Источник силы в звездных войнах. Сила (Звёздные войны)

Кратко о статье: Когда-то, еще каких-то пятьдесят лет назад, научная фантастика была очень популярна. Люди взахлеб читали об освоении Марса, строительстве океанских ферм и разработке искусственного интеллекта. Тогда многие были уверены, что застанут воплощение всей этой фантастики в реальную жизнь. Но потом пришли холодная война и кинематограф; первая подкосила практическую ценность НФ, а второй - эстетическую; и начался триумф фантастики ненаучной, немалая часть которой получила название звездного фэнтези, или космической сказки. Один из характернейших представителей этого жанра - киноэпопея “Звездные войны”, а жанрообразующим в них является понятие Силы - сверхъестественной составляющей мира.

Могущественный союзник

Сила в “Звездных войнах”

Сила есть - ...

Незаконченное высказывание неизвестного джедая.

Когда-то, еще каких-то пятьдесят лет назад, научная фантастика была очень популярна. Люди взахлеб читали об освоении Марса, строительстве океанских ферм и разработке искусственного интеллекта. Тогда многие были уверены, что застанут воплощение всей этой фантастики в реальную жизнь. Но потом пришли холодная война и кинематограф; первая подкосила практическую ценность НФ, а второй - эстетическую; и начался триумф фантастики ненаучной, немалая часть которой получила название звездного фэнтези, или космической сказки. Один из характернейших представителей этого жанра - киноэпопея “Звездные войны”, а жанрообразующим в них является понятие Силы - сверхъестественной составляющей мира.

Сила для “Звездных войн” значит куда больше, чем оружие, звездолеты или биотехнологии. Сила - это то, что отличает космическую сагу Джорджа Лукаса от всего остального звездного фэнтези. Впрочем, для живущих в мире “Звездных войн” Сила - это...

...Энергетическое поле

А если быть точным, невидимое энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами в галактике. Как и прочие “научные” определения, это предложение нуждается в дополнительных разъяснениях. Силу можно сравнить с гиперпространством: это некий скрытый пласт реальности, отражающий психическую, эмоциональную составляющую далекой-далекой галактики. Связь силы и живых созданий - двусторонняя. С одной стороны, существа генерируют Силу своими поступками, размышлениями и самим фактом своего бытия. Любое значительное изменение в галактике неизбежно отразится на Силе; в качестве примера можно привести шок, испытанный Оби-Ваном Кеноби во время моментальной гибели миллиардного населения планеты Алдераан. Кроме того, в Силе “хранятся” души умерших, джедаи даже используют выражение “слиться с Силой” для обозначения физической смерти. С другой стороны, Сила может воздействовать на объекты в реальном мире - причем не только на живые. Само по себе подобное воздействие происходит крайне редко, обычно инициатором служит разумный с определенными способностями - владеющий Силой.

Несмотря на то, что феномен владения Силой известен в мире “Звездных войн” несколько десятков тысячелетий, окончательное объяснение ему не найдено - и вряд ли будет дано в будущем. Известно, что время от времени рождаются разумные, в той или иной степени наделенные этим даром. Вероятно, некоторую роль играет наследственность - из истории известны примеры родственников-джедаев - однако окончательные законы распределения дара остаются загадкой. Можно предположить, что все разумные существа владеют Силой, просто у большинства из них это владение не заходит дальше смутных предчувствий.

Тысячелетия исследований выявили, что уровень владения Силой каким-то образом связан с содержанием в тканях существа микроскопических разумных организмов - мидихлориан. Именно результаты мидихлорианового анализа крови долгое время были основанием для приема учеников в Орден джедаев. Вообще, мидихлорианы присутствуют во всех живых существах далекой-далекой галактики, и некоторые полагают, что именно они устанавливают связь между биологическим организмом и Силой. Следовательно, чем их больше, тем связь крепче, а сверхъестественные способности - ярче. Впрочем, точно так же возможна и обратная связь: чем лучше разумный владеет Силой, тем более благоприятные условия для мидихлориан создаются в его теле. В конце концов, Дарт Вейдер оставался могущественнейшим из владеющих Силой даже после того, как львиную долю его тела заменили машины.

"Против лома нет приема"?

Сила - одновременно великое преимущество и большая слабость тех, кто ею владеет, ведь если по каким-либо причинам она “перестанет работать”, адепт может оказаться почти беспомощным. В книгах Тимоти Зана о гранд-адмирале Трауне описываются исаламири - животные с планеты Миркр, создающие вокруг себя “пузырь” диаметром около 10 метров, внутри которого Сила не действует. Траун постоянно носил с собой одного исаламири, а с помощью нескольких таких животных он сумел взять в плен самого Люка Скайуокера. Другой нечувствительный к Силе вид - юзань-вонги из цикла “Новый Орден джедаев”. Эта биологическая цивилизация прилетела в “Звездные войны” из соседней галактики, где, очевидно, не существует самого понятия Силы, и здорово попортила нервы местным джедаям.

Свет и тьма

Или же право и лево, белое и черное, Инь и Ян... Две знаменитые составляющие Силы - светлая сторона и темная сторона - одна без другой немыслимы. И, наверное, большинство известных самостоятельных проявлений Силы имело своей целью восстановить равновесие между светом и тьмой. С точки зрения философии такое представление о двух равных первоначалах не несет в себе ничего нового, однако в “Звездных войнах” оно мастерски замаскировано под противостояние добра и зла (с непременной победой первого). Один видит в сторонах Силы “единство и борьбу противоположностей”, другой - абсолютное Добро и абсолютное Зло. Чтобы окончательно разобраться, что собой стороны Силы представляют, надо понять разницу между ними.

Прежде всего, заметим, что понятие стороны появляется только применительно к владеющим Силой: они, как правило, стоят либо на светлой, либо на темной стороне. Даже, казалось бы, абстрактное “почувствуй мощь темной стороны” на деле означает “глянь, каким крутым я стал, выбрав тьму”. Разница между сторонами - в способах обучения и, самое главное, в принципах применения Силы. Адепт светлой стороны руководствуется в своих действиях логическими построениями, направляя каждый свой поступок к общественной пользе. Приверженец темной стороны движим исключительно собственными чувствами и страстями, с помощью Силы он удовлетворяет свои желания. Говорят, что темная сторона затягивает, что освободиться от ее оков куда тяжелее, чем изменить свету - есть тому и рациональное объяснение: жить ради общественного блага и безо всякой Силы сложней, чем утолять свой эгоизм. Таким образом, можно предположить, что Сила сама по себе не является ни светлой, ни темной, а разделение на две стороны уместно только при практическом ее применении.

Три техники

Владение Силой - скорее творчество, нежели наука, более искусство, чем ремесло. Впрочем, и тут есть свои закономерности. Это как фехтование на световых мечах: одними базовыми ударами противника не победишь, но, не зная их, проиграешь ему точно. Все навыки владения Силой можно разделить на три группы - техники, если угодно: ощущение, контроль и изменение.

“Ты проведешь меня к Джаббе”, - “Я проведу тебя к Джаббе”.

Ощущение позволяет адепту чувствовать Силу вокруг и внутри себя. Благодаря этой технике владеющие Силой могут замечать разнообразные изменения в этом энергетическом поле, на основании которых - делать соответствующие выводы. К примеру, почувствовать, что канцлер Палпатин - не только амбициозный политик, но и могущественный лорд ситов.

Благодаря контролю владеющий Силой получает власть над собственным телом, что дает ему возможность совершать немыслимые для обычного разумного трюки. Люк Скайуокер, например, в зрелые свои годы очень любил путешествовать через гиперпространство в одноместном истребителе, впав в анабиоз и практически не расходуя воздух, воду и пищу.

Наконец, изменение дает владеющему Силой возможность воздействовать на окружающий его физический мир. Скажем, сделать так, чтобы игральная кость упала нужной стороной вверх, - иногда от этого зависят судьбы галактики.

Бесполезно рассуждать, какая из трех техник важнее. В одной и той же схватке джедаю может понадобиться предчувствовать удар противника, притянуть к тебе выпущенный меч и отпрыгнуть на десять метров. Для полноценного владения Силой разумный должен освоить и ощущение, и контроль, и изменение.

Множество практик

Спектр возможностей, открывающихся перед владеющим Силой, практически безграничен. С помощью Силы можно делать все, начиная от утреннего туалета и заканчивая контрабандой особо крупных грузов. Как применить Силу в той или иной ситуации, зависит от самого адепта, однако и в этом случае имеется пара десятков “домашних заготовок”, известных нам по фильмам, книгам и играм.

Наиболее часто встречающимися и зрелищными, несомненно, являются разнообразные проявления телекинеза - умения перемещать предметы без непосредственного физического контакта. Особо в этой области стоит выделить притягивание и отбрасывание. Первое довольно часто используется для того, чтобы схватить рукоять светового меча или бластер, а второе - с целью избавиться от противника. С большими оговорками сюда же можно отнести удушение на расстоянии, которое так любил практиковать Дарт Вейдер.

Часто владеющие Силой прибегают к сверхъестественному улучшению своих природных способностей. С помощью своего незримого союзника они могут прыгать на большие расстояния, в том числе по вертикали, безнаказанно падать с большой высоты, бегать с головокружительной скоростью и т. п. А “прокачанные” Силой рефлексы помогают им уворачиваться от всего, что движется все-таки быстрее их самих.

Еще одна сфера приложения умений Силы - ментальная. Ощущать эмоции и настроение окружающих его существ может и нетренированный адепт. А настоящему мастеру под силу навязать другому разумному собственную волю или даже передать мысленное послание на значительное расстояние. Некоторые могут общаться со своими знакомыми и после смерти.

Поднаторели владеющие Силой и в разных энергетических манипуляциях. Джедаи, понятное дело, все больше исцелением занимаются, а вот ситы могут и высосать из противника жизненную энергию. Особо извращенный способ - забить врага до смерти голубыми молниями. Такие приемы, наряду с удушением, считаются недопустимыми для светлой стороны.

Все вышеперечисленные практики, а также многие другие, в самой киноэпопее Лукаса встречаются, в основном, в виде спецэффектов. Зато во всевозможных сопутствующих материалах - главным образом, компьютерных играх - умения Силы тщательно классифицированы и подробно описаны. Пересказ этих списков занял бы несколько страниц, поэтому особо интересующихся отсылаем к этим источникам.

Владеющие Силой могут прибегать к ее помощи для создания разнообразных артефактов. В частности, только с участием Силы можно собрать знаменитый световой меч. Также известны голокроны - информационные кристаллы, в которых находится частичка создателя. С помощью этих устройств древние джедаи передавали знания будущим поколениям. При активации голокрона над ним обычно появляется образ создавшего его мастера, который и общается с учеником. На одной из планет джедаи воздвигли громадный механизм, с помощью Силы способный предсказывать будущее. Что же касается ситов, то они не брезговали экспериментировать над живыми существами и выводить новые биологические виды - разумеется, без специального генетического образования.

* * *

Наверное, неправильно было бы считать, что Сила - это магия “Звездных войн” (хотя бы потому, что не существует четкого определения магии). На мой взгляд, это скорее развитие разнообразных биоэнергетических теорий вкупе со значительной философской подоплекой. Так или иначе, Сила - непременная составляющая вселенной Джорджа Лукаса, во многом определившая ее популярность. И да пребудет она в далекой-далекой галактике навсегда.

Обратите внимание: данное эссе, написанное для журнала Catolic World Report, частично базируется на обзорах и эссе, ранее опубликованных на сайте Decent Films и в журнале National Catholic Register.
(Стивен Д. Грейданус)

Круг замкнулся.

Сага, начавшаяся с середины, более чем четверть века назад, фильмами «Звездные войны», «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая» (также известными поклонникам как Эпизоды IV, V, и VI, соответственно), наконец, пришла к своему финалу с выходом на экраны в мае этого года Эпизода III: «Месть Ситхов», третьей (и последней) части новой трилогии-приквела, раскрывающей нам предысторию оригинальной трилогии.

Хотя новые приквелы почти повсеместно были приняты более прохладно, нежели классическая трилогия, вселенная «Звездных войн» все еще остается пластом культуры - причем пластом огромного размера. Воздействие, оказанное «Звездными войнами» на Голливуд, воистину неисчислимо. Невозможно представить фильмы про Индиану Джонса, «E.T.» («Инопланетянин»), «Матрицу» или «Властелина Колец» без «Звездных Войн». Не секрет, что самые ожесточенные критики Лукаса обвиняют «Звездные Войны» ни в чем ином, как в «уничтожении» Голливуда, поскольку он, будто бы, отвратил зрителей от утонченной софистики таких фильмов, как «Крестный отец», «Таксист» или «Энн Холл», вместо этого соблазняя их подростковыми фантазиями, зрелищностью и романтикой.

Вот - типичная цитата из обличительного манифеста Питера Бискинда "Easy Riders, Raging Bulls: Как поколение «Sex-Drugs-and-Rock’n’Roll» спасло Голливуд: «Когда уже все было сказано и сделано, Лукас и Спилберг вернули аудиторию 1970-ых, вскормленную на утонченной диете европейского кино и голливудской „новой волны“, назад к наивной простоте эпохи „до-шестидесятых“, в Золотой Век кинематографа… Они прошли назад через зеркало».

Правда, на эту ситуацию можно взглянуть с другой точки зрения и представить все совершенно в ином свете: именно Лукас со Спилбергом «спасли Голливуд» от упадка в эпоху «секса, наркотиков и рок-н-ролла» и вернули в кинотеатры старый добрый сюжет «добро против зла».

Но это не означает, что для критики Лукаса нет оснований. С художественной точки зрения, недостатки и ограниченность фильмов «Звездных Войн»,- а также многих их менее выдающихся наследников, от «Дня независимости» до «Расхитительницы гробниц»,- вполне очевидны. Они бесхитростны, не блещут актерской игрой, порою плохо продуманы и, зачастую, увязают в собственных внутренних противоречиях.

Чем дальше развивалась лукасовская сага, тем более явными становились все ее недостатки. Когда проницательный Лукас дал своему первому фильму «Звездных Войн» озадачивающий подзаголовок «Эпизод IV - Новая Надежда», у него, пожалуй, еще не было ясного видения всего сериала из шести (или девяти) фильмов. Скорее, он просто воздавал должное дневным приключенческим сериалам своего детства; ему хотелось пережить ощущение художника, стоящего перед большим чистым холстом, но, по сути, в голове у него были одни лишь туманные идеи относительно возможных продолжений и еще более туманные идеи относительно абсолютно гипотетической в ту пору предыстории.

В результате, чем больше Лукаса пытался экстраполировать события, способные произойти до или после «Новой надежды», тем больше проблем возникало. «Империя наносит ответный удар» повсеместно считается самым сложным и интересным фильмом классической трилогии, а вот на «Возвращении джедая» уже были заметны швы. Приквел принес с собой кучу новых проблем, подкинув дров в костер критики.

И все же, несмотря на эти ловушки, вселенная Лукаса оказала значительное влияние на целое поколение кинозрителей - благодаря таким своим ценным качествам, как зрелищность и волнующий сюжет. Сила, рыцари-джедаи, Дарт Вейдер, Оби-Ван, Принцесса Лейя, Йода, световые мечи и Звезда Смерти занимают столь прочное место в общественном сознании бесчисленных американцев, что вполне могут именоваться мифологией.

В своей статье о «Новой Надежде» я назвал «Звездные Войны» «квинтэссенцией американской мифологии»: берем понемногу от Короля Артура, Толкиена и легенд о самураях, придаем всему этому атрибуты космической оперы в духе Бака Роджерса и Флэша Гордона и приукрашиваем ностальгическими клише из золотого века Голливуда - отважные путешественники, воздушный бой из фильмов о Второй Мировой, киношные злодеи-нацисты и перестрелки в салуне.

Перестрелки в салунах, конечно, относятся уже к другой великой американской мифологии - вестернам. (Благодаря чему Хан Соло наделен совершенно ковбойским видом и ковбойскими же повадками). К 1970-м годам, тем не менее, вестерны уже не пользовались такой популярностью, как раньше (хотя их влияние продолжало ощущаться во множестве фильмов, от «Звездных Войн» до «Крепкого Орешка» и «Армагеддона»).

Так или иначе, эти истории о ковбоях и индейцах всегда были привязаны к реальной хронологии и географии,- хотя это и не имело никакого отношения к правдободобности самих историй,- в этом смысле они больше похожи на легенду, чем на миф. Легенда - это именно тот литературный жанр, в котором общеупотребительными являются выражения вроде «давным-давно» или «далеко-далеко». (В некоторых вестернах, на самом деле, порой также встречаются элементы паранормальности, но не в таком количестве, чтобы отнести вестерн к жанру мифа - как, скажем, истории о привидениях).

Тем не менее, существует один аспект, в соответствии с которым вестерны в большей степени, чем «Звездные войны», напоминают традиционную мифологию: формирование культуры. Подобно сказаниям о Короле Артуре или классическим греко-римским легендам о богах и героях, легенды Дикого Запада - это собрание неисчислимых историй, рассказанных и пересказанных по многу раз, в тысячах различных вариантов, великим множеством рассказчиков.

В этом отношении «Звездные Войны» больше походят на «бульварный» вариант толкиеновского «Властелина колец», чем на «Le Morte D’Arthur» Мэлори - непревзойденный труд в жанре эпического мифотворчества, обращающийся ко множеству источников, но переданный от лица единственного рассказчика.

Конечно, само собой разумеется, что в качестве «мифопеи» (т. е., «мифической эпопеи») «Звездные Войны» не могут составить конкуренцию «Властелину колец». Это вытекает из нескольких причин; но главная причина, это, без сомнения, явное неравенство между художественными, образными, духовными и интеллектуальными средствами этих двух создателей,- так же, как и несоответствие их амбиций. (Справедливо будет заметить, что Лукас создавал фильм, тогда как Толкиен работал с текстом. Толкиен мог позволить себе роскошь редактировать и совершенствовать свою историю, пока не добился желаемого результата,- то, чего Лукасу так и не удалось осуществить, несмотря на его героические усилия по созданию «специальных изданий» и последних DVD-версий.)

Толкиен был оксфордским ученым, профессором языкознания и литературы, человеком, хорошо знакомым с норвежскими и англо-саксонскими мифами (он читал их на языке оригинала); он был тем, кто хотел создать мифологию для Англии и англичан (Толкиен не воспринимал артуриану в качестве подлинной мифологии из-за ее исторических - а, в особенности, религиозных,- противоречий с реальным миром). Кроме этого, он был набожным католиком.

В противоположность ему, Лукас - кинопроизводитель с довольно скромными талантами, чьи познания в области мифотворчества ограничиваются шапочным знакомством с мифологическими архетипами, сведения о которых он почерпнул из книг Джозефа Кэмпбелла. Он не имеет сколь-нибудь четко выраженных религиозных убеждений и всегда считал свои «Звездные войны» этакими «попкорн-фильмами» для детей. Между тем, эти фильмы, подобно «Волшебнику из Страны Оз», производят неизгладимое впечатление на юных зрителей, и это впечатление остается с ними даже тогда, когда они вступают во взрослую жизнь. Эти фильмы, несмотря на все их недостатки, обладают удивительной способностью пробуждать в нас ребенка.

Как это ни парадоксально, но презрительное отношение критиков к «Звездным Войнам» часто основывается не только на бесспорных недостатках этих фильмов, но также и на тех же самых мифоэпических качествах, за которые другие произведения расхваливают. Эти критики, вооружившись идеологической секирой, желают разметать в пух и прах всю мифоэпику как таковую. По сути, потоки критики, направленные в адрес «Звездных войн», ничем не отличаются от критики, адресуемой «Властелину колец» - все эти претензии могут быть в равной степени предъявлены любому другому мифологическому произведению, от «Одиссеи» до «Le Morte D’Arthur».

Какие же мифологические качества подвергаются наибольшему осмеянию? Критики упрекают «Звездные Войны» (и Толкиена) в литературных заимствованиях, стереотипичных персонажах и ситуациях, недостатке психологической глубины, и лишенном каких-либо оттенков, моралистском подходе к видению проблемы добра и зла. («Звездные Войны», помимо всего прочего, упрекают в примитивизме,- в частности, в том, что диалоги в фильме не выдерживают никакой критики.)

Чего все эти критики, кажется, не понимают,- так это того, как работают принципы мифологии. Персонажи мифов, ситуации, в которые они попадают, скорее, не стереотипичны, а архетипичны; в случае «Звездных Войн» это происходит благодаря мифическим и архетипическим образам и структурам, которые Лукас позаимствовал из влиятельного трактата Кэмпбелла «Герой С Тысячей Лиц».

На первый взгляд, стереотипы и архетипы выглядят подобными: и там, и там для привлечения внимания используют наиболее эффективные раздражители - вот только сами раздражители весьма отличаются друг от друга. Цель стереотипов состоит в том, чтобы эксплуатировать распространенные предубеждения и заблуждения. Например, «Титаник» Джеймса Кэмерона, абсолютный чемпион американского проката, в целях завоевания популярности у зрителей использовал такие стереотипичные представления, как «богачи - это снобы и высокомерные кретины», «бедняки - это романтики, свободные духом», «страстная любовь способна преодолеть моральные запреты и социальные устои» - и т. д.

В противоположность им, архетипы работают по принципу объединения с первичными, или базовыми, категориями. Архетипичные фигуры и ситуации в «Звездных войнах» включают в себя Героя (Люк Скайуокер), Мудрого Старца (Бен Кеноби), Призыв к действию с обязательным Отказом (Люк, поначалу, не хочет следовать за Беном и становиться джедаем), кризисную ситуацию «В-Животе-У-Кита» (героев «заглатывает» Звезда Смерти), и так далее.

В этих хорошо известных всем сюжетах противостояние добра и зла описывается в более острой, гротесковой форме, чем это происходило бы в реальной жизни; в по-настоящему реалистичной драме мы должны были бы отразить полутона, моральные терзания, конфликт интересов, непредвиденные противоречия,- словом, все то, что является составной частью реальной жизни, а не черно-белых конфликтов из сказок и мифов.

И опять-таки мы вернулись к тому, в чем некоторые критики обвиняют «мифопею»: вы хотите, чтобы именно в таком свете ваши дети представляли себе конфликтные ситуации? Разве мы не хотим, чтобы они имели более широкое, более критичное представление об окружающем мире? Сколько войн в реальном мире на поверку оказываются такими же черно-белыми, как героическая борьба лукасовского Повстанческого Альянса против злобной Империи?

По меньшей мере, одна: война между небесами и адом. Эта война вспыхивает время от времени,- образно говоря, разумеется,- проявляясь в земных конфликтах того или иного сорта. Конечно, мы хотим, чтобы наши дети научились распознавать нюансы, оттенки серого и правомерность нравственного выбора. Конечно, мы хотим, чтобы они были способны мыслить критически, призывать к ответу собственных лидеров, с должным пониманием относиться к оппонентам и т. д.

С другой стороны, нам также хочется, чтобы они осознали, что в этом мире существует как явное добро, так и явное зло, и для того, чтобы принять эту действительность, нет ничего лучше «мифопеи». А для того, чтобы познакомить детей с «мифопеей», в нашем сегодняшнем мире есть несколько фильмов, вроде «Звездных войн». (Без сомнения, «Властелин колец» Питера Джексона,- также превосходная «мифопея», но для детей этот фильм подходит в меньшей степени.)

Правда, верительные грамоты, провозглашающие «Звездные войны» «мифопеей», не бесспорны. В своем уничтожительном эссе, написанном для Salon.com, Стивен Харт утверждал, что настоящим вдохновением для "Звездных Войн послужили дешевые научно-фантастические романы, плоские и примитивные, а все заявления касательно мифологических аллюзий - не более чем попытка саморекламы со стороны Лукаса, в которой ему оказали содействие легковерные журналисты вроде Билла Мойерса.

Ну что ж, Харт имеет право на свое мнение. Лукас - продувная бестия, к высказываниям которого следует относиться с большой долей скептицизма; и, конечно же, влияние дешевых фантастических сериалов на «Звездные Войны» не следует преуменьшать,- ну что ж, давайте будем говорить прямо и признаем, что сага Лукаса - это pulp fiction, и на этом закончим. Однако аргументация Харта становится весьма спорной, когда он пытается разоблачать мифическую основу, на которой держится вся история.

В качестве примера «притянутых за уши» ассоциаций с мифами Харт приводит традиционный мотив «В Брюхе у Чудовища» - мотив, проявления которого пытливые исследователи «Звездных войн» отыскали повсюду: от истории с попаданием «Тысячелетнего Сокола» в глотку астероидного монстра («Империя наносит ответный удар») до падения в мусороуплотнитель в «Новой надежде».

Харт справедливо отмечает, что ни одно из этих событий в действительности не соотвествует классическому мифическому мотиву, поскольку пребывание «в брюхе чудовища» символизирует некий важный переход или преобразование, «смерть и воскрешение», подобно тому, что испытали Иона в чреве кита или Христос в гробнице. В общем, это не совсем то же самое, когда спасение из мусоросборника открыло перед Люком новые горизонты Силы, или когда после пребывания в глотке астероидного монстра изменились отношения между Ханом и Лейей.

Однако, если рассматривать в качестве «чудовища» не уплотнитель мусора, а непосредственно саму Звезду Смерти, то все встает на свои места. Поразительно похожий пример подобного рода, в действительности, можно обнаружить и в «Братстве Кольца», во время похода сквозь шахты Мории. И здесь, и на борту Звезды Смерти, героям, охваченным трепетом, предстоит проникнуть во внутренности занятой врагом цитадели, бороться за свое спасение и убежать от преследующих их врагов.

Что наиболее характерно, в обоих случаях герои осуществляют успешный побег только после того,- и сразу же после того,- как архетип мастера-наставника приносит себя в жертву во время сакральной битвы с воплощением зла и предоставляет остальным, таким образом, шанс на спасение. (Возле того места, где пал от руки Вейдера Оби-Ван, имеется шахта, очень похожая на пропасть, в которую упал Гэндальф - это наводит на мысль, что таким образом Лукас, вольно или невольно, отразил влияние, оказанное на него «Властелином колец». У книги в конце 1960-х годов появился настоящий культ поклонников.)

Потеря наставника - ключевой поворотный момент в Путешествии Героя (Король Артур, согласно некоторым версиям этой истории, точно так же однажды лишился Мерлина); с этого момента герой, оставшийся один, должен измениться и полагаться отныне только на свои собственные силы. В «Звездных Войнах» этот переход несколько расширен и смягчен тем обстоятельством, что Люк немедленно узнает о внетелесном присутствии Оби-Вана («Беги, Люк, беги!»), что поднимает Люка на новый уровень понимания путей Силы.

По иронии судьбы, хотя лукасовский мастер-наставник и возвещает, что после смерти он «станет более могущественным, чем это можно вообразить», по-настоящему могущественным после своей гибели становится один лишь толкиеновский ментор. Лукас так и не удосужился наделить эфемерного Кеноби большей силой или большей мудростью, чем те, которыми он обладал в прежней жизни. Причины этого неравенства проистекают непосредственно из религиозных мировоззрений этих двух мужчин - Лукаса и Толкиена. История Толкиена отражает его веру в посмертное воскрешение, в особенности, в воскрешение Христа, тогда как история Лукаса, по сути, включает в себя лишь некие расплывчатые тезисы о спасении души.

Еще одной важной метаморфозой, произошедшей с Люком после пребывания на Звезде Смерти, можно считать тот факт, что там он делет первый шаг к своему «Путешествию Героя» (определение из книги Кэмпбелла.- Riila), а именно - спасение девы. В то же самое время, здесь,- как и во всех других местах повествования,- «Звездные Войны» весьма вольно обращаются с классическими архетипами: динамика сцены спасения усиливается тем обстоятельством, что дева здесь - вовсе не беспомощная девица, попавшая в беду, а вооруженная бластерами, самоуверенная предводительница Повстанцев.

Другие примеры того же рода,- то есть, когда пленение и последующий дерзкий побег с враждебной территории сопровождаются символическим переходом персонажа на качественно новую ступень,- в Звездных Войнах включают в себя следующие моменты:

  • Пещера снежного чудовища вампы в «Империя наносит ответный удар», когда способности Люка в Силе резко возрастают;
  • Дерево зла на Дагобе в «Империя наносит ответный удар», когда Люк сражается со своим собственным страхом и познает некую мрачную тайну, связанную с Дартом Вейдером;
  • Спасательная миссия Люка во дворце Джаббы Хатта в «Возвращении джедая», в особенности, те моменты, когда он оказывается в клетке с ранкором и когда он в последнюю минуту избегает гибели в пасти сарлакка - на этих примерах хорошо видно, что Люк превратился из нетерпеливого выскочки в героя-воина;
  • Проникновение Люка на вторую Звезду Смерти в «Возвращении джедая», где он принимает самый главный вызов в своей жизни, с честью проходит испытание и, наконец, получает звание рыцаря-джедая;
  • Преддверие огромного стадиона на Джеонозисе в «Атаке клонов», когда страх перед неизбежной гибелью велит Амидале признаться в своей любви к Анакину;
  • Сцена космической битвы в «Мести ситхов», когда Анакин «огнем и мечом» прокладывает себе путь на вражеское судно и дает волю гневу, совершая фатальный шаг на своем пути к Темной Стороне.

В мифологии «Звездных Войн» присутствует множество элементов: рыцари-джедаи с их сверхъестественными способностями, вызывающие в памяти китайские боевики о непобедимых мастерах Шао-Линя; в противоположность им, в фильмах действуют злобные лорды Сита, или «Дарты», которых «всегда двое»; повторяющиеся мотивы вроде напряженных поединков возле бездонной ямы, куда обычно сваливается поверженный соперник. Но из всех этих элементов нет ничего более распространенного и повсеместно известного, чем пресловутая «Сила», средоточие тайны и источник знаний во вселенной джедаев.

Здесь также, возможно, сказывается влияние Кэмпбелла. Сам Кэмпбелл представляется своего рода пантеистом или монистом, полагающим, что «высшая тайна» - это, скорее, абстрактная энергия, чем некая личность по имени Бог.

В интерпретации Лукаса «Сила» выглядит не столь однозначно, как идея Кэмпбелла относительно абстрактной энергии в качестве «высшей тайны». В «Новой Надежде» Сила описывается как «энергетическое поле», генерируемое всеми живыми существами и соединяющее всю галактику воедино; это поле отчасти «руководит вашими действиями», но также и «повинуется вашим командам». В Эпизоде I: «Скрытая Угроза», напротив - Сила, кажется, наделена большим количеством персональных характеристик: рыцарь-джедай Квай-Гон неоднократно именует ее «живой Силой» и даже говорит о «велении Силы» - такое отношение граничит с теизмом.

То, что у Силы есть «хорошая сторона» и «темная сторона», известно всем; в то же время, когда в «Империи» нам говорят, что «темная сторона не более сильна», не ясно, так же ли «не более сильна» при этом светлая сторона, если учитывать равновесие добра и зла по типу «инь и янь».

К тому же, множество факторов свидетельствует о том, что в итоге добро и зло так и не пришли в состояние равновесия. В частности, все фильмы пронизывает одна общая идея о том, что силы добра непременно должны одержать триумфальную победу над силами зла; особенно отчетливо это проявляется в финале «Возвращения Джедая», где бурные победы следуют одна за другой.

Другой момент: обычно персонажи используют слово «Сила» без уточнения ее качественной характеристики, то есть, не подчеркивают специально, что речь идет о Светлой стороне. В то же время, если в разговоре подразумевается Темная сторона, то это прямо указывается. Никто не говорит: «Используй Светлую сторону Силы», или «Да пребудет с тобой Светлая сторона Силы»; это считается само собой разумеющимся. По сути, сама фраза «светлая сторона» используется очень и очень редко, а фраза «светлая сторона Силы», кажется, вообще ни разу не была употреблена; в то же время, выражения «темная сторона» и «темная сторона Силы» используются постоянно. Определение «светлая сторона», видимо, не требуется, ибо понятие «Сила» - само по себе, без каких-либо уточнений, означает светлую сторону.

Что интересно, приквелы внесли еще большую путаницу в понятие «равновесия» в Силе, объявив отца Люка, Анакина Скайуокера, мессией, избранным, который, согласно пророчеству, должен будет «восстановить баланс Силы». Но, как стало совершенно очевидным из «Мести Ситхов», осуществлено это будет не путем установления равновесия между добром и злом, а путем уничтожения злого сита - как это происходит в «Возвращении Джедая». Так что «равновесие» в Силе определяется не как сосуществование инь и янь, не как взаимопроникновение добра и зла, но как триумф добра над злом. Это предполагает первенство добра над злом и согласуется с иудейско-христианской доктриной.

(Английское выражение «leap of the faith» довольно трудно перевести на русский язык; оно означает такую ситуацию, когда человек решается на смелый, даже отчаянный поступок, твердо веря в то, что силы небесные ему помогут. Это что-то вроде прыжка в неизведанное с завязанными глазами, когда полагаться можно только на свою веру.- Nexu)

Подобно вышедшей позже трилогии «Матрица», на «Звездные Войны» оказали влияние как Восток, так и Запад со своими христианскими, буддистскими, индуистскими и многими другими учениями, которые в фильме были весьма широко интерпретированы и подвергнуты анализу во всех возможных аспектах. Что до фильмов о «Матрице», то там философия дзэн и христианская тематика были объединены постмодернистским сюжетом, и лишились таким образом, атмосферы трансцедентальности (присутствия высших сил) и духовности. «Звездные Войны» же, напротив, предлагают более традиционную этику, когда в мире главенствуют высшие силы, а добро борется со злом.

К сожалению, новые приквелы, в особенности, Эпизоды I и II, оказались не в состоянии следовать стандартам оригинальной трилогии. Несмотря на впечатляющие достижения в области компьютерной графики и сцены, наполненные неуемной бравадой, этим фильмам недоставало атмосферы классической трилогии. Юмор и обаяние, которые делали Люка, Лейю и Хана такими привлекательными, практически отсутствовали у Квай-Гона, молодого Оби-Вана, Анакина Скайуокера и Амидалы. И, чем сильнее Лукас углубляется в историю Анакина Скайуокера, тем все хуже состыковываются кусочки в хорошо знакомой нам мозаике.

Если говорить конкретнее, то те позаимствованные из мифологии архетипы, что сделали классическую трилогию столь любимой и популярной во всем мире, начисто отсутствуют в Эпизодах I и II. Оригинальная трилогия была о добре и зле, героизме и подлости, дисциплине и страсти, искушении и искуплении грехов. В противовес ей, Эпизоды I и II в значительной степени зациклены на политических интригах и дебатах, подростковом упрямстве и мальчишеском увлечении. Прямолинейный приключенческий сюжет классической трилогии был заменен невразумительными политическими махинациями, связанными с налогообложением торговых маршрутов и республиканскими сепаратистами.

(В одной статье недавно прочла по этому поводу примерно следующее: «Сепаратисты в лице Торговой Федерации решили поиграть мускулами перед корускантскими сенаторами и устроили ради этого показательную блокаду Набу? Выглядит так, как если бы США решили развязать торговую войну с Японией и ради этого объявили бы эмбарго Малайзии».- Nexu)

В то время как классическая трилогия основывалась на архетипах Юнга, сюжеты фильмов-приквелов кажутся совершенно фрейдистскими, и даже напоминают местами пьесы Эдипа; Анакин - трагическая фигура, чье предназначение в том, чтобы убить своего приемного отца (Оби-Вана) и жениться на своей (суррогатной) матери, Амидале.

Нельзя сказать, чтобы фрейдистские символы совсем не присутствовали в классической трилогии. Кто-то может обнаружить скрытый эротический подтекст в том, как активируется и дезактивируется клинок светового меча, в том, как крохотные X-Wing"и кружат вокруг огромной, напоминающей яйцеклетку, Звезды Смерти в попытке ее оплодотворить; и, конечно же, фрейдистский смысл можно отыскать в конфликте отцов и детей между Люком и Вейдером.

И в то же время, фрейдистская теория в классической трилогии полностью ниспровергалась. «Возвращение Джедая» базируется на истори о сыне, который отказывается сражаться против своего отца и убивать его - фактически, он жертвует собой и терпит страдания ради спасения своего отца. Помимо этого, у Люка нет матери (или того, кто мог бы выступать в роли матери), как нет и брачного партнера (не будем брать в расчет легкое увлечение Лейей до того, как он узнает, что она - его сестра).

В противоположность этому, в приквеле фрейдистские и эдиповы мотивы весьма явственно выражены. Есть очевидный психоаналитический подтекст в том, как воспринимают мать Анакина. «В мыслях ты все время возвращаешься к матери»,- произносит один из членов Совета Джедаев в «Скрытой Угрозе» (Ки-Ади-Мунди.- Nexu). Этот джедай выглядит, как настоящий инопланетный Фрейд - с белой бородкой и необычно вытянутой вверх головой, которая напоминает одновременно и голову философа-мудреца, и некий фаллический символ. Разумеется, интонационное выделение слова «мать», да еще с выраженным ударением на первом слоге, совершенно не случайно.

Не случайным является также и то, что Амидала заметно старше Анакина, и что вскоре после встречи с ней он оставляет свою мать. И не случайно в Эпизоде II: «Атака Клонов» Анакин неоднократно произносит, что Оби-Ван «как отец мне», или что «ближе его у меня никого нет»: подсознательно он винит отца (отсутствующего отца) во всех тех лишениях, которые в детстве выпали на его долю.

В принципе, цикл пьес Эдипа, возможно, является столь же допустимым источником для современного мифологизирования, как и вечная битва между добром и злом. В то же время, большая привлекательность классической трилогии для зрителей может заключаться в том, что Фрейд (здесь мы используем удачную фразу из «Скрытой Угрозы») «чересчур много анализировал».

Тем не менее, теперь, с «Местью Ситхов», Лукас наконец-то, что называется, попал в ритм классической трилогии и сочинил пролог к своему мифу - как он и задумывал поначалу несколько десятилетий назад. Если оригинальная трилогия была повествованием о рождении героя, то «Месть Ситхов» - история о трагическом падении, о зле, которое далеко не всегда противостоит добру лоб в лоб, но зачастую избирает путь коварства и искушения.

«Месть Ситхов» начинается продолжительной батальной сценой, достигающей своей кульминации в тот момент, когда Анакин пытается посадить полуразрушеный звездолет, а тот пикирует вниз, к земле, подобно Люциферу, низвергнутому с небес. В конце фильма это гибельное падение Анакина будет полностью завершено, и ему суждено будет сразиться со своим наставником, Оби-Ваном Кеноби, на вулканической планете, посреди кипящих потоков лавы, где лица соперников будут озарять отблески адского пламени преисподней.

Кульминационная сцена, в которой Анакин будет практически полностью сожжен в огенном потоке лавы - последний и наиболее яркий пример того, что Лукас находился под влиянием христианских представлений и категорий. Среди других примеров можно назвать явно сатанинский персонаж, Дарта Мола из «Скрытой Угрозы»,- рогатого, краснокожего, одетого во все черное; можно также вспомнить и о том, что Анакин был рожден «при непорочном зачатии» и был наречен Избранным, чье предназначение состояло в уничтожении зла. Ужасный «Приказ 66» из «Мести Ситхов» - это отклик на «Число Зверя» из книги Откровений; и не забудем об искупительном страдании сына (Люка Скайуокера) в кульминационной сцене «Возвращения Джедая».

Само собой разумеется, «Звездные Войны» весьма далеки от христианских аллегорий; если не вспоминать об откровенной двойственности янь-инь или пантеизме, то можно сказать, что влияние восточных религий здесь проявилось в гораздо большей степени. В «Империи» Йода выказывает характерное для гностиков презрение ко всему физическому, в том числе, и к собственному телу («Мы - существа из света, и плоть здесь не имеет значения»). В «Мести Ситхов» Йода обращает внимание Анакина на суть джедайской философии отрешения; эта философия простирается за рамки христианских свобод и приближается, скорее, к тому бесстрастию, которое воспитывают в себе последователи Будды. Согласно Йоде, наше принятие смерти должно быть настолько абсолютным, что мы даже не должны оплакивать умерших.

И, тем не менее, все эти восточные элементы замешаны,- как бы против этого не возражали,- на гуманистических и христианских тенденциях. Йода может пренебрегать своим телом, однако в фильмах говорится о бессмертии личности, о сохранении своего «я» после смерти, а не просто о слиянии с Силой. Более того, этим самым подтверждается, что эсхатологически судьба хороших и плохих неодинакова: если для сита смерть - это просто физическое разрушение, то для джедая - это, своего рода, дверь в новую жизнь (даже если Лукас и не был в состоянии осознать, что такое новая жизнь в высшем понимании).

Именно по причине своей эсхатологической законченности, повсеместно используемая тема искушения и нравственного выбора имеет столь большое значение в «Звездных Войнах», чего никогда не было в восточных религиях. Будда, возможно, также подвергался искушениям, как заметил Лукас в своем комментарии к книге Кэмпбелла,- однако для Будды искушение могло лишь послужить очередной ступенью на неотвратимом пути к просветлению. И напротив,- для Анакина и Люка искушение служит приманкой и ведет к падению. И, наконец, сами фильмы отвергают дзэн-подобную доктрину Йоды о полном отрешении от всего бренного, когда показывают нам момент нравственного искупления Дарта Вейдера, уничтожившего Сита, или когда демонстрируют нам сыновнюю любовь Люка к отцу и отеческую привязанность Вейдера к своему сыну.

Разумеется, фильмы о «Звездных войнах» - это не стройная философия жизни, этики или духовности. Скорее, они предлагают нам захватывающее повествование, преисполненное тематикой нравственной борьбы и размышлений о высших силах. Персонажи этих фильмов - не христиане, но не лишены их проблем; сюжет этих фильмов больше всего напоминает классические греко-римские мифы, на которых выросли многие поколения детей. Точно так же, как эти мифы, они дают нам представление - пусть и несовершенное - об основных человеческих ценностях, и точно так же, как эти мифы, «Звездные войны» сделались частью нашей культуры.

Если о приключениях Геракла или Одиссея христиане могут читать с увлечением и рассказывать о них своим детям, то то же самое относится и к Люку Скайуокеру или Оби-Вану Кеноби. «Звездные Войны» - это популярная мифология, «субмиф», как недавно было написано в одной критической статье; но в нашей субкультуре даже субмиф гораздо предпочтительнее, чем отсутствие вообще какого-либо мифа, и уж, конечно, предпочтительнее некоторых, менее здоровых мифологий (например, той, что присутствует в трилогии о «Матрице»). И даже для тех, кто обычно предпочитает более традиционную диету, вполне может отыскаться очень много привлекательного и полезного в этой, пусть и слегка сыроватой, но потрясающе сервированой фантазии на тему добра и зла.

Завтра в российском прокате стартует лента «Изгой-один», открывающая серию спин-оффов «Звездные войны: Антология». Счастливчики, которым уже удалось посмотреть фильм, уверяют, что это нечто потрясающее.

«Антология» представит нам далекую-предалекую галактику, какой мы ее не знаем. Новые герои, расы, планеты и, конечно, неизведанные грани таинственной материи под названием Сила.

Если вы знакомы со вселенной «Звездных войн» только по фильмам Джорджа Лукаса, то вы не знаете и десятой доли того, на что способны озаренные Силой. Их могущество поистине не имеет пределов. Познайте способы применения Силы, прежде чем идти в кинотеатр.

(Всего 10 фото)

Допельгангер

Чувствительные к Силе способны создавать в неограниченных количествах собственные копии, которые не знают ни страха, ни боли. Джедай контролирует их телепатически и может находиться в километрах от места сражения. Более того, размножить можно и любой предмет, скажем, для маскировки. Допельгангером пользовались, например, граф Дуку и Люк Скайуокер.

Боевая медитация

Погружаясь в медитацию, джедай или ситх безмерно расширяет свое восприятие. В таком состоянии он ощущает каждого участника битвы, его чувства и намерения. Бойцы, которые сражаются на стороне медитирующего, испытывают прилив энергии и действуют согласованно. В рядах врагов же медитация сеет панику, смятение и недоверие к своим товарищам. Джедаи, естественно, предпочитают подпитывать сторонников, ситхи - манипулировать врагами.

Боевое слияние

Боевое слияние, в отличие от Боевой медитации, влияет только на чувствительных к Силе существ и используется исключительно сторонниками светлой стороны. Джедаи, сражаясь плечом к плечу, могут объединить свои разумы, чтобы усилить координацию движений и концентрацию. Оби-Ван Кеноби как-то предупреждал, что Боевое слияние - рискованное предприятие, поэтому среди участников должен быть искусный мастер-джедай.

Манипулирование мидихлорианами

Мидихлорианы - это микроорганизмы, которые живут в клетках и служат посредниками между разумными существами и Силой. «Без мидихлориан жизнь не может существовать и мы никогда не узнали бы, что такое Сила. Они непрерывно общаются с нами, указывая путь. Когда ты научишься усмирять свой разум, то обязательно услышишь, что они говорят», - рассказывал Квай-Гон Джинн Энакину Скайуокеру. Умением контролировать голос чужих мидихлориан наделены только самые могущественные ситхи. Именно так канцлер Палпатин увлекал Энакина на темную сторону Силы.

Пытка воспоминаниями

Один из самых жестоких и бесчеловечных способов применения Силы - пытка воспоминаниями. Само собой, к ней прибегают только ситхи. Жертву заставляют раз за разом переживать худшие моменты своей жизни. Причем такие сеансы повышают на некоторое время умственные способности несчастного. Поэтому ситхи время от времени истязают воспоминаниями своих солдат.

Копье полуночной тьмы и Кинетит

Приверженцы темной стороны Силы могут атаковать, даже будучи обезоруженными. Они способны собирать вокруг себя сгустки темной энергии, материализуя копье - одноразовое оружие, которое пропадает вне зависимости от того, вонзилось оно в плоть или нет. Куда более мощной является техника Кинетита. Это вариация молнии Силы с тем отличием, что сформированная энергетическая сфера не сражает противника электричеством, а является твердым снарядом. Достоверно известно, что Дарт Вейдер использовал Кинетит против Люка Скайуокера на планете Мимбана.

Камуфляж Силы

Весьма редкая способность манипулирования световыми и звуковыми волнами для достижения невидимости для невооруженного взгляда. Процедура эта чрезвычайно сложна и требует предельной концентрации. Члены Ордена джедаев пользовались Камуфляжем Силы в давние времена, но после становления Империи практически перестали. По большому счету, искусство самосокрытия может появиться на экране, только если сценаристы включат в сценарий Сторонников тьмы - адептов мистической секты с Внешнего Кольца.

Оружие Силы

Каждый, кто познал Силу, может насытить ею что угодно, вплоть до обычной палки, и использовать это в бою. Усиленное оружие блокирует удары светового меча. Большинство тех, кто использует эту способность, не состоят в Ордене Джедаев и являются выходцами из культур, чьи традиции Силы можно считать примитивными. Бывают, конечно, и исключения. Например, Старкиллер, тайный ученик Дарта Вейдера, заряжал свой меч молнией Силы и толчком Силы, из-за чего его атаки становились непредсказуемыми.

Круциторн

Боль может стать худшим врагом или главным союзником. Владение техникой Круциторна позволяет джедаю унять нестерпимую физическую боль, сосредоточившись на других ощущениях. Или же усилить болевые ощущения противника и, возможно, заставить кровоточить старые раны. Мастер-джедай Иит Кот (на фотографии) умел перенаправлять собственную боль в тело неприятеля.

"Звездные войны" - культовая франшиза, которая на данный момент включает в себя 8 полнометражных фильмов, мультсериалы, книги, комиксы, игрушки, видеоигры и прочее. Одно из ключевых мест в эпопее занимает понятие «Сила». Персонажи истории объясняли Силу как энергию, выделяемую всеми существами. Было две философии применения энергии: Светла и Темная стороны Силы. Также есть «серые джедаи», которые не принадлежат ни к одной, ни к другой стороне.

Трактовка

В первой трилогии «Звездных войн» понятие «Сила» трактовалось как духовная способность мистического характера. Джедай мог развивать ее в себе с помощью практических занятий с мастерами. С выходом «Скрытой угрозы» концепция сменилась и начала носить более материальный характер. В первом эпизоде говорилось, что Силой мог управлять лишь тот человек, в теле которого есть мидихлорианы. Их количество влияет на то, насколько успешным будет взаимодействие с Силой.

Контролю надо долго учиться. Магистры Совета джедаев считали, что обучаться следовало с самого детства. Детей с мидихлорианами джедаи забирали к себе на обучение, если родители давали согласие.

Несмотря на то что использовать Силу могут лишь некоторые ее носители, она присутствует в каждом живом существе.

Светлая сторона Силы

В фильме «Звездные войны» на Светлой стороне Силы находились протагонисты эпопеи. Все они являлись бескорыстными альтруистами, которые отказались от собственных амбиций для помощи другим. Они применяли Силу для защиты всей Галактики.

Первым, чему джедаи учили мальчиков и девочек, было умение контролировать свою злость. Также они обязаны были стать свободными от собственных страстей и научиться нести мир и добро по всей Вселенной.

Темная сторона

Все должно находиться в балансе. И если есть Светлая сторона Силы, то должна быть и Темная. Она является полным антиподом Светлой стороны. Ее подпитывают гнев, любовь к власти, ненависть, страх и чувство собственного превосходства над другими существами.

Однако Темная сторона - это не свойство Силы. Каждый человек самостоятельно принимает решение касательно того, как использовать Силу в себе. Главная цитата Темной стороны Силы: «Сила освободит тебя».

Способности Темной стороны

Все джедаи, какую бы сторону они ни выбрали, обладали телекинетическими способностями. Но если на Светлой стороне телекинез использовался лишь для защиты, то ситхи применяли его для пыток.

Одним из самых распространенных применений телекинеза являлось удушение. Этим приемом досконально владел Дарт Вейдер, который с его помощью сразил множество своих оппонентов и провинившихся штурмовиков. Представитель Светлой стороны лишь раз использовал удушение. Это случилось тогда, когда Люк Скайуокер убрал со своего пути двух стражников. Он решил применить способность, поскольку на стражников не действовал обман разума. Помимо Вейдера, этим приемом владел его сын Кайло Рен, который появился впервые в седьмом эпизоде «Звездных войн».

Вторая способность Темной стороны Силы - молния. Ею обладал Дарт Сидиус. С помощью молнии он смог победить Винду, однако именно она стала причиной уродства Императора. Винду заблокировал молнию с помощью своего светового меча, отразив ее в лицо Палпатина. Данный прием использовался не только для уничтожения врага, но и для пыток. В конце шестого эпизода Император атаковал молнией Люка Скайуокера, чтобы тот перешел на Темную сторону.

Многие джедаи пытались научиться противостоять способностям Темной стороны. Если удушение мог отразить практически каждый из них, то атаке молнии мог противостоять только мастер Йода.

Ситхи

Это самые яркие представители Темной стороны Силы. По легенде, они появились тысячи лет назад. Сначала ситхи являлись простыми джедаями, которые обладали большим количеством мидихлориан. У них внутри был большой источник Силы, которую они решили использовать для достижения собственных целей, вследствие чего стали отступниками.

Возможность управлять Силой давала много преимуществ, и ситхи решили воспользоваться ими, основываясь на эгоизме и желании получить власть во всей Галактике. Джедаи-отступники считали, что с помощью Силы можно освободиться себя.

Орден ситхов

Орден был старой сектой, в которую входили ситхи, умеющие контролировать Силу. Их представители были императорами многих монархий и инициировали большое количество войн. Главой ордена являлся Темный лорд ситхов. В киноэпопее им был император Палпатин. В то время когда орден получал нового главу, в нем происходили большие изменения. Неизменной оставалась лишь основная цель ордена, которая заключалась в уничтожении всех джедаев.

В первых трех эпизодах Палпатин был сначала сенатором, а позже канцлером Республики. В оригинальной трилогии он уже был Императором всей Галактики и одним из самых главных антагонистов во всей вселенной «Звездных войн» Джорджа Лукаса.

Дарт Сидиус

Настоящее имя канцлера - Дарт Сидиус. Первым его учеником стал Дарт Мол - владыка ситхов, который появился в первом эпизоде и был убит Оби-Ваном Кеноби. После смерти своего падавана Палпатин переключил внимание на мальчика по имени Энакин Скайуокер. На Темную сторону Силы Энакина Дарт Сидиус пытался переманить в течение первых трех эпизодов. Это ему удалось в конце эпизода «Месть ситхов».

В конце третьей главы Сидиус вступил в схватку со старцем Йодо и почти сумел победить его, но джедай смог сбежать из Корусанта на Дагобар, где скрывался от Империи в течение многих лет. Император нашел обгоревшее тело Энакина, которого разрубил пополам Оби-Ван Кеноби, и смог вернуть его к жизни с помощью специального костюма. Так появился Дарт Вейдер.

В четвертом эпизоде Сидиус не появлялся, а на протяжении пятого он пытался заставить Дарта Вейдера убить своего сына. В заключительном эпизоде оригинальной трилогии Император пытался переманить на Темную сторону Силы Люка Скайуокера, но его план провалился.

Дарт Вейдер

Его настоящее имя - Энакин Скайуокер. Он был учеником Оби-Вана и центральным персонажем приквела. В первой части Энакину было 9 лет, когда его нашли Кеноби и Джинн. Мать мальчика ничего не говорила о его отце, из-за чего джедаи решили, что Энакина создала Сила.

В течение первого фильма «Звездные войны» Совет джедаев пристально наблюдал за ребенком. После того как Дарт Мол убил Джинна, Оби-Ван попросил Совет стать учителем Энакина. Во втором эпизоде канцлер Палпатин начал воплощать свой план по обращению юного Скайуокера на Темную сторону Силы. Владыка ситхов рассказывает джедаю о том, какое величие ему может принести Темная сторона. Также он твердит Энакину, что тот достаточно силен и умен, поэтому не нуждается в наставнике, а Совет джедаев приставил к нему Кеноби, чтобы контролировать каждый шаг.

Переход на Темную сторону

В эпизоде «Месть ситхов» состоялось окончательное становление Дарта Вейдера. В начале третей части Энакин убил графа Дуку, лишившего его руки несколькими годами ранее во время Войны клонов. В этот момент Палпатин убедился, что его план почти завершен. Дарт Сидиус стал наставником Скайуокера.

Через некоторое время Энакин понял, что канцлер и есть Владыка ситхов. Он рассказал все Винду. Тот собрал джедаев и отправился к Палпатину, чтобы арестовать его. Позже Энакин осознал, что без помощи ситха ему не удастся помочь своей умирающей возлюбленной. Он последовал за джедаями и в апартаментах канцлера увидел, как Палпатин сражался с Винду. Затем Энакин принял решение встать на сторону Дарта Сидиуса.

Перейдя на Темную сторону Силы, Дарт Вейдер уничтожил всех детей, которые были на Корусанте. Затем он отправился за Падме и случайно убил ее. В схватке с Оби-Ваном Вейдер проиграл. Его тело упало в лаву, и он почти умер, но Император прилетел на корабле и поместил тело в специальный костюм для поддержания жизнедеятельности.

Возвращение на Светлую сторону

В шестом эпизоде «Звездных войн» на Темную сторону Силы Палпатин хотел переманить Люка Скайуокера. Он всячески манипулировал Дартом Вейдером, а когда осознал, что его плану не суждено сбыться, приказал тому убить своего сына. В схватке двух Скайуокеров победу одержал младший, отрубив руку своему отцу.

После фиаско ученика Император принял решение переманить Люка своими силами. Он рассказывал ему, чего тот может достичь, открыв в себе истинную Силу. Но Люк был намного сильнее своего отца. Он не поддался на манипуляции Дарта Сидиуса. После этого Император решил применить силу, воспользовавшись Темной стороной. Он ударил молодого Скайуокера током и почти убил его, но Дарт Вейдер смог найти в себе силы перейти на Светлую сторону. Пока Император был занят Люком, Энакин встал на ноги, поднял Сидиуса и сбросил его вниз.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: