Ошо (Бхагван Шри Раджниш) — это… Что такое Ошо (Бхагван Шри Раджниш)? || Ошо Шри Раджниш

 

Биография

Чандра Мохан Джеин родился 11 декабря 1931 года в Кучваде, маленькой деревне в штате Мадхья-Прадеш (Индия). Он был старшим из одиннадцати детей торговца тканями и первые семь лет воспитывался бабушкой и дедушкой. Его семья, которая принадлежала к религиозной общине джайнов, дала ему прозвище Раджниш или Раджа («Король»).

Раджниш рано столкнулся со смертью. Его дедушка, к которому он был сильно привязан, умер, когда ему было семь лет. Когда ему было пятнадцать лет, от брюшного тифа скончалась его подруга (и двоюродная сестра) Шаши. Потери глубоко тронули Раджниша и его спокойные подростковые годы были отмечены меланхолией, депрессией и хронической головной болью. Именно в это время он пробегал в день от 15 до 25 км и часто медитировал до изнеможения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Раджниш был атеистом, критиковал веру в религиозные тексты и ритуалы, подростком проявлял интерес к гипнозу. Некоторое время участвовал в коммунистических, социалистических и двух националистических движениях, боровшихся за независимость Индии: Индийской национальной армии и Раштрия сваямсевак сангхе.

В 1955 году окончил колледж ДН Джайн со степенью бакалавра. В 1957 году с отличием окончил Саугарский университет, получив степень магистра философских наук. После этого стал преподавателем философии в Райпурском санскритском колледже, но вскоре вице-канцлер попросил его искать другое место работы, так как посчитал, что Раджниш пагубно влиял на нравственность, характер и религиозность студентов.

Лекционные туры

В 1960-х годах Раджниш всякий раз, когда ему позволяла преподавательская деятельность, делал большие туры с лекциями по Индии, в которых он пародировал и высмеивал Махатму Ганди и критиковал социализм. Он считал, что социализм и Ганди превозносят бедность, а не отказываются от неё. Утверждал, что для того чтобы победить бедность и отсталость, Индии необходим капитализм, наука, современные технологии и контроль над рождаемостью.

Ошо, как и всегда, улыбается

Он подверг критике ортодоксальный индуизм, назвав брахманическую религию мёртвой, наполненной пустыми ритуалами, угнетающую своих последователей с помощью страха быть проклятыми и обещаниями благословения, и говорил, что все политические и религиозные системы являются ложными и лицемерными. Благодаря этим заявлениям Раджниш сделал себя непопулярным среди большинства, но они привлекли к нему определённое внимание.

Ранние лекции Ачарьи Раджниша были на хинди, поэтому не были ориентированы на западных посетителей. Биограф Р. Ч. Прасад отмечал, что удивительное обаяние Раджниша чувствовали даже не разделявшие его взглядов. Его выступления быстро принесли ему преданных поклонников, в том числе среди богатых бизнесменов.

Такие посетители получали индивидуальные консультации о своём духовном развитии и о повседневной жизни в обмен на пожертвования. Традиция обращения за советом к учёному или святому является обычной практикой в Индии, наподобие того, как люди на Западе получают советы психотерапевта или консультанта.

Исходя из бурного роста практики, американский религиовед и доктор философии Джеймс Льюис сделал предположение о том, что Раджниш был необыкновенно одарённым духовным целителем. Начиная с 1962 года Раджниш несколько раз в год проводил медитационные лагеря с активными техниками очищения, в это же время стали появляться первые центры медитации (Дживан Джаграти Кендра или Центры Пробуждённой Жизни).

Его движение «Пробуждённая Жизнь» (Дживан Джаграти Андолан) в этот период состояло, главным образом, из членов джайнисткой религиозной общины в Бомбее. Один из таких членов движения участвовал в борьбе Индии за независимость и занимал значимый пост в партии Индийского национального конгресса, а также имел тесные связи с лидерами страны, такими как Ганди, Джавахарлал Неру и Морарджи Десаи. Дочь этого политика, Лакшми, была первым секретарем Раджниша и его преданным учеником.

Ачарья Раджниш утверждал, что вызывание у людей шока было единственным способом разбудить их. Многие индийцы были шокированы его лекциями 1968 года, в которых он подверг резкой критике отношение индийского общества к любви и сексу и выступил за либерализацию отношений. Он говорил, что изначальная сексуальность божественна, и что сексуальные чувства не должны подавляться, а должны приниматься с благодарностью.

Раджниш утверждал, что только признав свою истинную природу, человек может быть свободным. Он не принимал религий, которые выступали за уход от жизни, истинная религия, по его словам, искусство, которое учит, как можно наслаждаться жизнью в полной мере. Эти лекции позднее вышли как книга, названная «От секса к Сверхсознанию», и были опубликованы в индийской прессе, назвавшей его «секс-гуру».

Несмотря на оппозицию со стороны некоторых авторитетных индуистов он, однако, в 1969 году был приглашён выступить на Второй Всемирной индуистской конференции. Там, воспользовавшись возможностью, он выступил с критикой всех организованных религий и их священников, чем вызвал состояние ярости у индуистских духовных лидеров, присутствовавших на конференции.

Бомбей

Ошо (Бхагван Шри Раджниш) - это... Что такое Ошо (Бхагван Шри Раджниш)? || Ошо Шри Раджниш

Ошо (Бхагван Шри Раджниш) - это... Что такое Ошо (Бхагван Шри Раджниш)? || Ошо Шри Раджниш

Ошо беседует с учеником. 1977 г.

Родился Чандра Мохан Джеин (хиндиचन्द्र मोहन जैन) 11 декабря1931 года в деревне Кучвада (на территории современного штата Мадхья-Прадеш, центральная Индия) в джайнской семье торговца тканями. Первые семь лет воспитывался в семье родителей матери.

В 1957 году он с золотой медалью окончил Саугарский университет, получив степень магистра философских наук[24][7], преподавал философию сначала в Райпурском санскритском колледже[24], а в 1966 году получил должность профессора философии в Джабалпурском университете.[24][25]

Всерьёз изучал гипноз и риторику, которые, предположительно, использовал для воздействия на людей в ходе многочасовых публичных выступлений[26].

В 1960-х годах под именем Ачарья Раджниш (хиндиआचार्यачарья — учитель, Раджниш — имя[10], данное ему в семье[27]) путешествовал по Индии[24], его лекции о самых известных мистиках Востока собирали многотысячные аудитории. С 1962 года начал проводить 3-10-дневные медитационные лагеря. В 1966 году оставил преподавательскую деятельность в университете, чтобы полностью посвятить себя духовной деятельности.

В 1969 году группа последователей организовала фонд для поддержки его деятельности. Фонд арендовал помещение в Бомбее для проведения ежедневных даршанов и приёма посетителей. Ошо с 28 сентября 1970 года начал инициировать учеников (нео-саньясины или просто саньясины)[24]. При инициации саньясины получали новое имя, до сентября 1985 года они носили оранжевую или красную одежду, мала (ожерелье) со 108 бусинами и портретом Раджниша.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В 1974 году он зарегистрировал «Международное бюро саньясинов»[7] и стал духовным лидером ашрама, основанного в Пуне[24]. Там широко стали практиковаться медитационные техники Ошо — «динамическая медитация» (или хаотическая медитация), «медитация кундалини» и «натарадж». Динамическая медитация состоит из 5 стадий по 10 минут каждая.

В первой стадии требуется полностью расслабиться, а затем быстро и глубоко дышать. Во второй стадии происходит выплеск накопившихся эмоций, которые не только не подавляются, но всячески усиливаются. В третьей стадии медитирующие, поднимая руки над головой, подпрыгивают вверх-вниз и, твёрдо приземляясь на ступни, кричат «ху-ху-ху» до полного изнеможения так, чтобы вибрации достигли «полового центра».

В четвёртой стадии застывают в той позе, в какой оказались по завершению предыдущей стадии. В пятой стадии исполняется 10-15 минутный танец и выражается благодарность за испытанное блаженство[28][29]. Во время «медитации кундалини» медитирующие сильно трясутся, чтобы «разогнать зажимы тела», а также пляшут для того, «чтобы проявилась вновь обретённая жизненность». Раджниш рекомендовал практиковать медитацию на протяжении 21 дня вместе с занятиями йогой в уединении и молчании[28][30].

Содержание

  • 1Имена
  • 2Биография
    • 2.1Детство и юность (1931—1950)
    • 2.2Годы обучения (1951—1960)
    • 2.3Лекционные туры
    • 2.4Бомбей
      • 2.4.1Фонд движения нео-саньясы
      • 2.4.2Бхагван
    • 2.5Ашрам в Пуне (1974—1981)
      • 2.5.1Развитие и рост
      • 2.5.2Групповая терапия
      • 2.5.3Ежедневные события в ашраме
      • 2.5.4Отрицательные сообщения в СМИ
      • 2.5.5Изменение планов и начало фазы молчания Бхагвана
    • 2.6Пребывание в США (1981—1985)
    • 2.7Кругосветное путешествие (1986)
    • 2.8Пуна (1987—1990)
  • 3Учение Ошо
    • 3.1Эго и ум
    • 3.2Медитация
    • 3.3Сексуальные практики и тантра
    • 3.4Дзэн
    • 3.5Отречение и «новый человек»
    • 3.6«Десять заповедей» Ошо
  • 4Ошо-движение
    • 4.1Последователи в России
  • 5Критика
  • 6Ответы на критику
  • 7Наследие
    • 7.1В Индии
    • 7.2Международный медитационный курорт Ошо
    • 7.3Во всем мире
    • 7.4Культурное наследие
  • 8Избранные труды
  • 9Литература

Учение Ошо

Ошо (Бхагван Шри Раджниш) - это... Что такое Ошо (Бхагван Шри Раджниш)? || Ошо Шри Раджниш

Ошо празднует день рождения в своей резиденции в

Бомбее

11 декабря 1972 года.

Учение Ошо чрезвычайно эклектично. Оно представляет собой хаотичную мозаику, составленную из элементов христианства, суфизма, хасидизма, даосизма, дзэн, тантризма и других духовных течений. РелигиоведЛ. И. Григорьева писала, что «учение Раджнеша — это смесь элементов индуизма, даосизма, суфизма и т. п.».

[7] Сам он говорил об этом так: «У меня нет системы. Системы могут быть только мёртвыми. Я — бессистемный, анархический поток, я даже не личность, а просто некий процесс. Я не знаю, что я говорил вам вчера»[63]; «…цветок груб, аромат тонок… Вот что я пытаюсь сделать — свести воедино все цветы тантры, йоги, Дао, суфизма, дзэна, хасидизма, иудаизма, мусульманства, индуизма, буддизма, джайнизма…»[64];

«Истина — вне конкретных форм, установок, вербальных формулировок, практик, логики, а её постижение осуществляется хаотическим, а не систематическим методом»[65]; «Я — начало абсолютно нового религиозного сознания, — говорил О. — Пожалуйста, не связывайте меня с прошлым — его не стоит даже и вспоминать»[24];

«Мое послание — не доктрина, не философия. Мое послание — это своего рода алхимия, наука трансформации, поэтому лишь тот, кто сумеет умереть таким, каков он есть и возродиться настолько обновлённым, что не может себе это сейчас даже представить… только те немногие смельчаки будут готовы услышать, ибо слышать — значит идти на риск»[24].

Л. И. Григорьева писала, что «Конечная цель религиозной практики Раджнеша — достижение состояния просветления и тотального освобождения. Способы достижения этого состояния — отбрасывание стереотипов культуры, воспитания, традиций, отказ от всего того, что навязывает общество.» При этом «разрушение „социальных барьеров и стереотипов“ должно происходить во время общения с „учителем“, а обретение внутренней свободы — через практику „динамической медитации“ и сексуальные оргии, преподносимые под вывеской тантризма».[12]

Ошо (Бхагван Шри Раджниш) - это... Что такое Ошо (Бхагван Шри Раджниш)? || Ошо Шри Раджниш

Несмотря на сотни надиктованных книг, Раджниш не создал систематической теологии. В период орегонской коммуны (1981—1985) вышла в свет книга под названием «Библия Раджниша», однако после разгона этой коммуны Раджниш заявил, что книга была опубликована без его ведома и согласия[66], и призвал своих последователей избавиться от «старых привязанностей», к которым он отнёс и религиозные верования.

Ошо также использовал широкий спектр западных представлений[67]. Его взгляды о единстве противоположностей напоминают Гераклита, в то время как его описание человека как механизма, приговорённого к неконтролируемым импульсивным действиям, происходящим от бессознательных невротических паттернов, имеет много общего с Фрейдом и Гурджиевым[68][69].

Ошо утверждал, что психологическое подавление (вытеснение), часто защищаемое религиозными лидерами, заставляет подавленные чувства повторно появиться в другом облике, и что подавление сексуальности приводит к одержимости сексом в обществах[68]. Вместо этого подавления люди должны доверять самим себе и принимать самих себя безоговорочно[73][68].

Ошо призывает делать то, что исходит из чувства, течёт из сердца[8]: «Никогда не следуйте разуму…не руководствуйтесь принципами, этикетом, нормами поведения»[74]. Он отрицал аскетику и самообуздание классической йоги Патанджали и заявлял, что «тяга к насилию, сексу, стяжательству, лицемерию — есть свойство сознания»[8].

Ошо вёл сибаритский образ жизни, оправдывая собственное стремление к роскоши следующим образом: «Я просто любящий комфорт и роскошь, ленивый человек»[24].

Ошо был сторонником вегетарианства. Он выступал против брачных отношений и деторождения, взамен пропагандируя «свободную любовь», а также терпимо относился к алкоголю и наркотикам[источник не указан 426 дней]. По мнению представителей академического сообщества, последнее обстоятельство стало одним из главных факторов, сделавших его учение притягательным для поколения контркультуры в западных странах[15].

Для Раджниша характерны скандальные высказывания: «Я должен вас убить, чтобы вы возродились. Пуна это не демократия, и я требую от каждого из вас полного подчинения моим приказам». Некоторые из его взглядов шокировали общественность, например, он называл Гитлера «святым человеком»[26]. Ошо говорил, что «Христианство — это болезнь»[24].

Себя он характеризовал следующим образом: «Я основатель единственной религии, другие религии — обман. Иисус, Мухаммед и Будда просто совращали людей…»[76]РелигиоведЛ. И. Григорьева по этому же поводу отмечала «Он отрицает все религии: „Я основатель единственной религии, другая религия — обман. Иисус, Мухаммед, Будда просто совращали людей.“»[77]

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Учение Ошо чрезвычайно эклектично. Оно представляет собой хаотичную мозаику, составленную из элементов буддизма, йоги, даосизма, сикхизма, греческой философии, суфизма, европейской психологии, тибетских традиций, христианства, хасидизма, дзэн, тантризма и других духовных течений, а также собственных взглядов. Религиовед Л. И.

Григорьева писала, что «учение Раджнеша — это смесь элементов индуизма, даосизма, суфизма и т. п.». Сам он говорил об этом так: «У меня нет системы. Системы могут быть только мёртвыми. Я — бессистемный, анархический поток, я даже не личность, а просто некий процесс. Я не знаю, что я говорил вам вчера»;

«…цветок груб, аромат тонок… Вот что я пытаюсь сделать — свести воедино все цветы тантры, йоги, Дао, суфизма, дзэна, хасидизма, иудаизма, мусульманства, индуизма, буддизма, джайнизма…»; «Истина — вне конкретных форм, установок, вербальных формулировок, практик, логики, а её постижение осуществляется хаотическим, а не систематическим методом»;

«Я — начало абсолютно нового религиозного сознания, — говорил О. — Пожалуйста, не связывайте меня с прошлым — его не стоит даже и вспоминать»;«Мое послание — не доктрина, не философия. Мое послание — это своего рода алхимия, наука трансформации, поэтому лишь тот, кто сумеет умереть таким, каков он есть и возродиться настолько обновлённым, что не может себе это сейчас даже представить… только те немногие смельчаки будут готовы услышать, ибо слышать — значит идти на риск».

Многие лекции Ошо содержат противоречия и парадоксы, что Ошо комментировал следующим образом: «Мои друзья удивляются: Вчера ты говорил одно, а сегодня — другое. Чего же нам слушаться? Я могу понять их недоумение. Они ухватились только за слова. Разговоры не представляют для меня никакой ценности, только пустоты между произносимыми мной словами — вот что ценно. Вчера я распахнул двери к моей пустоте при помощи одних слов, сегодня я открываю их, прибегая к другим словам».

Религиовед М. В. Воробьёва отмечала, что главная цель учения Ошо — это «погружение в этот мир и в эту жизнь». Религиовед С. В. Пахомов указывал, что целью учения Ошо является «утрата своего „я“ в океаническом сознании». Также Пахомов отмечал, что Ошо разработал разнообразные медитативные практики для достижения этой цели, включая практику динамической медитации, которая получила наибольшую известность среди всех практик.

Религиовед Л. И. Григорьева писала, что «Конечная цель религиозной практики Раджнеша — достижение состояния просветления и тотального освобождения. Способы достижения этого состояния — отбрасывание стереотипов культуры, воспитания, традиций, отказ от всего того, что навязывает общество.» При этом «разрушение „социальных барьеров и стереотипов“ должно происходить во время общения с „учителем“, а обретение внутренней свободы — через практику „динамической медитации“ и сексуальные оргии, преподносимые под вывеской тантризма».

Кандидат философских наук С. А. Селиванов указывал, что отличительными «визитными карточками» Ошо являются: динамическая медитация, нео-саньяса, реализованная в Пуне идея «коммуны», в которой присутствуют залы для медитации, терапии, музыки, танца, живописи и других искусств, и идея Зорбы-Будды, нового цельного человека. Селиванов также отметил, что Ошо сформировал четыре пути развития для последователей его учения:

  1. Самостоятельный анализ событий, противостояние воздействию всякой идеологии и самостоятельное разрешение собственных психологических проблем.
  2. Приобретение собственного опыта «жить полной жизнью», отказ от жизни «по книгами», поиск «причин возникновения страданий, радости, неудовлетворенности».
  3. Необходимость вывода наружу своих внутренних и разрушающих психику «затаённых желаний» в процессе самореализации.
  4. «Наслаждаться простыми вещами … — чашкой чая, тишиной, беседой друг с другом, красотой звёздного неба».

Религиовед Б. К. Кнорре считает, что учение Ошо является философией витализма «чистой жизненности», в которой первоначальные ощущения человека являются более важными, чем любые нормы социума. Возвращение к «чистому чувству» до приобретения различных стереотипов и цивилизационных комплексов Кнорре образно описывает как наслаждение жизнью без вопросов «зачем» и «почему». Для возвращение к данному состоянию и освобождению «истинного я» используются психофизиологические тренинги.

Критика

Организации последователей Раджниша были классифицированы как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ)[86][87][88]. Комиссией Национальной Ассамблеи Франции огранизация «Centre d’information OSHO» определена как секта[89].

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

 

После депортации Ошо из США в 1985 году и Греции в феврале 1986 года, 21 страна отказала гуру во въезде на свою территорию[10], либо объявили «персона нон грата».[24][90].

По мнению христианского проповедника Джона Анкерберга (John Ankerberg), отличительная особенность учения Ошо состоит в его полном отрицании моральных норм[91].

По неподтверждённым версиям некоторых критиков, в частности православного активиста антисектантского движения в России А. Л. Дворкина, Ошо предположительно умер от СПИДа[92] или передозировкинаркотиков[93].

На вопрос о том, является ли движение неосаньясы культом или сектой, Ошо ответил следующим образом: «Это просто движение. Не культ, не секта, не религия, а движение за медитацию, попытка создать науку о внутреннем мире. Это учение о сознании»[96].

Ошо отрицал мораль по той причине, что она, по его мнению, прямо связана с лицемерием, к которому Ошо, по утверждению кандидата философских наук А. А. Грицанова, испытывал самое большое отвращение из всего множества явлений. Таким образом Ошо считал, что лицемерие «не может исчезнуть с земли до тех пор, пока не исчезнет мораль»[97].

Рассматривая ситуацию с большим количеством роллс-ройсов, Ошо указывал на невозможность их одновременного использования, рассматривая их значение следующим образом: «В Индии один „мерседес“ вызывал шум, но в Америке понадобилась почти сотня „роллс-ройсов“, чтобы достичь такого же эффекта». Также Ошо отмечал, что таким образом он указывал на скрытое чувство ревности: «Я хотел, чтобы для вас стало ясно, что вы готовы бросить все ваши желания истины, любви, духовного роста для того, чтобы иметь „роллс-ройс“»[98].

Организации последователей Раджниша были классифицированы как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в Аналитическом вестнике Аналитического управления Государственной Думы РФ, написанным кандидатом юридических наук и известным специалистом антикультового движения в России Н. В.

Организация Ошо причислялась к деструктивным сектам в официальных документах ФРГ. В 2002 году Федеральный конституционный суд Германии вынес решение, согласно которому описание Правительством Германии движения Ошо как «псевдорелигиозного» и «деструктивного», а также обвинение движения в психологической манипуляции без фактического обоснования нарушает конституционные права религиозного объединения.

После депортации Ошо из США в 1985 году и Греции в феврале 1986 года, 21 страна отказала гуру во въезде на свою территорию, либо объявили «персона нон грата». Ещё до высылки Ошо британский социолог религии Айлин Баркер отмечала, что «несмотря на декларированную свободу, Раджнишпурам постепенно превращался в тоталитарную организацию с жесткой системой контроля».

По мнению христианского проповедника Джона Анкерберга (John Ankerberg), отличительная особенность учения Ошо состоит в его полном отрицании моральных норм.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

По неподтверждённым версиям некоторых критиков, в частности православного активиста антисектантского движения в России А. Л. Дворкина, он предположительно умер от СПИДа или передозировки наркотиков.

Религиовед А. А. Грицанов писал, что в интервью итальянскому телевидению на вопрос «Все, что вас окружает, газеты представляют как некий культ, секту. Так ли это? Если нет, то как можно это назвать?», Ошо ответил следующим образом: «Это просто движение. Не культ, не секта, не религия, а движение за медитацию, попытка создать науку о внутреннем мире. Это учение о сознании. Обычная наука занимается миром объективным, а это движение создает науку о субъективном мире.»

Грицанов привёл в своей книге выдержки из двух интервью Ошо о ситуации с Раджнишпурамом, в которых тот объясняет жёсткую систему контроля Раджнишпурама следующим образом: «Я выбрал Шилу своим секретарем, чтобы вы увидели, что такое фашизм. {amp}lt;…{amp}gt; Если хотите, чтобы Шила вернулась, я позову ее, всю ее шайку и опять поручу им эту общину.

Раджнишпурам, штат Орегон. Дом, в котором жил Ошо. Лето 1982 г., США

Если же не хотите, чтобы вами помыкали, сами несите ответственность за себя» и в качестве аналогичного примера приводит поддержку интеллигенцией Гитлера, делая вывод о том, что его интеллигентные саньясины «вечно пользуются свободой не так, как надо». Также Ошо говорил о том, что не видел, что делала Шила, так как «я никогда не выхожу из дому и почти ни с кем не встречаюсь…», а причина, по которой последователи не замечали происходящего состояла в том, что «Шила, при всей уродливости ее фашистских поступков, одновременно создавала нашу общину».

Обсуждая мораль, Ошо указывал на её ограниченность: «Мораль — это фальшивая монета, она обманывает людей, это не религия вообще», а также «Человек реального понимания не является ни хорошим ни плохим. Он превосходит обоих». Грицанов, описывая взгляд Ошо на тантру, указывал, что Ошо «ненавидит мораль, потому что мораль „порождает лицемерие“», к которому Ошо относится в высшей степени отрицательно.

та же самая модель, та же самая машина. Но я хотел, чтобы для вас стало ясно, что вы готовы бросить все ваши желания истины, любви, духовного роста для того, чтобы иметь „роллс-ройс“. Я специально создавал ситуацию, при которой вы будете чувствовать ревность». А ещё, что «Функция мастера очень странная.

Ему приходится помогать вам прийти к пониманию вашей внутренней структуры сознания: оно полно ревности». И резюмировал всё это Ошо следующим образом «Эти машины выполнили свое предназначение. Они создали ревность во всей Америке, во всех супербогатых людях. Если бы у них было достаточно понимания, тогда вместо того, чтобы быть моими врагами, они бы пришли ко мне, чтобы найти путь освободиться от своей ревности, потому что в этом их проблема. Ревность — это огонь, который жжет вас и жжет сильно».

В культуре

Существует фильм об Ошо и его коммуне, «Свобода — ваше естество». Режиссёр Бернд Мютинг, перевод на русский Владимира Алейникова. Согласно распространенному мнению фильм был отснят съёмочной группой певца Валерия Леонтьева и смонтирован Сергеем Крыловым во время турне Леонтьева по Индии в 1988 году[99], однако в титрах они не значатся[100].

Избранные труды

По высказываниям Иисуса:

По Дао:

По Гаутаме Будде:

По дзену:

  • Книга ни о чём (по Синь-синь-минСосана)
  • Ни воды, ни луны
  • Возвращаясь к истокам
  • Трава растет сама
  • Нирвана: Последний кошмар
  • Поиск (по десяти быкам)
  • Эверест дзэн (по Хякудзё)
  • Истинный мастер дзэн (по Киосану)
  • Дзен: Путь парадокса

По баульским мистикам:

По суфизму:

  • Пока вы не умерли
  • Просто так
  • Unio Mystica тома I и II (о поэзии Санаи)

По хасидизму:

По упанишадам:

  • Я есть То — беседы по Иша-упанишаде
  • Высшая доктрина
  • Предельная алхимия том I и II
  • Веданта: Семь шагов к самади

По Гераклиду:

По Кабиру:

  • Экстаз: Забытый язык
  • Божественная мелодия
  • Путь любви

По буддистcкой тантре:

  • Тантра: Высшее понимание
  • Виденье тантры

По Патанджали и йоге:

  • Йога: Альфа и Омега том I—X

(переиздана как Йога — сила духа)

По методам медитации:

  • Книга тайн, том I—V
  • Медитация: Искусство внутреннего экстаза
  • Оранжевая книга
  • Медитация. Первая и последняя свобода

Беседы на общие темы:

  • Я — врата
  • Путь белых облаков
  • Тихий взрыв
  • Корни и крылья

Интервью (даршаны):

  • Удар Молота по Скале
  • Нечего терять
  • Будьте реалистичны: план для чуда
  • Кипарис во дворе
  • Возлюбленные моего сердца
  • Танец — ваш путь к богу
  • Страсть к невозможному
  • Великое Ничто
  • Бог не для продажи
  • Тень кнута
  • Блаженны нищие духом
  • Находясь в любви

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

↑ Показывать компактно

По высказываниям Иисуса:

  • Горчичное зерно (по Евангелию от Фомы)
  • Приходи, следуй за Мною том I—IV

По Дао:

  • Дао: Три Сокровища (по Дао дэ цзин Лао-цзы), том I—IV
  • Пустая лодка (истории о Чжуан-цзы)
  • Когда туфли не жмут (истории о Чжуан-цзы)
  • Ошо. Дао: путь без пути

    . — 2000. — Т. 1. — ISBN 5-7135-049-58.

По Гаутаме Будде:

  • Дхаммапада (Том I—X)
  • Дисциплина трансцендентности (том I—IV)
  • Сутра сердца
  • Алмазная сутра

По дзэну:

  • Книга ни о чём (по Синь-синь-мин Сосана)
  • Ни воды, ни луны
  • Возвращаясь к истокам
  • Трава растет сама
  • Нирвана: Последний кошмар
  • Поиск (по десяти быкам)
  • Эверест дзэн (по Байчжану)
  • Истинный мастер дзэн (по Кёдзану)
  • Дзен: Путь парадокса

По баульским мистикам:

По суфизму:

  • Пока вы не умерли
  • Просто так
  • Unio Mystica тома I и II (о поэзии Санаи)

По хасидизму:

По упанишадам:

  • Я есть То — беседы по Иша-упанишаде
  • Высшая доктрина
  • Предельная алхимия том I и II
  • Веданта: Семь шагов к самади

По Гераклиду:

По Кабиру:

  • Экстаз: Забытый язык
  • Божественная мелодия
  • Путь любви

По буддистской тантре:

  • Тантра: Высшее понимание
  • Виденье тантры

По Патанджали и йоге:

  • Йога: Альфа и Омега том I—X

(переиздана как Йога — сила духа)

По методам медитации:

  • Книга тайн, том I—V
  • Медитация: Искусство внутреннего экстаза
  • Оранжевая книга
  • Медитация. Первая и последняя свобода

Беседы на общие темы:

  • Я — врата
  • Путь белых облаков
  • Тихий взрыв
  • Корни и крылья

Интервью (даршаны):

  • Удар Молота по Скале
  • Нечего терять
  • Будьте реалистичны: план для чуда
  • Кипарис во дворе
  • Возлюбленные моего сердца
  • Танец — ваш путь к богу
  • Страсть к невозможному
  • Великое Ничто
  • Бог не для продажи
  • Тень кнута
  • Блаженны нищие духом
  • Находясь в любви

Литература

  • Балагушкин Е. Г.Глава III. Тибетский буддизм датчанина Оле Нидала // Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. — Ч. 2. — М.: Ин-т философии РАН, 2002. — 248 с. — ISBN 5-201-02094-1
  • Баркер А.Новые религиозные движения. — М., 1997.
  • Вандерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия [пер. с англ.]. — М.: Миф-Локид, 1997.
  • Грицанов А. А. Раджниш Ошо. — Мн.: Книжный Дом, 2011. — 384 с. — (Тайны Посвящённых). — ISBN 978-985-17-0253-0
  • Григорьева Л.И. Культ Ошо (Раджнеша) // Религии народов современной России: Словарь / М.П.Мчедлов (отв. ред.), Аверьянов Ю.И., Басилов В. Н. и др. / 2-е изд., испр. и доп.. — М: Республика, 2002. — С. 186 — 187. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1
  • Грицанов А. А.Ошо // Эзотеризм. Энциклопедия / Сост. Грицанов А. А. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1040 с. — (Мир энциклопедий). — 5030 экз. — ISBN 985-6656-73-7ISBN 985-428-548-0
  • Дворкин А. Л.Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. — 816 с. — ISBN 5-88213-050-6
  • Клюев Б. И. Кундалини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям) // Индуизм: традиции и современность. — М., 1985.
  • Мартин У.Глава 12. Восточные религии // Царство культов. — СПб.: Логос, 1992. — 351 с.
  • Ошо.Дао: путь без пути. — 2000. — Т. 1. — ISBN 5-7135-049-58
  • Привалов К. Б. Секты: досье страха. — М.: Политиздат, 1987.
  • Сенкевич А.За стенами ашрамов // Бессмертный лотос: Слово об Индии / Сост. А. Сенкевич. — М.: Мол. Гвардия, 1987. — 382 с.
  • Соколов Н. В. Ошо: по ту сторону морали // Восточная коллекция. — 2002. — № 1 (8). — С. 133—136.
  • Тимощук А. С.Глава 5. Статус традиционной культуры в современном мире // Ведийская культура: сущность и метаморфозы: Моногр. — Владимир: ВЮИ Минюста России, 2002. — 148 с. — ISBN 5-93035-050-7
  • Ankerberg, John; Weldon, John.Encyclopedia of new age beliefs. — Oregon: Harvest House Publishers Eugene, 1996. — ISBN 1-5650-7106-3, ISBN 1-84227-033-8
  • Associated Press. Guru’s arrest not imminent // Spokane Chronicle. — 2.10.1985.
  • Aveling H. The Laughing Swamis. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1994. — ISBN 81-208-1118-6
  • Aveling H. Osho Rajaneesh and his disciples: some western perceptions. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1999. — 441 с. — ISBN 9788120815988
  • Bharti. Death Comes Dancing // Osho Rajneesh. Studies in Contemporary Religion / Judith M. Fox. — Salt Lake City: Signature Books, 2002. — ISBN 1-56085-156-2
  • Basnet, Chudamani.Stagnation and the growth of the Rajneesh movement in Nepal: the new paradigm in a non-western context. — Nepal: Tribhuvan University, 1999.
  • Basnet, Chudamani The way of Neo-Sannyas: sociological perspective on a new religious movement in Nepal. — Kathmandu: Udaya Books, 2002. — ISBN 9993330086, ISBN 9789993330080
  • Carrette, Jeremy; King, Richard Selling Spirituality: The Silent Takeover of Religion. — New York: Routledge, 2004. — ISBN 0-415-30209-9
  • Carter, Lewis F. Charisma and Control in Rajneeshpuram.. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — ISBN 9780521385541, ISBN 0-521-38554-7
  • Carter, Lewis F. The „New Renunciates“ of Bhagwan Shree Rajneesh: Observations and Identification of Problems of Interpreting New Religious Movements // Journal for the Scientific Study of Religion. — 1987. — № 26 (2). — P. 148—172. — DOI:10.2307/1385791
  • Clarke, Peter B. Encyclopedia of New Religious Movements. — Routledge, 2006. — ISBN 978-0-415-45383-7
  • Davisson, Sven. The Rise {amp}amp; Fall of Rajneeshpuram // Ashé. — 2003. — № 2.
  • Elten, Jörg Andrees. Ganz entspannt im Hier und Jetzt. — Köln, 2000.
  • Evald, Pierre. And Another Thing… India’s greatest bookman // LOGOS — The Journal of the World Book Community. — 2001. — Vol. 12. — № 1. — P. 49-51. — ISSN0957-9656.
  • FitzGerald, Frances. A reporter at large — Rajneeshpuram // The New Yorker. — 22.09.1986.
  • FitzGerald, Frances. A reporter at large — Rajneeshpuram // The New Yorker. — 29.09.1986.
  • Forsthoefel, Thomas A. Gurus in America / Humes, Cynthia Ann (eds.). — Albany, NY: State University of New York Press, 2005. — ISBN 0-7914-6574-8
  • Fox, Judith M. Osho Rajneesh. Studies in Contemporary Religion. — Salt Lake City: Signature Books, 2002. — ISBN 1-56085-156-2
  • Galanter, Marc (ed.) Cults and New Religious Movements: A Report of the American Psychiatric Association,. — American Psychiatric Publishers, 1989. — ISBN 0890422125
  • Goldman, Marion S. Reviewed Work(s): Charisma and Control in Rajneeshpuram: The Role of Shared Values in the Creation of a Community by Lewis F. Carter // Journal for the Scientific Study of Religion. — 1991. — № 30 (4). — С. 557–558.
  • Goldman, Marion S. «When Leaders Dissolve: Considering Controversy and Stagnation in the Osho Rajneesh Movement». In Controversial New Religions / edited by James R. Lewis and Jesper Aagaard Petersen. — New York: Oxford University Press, 2005.
  • Gordon, James S. The Golden Guru, Lexington. — MA: The Stephen Greene Press, 1987. — ISBN 0-8289-0630-0
  • Heelas P. The New Age Movement: Religion, Culture and Society in the Age of Postmodernity. — Oxford: Wiley-Blackwell, 1996. — ISBN 0-631-19332-4
  • Huth, Fritz-Reinhold. Das Selbstverständnis des Bhagwan Shree Rajneesh in seinen Reden über Jesus, Frankfurt am Main: Verlag Peter Lang GmbH // Frankfurt am Main: Verlag Peter Lang GmbH. — Studia Irenica, 1993. — Vol. 36. — ISBN 3-631-45987-4
  • Joo, Ryan Bongseok. Countercurrents from the West: “Blue-Eyed” Zen Masters, Vipassanā Meditation, and Buddhist Psychotherapy in Contemporary Korea // Journal of the American Academy of Religion. — 2011. — № 79(3). — P. 614-638.
  • Joshi, Vasant. The Awakened One: The Life and Work of Bhagwan Shree Rajneesh. — Harper {amp}amp; Row, 1982. — ISBN 0-06-064205-X
  • Lewis, James R.; Petersen, Jesper Aagaard (eds.) Controversial New Religions. — New York: Oxford University Press, 2005. — ISBN 019515682X
  • Mann, Ted. The Crazies-Who Follows Rajneesh and Why // In The Rajneesh Papers / edited by Susan J. Palmer and Arvind Sharma. — New Delhi: Motilal Banarasidas Publishers, 1993.
  • Maslin, Janet. Ashram (1981) Life at an Ashram, Search for Inner Peace. Film-Review // New York Times. — 13.11.1981.
  • McPhate, Mike. Mystic’s burial site at commune is reincarnated as posh resort // San Francisco Chronicle. — 29.08.2004. — P. E-3. — DOI:10.2307/1385791
  • Mullan, Bob. Life as Laughter: Following Bhagwan Shree Rajneesh, London, Boston, Melbourne and Henley. — Routledge {amp}amp; Kegan Paul Books Ltd, 1983. — ISBN 0-7102-0043-9
  • Palmer, Susan J. Charisma and Abdication: A Study of the Leadership of Bhagwan Shree Rajneesh // Sociological Analysis. — 1988. — Vol. 49 (2). — P. 119—135.
  • Palmer, Susan J. Rajneesh Women: Lovers and Leaders in a Utopian Commune // In The Rajneesh Papers / edited by Susan J. Palmer and Arvind Sharma. — New Delhi: Motilal Banarasidas Publishers, 1993.
  • Palmer, Susan J.; Sharma, Arvind (eds.) The Rajneesh Papers: Studies in a New Religious Movement. — Delhi: Motilal Banarsidass, 1993. — ISBN 81-208-1080-5
  • Ray, Shantanu Guha. Business of the goods // Tehelka Magazine. — 30.06.2007.
  • Sally Carpenter Hale, Associated Press. Rajneesh renouncing his cult’s religion // The Ledger. — 1.10.1985.
  • Seiwert, Hubert. Freedom and Control in the Unified Germany: Governmental Approaches to Alternative Religions Since 1989 // Sociology of Religion. — 2003. — № 64 (3). — P. 367–375.
  • Sharma, Arvind. The Rajneesh Movement // In Religious Movements: Genesis, Exodus, and Numbers / edited by Rodney Stark. — New York: Paragon House Publishers, 1985.
  • Shunyo, Ma Prem My Diamond Days with Osho: The New Diamond Sutra. — Delhi: Motilal Banarsidass, 1993. — ISBN 81-208-1111-9
  • Storr A. Feet of Clay – A Study of Gurus. — London: Harper Collins, 1997. — ISBN 000-255563-8
  • Süss, Joachim. Zur Erleuchtung unterwegs. Neo-Sannyasin in Deutschland und ihre Religion. Reimer. — Berlin: Marburger Studien zur Afrika- und Asienkunde 2, 1994. — ISBN 3-496-02531-X
  • Süss, Joachim. Bhagwans Erbe. — Claudius, München, 1996. — ISBN 3-532-64010-4
  • Tkacheva A. A. Counter-culture Slogans in the System of Right Wing Radicalism in India. — 1986.
  • Urban, Hugh B. «Osho, From Sex Guru to Guru of the Rich: The Spiritual Logic of Late Capitalism // Forsthoefel; Cynthia Ann Humes, Gurus in America / Thomas A. — SUNY Press, 2005. — ISBN 9780791465738
  • Urban, Huge B. The Cult of Ecstasy: Tantrism, the New Age, and the Spiritual Logic of Late Capitalism // History of Religions. — 2000. — Vol. 39(3). — P. 268—304.
  • Urban, Hugh B. Zorba The Buddha: Capitalism, Charisma and the Cult of Bhagwan Shree Rajneesh // Religion. — 1996. — Vol. 26 (2). — P. 161—182.
  • Wallis, Roy. Religion as Fun? The Rajneesh Movement // Sociological Theory, Religion and Collective Action. — Belfast: Queen’s University, 1986. — P. 191—224.

 

Сайт, посвященный замечательному человеку - Свами Даши. Йог, мастер духовных практик, победитель шоу "Битва экстрасенсов".

Ваш комментарий:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer