Архитектура древней армении. Блог samuelarchitect - архитектура храмов армянской апостольской церкви

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Армения - страна, первая принявшая христианство, как государственную религию, случилось это аж в IV веке, поэтому здесь так много очень древних церквей. Чуть ли не в каждом городке и селе есть церковь, причем очень часто датируются она IV-VIII веками.

Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря и византийской или, тем более, русской. Характерная их черта - конусообразный купол.

Монастырь Ахпат. X-XIII вв. - с. Ахпат. Это действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь - значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Кобайр. XII-XIII вв. - с. Кобер Каяран. Это средневековый армянский монастырь. Расположен близ города Туманян Лорийской области Армении.

Монастырь и крепость Ахтала. XIII в. - с. Ахтала. Монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Депет (в настоящее время поселок городского типа Лорийской области Армении). В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов.

Церковный комплекс Санаин. X-XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин). памятник армянской архитектуры, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X-XI вв. доходила до 300-500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры.

Одзунский монастырь. VI в. - с. Одзун. Находится на востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки.

Церковь св. Иоанна в Ардви, XVII в.

Гошаванк, XII-XIII вв - с. Гош. Армянский средневековый монастырский комплекс в гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т. д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.

Монастырь Мармашен, X в. - с. Ваграмаберд. Расположен в 10 км к северо-западу от города Гюмри в одноименном селе Мармашен. Построен в X-XIII веках в гаваре Ширак провинции Айрарат. Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, он возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал.

Церковь Кармравор, VII век. Храм построен священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение крестообразной формы, на крыше установлен восьмиугольный барабан.

Гаянэ, 630 г. - г. Вагаршапат (Эчмиадзин). Армянская церковь, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Татев, IX-XVII вв. - с. Татев. Это армянский монастырский комплекс в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.

Монастырь Танаат, V в. - с. Аравус. Находится в Вайоц-Дзорском марзе, на живописном горном массиве. Путь, ведущий к нему, изобилует многочисленными поворотами с резкими перепадами высот. Монастырский комплекс состоит из двух церквей, кладбища и руин древнего Гладзорского университета. Он сложен из густо-синего базальта, и поэтому его часто называют «Черный монастырь».

Цахац кар, X-XI вв. - с. Артабуйнк.

Церковь Зорац (XIV в.).

Монастырь Аратес. VII век.

Церковь Св. Карапета. Ехегис.

Монастырь Севанаванк. XVIII век. Находится на северо-западном побережье озера Севан, провинция Гехаркуник, Армения. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

Монастырь Айраванк. IX век. Находится близ села Айраванк, на западном берегу озера Севан, Гегаркуникского марза Армении.

Гегардский монастырь, XII-XIII вв. - с. Гегард. Гега́рд (дословно - «копьё») - монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

Церковь Катогике, XII век, Ереван.

December 28th, 2015 , 06:05 pm

Во все века, в какие бы края не забрасывала судьба армян, они строили свои храмы там, где жили. Это не просто национальная традиция возводить армянские церкви в диаспоре, а скорее духовная потребность народа, для которого Христианство — это цвет кожи. И сегодня, с возрождением веры народа, с тягой армян диаспоры к своим духовным корням, повсеместно в диаспоре строятся наши храмы.

Безусловно логично, что строительство армянских храмов в диаспоре почти всегда начиналось с крупных городов. Где больше община, где больше состоятельных меценатов, тем скорее можно реализовать такое начинание. Но и в относительно небольших городах, и даже поселках могут быть построены и строятся храмы. Главное — наличие армянской общины и неравнодушных, инициативных людей, готовых вложить свои, совсем не маленькие средства в это, прежде всего богоугодное и, во-вторых, патриотичное дело.

Как показывает опыт, часто, человек решивший возложить на себя ответственную миссию инициатора и организатора строительства армянской церкви в своем городе, не знает с чего начинать это дело и с какими трудностями он может столкнуться в процессе. Поэтому, на страницах своего блога я постараюсь описать все возможные вопросы и проблемы, и дать на них по возможности подробный ответ.

Кроме этого, одной из своих задач я вижу ознакомление посетителей блога с армянской культовой архитектурой, с великими классическими образцами нашего храмового зодчества, а также с наиболее интересными (а иногда и наоборот) примерами современных церквей. Естественно, будет даваться архитектурный анализ и комментарий по поводу достоинств или недостатков представленных примеров. Это поможет людям не разбирающимся в тонкостях храмовой архитектуры и строительства оценить тот или иной храм или проект храма, а меценатам, собирающимся заказывать проект у архитектора и строить храм, поможет отличать хорошие, профессиональные проекты от плохих и дилетантских, коих, к великому сожалению, тоже не мало.

Надеюсь этот блог окажется полезным тем, кто интересуется армянской храмовой архитектурой, особенно армянам диаспоры, что собираются строить в своем городе церковь. И если вы собрались строить армянскую церковь и вам нужен проект, то вы попали туда, куда нужно! Заказчик, обратившийся ко мне, может быть уверен, что построенная им по моему проекту церковь, станет еще одним оригинальным образцом армянской храмовой архитектуры, а не ее бездарной имитации.

Впрочем, надеюсь быть полезным и в вопросах церковной архитектуры иных христианских конфессий. Возможно кто-то на постсоветском пространстве захочет построить русскую церковь в древнем византийском стиле, т.е. из камня. Заказчик может быть уверен, что обратившись с этим ко мне, он обратился по адресу. Ведь византийская греко-православная церковная архитектура на самом деле намного ближе армянской, нежели русской. Так или иначе, но тема византийского каменного храма гораздо ближе армянскому архитектору, нежели русскому. Тем более, что построить каменный храм (а не его имитацию) на территории бывшего СССР могут только армянские строители.

Все выше сказанное по поводу греко-православных церквей может быть интересным и римо-католикам с протестантами. Ведь и им не чужд дух древнего восточного христианства, видимым проявлением чего может стать каменная церковь, даже если она построена с соблюдением особых, сложившихся в римо-католичестве и протестантизме традиций.

Свои, связанные с церковной архитектурой вопросы вы можете задавать мне как в комментариях к статьям в этом блоге, так и в личных сообщениях в ЖЖ. Учитывая же то, что большая часть моих читателей не зарегистрированы в Живом Журнале, писать мне можно и по электронным адресам:

С уважением, архитектор Самвел Макян.

___________________________________

Мои проекты армянских церквей.
На страницу с каждым проектом отдельно можно перейти нажав на ее надпись.


Глава «Архитектура Армении» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: О.X. Халпахчьян; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Армения - высокогорная страна, расположенная между Малоазийским и Иранским плоскогориями. Армянский народ образовался в результате длительного процесса слияния племенных союзов хайев, арменов, урартов и др., который особенно интенсивно протекал после падения государства Урарту. Основанное в 624 г. до н.э. государство армян было включено в 520 г. до н. э. в состав персидской державы Ахеменидов, а в 323 г. до н. э. - эллинистического государства Селевкидов. Борьба Рима с Селевкидами благоприятствовала восстановлению армянских царств - Айраратского, Малой Армении, Софены и Армении. Айраратским царям из династии Арташесидов (189 г. до н. э. - 1 г. н. э.) удалось объединить армянские земли в единую монархию - Великую Армению, которая при Тигране II (95-55 гг. до н. э.) достигла наивысшего развития и считалась одной из мощных и передовых стран.

При Арташесидах Армения представляла собой военно-рабовладельческое государство. Многочисленное население говорило на общем армянском языке и исповедовало единую языческую религию. Царь и верховный жрец были облечены неограниченной властью. Большие права имели бдешхи - наследственные правители окраинных земель.

Природные богатства страны способствовали развитию земледелия, ремесла и торговли. Проходившие через Армению торговые пути между Востоком и Западом благоприятствовали не только культурному подъему, но и строительству городов. Основное население развивало самобытную, основанную на древних традициях местную культуру. В городах же и в среде рабовладельцев имела распространение порожденная тесным общением с античными государствами армянская эллинистическая культура.

Древнейшими письменами в Армении были арамейские (надписи Арташеса I на межевых камнях), а с I в. до н. э. - греческие знаки. На греческом языке писались литературные произведения и высекались надписи на сооружениях, например крепостных стенах Тигранакерта (рис. 38) и Гарни. Древнейшее армянское письмо применялось для написания летописей и храмовых книг.

Высокого уровня достигло театральное искусство. В городах (Арташат, Тигранакерт) возводились театральные здания, в которых ставились произведения греческих и армянских авторов.

Распространение имели статуи языческих богов и обожествленных царей (рис. 39). Высота бронзовых статуй достигала 6-7 м. В монументальном зодчестве были распространены барельефы, на них изображался растительно-геометрический орнамент (рис. 40), реже животные.

Высокого развития достигла архитектура.



В массовом строительстве в небольших укреплениях применялся мелкий, грубо околотый камень и кирпич. Кладка стен велась на глиняном и известковом растворе. Монументальные сооружения выполнялись из крупных базальтовых квадров (в крепостной стене Гарни они достигают 5-6 т веса; рис. 41, слева). Квадры укладывались насухо, плашмя и скреплялись железными скобами, залитыми свинцом (Гарни ) или железными скрепами в виде ласточкина хвоста (Армавир). Стержни колонн и притолочные камни связывались пиронами. Перекрытия обычных сооружений - плоские по деревянным балкам с глино-саманным покрытием, которое в районах со значительными осадками имело большой уклон. В капитальных зданиях применялись стропильные перекрытия под скатные черепичные кровли. Практиковались также перекрытия из каменных плит, арки и своды, сложенные из камня на известковом растворе (Гарни).

Планировка городов первых армянских царств VI-IV вв. до н. э. не известна. Из описания греческого автора Ксенофонта, видевшего в 401 г. до н. э. в Армении обширное поселение, следует, что оно состояло из замка местного правителя и окружавших его укрепленных домов горожан.

Во времена династии Арташесидов и первых царей из династии Аршакидов в Армении с III в. до н. э. по II в н. э. было основано около 20 крупных и мелких городов. В большинстве случаев они помещались в наиболее важных экономических и стратегических пунктах, на месте урартских поселений. Например, одна из армянских столиц - Армавир возник в начале VI в. до н. э. после падения государства Урарту на месте урартского города Аргиштихинили. В связи с этим в структуре городов отразились как урартские, так и господствовавшие в те времена эллинистические традиции, из сочетания которых впоследствии выработались отличительные особенности градостроительства Армении.

Города Армавир (III в. до н. э.), Ервандашат (конец II в. до н. э.), Арташат (170-160 гг. до н. э.), Тигранакерт (77 г. до н. э.) и другие имели четкую структуру плана. Из описаний историков - греческих Плутарха и Страбона и армянского Мовсеса Хоренаци - можно заключить, что города состояли из цитадели и поселения. Цитадель занимала господствующую над городом и окружающей его территорией возвышенность и в зависимости от рельефа помещалась с краю (Арташат) или в центре (Тигранакерт, Вагаршапат) города.

Возведенные на горной местности города имели случайную конфигурацию плана. Очертания равнинных городов были регулярными. Структура уличной сети обоих типов городов не выяснена. Можно полагать, что города, основанные на месте древних поселений (Армавир, Вагаршапат), имели менее выраженные черты эллинистического градостроительства, чем возведенные на новых территориях (Тигранакерт).

Городские поселения обладали развитой фортификацией. Цитадель объединялась с укреплениями города в единую оборонительную систему. Периметр города и цитадели обносился мощными стенами и башнями. В систему укреплений включался потайной (подземный) ход для эвакуации при захвате крепости, а также для забора воды при порче водопровода. Как сообщает Мовсес Хоренаци потайной ход в цитадели Ервандашата был устроен под дворцовой лестницей.

Максимально использовались усиливающие оборону города особенности рельефа (крутые склоны, водные рубежи). Развитие военной техники изменило и характер укреплений. В отличие от урартского времени перед стенами в качестве препятствия осадным машинам устраивались водяные рвы и валы. Одновременно повысилась и роль башен, основным назначением которых стало ведение не фронтальной, а фланговой стрельбы, наиболее результативной при штурме, поддержанном осадными машинами. Башни стали значительно выдвигать за стены, сближать и делать выше (рис. 41, справа).

Города возводили на мысу, вдающемся в излучину реки или образованном слиянием рек, что облегчало оборону и обеспечивало население водой. По описанию Мовсеса Хоренаци, при строительстве Ервандашата на скалистом холме во многих местах внутри крепости для забора воды были прорублены канавы до уровня реки Араке.

В пределах поселения мыс ограждался по берегу стенами, перед которыми со стороны равнины устраивались водяной ров и вал. Так был укреплен, по описанию Страбона, Арташат , построенный по заранее намеченному плану (по преданию, выбор места был произведен по совету Ганнибала). Город считался крупнейшим культурно-экономическим центром Армении II в.до н.э. Страбон называет его красиво выстроенным царским городом, а Плутарх - большим и очень красивым городом, армянским Карфагеном. В нем имелись роскошный царский дворец, выдающиеся культовые храмы, усыпальницы, театры, ремесленные и торговые здания.

Большое внимание уделялось благоустройству городской территории. Крутые рельефы смягчались устройством террас с каменными подпорными стенами, как, например, в Армавире. Главные улицы и площади мостились, прокладывались водоводные магистрали.


Столица Тигранакерт , основанная Тиграном II, была возведена быстрыми темпами. Строительство велось по плану при активном участии населения. Город располагался в природно укрепленном горном месте. Число жителей превышало 100 тыс. По Страбону и Аппиану, они в большинстве своем были переселены из завоеванных в Каппадокии и Киликии «12 эллинистических городов». Тигранакерт, один из крупнейших городов мира того времени (одни ученые сравнивают его с Ниневией и Вавилоном, другие - с передовыми эллинистическими городами), отличался благоустройством и имел мощные оборонительные сооружения (рис. 42). По Аппиану, городские стены имели высоту в 50 локтей (около 26 м) и были настолько широки, что в них размещались склады и царские конюшни. Неприступность стен усиливали часто поставленные башни, водяной ров и земляной вал.

Аналогичные укрепления имел находящийся на Араратской равнине Вагаршапат (ныне Эчмиадзин), основанный как новая столица Армении царем Вагаршаком (117-140 гг.), на месте Вардкесавана, датируемого III-II вв. до н. э.

Помимо городских укреплений возводились крепости и замки, служившие одновременно загородными резиденциями. Из них известны вилла Ервандакерт (конец III - начало II в. до н. э.) около Ервандашата, крепость Гарни (III-II вв. до н.э.), загородный дворец Тиграна II (I в. до н. э.) около Тигранакерта.



Служившая летней резиденцией царей Аршакидов крепость Гарни основана на месте циклопической крепости, на высоком треугольном мысу, огибаемом рекой Азат с двух длинных сторон (рис. 43). Глубокое, местами до 150 м, ущелье с отвесными склонами служило естественным рубежом. Стены возведены только со стороны, обращенной к равнине. Длина стены была не менее 314 м, при толщине 2,07-2,08 м. Стена, обращенная к северу на равнину, имела часто (10-13,5 м), а к востоку, в сторону пологого спуска, реже (25-32 м) расставленные прямоугольные в плане башни (6 x 6,2 - 6,7 м), сложенные из крупных базальтовых блоков (рис. 44). Единственные узкие (2,16 м) арочные ворота помещались между двумя сближенными башнями.

Значительное развитие получило строительство дорог и мостов. В частности, Тиграном II была проложена магистраль, соединявшая Арташат и Араратскую долину с Тигранакертом.

По данным Геродота, Страбона и Плиния Старшего, дороги Армении отличались благоустройством. Магистрали рассчитывались на двухпутное движение колесного транспорта. Дороги были замощены каменными плитами, уложенными поверх выровненного основания. При крутом рельефе в скалах прорубались, а в холмах прорывались траншеи. На длинных перегонах возводились постоялые дворы.

Мосты сооружались временные и постоянные. Возле Арташата было три моста: через водяной ров, через реку Мецамор (именуемый Таперакан) и через реку Араке, из которых последние два были каменные. Четырехпролетный мост через реку Арпа близ села Арени был возведен из чисто отесанных камней базальта, скрепленных металлическими скобами, залитыми свинцом.

Черты эллинистической культуры отчетливо проявились также и в архитектуре различных зданий. Руины древних поселений и фрагменты сооружений (рис. 45) свидетельствуют о распространении в Армении характерных для античности типов зданий - храмов, святилищ, театров и др.

Представление о гражданских зданиях можно составить по литературным сведениям и по некоторым немногочисленным примерам.

Сельские дома описаны Ксенофонтом в «Анабазисе». Они представляли собой землянки с верхним расширенным книзу проходом. Туда спускались по лестнице, а для скота были вырыты специальные коридоры. Такое жилище было обнаружено около Ленинакана. Оно близко к бытовавшему в Армении средневековому типу жилища, называемому тун или глхатун, т. е. дом с главой. Обычно его возводили на косогоре, заглубляя одной стороной в землю. В плане глхатун квадратный или прямоугольный. Стены его клались из рваного камня на глиняном растворе. Обязательные элементы: очаг или тонир (печь, представляющая собой зарытый в землю бочкообразный кувшин), различные по величине стенные ниши и составленное из деревянных балок, уложенных в виде усеченной квадратной или многогранной призмы перекрытие (со свето-дымовым отверстием), возвышающееся над зданием в виде небольшого холмика. В зависимости от размеров помещения и качества кладки стен перекрытие опирается на пристенные или на свободно стоящие деревянные столбы на каменных базах, число и расположение которых определяет композиционные особенности интерьера. Дверь - одна для людей и скота - помещается в одном из углов переднего фасада. Зимой, когда дверь заваливалась снегом, люди попадали в жилище через свето-дымовое отверстие по лестнице.

В городском жилище армян, по-видимому, получили развитие композиционные особенности урартских городских жилых домов. По отрывочным данным историков, города Арташат, Ервандашат, Армавир, Аршамашат и особенно Тигранакерт, были выстроены по всем градостроительным правилам и имели благоустроенные многоэтажные жилища. Центральную часть города занимали капитальные дома торговцев и ремесленников, занятия которых отражались на характере и типе их жилищ. Связанная с земледелием большая часть городского населения проживала на окраинах и в пригородах, в домах, имевших много общего с сельским жилищем.

Какими были дворцы знати в столицах Армении эллинистического периода не известно. Учитывая хвалебные отзывы древних авторов об этих городах, надо полагать, что к числу лучших городских сооружений принадлежали и резиденции правителей. Дворец цитадели Ервандашата, названный армянским историком V в. Фавстосом Бузандом (Фавст Византийский) «большим городом», по описанию Мовсеса Хоренаци, имел высокие стены с медными воротами и железной лестницей. Надо думать, что расположенные в цитадели дворцы правителей этого времени, подобно урартским дворцам (Эребуни, Тейшебаини), представляли собой комплекс помещений, объединенных в одном сооружении.

Иной характер имели загородные виллы и летние резиденции, окруженные садами, водоемами с рыбой и обширными лесами с дикими животными для охоты. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, царская вилла Ервандакерт состояла из разрозненных, веселых на вид, светлых, изящных и бесподобных зданий, расположенных среди благоухающих цветников. Очевидно к типу Ервандакерта принадлежали загородный дворец Тиграна II около Тигранакерта и упомянутый Фавстосом Бузандом под названием Тикнуни, дворец царя Хосрова II (330-338 гг.) близ Двина, в дубовом лесу долины реки Азат.



47. Гарни. Дворцовая башня: общий вид и план

Правдивое описание Мовсесом Хоренаци архитектурного облика Ервандакерта применимо и к летней царской резиденции в крепости Гарни. Дворцовый комплекс состоял из отдельных зданий. К настоящему времени раскопаны остатки храма, парадного и колонного залов, жилого корпуса и бани. Они располагались вокруг просторной площади в южной, удаленной от ворот части крепости, где образовывали своеобразный ансамбль (рис. 46).

Вершину мыса занимал храм, обращенный на площадь главным северным фасадом. Учитывая размеры храма и его расположение на оси, проходящей через ворота крепости, можно предполагать, что он служил основным архитектурным акцентом ансамбля.

С запада от храма, у края обрыва помещался парадный зал. Его подвальный этаж представлял собой вытянутое сводчатое помещение (12,5 x 22,5 м) с шестью квадратными столбами на продольной оси. Стены делили поставленные по оси столбов пилястры, между которыми находились арочные ниши. В VII в. над руинами зала был построен круглый христианский храм.

С севера к залу примыкал жилой корпус, подвальные помещения которого включали небольшую винодельню. Сохранившиеся на штукатурке следы окраски подвальных помещений в розовые и красные цвета дают основание предполагать богатство убранства жилых и парадных покоев дворца.

С северной стороны площади под углом к жилому корпусу находилась дворцовая баня. Сооруженное из рваного камня на известковом растворе здание включало не менее пяти помещений, из которых четыре имели по торцам апсиды (рис. 47). В некоторых апсидах с пониженным уровнем пола, вероятно, находились небольшие бассейны. Судя по конструктивным особенностям уцелевших до высоты 2-2,5 м стен, первая с востока апсидальная комната служила раздевальней, вторая - купальным залом с холодной, третья - с теплой, а четвертая - с горячей водой. В последней помещался также резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы были выложены из двух слоев обожженных кирпичей (64 x 66 x 6 и 64 x 66 x 4 см), покрытых полированным стуком (толщиной 7 см). Полы опирались на кирпичные столбики (диаметром от 19 до 25 см) и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим из топки (рис. 47). Некоторое представление об отделке интерьера дают уцелевшие в отдельных помещениях полы с остатками каменной мозаики. Особый интерес представляет мозаика пола раздевальни, датируемая III-IV в. Ее сюжет взят из греческой мифологии и содержит изображения на зеленоватом фоне моря, рыб, нереид, ихтинокентавров и богов Океана и Таласы (рис. 48). Интересна надпись на мозаике, гласящая: «Ничего не получая, работали».

Баня Гарни по своей композиции, наличию нескольких купальных залов с различной температурой и отоплением системы гипокауст, имеет много общего с античными банями Сирии и Малой Азии, особенно с банями в Мцхета-Армази (II-III вв.) в Грузии, в Дура-Европосе и в Антиохии на Оронте (IV в.).

Представляют интерес остатки расположенного у восточной крепостной стены прямоугольного помещения (6,3 x 9,75 м), датируемого III-IV вв. (рис. 49). Его деревянное перекрытие опиралось на два внутренних деревянных столба (диаметр 31 см) с каменными базами. Подобная композиция здания с внутренними столбами характерна также для колонного зала города-крепости Багинети близ Мцхеты (Грузия).

Культовые сооружения Армении посвящались языческим божествам, получившим при Тигране II греческие имена. Храмы имелись во многих городах и поселениях, где их возводили или в виде отдельных зданий, или в виде больших комплексов. Среди последних наибольшей известностью пользовались храмы Аштишата и Багреванда. После принятия христианства на рубеже III-IV вв., почти все языческие храмы были разрушены. Судя по сведениям армянских историков Агатангеоса (Агафангела) и Зеноба Глака и по единственному сохранившемуся примеру - храму в Гарни (вторая половина I в.), языческие храмы были каменными прямоугольными зданиями.



50. Гарни. Языческий храм, вторая половина I в. Общий вид с северо-запада, план и северный фасад


51. Гарни. Языческий храм. Капитель промежуточной колонны, угол фронтона и голова льва на карнизе

Храм в Гарни возведен из блоков чисто тесаного базальта. Камни, некоторые длиной более 4 м и весом до 5 т, уложены насухо и скреплены скобками и пиронами. По стилю храм, шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Сирии (Баальбек) и Рима (рис. 50). Он выполнен в эллинистических архитектурных формах, но отличается местными особенностями деталей и декора.

Храм стоял на высоком подиуме (площадью 11,82 x 16,02 м, не считая лестницы) с двухступенным основанием. На подиум вела широкая лестница с девятью высокими ступенями, заключенная между боковыми стенками, на торцах которых находились барельефы коленопреклоненных фигур с воздетыми руками (рис. 51); такой скульптурный мотив известен по памятникам восточно-римских провинций (например, Ниха в Сирии, II в. до н. э.). Перед прямоугольной целлой (5,14 x 7,29 м) перекрытой полуциркульным сводом, был неглубокий пронаос с антами и входом, украшенным богатым наличником. Малые размеры целлы свидетельствуют о том, что в ней находилась статуя божества, возможно, бога солнца - Митра, а культовое действие производилось в пронаосе.

Базы колонн храма по своим формам близки к аттическим, стволы гладкие, ионические капители с сочно прорисованными волютами и иониками украшены лиственным орнаментом, различным во всех 24 колоннах. Богато орнаментированный антаблемент отличается значительным выносом верхней части архитрава и фриза. Подобный прием встречается также в памятниках Сирии (II в.) и Италии (IV в.). Гусек карниза украшен львиными головами и листьями аканта; фронтон гладкий. Потолки портика и обхода храма Гарни были украшены восьмиугольными и ромбовидными орнаментированными кессонами, аналогии которым имеются в памятниках Сирии. Высокое качество резьбы по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров, возводивших сооружения Армавира, Ервандашата, Гарни и др. Их участие особенно видно в разработке деталей: разнообразии орнаментальных мотивов, наличии образцов местной флоры в орнаментике (цветы, листья ореха, виноград, гранат), манере исполнения и плоскостной резьбе.

Описанные архитектурные особенности и богатство орнаментального убранства храма в Гарни свидетельствуют об его главенствующей роли в ансамбле дворцовой площади. Это подтверждается композицией храма, рассчитанной на контрастное сопоставление горизонтальных членений подиума с вертикалями колонн, четко обрисованными на фоне неба, а также изолированным расположением здания, создавшим возможность его восприятия с различных (дальних и близких) точек зрения.

Архитектурные памятники рабовладельческого периода Армении свидетельствуют о высоком уровне развития зодчества. Благодаря культурным связям с эллинистическим миром, архитектура Армении получила новое направление своего развития, в процессе которого были созданы благоприятные условия для формирования замечательной архитектуры феодального периода.

На древней армянской земле любители старины и искусства найдут великое множество разнообразных памятников и достопримечательностей: рукотворные артефакты первобытных мастеров и уникальные творения средневековых зодчих; языческие святилища; старинные памятные объекты христианства и урартские крепости; спрятанные высоко в горах замки и пещерные города; ущелья-галереи, сохранившие коллекции барельефов; покрытые тонкой резьбой хачкары и неповторимые фрески в полуразрушенных монастырях. Армению часто называют «музеем под открытым небом».

Армянский монастырь Хор Вирап находится вблизи границы с Турцией. Монастырь славится местоположением у подножия библейской горы Арарат, где по преданию, на ковчеге очутился праведник Ной после всемирного потопа.

Согласно предания, царь Армении Трдат III после возвращения в Армению в 287 году держал в заточении Св. Григория Просветителя за исповедание христианства. Григорий исцелил Тиридата от безумия, после чего тот в 301 году крестился и объявил христианство государственной религией. Впоследствии над подземной тюрьмой, в которой Святой Григорий Просветитель провел около пятнадцати лет, был возведен монастырь Хор Вирап («глубокая темница»).

На месте древней армянской столицы Арташат, образованной царем Арташесом I около 180 года до нашей эры, расположен холм Хор Вирап. Вход в подземную тюрьму находится в часовне Святого Григория, построенной в 1661 году. Подземная тюрьма в глубину составляет от трех до шести метров. На территории Хор Вирапа находится также церковь Богоматери.

Эчмиадзинский монастырь (или «Сошествие Единородного») Армянской апостольской церкви расположен в Армавирской области, в городе Вагаршапат. С 303 года по 484 год и с 1441 года в монастыре находится престол Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В состав древнего монастырского комплекса входят Эчмиадзинский кафедральный собор – древнейший христианский храм мира, богословские учебные заведения. Место для возведения собора Григорию Просветителю указал сам Иисус Христос, откуда и произошло название. После введения в стране христианства в 303 году был построен деревянный собор, а в пятом, седьмом веках перестроен в камне.

Интерьер собора украшают фрески, выполненные в 17-18 веках (Овнатан Нагаш), в конце 18-го века (О. Овнатанян). В соборе находится музей (основан в 1955 году), в котором хранится коллекция произведений средневекового декоративно-прикладного искусства.

В Эчмиадзине расположены храм Святой Рипсимэ, купольная базилика Гаянэ с трехарочным гавитом, церковь Шокагат. Трехъярусная колокольня возведена в 1653-1658 годах. В 18-м веке с трех сторон появились шестиколонные ротонды. В комплексе монастыря – трапезная (17 век), гостиница (18 век), дом Католикоса (18 век), школа (1813 год), каменный водоем (1846 год) и др. постройки.

Окрестности Эчмиадзина в 1827 году разорил кызылбашский полководец Гассан-хан. В этом же году колокольный звон приветствовал фельдмаршала И. Ф. Паскевича, который деблокировал монастырь. Снова Эчмиадзинский монастырь был спасен в ходе Персидской кампании генералом Красовским в августе 1827 года. По Туркманчайскому договору в 1828 году Эчмиадзин включен в состав Российской империи.

В соборе в 1869 году для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари с восточной стороны была пристроена ризница.

В 1903 году вышел указ, согласно которому все недвижимое имущество, капитал – принадлежность духовных учреждений и Армянской церкви переходили в ведение государства. Благодаря массовой протестной кампании армянского народа, Николай II в 1905 году подписал указ о возврате конфискованного имущества армянской церкви; вновь разрешалось открыть национальные школы.

Братией Эчмиадзинского монастыря в 1915 году была оказана самоотверженная помощь беженцам из Западной Армении.

В период советской власти в Эчмиадзине строились общественные здания, многочисленные жилые дома. В 1965 году сооружен памятник жертвам Геноцида 1915-1922 годов.

Вблизи Еревана и Вагаршапата расположен Звартноц – храм раннесредневековой армянской архитектуры. С древнеармянского «Звартноц» означает «Храм Бдящих ангелов». С 2000 года развалины храма и территория вокруг внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм построен в 640-650 годах при католикосе Нерсесе III Строителе, в планах которого было перенести резиденцию из Двина в Вагаршапат. На обряде освящения колоссального храма пребывал византийский император Констант II, возжелавший в Константинополе возвести такой же. Из-за слабости узлов опор верхнего яруса храм в десятом веке во время землетрясения обвалился. Раскопки 1901-1907 года открыли руины Звартноца. К настоящему моменту реконструирован почти весь первый ярус.

По реконструкции Т. Тораманяна храм представлял круглое купольное трехъярусное сооружение. В основании круга вписан крест, шесть колонн по полукругу образовывают три крыла, восточное крыло-апсида – это была глухая стена, покрытая мозаикой и фресками. Алтарная апсида имеет высокое возвышение, впереди – крестильная купель, с одной стороны – амвон. Сзади примыкало квадратное помещение, вероятно, ризница. Из нее по лестнице поднимались в коридор первого яруса.

Фасады храма украшала аркатура, резьба, рельефные плиты с орнаментами, гроздьями винограда и граната. Колонны Звартноца венчали массивные капители с изображениями крестов и орлов. С юго-западной стороны храма находятся развалины жилых помещений Нерсеса III, патриаршего дворца, вино давильни.

Влияние Звартноца явно отражается на памятниках второй половины седьмого века – храмы в Зораворе, Аруче, Егварде, Талине; церкви Пастушья и Спасителя в Ани. Звартноц повторяют храмы Гагикашен в Ани и в Банак, церковь в селе Лекит.

Церковь Маштоц Айрапет находится в селе Гарни, Котайской области. Церковь Маштоца Патриарха была построена из туфа на месте языческого святилища в 12-м веке.

Справа от входа установлен резной камень с изображением птиц, который неразрывно связан с прошлым языческим святилищем на этом месте. Церковь небольшой формы. На фасаде, входе, куполе вырезаны разные орнаменты. Возле храма – насколько хачкаров. Кроме церкви Маштоца Айрапета в селе Гарни есть армянский языческий храм, Церковь Св. Богородицы, остатки храма Манук Тух, остатки церкви четвертого века, святилище царицы Катраниде, церковь Св. Сергия. Недалеко, в Хосровском заповеднике находится монастырь Авуц Тар.

Языческий храм в Гарни (I в. н. э.) расположен в долине реки Азат, в 28 км от Еревана, Котайской области. Из руин храм восстановлен в советское время.

Крепость Гарни упоминается древнеримским историком Тацитом ещё в первом веке н. э. в связи с событиями в Армении. Построил ее армянский царь Трдат в 76 г. Крепость – яркое свидетельство многовековой культуры Армении дохристианского периода. Строительство началось во втором веке до нашей эры, продолжалось в античную эпоху и в средние века. Армянские правители создали ее неприступной. Цитадель служила для жителей защитой от иноземных нашествий более тысячи лет.

Это было излюбленное место армянских царей: неприступность и благоприятный климат превратили Гарни в летнюю резиденцию. Месторасположение крепости в стратегическом отношении выбрано чрезвычайно удачно. Из урартской клинописи известно, что крепость завоевывал урартский царь Аргишти в восьмом веке до н. э. Он собрал в качестве рабочей силы население Гарни, повел их в сторону современного Еревана. Народ был задействован в строительстве крепости Эребуни, позже ставшей Ереваном.

Крепость Гарни расположена на треугольном мысе, господствующем над прилегающей местностью, его с двух сторон огибает река Азат, глубокое ущелье, отвесные склоны – неприступный естественный рубеж. Ущелье отличается восхитительными, кажущимися ненатуральными склонами, от подножья до верха состоящими из правильных шестигранных призм, называемых «Симфонией камней». Остальную часть крепости защищает мощная крепостная стена с четырнадцатью башнями – непреодолимая оборонительная система.

Башни и крепостные стены построены из огромных глыб местного с голубым оттенком базальта, их соединяют железные скобы, в углах соединения залиты свинцом. Толщина крепостных стен от 2.07 м до 2.12 м, длина по периметру 314.28 м. В крепость вход был только через одни ворота, имеющие ширину одной колесницы.

Историко-архитектурный комплекс Гарни расположен возле поселка с таким же названием. Храм Гарни представляет единственный оставшийся в Армении памятник эпохи язычества и эллинизма.

Сложен храм из блоков гладкотесанного базальта. Здание выполнено в эллинистических архитектурных формах. Торжественность и величественность сооружению придают девять массивных ступеней, растянутых по ширине фасада. Рельефы с изображением обнаженных атлантов, стоящих на одном колене, воздевающих вверх руки и поддерживающих жертвенники, украшают пилоны по сторонам лестницы.

Храм по композиции представляет периптер – прямоугольный зал с портиком, окруженный снаружи колоннами. Элементы храма разработаны с присущим местному искусству многообразием. В орнаментах наряду с вариантами акантового листа присутствуют армянские мотивы: виноград, гранат, цветы, листья орешника. В прямоугольное святилище ведут неглубокие сени, богато орнаментированный наличник украшает вход. В небольшом святилище находилась лишь статуя божества. Храм обслуживал только царя и его семью.

В 1679 году произошло мощное землетрясение, в результате которого храм был сильно разрушен. В 1966-1976 годах его восстановили. Вблизи храма сохранились некоторые элементы царского дворца, древней крепости, здание бани, построенное в третьем веке. В южной части крепости находился дворцовый комплекс. На северной территории крепости размещался обслуживающий персонал и царское войско. Западнее храма, на краю обрыва занимал место парадный зал, к нему примыкал жилой корпус. На штукатурке сохранились остатки красной и розовой краски, напоминающие о роскошном убранстве парадных и жилых покоев дворца. Полы украшала эллинистическая мозаика.

В 19-м веке к развалинам храма проявили интерес многочисленные ученые и путешественники: Мориер, Шарден, Кер-Портер, Шантр, Шнаазе, Телфер, Смирнов, Романов, Марр, Буниатян, Манандян, Тревер. В 1834 году ученый из Франции Дюбуа де Монпере попытался с небольшой точностью создать проект реконструкции храма.

В начале 20-го века небольшая экспедиция под руководством Н. Я. Марра занималась археологическими работами по обмерам храма и обнаружению деталей. Главный архитектор Еревана Буниатян в начале 30-х годов обследовал храм в Гарни и представил проект реконструкции первоначального вида в 1933 году. Работы по восстановлению в 1960-е года поручили архитектору А. А. Саиняну. В 1976 году гарнийский храм был полностью восстановлен.

Монастырский ансамбль Кечарис (11-13 века) находится в городе Цахкадзор Котайской области, в гаваре («уезде») Варажнуник провинции Айрарат (Древняя Армения). Туристы могут найти монастырский комплекс на склоне Памбакского хребта, северо-западнее Цахкадзора. Комплекс включает четыре церкви, две часовни, гавит, древнее кладбище с хачкарами 12-13 веков.

Кечарис основали князья из рода Пахлавуни в 11 веке. Строительство его длилось до середины 13 века. Григор Магистрос в монастыре в 1033 году построил церковь Святого Григория Просветителя. Широкий купол церкви венчает просторный сводчатый зал.

Маленькая прямоугольная часовня (11 век) размещена между церквями Знамения (Сурб Ншан) и Св. Григория Просветителя. До настоящего времени она сохранилась в полуразрушенном состоянии, это была усыпальница основателя монастыря Григора Магистроса Пахлавуни. Рядом с часовней располагалось помещение школы.

В 12 веке построен притвор церкви, его причисляют к ранним сооружениям такого типа. Южнее церкви, за хачкарами – небольшая церковь Сурб Ншан (11 век), крестово-купольного типа, в 1223 году восстановлена.

Князь Васак Хахбакян в 1203-1214 годах возвел на территории монастыря третью церковь – Катогике. В ознаменование этого события восточнее церкви установлен хачкар. В 1220 году возведена в 120 метрах от построек четвертая церковь Святого Воскресения. Небольших размеров храм имеет прямоугольную форму и высокий купол. Во всех четырех углах молитвенного зала церкви есть двухэтажные приделы.

Монастырь в 12-13 веках являлся крупным духовным центров Армении, при нем действовала школа.

На средневековом кладбище Кечариса можно увидеть захоронения князя Григора Апиратяна (1099 г), великого князя Проша (1284 г), зодчего Вецика.

В период землетрясения 1828 года сильно пострадал церковный купол. Восстановительные работы в храме проводились в 1947-1949 годах и в 1995 году.

Армения – «страна камня» открыта для всех отважных путешественников, которые не боятся дальних дорог; готовых спуститься и изведать труднодоступное ущелье или вскарабкаться высоко в гору. За малый срок на небольшой территории можно ощутить ход тысячелетий, увидеть одновременно значимые явления первых тысячелетий и современности.

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.

Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302-326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.

Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.

За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.

1. Татевский монастырь. Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.

2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.


3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.


4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.


5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.


6. Монастырь Макараванк. Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.


7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.


8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.


9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.


10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.



11. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.


12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.



13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.



14. Монастырский комплекс Севанаванк. Находится на полуострове озера Севан.


15. Монастырь Сагмосаванк. Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.



16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка.


17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.



18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.


19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.



20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.


21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.



22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.


22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.



23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.



24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.



25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.


26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.



27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.



28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди



29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.



30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.



31. Храм Гарни . Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.


Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.

Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье —

Присоединиться к .

фото: , Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: