Алтарь Победы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе

Алтарь-святое место, где на престоле полагается антиминс с изображением Плащаницы и частицей мощей святого угодника. На антиминсе совершается Божественная литургия. Во время ее священник возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Здесь совершается Бескровная жертва за всех и за вся. Поэтому алтарь есть место Победы.

«Божественная Литургия, совершаемая в Алтаре Победы, есть вершина и средоточие всего христианства, есть полнота и завершение всех прочих богослужений, и если кто дошел до этой вершины и жил ею, то значит, дошел до вершины церковной жизни» — писал выдающийся богослов, иерарх XX столетия митрополит Вениамин Федченков в книге «Строй православного богослужения».

Когда к 50-летию Победы на Поклонной горе возводился мемориальный комплекс – вокруг шло много споров и толков. Удивлял необычный проект Зураба Церетели – статуя языческой богини, летящей в воздухе, настораживало соседство храмов разных конфессий.

И что же? Время расставило все на свои места. Храм святого великомученика и Победоносца Георгия встал над Москвой как страж, как воин в шлеме, как негасимая свеча народной памяти. Сюда приходят ветераны – правда, поток их, из года в год, по естественным причинам редеет. Согбенные старики с рядами звенящих медалей на лацканах потертых пиджаков, женщины, на скорбных лицах которых застыла неизгладимая печать увиденного, неловко крестятся, молятся, беззвучно шевеля губами. Поминают павших друзей. Молят Бога о здравии уцелевших. Храм стал настолько нужным, что странно вспомнить: а ведь когда-то его не было!

Как возводилась святыня Победы?

Настоятель храма на Поклонной горе – протоиерей Сергий Суздальцев. Седовласый пастырь с громким голосом, величественной осанкой священнодействует уже сорок восемь лет. Мы встретились с батюшкой в другом его храме, Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Маленькая уютная церковь никогда не закрывалась. Прежде здесь стояла деревянная, которая погибла в 1811 году от пожара. На пепелище выстроили каменный Троицкий храм, который стоит и поныне. Именно здесь, во время наполеоновского нашествия, молились Кутузов и Багратион. Промыслительно, что отцу Сергию суждено было возглавить воинский храм на Поклонной горе, возникший, точно росток от возмужалого древа. У духовного мира – свои законы.

— Батюшка, расскажите о себе, — прошу я отца Сергия. — Откуда Вы родом? Какова предыстория Вашего служения в храме Победы?

— Родился я в Воронежской области, в селе под Борисоглебском. Мои родители-не духовного звания, простые миряне, но искренне верующие. С отроческих лет полюбил церковь. Надо помнить, какие это времена были! Храм у нас в селе был открыт-как и все, во время войны. Но в 1967 году, когда шли хрущевские гонения на Церковь, его закрыли опять. Но во времена моего детства до этого было далеко. Я прислуживал в алтаре батюшке, отцу Василию. Прекрасный священник, был в заключении в общей сложности 15 лет. За посещение храма меня в школе осыпали насмешками, дразнили «попенком». Школу я закончил в 1951 году. Школьный учитель, бывший священник отец Иаков Лисицкий дал мне характеристику для поступления в Духовную семинарию. Учился усердно, многое пришлось догонять: был из многодетной семьи, учился во время войны, в сельской школе. Все время проводил в семинарии, часто ходил в храм, чтобы помолиться у мощей Преподобного. Во время учебы в 4-м классе был призван в армию. Направили меня в Абхазию, в Новый Афон. За безупречную политическую и боевую подготовку был награжден похвальной грамотой. Службу в армии закончил в звании ефрейтора. Потом вернулся под крыло преподобного Сергия. Закончил семинарию, затем Духовную академию…
Шесть лет будущий пастырь служил иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I. В 1957 г. женился и был рукоположен во диакона. Диаконом служил в Ново-Девичьем, в Успенской церкви, с архиереями: Высокопреосвященными митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, покойным митрополитом Николаем (Кутеповым). В 1961 – закончил учебу в Академии и рукоположен в 1965 г. Отцу Сергию приходилось служить в таких известных московских храмах, как Николы в Хамовниках, Николы в Кузнецах, где настоятельствовал знаменитый протоиерей Всеволод Шпиллер.

Молодой священник обнаружил административные способности. И Церковь ставила его на ответственные послушания, которые он прилежно нес. В течение 13 лет отец Сергий был секретарем Пенсионного комитета Патриархии, затем – известного ХОЗУ. Руководил завершением строительства церковного завода в Софрино: «на мне было завершение пуско-наладочных работ и переселение из Москвы всех рабочих», — вспоминает он. В 1982 г. он был назначен настоятелем Троицкой церкви на Воробьевке. Кроме того, с 80-х гг. отцу Сергию неоднократно приходилось выезжать за границу. Приходилось бывать в ФРГ, Франции, Норвегии, Греции, Израиле, Венгрии, Австралии. Около трех лет, с 1985 по 1987 гг. он являлся настоятелем «представительского» Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, который под его руководством был отремонтирован. По возвращении – новое послушание: привести в богослужебное состояние московский храм Мартина Исповедника на Таганке. И это было выполнено.

Через два года после этого вышло Постановление правительства Москвы о строительстве памятника к 50-летию Победы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, на Поклонной горе – месте, откуда Наполеон взирал на столицу, из которой потом был вынужден бежать, бросая свое незадачливое войско – был заложен храм во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Отец Сергий в 1993 г. был назначен и.о.настоятеля и консультантом по внутреннему и внешнему убранству.

Выстроили храм очень быстро, «на подъеме» – всего за полтора года. 6 мая 1995 г., в престольный праздник, ко Дню Победы, его освятил Святейший Патриарх.
Мне, сотруднику православной газеты, посчастливилось тогда, десять лет назад, попасть 9 мая на торжественное богослужение. Помню, как Предстоятель Церкви, после службы остановился на пороге, опираясь на посох, щурясь на ярко светившее солнце. К Святейшему подошли, робея от непривычной обстановки, два участника войны. На их одежде сияли ордена и медали. Один приложился к деснице Патриарха, другой, не столь искушенный в тонкостях церковного этикета, просто протянул руку. Ладони бойца и Предстоятеля сошлись в крепком мужском пожатии. Стоявшие в отдалении ветераны, осмелев, потянулись в храм. Тогда он еще был изнутри ослепительно бел. Расписали его только через восемь лет…

В Церкви есть понятие «послушания». Я и не мечтал, что буду назначен сюда. Но, когда поставили — что сказать? Только «Благослови, владыко»,- говорит настоятель.

Мы стоим посреди Георгиевского храма. Отец Сергий протягивает мне роскошно изданный альбом, на обложке которого написано «Алтари Победы». Этот альбом издан к 60-летию Победы и 10-летию храма. На его страницах незабываемые, волнующие моменты истории святыни на Поклонной горе. И – я не видела этого никогда, нигде! – точные, поименные списки работников десятков организаций, принимавших участие в строительстве и убранстве храма. Не забыт ни один маляр, фрезеровщик или водитель автокрана. Храм возводили сотни любящих трудовых рук – а как часто у нас ограничиваются латунной табличкой с названием фирмы, орденом начальнику «за усердие», и забывают обо всех остальных. Вот чему поучиться бы!

Перелистываю страницы альбома. На фото — автор проекта архитектор А. Полянский, создатель иконостаса А.Чашкин, руководитель строительства бывший министр правительства Москвы А. Матросов, директора подрядных организаций и многие другие. На полях альбома — десятки благодарностей строителям от ветеранов, инвалидов войны, их вдов, юношей-суворовцев, гостей из дальнего и Ближнего Зарубежья. Еще фотографии: гости храма – Блаженнейшие Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений, архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, главы зарубежных государств, политики, спортсмены, юноши-суворовцы и кадеты, выпускники Юридического института МВД, именитые люди Отечества. Храм стал духовным центром притяжения для людей разного достатка и разных сословий.
Я прошу отца Сергия ознакомить меня с концепцией росписи храма.

— В ней отражены православные догматы, — рассказывает отец Сергий. –На высоте, в куполе, изображен Господь Вседержитель в окружении архангелов и ангелов, ниже-двенадцать великих праздников. Еще ниже, по углам-четыре евангелиста, свидетельствующие о земном Пути Господа.

А теперь литургическая «составляющая». В алтаре написаны образы творцов Божественной литургии: Василия Великого, Иоанна Златоуста. Причащение апостолов. Наш храм-воинский, и в нем должны быть иконы защитников Отечества: вот святой благоверный князь Димитрий Донской, святитель Гермоген – великий патриот Церкви и России, преподобный Сергий Радонежский, великий князь Александр Невский. Все — наши защитники и молитвенники. Дальше – образ святого Феодора Ушакова, который, будучи флотоводцем, вел монашеский образ жизни. По другую сторону — святой преподобный Илия Муромец, богатырь, закончивший жизнь иноком-подвижником. В этом отражается патриотическое служение Церкви. Сюда, в роспись храма вошел и сюжет Новомучеников – слева от вас фреска с изображением Царской семьи.
Храм, — продолжает отец Сергий, — построен для того, чтобы в нем совершалась молитва обо всех павших в Великой войне, и оставшихся в живых, с выражением благодарности Богу за нашу Победу. Вот такая идея была заложена. Три барельефа, которые вы видите на стенах — творение Зураба Константиновича Церетели. «Смоленскую» икону нам пожертвовал мой друг, фронтовик-партизан протоиерей Петр Раина. Частицу святых мощей великомученика Георгия Патриарх Диодор подарил мэру Москвы Юрию Лужкову, во время его пребывания в Иерусалиме. Юрий Михайлович привез эту реликвию нам. А Святейший Патриарх благословил устроить сень. Сюда мы поставили икону-подарок гостей из Болгарии, и ларец с мощами.

— А теперь взгляните сюда, — батюшка распахивает царские врата. Затем выходит и за руку ведет меня на солею. Встаю на то место, где cтоит священник с Чашей во время Святого Причащения, поворачиваюсь лицом к алтарю. В высоте – запрестольный образ Воскресшего Христа. Алтарное пространство пронизано солнечными лучами, и неосязаемый поток, мощный, упругий, несется навстречу. Как солнечный ветер.

Передо мной – Алтарь Победы.

И добавить нечего. Это — на всю жизнь.

Марина ВАСИЛЬЕВА

  • Храм Георгия Победоносца был построен и освящен в 1995 году , к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  • Архитектура храма удачно сочетает в себе русский стиль и модернизм.
  • На стенах расположены бронзовые барельефы работы З. Церетели и З. Анджапаридзе. На звоннице - красивейшее панно «Деисус».
  • Во внутреннем убранстве храма центральное место занимает трехъярусный иконостас с 48 изображениями святых.
  • Навестить Поклонную гору и храм Георгия Победоносца можно под вечер, чтобы полюбоваться, как отражается вечернее небо в огромных окнах храма.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе не имеет вековой истории, но обладает весьма необычным внешним видом среди православных храмов Москвы. Он удачно сочетает в себе русский стиль и модернизм и является настоящим украшением мемориального комплекса Парка Победы. Как и весь комплекс, храм был построен в память о жертвах и героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Главной святыней храма считается частица мощей св.Георгия.

История создания храма

Издревле на Руси существовала традиция увековечивать святых покровителей на знаменах и посвящать им возводимые храмы. Образ Святого Георгия в виде всадника, копьем пронзающего змея, часто изображался на гербах русских князей и полководцев. Сегодня он украшает гербы России и Москвы.

Храм Георгия Победоносца был построен и освящен в 1995 году, к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Дата и место возведения храма выбраны не случайно: Георгий Победоносец считается покровителем и Москвы, и русских воинов. Над проектом храма работал известнейший архитектор А. Полянский (1928-1993), один из ведущих архитекторов эпохи строительства коммунизма. Поэтому для многих специалистов и обывателей казалось странным, что проект именно этого автора был принят для создания столь важной религиозной святыни. Но Полянский столь удачно сочетал современные мотивы с традициями, а лаконичность – с монументальностью, что его проект был реализован, пусть и с некоторыми изменениями, внесенными после смерти автора.

Архитектура храма

На стенах расположены бронзовые барельефы работы З. Церетели и З. Анджапаридзе. На звоннице можно увидеть красивейшее панно «Деисус» (автор – Е. Ключарев). Эти элементы являют собой яркий пример современной храмовой архитектуры. Они придают зданию возвышенность, одухотворенность и выразительность.

Еще одним элементом модернизма являются большие остекленные участки стен, которые выглядят непривычно для православных храмов. Благодаря им, внутреннее убранство храма залито естественным светом. Здание впечатляет своей стройностью и гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Поклонной горы. В ясный летний день можно полюбоваться величественным строением сквозь струи фонтанов Поклонной горы и увидеть, как солнечные лучи играют в великолепных витражах.

Интерьер и святыни храма

Во внутреннем убранстве храма центральное место занимает трехъярусный иконостас с 48 изображениями святых. Здесь тоже можно увидеть элементы новейшего времени: наряду с традиционными сюжетами здесь изображены православные новомученики XX века, пострадавшие в годы репрессий.

Главной святыней храма считается частица мощей Георгия Победоносца (Каппадокийского). Ее преподнес в дар храму патриарх Иерусалима Диодор в 1998 году. Среди других святынь – икона преподобного Никиты Столпника, считающегося целителем; икона и частица мощей одной из самых почитаемых святых блаженной Матроны Московской, которая, по верованиям, помогает всем страждущим; ковчег с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, к которому обращаются с молитвами о здравии и семейном благополучии.

За короткую историю храма уже сложились традиции, связанные с теми, кому покровительствует святой Георгий. Это военнослужащие, кадеты и воспитанники военных училищ, которые приносят здесь присягу. В стенах храма поминаются и погибшие воины.

Храм-часовня Архангела Михаила

К храму Георгия Победоносца приписана часовня-музей Архангела Михаила, расположенная близ Кутузовской избы в Филях (Кутузовский проезд, дом 3). Это мемориальный православный храм, заложенный 1 сентября 1910 года в честь небесного покровителя русской армии Архангела Михаила и в память о легендарном полководце XIX века Михаиле Кутузове. В часовне-музее хранятся личные вещи Кутузова, оружие и образцы мундиров времен Отечественной войны 1812 года. Часовня построена в живописном русско-византийском стиле.

После безжалостного разрушения в советские годы часовня недавно пережила второе рождение. От храма Георгия Победоносца пройти до нее пешком можно за 10-15 минут. Еще одна достопримечательность поблизости, связанная с событиями Отечественной войны с Францией – музей-панорама «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте.

Прогулка по Поклонной горе

Навестить Поклонную гору и храм Георгия Победоносца можно под вечер, когда сгущаются сумерки. Благодаря огромным окнам, храм кажется хрупким и прозрачным. Белые стены залиты светом фонарей, а в окнах отражается вечернее небо. В фонтанах включается подсветка, и округа полностью преображается. Стоит признать: это действительно один из красивейших православных храмов Москвы.

Кроме храма святого Георгия Победоносца, на Поклонной горе вы увидите Монумент Победы, сможете зайти в Музей Победы (ранее — музей Великой Отечественной войны), пройтись по зеленым аллеям парка и насладиться видом великолепных каскадов фонтанов.

Георгия Победоносца на Поклонной горе стал не просто частью, а одной из достопримечательностей мемориального комплекса в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Камень в основание храма 9 мая 1994 г. заложил Патриарх Всея Руси Алексий II.

Датой открытия комплекса должно было стать 9 мая 1995г. – День 50-летия Победы, поэтому строительство велось в рекордно сжатые сроки (для того, чтобы успеть, купол монтировали прямо на земле одновременно с другими строительными работами, а потом уже водружали на готовый остов храма), и уже 6 мая 1995 г. – в День памяти св. вмч. Георгия – Патриарх Алексий II освятил новый , отделка которого еще продолжалась некоторое время.

Барельеф св.вмч. Георгия Победоносца на фасаде

Святой Георгий Победоносец всегда особо почитался на Руси как покровитель воинов, многие полководцы Руси обращались к нему с молитвой за помощью. Образ святого – Георгий Победоносец убивает змею – часто изображался на гербах и штандартах русских князей, есть он и на гербе г. Москвы.

06.05.2005
Патриаршее богослужение

Георгия Победоносца на Поклонной горе проектировался известным архитектором А.Т. Полянским, что вызвало множество негатива и критики, поскольку коллеги считали его «придворным архитектором коммунистического режима». Тем не менее, проект был принят и осуществлен, правда, уже после смерти автора (умер 07.06.1993) и с некоторыми изменениями.

Полянский стремился при соблюдении основных канонов храмового зодчества создать нечто совершенно новое, поэтому, несмотря на то, что храм построен как бы в русском стиле, он имеет множество деталей, свойственных модернизму и чуждых православному восприятию. Это и отсутствие мелких архитектурных украшений, и лаконичность и вместе с тем крупность деталей, подчеркнутость использования современных конструкций и материалов.

Иконостас работы
А. Чашкина

Стремясь усилить динамичность и воздушность здания, добавить храму «стройности», архитектор несколько «переусердствовал». Так, в результате отказа от угловых закомар в силуэте храма словно обрубленными оказались «плечи», что несколько «режет глаз». Да и объемные барельефные композиции на фасаде не соответствуют церковному канону: в православии редко можно встретить скульптурные изображения Христа, Богородицы или святых, это скорее характерно для католицизма. Тем не менее, именно гигантские барельефы работы З. Церители и З. Анджапаридзе украшают фасады храма.

Мозаика Деисус
работы Е. Ключарева
на звоннице

К модернистским тенденциям можно отнести и использование остекления больших участков стен, благодаря чему храм изнутри залит естественным светом. Фасады помимо бронзовых барельефов украшены также и большими мозаичными иконами, выполненными художником Е. Ключаревым. Иконостас исполнен известным современным иконописцем А. Чашкиным.

Главной святыней храма на Поклонной горе считается частица мощей великомученика Георгия, полученная в дар от Патриарха Иерусалима Диодора в 1998 г.

Несмотря на свою «молодость», храм Георгия Победоносца уже имеет свои установившиеся традиции: здесь принимают присягу кадеты и воспитанники военных училищ Москвы и военнослужащие, поминаются погибшие воины и совершаются благодарственные молебны. Приходская община храма окормляет детский психоневрологический интернат.

На территории мемориального комплекса Парк Победы на Поклонной горе, посвященного Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, расположен храм Георгия Победоносца. Он был выстроен на этом месте к 50-летию великой Победы, которое отмечалось в 1995 году.

До храма (да и на Поклонную гору) можно быстрее всего добраться от станции метро "Парк Победы", двигаться нужно в обратную сторону от Триумфальной арки по направлению к Монументу Победы - огромному обелиску на площади Победителей посреди мемориального комплекса. Храм будет стоять немного в стороне, но всё равно на довольно видном месте.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе по понятным причинам не попал в цикл "История в деталях", так как многовековой истории как у многих других храмов Москвы у него нет, а значит нет и старинных рисунков или фотографий. От момента его постройки не прошло и двадцати лет.

Закладка камня в основание будущего храма была совершена патриархом Алексием II 9 мая 1994 года.

Строительство велось всего один год на средства города - с 1994 по 1995 год.

Открытие храма приурочили (как уже отмечалось в самом начале) к 50-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Сам храм выстроен в русском стиле, с добавлением элементов модернизма. Архитектором проекта выступил А.Т.Полянский. Однако строительство храма завершилось уже после его кончины, с некоторыми изменениями. Иконостас выполнен знаменитым иконописцем А.Чашкиным, чуть позднее храм был расписан полностью.

Отличительной особенностью архитектуры храма является наличие бронзовых барельефов с мозаичными элементами, авторами которых являются известный художник-монументалист З.Церетели и художник-мозаичник Е.Н.Ключарев.

Главная святыня храма - частица мощей великомученика Георгия Победоносца, подаренная Иерусалимским Патриархом Диодором, перенесенная в храм бывшим мэром Москвы Ю.М.Лужковым в 1998 году.

Храм находится на довольно приподнятой площадке, так что от него открываются виды не только на саму Поклонную гору, но и на остальную Москву (с Воробьёвыми горами, конечно, не сравниться, но всё-таки).

Совсем близко от Поклонной горы проходит железная дорога Киевского направления.

Также отсюда хорошо просматривается наконец-то достроенный жилой комплекс "Дом на Мосфильмовской".

О Поклонной горе и о Парке Победы также будет отдельный рассказ.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе расположен по адресу: г. Москва, пл. Победы, д.3Б.
Официальный сайт собора:

За свою историю деревня Фили не раз «кочевала» по разным местностям. Вероятно, ее древнее имя - гидроним. Оно появилось от названия речки Хвильки - в просторечии Фильки, которое означало сырую, болотистую местность. История деревни Фили началась в XVI веке, когда великий князь Василий III пожаловал эти земли в вотчину боярину Ф.М. Мстиславскому. Более столетия Фили оставались владением рода Мстиславских. Последний хозяин, Федор Иванович Мстиславский, приходившийся правнуком Василия III, оказался политическим долгожителем, устояв и при Борисе Годунове, и при Василии Шуйском, потом возглавил знаменитую Семибоярщину - правительство из семи знатнейших бояр в Смутное время, а затем стал приближенным первого Романова.

При нем в Филях появилась деревянная домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанная в память победы над польским королевичем Владиславом, которого призвали на русский престол в «безгосударево время». 1 октября 1618 года, в праздник Покрова, войска гетмана Сагайдачного в последний раз штурмовали стены Москвы и были разбиты и отброшены от русской столицы. В той победе увидели зримое покровительство Царицы Небесной России и Романовым. Тогда в Москве появилось несколько новых Покровских церквей, в том числе и в Филях. Позднее эта церковь оказалась связана и с Кутузовской избой, и с часовней архангела Михаила.

После смерти бездетного Федора Мстиславского и его сестры Ирины, монахини кремлевского Вознесенского монастыря, Фили забрали в казну, и царь Алексей Михайлович подарил их своему тестю Илье Даниловичу Милославскому. По кончине государыни Марии Ильиничны владение ненадолго досталось ее племяннику, знаменитому Ивану Михайловичу Милославскому - одному из зачинщиков стрелецкого бунта 1682 года, возбужденного против Нарышкиных, родственников второй жены покойного Алексея Михайловича. Тогда были убиты два брата вдовствующей царицы, а третий, Лев Кириллович, которому тогда было всего 14 лет, спрятался на женской половине дворца, едва ли не в чулане. По преданию, над дверью этого чулана висела икона Спаса Нерукотворного, и отрок, молясь о спасении, дал обет: если останется жив, построит храм в честь этого образа.

В июне 1689 года Петр I подарил ему Фили, и тот сразу же приступил к исполнению своего обета. Вскоре здесь появилась изумительная, всемирно известная церковь в стиле нарышкинского барокко: нижний ее престол остался в честь Покрова, а верхний был освящен в честь Спаса Нерукотворного. А в 1704 году крестьяне роскошного имения были переселены на Можайскую дорогу, в район Дорогомилова, за версту от прежнего места - подальше от барских хором, где часто гостил царь. За деревней осталось название Фили, а вотчина Нарышкина стала именоваться селом Покровским. Переселенные крестьяне не заимели собственной приходской церкви и оставались причисленными к нижнему Покровскому храму, тогда как верхний Спасский храм оставался домовым для господ. Церковь сделала знаменитыми старые Фили, а деревеньку прославили совсем другие события.

Новая деревня Фили оказалась близ Поклонной горы, которая издревле почиталась святым местом: здесь путники кланялись Москве на прощение или перед встречей. Хотя есть и иное мнение: на этой горе встречали с поклоном государей, иностранных послов и важных гостей.

Отсюда было недалеко до Воробьевых гор, где и сейчас (близ смотровой площадки) кроется маленькая Троицкая церквушка, в которой молился Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, Воробьевы горы издревле были связаны с родом Кутузовых. Поблизости располагалось митрополичье, а потом и патриаршее село Голенищево, тоже с Троицкой церковью (в районе современной Мосфильмовской улицы). Именно там, как гласит легенда, предок полководца боярин Василий Кутуз (фамилия произошла от прозвища; кутузом называлась подушка) получил чудесное исцеление от святителя Ионы, митрополита Московского. Как известно, он стал первым митрополитом Московским, поставленным в Москве собором русских епископов, а не патриархом в Константинополе, вместо низложенного собором митрополита Исидора, подписавшего Флорентийскую унию. Боярин долго не признавал законность власти митрополита, «неканонично» поставленного. Но вот однажды разболелись у боярина зубы. Мучительную боль ничем не удавалось унять. В праздничный день святитель Иона совершал богослужение в Троицком храме. По окончании литургии он сам подозвал страдавшего боярина, благословил его, дал просфору и вдруг с силой ударил его по щеке. Боярин вскрикнул от боли, но… почувствовал, что зубы его уже не болят. С того дня он стал особо почитать святителя. С тех пор при зубной боли часто обращаются с молитвами к святителю Ионе. В Троицкой церкви хранился образ святителя Ионы с деяниями, где среди житийных клейм усматривали чудо о боярине Кутузе. По легенде, именно после этого чудесного исцеления потомки боярина стали именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.

Это был славный воинский род России. Их родоначальник «честный муж Гавриил» выехал, как говорит предание, из Пруссии в Новгород служить великому Александру Невскому. Иван Иванович Голенищев-Кутузов, прадед прославленного героя 1812 года, был адъютантом у графа Бориса Пет-ровича Шереметева, петровского генерала. А отец, Илларион Матвеевич, военный инженер, разработал для защиты от наводнений знаменитый Екатерининский канал в Петербурге, за что получил из рук Екатерины II золотую с брильянтами табакерку. Михаил Илларионович Кутузов воевал под командованием Румянцева и Суворова, был дважды ранен - при Алуште и при Очакове - в голову навылет, причем в одно и то же место: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза, отчего М.И. Кутузов потерял зрение. Врач, осмотревший его после второго ранения, сказал, что, вероятно, «Провидение сохраняет этого человека для чего-то великого, ибо он остался жив после двух ран, каждая из которых - смертельная». Екатерина II приказала беречь Кутузова, предсказав, что он будет великим генералом. Когда же в августе 1812 года Кутузов был назначен главнокомандующим, его спросили: «Неужели вы надеетесь победить Наполеона?» «Победить не надеюсь, обмануть попробую», - ответил Кутузов.

Деревня Фили лежала на пути отступавшей русской армии. Здесь она остановилась и заняла боевые позиции на участке от Поклонной горы до гор Воробьевых, ожидая генерального сражения под Москвой. Оттого главная квартира фельдмаршала расположилась в Филях. Деревня Фили насчитывала менее десятка изб. Для Кутузова выбрали самую просторную, принадлежавшую крестьянину Андрею Фролову, с тремя окнами на улицу и большим крыльцом. Днем 1 сентября Кутузов сам осмотрел позиции русской армии с Поклонной горы и нашел, что в случае боя армия может попасть в окружение, ибо условия для нее крайне невыгодны - именно там фельдмаршал принял решение оставить Москву, чтобы спасти армию. Вместе с ним диспозицию рассмотрели и генералы, которые пришли к такому же выводу. Историки отметили, что фактически военный совет провел первое заседание на Поклонной горе. Кутузов отличался жесткостью характера и нетерпимостью к дискуссиям в столь ответственное время, но решение о дальнейших действиях следовало принять на военном совете. По преданию, Кутузов отправился в Фили со словами: «Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого». Он назначил военный совет на 5 часов вечера. К этому времени в горнице избы собрались генералы М.Б. Барклай-де-Толли, Н.Н. Раевский, А.И. Остерман-Толстой, К.Ф. Толь, Д.С. Дохтуров, Ф.П. Ува-ров, П.П. Коновницын, А.П. Ермолов и Л.Л. Беннигсен.

На совете должен был решиться главный вопрос - принимать ли новое сражение в столь опасных условиях, рискнув потерять войско, или отступить без боя, оставив Москву, но сохранив армию? Мнения разделились: одни, как Дохтуров и Ермолов, выступали за сражение у стен Москвы, чтобы не предавать врагу священную столицу и не повергать в панику русский народ. Другие, как Барклай-де-Толли и герой Бородина генерал Н.Н. Раевский, считали самым важным сохранение армии для последующих сражений и изгнания врага. Совет длился три часа. Кутузов после прений принял решение самостоятельно, взяв на себя всю ответственность: «С потерею Москвы не потеряна Россия, а с потерею же армии Россия потеряна. Приказываю отступать». В журнале военных действий от 1 сентября 1812 года было записано: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России».

Кутузов предсказал, что Москва будет для Наполеона западней - губкой, которая всосет его войско. Потом в письме он ободрял и свою дочь Анну, убеждая ее, что полон надежды, и просил не удивляться отступлению - «это для того, чтобы укрепиться как можно больше». Но тяжелее момента для Кутузова за всю его военную биографию не было. Ночь на 2 сентября он провел без сна, адъютанты слышали его плач. Утром армия начала отступление, и сдачу Москвы восприняли с ужасом. Тогда на московской заставе Кутузов молвил народу, что головой ручается за гибель Наполеона в Москве. Дальнейшая история доказала верность его замысла: сохранив армию, Кутузов не только смог освободить Москву, но и изгнать неприятеля из России и даже преследовать его в Европе. Наполеон назвал фельдмаршала старой лисицей. Кутузов, и вправду, обманул его, совершив знаменитый тарутинский маневр, а потом заставив отступать деморализованное французское войско по выжженной французами же Смоленской дороге до самого Березина.

За спасение Отечества Кутузову воздали великие почести: он стал первым в русской истории полным Георгиевским кавалером. А прощание с почившим фельдмаршалом было только первой вехой его посмертного почитания. Как известно, он скончался от инсульта утром 16/28 апреля 1813 года в силезском городке Бунцлау (Болеславец), где была его очередная штаб-квартира. Незадолго до смерти его навестил Александр I, попросивший прощения. Несколько дней от армии скрывали смерть полководца, дабы не повергать ее в уныние.

Упокоить Кутузова надлежало в России. Чтобы везти тело на родину, его пришлось бальзамировать - оттого и родилась легенда, будто бы сердце фельдмаршала было погребено в Европе на месте смерти. На самом же деле его в серебряном сосуде привезли в Петербург и захоронили в той же могиле, что и тело. Траурная процессия достигла столицы к концу мая, и когда она пересекла границу Петербургской губернии, над гробом вдруг воспарил орел, неизвестно откуда появившийся. Встречать Кутузова вышел весь город.

Похоронили полководца, по его последней воле и с согласия императора, в Казанском соборе, где он в августе 1812 года на коленях молился у Казанской иконы Божией Матери перед отъездом в действующую армию. День погребения 13 июня выдался пасмурным, но когда гроб принесли в Казанский собор, лучи солнца ярко осветили могилу. Больше всего всех тронуло знаменитое слово архимандрита Филарета, будущего митрополита Московского, произнесенное над гробом Кутузова. Отозвавшись о покойном полководце как о человеке, который никогда не жил для себя, но всегда для Отечества и Провидения, который и умер по-христиански, святитель закончил свое слово так: «Россияне! Вы все единодушно желаете, чтобы дух, данный Смоленскому, не переставал ходить в полках наших и почивать на вождях наших. Нет лучшей сего похвалы для отошедшего, нет лучшего наставления для оставшихся сынов Отечества. Аминь».

Кутузовская изба

Благодарная Москва на забыла Кутузова. В ней возводили мемориалы, посвященные Отечественной войне, и в них, конечно же, отводилось место для увековечения памяти полководца. Так, на южном фасаде благодарственного храма Христа Спасителя помещен горельеф «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Он напоминает о знаменитой победоносной битве за древний город Иерихон, свидетельствуя о Божественной помощи верным, и аллегорически связан с Отечественной войной: архангел Михаил был не только главой небесных сил, помогавших русским ратникам, но и небесным хранителем главнокомандующего М.И. Кутузова.

Имя Кутузова запечатлено и в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, выстроенного на месте старого, опоганенного Наполеоном. Георгиевский зал - самый большой во дворце - явился первым мемориалом славы героев 1812 года: на настенных мраморных досках, как и в храме Христа Спасителя, вычеканены имена Георгиевских кавалеров.

В 1814 году для торжественной встречи победителей была установлена деревянная Триумфальная арка у Тверской заставы. Николай I приказал воздвигнуть на ее месте каменную, по образу древнеримских арок: торжественная закладка с участием святителя Филарета состоялась 17 августа 1829 года. Она возводилась не только «в знак воспоминания торжества российских воинов» при взятии Парижа, но и в «знак возобновления исторической Москвы, сожженной Наполеоном». В советское время после долгих мытарств Триумфальная арка была перенесена к Поклонной горе, которая оказалась для нее более подходящим местом. Ведь именно там в дореволюционное время сложился главный мемориал Кутузова, центром которого была часовня архангела Михаила, а рядом располагались музей полководца, Кутузовская изба и Дорогомиловское кладбище, где были захоронены 300 воинов Бородина, умерших от ран: в 1849 году на средства мануфактур-советника Прохорова над их могилой был сооружен памятный обелиск. Местным мемориальным храмом была Покровская церковь в Филях, освященная после восстановления святителем Филаретом. Каждый год 31 августа в ней совершалась заупокойная всенощная за русских воинов, павших на полях сражений Отечественной войны, а 1 сентября, в день военного совета в Филях, - литургия и панихида, на которой поминались Александр I, фельдмаршал М.И. Кутузов и их сподвижники. Затем из Покровской церкви отправлялся крестный ход к Кутузовской избе.

До середины XIX века изба не была музеем. Она по-прежнему принадлежала крестьянину Фролову, потом перешла к его сыну Ивану (или другому крестьянину), но хозяева старались сохранить обстановку в горнице такой, какой она была во время исторического военного совета, и берегли вещи того времени: иконы, деревянный стол, чернильницу, скамью, на которой сидел Кутузов. В дни памяти героев Отечественной войны сюда стекались толпы паломников, но и в остальное время было немало желающих посмотреть на историческую реликвию.

В 1850 году владелец Филей Э.Д. Нарышкин совершил новый перенос деревни Фили - ближе к родовому имению, поскольку малонаселенная и отдаленная деревенька не приносила доходов, но его упросили оставить Кутузовскую избу на прежнем месте. Тот согласился и велел отремонтировать ее, окружить земляным валом, повесить в горнице портреты участников военного совета, карты - то есть создал подобие музея. Он же назначил сторожа - отставного солдата, который жил в одной из комнат избы и исполнял роль экскурсовода. В мае 1856 года здесь побывал Лев Толстой.

Далее версии историков серьезно расходятся. По мнению одних, в 1864 году Э.Д. Нарышкин продал часть своих земель у Поклонной горы вместе с избой Козьме Терентьевичу Солдатенкову. По другим, более достоверным данным, Нарышкин в 1867 году подарил избу городу. Сторож был уволен, нового не назначили. Решали, что делать с памятником. Избу на время заколотили, и в том же 1867 году ее ограбили через окно. Как докладывал пристав Хамовнической части, оттуда было вынесено почти все. А 7 июня 1868 года «бесхозная» изба сгорела - успели вынести только икону архистратига Михаила и кутузовскую скамью (их не взяли воры, ограбившие музей год назад). Эти реликвии передали на хранение Московской городской думе. И именно после пожара, как считают третьи историки, Нарышкин пожелал подарить остатки избы вместе с земельным участком городу или же Дума сама изъявила желание приобрести этот мемориал. Однако принять памятник в дар оказалось делом сложным, и во избежание бюрократической волокиты обгорелые руины избы были выкуплены у Нарышкина за символическую сумму в 200 рублей, которую он тут же передал на сооружение памятника Кутузову.

Участь Кутузовской избы взволновала москвичей, и Дума назначила комиссию для определения ее дальнейшей судьбы. Потерять такой памятник было нельзя, тем более что после выхода эпопеи «Война и мир» известность Филей еще более возросла. Дума решила увековечить это место. Тогда-то и появилась первая мысль о часовне. Предлагали воссоздать избу в изначальном облике и при ней соорудить часовенку на средства города или собранные по подписке, а рядом устроить военную богадельню для нескольких солдат-инвалидов, которые присматривали бы за часовней и исполняли роль гидов. Каждый год в день военного совета в часовне предполагалось служить панихиду и затем проводить народное гуляние в Филях.

Другие думцы считали целесообразным построить только часовню на месте избы и еще две - на мемориальном Бородинском мосту через Москву-реку, сооруженном в 1847 году в честь 35-й годовщины победы, причем приписать эти часовни к Спасо-Бородинскому монастырю, построенному на Бородинском поле на месте гибели генерала Тучкова. Обсуждалась в Думе и самая простая идея - поставить на месте избы гранитный памятник-обелиск.

Все упиралось в финансирование. Оттого думская комиссия отвергла идею «новодела», считая, что лучший способ почитания памяти Отечественной войны - отдать эти деньги на содержание больниц и школ. Содержать же часовни у отдаленного монастыря не было ни средств, ни возможностей. Дума приняла третье предложение как самое дешевое - поставить памятник на месте сгоревшей избы. Архитекторы представили десяток проектов, причем довольно дорогостоящих, вроде гигантского обелиска, украшенного бюстами генералов военного совета, или даже жертвенника с костром и гербом Москвы, «принесенной во всесожжение». Из всего этого, к счастью, ничего не вышло. Дума так и не нашла средств для кутузовского мемориала, хотя все обсуждаемые идеи были позднее воплощены. А пока памятное место зарастало травой.

И тогда в 1883 году на помощь пришли офицеры Гренадерского полка, побывавшие в Филях на летней полевой практике. Увидев плачевное состояние «святыни для каждого русского сердца», они предложили временное, но толковое решение - перенесли со Смоленской дороги старый верстовой столб екатерининских времен, который был свидетелем и военного совета в Филях, и отступления русской армии. Его водрузили на месте Кутузовской избы, поместили на нем таблички с поясняющими надписями, окружили оградой и подарили Думе. Городские власти ликовали, однако проблема Кутузовской избы оставалась.

Спустя всего три года в Думу поступило прошение от Общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя о воссоздании мемориальной избы на месте сгоревшей за счет средств, собранных по подписке: их забота о московских святынях военного времени была вполне понятна. На сей раз Дума не возражала.

21 июня 1887 года в Покровской церкви в Филях была совершена литургия, а затем крестный ход отправился к месту закладки, где отслужили молебен с водосвятием. Уже через полтора месяца бревенчатая изба была готова: архитектор Н. Струков создал ее по рисунку прежней, вероятно, используя и этюд А. Саврасова, написанный до пожара. Открытие приурочили к 75-летней годовщине Отечественной войны. В день торжества 3 августа епископ Дмитровский Мисаил, викарий Московской епархии, отслужил в Покровском храме литургию, после чего крестный ход отправился к мемориалу, и архиерей освятил Кутузовскую избу. Она открылась как музей. Фасад украшала памятная надпись: «Изба военного совета, бывшего 1 сентября 1812 года». Сама изба состояла из двух комнат, разделенных сенями, как было при Фроловых. В одной половине поселились отставные солдаты Псковского пехотного полка имени М.И. Кутузова, выполнявшие роль сторожей и смотрителей. Мемориальная горница была украшена портретами русских императоров, героев 1812 года и бюстом фельдмаршала, сделанным по его посмертной маске, а место, где сидел Кутузов, было отмечено особой надписью.

Архимандрит Данилова монастыря прислал избе древнюю икону святого Симеона Столпника - в день его памяти состоялся военный совет. Архимандрит Сретенского монастыря подарил Владимирскую икону Божией Матери - в память о Бородинском сражении, состоявшемся в праздник чудотворного образа. Настоятельница Новодевичьего монастыря подарила Смоленскую икону Божией Матери - этим образом благословили русское воинство перед Бородинской битвой.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: