Странные звуки по всему миру напоминают трубу шофар. Атрибуты и обряды праздники Устройство и изготовление

Осень – пора долгожданных праздников, веселых, радостных и, одновременно, очень духовных. Открывает сезон праздничных дней - еврейский Новый год Рош а-Шана, за которым следует еще один важнейший день года – Йом Кипур. Эти два праздника кардинально отличаются друг от друга настроением, но также очень похожи по своему смыслу и духовному значению. В эти дни весь мир будто бы проходит перед Вс-шним, который оценивает наши поступки и наши мысли, взвешивает их во всем их многообразии и взаимосвязи, после чего для каждого подводится итог года, и обозначается линия нашей судьбы в новом наступающем году. В эти особые для каждого еврея дни необходимо оглянуться и проанализировать свои поступки и деяния за уходящий год, увидеть результаты своей работы, разобраться, достигнуты ли поставленные на год цели. А традиционный и обязательный в эти праздники «глас шофара» призывает открыть свои сердца и оказывает необычайно сильное воздействие на еврейскую душу. Услышать трубление шофара – величайшая мицва, что была дана нам в Торе, и каждый, кто хоть раз слышал это трубление может подтвердить – шофар имеет уникальное, отличное от других, звучание.

Что такое «шофар» и его смысл в еврейской традиции

Шофар – это один из древнейших духовых инструментов, который использовался главным образом как сигнальный инструмент для подачи военных сигналов, н также с его помощью оповещали о каком-либо важном событии. На сегодняшний день, звук шофара можно услышать во время осенних праздников, и его звучание осталось таким же, как и тысячи лет назад благодаря неотступному следованию традициям его изготовления, а также передачи из поколения в поколение особенностей извлекаемых из него звуков. Странным образом этот древний инструмент все еще будит души евреев всего мира, словно взывает к ним: «Проснитесь, спящие, от вашего сна! Задремавшие, пробудитесь от вашей дремоты! Проверьте ваши поступки, и вернитесь к тшуве, и вспомните вашего Творца!»

Традиционно, шофар изготавливается из рога кошерного парнокопытного животного, рога которого имеют витую форму, например, антилопы, газели или горного барана. Но есть одно строгое исключение. В Иерусалимском Талмуде сказано:

«Все шофары называются рогом и называются шофаром, кроме коровьего рога, который называется рогом, но никогда – шофаром ».

Этот запрет использования рога коровы для изготовления инструмента ассоциативно можно связать с грехом Золотого Тельца, и во всех общинах во все времена этот запрет ревностно соблюдается. Материал, назначение и использование шофара не менялся несколько тысячелетий, не зависимо от эпохи и месторасположения еврейской общины – настолько сильны были вера и традиции еврейского народа. Но форма, размеры и мелкие детали оформления этого духового инструмента все же менялись. По виду того или иного шофара даже можно узнать и понять самобытность и особые обычаи общины, которая его использовала.

Первый шофар

Многократное упоминание о шофаре мы встречаем в первую очередь в ТАНАХе – это самый часто используемый сигнальный и музыкальный инструмент того периода. Не удивительно, что именно он стал символом народного призыва к вниманию и духовному пробуждению. Родословная шофара берет свое начало еще из истории о жертвоприношении Авраамом своего сына – Ицхака.

«Придя на место, Авраам устроил жертвенник, Исаака положил на жертвенник поверх дров и уже занёс над ним нож, когда воззвал к нему глас с неба:

«Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня »

Вместо Ицхака в жертву был принесён баран, а поступок Авраама был высоко оценен Вс-шним. Используя в день Великого Суда для трубления и духовного очищения рог именно горного барана, мы словно напоминаем об этой заслуге Авраама перед Б-м. Именно шофар звучал у горы Синай во время дарования Торы народу Израиля. Мидраш утверждает, что шофар из левого рога барана, принесённого в жертву Авраамом, звучал на горе Синай, а в шофар из правого рога будут трубить, когда соберутся совместно разрозненные колена Израиля.

Но почему именно звук шофара имеет такую силу влиять на души евреев, пробуждать их от повседневности и тревожить, напоминая о грехах и проступках, ведь куда милозвучнее звучат трубы, вылитые из металла? Причиной тому можно назвать природность звучания шофара – человек не способен повлиять на издаваемый рогом звук, какой бы обработке не предавался материал. Звук может стать чище, звучнее, но суть его с не изменится. Труба же, что выливается из металла человеком, может приобретать именно то звучание, которое задумает человек, но не вызовет душевного трепета и не оторвет от будничной суеты.

Виды и отличия шофара еврейских общин во всем мире

Традиции обработки рога для изготовления шофара по сей день в разных общинах сильно отличаются. В одних общинах считают, что рог необходимо оставлять практически нетронутым, не нарушая его природных форм. В других же принято сильно обрабатывать рог, разогревать его над огнем для придания нужной формы. Также инструмент иногда украшали всевозможными накладками из серебра и другого металла, на который наносилась разнообразная еврейская символика. Однако этот вид украшения инструмента не был распространен, так как во время нанесения надписей велика вероятность необратимого повреждения материала рога.

Форма, размер, звуки, издаваемые инструментами, могут подсказать, для кого они предназначаются, а также могут пролить свет на историю еврейской общины той или иной страны. К примеру, исторически сложилось так, что испанские евреи предпочитают прямые шофары.

Это имеет под собой серьезные религиозные причины. Долгое время евреи и их традиции преследовались на Пиренейском полуострове, под запретом было даже держать в руках шофар. Мужчины прятали музыкальные инструменты под верхней одеждой, засунув за пояс. Прямые шофары, скорее всего, было легче спрятать. Но не только марокканцы пользовались прямыми и сплющенными шофарами. Ими также пользовались и евреи Восточной Европы и сефарды, во времена преследований со стороны властей. Сефарды предпочитают полностью прямой шофар, повернутый вверх. Выпрямление шофара очень сложный процесс, требующий больших усилий, каждый второй шофар ломается, и поэтому шофары для сефардов более дорогие.

Польские евреи утверждают, что шофар должен издавать «рыдающий» звук: возможно, чтобы отразить страдания евреев Польши. Поэтому в польских общинах этот духовой инструмент изготавливался из более коротких рогов животных. Вообще, у ашкеназов принят шофар вначале прямой, а в конце изогнутый, что дает инструменту пронзительное «плачущее» звучание.

Наверное, самые необычные, эффектные и привлекающие к себе всеобщее внимание – это шофары йеменских евреев. Йеменцы были отрезаны на долгие годы от остальных еврейских общин, поэтому отличаются и формой шофаров. Йеменские евреи отдавали предпочтение большим, изготовленным из витых рогов антилопы-куду шофарам. У них глубокий, протяжный звук, напоминающий о баране, которого принес в жертву Авраам. Но в большинстве случаев шофары производятся из кривого бараньего рога.

Йеменские евреи, исторически, делятся на две группы, их традиции изготовления шофаров в значительной степени отличаются. Одна группа следует традиции РАМБАМа, согласно которым надо трубить в шофар необработанный и не распрямленный. Другая группа йеменских евреев жила уединенно, вдали от цивилизации, поэтому не имела возможности добыть бараньи рога и материалом для изготовления шофара им служили рога антилопы-куду, длинные и завивающиеся.

Традиционное звучание шофара к Рош а-Шана и Йом Кипуру

В связи со сложностью обработки и спецификой используемого материала, шофар способен издавать достаточно ограниченный спектр звуков, который и отличает его от большинства других духовых инструментов. Звучит шофар исключительно первым и вторым обертоном, составляющими собой квинту. В Торе упоминается также всего три вида трубления:

– «ткиа» – долгий протяжный звук, который начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности. Ткиа символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Б-гу. Финальное трубление называется «ткиа гдола» («большое трубление») и оно длится дольше на верхней ноте;

– «тру’а» - серия (не меньше девяти) отрывистых звуков на нижней ноте, оканчивающаяся на верхней. Эти короткие и резкие звуки, передают грусть и тоску;

– «шварим» – быстрое чередование нижней и верхней ноты - три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.

Относительно шварим мнения расходятся: некоторые авторитеты считают, что шварим - это ряд отдельных прерывистых звуков и завершающий протяжный звук ткиа; другие считают, что шварим должны быть заменены труа - более короткими дробными звуками; третье мнение заключается в том, что трубление должно состоять как из звуков шварим, так и из звуков труа, которым предшествует и которые завершает протяжный звук ткиа. По традиции трубление в синагоге производится в соответствии со всеми тремя мнениями.

Слушать звуки шофара – великая мицва, ведь его глас олицетворяет обращение еврейского народа к Вс-шнему. Трубные звуки этого древнейшего музыкального и сигнального инструмента – неотъемлемая часть дней трепета, наступающих после Рош а-Шана и продолжающихся до Йом Кипура. Они поразительно точно передают душевное состояние обращающегося к Вс-шнему человека, издавая то плачь и вздохи, то призывая к пробуждению души и возвращению к Б-гу.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

И в ряде других случаев.

«В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». (Лев.23:23-25) «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях».

История изготовления

Шофар изготавливался в глубокой древности и сейчас изготавливается только из натурального рога.

Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на ) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными.

Шофар может быть коротким, с простым изгибом (как принято у ), или он может быть длинным, витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена.

В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы, в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять.

Кончик рога у шофара срезается или просверливается, трубящий в шофар использует для извлечения звука это простое отверстие. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука.

Трубление в шофар

В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны.

Использование этого инструмента восходит к магическим обрядам доеврейской эпохи.

Звуки шофара (точнее, его разновидности, упоминаемой как «йобел», «юбилейная труба»), по , откуда пошло выражение «иерихонская труба».

Шофар -натуральный инструмент; помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту. Тембр звука у шофара сильно зависит от формы и размера.

Короткий «ашкеназский» шофар дает высокий, плачущий звук. Большие и длинные шофары дают более насыщенный звук, он может быть низким, хрипловатым и торжественным.

Звуки шафара

Различают следующие виды звуков шофара:

  • «тки’а» («трубление») начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
  • «тки’а гдола» («большое трубление») длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное).
  • Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.
  • «тру’а» («тревога»), серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней. Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
  • «шварим» («тремоло»), быстрое чередование нижней и верхней ноты. Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.

Звуки шофара на Рош Ха-Шана толкуются как призыв к покаянию. Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара также символизируют:

  • Коронование Творца Мира
  • Пробуждение трепета перед Творцом
  • Напоминание о Жертвоприношении Исаака
  • Напоминание о Даровании Торы на горе Синай
  • Напоминание о приходе Машиаха
  • Кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатану, который в этот день суда выступает обвинителем.

Сегодня, когда мы пребываем внутри праздника Нового 5775 года., а в соответствии с Библией — Праздника Труб. Так он называется в синодальн. переводе Библии. Вместе со всеми сомневающимися я бы хотел выяснить кое-что!

Все больше христианских общин и отдельных верующих интересуются одним из самых еврейских символов — шофаром. Надо сказать, это и самый (на ряду с менрой) древний из еврейских символов. Но неувязочка начинается в случае, если вы не верите на слово и решаете таки открыть вашу Библию, чтобы прояснить себе — отчего столько шума? Недоумение начинается в момент, когда начнутся ваши поиски этого самого шофара в любом из русских переводов (не то, чтобы в переводах на другие языки дело обстояло иначе..) Вы не найдете ни единого упоминания шофара!

И правда, если набрать в поиске симфонии Стронга слово ШОФАР, то ничего подобного в русском переводе мы не найдем. Конечно, возникает вопрос о правомерности еврейской традиции, придающей шофару столь великое значение. Может быть это только традиция? Фольклор, с которым Св. Писания не знакомы?

номер Стронга серебряной трубы — 02689

номер Стронга шофара — 07782

Если мы предпримем иную попытку — найти в тексте Писания слово «ТРУБА», то конечно, наши поиски будут вознаграждены, и мы обнаружим множество мест, это слово содержащих. Ну и понятно, даже без поиска все (почти) мы помним такое название библейского праздника — Праздник Труб, — это один из Праздников Господних, на который все взрослое население Израиля совершало алию (восхождение) в Иерусалим на поклонение Всевышнему.

Но, если мы взглянем на номер Стронга этого самого слова «ТРУБА»и сделаем поиск не по слову, а по номеру (подробнее см. видео выше), то выяснится, что все не так просто. На деле окажется, что «чистокровных» труб, тех самых, о которых Бог повелел Моше сделать их из серебра, чтобы созывать народ и т.д., — всего 27 во всем тексте Библии. А большей части в тексте под словом перевода «ТРУБА» скрывается самый настоящий ШОФАР. Что и требовалось доказать.

Более чем в два раза шофаров в Писании больше, чем труб. Уже не говорю о том, что символика ШОФАРА И ТРУБЫ различается существенно (об этом подробно см. в статье ««, а также в фильме «Голос Шофара»).

Итак, что же скажем? Все таки полезно заглядывать в оригинальный текст. И тогда можно таки начать анализировать и осмысливать смысл употребления того или иного слова.

Подробно о символике ШОФАРА и его отличии от серебряной трубы см. фильм

Что значат для нас эти звуки, какое действие приготовил Творец? Какой реакции Он ожидает от нашего сердца?

Звуки шофара. Трепет и пророчество. Йом Кипур

Миновал Праздник Воспоминания о Гласе Шофара (другое его название в Торе — Праздник Трубления Шофара (синод. — Праздник Труб)), но звуки шофара продолжают звучать в синагогах в протяжении всех десяти дней до Йом Кипур. В еврейской традиции эти дни имеют специальное название «ЙОМИМ НОРАИМ» (ивр. – дни трепета), время, предваряющее и связывающее Праздник Воспоминания Гласа Шофара с Праздником Йом Кипур, время, когда можем размышлять, что значат для нас эти звуки, и какое действие приготовил Творец? Какой реакции Он ожидает от нашего сердца?

По Сончино звук шофара ассоциируется с глубокими внутренними переживаниями и непосредственным обращением к самой душе человека.

Пророк Амос очень эмоционально, поэтически образно говорит о том неожиданном действии, которое вызывает шофар.

Два совершенно разных действия вызывает шофар :

1. Более точный перевод с иврита слова «испугался» / ХАРАД / — трепетать, содрогаться. Звуки шофара повергают народ в священный трепет. И от Бога исходит всякое дело.

2. Пророк соотносит рев шофара с рыканьем льва. И действие его иное: «Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать ?».

Две интересные вещи мы можем видеть здесь: с одной стороны , пророк Амос сравнивает шофар с рыканьем льва, глас шофара вызывает трепет, но с другой стороны , он (глас шофара) вызывает пророческое действие.

Давайте посмотрим на три вида трубления шофара, которые мы слышали на протяжении праздника, и на то основание, которое имеют названия этих видов трубления в Писании.

ТКИА – ПРОНЗАЯ ДО ГЛУБИНЫ

Для размышления о трублении ТКИА, в качестве вступления обратимся к тексту из Н.Завета — Посланию к Евреям /4:12/: «Ибо Слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ». Слово Божье сравнивается с пронзающим мечом, который способен проникнуть в глубины. Я не случайно избрал именно это место. Автор послания к евреям, думаю, как образ, имел действие шофара.

Итак, мы говорим о первом трублении шофара – ТКИА. Вообще, когда на иврите говорят «трубить в шофар», употребляют именно это слово «литкоа бэшофар».

Если сделать поиск по , введя одновременно номер 07782 шофара и номер 08628 трубления ТКИА, нами рассматриваемого, получим целый список. Имеет смысл посмотреть все эти случаи — о том, как Иисус Навин разрушает стены Иерихона, там используется вот это слово «ТКИА». Гидеон спасает Израиля, там написано, что он исполняется духа, для того чтобы трубить в шофар. Тоже это слово «ТКИА». «Великая труба вострубит на Сионе », — это уже пророк Исаия. «И возвратит избранных на Сион ». Это тоже действие шофара ТКИА.

Здесь я бы хотел посмотреть пророка Иоиля гл. 2:1

«Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок ». Я избрал вот это место, потому что в преддверии праздника Йом Кипур, Судного дня; в преддверии великих ожиданий, дней трепета, я думаю, что эти стихи созвучны для этого времени. И вот здесь написано «трубите трубою», понятно, что на иврите употреблены другие слова «ТАК-У ШОФАР БА-ЦИОН».

Значение «ТКИА» — вонзать, втыкать. Смысл этого глагола – «проходить насквозь, пронзать». Суть в том, что это не просто нечто проходящее сквозь что-то другое, но это преодоление, как меч преодолевает сопротивление плоти.

«ТАК-У ШОФАР» — о великих опустошениях говорит здесь Господь, о великих бедах и воинах. И вот смысл «ЛИТКОА БЭ-ШОФАР» (трубления в шофар) – то, что требует преодоления, усилий, радикального изменения. В этом же тексте, в 15-й стихе, вновь Бог обращается этими же словами «ТАК-У ШОФАР БА-ЦИОН»:

«15. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание ». Пост здесь как параллельное действие этому трублению шофара. Пост как преодоление, пост как смирение своей плоти.

И еще одно место я хотел бы посмотреть из пророка Захарии (9:14): «И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных ».

Вы уже догадались, здесь, конечно, Бог будет греметь не трубой, а шофаром: «БЭ-ШОФАР ИТКА». Интересно, что здесь трубление шофара самим Богом сравнивается с Его же стрелой, подобной молнии «как молния стрела Его ». То есть нечто, что подобно стреле пронзает, подобным будет и гром шофара, которым возгремит Господь.

Что же скажем? ТКИА – значит пронзать насквозь, преодолевая, как Слово Божье, которое проникает до составов и мозгов, до разделения души и духа, и судит намерения и помышления сердечные.

—————————————————————————

О других видах трубления шофара читайте в следующих постах.

More from my site

ШОФА́Р (שׁוֹפָר ), духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога барана или козла. В семитских языках слово шофар и название горного барана - однокоренные слова.

Впервые упоминание о звуках шофара встречается при описании Синайского откровения (Исх. 19:16). Звуками шофара следовало объявлять о наступлении юбилейного года (Лев. 25:9, 10). Шофар - непременный атрибут празднования Рош х а-Шана , этот праздник в Торе называется иом тру‘а (`день трубного звука`; Чис. 29:1). По-видимому, в библейскую эпоху было принято сочетать звуки шофара с игрой на других музыкальных инструментах - трубах, флейтах и т. д. (Пс. 95:6). Во время массовых процессий в рог трубили, созывая граждан (ИбН. 6:4, 12; II Сам. 15:10), иногда шофар оповещал о начале военных действий (Суд. 3:27) или о приближающемся бедствии (Ам. 3:6).

Согласно Устному Закону , слушать шофар в Рош х а-Шана - это мицва ми-де-орайта (см. ). Таннаи спорили о том, следует ли делать шофар из прямого или витого рога и постановили, что из витого, поскольку, согласно Аггаде , в Рош х а-Шана трубят в шофар , чтобы напомнить о жертвоприношении Авраама (см. акеда), когда вместо Ицхака в жертву был принесен баран, запутавшийся витыми рогами в зарослях кустарника.

В Устном Законе содержатся установления, касающиеся формы шофара, способа его изготовления, материала, а также подробные указания о том, как в него следует трубить. Так, установлены три равных по длительности этапа: тки‘а - протяжный непрерывный звук, длящийся несколько секунд, шварим - три звука, разделенных краткими промежутками, тру‘а - девять протяжных звуков. Согласно обычаю, за два дня праздника Рош х а-Шана шофар следует услышать сто раз, поэтому во время утренней службы трубят многократно.

Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара в день Рош х а-Шана усиливают торжественность, побуждают молящихся к покаянию, кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатану , который в этот день суда выступает обвинителем.

В средние века возник обычай трубить в шофар по окончании утренней службы в течение всего месяца элул (см. календарь). В талмудическую эпоху в шофар трубили в канун и на исходе праздников и суббот для оповещения народа (Шаб. 35б). Этот обычай сохранился лишь в церемонии исхода Иом-Киппура, во время которой присутствующие желают друг другу в следующем году встретиться в Иерусалиме. Сочетание трубных звуков с мессианским пожеланием (см. Мессия) придало шофару новый символический смысл.

В 1948 г., когда евреи в Иом-Киппур трубили в шофар у Западной стены , арабы сочли это политическим актом и выразили протест. В шофар трубили также во время боев за Храмовую гору в 1967 г. (см. Шестидневная война). В Государстве Израиль принято вводить трубление в шофар в разные, в том числе светские, церемонии. Так, в шофар трубят при вступлении в должность нового президента Израиля. Иногда в шофар трубят во время массовых демонстраций (особенно религиозных евреев).

В различных общинах шофары отличаются друг от друга. Ашкеназский (см. ашкеназы) шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские (см. сефарды) шофары - длинные и витые. Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение.

Уже в эпоху Второго храма шофар был частью национальной символики. Изображения шофара находят в мозаичных украшениях древних синагог.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: