Пламя не спалит тебя. Прорoчества о наказании евреев за нарушение ими в Святой Земле Израиля

После покорения Ассирии в 612 году до н. э. вавилоняне завладели обширной территорией своего бывшего соперника, в том числе и Иудеей с ее величественной столицей Иерусалимом, жители которого не хотели подчиняться новым властям. В 605 году до н. э. юный наследник вавилонского престола Навуходоносор успешно сражается с египетским фараоном и одерживает победу — Сирия и Палестина становятся частью вавилонского государства, а Иудея фактически обретает статус государства, находящегося в зоне влияния победителя. Спустя четыре года стремление вернуть утерянную свободу возникает у тогдашнего царя Иудеи Иоакима (Иегоякима), в тот самый момент, когда ему приходит известие о том, что Египет отразил атаку вавилонской армии у своей границы. Заручившись поддержкой прежних колонизаторов, он надеется тем самым освободиться от вавилонян. В 600 году до н. э. Иоаким поднимает мятеж против Вавилона и отказывается выплачивать дань. Однако из-за весьма скоропостижной смерти он так и не смог насладиться плодами своих решений.

Вавилоняне вывели десятую часть населения страны

Тем временем его сын оказался в довольно неоднозначной ситуации. Спустя три года Навуходоносор II получает все бразды правления в свои руки, возглавляя очень сильную армию, и, не долго думая, он приступает к осаде Иерусалима. Юный правитель Иудеи Иехония (Йегояхин), поняв, что поддержку египтяне, на которых так надеялся его покойный отец, не оказывают, к тому же прекрасно представляя все драматичные последствия длительной осады своей столицы для жителей, принимает решение сдаться в плен. Шаг Иехонии можно оценить по достоинству, ведь это позволило избежать разрушения Иерусалима, когда Навуходоносор согласился сохранить город в целости. Однако разграблению подвергся священный храм Соломона, а сам иудейский правитель и представители знатных фамилий должны были быть депортированы в Вавилон. Царем Иудейского царства становится дядя Иоакима — Седекия.


Вавилонский царь Навуходоносор II

Тем временем Египет, не желая отказываться от своих территориальных претензий, продолжает вести переговоры с побежденной Иудеей (впрочем, как и с другими государствами региона) по поводу возможности свержения вавилонского владычества. Иудейский правитель Седекия заявляет о готовности вступить в борьбу с Вавилоном, но его доблестное решение не поддерживается соотечественниками, сохранившими в своей памяти последствия ответных контрмер Навуходоносора. Несмотря на все возможные препятствия и сомнения, война оказывается неизбежной. Жители Иерусалима поднимают восстание против колонизаторов в конце 589 года до н. э. или в начале года следующего. Навуходоносор со своими войсками возвращается в Сирию и Палестину, приняв окончательное решение навсегда покончить с постоянными мятежами.

В Вавилоне евреи поддерживали связи с родиной

Свой лагерь вавилонский полководец расположил около знаменитого сирийского Хомса — оттуда он руководил осадой Иерусалима. Несмотря на тщетные попытки египтян оказать помощь осажденному городу, жители катастрофически терпят нехватку продовольствия. Понимая, что настает решающий момент, Навуходоносор распоряжается создать насыпи, с помощью которых его войска смогли бы достигнуть верхней части крепостных стен, однако, в конце концов, вавилоняне врываются в город через пробитую брешь в стене. Долгие и мучительные восемнадцать месяцев ожесточенного сопротивления оканчиваются довольно печально: все иудейские воины, да и сам царь, вынуждены спешно отступить к долине реки Иордан, в надежде избежать страшных пыток, которые вавилоняне обычно применяли к побежденным врагам. Иудейский правитель Седекия оказывается в плену — побежденный царь предстает перед Навуходоносором. Мятежников постигло страшное наказание: сыновей Седекии убивают в присутствии отца, а ему самому затем выкалывают глаза и, закованного цепями, приводят в вавилонскую тюрьму. Этот момент стал началом Вавилонского пленения евреев, продолжавшегося почти 70 лет.

Вавилонское царство, в котором оказались плененные иудеи, представляло собой обширную территорию, расположенную в низменной равнине, в междуречье Евфрата и Тигра. Родной пейзаж живописных гор сменили для иудеев необозримые, раздробленные искусственными каналами поля, перемежавшиеся огромными городами, в центре которых величественно возвышались исполинские строения — зиккураты. В описываемое время Вавилон был в числе величайших и богатейших городов мира. Его украшали многочисленные храмы и дворцы, вызывавшие восхищение не только у новых пленников, но и у всех гостей города.

В плену евреи соблюдали свои обычаи и праздновали субботу

Вавилон к тому моменту насчитывал около миллиона жителей (немалая цифра по тем временам), его окружала двойная защитная линия крепостных стен такой толщины, что по ним мог спокойно проехать экипаж, запряженный четырьмя лошадьми. Свыше шестисот башен и бесчисленное множество лучников круглосуточно охраняли покой обитателей столицы. Величественная архитектура города придавала ему дополнительный блеск, например, знаменитые резные ворота богини Иштар, к которым вела улица, украшенная барельефами львов. В центре Вавилона располагалось одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды, расположенные на террасах, поддерживаемых специальными арками из кирпича. Другим местом притяжения и религиозного культа был храм почитаемого вавилонянами бога Мардука. Рядом с ним взмывал высоко в небо зиккурат — семиярусная башня, построенная в III тысячелетии до н. э. На ее верхушке торжественно хранились голубые плитки небольшого святилища, в котором, по мнению вавилонян, жил когда-то сам Марчук.

Молельные дома евреев в Вавилоне — прообразы современных синагог

Естественно, что величественный, огромный город произвел на иудейских пленников сильнейшее впечатление — их насильно переселили из небольшого по тем временам и достаточно провинциального Иерусалима в центр мировой жизни, практически в гущу событий. Изначально пленники содержались в особых лагерях и вынуждены были работать в самом городе: или на строительстве царских дворцов, или помогая в возведении оросительных каналов. Надо отметить, что уже после смерти Навуходоносора многим иудеям стали возвращать личную свободу. Уходя из большого и суетного города, они расселялись на окраинах столицы, занимаясь преимущественно сельским хозяйством: садоводством или овощеводством. Некоторые недавние пленники становились финансовыми магнатами, благодаря своим знаниям и трудолюбию умудрялись даже занимать крупные должности на государственной службе и при царском дворе.

Оказавшись невольно вовлеченными в жизнь вавилонян, часть иудеев в целях собственного выживания должна была ассимилироваться и на время забыть о своей родине. Но для подавляющего большинства народа тем не менее память об Иерусалиме оставалась сакральной. Иудеи собирались вместе на одном из многочисленных каналов — «реках вавилонских» — и, делясь со всеми своей тоской по родине, пели грустные и полные ностальгии песни. Один из иудейских религиозных поэтов, автор 136-го псалма, так попытался отобразить их чувства: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе… Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего».


А. Пучинелли «Вавилонское пленение» (1821)

В то время, как другие жители Израиля, переселенные ассирийцами в 721 году, рассеялись по миру и в результате бесследно исчезли с карты народов Азии, иудеи в годы Вавилонского плена старались селиться сообща в городах и поселках, призывали своих соотечественников неукоснительно соблюдать древние обычаи предков, праздновать субботу и иные традиционные религиозные праздники, а поскольку у них не было единого храма, они вынуждены были собираться на совместные моления в домах священников. Эти частные камерные молельные дома стали предтечей будущих синагог. Процесс сплачивания национального самосознания у иудеев привел к появлению ученых, книжников, собиравших и систематизировавших духовное наследие иудеев. Недавним пленникам удалось спасти из горящего Иерусалимского храма некоторые свитки Священного Писания, хотя много исторических материалов пришлось фиксировать заново, опираясь на имеющуюся устную традицию и источники. Так восстанавливался и переживался всем народом текст Священного Писания, окончательно подвергшегося обработке и редактированию уже после возвращения на родину.


Ф. Хайес «Разрушение храма в Иерусалиме» (1867)

После смерти Навуходоносора, как зачастую бывает с уходом выдающегося полководца, начался упадок Вавилонского царства. Новый царь Набонид не обладал качествами ни смелого воина, ни талантливого и деятельного государственника. Со временем Набонид вообще стал избегать управления своей империей, покинул Вавилон и поселился в своем личном дворце в Северной Аравии, оставив сына Валтасара заниматься государственными делами.

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит - еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф - новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери как и нет ни одной страны в наше время, где бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» - Израиль.

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Земле Обетованной. Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его семейной жизни. Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История пророка Моисея, как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле горы Синай еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей — фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.

Избранные главы из книги «Пламя не спалит тебя»

Причины первого изгнания

Изгнание наступает за идолопоклонство, за разврат, за кровопролитие и за [нарушение закона о] седьмом годе.

Пиркей Авот, 5:9

Сказал Абайе: «Иерусалим был разрушен из-за нарушения субботы».

Талмуд, Шабат, 119Б

ИДОЛОПОКЛОНСТВО

Когда пришла пора евреям перейти Иордан и войти в Эрец-Исраэль, повелел им Г-сподь истребить в этой стране идолопоклонство: уничтожить изображения языческих богов, разбить жертвенники, сжечь «священные» деревья, которым поклонялось местное население.

Вождь народа, ученик Моше-рабейну Йегошуа бин Нин, предложил народам, населявшим Эрец Исраэль, следующие условия: тот, кто желает покинуть страну добровольно, может это сделать беспрепятственно; тот, кто хочет остаться, обязан принять на себя исполнение семи заповедей сыновей Ноаха, данных Всевышним всему человечеству: не убивать; не грабить; не вступать в половые связи с близкими родственниками и замужней женщиной; не заниматься мужеложством и скотоложством; не есть мяса, отрезанного от животного, которое еще дышит; не служить идолам (Во многих случаях служение идолам было связано с принесением человеческих жертв. Ханаанеи (таково и собирательное название всех народов, живших в Эрец-Исраэль до прихода туда евреев) «для укрепления дома» замуровывали в его фундамент собственных первенцев или пленных врагов. Подобное варварство существует в мире и сегодня. Еще совсем недавно, например, в Бразилии «в честь богов» утопили в море восьмерых детей. В Индии поклонялись идолу, в честь которого следовало умерщвлять жертву путем удушения. Один из ревностных служителей этого идола сидел при англичанах в тюрьме — он удушил 900 человек и сожалел, что не довел эту цифру до тысячи. В той же Индии полагалось заживо сжигать жену умершего); не проклинать Имя Б-га; судить тех, кто нарушает все эти законы.

Принявшего эти семь заповедей (на иврите такого человека называли гер тошав) оставляли в стране, и евреи обязаны были ему помогать: «Если обеднеет твой брат и опустится его рука, то поддержи его — пришелец (То есть принявший иудаизм) ли он или поселенец (То есть гер тошав) — и пусть живет (рядом) с тобой» (Вайикра,. 25:35).

Тем же, кто не захочет уйти по своей воле, и не примет на себя исполнение семи заповедей детей Ноаха, и будет продолжать служить идолам, была объявлена война на уничтожение. Как сказано в Торе:

«… не оставляй в живых ни души» (Дварим, 20:16).

«Не заключай ни с ними, ни с их богами союза… Да не будут жить они в твоей стране, чтобы не ввели тебя в грех предо Мною; ибо если будешь служить их богам — это станет для тебя ловушкой» (Шмот, 23:32, 33).

«Ибо даже сыновей и дочерей своих они сжигают в огне — богам своим» (Дварим, 12:31).

«Если же вы не прогоните жителей той страны, то будут те, кого вы оставите… колючками в глазах ваших и занозами в ваших боках, и будут притеснять они вас в той стране, где вы поселитесь. И будет: как Я хотел сделать им ~ сделаю вам» (Бемидбар, 33:55, 56).

Согрешили наши праотцы, нарушили этот завет — оставили в Эрец Исраэль многих язычников, а потом и сами привыкли к их образу жизни, переняли их обычаи…

Впоследствии, когда Израиль разделился на два государства, Яровам — первый царь десяти колен — стал отвращать народ от веры в единого Б-га: он опасался, что израильтяне станут, как им положено, трижды в году посещать Иерусалимский Храм — это вновь могло привести весь еврейский народ к объединению под властью Давида. Но и цари Иудеи Ахаз и Менаше строили жертвенники Ваалу, развращая народ, многие иерусалимские евреи не соблюдали законы Торы, царские министры брали взятки.,.

«Твои министры — отступники и пособники воров; все они любят взятки и гонятся за мздою; сироту не судят они [по справедливости], и тяжба вдовы не доходит до них» (Йешаягу, 1:23).

«Как развратен стал город верный! Исполнен был правосудия, ночевала в нем справедливость, а теперь [живут в нем] убийцы» (ЙешаяТу,1:2

В молитве «Шма», которую религиозный еврей читает дважды в день. говорится: «Берегите ваши сердца от соблазна, чтобы не развратились вы и не стали служить другим богам и поклоняться им, [иначе] разгневается на вас Г-сподь и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не принесет своих плодов, И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Г-сподь дает вам…» (Дварим, 11:16,17). Сказано абсолютно ясно: если перестанете жить по законам Торы, начнутся неурожаи, засуха, наступят голодные годы. В результате — не хватит вам сил, чтобы защитить себя от захватчиков, и «исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли». Так и случилось дважды: в первый раз евреев покорили и изгнали из страны вавилоняне, во второй раз — римляне.

Любопытно следующее: веавадэтэм (через букву «аин») означает на иврите «станете служить», а «веавадтем» (через букву «алеф») — «исчезнете». Оба слова произносятся почти одинаково, что весьма символично: если станете служить идолам — исчезнете…

Возникает вопрос: почему именно евреев наказывает Всевышний смертью, изгнанием; почему именно их карает так жестоко? Разве остальные племена менее грешны? Тора дает на это простой ответ: израильтяне призваны быть народом святым, несущим всему человечеству веру в единого Б-га, правду и справедливость. Г-сподь называет Израиль Своей армией: «И выведу войска Мои, Мой народ из Египта…» (Шмот, 7:4), «В тот самый день вышли все войска Б-га из страны Египет» (Шмот, 12:41). А уж если написано тебе на роду быть солдатом — служи как положено, чувствуй свою ответственность; днем и ночью, в жару и в метель — если услышишь приказ, не говори: «Я устал, я замерз, я боюсь», отвечай одно: «Будет исполнено!» Таким должен быть, по замыслу Всевышнего, каждый еврей. И точно так же, как наказывают солдат и офицеров за невыполнение приказа, наказывает Г-сподь Свой народ.

Вот что сказал пророк Амос, обращаясь от имени Б-га к евреям: «Только вас Я полюбил из всех земных племен, поэтому и взыщу с вас за все ваши грехи» (Амос, 3:2). Именно поэтому евреи наказываются на этом свете чаще, чем другие народы; но наказание смывает с них грех, потомство Израиля существует вечно. А все остальные племена приходят в этот мир и уходят; они смертны, как смертен и любой человек. Когда переполняется чаша грехов — народ исчезает; так сгинули с лица земли жители Сдома, вавилоняне и многие другие.

Трижды клялись евреи быть верными Б-гу — и за самих себя, и за все их грядущие поколения: у горы Синай, где был заключен союз со Всевышним; перед смертью Моше, когда народ готовился войти в Эрец-Исраэль; в стране Израиля — в Шхеме, между горами Гризим и Эйваль. Исполняют евреи свою клятву — посылает им Г-сподь Свое благословение, нарушают — строго карает их: А если. скажут: «За что Г-сподь, Б-г наш сделал нам все это?» — ответишь им: «За то, что вы оставили Меня и стали служить другим богам в вашей собственной стране, будете прислуживать чужим в стране не вашей» (Ирмеягу, 5:19).

И все же не похожа наша судьба на участь других народов: хоть и крепко наказывает нас Творец, но — не истребляет: «… и накажу тебя по суду (Своему), но уничтожить — не уничтожу тебя» — снова вспоминаем мы слова пророка Ирмеягу.

РАЗВРАТ

После перечисления законов о запретных половых связях: мужеложстве, скотоложстве, сожительстве с близкими родственниками, с чужими женами, с собственной женой с момента начала у нее менструации и до очищения женщины в микве — в Торе сказано: «Не оскверняйтесь всем этим, ибо всем этим осквернялись народы, которые Я изгоняю пред вами. И осквернилась земля, и Я взыскал с нее за вину ее, и изрыгнула земля своих жителей… Да не изрыгнет земля вас, если вы ее оскверните, как изрыгнула народ, бывший до вас». (Вайикра, 18:24,25,28).

Раши (р. Шломо Ицхаки, 1040-1105), выдающийся комментатор Торы, говорил об Эрец Исраэль, святой земле, предназначенной для святого народа, что она подобна царевичу, не привыкшему к плохой пище: от несвежей еды его начинает тошнить. Эта страна не терпит развратных жителей, поступающих вопреки воле Всевышнего.

Отчего, спрашивается, были уничтожены, стерты с лица земли Сдом и Амора и на месте, где стояли эти города, разлито Мертвое море, лишенное какой бы то ни было биологической жизни? Оттого, что жители этих мест были большими грешниками. Основным их грехом было жестокое обращение с путниками, проходившими через город: запрещалось давать им ночлег, кормить их и поить; горожанин, нарушивший этот запрет, считался преступником. В числе иных пороков, свойственных этому народу, был и самый отвратительный разврат. Известно, однако, что подобные грехи были характерны и для многих других племен. Почему же лишь эти города были сокрушены Б-жьей яростью?

Говорит по этому поводу другой наш великий ученый, Толковавший Тору, Рамбан (раби Моше бен Нахман, 1194—1270): «Знай,. Что наказание постигло Сдом из-за особой роли Эрец-Исраэль (в мире): эта страна не терпит гадких людей, их она и изрыгнула — грешных пред Б-гом и людьми. Всевышнему было угодно, чтобы те места, (где находились эти города), служили напоминанием евреям — будущим жителям Эрец-Исраэль: если они согрешат, то станет земля Израиля такой, как будто засыпало ее серой и солью, будто вся она сожжена подобно Сдому и Аморе… которые поверг Г-сподь в гневе Своем. И в других краях есть народы плохие и грешные, на с ними Б-г не поступил так, как с жителями Сдома». На эту же тему Рамбан говорит и в другом месте: «Были народы не менее развратные, чем ханаанеи, но их земля не изрыгнула, в отличие от тех, кто жил в Эрец-Исраэль».

А рав Саадья-гаон (882—942) в книге «Сефер гаэмунот вегадеот» объясняет, что всякое доброе дело и любой грех меряются в соответствии с временем и местом их совершения: если ли кто свинину в обычный день или в Йом-Кипур, дома ли, в синагоге или у Стены плача.

Все эти высказывания сводятся к одному: каждый поступок, хороший или дурной, совершенный в Эрец-Исраэль, оценивается Всевышним по особо строгим меркам — особенно в том случае, когда речь идет о евреях.

Приходится признать, что общение с ханаанеями не пошло евреям на пользу и в том, что касалось отношений между полами.

«…Страна полна прелюбодеев…» — сокрушался пророк Ирмеягу, обличая грехи своего народа (23:10).

«… Разврат творили среди тебя… Наготу отца у тебя обнажали, нечистую ниду (нида — женщина в период от начала менструации и до погружения в микву — бассейн для ритуального очищения) бесчестили… Иной с женой ближнего своего творил гнусность, иной осквернял развратом свою невестку, а иной сестру свою, дочь отца своего, бесчестил…» (Йехезкель, 22:9—11).

Дорого заплатили евреи за грехи тех, кто решил жить не по законам Торы, а по велению собственных животных инстинктов: изгнанием всего народа из Эрец-Исраэль…

КРОВОПРОЛИТИЕ

Пролитие крови — убийство — особо тяжкий грех, но евреи, увы, переняли и его от своих соседей.

«Так сказал Г-сподь Б-г: город, проливающий кровь в среде своей… в крови твоей, которую ты пролил, провинился ты… Посему отдал Я тебя на поругание народам и на осквернение всем странам!» (Йехезкель, 22:3,4).

Всегда находились такие, кто считал, что достаточна нам, евреям, соблюдать необременительные заповеди, появляться иногда на Б-гослужениях — и за это Всевышний простит нам все остальное. Глубокое заблуждение!» На том свете или на этом, но последует наказание за каждый грех, и предотвратить кару человек моет лишь искренним раскаянием и переходом к праведному образу жизни.

Как! — говорит Всевышний. — Красть, убивать, прелюбодействовать, преступать клятву и служить Баалу… А (потом) приходить, чтобы предстать предо Мною в Храме этом, названном Именем Моим, и говорить: «Мы спасены!», чтобы [опять] совершать все эти мерзости?! (Ирмеягу, 7:9,10).

Кровопролитие было одним из тех тяжких грехов, из-за которых Г-сподь допустил разрушение Храма, и Шхина (Б-жественное присутствие) покинула народ Израиля. В народе, среди которого есть убийцы, нет места для Б-га. Как сказано:

«…ибо кровь оскверняет землю… и не оскверняй землю, на которой вы живете и в которой Я нахожусь, ибо Я, Г-сподь, нахожусь среди сынов Израиля» (Бемидбар, 35:33, 34).

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ СУББОТЫ И ЗАПОВЕДИ О СЕДЬМОМ ГОДЕ

Сказал [Всевышний]: «Сейте шесть лет и отдыхайте год, чтобы показать, что земля — Моя. А вы так не делали. Уходите из нее, и она отдохнет в течение стольких лет, сколько вы должны Мне».

Сифра, Бехукотай, 7

Говорит пророк Ирмеягу: Так сказал мне Г-сподь: пойди и встань в воротах сынов народа (Израиля), через которые входят и выходят цари иудейские, и во всех воротах Иерусалима. И скажешь ты им: слушайте слово Г-спода, цари иудейские, и вся Иудея, и все жители Иерусалима, входящие в эти ворота — так сказал Б-г: берегите души свои и не носите ношу в день субботний, и не вносите [ее] в ворота Иерусалима и не выносите ноши из домов ваших в день субботний, и не делайте никакой работы, и будете освящать день субботний, как заповедал Я отцам вашим… и войдут в ворота этого города цари и князья, сидящие на престоле Давида… и город этот будет обитаем вечно. И будут приходить из городов Иудеи, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Биньямина, и из долины, и с гор, и из Негева — приносить всесожжения и (другие) жертвы, и хлебное приношение, и ладан, и благодарственные жертвы в дом. Г-спода. А если, не послушаетесь Меня… то зажгу Я огонь в воротах… и пожрет он дворцы Иерусалима, и не погаснет» (Ирмеягу, 17:19—22, 25—27).

Как выполняли иерусалимцы повеление Всевышнего, видно из слов пророка Йехезкеля, обличавшего царивший в еврейской столице разврат, взяточничество, идолопоклонство, неуважение к родителям, забвение законов субботы: «Святыни Мои презирал ты и субботы Мои осквернял» (Йехезкель, 22:8).

Тора запрещает обработку земли в год шмита — последний год семилетнего цикла: «И так сказал Г-сподь Моше на горе Синай: «…когда придете в землю, которую я даю вам, будет отдыхать земля в субботний год Г-спода. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет подрезай [лозу] своего виноградника и собирай урожай… А седьмой год субботой покоя да будет для земли, субботой Г-спода: поле свое не засевай и не подрезай лозу свою; что само вырастет на поле твоем, не сжинай (как хозяин] и винограда с предназначенных [для себя] (Все, что выросло на земле в седьмой год, не принадлежит хозяину участка. Он вправе лишь, как и любой прохожий, взять для своей семьи столько плодов, сколько необходимо для трех трапез. Запрещено снимать плоды для продажи или для использования их в каких-либо технических целях) лоз твоих не снимай — годом покоя да будет [этот год] для земли. И да будет [урожай] субботнего года вам в пищу — тебе, и рабу твоему, и рабыне твоей, и наемному [работнику] твоему, и поселенцу… И отсчитай себе… семь раз по семь… сорок девять лет… и освятите пятидесятый год… йовель — так будет [называться] у вас этот пятидесятый год; и не сейте, и не жните то, что само вырастет на земле, и не снимайте [урожай] с лоз, предназначенных [вами для себя]» (Вайикра, 25:1—6,8,10,11).

В главе 26-й книги Вайикра говорится о первом изгнании евреев из Эрец-Исраэль. Среди прочего сказано там, что пока евреи будут жить на чужбине земля Израиля отдохнет за все те годы, что не давали ей отдохнуть в Шмита и Йовель.

А теперь обратите внимание на цифры: за 85 лет своего пребывания в Эрец-Исраэль евреи в нарушение закона обрабатывали землю в годы шмита и йовель в течение 436 лет:390 лет грешил Израиль и 40 лет — Иудея (см. Йехезкелъ,4) итого — 430 лет. К ним следует прибавить еще 6 лет, прошедших со времени пророчества Йехезкеля до изгнания, итого ~ 436 лет. За эти 436 лет 70 раз была обработана земля в годы шмита йовель. И ровно 70 лет продолжалось Вавилонское изгнание, как и было обещано Б-гом через Его пророка: «Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и сдержу для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Ирмеягу,29:10).

Не раз во времена Первого Храма предупреждал Всевышний евреев устами Своих пророков — Гошеа, Йешаягу, Ирмеягу, Йехезкеля и других, предсказывал, что произойдет с народом, если не прекратится в его среде б-гохульство, разврат, взяточничество, осквернение субботы и шмиты, кровопролитие, но не внял народ увещеваниям пророков.

«И посылал им Г-сподь, Б-г отцов их, через посланников Своих [предупреждения] постоянно, потому что жалел Он Свой народ и Свою обитель. Но оскорбляли они посланников Б-га и не обращали внимания на слова Его, и издевались над Его пророками, пока не поднялся гнев Г-спода на народ Свой; так (разгневался Всевышний), что не дал Он (им) прощения. И привел Он на них царя Халдеи, и убивал тот мечом своим их юношей в Храме их, и не пощадил ни юноши, ни девушки, ни пожилого, ни старика» (Диврей гаямим, 36.15—17)

А оставшиеся в живых были изгнаны из Святой Земли в точном соответствии с пророчествами.

ПРИЧИНА ВТОРОГО ИЗГНАНИЯ

Во времена Второго Храма не было среди евреев ни идолопоклонства, ни разврата, не грешили они кровопролитием, не были повинны в нарушении субботы и законов шмиты — другой болезнью заразились евреи: беспричинной враждой друг к другу. Распри в народе достигли особого накала перед штурмом римлянами Иерусалима. Одни считали, что следует бороться против захватчиков до последней капли крови — — и будь что будет, другие утверждали, что сопротивление бесполезно и может привести к уничтожению большей части народа и изгнанию уцелевших. Сторонники войны считали приверженцев противоположной точки зрения предателями и изменниками; злокачественная опухоль вражды пустила свои метастазы в еврейском народе.

Талмуд говорит: «Но Второй Храм — когда учили Тору, и выполняли заповеди, и делали добро друг другу — за что был разрушен? За напрасную вражду. Это говорит о том, что напрасная вражда весит больше, чем три греха вместе: идолопоклонство, разврат и кровопролитие» (Йома, 96).

Именно этот грех привел к разрушению Второго Храма, истреблению римскими захватчиками как сторонников вооруженного сопротивления, так и их противников и к почти двухтысячелетнему изгнанию остатков еврейского народа из Эрец-Исраэль.

В каждом слове Торы, в каждой ее букве заключен смысл, и сравнительный анализ текста помогает нам лучше понять суть сказанного.

Возникает вопрос: почему предсказание об изгнании евреев из Эрец-Исраэль содержится двух местах Торы — в 26-й главе книги Вайикра и в 28-й главе книги Дварим? Рамбам отвечает на этот вопрос так: речь идет о двух изгнания. Вайикра предсказывает изгнание евреев вавилонянами, а Дварим — римлянами.

Интересно, что число слов, повествующих о первом изгнании в книге Вайикра, — 390 (начиная со слов веим ло тишмеу ли и до веэт хукотай гала нафшам — Вайикра, 26:14—43). 390 лет, как мы помним, грешил Израиль, за что и был наказан. В Торе упоминается о служении идолам: «…и разрушу солнечные кумирни ваши…» (Вайикра, 26:30). Во времена Второго Храма, как нам известно, идолопоклонства среди евреев не было.

А вот как описывает Тора грядущее завоевание Страны Израиля римлянами: «Пришелец, который [поселится] среди вас, будет возвышаться над тобою [все] выше и выше, а ты станешь опускаться [все] ниже и ниже» (Дварим, 28:43). И что же? Римские чиновники, поселившиеся в Эрец-Исраэль, постепенно захватили все ключевые позиции в стране, вытеснив с них евреев. Подобно всем другим пророчествам исполнилось и это.

«Поднимет Г-сподь на тебя народ издалека, от края земли; как орел, налетит [этот] народ, языка которого ты не поймешь» (Дварим, 28:49). И тут речь идет о римлянах — народе, жившем далеко от Эрец-Исраэль, народе, чьим символом был орел, народе, языка которого евреи не знали. Изгнание же десяти колен Израиля Ассирией и евреев Иудеи Вавилоном было осуществлено народами, близкими географически, народами, чьи языки были знакомы нашим предкам. Здесь же творится о народе «…наглом, который не уважит старика и юношу не пощадит. И съест он приплод скота твоего и плоды земли твоей, пока не разорит тебя и не оставит тебе ни зерна, ни вина, ни оливкового масла, ни приплода овец твоих, — пока не погубит тебя [окончательно]. И вытеснит он тебя из всех городов твоих по всей твоей стране, которую даст тебе Г-сподь, Б-г твой…» (Дварим, 28:50—52).

«Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого поставишь над собой, к народу, не знакомому ни тебе, ни отцам твоим» (Дварим, 28:36). Прежде всего в этом пророчестве бросаются в глаза не понятные слова: «…которого поставишь над собой». Евреям не надо было никого над co6oй «ставить»: все цари Иудеи происходили из рода, Давида, помазанного на царство пророком Шмуэлем по приказу Б-га, и потомству его Всевышний дал власть над народом Израиля навечно. Смысл этого выражения станет ясен, если мы вспомним, что Агриппа, правитель Иудеи во времена Второго Храма, не был потомком Давида, происходил из прозелитов и не был достоин быть царем. Евреи «поставили»» его над собой в нарушение закона Торы.

Диву даешься, с какой точностью все предсказанное в Торе исполнилось и продолжает исполняться до сих пор; и длится это не год, не десять лет и даже не столетие (что можно было бы попытаться объяснить случайным совпадением), 1900 лет!

«И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли», и предсказывает Тора (Дварим, 28—64). До самого последнего времени это пророчество исполнялось лишь частично: в основной своей массе евреи жили в странах Африки, Азии и Европы. И лишь в XX веке, спасаясь от фашизма, евреи проникли в самые отдаленные уголки планеты: в Австралию, Новую Зеландию, Океанию…

Исследователи, занимающиеся «критикой» Библии (то есть Танаха), пытались доказать, что Тора написана уже после изгнания евреев из Эрец-Исраэль, что уже совершившиеся исторические факты выдаются в ней за предвидение будущего пророками древности. Приверженцам этой теории достаточно было бы взять в руки Септуагинту — перевод Торы на греческий язык, выполненный семьюдесятью еврейскими мудрецами во время правления греков, задолго до прихода римлян в Эрец-Исраэль, — чтобы убедиться в ошибочности своей концепции. Находки последних десятилетий: свитка Торы из Масады, кумранские рукописи — неопровержимые доказательства древности и истинности Письменного Закона.

УРОКИ ИСТОРИИ

Исторический опыт нашего народа свидетельствует о том, что в те периоды, когда евреи жили по законам Торы, они с честью выходили из любых испытаний, поскольку с ними была милость Всевышнего. Достаточно вспомнить годы правления Давида, в течение которых Израиль вел победоносные войны, и последовавшие за этим сорок лет мира и процветания при царе Шломо.

После смерти Шломо власть перешла к его сыну Рехаваму, и тот «…оставил Тору Г-сподню и весь Израиль — с ним [вместе]» (Диврей гаямим II, 12:1). Вторгся тогда в страну египетский царь Шишак с огромным войском и осадил Иерусалим.

«А Шмая, пророк, явился к Рехаваму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалиме [спасаясь] от Шишака, и сказал им: «Так сказал Г-сподь: вы оставили Меня, за это и Я оставил вас, [отдав] в руки Шишака». И смирились князья Израиля и царь, и сказали: «Праведен Г-сподь!» И когда увидел Г-сподь, что они покорились, было слово Г-спода к Шмае: «Они смирились, [поэтому] не истреблю их…» (Диврей гаямим II, 12:5—7).

В периоды правления царей Йегошафата, Хизкиягу, Йотама, Уэиягу народ возвращался к своему Б-гу, и это были годы мира и процветания.

Когда же к власти приходили цари-идолопоклонники, начинались войны и голод. Ярким примером тому является история десяти северных колен Израиля: династии в их государстве непрерывно сменялись, народ не знал покоя от постоянных войн.

Иудейский царь Ахаз насаждал в еврейском народе идолопоклонство, запретил изучение Закона. Великому Йешаягу, спасавшемуся от властей, приходилось обучать детей Торе тайно. И что же? История правления Ахаза — история неудачных войн, которые он вел. Лишь в одной из них было убито сто двадцать тысяч евреев, в том числе один из сыновей самого Ахаза.

Но вот умер царь, и другой его сын, Хизкиягу, наследовал отцу. Новый правитель немедленно ввел всеобщее обучение Торе в разрушенной стране. Результат возвращения раскаявшегося народа к своему Б-гу не замедлил сказаться — вспомните хотя бы историю Санхерива, вторгшегося в Эрец-Исраэль и потерявшего в итоге всю свою многотысячную армию. После освобождения от ассирийских захватчиков вновь наступили для еврейского народа годы покоя и процветания.

Каждому из людей воздается за его поступки, как правило, лишь после того, как душа его покидает этот мир. Именно этим объясняется, например, тот факт, что злодеи зачастую благоденствуют при жизни, а хорошие люди подчас страдают. И все же детям Израиля, живущим в Эрец-Исраэль, Всевышний дал обещание воздать добром на этом свете за соблюдение ими заповедей Торы, и расплата за нарушение Его воли не заставляла себя ждать. Рамбан говорит, что и благословения, и проклятия еврейскому народу, живущему на своей земле, — из области скрытых чудес, ибо в законах природы нет прямой зависимости между следованием заповедям Торы, и, скажем, пролившимся в срок дождем, благодаря которому человеку удается снять с поля богатый урожай. Следовали евреи Торе — исполнялось пророчество «и увидят все народы мира, что Имя Г-спода изречено над тобой, и устрашатся тебя» (Дварим, 28:10), сходили с ее путей — сбывалось предсказанное: будут [проклятия] на тебе, как знак и как чудо, и на потомстве твоем [будут они] вовек (Дварим, 28:46).

Особое, пристрастное отношение Всевышнего к избранному Им народу, с которым Он заключил Свой союз, явилось причиной и невиданных милостей, которыми Он осыпал нас в награду за послушание, и особо суровых кар, которые Он обрушивал на наши головы в наказание за грехи.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

93. Освобождение иудеев персидским царем Киром

В то время как грозные войска Кира приближались к Вавилону, царь вавилонский ничего не предпринимал для обороны своей столицы. Он надеялся, что Вавилон, окруженный двойным рядом толстых стен, никогда не будет взят приступом. Считая себя в безопасности, царь и его приближенные предавались веселию и устраивали шумные пиршества. Об одном из таких пиров предание рассказывает следующее. Вавилонский царь Бельшацар (сам Набонад или его сын) устроил большой пир для своих вельмож и велел принести во дворец сосуды, вывезенные когда-то Невухаднецаром из иерусалимского храма. В то время, когда царь и его гости сидели за столом и пили вино из священных сосудов, на стене комнаты, против стола, показалась человеческая рука и написала там какието непонятные слова. Царь испугался и призвал своих мудрецов, чтобы они прочли надпись, но мудрецы не могли ее прочесть. Тогда призвали иудейского мудреца Даниила, Даниил немедленно разобрал надпись и сказал царю: «Тут начертаны следующие слова: мене, мене, текель уфарсин. Это означает: сосчитано, взвешено и разделено. Сосчитаны дни твоего царствования, взвешены на весах твои дурные дела и разделено твое государство между мидийцами и персами». Это предсказание очень скоро сбылось.

Могучее войско Кира подступило к Вавилону и осадило его. Взять этот громадный, укрепленный город приступом оказалось невозможно. Кир велел выкопать за городом канал и соединить его с рекой Евфратом, протекавшей среди города. Вода из реки устремилась в канал, а оттуда выливалась в находившееся поблизости глубокое озеро. В реке осталось так мало воды, что се можно было перейти в брод. Однажды ночью, когда вавилоняне беззаботно веселились по случаю праздника в честь своего божества, персидские воины пробрались по обмелевшему руслу Евфрата в город. Вавилон был взят. Кир объявил себя повелителем вавилонского государства и присоединил его к Персии (538 г.).

Многочисленное иудейское население Вавилонии с восторгом встретило персидского победителя. Эта преданность иудеев понравилась Киру. Он решил освободить их из долгого плена и отпустить в Иудею, которая, как бывшая вавилонская провинция, вошла теперь в состав персидского государства. Вскоре по всей Вавилонии были разосланы царские гонцы, объявлявшие указ Кира: всем евреям, живущим в вавилонских и персидских городах, дозволяется возвратиться в Иудею, отстроить разрушенный Иерусалим и святой храм. Деньги на сооружение иерусалимского храма Кир приказал выдать из своей царской казны. Заведующий персидским казначейством получил от Кира приказ - выдать возвращающимся все золотые и серебряные сосуды, которые Невухаднецар увез из иерусалимского храма.

Десятки тысяч иудеев приготовились покинуть Вавилонию и возвратиться на родину. Во главе этих выходцев стояли: Зерубавель, внук царя Иоахина, и Иешуа, внук последнего иерусалимского первосвященника Сераи. Часть иудеев осталась еще в Вавилонии, но и она не забывала своего отечества и надеялась позже туда возвратиться. Оставшиеся снабдили своих уходивших на родину братьев деньгами, припасами и вьючным скотом. Кир дал переселенцам конвой из тысячи всадников, для охраны в дороге от нападения хищных племен.

В 537 году многочисленная масса иудеев двинулась из Вавилонии в родную землю, по которой так сильно тосковали два поколения изгнанников. Внезапное освобождение от неволи казалось им Божиим чудом или волшебным сном. Позднейший псалом передает ликующее настроение возвращавшихся:

Когда пленников Бог в свой Цион возвращал, Все мы были как будто во сне;

Ликованьем наполнились наши уста,

Песня радости с них полилась.

Говорили тогда средь народов земли:

«Бог великое с ними свершил!»

Да, великое с нами Иегова свершил,

Ликованьем наполнил сердца!

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Испанская инквизиция автора Холт Виктория

5. Преследование иудеев Трудно сказать, когда иудеи впервые появились в Испании; по крайней мере, они жили там с древних времен. С давних пор здесь распространялся иудаизм и строились синагоги.Рассказывают, что, когда св. Яков пришел в Испанию ради обращения иберов в

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Русь - страна иудеев Крымская династия В 1481 году в Московском княжестве власть перешла к крымской династии во главе с Нордоулатом (одолевшим Андрея Большого и Бориса), старшим братом Крымского хана Менгли-Гирея, и вместе с новыми правителями из Крыма на Русь пришел

Из книги Русь изначальная [Праистория Руси] автора Асов Александр Игоревич

Царствования Тамиры и Иданфирса. Войны с Киром и Дарием (VI в. до н. э.) Однако единство Арийской земли при Арианте оказалось недолгим. Солнечная империя раскололась по Кавказскому хребту на «солнечный» север и «лунный» юг, как это уже было в прошлом, и как это ещё будет в

автора Дубнов Семен Маркович

92. Упадок Вавилонии и надежды Иудеев После смерти завоевателя Невухаднецара (562 г.), могущество Бавилонии на Востоке стало клониться к упадку. Сын Невухаднецара, Эвиль-Мородах, царствовал только два года. Он освободил из темницы бывшего иудейского царя Иоахина, которого

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Глава 14 Иудея под персидским владычеством (537–332 гг. до хр. эры) 94. Восстановление Иудеи и новый храм После 49-летнего пребывания в Вавилонии десятки тысяч евреев возвратились в Иудею под предводительством князя Зерубавеля и первосвященника Иешуа (537 г.). Вслед за ними

Из книги Советский Союз в локальных войнах и конфликтах автора Лавренов Сергей

Глава 15. «Буря в пустыне» над Персидским заливом 2 августа 1990 г. Ирак вторгся в Кувейт, мгновенно оккупировав это небольшое соседнее государство. Через четыре с половиной месяца, после долгих и безуспешных попыток ООН убедить Ирак прекратить агрессию, США со своими

Из книги Тайные культы древних. Религии мистерий автора Энгус С.

III. ПОЯВЛЕНИЕ ИУДЕЕВ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ Появление иудеев на сцене всемирной истории имело обширные последствия для истории религии как в древности, так и в наши дни. Этот упорный народ, с его жаждой праведности и страстью к монотеизму, вышел из долгого отшельничества,

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Царствования Тамиры и Иданфирса. Войны с Киром и Дарием (VI в. до н. э.) Однако единство Арийской земли при Арианте оказалось недолгим. Солнечная империя раскололась по Кавказскому хребту на «солнечный» север и «лунный» юг, как это уже было в прошлом и как это ещё будет в

Из книги Рассказы Геродота о греко-персидских войнах и еще о многом другом автора Гаспаров Михаил Леонович

О чем царь Крез говорил с царем Киром и как объяснилось пророчество оракула Пленного царя Креза в цепях привели перед лицо Кира. Кир приказал сжечь его заживо на костре. Сложили большой костер, Креза привязали к столбу, мидийские воины с факелами уже нагибались, чтобы

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Бегство иудеев из Египта Их собственное признание, касающееся подготовки их поспешного бегства из Египта, представляет собой иллюстрацию иудейской этики на расовом уровне. Они, не краснея, повествуют о том, как они «испортили египтян» – попросту говоря, они украли

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 7. Сравнение его с персидским царем Киром и македонским Александром Древняя история, как славнейшего между бывшими когда-либо государями, величает персидского царя Кира, но если это и справедливо, то окончить свою жизнь надлежало ему не только не благополучно,

Из книги Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств автора Гжесик Юлиан

3. Ожесточение иудеев отступает Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников (Римл. 11, 25). Эти слова пророчествуют о прекращении

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Гиксосы и образование иудеев Появление иудейского подвида серых людей напрямую связано с семитским народом гиксосов. Но прежде чем осветить этот процесс, мы уделим внимание Л. Гумилёву, который представляет всплеск активности гиксосов как следствие некоего

автора

8. Сервий Туллий становится царем при ещё живом царе Тарквинии Древнем Андроник-Христос становится царем и соправителем юного царя Алексея Комнина Согласно Титу Ливию, Сервий Туллий стал фактическим царем в те дни, когда тяжело раненный Тарквиний Древний был еще жив. То

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

10. Сервий Туллий стал царем благодаря Танаквиль, жене Тарквиния Древнего Став царем, Андроник будто бы женился на Анне, бывшей жене юного царя Алексея Комнина Как мы видели, именно благодаря поддержке римской царицы Танаквиль, жены царя Тарквиния, Сервий Туллий поднялся



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: