Что такое закон кармы, как он действует

 

Как практиковать нравственную дисциплину, обретя убеждённость в законе кармы

Закон кармы – частный случай закона причины и следствия, согласно которому все наши действия тела, речи и ума – это причины, а все наши переживания – это их следствия. Закон кармы объясняет, почему каждая особь обладает особыми умственными склонностями, особой физической внешностью и особыми переживаниями.

Это различные следствия бесчисленных действий, которые каждая особь совершила в прошлом. Мы не можем найти двух человек, которые создали бы в своих прошлых жизнях в точности одинаковые истории действий; так что мы не можем найти двух человек с совершенно одинаковыми состояниями ума, одинаковыми переживаниями и одинаковой внешностью.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

У каждого – своя, личная карма. Некоторые наслаждаются крепким здоровьем, тогда как другие постоянно болеют. Некоторые очень красивы, тогда как другие очень уродливы. У некоторых счастливый, легко радующийся характер, а у некоторых характер печальный, редко довольный чем бы то ни было. Некоторые легко понимают смысл указаний Дхармы, тогда как другие находят указания трудными и неясными.

Карма относится, прежде всего, к действию, и в частности к мысленному намерению, которым запускается каждое действие. В общем, она относится к каждой из трёх составляющих: действия; их следствия; задатки, которые действия оставляют в уме с мига своего завершения до мига, когда те созревают, и испытываются их следствия.

Есть три вида действий: умственные действия, телесные действия и речевые действия. Умственное действие – это законченная цепь мыслей, а не только мысленное намерение, запускающее цепь мыслей. Телесные и речевые действия тоже запускаются мысленными намерениями, и сопровождаются умственными действиями.

Если мы понимаем закон кармы, то поймём, как можем управлять своим будущим опытом: оставляя вредные действия – причины несчастья – и практикуя добродетельные действия – причины счастья. Медитация на законе кармы – как смотрение в зеркало, которое показывает нам, что оставить и что практиковать. Это раскрывает причины наших нынешних переживаний и перспективы наших будущих жизней, если мы не станем хозяевами своих привычных отрицательностей.

Что такое закон кармы, как он действует

Даже если мы понимаем закон кармы рассудочно, нам нужно медитировать о нём снова и снова, чтобы развить глубокую убеждённость. Обретя убеждённость, мы естественно ужаснёмся своей собственной отрицательности и примем крепкое решение практиковать нравственную дисциплину. Без настоящей убеждённости мы не породим достаточно энергии для упражнения своего ума, так что будем вынужденно продолжать совершать вредные действия, ведущие к перерождениям в несчастных состояниях.

Без практики нравственной дисциплины, даже если мы искренне идём за прибежищем, мы не найдём совершенной защиты от перерождения в трёх низших мирах, поскольку будем нарушать свои обязанности прибежища. Идти за прибежищем без практики нравственной дисциплины – значит уподобиться тому заключённому, который, полагаясь на чьё-то влияние, выходит на свободу; но затем продолжает совершать свои старые преступления, так что только вопрос времени, когда его схватят и снова бросят в темницу.

Практика нравственной дисциплины с крепкой убеждённостью в законе кармы – это Драгоценность Дхармы малого существа и основа для развития всех остальных Драгоценностей Дхармы. Она предоставляет полную защиту от низших перерождений и направляет нас ко всем остальным осуществлениям ступеней пути. Без неё, даже если мы станем полностью обученным буддийским учёным, наше положение в жизни будет очень рискованным.

Многие знаменитые учёные переродились в аду. Так же как закон этой страны не делает исключения для интеллектуалов, так и закон кармы не исключает людей на основе их образованности. Девадатта, например, был великим учёным, выучившим столько текстов, сколько слон мог везти на спине. Рассудочно он понимал значение их всех;

В писаниях приводится пример одного практикующего Ямантака-Тантры, у которого были кое-какие достижения, такие как способность использовать яростные мантры; но, поскольку он не был по-настоящему убеждён в законе кармы, и ему не хватало осуществления сострадания, он использовал мантры, чтобы убивать людей. Вследствие этого он переродился голодным духом. Поскольку его отрицательная карма созрела таким образом, даже могучий Ямантака не смог помочь ему.

Что такое закон кармы, как он действует

Объяснение закона кармы даётся в четырёх частях:

  1. Общие характеристики кармы
  2. Частные виды действий и их следствия
  3. Восемь принадлежностей полностью одарённой человеческой жизни
  4. Как практиковать нравственную дисциплину, обретя убеждённость в законе кармы

Их можно понять по разделу об условиях тяжести недобродетельных действий. Например, оставление убийства более полезно, чем оставление воровства, и так далее. Степень, в которой действие добродетельно, зависит также от силы добродетельного намерения, которое вовлечено в это действие. Степень пользы, происходящей от выбранного нами способа, так же действует на силу добродетельного действия, как и объект.

У добродетельного действия тоже есть три вида следствий: созревшее следствие, следствия, подобные причине, и окружающее следствие. Созревшее следствие очень мощного добродетельного действия – перерождение в виде бога мира формы или мира без формы; созревшее следствие менее мощного добродетельного действия – перерождение в виде бога мира желаний; и созревшее следствие наименее мощного добродетельного действия – перерождение в виде человеческого существа.

Следствия, которые являются склонностями, подобными добродетельным действиям – это сильные склонности или побуждения в наших будущих человеческих перерождениях совершать те же виды добродетельных действий. Это позволяет нам легко создавать причины для многих счастливых перерождений. Следствия, которые являются переживаниями, подобными добродетельным действиям, таковы, что в будущих человеческих перерождениях мы будем испытывать те же виды благ, которые наши добродетельные действия позволили испытать другим.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Например, переживание, подобное действию оставления убийства, таково, что мы наслаждаемся долгой жизнью и крепким здоровьем; переживание, подобное действию оставления воровства, таково, что мы без усилий накапливаем богатство и имущество; и переживание, подобное действию оставления сексуальных злоупотреблений, таково, что у нас устойчивая дружба и счастливая семейная жизнь.

Мы можем определить, какие отношения чувствовали и какие действия совершали в прошлом, просто наблюдая наши нынешние состояния ума и переживания. Если сейчас у нас сильный интерес к Дхарме, это указывает, что мы практиковали Дхарму в прошлом. Некоторые люди могут осуществить отречение, бодхичитту и правильный взгляд на пустоту без того, чтобы много медитировать, потому что они хорошо знакомы с этими медитациями по прошлым жизням. Хотя мы забываем свои переживания прошлых жизней, задатки наших прошлых действий остаются в наших умах, и нам легко восстановить прошлые привычки.

Окружающие следствия добродетельных действий противоположны окружающим следствиям недобродетельных действий. Например, окружающее следствие оставления убийства таково, что, когда мы, скажем, перерождаемся человеком, то место, в котором мы живём, изобилует всем необходимым для долгой жизни и крепкого здоровья. Пища обильна и питательна, а лекарства действенны.

Окружающее следствие – это не качество внешних условий, но качество ума, который их испытывает. Одни и те же внешние условия могут переживаться как разные окружающие следствия для разных умов. Например, в месте, где большинство людей находит пищу хорошей и питательной, бывают некоторые люди, которые испытывают тошноту и несварение, когда едят её.

Врач может дать одно и то же лекарство двум людям, и один исцелится, а другой заболеет ещё сильнее. Это неравенство – не в лекарстве, но происходит от разных действий, которые эти двое совершали в прошлом. Хотя многие из наших беспокойств и страданий кажутся вызваны внешними условиями, в действительности это – окружающие следствия наших собственных дурных действий.

Четыре условия определяют силу действия, является ли оно добродетельным или недобродетельным:

  1. Тот, кто является объектом действия
  2. Принятые обеты
  3. Объект, используемый как средство действия
  4. Побуждения

Действия мощнее, когда они совершаются в отношении тех, кто был особенно полезен и добр к нам, как, например, наши родители, Духовные Проводники, Будды и Бодхисаттвы.

Принятые обеты

Если мы принимаем обеты, все наши действия становятся мощнее. Если мы принимаем обеты послушника, то наши действия мощнее, чем если бы мы приняли только обеты мирян; если мы принимаем обеты полного пострига, то наши действия мощнее, чем если бы мы приняли только обеты послушника; если мы принимаем обеты Бодхисаттвы, то наши действия мощнее, чем если бы мы приняли только обеты Пратимокши;

Четыре типа кармы

Итак, существует четыре типа кармы:

  • Санчита-карма,
  • Прарабдха-карма,
  • Криямана-карма,
  • Агама-карма.

За этими сложными санскритскими названиями и скрывается вся глубина действия закона кармы. Рассмотрим по очереди все четыре типа кармы, описанной в ведантической литературе.

  • Санчита-карма — это, собственно, вся карма, накопленная человеком. Совершая действие, человек создаёт кармический отпечаток в своём уме, создавая причину для того, чтобы аналогичное действие было совершено в отношении него самого. И санчита-карма — это сумма всех таких кармических отпечатков в уме, которые созданы прошлыми действиями.

Что такое закон кармы, как он действует

Здесь можно снова упомянуть пример того, что безнравственным людям всё сходит с рук, а хороших людей повсюду настигают стрелы страданий. Всё, что человек совершает, записывается в его уме, а от своего ума, как известно, сбежать невозможно.

Поэтому за всё, что человек совершает, он понесёт воздаяние. Возникает, разумеется, вопрос: почему же безнравственные люди не получают наказание «здесь и сейчас», а праведники продолжают страдать? На этот вопрос даёт ответ следующий тип кармы.

  • Прарабдха-карма — «созревшая» карма, для проявления которой в данный момент или в самое ближайшее время проявляются условия. Именно такое понятие, как прарабдха-карма, даёт понимание о том, почему воздаяние за те или иные поступки не сваливается на человека сиюминутно.

Дело в том, что для проявления той или иной кармы необходимы соответствующие условия. К примеру, у человека есть карма быть съеденным акулой. Но как может эта карма проявится, если человек живёт за тысячи километров от ближайшего моря? Совершенно очевидно, что такая карма в данный момент проявиться не может. Потому что не «созрели» условия для её проявления.

Можно привести ещё более простой пример, который будет более понятен. Допустим, у маленькой девочки есть карма неудачно выйти замуж. По понятным причинам эта карма не может проявиться прямо в данный момент. Но пройдут годы, у девочки естественным образом появится желание создать семью, и вот тут произойдёт это самое «созревание» семян кармы — из санчита-кармы кармический отпечаток перейдёт в раздел прарабдха-кармы. И девочка, пребывая в полной иллюзии, что встретила «того самого», создаст семью с человеком, который причинит ей страдания.

Самое интересное, что учитывая факт бесконечного множества прошлых воплощений, у каждой души, или живатмы, накоплена практически вся возможная карма. И с высокой долей вероятности можно сказать, что к примеру, у каждого из нас есть карма выиграть в лотерею. Но как такая карма может проявиться, если человек, как в том анекдоте: «просит Бога о выигрыше, даже не купив билет»? Поэтому условия для проявления той или иной кармы создают предпосылки для её реализации.

И возвращаясь к вопросу о том, почему безнравственные люди не получают воздаяния сиюминутно, можно сказать, что их негативная карма ещё не «созрела», то есть не созданы условия для её проявления. Но важно понимать, что это — лишь вопрос времени. И любая карма рано или поздно проявится.

  • Криямана-карма — это наши текущие действия. Есть хорошая пословица: «Сегодня мы там, куда нас привели наши вчерашние поступки. Завтра мы будем там, куда нас приведут наши сегодняшние поступки».

Не следует воспринимать буквально слова «вчера», «сегодня» и «завтра». Речь о том, что мы сами создали своё настоящее и сами создаём своё будущее. Именно об этом и говорит такое понятие, как криямана-карма. То есть то, что мы делаем сегодня, создаёт наше будущее. Это и есть криямана-карма.

Создавая кармические отпечатки своими действиями, мы создаём криямана-карму, которая сначала становится санчита-кармой, а затем, когда возникают благоприятные условия для проявления этой кармы, она становится прарабдха-кармой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Здесь следует рассмотреть ещё один важный аспект. Бывает так, что человек, узнав о законе кармы, поверил в него или хотя бы предположил, что эта концепция не совсем уж бредовая. И вот он начинает совершать благие поступки. У всех разный запас терпения, но через какое-то время, не видя результатов своей благой деятельности, человек начинает сомневаться в том, что закон кармы существует.

Совершая благие поступки сегодня, человек создаёт криямана-карму. Но стоит вспомнить: какими мыслями и мотивациями человек жил до того, как узнал о законе кармы? И важно понимать, что последствия всего, что он совершил ранее, он всё равно получит. Ошибочно полагать, что хорошие поступки нивелируют плохие.

Закон кармы работает несколько иначе: человек получит воздаяние и за хорошие поступки и за плохие. Правда, стоит отметить, что если вектор развития человека направлен вверх, к эволюции, то негативная карма может проявляться более мягким способом. Но любая карма — всё равно будет проявлена.

Можно привести такой пример: у человека есть карма порезать палец, но можно порезать его дома, нарезая хлеб, а можно порезать где-нибудь в океане, кишащем акулами, которые, как известно, издалека чувствуют вкус крови.

Карма может проявиться одна и та же, но в разных условиях и последствия будут разными. Таким образом, прилагая усилия сейчас, следует понимать, что семена кармы должны «созреть», прежде чем мы сможем получить кармическое воздаяние за свои поступки. И криямана-карма — это, так сказать, инвестиции в будущее.

Агама-карма — это, пожалуй, самый интересный из видов кармы. Есть одно известное правило: «О чём ты думаешь, тем ты и становишься». Это сказано почти что об агама-карме. Итак, агама-карма — это наши намерения. Это — карма будущего.

Дело в том, что карма создаётся не только нашими действиями, но и мыслями. А если быть точнее, то карма создаётся действиями на уровне тела, речи и ума. И именно агама-карма — это один из инструментов (наряду с криямана-кармой), который, собственно, и позволяет изменить свою карму.

К примеру, мы довели себя (своими прошлыми действиями) до очень плачевного положения, где у нас то и дело проявляется негативная карма. Устранить то, что проявляется в данный момент, мы уже не можем. Причины уже созданы — будут получены последствия. Можно ходить по церквям, гадалкам, удариться в практики магии, но, как первое, так второе и третье — абсолютно бесполезно, а скорее даже усугубит положение. Уже созданные кармические отпечатки, для проявления которых созданы условия, всё равно будут проявлены.

Единственное, что мы можем сделать, это прямо сейчас начать создавать причины для проявления благой кармы, то есть совершать благие дела, ну, и разумеется, не совершать плохих поступков, чтобы не создавать причины для страданий. Но это будет криямана-дхарма.

4 типа кармы

А что делать в случае, если нет возможности совершать благие дела? Ну во-первых, такая возможность всегда есть, а во-вторых, если речь идёт о чём-то глобальном, о каких-то проектах или идеях, требующих внушительных ресурсов, то следует понимать, что даже само намерение совершить благое дело — уже ведёт к накоплению благой кармы.

К примеру, если вы желаете распространять знания о йоге и здравом образе жизни, но не имеете возможности это делать прямо сейчас, то даже само намерение это делать уже будет создавать карму на будущее. Тут важно понимать: себя не обманешь. И если ваше намерение — это просто мечта или какая-то фантазия, то вряд ли вы очень быстро получите результат.

Но в случае если намерение действительно является для вас поставленной задачей, которую вы, во что бы то ни стало, желаете воплотить в жизнь, то вы будете удивлены, но все события вокруг вас начнут меняться именно в нужном направлении. И вскоре проявится возможность реализовать свою идею.

Тут стоит отметить, что ваша идея должна быть альтруистичной, ну или хотя бы наполовину альтруистичной. С эгоистичными целями такая методика вряд ли работает. А если и работает, то только за счёт вашей личной благой кармы.

То есть в этом случае вы не создаёте себе благую карму, а напротив, тратите её. Таким образом, агама-карма — это фактически методика изменения вектора своего развития за счёт благих намерений.

Итак, существует четыре типа кармы:

  • Санчита-карма,
  • Прарабдха-карма,
  • Криямана-карма,
  • Агама-карма.

За этими сложными санскритскими названиями и скрывается вся глубина действия закона кармы. Рассмотрим по очереди все четыре типа кармы, описанной в ведантической литературе.

Санчита-карма — это, собственно, вся карма, накопленная человеком. Совершая действие, человек создаёт кармический отпечаток в своём уме, создавая причину для того, чтобы аналогичное действие было совершено в отношении него самого. И санчита-карма — это сумма всех таких кармических отпечатков в уме, которые созданы прошлыми действиями.

Здесь можно снова упомянуть пример того, что безнравственным людям всё сходит с рук, а хороших людей повсюду настигают стрелы страданий. Всё, что человек совершает, записывается в его уме, а от своего ума, как известно, сбежать невозможно. Поэтому за всё, что человек совершает, он понесёт воздаяние.

Прарабдха-карма — «созревшая» карма, для проявления которой в данный момент или в самое ближайшее время проявляются условия. Именно такое понятие, как прарабдха-карма, даёт понимание о том, почему воздаяние за те или иные поступки не сваливается на человека сиюминутно. Дело в том, что для проявления той или иной кармы необходимы соответствующие условия.

К примеру, у человека есть карма быть съеденным акулой. Но как может эта карма проявится, если человек живёт за тысячи километров от ближайшего моря? Совершенно очевидно, что такая карма в данный момент проявиться не может. Потому что не «созрели» условия для её проявления. Можно привести ещё более простой пример, который будет более понятен.

Допустим, у маленькой девочки есть карма неудачно выйти замуж. По понятным причинам эта карма не может проявиться прямо в данный момент. Но пройдут годы, у девочки естественным образом появится желание создать семью, и вот тут произойдёт это самое «созревание» семян кармы — из санчита-кармы кармический отпечаток перейдёт в раздел прарабдха-кармы. И девочка, пребывая в полной иллюзии, что встретила «того самого», создаст семью с человеком, который причинит ей страдания.

Общие характеристики кармы

Есть четыре основные характеристики кармы:

  1. Следствия действий определённы
  2. Следствия действий возрастают
  3. Если действие не совершено, его следствие не может быть пережито
  4. Действие никогда не теряется

Когда садовник сажает горошину, то определённо вырастет горох, а не ячмень, а когда он ничего не сажает, то, определённо, ничего и не вырастет; так же, когда мы совершаем положительные действия, то испытаем счастливые следствия, а когда совершаем отрицательные действия, то, определённо, испытаем несчастные следствия, а когда мы совершаем нейтральные действия, то, определённо, испытаем нейтральные следствия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В Колесе острого оружия Дхармаракшита говорит, что, если мы сейчас испытываем какое-либо умственное беспокойство – это потому, что в прошлом мы беспокоили умы других; и что главная причина любого болезненного физического недомогания, испытываемого нами – это подобное вредное действие, совершённое нами в прошлом, такое как нанесение ранений другим, путём битья, стрельбы, намеренного прописывания неправильных лекарств, предложения ядовитой пищи.

Подобным образом, главные причины страдания от голода и жажды – такие действия, как эгоистичное воровство пищи и питья у других. Дхармаракшита сказал, что, если нас подавляют, это следствие смотрения свысока, избивания или принуждения к работе людей более низкого положения, или это следствие неуважительного отношения к другим вместо любви, презирая их вместо оказания любящей доброты.

Главные причины страданий бедности – это причинённые другим несправедливости, такие как намеренные помехи им в обретении необходимого или разрушение их имущества. Главные причины страданий разлуки с друзьями и семьёй – это такие действия, как совращение чужих партнёров или намеренное отвращение от людей их друзей или работников.

Обычно мы полагаем, что подобные дурные переживания возникают только в зависимости от условий этой нынешней жизни. Поскольку мы не можем дать большинству этих переживаний такие объяснения, они часто кажутся нам незаслуженными и необъяснимыми, и в этом мире справедливости как бы нет. На самом деле, большинство наших переживаний в этой жизни вызваны нашими действиями в прошлых жизнях.

«Однажды жил царь, нанявший много людей на постройку большой ступы. Через некоторое время один из строителей устал, был подавлен, и почувствовал враждебность по отношению к этой царской затее. Он бормотал себе под нос: «Зачем строить такую громадную ступу?» Однако, когда ступа была построена и освящена, строитель почувствовал сожаление, что был так зол, и поднёс ступе прекрасный колокольчик. Враждебность строителя привела к его уродливости, а его подношение колокольчика привело к его божественному голосу».

 

Нам нужно понять, как качество наших нынешних действий определяет качество наших будущих переживаний. Без этого понимания мы невежественно создаём все неправильные причины. Желая счастья, создаём причину страдания и разрушаем сами средства исполнения своего желания.

«Хотя мы желаем избавления от страданий,Мы создаём причину этого самого страдания.Хотя мы желаем счастья,Как враги, из невежества, мы разрушаем своё счастье.»

Крепко медитируя на этой мысли, мы разовьём устремление: «Я оставлю недобродетельные действия, поскольку страдание – их следствие, и я буду заниматься добродетельными действиями, поскольку счастье – их следствие». Тогда мы принимаем это устремление как объект своей помещающей медитации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Даже очень мелкие недобродетельные действия приносят большие плоды страдания, а очень малые добродетельные действия приносят большие плоды счастья. Так великое страдание или великое счастье могут расти из малых дел – наши дела, как маленькие семена: вроде небольших желудей, из которых вырастают огромные дубы.

В писаниях дан пример монахини по имени Упала, которая перед постригом переживала исключительные несчастья. Из двух её детей от первого мужа один утонул, а другой был загрызен и съеден шакалом. Её муж был убит ядовитой змеёй. Потеряв семью, Упала вернулась в родительский дом, но вскоре после её прибытия дом загорелся и сгорел дотла.

Потом она вышла замуж за небуддиста и родила ребёнка, но муж был пьяницей, и однажды так напился, что убил своего ребёнка и заставил свою жену есть его мясо. Упала сбежала от этого дикаря в другую страну, но там её поймали воры и заставили выйти замуж за их главаря. Пару лет спустя его поймали и, согласно обычаю той страны, и его, и его жену похоронили заживо.

Однако, воры хотели эту женщину, так что они выкопали её и заставили жить с ними. Пережив все эти ужасные несчастья и неудачи, Упала развила очень крепкое желание найти свободу от всех видов существования в страдании, так что она нашла Будду и рассказала ему свою историю. Будда объяснил ей, что в предыдущей жизни она была одной из жён царя, и что она была очень ревнива к остальным жёнам. Одной лишь её ревности было достаточно, чтобы причинить необычайные страдания в её нынешней жизни.

Медитируя на этой мысли, мы разовьём крепкую решимость избегать даже малейшей недобродетели и питать даже малейшую благую мысль и благое дело. Когда эта решимость определённо возникает в нашем уме, мы посредством помещающей медитации делаем её постоянной и устойчивой. Если мы можем сохранять свою решимость всё время, никогда не забывая о ней, то наши действия тела, речи и ума станут так чисты, что не будет основы для страдания, и мы быстро будем развивать осуществления.

Если действие не совершено, его следствие не может быть пережито

На войне, где одни солдаты убивают других, некоторые погибают, а иные выживают. Выжившие спасаются не потому, что храбрее других, а потому, что не создали причины умереть в это время.

В писаниях дан пример царицы по имени Нго Сангма, которая следовала буддийскому Учителю и обрела осуществление Не Возвращающегося. Она собрала пятьсот учениц – последовательниц, которые все развили чудесные силы. Однажды в здании, в котором они собрались, возник пожар. Царица и все её ученицы немедленно сбежали от огня в небо, но царица поняла, что они все создали коллективную карму умереть от огня в тот день.

У женщин была бедная служанка по имени Гурчог, у которой не было чудесных сил, и ей пришлось убегать от огня через канализацию. У неё не было ни духовных осуществлений, ни времени для практики Дхармы, но, поскольку она одна не создала причины умереть в том огне, она одна спаслась.

Мы можем найти много других таких примеров в ежедневных газетах. Когда террорист закладывает бомбу в большом здании, некоторые погибают, а другие избегают гибели, несмотря на то, что оказались у центра взрыва. При крушении самолёта или извержении вулкана некоторых людей убивает, а некоторых нет, хотя их спасение бывает похоже на чудо.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Медитируя на этой мысли, мы разовьём крепкую решимость: «Я буду практиковать очищение и заниматься только добродетельными делами».

Действия не могут просто исчезнуть, и мы не можем просто отдать их кому-то другому, чтобы избежать своей ответственности. Хотя мгновенные умственные намерения, вызвавшие наши прошлые действия, прекратились, задатки, созданные ими в нашем уме, не прекращаются, пока не созреют. Единственный способ разрушить отрицательные задатки, прежде чем они созреют как страдание – это провести очистку четырьмя противодействующими силами.

Однако, легче разрушить свои положительные задатки, поскольку, если мы не посвящаем свои добродетельные действия, их может сделать совершенно бессильными всего один миг гнева. Наш ум – как ничейный клад, а наши добродетельные действия – как драгоценности. Если мы не сохраняем их, делая посвящение, то, когда бы мы ни разозлились, мы как бы помещаем вора среди своих сокровищ.

Если тысяча лет проходит между временем, когда мы совершаем действие, и временем, когда мы испытываем его следствие, то в течение всего этого времени наш ум несёт в себе задатки этого действия. Например, если мы совершаем убийство, и все причины испытать следствие этого действия за сотню наших жизней не собираются вместе, то в течение всех этих жизней задатки от нашего убийства остаются в уме.

В конце своей девяносто девятой жизни, когда мы вот-вот умрём, мы можем развить крепкую привязанность к теплу, и эта привязанность возбудит наш отрицательный задаток, таким образом предоставляя подходящее условие, чтобы мы пережили созревшее следствие своего недобродетельного действия. Наша привязанность во время смерти подобна воде, а отрицательные задатки, оставшиеся в нашем уме после убийства, подобны семени, посеянному в поле.

Как практиковать нравственную дисциплину, обретя убеждённость в законе кармы

Итак, мы рассмотрели четыре типа кармы. Как это поможет нам на пути развития? Никак. Никак, если мы не будем прикладывать усилия. Теория без практики — это просто резонёрство — бесплодное и бессмысленное мудрствование. Даже если, зная обо всех четырёх типах кармы, мы будем просто плыть по течению, успокаивая себя тем, что «карма такая», ничего не изменится.

Как же знание о четырёх типах кармы позволяет нам на эту самую карму влиять? Первые два типа — санчита-карма и прарабдха-карма — это то, что изменить мы уже не можем. Это то, с чем мы пришли в сегодняшний день. Можно посыпать голову пеплом, пинать себя за прошлые ошибки, но на проявление уже созданной кармы это едва ли повлияет.

4 типа кармы

Тут на помощь нам приходят два остальных типа кармы: криямана-карма и агама-карма. Именно совершая благие дела здесь и сейчас, а также создавая намерение совершать благие дела в будущем, мы можем изменить свою карму. Снова стоит заметить: не нивелировать уже накопленную, а создать причины для проявления благой кармы.

И со временем, если мы совершаем благие дела и воздерживаемся от плохих поступков, мы начинаем замечать, что все страдания постепенно стихают и происходят всё реже и реже, а счастье и радость постепенно вливаются в нашу жизнь. Важно понимать: любая карма конечна! Какие бы злодеяния человек не совершил в прошлом, любой сосуд кармы рано или поздно будет исчерпан до дна. Если, разумеется, мы не создаём новые причины для страданий.

знаете, почему «благими намерениями выстлана дорога в ад»? Нет, не потому, что не надо делать добро. А потому, что некоторые люди так и остаются мечтателями, которые в своих фантазиях спасают мир, но при этом остаются равнодушными к реальным страданиям окружающих людей. Именно поэтому такие мечтатели и выстилают себе дорогу в ад. Потому что благие намерения — должны приводить к действиям. Это и есть путь в светлое будущее.

Итак, мы рассмотрели четыре типа кармы. Как это поможет нам на пути развития? Никак. Никак, если мы не будем прилагать усилия. Теория без практики — это просто резонёрство — бесплодное и бессмысленное мудрствование. Даже если зная обо всех четырёх типах кармы, мы будем просто плыть по течению, успокаивая себя тем, что «карма такая», ничего не изменится.

Как же знание о четырёх типах кармы позволяет нам на эту самую карму влиять? Первые два типа — санчита-карма и прарабдха-карма — это то, что изменить мы уже не можем. Это то, с чем мы пришли в сегодняшний день. Можно посыпать голову пеплом, пинать себя за прошлые ошибки, но на проявление уже созданной кармы это едва ли повлияет.

Тут на помощь нам приходят два остальных типа кармы: криямана-карма и агама-карма. Именно совершая благие дела здесь и сейчас, а также создавая намерение совершать благие дела в будущем, мы можем изменить свою карму. Снова стоит заметить: не нивелировать уже накопленную, а создать причины для проявления благой кармы.

карма

Важно понимать: любая карма конечна! Какие бы злодеяния человек не совершил в прошлом, любой сосуд кармы рано или поздно будет исчерпан до дна. Если, разумеется, мы не создаём новые причины для страданий.

Таким образом, криямана-карма — это наш завтрашний день, который мы своими усилиями создаём сегодня. А агама-карма — это наше намерение, которое формирует возможность завтра создать свой послезавтрашний день.

И если резюмировать всё выше сказанное, благие поступки и благие намерения способны создать нам светлое будущее. И напоследок: знаете, почему «благими намерениями выстлана дорога в ад»? Нет, не потому, что не надо делать добро. А потому, что некоторые люди так и остаются мечтателями, которые в своих фантазиях спасают мир, но при этом остаются равнодушными к реальным страданиям окружающих людей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

На этой ступени мы можем обрести только общее понимание кармы. Мы не можем точно доказать рассуждениями, как каждое отдельное действие производит своё собственное следствие. Только Будды могут точно видеть эти отношения. Поэтому, чтобы практиковать нравственную дисциплину совершенно, нам нужно иметь веру в Будду.

«Луна и звёзды могут упасть на землю, земля со всеми её горами и населёнными местами может исчезнуть, и само пространство может исчезнуть, но для Будды невозможно произнести ложь.»

Нет ничего, что Будды могли бы получить, обманывая кого-либо, поскольку они достигли всего, чего им нужно было достичь для себя, и их единственное желание – быть полезными другим. Поэтому всё, чему они учат, совершенно надёжно и может быть принято на веру, когда бы нас ни подводили слабость нашего собственного рассуждения или опыта.

Текст взят из пояснений по Ламриму Трижанга Римпоче.

Добродетельные действия и их следствия

Здесь четыре части:

  1. Недобродетельные действия и их следствия
  2. Добродетельные действия и их следствия
  3. Условия силы любого действия
  4. Швыряющие действия и заполняющие действия

Здесь три части:

  1. Десять недобродетельных действий и условия их завершённости
  2. Условия тяжести недобродетельных действий
  3. Следствия недобродетельных действий

Недобродетельные действия – это пути, ведущие в низшие миры. Сначала нам нужно определить их и понять, как они ведут к несчастью и замешательству. С таким пониманием мы будем естественно стараться воздерживаться от них.

Недобродетельные действия бесчисленны, но по большей части включаются в следующие десять:

  1. Убийство
  2. Воровство
  3. Сексуальное злоупотребление
  4. Ложь
  5. Разделяющая речь
  6. Ранящая речь
  7. Пустая болтовня
  8. Алчность
  9. Злоба
  10. Удерживание неправильных взглядов

Первые три – действия тела, следующие четыре – прежде всего, действия речи, хотя и включают некоторые телесные действия; и последние три – умственные действия.

Мы испытываем полное следствие действия, только когда действие завершено, а оно завершено, только когда присутствуют все четыре условия: объект, намерение, подготовка и завершение.

Убийство

Объект убийства – любое другое существо, от мельчайшего насекомого до Будды. Чтобы наличествовало полное намерение какого-либо отрицательного действия, должны присутствовать три условия: правильное различение, намерение и омрачение. В случае убийства, правильное различение – это правильное отождествление человека, которого мы намерены убить.

Например, если мы хотим убить Ивана, но убиваем Петра, думая, что Пётр – это Иван, мы не завершили ни действие по убийству Ивана, ни действие по убийству Петра, хотя наше действие всё же вредно и приведёт к некоторому отрицательному следствию. Условие намерения – это наше намерение убить существо, которое мы правильно отождествили.

Что такое закон кармы, как он действует

Если мы убиваем кого-то случайно, не имея никакого желания причинить вред, наше действие не завершено. И, когда мы совершаем действие, наш ум должен быть под влиянием омрачения. Возможно, что кто-то может убить, не подвергаясь влиянию никакого омрачения, например, когда кто-нибудь убивает из сострадания, чтобы сохранить жизни других.

Чтобы сделать это, человек должен обладать великой мудростью и храбростью, чтобы принять на себя все отрицательные следствия, какие бы ни принесло это действие. Обычно, когда кто-нибудь убивает, это действие побуждается одним из коренных омрачений: гневом, страстной привязанностью или неведением. Вор может убить из привязанности, полагая, что его жертва собирается предотвратить воровство.

Солдат может убить из ненависти к своему врагу или из неведения, полагая, что во время войны убийство не является отрицательным действием. Некоторые люди самодовольно убивают зверей, рыб, птиц и так далее, в ошибочной уверенности, что это не является недобродетельным действием. В некоторых религиях даже учат, что некоторые убийства добродетельны, например принесение животных в жертву.

Третье условие – подготовка – относится к нашей подготовке способов совершения действия. Мы можем совершать действие непосредственно или нанять кого-то другого, чтобы он сделал это дело за нас. Например, мы можем убить, дав яд своей жертве, или наняв кого-нибудь застрелить её. Действие убийства завершено, когда жертва умирает прежде нас. В это время, если все остальные условия имеются, мы создали причину испытать полное отрицательное следствие своего действия.

Ошибочно думать, что следствия своих недобродетельных действий можно избежать, наняв для их совершения кого-то другого. На самом деле, если мы используем кого-то другого как исполнителя, суммарное следствие нашего действия будет вдвое тяжелее, поскольку двоим придётся страдать от дурных следствий. Вдобавок, нам придётся переживать последствия от использования кого-то другого в своих эгоистичных целях, без заботы о его будущем благополучии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Мы склонны думать, что люди, обладающие властью над другими – счастливцы. Но, на самом деле, их положение очень опасно, поскольку такому человеку исключительно трудно избегать совершения потрясающе разрушительных действий. Например, если правитель приказывает армии пойти в бой, и в бою убивают тысячу вражеских солдат, то каждый солдат будет переживать следствия убийства стольких человек, скольких он убил;

но правитель подвергнется отрицательным последствиям от убийства тысячи человеческих существ. Люди, обладающие властью, могут совершить огромные разрушительные действия за время, необходимое, чтобы поставить подпись или нажать на кнопку. Защитник Нагарджуна молился о том, чтобы никогда не стать политиком, ни в какой из своих будущих жизней – поскольку он знал, что, если получит какие-либо мирские авторитет и власть, ему придётся принять личную ответственность за все действия, которые он прикажет другим совершать.

Когда группа людей соглашается совершить какое-либо действие, и это действие завершено, каждый человек по отдельности подвергается последствиям этого действия. Может быть только один объект действия, но действий столько, сколько участников. Это верно, даже если группа назначает только одного человека собственно исполнить действие.

Воровство

Объект воровства – это то, что кто-то другой считает своим собственным. Это включает других живых существ, таких как ребёнок или животное другого человека. Если мы берём то, на обладание чем никто не притязает, например, объект, найденный в мусорном баке, то действие воровства не завершено.

Мы должны правильно определять объект воровства. Если мы хотим украсть имущество своего врага, но вместо этого крадём имущество кого-то другого, думая, что оно принадлежит нашему врагу, то наше действие воровства ни у одного из этих людей не завершено. Мы также должны иметь намерение украсть и должны находиться под влиянием омрачения.

Обычно кража совершается из страстной привязанности, но иногда люди воруют из ненависти, желая причинить обиду своему врагу, а иногда из невежества, думая, что нет ничего неправильного в воровстве или что оно оправданно. Например, люди могут избегать отдавать ссуды или платить налоги, штрафы или взносы, полагая, что система, требующая этих оплат, несправедлива, или они могут красть у своего нанимателя, думая, что это правильно, поскольку он или она не платит им достаточно.

Есть много способов кражи. Мы можем совершать это действие тайно или открыто. Мы можем использовать окольные пути, такие как подкуп, шантаж или эмоциональные манипуляции человеком, чьего имущества мы домогаемся. Действие воровства завершено, когда мы думаем: «Это теперь моё». Когда мы берём что-то взаймы у другого, мы можем полюбить это и потерять своё намерение вернуть его.

Если мы постепенно начинаем думать об объекте как о своём собственном, то, при наличии остальных условий, мы завершили действие воровства. Пока же мы колеблемся называть нечто своим, наше действие не завершено. Например, если мы садимся в поезд, не покупая билета, мы можем в течение своего путешествия оставаться не уверены, придётся ли нам платить, но когда мы прибываем к месту назначения и успешно избегаем всех контролёров, мы чувствуем, что приобрели бесплатную поездку на поезде. Когда мы развиваем эту победную мысль, наше действие воровства завершено.

Если мы приняли обеты безбрачия, то объект сексуального злоупотребления – любой другой человек. Если мы не в безбрачии, а имеем партнёра, то объект сексуального злоупотребления – любой другой. Если мы не безбрачны и не имеем партнёра, то объект сексуального злоупотребления – это любой из следующих: партнёр кого-либо другого (муж, жена, любовник или любовница); наш собственный родитель; ребёнок; кто-либо с обетом безбрачия; беременная женщина; животные; или кто-либо, кто не согласен.

Мы должны правильно определять объект сексуального злоупотребления. Например, если мы не в безбрачии и у нас нет партнёра, и мы вступаем в половое сношение с кем-то, полагая, что у него нет партнёра, в то время как он – супруг или супруга, то наше действие не завершено. Мы должны также иметь намерение совершить сексуальное злоупотребление и должны быть под влиянием омрачения.

Обычно сексуальное злоупотребление совершается под влиянием страстной привязанности, но иногда – из ненависти, например, когда солдаты насилуют жён и дочерей своих врагов. Иногда люди совершают сексуальные злоупотребления из неведения, не осознавая, что это неправильно, или думая, что это полезно для здоровья или возвышенно, например, когда кто-нибудь вступает в половые сношения с партнёрами других людей, полагая, что свободная любовь – это путь к освобождению.

Есть много способов совершать действие сексуального злоупотребления. Действие завершено, когда сексуальное блаженство испытывается посредством союза двух половых органов.

Есть много объектов лжи, но большинство включается в восемь видов: что видят, что слышат, что переживают, что знают; и чего не видят, не слышат, не переживают, не знают. Некоторые случаи лжи – не словесные действия. Например, человек может лгать, делая физические жесты, или посредством письма, или даже благодаря тому, что остаётся безмолвным.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Чтобы действие лжи было завершённым, мы должны правильно определять объект. Если мы ошибаемся в объекте, например, говоря: «Мои чаши для подношений – золотые», когда хотим сказать: «Мои чаши для подношений – бронзовые», то действие не завершено. Мы должны также иметь намерение солгать и должны находиться под влиянием омрачения.

В случае лжи это может быть любое из коренных омрачений. Есть много способов лгать, но действие завершено, только когда человек, которому предназначена ложь, понял смысл и верит в то, что мы сказали или на что указали. Если другой не понимает нас, наше действие не завершено. Например, если мы шепчем ложь в ухо нашей собаки, у неё нет способа поверить нам, так что мы не можем подвергнуться полному отрицательному следствию.

Разделяющая речь

  1. Десять добродетельных действий и условия их завершения
  2. Условия благой силы добродетельных действий
  3. Следствия добродетельных действий

 

Сайт, посвященный замечательному человеку - Свами Даши. Йог, мастер духовных практик, победитель шоу "Битва экстрасенсов".

Ваш комментарий:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer