Карма йога Делать но не стремится

 

Основная идея

Основой карма-йоги является непривязанность. Люди, которые занимаются этим видом йоги, не должны быть склонны к чему-то плохому или хорошему, к удовольствию или страданиям.

Это не означает полное безразличие человека ко всему. Он просто отстраненно относятся  ко всему происходящему или к собственной деятельности. Он не имеет желания отгородиться от всего мира, он осознает тот факт, что все происходит по определенным законам, что у всего есть своя судьба.

Карма является ключевым элементом учения. Его цель — научить последователей совершать действия не ради последствий, а ради совершения выполнения конкретного действия. Только в таком случае улучшается Карма, условия жизни, состояние здоровья. Это касается работы и иных сфер жизни — семьи, быта, отношений.

Как научиться помогать окружающим?

Многие ошибочно полагают, что практиковать эту разновидность учения просто, ведь в отличие от классической йоги, учение не подразумевает развития в физическом плане. Начинающие последователей может шокировать факт, что упражнений карма йоги не существует. Задача учения — донести мысль о правильном построении жизненного пути. Попытки следовать этому жизненному пути являются тренировкой. Чтобы объяснить суть идеи — приведём пример.

В Индии есть специальные монастыри — Ашрамы. Если провести параллели с Буддизмом, Ашран — аналог Буддистских монастырей, где монахи обучают последователей. Если захотите отправиться в храм, и попросите обучить Карма йоге — помощь будет оказана. Первым заданием станет почистить огромное количество овощей.

Если согласитесь, выполните просьбу и пойдете сообщать о готовом результате, вместо благодарности получите новое задание — помыть общественный туалет. Если выполните — получите новую работу. Конца списку заданий нет. Наверное, учитывая основную идею учения, вы поняли суть учения. Если человек отказывается от очередного задания, с ним прощаются. Духовные наставники, таким образом, проверяют способность выполнять просьбу, без ожидания похвалы.

Упражнения

карма йога для начинающих

В карма-йоге нет привычных для всех упражнений. В ней занятиями считается сама работа, выполнение повседневных обязанностей. Их следует делать, находясь в правильном расположении духа.

Превратить повседневную работу в занятия по карма-йоге достаточно легко:

  1. Прежде, чем начать работу, нужно правильно настроиться, вспомнив всю суть карма-йоги. На это может уйти пара месяцев, но потом работа будет выполняться качественнее, с хорошим настроением и без лишних нервов по поводу результатов.
  2. Следующим этапом станет медитация над процессом работы. Чаще всего это помогает быть внимательнее во время работы, выполнять ее более эффективно. Можно заметить, что сам процесс деятельности становится важнее, чем результат.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Роль бхакти в карма-йоге

Для карма-йоги термин «бхакти» — конечная цель, которую необходимо достичь. Это своеобразный аналог нирваны. Бхакти — новый уровень сознания, на который выходят люди, научившиеся управлять Кармой. Это люди, отказавшиеся от мыслей о личной выгоде, отдавшие жизнь служению людям, Господу.

Любые действия у достигших бхакти происходят после осознания полезности действия для Господа, людей. Они не задумываются о выгоде. Их не волнует результат действия. В Индуизме насчитывается около 10 определений термина бхакти, но в общем смысле, достижение бхакти — максимально возможный уровень очищения Кармы, значительный шаг на пути приближения к Господу.

Будхи-йога, как разновидность карма-йоги

Будхи-йога — учение с основной мыслью, довольно схожей с карма-йогой. Согласно будхи-йоге, душа человека не должна рассматриваться, как наполнение его физической оболочки, тела. Душа человека — крошечная часть Вселенной, Господа.

Последователи учения отрицают возможность самостоятельного жизненного пути. Они отдают душу под контроль Создателя, позволяя ему управлять жизнью, направляя на истинный путь. Весь путь делится на 4 этапа:

  1. Выход души человека из тела, разделение души на две половины — нижнюю и верхнюю. Первая отвечает за поддержание связи с телом, а вторая — приближает к Создателю.
  2. Осознание себя, как мелкой частицы Вселенной. Человек олицетворяет себя, как шестеренку в огромном вселенском механизме. В масштабах механизма, одна шестеренка не несет абсолютно никакой значимости, но ее работа влияет на работу соседних механизмов.
  3. Развитие верхней половины, приближающее душу ко Вселенной. Достигается путём долгих изнурительных медитаций и тренировок, но положительный результат значительно приближает душу к Создателю.
  4. Итог учения — стремление души к Богу.

Практика Карма-йоги

Учение основано на 3 основных принципах:

  1. Работать нужно для действия, а не получения результатов. Необходимо научиться максимально ровно, возможно даже безразлично, относиться к успехам, неудачам.
  2. Необходимо выполнять работу старательно, но без излишнего усердия.
  3. Успешно закончив работу, следует забыть о конечных результатах, принимая факт, что работа сделана при помощи Всевышнего.

Соблюдение данных принципов позволяет постепенно улучшить Карму, что неизбежно приводит к качественному улучшению жизни.

Позитивные сдвиги в Карме происходят только, если последователь учения оказывает бескорыстную помощь окружающим людям, отказываясь от личных благ, благодарности. Помощь должна способствовать улучшению жизни окружающих людей, их духовному росту и развитию, таким образом, делая счастливее. Это может быть помощь материального (деньги, услуги, одежда), духовного плана (советы, наставления на правильные убеждения, мысли).

Важно, чтобы помощь была бескорыстной. Оказание услуг людям, которое тешит самолюбие, придает излишнюю самоуверенность — бесполезно для улучшения Кармы. Такую помощь нельзя назвать бескорыстной. Даже если Вы ничего не получили взамен, нельзя привязываться к мысли об оказанной пользе.

Карма йога учит воспринимать помощь другим, как должное. Помощь другим нельзя назвать хорошим или плохим действием, это просто нужно выполнять. На первый взгляд — странная логика, но такой подход позволяет привыкнуть помогать другим, забывая о результатах. Вы помогаете, поскольку должны это делать, это ваше предназначение.

Пример с посещением Ашрамов для обучения карма йоге совсем не говорит о том, что для очищения кармы обязательно заниматься тяжелым физическим трудом. Карма йога не осуждает даже тех, кто не имеет работы вообще. Даже не работающий человек в день совершает сотни различных действий.

В карма йоге важно другое — переосмысление отношения к работе. Работать нужно старательно, но нельзя с головой погружаться в работу, не оставляя времени на физический и духовный отдых, саморазвитие, духовные развлечения. Правда, найти такой баланс довольно тяжело, люди практикующие учение долгое время, успешно справляются.

Карма йога Делать но не стремится

Также важно сразу же забывать о результатах работы, ровно в то мгновение, когда она была выполнена. Равно, как нельзя останавливать мысли на том, что принесет работа. Есть отличное изречение, подходящее к этой идее индийского учения — «Найди работу, которая тебе нравится, и ты не будешь работать ни одного дня».

Смысл примерно тот же. К работе нужно относиться не как к обязанностям, выполняя которые вы получите что-либо в ответ (в первую очередь речь идет о деньгах). Учение помогает в корне изменить отношение к работе, не зацикливаться на её результате, а научиться ценить сам процесс работы, находить в нем пользу.

 

ТЕКСТ 1

Арджуна увачаджйайаси чет карманас темата буддхир джанарданатат ким кармани гхоре мамнийоджайаси кешаваарджунах увача — Aрджуна сказал; джйайаси — лучшая; чет —  если; карманах — кармической деятельности; те — для Тебя; мата — считающаяся; буддхих — разум; джанардана — о Кришна; тат — поэтому; ким — почему; кармани — в деле; гхоре — в ужасном; мам — меня; нийоджайаси — вовлекаешь; кешава — о Кришна.

Aрджуна сказал: О Джанардана, о Кешава, если Ты считаешь, что деятельность на уровне разума лучше деятельности ради ее плодов, то почему же Ты хочешь вовлечь меня в эту ужасную войну?

КОММЕНТAРИЙ: В предыдущей главе Верховный Господь Шри Кришна подробно описал природу души, чтобы вызволить своего близкого друга Aрджуну из океана мирской скорби. Он также указал ему путь духовного самопознания: буддхи-йогу, или путь сознания Кришны. Некоторые люди ошибочно считают практику сознания Кришны пассивным методом духовного совершенствования и пытаются пробудить в себе сознание Кришны, повторяя святые имена в уединении.

Но человеку, который не овладел философией сознания Кришны, не рекомендуется повторять имена Кришны в уединенном месте, поскольку это не принесет ему ничего, кроме дешевой популярности среди неискушенных людей. Aрджуна тоже думал, что заниматься практикой сознания Кришны (буддхи-йогой), то есть использовать свой разум для обретения духовного знания, — значит удалиться от дел и совершать аскезу в уединенном месте.

Иными словами, он хотел уклониться от участия в битве, используя сознание Кришны как предлог. Но, будучи искренним и серьезным учеником, он сообщил об этом своему духовному учителю, Кришне, и спросил, как лучше всего поступить. Отвечая Aрджуне, Господь Кришна подробно рассказал о Карма-йоге, или деятельности в сознании Кришны, которой и посвящена эта глава «Бхагавад-гиты».

Карма йога Делать но не стремится

ТЕКСТ 2

вйамишренева вакйенабуддхим мохайасива метад экам вада нишчитйайена шрейо ‘хам апнуйам вйамишрена — двусмысленной; ива — как бы; вакйена — речью; буддхим — разум; мохайаси — смущаешь; ива — как бы; ме — мой; тат — то; экам — одно; вада — скажи; нишчитйа — определив; йена — которым; шрейах — истинное благо; ахам — я; апнуйам — получу.

Твои противоречивые наставления смутили мой разум. Поэтому, прошу Тебя, скажи определенно, какой путь приведет меня к истинному благу?

КОММЕНТAРИЙ: В предыдущей главе, которая является вступлением к «Бхагавад-гите», были описаны различные пути и методы духовного совершенствования: Санкхья-Йога, Буддхи-йога, обуздание чувств с помощью разума и бескорыстная деятельность, а также рассказывалось о положении преданного-неофита. Все это было изложено без определенной системы.

Но для того, чтобы человек мог овладеть этим знанием и действовать в соответствии с ним, необходимо было изложить его более последовательно. Поэтому Aрджуна хотел разъяснить все кажущиеся противоречия, чтобы обыкновенные люди могли понять слова Кришны однозначно и не искажать их смысл. Хотя у Кришны не было намерения сбивать Aрджуну с толку многозначными речами, Aрджуна все же не до конца понял, как применять метод сознания Кришны в бездействии и в активном служении.

Карма йога Делать но не стремится

шри-Бхагаван увачалоке ‘смин дви-видха Ништхапура прокта майанагхаджнана-йогена санкхйанамкарма-йогена йогинамшри-бхагаван увача — Верховный Господь сказал; локе — в мире; асмин — в этом; дви-видха — включающая два вида; ништха — вера; пура — которая была ранее; прокта — описана; майа — Мной; анагха — о безгрешный;

джнана-йогена — связующим методом познания; санкхйанам — философов-имперсоналистов; карма-йогена — связующим методом преданного служения; йогинам — преданных.Верховный Господь сказал: О безгрешный Aрджуна, как Я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся познать свое «Я». Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу.

КОММЕНТAРИЙ: Во второй главе «Бхагавад-гиты» (стих 39) Господь назвал два метода духовного самопознания: санкхья-йогу и карма-йогу, или буддхи-йогу. Здесь Он рассказывает о них более подробно: санкхья-йогой, аналитическим изучением природы духа и материи, занимаются люди, склонные к размышлениям и стремящиеся познать окружающий мир посредством чувственного опыта и философских рассуждений, а трансценденталисты второго типа идут путем сознания Кришны, который был описан в шестьдесят первом стихе второй главы.

заниматься буддхи-йогой — значит полностью полагаться на Всевышнего (Кришну); так человек сможет без труда обуздать свои чувства. В сущности, оба этих метода йоги взаимозависимы, подобно тому как зависят друг от друга религия и философия. Религия, лишенная философской основы, превращается в сентименты или даже фанатизм, а философия без религии остается на уровне умозрительных рассуждений.

он тоже может привести человека к сознанию Кришны, но не сразу, а спустя много времени, тогда как другой метод — это непосредственная практика сознания Кришны. Из этих двух методов лучшим является метод сознания Кришны, так как он не требует очищения чувств посредством философских размышлений. Метод сознания Кришны сам по себе очищает человека от материальной скверны. Будучи непосредственным служением Господу, он одновременно прост и возвышен.

ТЕКСТ 4

на карманам анарамбханнаишкармйам пурушо ‘шнутена ча саннйасанад эвасиддхим самадхигаччхатина — не; карманам — предписанных обязанностей; анарамбхат —  от невыполнения; наишкармйам — свободу от последствий; пурушах — человек; ашнуте — обретает; на — не; ча — также; саннйасанат — из-за отрешенности; эва — на самом деле;

КОММЕНТAРИЙ: Отречься от мира может только тот, кто очистился от материальной скверны, выполняя предписанные ему обязанности. Различные виды деятельности рекомендованы в Ведах прежде всего для того, чтобы очистить сердце оскверненных материализмом людей. Если кто-то, не очистившись, поспешит принять санньясу (последний из четырех укладов духовной жизни), он не сможет достичь совершенства.

Философы-имперсоналисты считают, что достаточно человеку стать Санньяси, то есть прекратить кармическую деятельность, и он сравняется с Нараяной. Но Господь Кришна отвергает эту идею. Если человек с нечистым сердцем примет санньясу, он только внесет беспокойство в жизнь общества. С другой стороны, если человек, даже оставив предписанные ему обязанности, встал на путь трансцендентного служения Господу (буддхи-йоги), Господь всегда примет его служение, каким бы незначительным оно ни было. Св-алпам апй асйа дхармасйа трайате махато бхайат. Даже небольшое продвижение по этому пути поможет человеку преодолеть величайшие трудности.

Предполагаемые результаты практики

Практическая польза от применения этой практики очевидна:

  1. Получение контроля над Кармой, а значит — улучшение жизни.
  2. Последователи учатся давать четкую, справедливую и адекватную оценку действий, избавленную от предрассудков и желания получить личную выгоду.
  3. Польза для работы. Человек учится концентрироваться на выполнении работы, вместо постоянных мыслей об итоговых результатах, в виде получения материальных благ (денег), похвалы начальства, получения новой должности, уважения среди коллег. Мысли обо всём, кроме качественного выполнения самой работы уходят в сторону, что помогает сконцентрироваться на четком выполнении обязательств. Общая продуктивность вырастает во много раз, что позволяет выполнять больше работы за меньший временной промежуток.
  4. Духовная польза. Избавление от привязки работы и помощи другим с получением выгоды оказывает благотворное влияние на общее состояние. Не нужно думать о заработке финансовых средств на содержание семьи, оплату кредитов и коммунальных услуг. Проблемы конечно не исчезают, просто изменяется отношение к ним. При увеличении продуктивности работы логичным результатом является и увеличение заработка. Деньги не имеют особенного значения, они помогают разрешить проблемы, но их заработок нельзя назвать главной самоцелью человека. Появление денег — результат измененного отношения к работе.
  5. Здоровье. Хорошее физическое здоровье — результат длительной работы над Кармой, достигнутых духовных улучшений. Очищение сознания от корыстных мыслей отлично влияет на состояние здоровья. Состояние резко улучшается, уходят головные боли, мигрени, улучшается иммунитет, что повышает восприимчивость организма к болезням.

Особенности и недостатки практики

Хоть практика и направлена на смещение акцентов с себя на людей вокруг, она предполагает резкое изменение сложившегося жизненного уклада. Такие изменения не всегда адекватно воспринимаются людьми вокруг — близкими, родными, друзьями. Ваши поступки покажутся им странными, даже глупыми и неадекватными.

В данной разновидности йоги есть один тонкий момент. Крайне важно не переусердствовать с оказанием бескорыстной помощи, и не начать навязывать её людям, которые не нуждаются в помощи посторонних, добиваются всего самостоятельно. Это тонкая грань, переход которой приведет к тому, что вы будете выглядеть глупо, неуместно.

 

Сайт, посвященный замечательному человеку - Свами Даши. Йог, мастер духовных практик, победитель шоу "Битва экстрасенсов".

Ваш комментарий:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer