Самые распространенные профессии у горских евреев. Еврейские профессии: «Дербентские цирюльники

Еврейское остроумие. Чисто еврейская профессия

* * *

– Сема, посмотрите на эти мозолистые руки! Этот человек совсем не хочет работать головой…

Эмоциональное высказывание

Приходит Рабинович устраиваться на работу.

Кадровик его спрашивает:

– Кем бы вы хотели работать?

– Директором.

– Должность занята.

– Тогда главным инженером.

– Эта должность тоже занята.

– Тогда прорабом.

– Да у нас есть прораб.

– А мастер участка?

– Тоже не нуждаемся.

– Тогда что вы мне можете предложить?

– Работу бетонщика.

– А что это такое?

– Берете лопату и кидаете раствор бетона в опалубку.

– Простите, а лопата с моторчиком?

– Простите, а где вы видели лопату с моторчиком?

– Простите, а где вы видели еврея с лопатой?

* * *

Сидят два еврея в сортире. Один спрашивает другого:

– Как ты считаешь: ср…ть – умственная работа или физическая?

– Если бы это была физическая работа, то я бы нанял человека.

* * *

Есть множество профессий, которым отдают предпочтение сыны Израиля. Но, пожалуй, эксклюзивно еврейским делом является только синагога. Можно сказать, что только служители культа обладают чисто еврейской профессией. В синагоге обязательно имеются: раввин, хазан, шамес и шойхет.

* * *

Едут евреи в поезде и беседуют. Первый еврей говорит:

– А вы знаете, что знаменитый хазан Розенфельд в Одессе заработал за год тысячу рублей?

– Не может такого быть!

Третий, обращаясь к первому:

– Я знаю, что ты сказал чистую правду, только немного перепутал: Розенфельд живет не в Одессе, а в Киеве. И он не хазан, а держит мебельную фабрику. И тысячу рублей он не заработал, а потерял, когда летом был пожар на складе.

* * *

Первые хасидские ребе были скромными людьми, довольствовались малым, и любой мог обратиться к ним за помощью или советом. Их ученики стали людьми почтенными, уважаемыми, вокруг них была целая свита. К ребе было практически невозможно попасть, не подмазав привратников и секретарей.

Обувщик Хаим долгое время пытался встретиться с ребе, наконец ребе сам зашел к нему в лавку, потому что у его башмака оторвалась подметка. Помогая ребе надеть новые башмаки, обувщик пожаловался на своеволие его помощников.

– Я давно знаю об этом, – развел руками ребе, – но ничего не могу поделать.

– Но вы можете прогнать это отребье и заменить его людьми порядочными.

– Разве я могу допустить, чтобы порядочные люди превратились в отребье?! – возмутился ребе.

* * *

Влиятельный хасидский ребе целыми днями давал посетителям советы, предсказывал судьбу – и получал за это немалые деньги. Его слуга ворчал, что при таких доходах он мог бы быть более щедрым.

– Так, может, ты займешься тем же, что и я? – насмешливо спросил ребе.

– Раздавать людям советы и предсказывать все, что в голову взбредет, хитрость невелика, это я вполне смог бы… А вот с серьезным лицом брать за это деньги – думаю, тут я бы не справился.

* * *

К известному своей мудростью раввину пришел еврейский студент-математик и начал высмеивать его:

– Все твое учение состоит из коротких притч и поучений, а в университете мне читают длинные лекции. Это потому, что святое учение узко, как мышиная нора, а наука широка, как море!

– Сказано в вавилонском Талмуде, – усмехнулся раввин. – «Если прямая (катет) равна локтю, диагональ (гипотенуза) равна локтю с двумя пятыми». Для мудрости не надобно много слов, а вот мудрствованию без этого не обойтись.

* * *

Один неверующий юноша пришел к ребе и стал глумливо утверждать, что Бога нет.

– Если ты убедишь меня в том, что Бог существует, я признаю тебя великим учителем, – заявил он раввину.

– Расскажу-ка я тебе историю, – сказал раввин. – «Однажды принес купец домой маленькие кузнечные меха, дал их своему повару и сказал:

– Если тебе понадобится раздуть огонь, растягивай меха, как гармошку, и пламя разгорится.

На следующий день повар говорит:

– Не работают меха.

В доказательство своих слов, он заработал мехами, но огня не появилось. Купец заглянул в печь, а там – ни искорки, вчерашние угли погасли полностью. Тогда он сказал работнику:

– Как же ты хочешь, чтобы разгорелся огонь, если его и вовсе нет. Даже искры не осталось, а без нее пламя не раздуть». Так и с неверующим, который и мысли не допускает, что Бог существует, – заключил раввин. – Была бы в тебе хоть искра веры, я помог бы тебе ее раздуть, но ты давно ее погасил в своей душе. Поэтому не стану я тратить на тебя слов впустую.

* * *

Однажды рав Нафтали вскапывал огород. Вдруг лопата на что-то наткнулась, и он достал из-под земли старинную запечатайную сургучом бутылку. Он ее открыл, и оттуда выскочил джинн.

– О, Нафтали! – воскликнул джинн. – Я 1000 лет провел в этой проклятой бутылке и дал себе слово: тому, кто меня из нее выпустит, я буду служить до скончания его дней! Проси, что хочешь!

– Полезай назад в бутылку, – ответил ему раввин.

Джинн долго уговаривал его и соблазнял, но в конце концов нехотя повиновался.

Нафтали крепко запечатал бутылку, привязал к ней камень, пошел на берег моря и швырнул бутылку с джинном как можно дальше.

– Ты что?! – набросилась на него жена. – Зачем ты это сделал? Мы бы зажили, как цари, этот джинн мог бы исполнить все наши желания!

– Во-первых, – ответил ей раввин, – что это за джинн, который за 1000 лет даже не в состоянии выбраться из бутылки? Во-вторых, он пообещал мне служить до скончания моих дней. А вдруг через какое-то время ему покажется, что мои дни тянутся слишком долго?

* * *

Один юноша уехал в город, выучился на инженера и пришел к мысли, что Бога нет. Когда он приехал погостить к родителям, местный раввин попросил его помочь сделать схему водопровода.

– Знаете, я ведь не верю в Бога, – напомнил молодой человек.

– И я не верю в того Бога, в которого вы не верите, – успокоил его раввин.

* * *

По дороге на богослужение по случаю субботы ребе встречает молодого человека, который с вызовом закуривает сигарету. Ребе останавливается:

– Вы, конечно, забыли, что сегодня суббота? – ласково говорит он.

– Нет, не забыл.

– Ой, вы, вероятно, не знаете закона, который запрещает зажигать огонь в шаббат?

– Ну что вы, я все знаю, – возражает молодой человек.

Раввин поднимает глаза к небу:

– Какой праведный юноша! Он не желает осквернить свои уста ложью!

* * *

Ребе Леви Ицхак любил наблюдать за молящимися в синагоге. Как-то он подошел после молитвы к членам кагала и громко сказал: «Здравствуйте, здравствуйте! С возвращением!» Когда те взглянули на него в недоумении, он сказал: «Вы ведь были так далеко совсем недавно! Ты, Шмуль, торговал на ярмарке хмелем, ты, Абрам, встречал в порту корабль с зерном, а уж где был ты, Янкель, так и не стоит говорить в стенах нашей синагоги!»

* * *

Говорил ребе Хаим из Цанза:

– Когда я был молод, надеялся спасти весь мир. Потом стал раввином и надеялся спасти по крайней мере весь свой город. Позже стал ребе и надеялся спасти своих учеников. Сегодня все зовут меня праведником, а я думаю: «Может быть, сумею спасти самого себя?»

* * *

Богатая еврейская община Нью-Йорка по случаю праздников пригласила знаменитого кантора Моше Хальбгевакса и собрала ему шесть тысяч долларов.

Накануне своего выступления Моше приходит к раввину и требует авансом выдать ему три тысячи.

– Моше! Завтра ведь у тебя будут шесть тысяч! Или ты нам не доверяешь?

– Я вам доверяю, но с деньгами в кармане поется куда лучше!

* * *

Некий довольно посредственный хазан по случаю праздника получил приглашение в отдаленную общину. Когда вернулся, то похвастался, что привез двести рублей.

– Как это возможно? – изумился шамес. – Ты же поешь, как больной осел!

– Ну, сто я взял авансом. А еще сто заплатил мне раввин, чтоб я не шел в полицию – тамошние евреи меня здорово отколотили!

* * *

В общине освободилось место хазана. На него претендуют два кандидата, но у обоих имеется по серьезному недостатку: один – любитель выпить, второй слаб насчет женщин. Пришли к раввину и попросили принять решение. Тот долго думал, потом сказал:

– Берите бабника.

– Ребе, – с негодованием возражает ему почтенный член общины, – пристрастие к вину куда меньший грех!

– Так-то оно так! Но они оба немолоды, а ведь пьющий с годами пьет все больше, тот же, кто гоняется за женщинами, в один прекрасный день наверняка оставит это занятие.

* * *

Фамильные имена в среде ашкеназского еврейства начали возникать еще в средние века. Однако большинство фамилий, которые носят ашкеназские евреи сегодня, возникли 150 – 200 лет назад.

Официальная фиксация фамилий еврейского населения специальными законами началась в Австро-Венгрии в 1797 году, в разных государствах Германии в 1807-1834 годах, в России в 1845 году. В грех этих странах проживало тогда подавляющее большинство ашкеназского еврейства. На рубеже XVIII-XIX веков в германских государствах жило около 180 тысяч евреев, в Австро-Венгрии – около 470 тысяч (из них 300 тысяч в Галиции), в России – около 800 тысяч (из них 200 тысяч в Царстве Польском, 100 тысяч на территории современной Литвы и около полумиллиона на Украине и в Белоруссии). Всего – 1 450 000 человек. В других странах (Голландии, Румынии, Франции, Англии) жило всего около 120 тысяч ашкеназских евреев. Иными словами, в Германии, Австро-Венгрии и России было сосредоточено около 92% ашкеназского еврейства.

Фамилии, присвоенные тогда евреям трех этих стран, можно подразделить на десять-пятнадцать типов. В этой статье мы рассмотрим один из них: фамилии, в которых отразились профессии и занятия их мерных носителей.

Возникновение «профессиональных» фамилий вполне естественно, этот тип фамилий широко распространен и среди других народов: если, к примеру, в маленьком городке или деревне человек занимался столярным ремеслом и был, возможно, единственным столяром во всей округе, то нередко его так и называли «Столяр». А в момент официального закрепления фамилий это прозвище записывалось в документах и становилось фамилией.

Большинство еврейских фамилий «профессионального» типа создано либо на немецкой, либо на славянской языковой основе, т.е. этимологизируется из языков тех народов, среди которых было расселено ашкеназское еврейство в конце XVIH – начале XIX вв.: немцев, поляков, украинцев, белорусов, чехов. Фамилии, созданные на венгерской и румынской языковой основе, как правило, более позднего происхождения и являются кальками с немецкого или славянского оригинала. Так, Шумахер (нем. Schuhmacher – «сапожник»), переселившись в Румынию, нередко менял фамилию на Чоботару (рум. dobotar – «сапожник»), а Шнайдер (нем. Schneider – «портной»), оказавшись в Венгрии, становился Сабо (венг. szabo’ – «портной»). Правда, определенная часть венгерских и румынских фамилий могла быть присвоена евреям изначально, в момент фиксации в этих странах: фамилий, но следует помнить, что в конце XVIII – начале XIX вв. число евреев в Венгрии и Румынии было очень невелико.

Особо обстоит вопрос с фамилиями, образованными на основе языка идиш. Нередко человек, известный в своем местечке или городе под идишскими прозвищами Шнейдер, Глезер или Койфман, при официальном присвоении фамилий записывался в немецком, «более культурном» варианте, как Шнайдер, Глазер, Кауфман. Инициатива могла исходить как от самого носителя прозвища, так и от чиновника, особенно если последний был немцем. Тем не менее, довольно часто фамилия записывалась в ее идишском варианте, а иногда фиксировался некий немецко-идишский гибрид. Например, Штейншлайфер, где первая часть фамилии штейн дана в идишском произношении, а вторая шлайфер – в немецком; по-немецки Steinschleifer (штайншлайфер) – «шлифовщик камней».

Подобным образом записывались и те «профессиональные» фамилии, которые образованы от слов, заимствованных идишем из славянских языков. Так, человеку, известному под прозвищем «Токер» (идиш, токер – «токарь»), русскоязычный чиновник нередко присваивал фамилию Токарь.

В этой статье мы приводим в качестве источника – слова, от которого образована та или иная фамилия, – немецкие, польские, украинские или белорусские слова. Идишское слово приводится лишь в тех случаях, когда оно значительно отличается от немецкого или славянского оригинала.

Небольшое количество фамилий образовано на основе чисто русских слов, имеющих параллелей в других славянских языках (напр. Кузнец, Портной, Стекольщик). Учитывая, что в начале XIX иска число евреев, живших в русских областях Российской империи, было ничтожным, следует предположить, что фамилии, образованные на русской языковой основе, либо присваивались евреям русскими чиновниками в украинских, польских, белорусских областях империи, либо выбирались самими евреями, желавшими, чтобы их фамилии «звучали» на государственном языке.

Среди ашкеназских евреев встречаются также носители фамилий, образованных от ивритских слов – разумеется, в ашкеназском произношении, которое было принято в Европе. Число таких фамилий относительно невелико, но многие из них весьма распространены.

Попробуем определить, какие фамилии могут считаться «еврейскими». Говоря о «еврейских» фамилиях, мы имеем в виду два типа фамилий:

1. те, что встречаются исключительно у евреев (или у неевреев, среди предков которых были евреи, передавшие им по наследству свои фамилии);

2. те, что часто встречаются у евреев, и их принято (по крайней мере, в определенных странах) считать еврейскими, хотя они встречаются и у неевреев.

К первому типу относятся фамилии, свидетельствующие о том, что их первоначальные носители никак не могли быть неевреями. Значительная часть фамилий этого типа выделяется также и ивритской основой, на которой они образованы. Число этих фамилий невелико, как невелико было число сугубо «еврейских» профессий:

Бодек (иврит, бодек) – «бодек», тот, кто проверяет внутренности животного на предмет определения его кашерности, как того требует еврейский закон.

Габай (иврит, габай) – «габай», староста в синагоге.

К этому же типу фамилий, встречающихся исключительно у евреев или лиц, среди предков которых были евреи, относятся фамилии, возникшие из ивритских слов-прозвищ, данных в еврейской среде евреям. Ивритские слова-основы мы приводим в ашкеназском произношении.

Балагула (иврит, баал аголо) – извозчик.

Кацев (иврит, кацев) – мясник.

Ко второму типу относится большинство «профессиональных» фамилий, распространенных у евреев, – фамилии, которые встречаются, а иногда даже весьма распространены среди неевреев. Так, фамилии Гербер (нем. Gerber – «кожевник», «дубильщик»), Малер (нем. Maler – «маляр») или Фишер (нем. Fischer – «рыбак»), часто встречаются как у евреев, так и у немцев, а фамилии Стельмах (пол.

stelmach – «колесник», «колесный мастер»), Реминик (укр. ремшник «ременщик») или Кравец (пол. krawiec – «портной»), можно встретить как у евреев, так и у поляков, украинцев, белорусов.

Более того, такие фамилии как Фишер, Шнайдер, Майер, Фляйшер, Циммерман, Шлифер, Шмуклер, которые в России, например, почти однозначно рассматриваются в качестве «еврейских», в Германии, Австрии или Чехии носят тысячи, иногда сотни тысяч немцев и чехов, и эти фамилии отнюдь не считаются «еврейскими». Конечно, если фамилия зафиксирована в идишской, а не в немецкой форме, ест есть все основания считать ее исключительно еврейской. С другой стороны, система гласных звуков в немецких диалектах весьма неустойчива (а именно произношение гласных значительно отличает фонетику идиша от фонетики немецкого языка), и поэтому можно предположить, что человек с «идишской» фамилией Флейшер, Шнейдер или Биглер может на самом деле не иметь ничего общего с евреями.

Следует отметить, что некоторые фамилии, этимологизируемые из европейских языков, означают одну профессию, если встречаются у евреев, и другую, если встречаются у неевреев:

Зингер – Зенгер – Зингерман – Зингеревич-Зингеренко (нем. Singer, Sanger) – «хазан». У неевреев – певец.

Рихтер (нем. Richter) – «даян». У неевреев – судья.

Изучая список фамилий второго типа, встречающихся также и у неевреев, мы увидим, что спектр еврейских профессий и занятий 150-200 лет назад был весьма широк. Конечно, надо помнить, что степень распространения фамилий может быть очень разной: если, например, фамилия Виндмюллер (нем. Windmtiller «хозяин ветряной мельницы») встречается крайне редко, то фамилии Койфман-Кауфман («торговец»), Киржнер-Кушнир («меховщик», «скорняк»), Фарбер-Фербер («красильщик»), Шенкер-Шинкарь («шинкарь», «трактирщик»), Шнайдер («портной»), Шустер («сапожник») носят тысячи евреев. В нашем случае это означает, что 150 200 лет назад среди евреев было очень мало владельцев ветряных мельниц, но зато много было торговцев, скорняков, красильщиков и т.д.

Прежде всего отметим занятия, связанные с торговлей и вследствие исторических причин широко распространенные среди евреев Европы:

Айзенкремер (нем. Eisenkramer) – торговец железом.

Ботвинник-Ботвиник-Ботвинников (укр. ботвинник) – зеленщик.

Гендлер (нем. Handler) – купец, торговец.

Традиционной сферой деятельности были занятия, связанные с посредничеством, финансовыми операциями и т.п.:

Векслер (нем. Wechsler) – меняла.

Джамбаш – Джамбашу (рум. geambas) – посредник.

Еще одной традиционной сферой деятельности ашкеназского еврейства, в основном в странах Восточной Европы, было производство и продажа спиртных напитков, содержание постоялых дворов, корчем и т.п.:

Бронфман – Бронфенмахер (от идиш, бранфн – «водка») – изготовитель водки.

class="eliadunit">

Хочу написать о цирюльниках, людях в белых халатах, которые работали в светлом помещении центральной парикмахерской города Дербента. Раньше это помещение называлось "Парикмахерская". Сейчас вывески другие с красивым названием "салон красоты", "чудо красоты", "салон молодости". Возвращаясь к прошлому и вспоминая времена, как мы жили в своем городе, порой приходит ностальгия по детству, по одноклассникам, друзьям и близким.

Но разговор пойдёт о еврейской профессии - парикмахер - о людях, которые занимались стрижкой, бритьём, а также изготавливали и продавали шиньоны, педикюром и маникюром. В парикмахерской, которая находилась в центре города Дербента, работали парикмахеры - горские евреи - и один ашкеназ - дядя Саша Шаинский. Дядя Саша прекрасно говорил на горско-еврейском языке. Войдя в салон слева находился мужской отдел стрижки и бритья,а справа находился женский зал. Парикмахерская работала в две смены и всегда было много народу. В мужском отделении в каждой смене работали 5 специалистов, а в женской - два специалиста. Я помню, бригадиром был Сафанов Раши, который в 1970 годах уехал со своей семьёй в Америку. Потом бригадиром был назначен Миир Бесандилов.

В этой парикмахерской работали хорошие специалисты своего дела и они дорожили своим именем и не любили записи в книге жалоб, которая находилась в зале. Каждый желающий мог произвести запись в эту книгу. Бригада парикмахеров была ударником коммунистического труда. Социалистические соревнования были в моде в ту пору и руководители каждого предприятия старались перевыполнить план. Шамаяев Александр и Мишиев Коля были по возрасту старше всех остальных, были участниками войны. Также работали в этом салоне Илизиров Мушоил, Саша Шаинский, Азаев Ирсил, Беньяминов Севи, Мемриев Сема, Бинаев Славик, Янкилов Эдик и др.

Хочу рассказать о Мишиеве Коле - участник войны, служившем в штабном вагоне и который стриг военных. Был случай в его жизни на железнодорожной станции Моздок. Немцы атаковали по земле и по воздуху. С самолётов бросали бомбы и вели автоматную очередь. Без перерыва была стрельба из пушек и танков. Немцы должны прервать оборону и пойти любой ценой на захват нефтедобывающих районов страны. Была поставлена задача захвата городов Грозный и Баку, как военно-стратегическая задача и тем самым закрыть кран горючего для Советской Армии. Но солдаты выстояли ценой огромных жертв. И чтоб поднять настроение солдат выпустили газету. В газете были напечатаны также стихи. В памяти детей дяди Коли осталось четыре строки:

"Парикмахер юный Колька Мастерство нам показал
Десять фрицев не под польку (полька-причёска)
А под полку причесал (в смерть загнал)».

Клиент всегда хотел стричься у своего мастера. Порой клиент уходил из-за большой очереди,чтобы вернуться попозже или переносил на завтра,назначив время. Также приезжали люди из сел и деревень. Был случай, когда мастер посадил к ученику человека из села, так как он опаздывал на автобус, его очередь никак не подходила и он грозился написать в жалобную книгу. Посетитель сказал, ему показалось, что своих евреев принимают без очереди, а мы "иностранцы" - не люди и не теми деньгами расплачиваемся. Мастер в ответ ему, - что этот молодой человек пострижёт и побреет в два раза дешевле из уважения к гостю.

Мужчине такое отношение к нему понравилось и, даже, пожалел о сказанном. Ученик старался брить как можно лучше потому, что у него сегодня сидел первый клиент. За всю неделю к ученику никто не обращался, хотя он вежливо всем предлагал свои услуги. Пока ученик брил его, мужик думал о своем и был рад, что сэкономил. Ученик старался выполнить работу профессионально, но он, волнуясь, порезал и поцарапал его с обеих сторон лица. Мужик терпел, терпел в надежде, что скоро выйдет из - под лезвия мальчика, но на кухне, где грели воду была дверь открыта в общий двор и оттуда послышались крики подравшихся котов. Терпение клиента лопнуло, он не выдержал и сказал: «Слушай,дорогой земляк, а что, в той комнате совсем бесплатно бреют?».

Парикмахеры рассказывали, что лицо ученика было белое, как полотно и он готов заплатить клиенту любые деньги, чтобы не получить нарекания от мастера. Но когда он услышал слово бесплатно от клиента, ученик взорвался смехом от радости и был благодарен, что клиент читает его мысли.

Кстати, на перерыв уходили по очереди и не на долго и не из- за денег, а потому что дорожили временем клиентов. В парикмахерскую заходили с удовольствием так, как здесь можно было узнать новости страны и из-за рубежа, новости города и новые смешные истории из жизни знакомых людей. Здесь можно было услышать на горско-еврейском языке обо всех событиях, а также о войнах, происходящих в Израиле. Об Израиле люди узнавали, слушая голос Америки и «Би - би - си» на русском языке. Эту волну пытались глушить специалисты из спецслужб, но информация обрывками доходила. Я сам не раз ловил эту волну,чтобы разобраться и понять политику Америки. Мне было интересно слышать о Солженицыне, о Сахарове и многих советских учёных, о которых рассказывал голос Америки.

Однажды парикмахер стрижёт своего одноклассника и старого друга и спрашивает его: "Где ты пропадал. Я постоянно спрашиваю о тебе у друзей. Почему перестал заходить ко мне,в чем причина?» А он отвечает: «С тех пор, как я стал сам бриться я сэкономил много денег» - «Да, - согласился парикмахер. - Но с тех пор ты совершенно не в курсе последних новостей и анекдотов». Так шутили ребята в парикмахерской. Были шутки и похлеще.

Действительно в этом салоне можно было узнать обо всем и обо всех: У кого намечается свадьба, кого и за что посадили, кто подрался и кто был виноват, кто с кем гуляет и абсолютно все. Все свежие новости выходили из парикмахерского от дербентских цирюльников.

Цирюльники при стрижке и бритье не давали скучать клиенту и было такое впечатление,что эта беседа входила в стоимость. И всегда перед стрижкой спрашивали: "Как вас подстричь?" Но когда им отвечали (шуткой): - Молча! - они обижались. Они просто не любили молча стричь. Благодаря этим людям обслуживающих население жизнь становилось более насыщенным и интересным.

Город был многонациональным и клиенты этот салон называли еврейским. Однажды хотели задеть парикмахера и спросили: "Почему салон называется еврейский, а не татский? Вот рядом с вашим салоном есть книжный магазин и все писатели и поэты вашей национальности пишут на татском языке". Ему незамедлительно улыбаясь ответили,что мы татуировками не занимаемся.

После бритья цирюльники спрашивали: «Вас попудрить? Или по брызгать одеколоном (тройной одеколон или шипр)? Люди, умудрённые шутками парикмахера, отвечали - А это входит в стоимость бритья? Если получали утвердительный ответ! То просили завернуть пудру или духи для жены.

Каждое утро парикмахеры приходили на работу в первую или во вторую смену и всегда у них было много посетителей с разными характерами. И профессионалы-цирюльники в разговорах всегда обходили острые углы,чтобы не обидеть и не задеть. В парикмахерской бурно спорили о том или ином матче. У меня самый старший брат по профессии парикмахер и нам часто рассказывал интересные истории из жизни.

«Однажды любитель футбола - парикмахер спрашивает клиента: «За какую команду футбольную болеете? Он ответил: «За ту же команду, что и вы». Цирюльник продолжает: "Но ведь вы же не знаете, за какую команду я болею". Клиент отвечает: «Я боюсь ведь у вас в руках острая бритва».

Клиенты у мастера интересовались, какими моющими средствами пользоваться для восстановления волос, какие средства лучше против перхоти, какие шампуни предпочтительны для жирных волос. У парикмахера всегда был ответ на любые вопросы. Парикмахеры придумывали на ходу разные, а порой смешные анекдотические методы восстановления и лечения волосяного покрова головы, с учётом характера поведения клиента и в конце вдоволь, поговорив, посмеявшись расставались хорошими друзьями и довольными друг другом. Про парикмахеров придумано очень много анекдотов и много рассказов взято из их трудовой жизни. Вот какие выражения можно услышать в парикмахерской:

Будешь меня оболванить, тогда деньги не дам

Твоя машинка, как комбайн шумит в ушах

Причёску Муслима вы можете сделать, чтобы красиво лежало?

Сделай из меня огурчик

Сделай так, чтобы на свадьбу пошёл

Зеркало ваше меня старит

Хочу причёску волнистую, как волна Каспия

Сделай мне стиль Алон Далона

class="eliadunit">

Почему ваша машинка мои волосы кусает?

Сделай мне причёску,чтобы волосы стояли как солдат на плацу

Волосы подрезай,чтобы уши не торчали

Баки мои не поднимай

Сзади много не бери потому,что я хипи

П...челку сделай так,чтобы мозги не выглядывали

Постригите под “полубакс”...

Сзади подровнять и перед укоротить, а то слишком длинный...

Срезать все, что висит...

Снимите бока и чтоб не торчало...

Уложите причёску так и чтоб подольше постояло...

Меня обрезать, но не очень...

Я так хотел на вас попасть...

Как стало здорово, как будто заново родился!...

Подогнать поближе к голове...

А мне можно самой помочиться перед стрижкой?

Хорошо обделал...

Волосяной покров снять на 50%....

Сделайте с меня человека

Уберите этот бардак с мозгов...

А мне только передок подрезать!

Пожалуйста, зад мой не трогайте, я всегда сам кантуюсь

Вы мне гадостью какой- нибудь на голову не сделайте

Хозяйство моё в порядок приведите

Йосиф Бесандилов

В современном мире у людей сложилась масса стереотипов о традиционных еврейских специальностях. Многие считают, что евреи испокон веков занимались ростовщичеством, торговлей, медициной, ювелирным ремеслом, иными словами, имели ограниченный круг деятельности. Для того чтобы понять стереотип это или факт нужно обратиться к истории.

На самом деле род занятий евреев изменялся вместе со стилем жизни еврейских общин. Изначально на земле Израиля жили семитские народы, которые занимались земледелием , скотоводством , ремесленничеством .

Наверное, трудно сегодня представить еврея-пастуха, погоняющего стадо, или еврея в образе землепашца. Однако в 20-е годы прошлого века большевистская пропаганда создала именно такой образ "нового советского еврея" - еврея-земледельца. Более 200 тысяч евреев переселили в сельскохозяйственные колонии на территорию Украины и в Крым . Так власти начали проводить национальную политику "коренизации" с целью стимулировать национальные языки и культуры. Поселенческие проекты также возникли в Белоруссии и Биробиджанском национальном районе.

Но земледелие и скотоводство все же оказались не слишком привлекательными занятиями для евреев. Они характерны для народов, постоянно живущих на своей земле, а евреям ведь постоянно приходилось переселяться, начиная с 70 года н.э.

Бывало такое, что попадая в далекие страны и образуя в них свои общины, евреи со временем даже приобретали другой этнический облик. Например, еврейская община в Китае (г. Кайфэнь) пользовалась особым расположением императора и просуществовала около семи веков. Благосклонность правителя евреи завоевали там потому, что первыми привезли в Китай хлопчатобумажную одежду и семена хлопка и подарили их императору. Со временем кайфэнские евреи почти перестали отличаться от китайцев. В наши дни многие жители этой местности могут поведать о своих еврейских корнях.

Но самый настоящий "Золотой век" для евреев наступил в Испании после её завоевания мусульманами (711г.). Арабы предоставили евреям судебную автономию и свободу вероисповедания. Евреи преуспели в торговле, ремеслах, ювелирном производстве, медицине и других областях. Правда, в 1492 г. после падения Гранады был подписан эдикт об изгнании евреев, после чего они покинули страну.

Зато желанными поселенцами евреи оказались в Польше . Еврейских купцов ценили за их капитал, торговые связи и способности. Предприимчивые евреи арендовали мельницы, корчмы, солеварни, пруды для разведения рыбы. Они даже стали образовывать целые городки, которые превращались в торговые и ремесленные центры. Там евреи чувствовали себя особенно комфортно. Сами они называли такие городки штетлами - местечками. Как правило, штетл состоял из рыночной площади, основной синагоги, дома учения, помещения ритуального омовения, за ними располагались школы, лавки, ремесленные мастерские.

В штетлах евреям приходилось осваивать профессии портных , кузнецов , фельдшеров , музыкантов . Здесь они сохраняли свои культурные традиции, жизненный уклад.

После раздела Польши в конце ХVIII в. Российской империи вместе с польскими землями достались и сотни штетлов, которые по указу Екатерины II (1791 г.) попали в черту оседлости евреев.

Революция 1917 года дала евреям возможность свободно участвовать в политической, экономической и культурной жизни страны. С этого года черта оседлости была официально упразднена. Евреи получили возможность получать высшее образование в лучших вузах страны. Появилось много евреев ученых , медиков , политиков , деятелей искусства .

В 30-е годы XX века евреи, как и представители всех без исключения народов России, подверглись репрессиям.

Уже после войны случилось нашумевшее "Дело врачей". По одной из версий оно было инициировано самим Сталиным. Врачи, лечившие верхушку руководства СССР, были арестованы в 1953 году. Их обвинили в предательстве. Это событие вызвало волну антисемитских настроений по всей стране. Многие люди перестали доверять врачам еврейской национальности, что отчасти вынудило евреев перейти на такие специальности в медицине как стоматолог или психотерапевт .

Врач, банкир, ювелир… Стереотипы о "чисто еврейских" профессиях сложились не так уж давно, а формирование образа современного еврея происходило не один год под влиянием различных исторических событий. Продолжается оно и сегодня. И кто знает, возможно, через сотню лет словосочетание "еврей-банкир" будет вызывать такую же недоверчивую улыбку как сегодня "еврей-тракторист".

При подготовке материала использовалась информация тематической экспозиции Еврейского музея и центра толерантности.

Валерия Воейкова



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: