Традиции младенческого развития: пестушки и потешки

 

Воспитание с колыбели

Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Это утверждают современные ученые – психологи, педагоги. И даже наши предки успешно использовали принцип «раннего воспитания». Народная традиция придает большое значение общению взрослого с ребенком, начиная уже с первых дней жизни. Такой принцип воспитания обобщен в народной мудрой пословице: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле».

Поэтому огромную помощь в социализации ребенка, воспитании и раннем развитии может оказать аутентичный, подлинный фольклор, значение которого уже оценили ученые, педагоги, психологи и медики, знакомые с этнопедагогикой.

https://www.youtube.com/watch?v=subscribe_widget

Напевное народное слово сопровождает все важнейшие события в жизни младенца. Каждый его день и час. Оно звучит в момент засыпания и пробуждения, питания, игры, оно утешает, успокаивает, ласкает малыша. Воспитывает его чувства, пробуждает мысль, помогает развивать физические и духовные способности.

Когда-то основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Традиционное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного) опыта от старших к младшим. Это позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в обществе и полноценно реализовать свои силы.

«Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. Тексты колыбельных рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, исчерпывающую, образную, адекватную, которую ребенок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь.

«Умел дитя родить – умей и научить», — гласит народная пословица. В период младенчества и раннего детства закладываются основы характера. Формируется мышление, и отношение к жизни. Именно оно впоследствии нередко помогает человеку выжить, сохранить себя как личность.

Пестование младенцев

Колыбельные песни – одна из вершин национальной поэзии. Примитивность, «устарелость» этих текстов — кажущаяся. Даже не вполне понятные многим современным мамам «страшные» колыбельные песни, например: «… не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок…», — имеют глубокий изначальный смысл.

Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений. В этих колыбельных дом-защита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край». Всему свое время, со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство «края», зародившееся еще во младенчестве, хранит человека, позволяет здраво оценивать свои возможности в различных жизненных ситуациях.

Что дают пестушки и потешки малышу?

Различные физические упражнения, которые мы делаем с малышами, с помощью напевного слова и ярких образов, передаваемых через ощущения,

, интересную не только самому ребенку, но и взрослому, который с ним занимается.

Если вы уже упустили грудной возраст, не огорчайтесь. Старшие дети до 6-7 лет будут заниматься с вами с не меньшим удовольствием.

Для новорожденного же большое значение имеет «узнавание», знакомство с различными частями его лица и тела. Для этого существует целый ряд специальных игр, когда взрослый с рифмованной приговоркой дотрагивается до волос, лба, щек, носа, подбородка малыша.

Густой лес,
Чисто поле,
Две тополи,
Два окна,
Две подушки,
Римбимбуля,
Лепетуля,
Точка!
Другой вариант-
тут лес,
Тут поляна,
Тут бугор,
Тут яма,
Тут грудь,
Тут живот,
Тут сердце живет!

Проговаривая весёлые рифмованные пестушки или потешки, мама настраивает весь организм малыша на здоровый лад.

  • Не понимая поначалу обращённых к нему слов, ребёнок очень чутко улавливает ласковую интонацию матери, её доброжелательный настрой, который ему сразу же передаётся и вызывает ощущение надёжности, спокойствия, комфорта.
  • Знакомый и родной материнский голос способствует ответной реакции малыша, который вслушивается и запоминает слова родной речи, пытается их воспроизвести, начинает гулить и агукать, происходит тренировка его голосовых связок, а также развивается слух.
  • Пестушки всегда сопровождаются гимнастикой или массажем, которые помогают малышу понять и ощутить своё тело, его возможности, а также почувствовать через пестование безконечную любовь матери. Массаж – это некое общение, в течение которого нужно «увидеть» всего малыша – заглянуть в каждую складочку кожи, как бы сказать: «И ты нужна, и здесь всё хорошо».
  • Потешки способствуют развитию двигательной активности малыша, которая очень тесно связана с их речевой активностью. Напевность, музыкальность стихотворных строк способствует тому, что малыш сам начинает договаривать отдельные звуки, слова потешки. Ему нравится игра слов, которую он замечает в произведении. Это приводит к тому, что подражая речи взрослых, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Короткие, выразительные и понятные стихотворные строчки легко и быстро запоминаются маленькими детьми, пополняя их словарный запас.
  • Определяющим в рассказывании потешек является создание речевого и игрового общения между взрослым и ребёнком. В то же время, рассказывание стихотворного фольклорного произведения, напоминающее веселую игру, расширяет кругозор ребенка, обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. А самое главное, с помощью стихотворных фольклорных форм ребёнок с самого рождения оказывается в мелодичном музыкально-поэтическом окружении.

Как пестовать малыша

Эмоциональность взрослого способствует поддержке эмоциональной активности ребёнка, удовлетворению его эмоциональных потребностей. К приёмам эмоциональной поддержки относят перепады силы и высоты голоса, смену тембрового звучания, мимику, жесты.

Потягунюшки, порастунюшки,Поперёк толстунюшки,А в ножки — ходунюшкиА в ручки — хватунюшки,А в роток — говорок,А в головку — разумок.

Потягушечки!Порастушечки!Поперёк толстушечки,Руки — хватушечки.Ноги — бегушечки.

Лунь плывёт,Лунь плывёт.

Так называемое «тютюшканье» направлено на укрепление мышц спины малыша.

Ай, тюшки — тюшки — тюшки!Выросли лопушки.Выросли лопушки –Зарастали все лужки.

Водичка-водичка,Умой наше личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.

Порадуйте малыша напевным словом

Вода текучая,Дитя растучее.С гуся вода,С дитя худоба!Вода книзу,А дитя кверху!

У сороки боли,У вороны боли,У Оленьки заживи.

Идёт коза рогатаяЗа малыми ребятами,Ножками топ, топ,Рожками хлоп, хлоп!Кто соску сосёт,Молоко не пьёт –Забодаю, забодаю!

«Мешу, мешу тесто,Есть в печи место,Пеку, пеку каравай!Головоньку — валяй, валяй!» —

происходящее вызывает у ребёнка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может ещё выполнить самостоятельно.

Так полезны ребёнку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,Кую, кую ножки.Ножки у АнтошкиЕдут по дорожке,Дорожка кривая,Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлёпывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на лёгкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

«Ладушки-ладушки,Где были? — У Аннушки.Что ели? — Оладушки.Где оладушки? — Съели …Нет оладушек!» (Руки ребёнка разводятся в стороны).

Ладушки-ладушки,Где были? — У Панечки.Что ели? — Прянички!Где прянички?Съели…Нет пряничков! (Руки ребёнка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребёнок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности. К собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

Игра называется «Ладушки» потому, что она налаживает работу детского организма. А что означает слово ладонь вы уже, наверное, догадались.

Постепенно пестушки сменяются потешками.

Та-та-та, та-та-та,Вышла кошка за кота;Кот ходит по лавочке,Водит кошку за лапочки,Топы-топы по лавочке,Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведёт его за собой. Ритм стиха задаёт и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребёнка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ногиШли по дороге:Топ-топ-топ,Топ-топ-топ.Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ-топ-топ, топ — топ-топ!Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Поехали, поехалиС орехами, с орехами!Поскакали, поскакалиС калачами, с калачами!Вприпрыжку, вприскочкуПо кочкам, по кочкам —В ямку — бух!

Взрослый подбрасывает ребёнка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).

Хороша дорога,Хороша дорога,Вот стала что-то хуже,Вот стала что-то хуже,Шаляет, валяет,Шаляет, валяет,На мостике, под мостиком,На мостике, под мостиком,Бух в ямку!

Чики-чики-чикалочки,Едет Ваня на палочке,А Дуня на тележкеЩёлкает орешки.Чики, чики, кички,Берёзовые лычки!Летели две птички,Собой невелички.Как они летели –Все люди глядели,Где они садились,Все люди дивились.

Желание мам и бабушек вырастить дитя крепким, здоровым и сытым породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребёнка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришёл кисель,На лавочке присел,На лавочке присел,Поесть Оленьке велел.

Будем кашку варить,Будем Сашеньку кормить.

Следует принять во внимание, что для маленького ребёнка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чём-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочкеВыросла Лизуша!Люди её любят,Все её голубят.

Кто у нас хороший?Кто у нас пригожий?Коленька хороший,Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребёнка по головке, держать за ручки или водить с ним хоровод.

Приемы ухода за младенцем, материнского массажа, забавы в культурах разных народов довольно схожи. Индивидуальную, национальную окраску народной традиции воспитания детей придает напевное слово. Действие, сопровождаемой словом, несет в себе громадную пробуждающую, преображающую силу. Эта сила поставит беспомощного пока «грудничка» на ноги, пробудит его ум душу, породит в теле желание двигаться гармонично и красиво.

 

Пестушками называются рифмованные присловья и припевки, сопровождающие гимнастику и массаж. Слово «пестушки» происходит от глагола «пестовать», т.е. смотреть за ребенком, кормить его и развлекать. Но прежде всего это значит – воспитывать, развивать ребенка духовно и физически.

Даже простейший массаж сопровождается яркой, образной приговоркой – пестушкой. Да и само слово – напевное. В напеве – эмоциональный и смысловой ключ к детской песенке. В момент укачивания ребенка именно напев колыбельной, особый тембр голоса и время от времени прерывающие пение мерные покачивания голосом: а-а-а! – являются сигналом ко сну.

Мотив пестушки, напеваемой во время массажа, пробуждает в душе и теле малыша импульс к действию, а плясовая мелодия потешки зовет его к самовыражению в пляске.

«Чудесный дар – народное слово, распетое, окрашенное интонацией. Вместе с игрой оно учит и лечит, влечет к игре ума и безудержному «выплясыванию» силы. Оно дает малышу возможность ощутить себя летящей птицей или всадником, несущимся напролом (пока, правда, на отцовских коленях, а не на коне). Народное слово учит ребенка быть настоящим хозяином родного языка, собственных мыслей и поступков.

Мы – больше, чем Я

Человеку нужно ощущать себя неотъемлемой и необходимой частью сильного «мы». В русской народной традиции это «мы» — прежде всего семья. Для младенца семья – весь его мир. Как часто мы видим, что, играя, дитя прибегает прижаться к матери или отцу, чтобы пополнить свою уверенность в самом себе, удостовериться в родительской помощи и поддержке.

Замечательно, если в семье, где растет маленький, есть бабушки и дедушки, а то и прабабушки и прадедушки. Тогда это семейное «мы» приобретает для него временную глубину. Тонкое чувство родства переживает малыш по отношению к братьям и сестрам: семейный мир раздвигается еще и в ширину. А в центре – сам малыш — тоже важная, необходимая ступенькаэтой стройной иерархии.

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама, 

Этот пальчик — деда,

Этот пальчик – баба,

А этот – малышка,

Зовут его … Андрюшка!

Как хорошо: пальчики – свои, родные, на своей руке. Ближе некуда. И родные – тоже свои. Каждый на своем месте. И замыкает этот ряд хозяин пальчиков – «малышка».

Так слово, соединяясь приятным движением, ласковым голосом матери, ставит младенца как бы посреди родной семьи: он не один, он – часть дружного, благожелательного «мы».

Важно и то, что ребенок и мама общаются глаза в глаза. Когда во время массажа малыш видит ее губы, то запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме—гулит, подражает ее мимике и пытается подпевать. В это время закладывается основа хорошей будущей речи. Так рождается самое главное — взаимопонимание мамы и ребенка.

Игры на базе акупунктуры

Немало среди подобных развивающих славянских игр с малышами и таких, которые воздействуют на энергетические меридианы и биологически активные точки, разглаживая, распрямляя и улучшая тем самым течение энергии в теле ребёнка.

На ладошках и на стопах есть точки-проекции всех внутренних органов. И все эти игры-сказки, которые многие из нас помнят из детства, не что иное, как массаж в игровой форме.

Кстати, в современном мире основные элементы тех игровых действий стали основной для профессионального детского массажа.

А выглядят эти игры очень просто.

Сорока-белобока

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

Дальше — внимание. Всё не так просто. Описывая работу «сороки-белобоки» на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала…» Каждого «детку», то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца.

Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «меридиан лёгких».

Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Сорока-белобокаГде была? — Далёко!Печку топила,Кашку варила,Деток кормила.На порог скакала,Гостей созывала.Гости услыхали,Быть обещали.Гости на двор —Кашицу на стол.Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)А этому — не дала! (трогаем за большой палец)Ты воды не носил,Дров не рубил,Каши не варил —Ничего тебе не дам!

Пальчик-мальчик

— Пальчик-мальчик,Где ты был?— С этим братцем –в лес ходил.С этим братцем –Щи варил.С этим братцем –Кашу ел.С этим братцем –Песни пел.

Кую-кую ножку

Кую, кую ножку,Поеду в дорожку.Надо коня подковать,Чтобы дома ночевать.Кую, кую ножку,Поеду в дорожку.За четыре мили,Подковочки сбили.

Три колодца

— Пошёл Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб.

— Здесь вода тёплая, — мы регулируем работу лёгких.

Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили «массаж лёгких»).

— Здесь вода горячая.

— А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

В мокрую осеннюю погоду такая игра весьма кстати: и развлечение, и профилактика простудных заболеваний.

И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженных во взглядах, словах и их интонациях, в действиях и игре. Нужно уметь не только любить, но и проявлять свою любовь. А этому как нельзя лучше учат традиции наших предков, на которых выросло не одно поколение славных русичей.

Игры с ручками и пальчиками

Значительное место в народной педагогике занимают всевозможные игры с ручками и пальчиками, начиная от приговорок и припевок, сопровождающих простые хлопки в ладоши, до сложных игр на координацию пальцев и рук. Это и известная многим «Сорока-ворона», и «Ладушки» и другие.

Например, «Вьюшки».

Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью! (вращаем кулачки)

Колотушки колочу, (кулачками хлопаем об колени)

Приколачиваем, (хлопаем в ладоши, можно кулачками друг об друга)

Заколачиваю! (топаем ножками по очереди)

Жизнь – хороша, жить – хорошо!

Постоянное присутствие матери, ее нежная забота и внимание, многообразие эмоционального, телесного и словесного общения с ней очень важны для всей будущей жизни ребенка. Они помогают маленькому человеку утвердиться в своей значимости, желанности, сформировать так называемое «базовое доверие к миру» — интуитивную уверенность в том, что жить хорошо, а если будет плохо, то его не бросят, ему помогут. Это основа жизненного оптимизма взрослого человека, его желания жить на свете вопреки всем невзгодам.

Рожденная в недрах теплой семейной жизни народная культура материнства и детства может и должна быть освоена современными людьми. Для этого взрослым нужно толькозахотеть научиться петь колыбельные и рассказывать сказки. Для ребенка неважно, есть ли у мамы музыкальное или филологическое образование, главное – чтобы напевное слово шло из самого сердца, наполненное теплом, любовью и заботой.

Развивающий уход – современный вариант пестования

Аутентичный фольклор, т. е. истинные образцы народной музыки, слова, танца, оказывает гармонизирующее влияние на центральную нервную систему ребенка за счет максимальной приближенности к гармоничным ритмам «золотого сечения». К этому ритму также относится биение сердца, физиологические звуки внутренних органов матери, которые, как известно, успокаивают плачущих младенцев.

Конечно, массаж и движения, которые использовали наши предки для пестования своих здоровых младенцев, недостаточны для реабилитации нервной и опорно-двигательной системысовременных детей. Новые диагнозы: энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, внутричерепная гипертензия, дисплазия тазобедренных суставов — теперь знакомы каждой матери и требуют новых эффективных методов реабилитации детей.

Петербургские ученые соединили достижения Филадельфийского Института мозга, Европейской Школы остеопатии и отечественный опыт петербургской школы детского массажа, гомеопатии, уникальный архив петербургских этнографов из коллектива «Домострой». Так родилась новая методика современного материнского массажа с пестушками, потешками и вестибулярной гимнастикой — развивающий уход за младенцем.

Для того, чтобы будущим мамам было проще и приятнее запомнить все приемы массажа и выучить песенки-потешки, авторы программы разработали методику «Развивающего массажа для беременных». Вы можете посмотреть обучающее видео прямо на нашем сайте.

Начните знакомство с этими методиками как можно раньше, ведь перед родами у вас будет очень мало времени на обучение, а после рождения малыша уже нужно начинать применять приемы развивающего ухода.

 

Сайт, посвященный замечательному человеку - Свами Даши. Йог, мастер духовных практик, победитель шоу "Битва экстрасенсов".

Ваш комментарий:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer