Со святым днем жен мироносиц. Праздник день святых жен-мироносиц

День святых жен-мироносиц издавна на Руси был посвящен женщинам и праздновался через 2 недели после Пасхи. Этот праздник является данью памяти удивительным женщинам, которые проследовали по жизни за Спасителем. Именно к ним и пришло известие о воскрешении Иисуса Христа, которое отмечается уже много столетий подряд.

Изменение роли женщины в обществе под влиянием христианства

До пришествия Иисуса Христа, во времена Ветхого Завета слабая половина человечества была в подчиненном положении, почти рабском у мужчин, считавших себя сильными. Женщины считались более низкими по происхождению и достоинству, а некоторые деятели античности не признавали их полноценными людьми. Это мнение было распространено и среди языческого населения, и у иудейского.

Причину такого отношения можно найти в Библии, которая описывает прародительницу Еву как первую, поддавшуюся искушениям дьявола и преступившую Божьи заповеди. Верша над Адамом и Евой суд, Господь указал на зависимость ее от мужа, и его превосходящее господство. Этим и определялся подчиненный статус женщин в Древнем мире.

После пришествия Иисуса Христа положение женщин стало меняться: они стали свободными. По древним летописям известно, что уже в 1 в. стали выбирать диаконис, которые служили помощницами епископам в некоторых делах и даже при совершении таинств. Однако в храме им выделяли отдельный двор для молитв, ведь они не могли находиться в церкви вместе с мужчинами.

За прошедшие 2 тысячелетия именно женщины стали самыми постоянными прихожанками Церкви Христовой, ее самыми верными последовательницами. Ведь женское сердце способно любить беззаветно и искренне, сохраняя верность Господу. Именно так и поступали женщины, помогающие Иисусу Христу в его миссии «привнесения в мир» христианской веры, которые позднее и получили такое название в народе, как мироносицы.

Кто такие жены-мироносицы и число их?

По данным историков, эти женщины не всюду сопровождали Спасителя, не всегда слушали его беседы и проповеди, т. е. ходили они за ним непостоянно. Однако в дни испытаний шли за ним по зову сердца, даже в те, когда апостолы разбежались, хотя и любили Христа.

Все то время, когда Господа пытали, унижали и оскорбляли, они были рядом. Даже когда разъяренная толпа его провожала, требуя распятия, эти женщины не покидали Иисуса, стояли рядом с крестом, не обращая внимания на озверевших людей и грубость воинов.

По некоторым сведениям, их было больше, однако до нас до дошли имена только семи святых жен-мироносиц, которые история сохранила за многие годы. Это Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, Саломия, Сусанна (все из Галилеи), Марфа и Мария (жили в Вифании, Иудея). Эти имена навеки запечатлены в священных книгах.

Многие из мироносиц были даже из зажиточных семей, однако продолжали любить Христа и служить ему. Известные сведения о них приведены ниже.

Самое известное имя среди жен-мироносиц. Она родилась в городе Магдала в Галилее и до встречи с Христом жила в грехе. Иисус смог изгнать из нее бесов, и тогда Мария стала всюду следовать за своим Спасителем и апостолами, стараясь служить ему. Ее преданность и вера в него были очень сильными.

Именно Мария Магдалина несла весть о воскрешении Христа, от нее и пришли слова «Христос Воскресе!». Она сообщила благую весть и подарила императору яйцо, который ей не поверил и сказал, что это так же невероятно, как и то, что яйцо станет красным. В ответ на его слова оно мгновенно окрасилось, что впоследствии заложило основы традиции использовать на праздник Пасхи «крашенки».

Состарившись, Мария жила постоянно в Эфесе, где живущий неподалеку Иоанн Богослов сделал записи ее рассказов. За раскаяние и преданность вере, за активное проповедование учений Господа ее стали звать равноапостольной. Она умерла и похоронена в Эфесе.

Иоанна

Выйдя замуж за богатого домоправителя царя Ирода, Иоанна стала уважаемой и известной женщиной в Иудее. В Господа она уверовала после исцеления ее тяжело больного сына. Ее муж Хуза попросил Христа о спасении мальчика, что и произошло чудом и считалось божественным знамением. Когда царь и царица стали ее за это преследовать, то Иоанна ушла из дома вслед за Христом. Она взяла с собой драгоценности, которые продала, чтобы накормить бедных людей, сопровождавших Иисуса в его миссии. Она очень переживала, что покинула своего сына, а мать Христа ее за это жалела. Однако вскоре они уже вдвоем оплакивали замученного и распятого Иисуса.

Саломия и Сусанна

Св. Саломия была дочерью обручника Девы Марии — Иосифа. Она вышла замуж за Зеведия и родила 2 сыновей, которые впоследствии стали апостолами Иоанном Богословом и Иаковом. Она вместе с другими мироносицами служила Христу, когда он был в Галилее, и с ними же пришла к его гробу и обнаружила воскресшего Сына Божьего.

Св. Сусанна упоминается у евангелиста Луки при описании им похода Иисуса с проповедями по городам и селениям. Она была зажиточна, жила в имении, но сопровождала своего учителя вместе с другими женами-мироносицами.

Мария Клеопова

Дочь Иосифа Обручника, которая была выдана замуж за его младшего брата Клеопу, долгое время жила в доме Пресвятой Девы и подружилась с ней. Она присутствовала при Божественном усыновлении Господа, однако в церковных преданиях сведений о ее дальнейшей жизни не сохранилось. Ее сын Иаков впоследствии стал одним из сподвижников Христа.

Марфа и Мария

Они были родными сестрами, беззаветно любили своего брата Лазаря, которого Иисус считал своим ближайшим другом. После смерти Лазаря он смог воскресить его спустя 4 дня, за что сестры полюбили его еще больше. По некоторым данным именно Мария в процессе погребения Христа выливала на него ароматную мирру. Впоследствии сестры последовали за Лазарем на Кипр, где он служил епископом.

История Воскрешения Христа

В Священном Предании рассказывается история о том, как Иуда стал предателем, передав Христа первосвященникам. После это все его ученики разбежались, а многие апостолы отреклись от него. Жители Иудеи требовали от Пилата смерти и распятия Христа. После того, как это свершилось, многие насмехались над Его Матерью и стоявшими рядом женщинами, которые позднее получили звание жен-мироносиц.

Оставаясь верными Господу до конца, на следующий день они пошли к месту погребения Иисуса, неся в руках сосуды с благовонной миррой для умащивания тела (отсюда и пошло название «мироносицы»). По дороге они размышляли о том, смогут ли оттащить камень, закрывающий вход в погребальную пещеру. Однако тут к ним снизошел Ангел, и случилось землетрясение, из-за чего камень упал сам и напугал стражников. Ангел принес им весть о воскрешении Христа, и они увидели, что гробница осталась пустой.

Мария Магдалина испугалась, что тело похищено, и заплакала, и тогда Спаситель явился к ней и попросил сообщить его ученикам о своем Воскрешении.

Праздник жен-мироносиц

День памяти всех событий, в которых участвовали мироносицы, приходится на 3-е воскресенье после Пасхи. Он считается церковным женским праздником, при наступлении которого все поздравляют самых близких своих женщин: супругу, мать, сестру и т. д.

На Руси такой праздник называли Маргоскиной неделей, в которую женщины устраивали посиделки и танцы, традиционно ели яичницу и запивали квасом. Существовал обычай обмена крестиками, когда во время народных гуляний одна из женщин вешала свой на ветку, чтобы обменяться затем с другой, совершив троекратный поцелуй. После такого обряда женщины считались кумушками.

Точная дата праздника Жен-мироносиц (какого числа он происходит и в какой месяц) определяется отсчетом 15 дней после Пасхи и меняется каждый год. В традициях православной церкви этот праздник считается Женским днем, ведь каждая женщина по своей сути является прообразом одной из мироносиц: она является основой для своей семьи, приносит спокойствие и мир домашнему очагу, рожает детей и служит опорой для своего мужа.

Мироносицкие церкви и храмы

На территории России, Украины и других православных стран построено несколько храмов жен-мироносиц, о некоторых можно рассказать более подробно.

В Калуге деревянная Мироносицкая церковь была построена в Ямской слободе еще в 1698 г. на средства прихожан, однако в 1767-м она сгорела. Новая была каменная, возведена по проекту архитектора Ясныгина и открыта в 1804 г. С тех пор храм является главным украшением города, ранее в нем хранилась икона Сретения (при помощи которой жители отражали чуму на дороге в Москву), а также иконы Казанская, Спаса Нерукотворного и другие, но они пропали после закрытия в 1930 г. Возрождение храма произошло уже в 1990-е годы.

Церковь Жен-Мироносиц в Нижнем Новгороде расположена в Верхнем посаде, объединяет сразу 2 зала (зимний и летний) — построена взамен деревянного храма в 1649 г. После пожара (1848) была восстановлена только в 1890-е, были обновлены фресковые росписи. При советской власти церковь многие годы была закрыта, затем в 1990-е возвращена Нижегородской епархии и к 2004 г. восстановлена.

Храм Жен-Мироносиц в Барановичах (Беларусь) является современным зданием, возводившимся на пожертвования нескольких предприятий и организаций города. В 2007 г. при большом стечении верующих он был торжественно освящен, проведена Божественная литургия. При храме работает воскресная школа и детские кружки.

Современный Мироносицкий храм в Харькове был построен в 2015-м в самом центре города, на месте, где когда-то стояла церковь на Жен-Мироносицком кладбище (1783). Она была взорвана в 1930-м с целью строительства «Театра культурного действа», который так и остался в проекте.

Современное здание Свято-Жено-Мироносицкого храма возведено по проекту архитектора П. Чечельницкого и является ярким примером торжества православной веры. Церковь имеет 9 куполов, высота 45 м, выполнена в стиле украинского барокко с использованием элементов Лиманской архитектурной школы. Каждый год здесь проводится торжественная Литургия в честь праздника Жен-Мироносиц, расписание и точные даты других религиозных мероприятий указываются заранее.

Неделя св. Жен-мироносиц. История праздника

В неделю Жен-мироносиц Церковь вспоминает святых жен - свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Исуса Христа. Среди жен-мироносиц нам известны имена лишь нескольких, о которых написали святые евангелисты. Первая - Мария Магдалыня , о ней говорится, что Господь изгнал из нее «седмь бесов» (по церковному толкованию, здесь «седмь» значит множество; под «бесами» можно понимать также еще и греховные навыки, противные семи основным добродетелям - дарованиям Святого Духа). Вторая - Саломия , которая была дочерью Иосифа Обручника и матерью святых апостолов Иакова и Иоанна Заведеевых. Третья - Иоанна , жена Хузаня - домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Четвертая и пятая - Марья и Марфа , сестры Лазаревы. Шестая - Марья Клеопина , которую, по законам иудейского родства, евангелист называет сестрою Пресвятой Богородицы, седьмая - Сосана . Среди жен-мироносиц была также и Пресвятая Богородица , Которую евангелисты именуют «Марией Иаковлей» и «Марией Иосифовой». Были и другие многие с ними, ходившие с Господом во времена Его земной жизни и служившие Ему.

Женам-мироносицам первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе! ». Жены-мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя. Жены, направляясь ко гробу, думали: «Кто отвалит камень от гроба? ». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел сказал женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. Прежде же всех явился Господь Своей Пречистой Матери. Но, как пишут святые отцы, чтобы ради близкого родства чудесное явление не подверглось бы некоторому сомнению, евангелисты не объявляют об этом прямо, а указывают на Марью Магдалину. У различных евангелистов встречаем мы некоторую разницу в описании событий, но здесь нет противоречия, потому что пишут они о различном времени. Евангелист Матфей о «вечери субботнем», когда женщины пришли еще не с миром, но чтобы «увидеть гроб». Марк же пишет о раннем утре, когда уже воссияло солнце. Марья Магдалыня, как самая усердная, приходила неоднократно, не боялась идти и одна, среди темной ночи и презирая опасность от вероятности встречи с вооруженными римскими солдатами: по распоряжению Пилата им дана была полная власть для расправы, если кто-либо из учеников осмелился бы прийти ко Гробу Господню. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчеркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой. Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «Не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Петр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока он не возшел к Отцу, и просит ее сообщить ученикам о Его Воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Исуса, не поверили.

Спустя некоторое время по Воскресении Христовом, после Святого Его , Марья Магдалыня, а также Марфа и Марья - сестры Лазаревы, прибыли в Рим с тем, чтобы возвестить царствующему императору Тиверию Кесарю всю истину о минувших событиях. Они преподнесли ему многие дары и рассказали обо всех чудесах и благодеяниях, которые явил в иудеях Христос Спаситель и о том, как жестоко и бесчеловечно они осудили Его на смерть. По повелению императора были призваны тогда и другие свидетели, в их числе - сотник Логин, стоявший при Кресте Господнем. Он имел на себе святую ризу Господню, доставшуюся ему по жребию, и от нее сам император тотчас получил исцеление, приложивши к гнойному струпу на своем лице. Тогда же сотряслась и поколебалось императорская палата, от чего рассыпались в прах все бывшие там золотые и серебряные идолы. Весьма устрашившись, кесарь решил произвести подробное расследование.

Вскоре все беззаконные убийцы были преданы справедливому суду и суровому возмездию - как Пилат, так и иудейские старейшины. Марья Магдалыня потом еще много потрудилась в благовествовании Христовом, за что получила в церкви наименование «равноапостольной». Достигши преклонного возраста, она преставилась в греческом городе Ефесе и была погребена святым апостолом Иоанном Богословом. В 886-ом году при греческом императоре Льве премудром ее мощи были торжественно перенесены в Константинопольский монастырь святого Лазаря.

Библиотека Русской веры

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

Благообразный Иосиф , как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим , тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (Ис. 53:9).

После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.

Погребение Спасителя. Греция. Монастырь Ватопед (Афон). XVI-XVII вв.

Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней - Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.

Праздник святых Жен-мироносиц. Иконы

Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня, представляющий первое свидетельство о Воскресении Господа, лег в основу ранней иконографии Воскресения Христова. Самое раннее из известных иконописных изображений Жен-мироносиц у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (232/3 или между 232 и 256 гг.). Жены-мироносицы изображены идущими слева направо к закрытому Гробу, у них в руках сосуды с маслом и горящие факелы; над Гробом - две звезды, символизирующие ангелов. На фреске вестибюля погребального комплекса в квартале Кармус в Александрии (втор. пол. V века) появилось изображение бескрылого ангела, сидящего перед гробом, - это впоследствии получило название «Явление ангела женам-мироносицам».

На рельефе серебряного саркофага (IV век) из Сан-Надзаро Маджоре в Милане представлены три Жены-мироносицы перед Гробом в виде здания, над которым находится фигура нисходящего ангела. На авории (ок. 400 года) гробница изображена в виде двухъярусного каменного здания, облокотившись на него спят стражники; слева у полуоткрытой двери сидит ангел, справа подходят Жены-мироносицы, над которыми представлено «Вознесение Господне».

В Евангелии Раввулы представлена листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Исуса Христа двум женам, которые также стоят слева. В одной из них, изображенной с нимбом, узнается Богоматерь, Ее сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен еще раз справа от гробницы в «Явлении Исуса Христа Мариям по Воскресении».

В XIII-XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизантийские формы отдельных предметов. На фреске монастырского храма в Милешеве (до 1228, Сербия) Жены-мироносицы изображены справа от ангела, крупная фигура которого доминирует в композиции. Ангел, сидящий на большом мраморном кубическом блоке в сияющих белых одеждах, изображен фронтально и смотрит прямо перед собой. В правой руке у него жезл, левой рукой указывает на пустую гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проемом, внутри которого находится свернутый саван. Справа от камня - небольшие фигуры двух Жен-мироносиц. В руках одной небольшая кадильница-кацея. Внизу изображены уснувшие стражники. На иконе XIV в. представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела женам-мироносицам»; женщины изображены дважды: сидящими перед гробницей и стоящими перед ангелом, который, сидя на плите, указывает им на пещеру с пеленами.


Жены-мироносицы у Гроба Господня. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков. Фреска на восточной стене северной части трансепта. До 1156 г.

В русских, как и в византийских, памятниках сцена «Явление ангела женам-мироносицам» входит в страстные циклы, соседствуя либо с «Сошествием во ад», либо с «Явлением Христа женам-мироносицам», а также встречается в праздничном ряду иконостаса.

В целом композиция следует выработанной в средневизантийский период схеме, хотя возможны различные варианты изображения гробницы и пелен, числа Жен-мироносиц и стражников. Так, в росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год) Жены традиционно изображены подходящими слева, но гроб Господень представлен совершенно особенно: в виде прямоугольной плиты под киворием, на которой горизонтально в ряд лежат две условно изображенные пелены. Над гробом висят светильники на цепочках. Эта деталь композиции могла отразить реальные впечатления паломников от посещения храма Гроба Господня в Иерусалиме и убранства камня Помазания.


Жены-мироносицы у Гроба Господня. Из праздничного чина. Вологда. Санкт-Петербург, ГРМ. Конец XV - начало XVI вв.

Другой вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425 год). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть которого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят три Жены-мироносицы. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в русском искусстве.


Жены мироносицы у Гроба Господня. Из праздничного чина. Москва. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в.), только саркофаг расположен под другим углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 год) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Жены-мироносицы стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей - стражей Гроба. На иконах XVI века спящими представлены три воина в доспехах (икона втор. половины XVI в.), стражников изображают и в большем количестве. На иконах кон. XV - нач. XVI вв. число Жен-мироносиц увеличено до семи, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, которая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам» (один из ранних примеров - икона из Гостинопольского монастыря, 1457 г.).

Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI веке. Особенностью, определявшей традицию русского искусства, стало изображение двух ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и нач. XVI в.). Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв.

Явление ангела Женам-мироносицам. Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль
Явление ангела Женам-мироносицам. Ростов. Конец XVI - начало XVII вв. Музеи Московского Кремля, Москва. Икона Святые Жены-мироносицы. Благовещенский собор Сольвычегодска, конец XVI в.

Святые Жены-мироносицы. Картины

К теме Явления ангела Женам-мироносицам обращались мировые живописцы, такие как Карраччи Аннибале, Дуччо ди Буонинсенья, М.В. Нестеров и другие.

Маэста. Оборотная сторона. Жены-мироносицы у гроба Господня. Дуччо ди Буонинсенья. 308-11 гг. Музей Собора Сиены
Жены-мироносицы у гроба Господня. Карраччи Аннибале, 1597-1598 гг.
Жены-мироносицы. М.В. Нестеров. 1889 год

Храмы в честь Жен-мироносиц

В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем - в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме располагается Областной детский культурный центр.


Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде

В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.


Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц

В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.

В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.

Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.

Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции

Маргоски или Маргоскина неделя - так называлась в черноземных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе - неделя Жен-Мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин. Пасхальные яйца приобретали здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражался в том, что храмы бывали переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя ко кресту после обедни, обязательно христосовалась со священником и давала ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья тот же обряд исполняли исключительно мужчины.

По Вятке мироносицкий праздник справлялся по-своему и назывался «Шапшиха». Обычай сводился к женской пирушке, которая устраивалась одной из участниц, по жребию. Чаще всего это была или вдова, или малосемейная. Женщины-устроительницы варили пиво и приготовляли обед к тому времени, когда остальные вернутся из церкви. Поздним вечером пир оканчивался плясками.

Где церквей было немного и приходы были удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье с утра женщины и девицы забирались в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой - парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Шли с песнями, но по приходе смолкали, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая снимала с шеи крест и вешала на дерево; к нему подходила другая, крестилась, целовала его и обменивала на свой крест; с владелицей его потом поцеловалась, покумилась - стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня. После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас.

Девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а женщинам высказывались пожелания иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть».

Душеполезное поучение в неделю Жен-мироносиц

Великий подвиг, терпение и мужество смогли проявить немощные и малосильные по своей природе женщины, когда, казалось, непроницаемая греховная тьма уже безвозвратно охватила всю Вселенную, ведь был распят и погребен Тот, Которого зовем мы «Солнцем правды» и «Светом миру». Ближайшие ученики Христовы отступили на время, но именно женщины следовали за Христом в самый тяжкий час по крестному Его пути и сподобились за то величайшей радости - услышать ангельское благовествование и первыми увидеть Воскресшего Спасителя. Ибо «должно бо бяше преже падшему племени под грех, и клятву наследовавшему, преже и Воскресение видети, и радость внушити» (Синоксарь).

Когда у Гроба сидела ночная стража, то для женщин не было никакой возможности приблизиться к нему. Но они желали отдать последнюю честь своему возлюбленному Учителю, над Которым с наступлением субботнего дня не успели, как было положено, совершить полный обряд погребения: Иосиф с Никодимом, за недостатком времени, смогли помазать Тело Господне только елеем со смирною. Поэтому женщины, движимые великой любовью и состраданием, желая лучше послужить даже погребенному Господу, чем иметь временное греховное наслаждение, приготовили многоценные благовонные ароматы и с нетерпением ожидали начала воскресного дня, когда по закону смогли бы продолжить начатое дело. Иудейские же священники, постоянно упрекавшие Спасителя за нарушение субботнего дня, в этом случае, напротив, полностью обнаружили злобное свое лицемерие, ибо, пренебрегая запрещением ради субботнего покоя, занимались различными хлопотами, чтобы приставить стражу и укрепить Господень Гроб железными печатями.

Великое землетрясение и явление ангелов весьма устрашило римских воинов. Едва пришедши в себя, они отправились возвестить о небывалом чудесном событии, поэтому женщины смогли спокойно и беспрепятственно подойти ко Гробу. Явление двух ангелов во Гробе говорило о Богочеловеческой природе Спасителя: ангел, сидящий в головах, указывал на Божество, другой, сидящий в ногах, на уничиженное воплощение Слова.

Иосиф и Никодим просят у Пилата Тело Господне. Фрагмент четырехчастной новгородской таблетки из Софийского собора. XV в.

Особое слово надлежит здесь сказать об Иосифе Аримафейском, повествование о котором есть у всех евангелистов. «Блаженный Иосиф из Аримафеи, еще служа закону, признал Христа Богом, почему и дерзнул на похвальный подвиг. Прежде Иосиф скрывался, теперь же дерзает на великое дело, положив душу свою за Тело Учителя и приняв на себя столь тяжкую борьбу со всеми иудеями. Как великий дар, дает ему Пилат Тело. Ибо Тело Христа как мятежника умерщвленного должно было быть брошено непогребенным. Впрочем, Иосиф, будучи богатым, возможно, что и золота дал Пилату. Получив Тело, Иосиф чествует его, положив в новой гробнице, в которой никогда никто не был положен. И это было по промышлению Божию, чтобы по Воскресении Господа не сказал кто-либо, что вместо Него воскрес другой мертвец, погребенный там прежде Его. По этой причине и гробница новая.

Не стал он размышлять: «Вот я богат и могу потерять богатство, если буду просить тело Того, Кто осужден за присвоение Себе царской власти, и сделаюсь ненавистным у иудеев», Иосифе Аримафейском так ни о чем подобном не размышлял сам с собой, но, оставив все как менее важное, просил одного Иосифе Аримафейском предать погребению тело осужденного. Пилат удивился, что Он уже умер, ибо думал, что Христос долгое время будет выдерживать страдания, как и разбойники, почему и спросил сотника, давно ли умер? То есть, неужели умер прежде времени? Получив тело, Иосиф купил плащаницу и, сняв Честное Тело, обвил ею, предавая погребению. Ибо он был и сам ученик Христа и знал, как почтить Владыку. Он был «благообразен», то есть человек почтенный, благочестивый, безукоризненный. Что касается до звания члена совета, то это было некоторое достоинство или, лучше, служение и должность гражданская, имеющие которую должны были заведовать делами судилища, и здесь часто подвергались опасностям от злоупотреблений, свойственных сему месту. Пусть слышат богатые и занимающиеся делами общественными, как достоинство члена совета нисколько не препятствовало добродетели Иосифа. Имя Иосиф значит «приношение», а «Аримафей» - «возьми оное». (Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея и Марка).

Счет дней в тридневном Воскресении Господнем может вызывать некоторое недоумение, но Писание имеет сокровенный смысл. Блаженный Феофилакт Болгарский подробно разъясняет нам таинственный ход тех священных событий:

«Как насчитываются три дня? В восьмом часу пятка был распят; с этого до девятого - тьма: это считай у меня за ночь; затем от девятого часа - свет: это день, - вот сутки: ночь и день. Далее, ночь пятка и день субботы - вторые сутки. Опять же ночь субботы и утро дня Господня, означенное у Матфея: во едину от суббот, на рассвете, ибо утро принимается во счете за целый день, - вот третьи сутки. И иначе можешь насчитать три дня: в пятницу Господь предал дух, это - один день; в субботу был во гробе, это - другой день; ночью Господнего дня воскрес, но от своей части и день Господень считается за иной день, так что вот и три дня. Ибо и об усопших, если кто умер около десятого часа дня, а другой - около первого часа того же дня, то говорят, что оба они умерли в один и тот же день. Имею сказать тебе и иной способ для того, как насчитать три дня и три ночи. Слушай же! В четверг вечером Господь совершил вечерю и говорил ученикам: «Приимите, ядите Тело Мое». Так как Он имел власть положить душу Свою по Своей воле, то ясно, что тогда же Он и заклал Себя, как преподавал Своим ученикам Тело, ибо никто не ест чего-либо, если прежде не было заколото. Считай же: вечером Он преподал Тело Свое, та ночь и день пятницы до шестого часа - вот одни сутки; потом, от шестого часа до девятого - тьма, а с девятого - до вечера опять свет, - вот и вторые сутки; опять ночь по пятке и день субботы - вот и третьи сутки; в субботу же ночью Господь воскрес: это - трое полных суток».

Рассуждая о Воскресении Христовом, святые отцы указывают нам на удивительные контрасты. Действительно, в то время как слабые и неученые женщины получают вышнюю премудрость и дар благовестниц, старейшие церковные законоучители и толкователи Писания в иудеях являют в себе поистине окамененное нечувствие. Так, услышав от самых непредвзятых свидетелей, римских воинов, о великом землетрясении и явлении ангелов, не оставляют они своего богоборческого злодеяния, но дают немалую сумму денег для нелепого свидетельства о покраже, вовсе невозможной при тех обстоятельствах.

«Затем ученики приходят ко гробу и видят лежащие одни пелены; а это было знаком истинного Воскресения. Ибо, если бы кто-нибудь переложил тело, тот не обнажил бы его; и если бы кто украл, тот не позаботился бы свивать плат и класть отдельно на особом месте. Посему евангелист предварительно сказал, что тело Христово погребено было со многою смирною, которая не хуже смолы приклеивает пелены к телу, чтобы мы, когда услышим, что плат лежал на особом месте, нисколько не верили тем, которые говорят, будто тело Христово украдено. Ибо вор не был бы так глуп, чтобы на дело излишнее употреблять столько старания и не подозревать, что чем долее будет им заниматься, тем скорее может быть пойман» (Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна).

«Всякая душа, господствующая над страстями, называется «Мариею». Очистившись посредством бесстрастия, она видит в Исусе Бога и человека».

Радость ангельского явления получили женщины не иначе, как пострадавши и сораспявши себя для внешнего мира при Христовом распятии. Ибо ничто так не приближает нас к Богу, как добровольно страдание, которое мы терпим ради Него. Пасхальная радость более всего чувствуется после строгого многодневного воздержания. Так и Вечная Пасха невозможна для нас, если не подвигнем себя на лишения и скорби, ради исполнения заповедей и стяжания евангельских добродетелей, чтобы сподобиться в душевной и телесной чистоте достойно предстать перед Богом и видеть Воскресшего Христа в неизреченной и непреходящей Его славе.

«Будем и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо. Да сподобимся принять и Тело Исусово посредством причащения и положить оное во гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей утверждение свое во Христе, Который есть Камень. Да обовьем сие Тело плащаницей, то есть в чистое тело примем Его (ибо тело есть как бы плащаница души). Тело Божественное должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело». (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Ряд православных праздников наложился на древние языческие, а некоторые, напротив, получили новое осмысление после событий двадцатого века. Примером такого праздника стал день жён-мироносиц, православный женский день, ставший альтернативой Восьмому марта — празднику революционерок и феминисток.

В нашей статье мы расскажем, кто такие жены-мироносицы и как празднуют их праздник.

Дата дня жен-мироносиц

Праздник этот переходящий, он выпадает, по-церковнославянски говоря, на «третью неделю по Пасхе», то есть второе воскресение после Пасхального (через 2 недели после Пасхи, которая празднуется каждый год по-разному, в зависимости от лунного календаря). При ранней Пасхе праздник жен-мироносиц будет отмечаться в конце апреля.


Кто такие жены-мироносицы

Жены-мироносицы ходили вслед за Христом и апостолами, «служа своим имением», то есть помогая в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи.

Благодаря Дэну Брауну, имя одной из этих святых, Марии Магдалины привлекло к себе внимание современного общества. Многие заинтересовались жизнью святой, даже ни разу не читая Евангельской истории. Тем не менее, жизнь Марии Магдалины, ее чудеса и миссионерская деятельность не являются предметом вымысла, но подтверждены апостольскими книгами и свидетельствами первых христиан и римских историков.


Мария Магдалина и жены-мироносицы

В Святом Евангелии и во всем Новом Завете святая Мария Магдалина упомянута не раз. Прозвище «Магдалина» свидетельствует, что она происходила из города Магдала, что к северу от Иерусалима.
В Евангелии от Луки евангелист упоминает, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов, однако как и когда это произошло — не говорит. Известный исследователь и писатель, протоиерей Николай Агафонов в романе «Жены-мироносицы» предполагает, что отца Марии убили разбойники, разорив семейный дом, и потому она помешалась от горя.

Ни в одном Евангелии, ни в одном первохристианском свидетельстве или римских исторических анналах нет упоминаний о том, что Господь Иисус Христос был женат или состоял в связи с Марией Магдалиной. Это стоит признать выдумкой позднейших историков.

Известно, что Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами стояла у Креста Господня на Голгофе в то время, как все апостолы разбежались. Видя смерть Христа, все апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, предали Господа. У Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — и вот, оставленный почти всеми апостолами, Господь умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. Они погибли мученической смертью, в то время как жены-мироносицы были у Креста, не боясь римских солдат, и впоследствии мирно несли учение Христа людям.


Явление Христа женам-мироносицам после Воскресения

Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» — поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.

Неизвестно, что делали жены-мироносицы после Воскресения Христова- вероятно, проповедовали. В Деяниях апостолов — продолжении Евангелия от Луки — описано лишь житие святой Марии Магдалины. Она обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина — святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет — с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.

На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе — в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.


Храмы святых жен-мироносиц

Поскольку святые жены-мироносицы известна не только своей миссионерской деятельностью, но и чудесной помощью людям, в честь них еще до революции был назван ряд больниц, приютов и школ России. Наиболее частое название было в честь Марии Магдалины. Сегодня имя святой Марии вновь вспоминается. Так, наиболее известны храмы в ее честь

  • В Москве: в Южном Бутово, при Императорском коммерческом училище, в Люберцах.
  • В Петербурге: при Мариинской больнице и Детской больнице святой Марии Магдалины, названных в ее честь.
  • В Минске, здесь действует молодежная община, которая ведет активную миссионерскую и благотворительную деятельность, совершает паломнические поездки.


Значение иконы жен-мироносиц

Сила духа, масштаб личности святых жен-мироносиц отражены на каждой их иконе.

    На иконах жены-мироносицы традиционно изображаются стоящими или по пояс, с крестом — символом проповеди в правой руке и маленьким сосудом святого мира в левой (иногда без креста, но с понятой первой рукой в знак принятия Божией благодати).

    Святая Мария Магдалина — одна из всего шести равноапостольных женщин за всю историю. Кроме нее в этот лик входят мученица Апфия, первомученица Фекла, царица Елена, русская княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина. Интересно, что равноапостольная царица Елена приходилась матерью равноапостольному царю Константину Великому, просветившему Византийскую империю, а княгиня Ольга — бабушкой равноапостольному князю Владимиру, просветителю Руси.

    Интересно выражение лика святой на образах: зачастую оно строгое, даже суровое — святая мужественно идет с сосудом мира навстречу возможной опасности быть убитой римскими солдатами за учение Христа. Однако сегодня появляется все больше икон, наследующих традицию иконографии, созданной Виктором Васнецовым. Этот художник-иконописец начала XX века создал эскиз мозаики для Дармштадтского собора на родине святой императрицы Александры Феодоровны, жены Николая Второго. Васнецов изобразил святую идущей вперед, одухотворенной женщиной, возможно даже в тот момент, когда она увидела Воскресшего Христа.


Жены-мироносицы — покровительницы женщин

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери — это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям — святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым. Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель — тезоименитый святой. Находят святого покровителя по дате рождения.

У женщин с одним из самых распространенных в нашей стране именем Мария не будет трудностей с определением святой покровительницы — вы можете избрать своей святой равноапостольную Марию Магдалину. Святой Марии может молиться и каждый православный христианин: она является примером мужества, служения Богу и людям, силы воли.

Имя Иоанна также может служить примером распространенной святой покровительницы: в честь нее можно крестить девочек с именем Яна, Жанна, Ивана, Иванка.

Нужно хорошо знать жизнь и подвиги своего покровителя: мы не можем искренне полюбить своего святого, если не знаем его. Многие жития святых описаны в художественной литературе. В книге протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» прекрасно описана жизнь святых покровительниц всех Марий, Жанн, Иоанн.
Женщины, носящие имена жен-мироносиц, могут служить Богу и людям проповедью, преподаванием Закона Божьего.


Женщина в Церкви и почитание жен-мироносиц

Отметим, что в какой-то момент святая Мария Магдалина стала ассоциироваться в культуре с кающейся блудницей, несмотря на то, что Евангелие никак не говорит о ее грехах, только о том, что Христос изгнал из нее невесть откуда явившихся бесов.

В Средние века, по словам исследователей, доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-кающаяся и прощенная грешница и женщина-Царица Небесная, Богоматерь. Святая Мария Магдалина представала в образе кающейся грешницы. Именно она стала самой почитаемой святой среди простых прихожанок, верующих, которые не смели сопоставлять себя с Матерью Божией, но не хотевших искушать. Аналогию своей земной жизни христианки находили в кающейся Магдалине.

Множество женщин прославилось своим служением Церкви, и женский подвиг также не забыт в святых. Так, житие равноапостольной княгини Ольги — это потрясающее историческое свидетельство того, как жизнь одного человека по заповедям Божиим способна просветить целое государство. Учитывая непростое положение женщины в Древней Руси, неприятие русичами христианства и одиночество святой в христианской жизни, личность святой княгини Ольги вызывает восхищение. А у верующих людей — и большую радость от того, что святая приходит на помощь всем просящим ее милости и заступничества во многих бедах.

Самыми известными русскими блаженными также являются женщины — святая Ксеньюшка и святая Матронушка. Ксения Блаженная — одна из самых почитаемых и любимых народом святых, жившая в 18 веке. Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская — все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни.


Праздник жен-мироносиц: традиции и обряды, поминовение

Этот праздник не имел такого широкого распространения в дореволюционной России, как, например, Троица. Его иногда называли «Бабьей неделей». Накануне недели жен-мироносиц праздновалась Радоница — поминали усопших. Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.

Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего. В послепасхальные дни на могилах оставляют крашенки — крашеные яйца.

На кладбище можно прочитать акафист об усопших и после него совершить литию — в переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление. Заупокойная лития может совершаться и священником, и мирянином (то есть любым крещеным человеком). Эта лития создана для особой молитвы по усопшим и совершается перед выносом гроба из дома, на кладбище над свежей могилой и даже в любое время по вашему желанию попросить Господа о помощи в загробной жизни вашему близкому человеку — чаще всего на кладбище и перед поминками, после возвращения домой с похорон.


Православный женский день — грех ли праздновать Восьмое марта

Сегодня праздник жен-мироносиц стал международным православным женским днем. В этот день ставят спектакли о святых, многие приходы завели добрую традицию, в ходе которой священники дарят всем прихожанкам цветы и небольшие иконки. Ученики воскресных школ дарят своим мамам и учительницам подарки, сделанные своими руками.

Однако не будет грехом и поздравить женщин «старой закалки», советского воспитания — мам, бабушек, теть — с Восьмым марта. Пусть это феминистский праздник с достаточно кровавой историей, в истории нашей страны он связан с теплом материнских рук, маминой заботой, бабушкиной радостью. Отметьте его, но не забудьте и день святых жен-мироносиц.

Молитвами святых жен-мироносиц да хранит вас Господь!

В среде православных не особо принято поздравлять прекрасную половину человечества с праздником 8 Марта. Почему? Да потому, что Церковь установила День жен-мироносиц, который особо почитают православные женщины. Но чей подвиг веры в этот день вспоминают христиане? Более подробно об ученицах Христа и современных христианках читайте далее.

Что говорит Евангелие?

В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает жертвенное служение женщин Сыну Божьему. В этот день вспоминаются отверженные ученицы Иисуса, принесшие к Его гробу благовония — миро, чтобы помазать тело Христа. Поэтому Церковь и называет их мироносицами.

Эти события описывают все четыре евангелиста. Апостол Иоанн вспоминает только Марию Магдалину, как одну из самых преданных последовательниц Иисуса. Она первой увидела пустой гроб и побежала к Петру и Иоанну, с ней беседовали два ангела, с ней заговорил Христос после Воскресения. Но она сразу не узнала учителя и приняла Его за садовника. Лишь только когда Спаситель обратился к ней по имени, Магдалина поняла, с Кем она беседует.

Евангелист Матфей указывает, что утром ко гробу Христа прибыли Мария Магдалина и другая Мария; апостол Марк говорит, что помазать тело Иисуса миром пришли, кроме Магдалины, Мария Иаковлева и Саломия — мать Иоанна и Иакова. Евангелист Лука добавляет, что среди них были не только эти упоминаемые Марии, но и Иоанна, и «другие с ними».

Кто изображен на иконе «Жены-мироносицы»?

Все эти свидетельства евангелистов взяли во внимание иконописцы, создавшие образ мироносиц.

Встречается образ, на котором изображены три праведницы. Все они подходят ко гробу, в котором лежат только белые пелены. Рядом сидит Ангел в белоснежных одеждах, известивший им о воскресении Сына Божьего.

Также есть икона, на которой изображают пятерых мироносиц, имена которых нам известны из Евангелия.

Но Священное Предание говорит, что среди женщин с миром, которых апостол Лука таинственно называет и «другие с ними», были Мария и Марфа — сестры Лазаря, Мария Клеопова и Сусанна .

Поэтому особо распространенной является икона с семью женами — кроме Марий (Магдалины, Клеоповой и еще одной, названной только по имени) на этом образе можно увидеть Иоанну, Саломию, Марфу и Сусанну с сосудами для благовоний в руках.

Апостолы струсили, женщины проявили смелость

Евангельские повествования о женском подвиге и воскресении Сына Божьего выглядят очень трогательно и одновременно торжественно. Но что им предшествовало? Тотальное предательство Христа в его ближайшем окружении.

Поведение учеников

Перед Воскресением Иисусу пришлось пережить предательство Иуды , взятие под стражу и мучительный путь на Голгофу, который окончился крестной смертью.

Было темно, холодно и тревожно, поэтому все ученики разбежались. Когда Христа вели на казнь, за ним шел только один ученик — Иоанн, а также Богоматерь и Мария Магдалина.

В субботу, когда апостолы еще боялись преследования со стороны книжников и фарисеев, ко гробу Спасителя пришли последовательницы Христа и принесли миро, чтобы помазать тело Того, на Кого возлагались великие надежды.

Пока Христос проповедовал, Его ученики и ученицы придумали «свой» образ Спасителя. Хоть они и верили, что Иисус — Сын Божий, но не могли осознать тайну воплощения Христа. Апостолов и их матерей еще волновало, кто в Царствии Небесном сядет по правую и левую руку от Иисуса.

Физически хрупкие, но духовно сильные

Женщины-ученицы также верили, что Христос не просто проповедник, но и Сын Божий. Они непосредственно были свидетелями Его чудес. Например, из Марии Магдалины Иисус изгнал семь бесов, а брата Марии и Марфы, Лазаря, четыре дня пробывшего в гробу, вообще воскресил.

Но какие чувства они пережили, когда их любимый Учитель, Сын Бессмертного Бога, умер на кресте, пострадал, будучи ни в чем не виновным? Со всей присущей женской натуре эмоциональностью они заливались слезами.

Даже понимая, что все пошло не так, как они думали, как воспринимали слова Иисуса, они все равно остаются ему верными. Казалось бы, слабые ученицы проявляют стойкость даже тогда, когда ученики разбежались. Хрупкие женщины стоят у Креста и видят человеческие мучения Бога. И эти же физически хрупкие, но духовно сильные женщины приходят ко гробу Христа и приносят миро, чтобы помазать тело умершего Учителя.

Почему Иисус явился именно мироносицам?

Что двигало ими? Вера? Да нет, жены-мироносицы заливались слезами, а не надеялись на воскресение. Это было не что иное, как любовь. Любовь и верность.

Тогда как ученики, разглагольствующие о том, что никогда не предадут Христа и готовы за Ним идти на смерть, разбежались и боялись даже выйти из помещения, ученицы молча, на деле, проявили собственную верность.

Вот почему именно им первым и явился Иисус. Женщинам, чье место в обществе, мягко говоря, было далеко не самым лучшим.

Унижения Христа и низкое положение женщины в обществе

Для человека I века вся история Сына Божьего выглядела странной. Бессмертный невинный Бог почему-то страдает и умирает самой позорной смертью. При жизни Он исцелял многих и даже воскрешал, но здесь почему-то разрешает Себя унижать, плевать в лицо, бросать издевки и прибивать ко Кресту.

Его не спасают ангелы, Его предают самые родные ученики и оставляет даже Небесный Отец. У Его Креста стоит только один ученик и какие-то женщины. Потом Он действительно воскресает, но является в первую очередь не первосвященникам Анне и Каиафе, не Понтию Пилату, не в конце концов струсившим ученикам, а женам-мироносицам.

Важно отметить, что к мнению представительниц «слабого пола» в то время никто особо не прислушивался. Это казалось чем-то низким. Когда Христос у колодца беседовал с самарянкой, недоумевали даже его ученики. Не только потому, что он заговорил с представительницей другого народа, а потому, что он общался с женщиной.

Иисус прошел путь умаления и унижения, который постоянно проходили женщины. Жены пребывали в тени мужчины, стряпали еду, убирали, воспитывали детей. А здесь — вот те на — какие-то жены-мироносицы стали первыми свидетелями Воскресения Сына Божьего. Это было непонятным не только израильтянам, но и языческим обществам.

Противники Христа даже насмехались над евангельской историей. Например, ярый антихристианский полемист Цельс писал:

А что он, хотя не сумел постоять за себя при жизни, став трупом, восстал, показал следы казни, пробитые руки, — то кто это видел? Полубезумная женщина или кто-нибудь еще из той же шарлатанской компании

И если бы Евангелие не передавало полноту событий земной жизни Спасителя, если бы можно было как-то скрыть тот факт, что первыми воскресшего Иисуса увидели именно представительницы «слабого пола», то общество бы так и сделало.

Но Бог пожелал именно обратное. Он принял верность, любовь, жертвенность женщин и захотел, чтобы их пример стал известным.

Чтобы каждая женщина захотела хоть на йоту быть похожей на жен-мироносиц. А для этого нужно ни много ни мало — любовь и верность.

Чему должна учиться современная женщина?

Именно в образе мироносиц Евангелие показывает нам пример христианки.

Какая она? Искренняя, любящая, верная, готовая на жертву. Она скромная, но не стеснительная. Готовность к самопожертвованию делает ее смелой: мироносицы, пришедшие ко гробу Христа, не боялись быть схваченными стражей.

А еще у настоящей христианки горящее, любящее сердце, она преданно служит Богу и людям. Не декларирует по всем углам свою верность Богу, а на деле подтверждает это. Жены-мироносицы следовали за Христом во время его проповеди, потом они разделяли Его страдания на голгофском пути, дальше сопереживали распятому на Кресте.

Но любовь никогда не перестает — пишет апостол Павел. Поэтому женщины приходят помазать тело умершего Учителя. Пусть рушатся все их идеалы, земного благополучия уже не построить, апостолы разбежались, но жены все равно верны Своему Учителю.

Если бы каждой современной христианке иметь хоть частицу верности, любви и жертвенности, которые имели мироносицы, то мир действительно стал бы намного добрее, семьи — намного прочнее, а вера — значительно сильнее.

Православный женский день: громкое название или заслуженное торжество?

Праздник жен-мироносиц еще называют Православным женским днем, среди верующих принято поздравлять представительниц прекрасного пола. Некоторые воспринимают этот день как некую христианскую альтернативу празднику 8 Марта.

Но это не так. Когда еще никто не знал об инициативах Клары Цеткин, Церковь торжественно отмечала третье воскресенье после Пасхи, говорила о жертвенном подвиге женщин. Выглядело это не искусственно, а очень органично.

И если Международный женский день начинался с борьбы за права женщин, общественного признания наравне с мужчинами, то православный праздник имеет высшее начало.

Даже когда общество умаляло роль женщины, держало ее в тени, то Спаситель, а не какие-то революционерки или современные феминистки, первым возвеличил жен, явившись им после Воскресения.

Но за что женщинам такая слава? За смирение и любовь, смелость и верность, кротость и жертвенность.

День памяти жен-мироносиц служит для нас еще одним поводом подумать, насколько современные женщины соответствуют этому образу.

О верности мироносиц рассказывается и в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Во второе воскресенье после Пасхи Православная Церковь празднует память святых Жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Иосиф Аримафейский и Никодим помазали тело Иисуса Христа перед погребением, а жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа в первый день после субботы - в воскресенье.

Женщины, идя ко гробу, рассуждали, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и ждет их в Галилее.

Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, - «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, ещё сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока Он не восшёл к Отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении.

Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери - Деве Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам (Мф. 28:9-10).

Евангелисты и священное пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие.

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа Обручника от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом.

Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она называется Марией Клеоповой.

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из женщин, которые следовали за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко гробу, чтобы помазать миром святое тело Господа, и слышала от ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, после наступления гонений на Иерусалимскую Церковь и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, они помогали своему святому брату в проповеди Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось. Этот день является церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин - супруг, матерей, сестёр, дочерей.

Тропарь

Праведнаго Лазаря Боголюбивыя сестры, Марфо и Марие преславныя, чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте, мироносиц вземше чин, и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте, сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго со Ангелы и всеми святыми славно царствуете. Умолите, Егоже возлюбили есте, и нам, грешным, в вере и любви Христовой утвердитися и Царствия Небеснаго сподобитися.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской Духовной Академии и Семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: