Презентация на тему идеализм и материализм. Презентация основные философские понятия Скачать презентацию на тему материализм индивидуализм дуализм

Идеали зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др. -греч. ἰδέα - идея) - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи (см. основной вопрос философии). Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Идеализм в понимании Платона Идеализм Платоновского или дуалистическ ого типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.

Идеализм в понимании Дж. Беркли Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализме Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов - с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, - суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.

Идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.

Немецкая школа Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich)

Материали зм (от лат. materialis - вещественный) - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) являетсяонтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия - материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Античный материализм Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» - Фалес Милетский(624- 548 до н. э.), Анаксимандр (611- 547 до н. э.) и Анаксимен (585 - 528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра - «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена - воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь. [неавторитетный источник? 121 день] Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий. Комм. к «Физике» , 23, 22). Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха. В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Боги считались неотъемлоемой частью мира, душой могли наделяться любые объекты.

Средневековье В эпоху расцвета средневековья, с XI- XII вв. в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом, который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики. Так, британский номиналист Дунс Скот (1266- 1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить? » . Уильям Оккам (1285- 1349), развивая тенденцию Дунса Скота утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214- 1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако и Роджер Бэкон и номиналисты не являлись подлинными материалистами, оставаясь в рамках идеалистических представлений своего времени, но послужили предтечами для материалистических идей Нового времени.

Материализм Нового времени В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Современные теории К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовнодушевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное» . Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание» , «мотив» , «вера» , «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в свое время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола и Патриции

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Предмет философии и эстетики. Идеализм и материализм. Философская антропология как школа. Процесс познания с точки зрения гносеологии. Сущность и формы бытия. Смысл понятия "материя". Абстрактное и конкретное мышление. Способности и свойства сознания.

    шпаргалка , добавлен 02.05.2015

    Мировоззрение, совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Материализм, идеализм, дуализм - конфликтующие между собой философские мировоззрения. Философские категории в научной картине мира.

    курс лекций , добавлен 15.02.2009

    Повседневное, религиозное, философское и научное мировоззрение. Предмет и функции философии. Онтология, гносеология, методология. Соотношение сознания и материального мира. Наивный и метафизический материализм. Первые философские школы Древней Греции.

    презентация , добавлен 09.10.2014

    Сходство и различие религиозного и философского мировоззрения. Назовите исторические формы материализма, идеализма и диалектики. Качества философских знаний, синтез которых делает философию "наукой о мудрости". Внутренняя структура философии, ее теории.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2008

    Общее понятие, предмет и функции философии. Характеристика и особенности античной философии, философских учений, развивавшейся в древнегреческом и древнеримском обществе. Философские идеи и мировоззрение представителей эпохи Возрождения и Нового времени.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Мировоззрение: сущность, структура и типология. Предмет, структура и функции философии. Исторические формы метафизики. Основные концепции диалектики. Рационализм, иррационализм и интуитивизм. Русская философия XIX-XX вв.: особенности, проблемы, идеалы.

    учебное пособие , добавлен 16.06.2012

    Специфика философского знания, история его развития. Предмет, структура и функции философии. Философские идеи выдающихся мыслителей. Смысл категории бытия. Уровни и методы научного познания. Понятие общества и государства. Связь культуры и цивилизации.

    «Сознание» - Психика есть свойство высокоорганизованной материи, возникшее в результате эволюции. Нервная клетка. Простейшие. низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. Значение. Знак. Наличие интеллектуальных схем Способность к коммуникации при помощи знаковых систем. Смысл. Психика, сознание, бессознательное.

    «Воображение» - Свойства воображения: Обобщенность Целостность Определение общественной природы человека. Воображение как способ получения нового знания. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Связь воображения с чувственным и рациональным познанием. Роли воображения: Познавательная Эвристическая (= творческая) Прогностическая Планирующая.

    «Восприятие» - Стратегии управления впечатлением. 5. Управление впечатлением. Повторяемый внешний раздражитель привлекает внимание в большей степени, нежели единичный. Иллюзии восприятия. Ощущение и восприятие. Характеристики наблюдателя. Объяснение перцептивной защиты. Составляющие управления впечатлением: Формы перцептивной защиты.

    «Сознание человека» - 1. Физическое тело. 2. Эфирный двойник (называемый низшим астральным телом). Постановка задачи: Анонс работы: Гипотеза объединения многомерности сознания разных традиций 7 + 4 = 11. Но фактически и в действительности нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе». Бессмертная триада. Многомерность сознания.

    «Общественное сознание» - Как формируется и в чем особенность общественного сознания? Сравните категории общественной психологии и идеологии. Отражает окружающий мир в виде закономерностей и теорий. В чем относительность характера общественного сознания? Формирует религиозную мораль. Формирует эстетическое сознание. Религия.

    «Философия сознания» - Осознанное отражение. Философская категория. Биологическое отражение. Сознание – продукт развития общества. Сознание объясняется с двух разных позиций. Типы отражения. Сознание – не только чудо мироздания. Материалистическая трактовка сознания. Психика. Пассивное отражение. Великий благостный дар человеку.

    «Философское понимание природы» - Жизненное начало. Древняя Японская культура. Природа с точки зрения философии и науки. Представление о природе в философии Нового времени. Милетская философия. Жизнь. Собирательская (присваивающая) цивилизация. Учение о природе. Представление о природе. Возникновение жизни. Учёный. Способ бытия человека.

    «Схоластика» - Индивидуальность материальных объектов. Крупнейший христианский философ. Патристика. Методы схоластики. Онтологическое доказательство. Виды богословия. Абеляр. Другие доказательства. Природа индивидов. Фома (Томас) Аквинский. Схоластика. Надматериальный принцип. Религиозные ордена. Бытие как совершенство.

    «Трансцендентальная философия» - Шкала времени. Аналогии опыта. Трансцендентальная эстетика. Аналитические суждения. Синтетические суждения в математике. Общая схема. Предмет опыта. Память упорядочена во времени. Юм и Кант. Науки опираются на опыт. Изменяющиеся во времени объекты. Основные сочинения. Вопросы. Возможность априорных синтетических суждений.

    «Философия как тип мировоззрения» - Религиозное мировоззрение. Философия как тип мировоззрения. Аксиология. Праксиология. Гносеология. Основной вопрос философии. Социальная философия. Историческая переориентация философии. Онтология. Философия в системе мировоззрения. Этимология. Мировоззрение. Философское мировоззрение. Функции философии.

    «Путеводитель растерянных» - Схема Якобсона. Рамбам. Контекст. Ибн Рушд. Наставление. Великие тайны. Свойства высказывания. Ибн Сина. Лотман. Аль-Фараби. Комментарий Рамбама. Предисловие. Мудрецы. Государство. Ложь. Послание родственникам и друзьям. Доказательство несостоятельности буквального смысла. Спорные пункты. Послание. Причина.

    «Религия и философия» - Мировая религия. Отношение религии и теологии. Магия. Влияние тотемизма. Религия как предпосылка возникновения философии. Значение анимизма. Вопросы для самопроверки. Анимизм. Философия и религия. Основные положения ислама. Виды тотемизма. Христианство. Религия. Одна из ранних форм человеческого мышления.

    Всего в теме 14 презентаций



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: