот факт, что в
действительности ТМ — вовсе не нейтральная дисциплина, а
чисто религиозное верование, скрывался [7].

Учение Махариши, имеющее и другие названия:
«Наука творческого интеллекта» (НТИ), «Наука созидательного
интеллекта», представлялось тогда и представляется ныне при
его рекламировании и привлечении неофитов в качестве
средства для улучшения здоровья, повышения умственных и
творческих способностей и снятия стресса и напряжения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Судя
по заявлениям бывших адептов, именно таким образом ТМ
завоевывает сторонников. Но ТМ не является какой-то
нейтральной дисциплиной, которой можно заниматься, не
причиняя вреда человеку. Фактически ТМ — это индуистская
техника медитации, пытающаяся соединить человека с Брахмой —
индуистской концепцией Бога [13].

Собственно трансцендентальная медитация 
представляет собой технику размышления, при которой субъект
безмолвно, монотонно распевает назначенную учителем мантру
до тех пор, пока не достигнет состояния, называемого
«космическим» (или «блаженным») сознанием [7]. Махариши в
одной из его работ признал, что «мантры помогают вызывать
богов и духов из потустороннего мира» [8].

Новый подход сработал, как по мановению
волшебной палочки. Миллионы американцев попались на
заверения ТМ о том, что можно снять стресс, увеличить
творческое способности и открыть разум. Денежки Махариши
очень любил, и клиенты валом повалили, а посему доход
Махариши вырос до 20 миллионов долларов в год.

Студентам
предлагались вводные курсы за 85 долларов, а взрослым — за
165 длларов. Внутренний мир и
сила гарантировались всем. Вооруженный «евангелием»
самоизучения
апеллировал к новому поколению американцев. В этом послании
не говорилось о покаянии в грехах или отказе от жизненных
удовольствий.

 

Все, что должен делать человек, чтобы обрести
спасение, это медитировать по 20 минут по утрам и вечерам,
повторяя свою собственную личную мантру. Во время ритуала
посвящения инструктор на санскрите поет священный гимн пуджа
(по­клонение) перед украшенным цветами алтарем, на котором
помещен портрет Гуру Дева.

В 1967 году он познакомился в Лондоне с
Джорджем Харрисоном из группы «Битлз». Харрисон убедил в
свою очередь всех остальных
Джон Пола
и
— совершить
паломничество в Индию, чтобы воссесть у ног Махариши. Вскор
его стали
также «Роллинг » и «Бич
Бойз».

Обещая мир и спокойствие, Махариши делал и
делает фантастические заявления с силе «ТМ». Однако, со
временем «Битлз» разочаровались в том, кого Джон
называл «развратным
дамским угодником» (а как же железный для всех саньяси закон
отказа от женщин?!). Популярность Гуру упала, и он удалился
в Италию, для того, чтобы сменить наряды секты «ТМ» на
нерелигиозные одежды.

Ныне здравствующий Махариши Махеш Йоги
проживает в голландском городе Влодропе, где расположена его
резиденция и Университет Менеджмента Махариши. Именно оттуда
транслируется на весь мир ежегодное январское обращение
Учителя. По словам его адептов, с наступлением Нового года
Махариши удаляется от дел и уходит в молчание, которое
прерывается спустя две недели строго в назначенный час,
когда перед телекамерой в прямом эфире Махариши представляет
своим многочисленным друзьям и сподвижникам тему
наступившего года, дабы дать директивы и придать
воодушевления на ближайшие двенадцать месяцев [33].

Система «Трансцендентальная медитация» везде
и всегда предлагалась в качестве простой и всем доступной
самотерапии, приносящей разрядку от внутреннего
перенапряжения и способствующей концентрации внимания.
Поначалу результаты казались настолько успешными, что ТМ
стали применять в армии, школах, тюрьмах, больницах и даже в
некоторых христианских общинах.

Фактически ТМ является упрощенной формой
мантра-йоги. Методика ТМ состоит в том, что человек садится
на пол в определенной позе, закрывает глаза, старается
медленно ритмично дышать и мысленно сосредотачивается на
повторяемом им на распев слове-мантре. Рекомендуется это
упражнение совершать дважды в день минут по 20.

Ближайшая
задача его — помочь человеку разрядиться от внутреннего
перенапряжения, успокоиться и набраться внутренних сил, что
бесспорно всем необходимо в условиях современных быстрых
темпов. Распространители ТМ стараются не подчеркивать
религиозно-философскую сторону ТМ и даже скрывают от
начинающих тот факт, что упражнения ТМ приобщают человека к
индусским пантеистическим идеям и оккультизму.

Действительно, уже с момента посвящения в ТМ
новичку вменяется в обязанность принести три вида сладких
фруктов, свежих цветков и чистый носовой платок. Эти
предметы, помещенные в корзиночку ставятся перед портретом
гуру в комнате посвящения. Зажигается свеча и возжигаются
курения под тихое пение на санскритском языке.

Научиться ТМ — нетрудно: практикуя медитацию
2 раза в день по 20 минут, человек быстро приходит в
полусонное, расслабленное состояние, транс. Это состояние
«полного удовлетворения», похожее на действие некоторых
наркотических средств, и называется трансцендентальной
медитацией.

Приверженцы ТМ с энтузиазмом проповедуют
легкость и успешность их метода. Умалчивают они, однако, о
религиозной стороне этих упражнений и о тех печальных
духовных результатах, к которым они приводят. Хотя от
практикующего ТМ не требуется ни перемены религиозных
убеждений, ни принятия каких-либо новых моральных принципов,
однако сам языческий обряд посвящения и ритуальное
повторение оккультного слова во время последующих упражнений
ТМ ставят человека на путь приобщения к индуизму.

В сущности
в основе ТМ лежит пантеистическое представление о Первичной
Реальности, с которой человек, занимающийся ТМ, старается
слиться. Преуспевание в ТМ состоит в том, что человек как бы
восходит по ступеням «лестницы сознаний» с тем, чтобы на
последней седьмой ступени раствориться в море космического
«сверхсознания».

«В 1984 году был проведен крупномасштабный
эксперимент в штате Айова, где результаты коллективных
медитаций семи тысяч человек были документально
зафиксированы. А в 1995-м четыре тысячи сидхов со всего мира
съехались в Вашингтон уже по приглашению властей округа. Их
коллективные направленные усилия дали эффект уже в течение
первой недели, а через десять дней статистика происшествий
зафиксировала небывалое снижение числа грабежей, разбоев,
убийств и случаев травматизма. Но — чудес не бывает! — после
завершения медитаций все мало-помалу вернулось на круги
своя» [33].

Использованная литература

Commons-logo.svg

1. Вербальная нота Посольства Федеративной
Республики Германии от 22 ноября 1995 г.  // Миссионерское
обозрение (Белгород).- 1996.- №3.- С.8.

2. Религиозная безопасность России: термины
и определения. — Москва-Белгород: Миссионерский отдел
Русской Православной Церкви, 1997. — 23 с.

3. Для йогических полетов ангелы обмана
запросили 200 гектаров воронежской земли // Воронеж
Православный, май 1997 г. — №2-3.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

4. Врачи и ученые всего мира рекомендуют…
/ Листовка религиозной организации «Трансцендентальная
медитация».

5. Секта // Комсомольская правда, 1 июня
1993 г.

6. О национальной угрозе России со стороны
деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник
/ Федеральное собрание — Парламент Российской Федерации:
Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность —
8». — Выпуск 28. — М., 1996.

7. Берри Гарольд Дж. Во что они верят. — М.:
«Духовное возрождение», 1996.- 392 с.

8. Walter Martin. The New  Cults.- Ventura,
CA: Regal Books, 1980.

9. Kroll Una // London Times, june 30, 1973.

10. Райан Патрик Л. Личный отчет: группа
восточной медитации // Исцеление от культов: Помощь жертвам
психологического и духовного насилия / Под ред. Майкла
Д.Лангоуни: Пер. с англ. Е.Н.Волкова и И.Н.Волковой. —
Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им.
Н.И.Лобачевского, 1996. (Электронная версия).

11. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А.
Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М.: Изд-во
Свято-Владимирского Братства, 1996.- 83 с.

12. Информационный материал «К докладу о
социально-медицинских последствиях воздействия некоторых
религиозных организаций на здоровье личности, семьи,
общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.)
/ Министерство здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации // Служба религиозной информации
«Метафрасис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных
миссионеров, ноябрь 1996 г. — С.5-12.

13. Макдауэлл Дж.,  Стюарт Д.  Обманщики. —
М.: «Протестант», 1994.- 224 с.

14. United States District Court, District
of New Jersey, Civil Action №76-341.

15. Лос-Анджелес Таймс, 7 октября 1991 г. —
С.В:3.

16. Meditation of the Maharishi Mahesh Yogi.-
New York:  Bantam Books, 1968.- P.59.

17. Кондратьев Ф.В., Волков Е.Н. Духовные
подмены, общество, преступность // Материалы
научно-практической конференции «Духовность, правопорядок,
преступность» (Москва, 28 марта 1996 г.). — М.: Академия МВД
РФ, 1996.

18. Беларусь: религиозное сектантство и
молодежь. Материалы Республиканской научно-практической
конференции (Минск, 18-19 декабря 1996 г.) / Государственный
комитет по делам молодежи Республики Беларусь. — Минск,
1997.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

19. Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник. —
М.: РАГС, 1997. — 472 с.

20. Экспертное заключение от 7 октября 1997
г. доцента  кафедры  общей  социологии  и  социальной 
работы Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского
Е.Н.Волкова, выполненное  по запросу Депутата
Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской.

21. Ли Р., Хиндсон Э. Ангелы обмана. — М.:
«Протестант», 1994. — 240 с.

22. Милеант А. Семиглавый дракон.
Индийско-оккультные учения в свете христианства //
Миссионерский Листок №69. — Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа:
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, 1996.

23. Темеев С. За три года 1400 жителей
Республики Тува прошли курсы самосовершенствования по методу
трансцендентальной медитации гуру Махариши // Сообщение
ИТАР-ТАСС (Программа «Восток») от 21 июня 1997 г.

24. Тувинская правда, 7 января 1997 г.

25. Тувинская правда, 26 декабря 1996 г.

26. Оренбуржье (Оренбургская обл.), 26
февраля 1997 г.

27. Правоохранительные органы и религиозные
организации: Сборник материалов. — М.: ГИЦ МВД РФ, 1997.

28. 79,1 килограмма золота за открытие в
области древнеиндийской философии // Сообщение РИА-НОВОСТИ
(Выпуск «Сибирский курьер») от 9 февраля 1998 г.

29. Польский И. Английские йоги заявили о
поддержке лидера оппозиционной консервативной партии Уильяма
Хейга // Сообщение ИТАР-ТАСС («Вести с пяти континентов») от
27 июня 1997 г.

30. Филимонов Д. Айчурек — Сердце Луны //
Известия, 11 марта 1998 г.

31. Филимонов Д. О золотом запасе и дырявом
кармане // Известия, 13 марта 1998 г.

32. Леньшина И. «Махариши» в Иркутске
обещают всех спасти. И спасут // Губернские ведомости
(Иркутск), 30 марта 1998 г.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

33. РП-Русская Газета, 24 января 1997 г. —
Выпуск 4.

 

Сайт, посвященный замечательному человеку - Свами Даши. Йог, мастер духовных практик, победитель шоу "Битва экстрасенсов".

Ваш комментарий:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer