Страшные истории — вся правда про русалок из первых уст, фото. Русалки: миф или реальность, сказки, легенды и истории свидетелей с фото Страшные истории про русалок

Эту историю мне рассказала мама, а ей в своё время рассказала её бабушка, то есть моя прабабушка. Жила моя прабабушка в деревне, где частенько встречалась всякая чертовщина. Несколько раз в день можно было столкнуться с чем-то непонятным и необъяснимым. Ну, вот собственно сама и история.

Колодец в деревне стал неисправным, воды не было, но ни у кого из деревенских не было времени его починить. Зато в нескольких метрах от самого крайнего домика было большое озеро, вода там была чистейшая, словно стекло, но никто никогда там не купался (видимо, от того оно и было как стекло). Много ходило слухов об этом озере, появилось оно в тех местах гораздо раньше, чем первый домик деревни. В доме моей прабабушки не было ни капли воды, а на улице было очень душно, вот мама моей прабабушки и отправила её на то самое озеро за ведром воды. Прабабушка быстро дошла до места назначения. Место было прекрасное, гладь воды отражала растущие вдоль неё кусты и деревья и голубое, чистое небо. Моя прабабушка застыла от изумленья, она уже забыла, зачем пришла на это озеро, ей не хотелось никуда уходить отсюда. Так и прожила бы здесь вечность, думала она.
Мимо проходили две женщины, они крикнули что-то очень громко. От этого крика моя прабабушка будто очнулась от сна. Смотрит, а она по шею в воде стоит и что-то тянет её всё дальше и дальше, как будто сильное течение тянет её в глубину. От этого ей стало не по себе, мурашки покрыли всё тело, она невольно вскрикнула. Две женщины, проходившие мимо, быстро среагировали, побежали на крик и помогли ей выбраться на берег. Женщины подождали, пока прабабушка наберёт воды, и проводили её до дома.

Придя домой, прабабушка всё рассказала своей маме, но та лишь покачала головой, посмотрела в ведро, а там одна муть вместо воды… Мама её очень рассердилась.
«Откуда ты такой грязной воды набрала? ИЗ ЛУЖИ? – удивлялась она. – Иди обратно и принеси нормальной воды, полдня дурака проваляла, а воды принести не смогла!»

Пошла прабабушка вновь на то озеро, было уже слегка поздновато, а страх не оставлял её ни на секунду. Дошла она до озера, встала около берега и зачерпнула воды, погода была безветренная, и вдруг непонятно откуда к ней в ведро упал грязный дубовый лист… Если принести такое ведро домой, мама совсем рассердится, думала она. Зашла она в воду по колено, замахнулась ведром, вгляделась в прозрачную гладь, а из воды на неё два глаза смотрят, и лицо нечеловеческое – сложно описать, на что оно было похоже, но приближенно напоминало морду обезьяны. Тут прабабушка почувствовала, как вокруг её ног обвивается что-то похожее на очень густые волосы. Хорошо хоть, не растерялась она, как даст ведром по этой морде – и побежала домой. Последнее, что она слышала вслед, – это очень сильный всплеск воды и оглушительно-противный стон.

Придя домой с пустым ведром, она обнаружила в гостях соседку, которая очень долго жила в этой деревне и многое повидала на своём веку. Соседка, узнав, откуда пришла моя прабабушка, посмотрела на её мать, раскрыв рот:
«Ты что, совсем рассудок потеряла?! Ты что своего ребёнка на смерть посылаешь? Все знают про русалочий пруд, кроме тебя!»

Прабабушка была удивлена. РУСАЛКИ? Но ведь в сказках они прекрасные девушки, с приятными голосками!
«Слушай больше сказки, — сказала соседка. – На то они и сказки, чтоб украшать действительность… А внешность русалок очень страшна, их лица далеки от человеческих».

Чудесные истории о русалках

Надо заметить, что упоминания о существовании русалок можно встретить и в трудах древних авторов. Так, римский ученый Плиний Старший писал: «…иногда их мертвые тела находили на берегу…», подчеркивая при этом, что речь идет не о досужих выдумках, а о реальных фактах. О встречах с русалками из века в век рассказывали матросы и путешественники. Так, в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений…» говорится о том, что в Голландии «в 1403 году после ужасной бури, разорвавшей плотину Вест-Фрисландскую, нашли русалку, запутавшуюся в водорослях. Привезли оную в Харлем, одели, научили вязать чулки и кланяться перед распятием». Она прожила среди людей несколько лет, так и не научившись говорить, а когда умерла, была похоронена по христианскому обычаю.

А вот запись из корабельного журнала Генри Гудзона, ходившего у берегов Нового Света: «Сегодня утром один из моей команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Он стал звать остальных моряков. Русалка, между тем, подплыла к кораблю совсем близко и внимательно его разглядывала. Немного погодя волна ее опрокинула. Когда она нырнула, все увидели ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели. Дата: 15 июня 1608 года».

Заслуживает доверия и запись в книге мемуаров капитана английского флота Ричарда Уитбурна: «Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное создание очень быстро подплыло ко мне. У него было лицо женщины, глаза, нос, рот, подбородок были пропорциональны и очень красивы».

Что касается последних столетий, то описаний и свидетельств о встречах с русалками почему-то поубавилось. Одна из возможных причин – загрязненность рек и морей, способствующая вымиранию удивительных созданий природы. Кроме того, многократно увеличилась скорость водных транспортных средств: в эпоху парусников у моряков было куда больше времени и возможностей рассмотреть водных обитателей. И все же вот истории, отмеченные уже в новые времена.

Теплым летним днем 1890 года учитель Уильям Монро прогуливался по пляжу в шотландском графстве Кэйтнесс. Внезапно на камне, выступавшем из моря, он заметил существо, похожее на сидящую обнаженную женщину. Но не это показалось учителю странным. Нижняя часть тела была под водой, и Монро ясно видел обнаженные руки, расчесывающие длинные, блестящие каштановые волосы. Спустя несколько минут существо соскользнуло с камня в море и скрылось из вида. После долгих колебаний и сомнений Монро послал все же заметку в лондонскую «Таймс».

В письме он очень осторожно и кратко описал необычное создание: «Голова была покрыта волосами каштанового цвета, слегка темнее на макушке, лоб выпуклый, лицо пухлое, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие. Зубы я разглядеть не мог, поскольку рот был закрыт, груди и живот, руки и пальцы того же самого размера, что и у взрослого представителя человеческой расы». Монро писал, что, хотя другие заслуживающие доверия люди утверждали, будто видели это существо, он им не верил, пока не увидел его своими глазами. И, увидев, убедился в том, что это русалка. Учитель выражал надежду, что его письмо может помочь подтверждению «существования феномена, до сих пор почти не известного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что не способен постичь». Из этого вполне логичного письма следует, что в морских дев верили не только матросы, сходившие с ума от скуки и воздержания в длительных океанских путешествиях…

Более современная история повествует о том, что 3 января 1957 года путешественник Эрик де Бишоп плыл на реконструированной им модели древнего полинезийского плота с Таити в Чили. Внезапно вахтенный на плоту повел себя очень странно: закричал, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на плот. Балансируя на хвосте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, встало прямо перед ним. Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получил такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. Поскольку на руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя, де Бишоп не усомнился в правдивости случившегося.

Женщин-амфибий не раз встречали на Каспии. Их появление в зоне обитания людей исследователи объясняют интенсивной нефтедобычей, геофизическими взрывами при поисках новых месторождений, то есть нарушением экосистемы привычных мест обитания. В марте 2007 года моряки рыболовного траулера «Бакы» также представили фотографию этого загадочного существа. Отвечая на вопросы журналистов, капитан Гафар Гасанов рассказал, что «оно долго плыло неподалеку от нас, идя параллельным курсом. Вначале мы подумали, что это крупная рыба. Но потом заметили, что на голове чудища ясно видны волосы, а передние плавники вовсе не плавники, а… руки!»

За легендами о русалках скрывается романтические мечтания и стремление к идеалу – к женщине фантастической, не похожей на простых смертных.

В Шотландии, на том самом месте, где с Монро произошла «поразительная история», ранее случались еще более удивительные происшествия. Местные предания гласят, что однажды русалка подарила некоему юноше золото, серебро и алмазы, собранные ею на затонувшем корабле. Он принял подарки, но некоторые драгоценности отдал любимой девушке. Но, что еще хуже, он не встретился с русалкой обещанное количество раз, чем вызвал ее ревность и гнев. Однажды она подплыла к его лодке и направила ее к пещере, сказав, что там находятся все когда-либо потерянные в этом заливе сокровища. В это мгновение юноша уснул. Проснувшись, он обнаружил, что прикован к камню золотыми цепями так, что мог дойти только до груды алмазов у входа в пещеру.

Русалки жестоко мстят, будучи обманутыми или как-то обиженными. Источником этих представлений, возможно, являются сексуальные фантазии мужчин о непокорном создании, помешанном на исполнении только собственных желаний. Согласно некоторым легендам, русалка – это падший ангел, пищей которому служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой она завлекает моряков в свои сети. (И здесь этот образ снова смешивается с сиреной.) Если же, что бывает редко, такой способ привлечения не срабатывает, она полагается на уникальный запах своего тела, которому не может противиться ни один мужчина. Поймав и усыпив свою жертву, она раздирает ее на кусочки острыми зелеными зубами. Согласно более гуманной легенде, русалки и тритоны живут в подводном царстве и хранят множество сокровищ.

Многое объединяет с русалками и индийских речных нимф , которые тоже имеют человеческий облик. Они искусно играют на лютне, необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие все новых побед, они никогда не мстят мужчинам и стремятся приносить только радость и удовольствие.

С установлением христианства в легендах о русалках появилась новая тема: они описывались как существа, страстно желающие обрести душу, присущую людям. Но осуществить свою мечту они могли, лишь пообещав оставить море и поселиться на суше. Это порождало в русалке жестокий внутренний конфликт, так как для существа, являющегося человеком только наполовину, такая жизнь представлялась почти невыносимой.

Известна трогательная и печальная история, датированная VI веком, о русалке, ежедневно навещавшей монаха из святого братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии. Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы дать ей силы оставить водную стихию. Но все было напрасно, и в конце концов, горько плача, она покинула остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слезы превратились в гальку, и до сих пор серо-зеленые камешки на побережье Ионы называют слезами русалки.

Довольно долго этих морских дев связывали с тюленями – с их гладкой кожей и поведением, напоминающим человеческое. В Скандинавии, Шотландии и Ирландии существует множество легенд о людях, вынужденных жить в море в облике тюленя и только иногда, на берегу, превращающихся в человека. Кое-где думали, что тюлени – это падшие ангелы, где-то считали их душами утонувших людей или жертвами наложенного заклятия. Более того, в Ирландии существовало поверье, что предками людей были тюлени.

Видимо, русалки и нимфы имеют много общего, поэтому во многих старинных легендах трудно понять, о ком идет речь. И те и другие любят петь и танцевать и обладают даром пророчества. Существуют истории о том, как морские нимфы и русалки, полюбив человека, долгие годы жили на берегу. Многие считали, что у каждой русалки есть корона, без которой она не может вернуться в свою водную стихию. И если мужчине удастся украсть ее и спрятать, то он может жениться на деве; но если она когда-нибудь найдет свою корону, то тут же исчезнет с ней в волнах.

Точно так же мужчина может взять в жены морскую нимфу, но для этого он должен выкрасть и спрятать ее вторую, «тюленью» кожу. По этому поводу существует множество легенд, одна из которых принадлежит шотландским горцам. Мужчина страстно полюбил прекрасную морскую нимфу, выкрал ее кожу и спрятал в надежном месте. Затем они поженились, у них появились дети, и все жили спокойно и счастливо. Но однажды один из сыновей нашел спрятанную кожу и показал ее матери. Ни секунды не раздумывая, она надела ее и с радостью бросилась в море, навсегда покинув своих детей.

В некоторых областях легенды о русалках имеют долгую историю. В 1895 году жители валлийского порта Милфордская Гавань еще верили, что русалки, или морские феи, регулярно наведываются на городскую еженедельную ярмарку. Они добираются до города по подводной дороге, быстро покупают все необходимое (черепаховые гребни для волос и тому подобное) и исчезают до следующего ярмарочного дня.

О русалках писали и в Таиланде, и в Шотландии. Там, в мае 1658 года в устье реки Ди были замечены русалки, и «Абердинский альманах» обещал путешественникам, что они «обязательно увидят прелестную стайку русалок, изумительно красивых созданий». Поскольку слухи о русалках множились, стали появляться неизбежные в таких случаях подделки. Обычно их изготовляли, соединяя верхнюю часть обезьяны с хвостом крупной рыбы. Одна из них, возможно, сделанная в XVII веке, была показана на выставке подделок, проведенной Британским музеем в Лондоне в 1961 году.

Наиболее популярные истории о русалках распространялись среди моряков. Ранее скептически настроенный Христофор Колумб отметил во время своего первого путешествия, что видел трех резвящихся в море русалок вдали от побережья Гвианы.

Большинство из этих так называемых русалок были необычайно уродливы, однако вызывали неизменный интерес. В одном издании 1717 года есть изображение предположительно подлинной русалки. Подпись: «Похожее на сирену чудище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и 7 часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов и морских раков есть не стало…»

В свое время русалками интересовался Петр I. Он обратился к датскому колониальному священнику Франсуа Валентину, писавшему на эту тему. Последний мог добавить немногое, но тем не менее описал еще одну русалку из Амбойны. Ее видели более 50 свидетелей, когда она резвилась вместе со стаей дельфинов. Священник был совершенно убежден в правдивости этих рассказов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Забавное евангелие автора Таксиль Лео

Глава 48. ЧУДЕСНЫЕ СВОЙСТВА СЛЮНЕЙ ГОСПОДНИХ. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики его спросили у него: равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела

Из книги История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства автора Элиаде Мирча

§ 174. Асы и ваны. Один и его чудесные «шаманские» свойства Поселив чету прародителей в Мидгарде, боги построили собственное жилище, Асгард. Он также находился в Центре Мира, но наверху. Пантеон разделяется на две группы: боги-асы и боги-ваны. Самые знаменитые из асов -

Из книги Йога: бессмертие и свобода автора Элиаде Мирча

«ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ» Пользуясь случаем, отметим, что на пути к нирване - или, как в классической йоге, на пути к самадхи - приобретаются сверхъестественные способности (сиддхи, пал. иддхи). Для Будды здесь вырастает новая проблема. С одной стороны, эти «силы», являясь

Из книги Духовный мир автора Дьяченко Григорий Михайлович

В. Чудесные знамения истинности церкви Христовой.

Из книги Чудо Святого Причащения автора Тулупов Вячеслав

3. Чудесные знамения, совершившиеся при таинстве крещения. а) В Риме в царствование Диоклитиана, в 324г. по Р. Хр., на сцене театра во время кощунственного изображения христианского таинства крещения совершилось следующее чудо. Дело было так. Диоклитиан прибыл в Рим

Из книги Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа автора Иннокентий Херсонский

Чудесные свойства Святых Даров Часто Святые Дары производят необыкновенные изменения в теле человека. Они укрепляют его и делают исключительно выносливым. Приведем примеры.В V веке преподобный Герасим основал на берегу Иордана Лавру. Жизнь монахов в этой обители

Из книги Чудо осознанности автора Хан Тик Нат

Глава XXVI: Чудесные знамения с их последствиями Землетрясение и его обширность. - Раздрание завесы в храме и его знаменование. - Воскресение мертвых. - Кто восстал и когда? - Выразительность знамений и их нравственное значение. - Перемена образа мыслей об Иисусе

Из книги Подвижники - миряне. Том I автора

2. ЧУДЕСНЫЕ ШАГИ ПО ЗЕМЛЕ Аллен сказал, что с тех пор, как он стал считать время, проведенное с Джоуи и Сью, своим, у него появилось неограниченное количество времени. Но вполне возможно, что все это справедливо лишь в принципе. Ведь иногда Аллен забывает, что, помогая Джоуи

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Часть II. Чудесные и поучительные случаи Чудесное спасение Евангелия Давным - давно на острове Керкира в селении Ано Перйфиа жила благочестивая замужняя женщина, которая воспитывала нескольких детей. Она была грамотной и очень любила читать Евангелие. Выкроив

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты. Рамана Махарши: через три смерти (сборник) автора Николаева Мария Владимировна

У еврейских мудрецов были чудесные познания в астрономии? Уважаемый раввины, я слышала, что еврейские мудрецы, которые жили около двух тысяч лет назад, знали точное время, которое проходит между одним новолунием и другим. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.С

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

ЧУДЕСНЫЕ СЛУЧАИ Николаидис Николаос, топограф, Серрес Старец Паисий сказал: «Смирение - основа всех добродетелей».«Эгоизм - одна из страстей, от которой человек избавляется с трудом». Он сравнивал его с одеждой, которую носит человек и снимает с напряжением, потому что

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

67. ЧУДЕСНЫЕ И ВЕЩИЕ ИСТОЧНИКИ Этой религиозной многозначности воды соответствует множество существовавших в истории культов и ритуалов, в которых основную роль играют источники, ручьи и реки. Все эти культы основаны в первую очередь на сакральной силе, которую заключает

Из книги Сфабрикованный Иисус автора Эванс Крейг

Из книги автора

Из книги автора

Чудесные исцеления, сотворенные Иисусом Вторая весомая причина, по которой нам следует, если мы хотим понять личность и служение Иисуса, относиться к его деяниям очень серьезно - та, что для самого Иисуса и его современников чудеса были важным свидетельством, что

Большинство людей прекрасно знают историю русалочки Ариэль благодаря сказке Ганса Христиана Андерсена и мультфильму студии Уолта Диснея. Однако русалки в восточнославянском фольклоре - явление не столь веселое и радостное и связано с «неправильной» смертью. Кстати, никаких хвостов они не имели.

«Неправильная» смерть

У восточных славян, как и у многих других народов, считалось, что покойники делятся на две категории: умершие «правильной» и «неправильной» смертью. Собственно, «правильно» умершие - те, кто умер естественной смертью, прожив отмеренный срок. Самоубийцы; убитые матерями младенцы; некрещеные; погибшие в результате несчастного случая; те, кого прокляли родители; колдуны (те, кто водил дружбу с нечистой силой) и т. п. - умерли «неправильно». Такие люди не попадают на «тот» свет, они «доживают» жизнь (в этом, кстати, наблюдается отличие от христианского понимания «неправильной» смерти, где самоубийца совершил страшный грех, а гибель в результате несчастного случая ни к чему «эдакому» не ведет). Все, кто умер «неправильно», опасны для живых, они не могут быть погребены обычным способом и недостойны поминовения. Такие покойники становятся русалками, кикиморами, упырями и различными мелкими демонами.

В науке «неправильных» мертвецов называют «заложными» или ходячими. Любопытно, что представления о таких покойниках были сформированы у славян в глубокой древности, но до сих пор сохраняются в слегка измененном виде. Кстати, к глубоким старикам тоже относились нехорошо, так как считали, что они «чужой век заедают», ведь дело не может быть только в крепком здоровье, тут однозначно присутствует колдовство, в результате которого ведьма/колдун питается жизненной силой цветущих растений, живых людей и даже сливками с молока.

Кого называют русалками?

Итак, кто становится русалкой? Девушка, умершая «неправильной» смертью; некрещеный или родившийся мертвым ребенок; редко - мужчина, если умрет во время Русальной недели (после или до праздника Троицы). Но все же, как правило, это утонувшая обрученная девушка или утопившаяся из-за любви. В этом смысле удивительно читается сказка Андерсена о русалочке Ариэль. Ведь она пожертвовала собой ради возлюбленного и стала морской пеной, вдобавок обретя душу. Как принято теперь говорить: «сломала систему».

Происхождение слова «русалка» - серьезный вопрос. Среди ученых существуют разные мнения на этот счет, но более или менее популярное в данный момент гласит, что это слово берет начало в античном празднике роз - rosalia, который был посвящен душам умерших. При этом образ русалки сложился в жизни древних славян. Но славяне, в зависимости от региона проживания, называли это существо и другими словами: «шутовка», «чертовка», «водяниха», «лоскотуха» (от укр. «лоскотать» - «щекотать»), «мавка», «купалка», «казытка» (от бел. «казычут» - «щекочут»).

Образ русалки

Русалка выглядит так: никакого рыбьего хвоста, белая (цвет траура в Древней Руси) одежда, длинные распущенные зеленые (как осока) или русые волосы и цветочный венок на голове (так хоронили незамужних девушек). Рыбьего хвоста у них нет - это явление, характерное для западноевропейских легенд и относится к морским людям, о которых мы писали . Восточнославянский образ русалок дополнялся красотой, бледным лицом, холодными руками и закрытыми, как у трупа, глазами, почти прозрачным телом. В некоторых поверьях говорится, что ростом они с деревья. Менее распространенный в народе образ русалки подчеркивает ее принадлежность к нечисти: страшная, безобразная, заросшая шерстью, горбатая, брюхастая, когтистая и с длинными, обвисшими грудями.

Живут русалки обыкновенно на дне водоемов, поэтому детей предостерегали не подходить в том числе и к колодцам. Русалки обычно опасны для людей, хотя не всегда, как любая нечистая сила, способны оборачиваться животными и предметами, используемыми в человеческом быту. Убивает русалка человека, защекотав его до смерти, но может и кусать, и душить, и щипать. Представления о деятельности русалок на суше радикально разнятся: то ли они вредят людскому хозяйству, то ли стерегут жито и помогают урожаю расти хорошо. Кстати, русалку, сидящую на дубе, Александр Сергеевич Пушкин придумал не сам. В народе говорили, что на Русальной неделе русалки селятся в лесах и особенно любят дубы и березы. Любовь русалок к растительности, особенно к деревьям, - дальний отголосок веры в то, что деревья связывают мир живых и мир потусторонний. Для молодого мужчины (русалки их особенно любят) верная погибель, если он присядет покачаться с такой русалкой на ветке или качелях. А кого убьет русалка - тот сам становится русалкой.

Спасение у попавшего к русалке одно - народные поверья гласят, что от нее можно откупиться: дать ей ткань или готовую одежду, чтобы она могла укрыться сама или укрыть своего ребенка. За такую добродетель русалка даже может наградить сверхъестественной способностью или дать волшебный предмет.

18.01.2017 15:52

Русалки являются персонажами славянского фольклора. Сейчас мы относимся к ним к некоторым скептицизмом, однако наши предки в них верили и относились весьма серьезно.

Согласно поверьям, русалки живут в реках, в лесах и полях, а потому для наших прабабушек, которые жили в деревнях рядом с природой, встречи с ними были не таким уж редким явлением, а истории про русалок были у всех на слуху. Сейчас мы живем в современном мире, и многие из нас проживают в городских квартирах, которые далеки от дремучих лесов и таинственных озер. Но кто знает, что таится в этих местах на самом деле? Может быть, наши прабабушки были не такими уж и сказочницами?

В этой статье женского Интернет-журнала «100 миров» мы познакомимся с некоторыми историями про русалок, которые дошли до наших дней из фольклора.

Русалка на поле

Был на окраине одной деревни перекресток, который имел дурную славу. Одна из дорог вела прямо в город, и люди ходили по ней в монастырь, чтобы помолиться. И именно это место облюбовала нечистая сила - говорят, что здесь случалось всякое. И в первую очередь нечисть приставала к тем, кто шел молиться - старалась сбить людей с пути истинного.

Шел как-то мужик один в город, хотел добраться засветло, но не получилось. Уже смеркалось, и показался месяц, когда он дошел до перекрестка. Видит - сидит у дороги молодая девушка, совсем одна. Расчесывает волосы, а сама плачет.

Подошел он к ней и спросил, что случилось. Она ответила ему, что шла к монастырю и заблудилась. Мужик не бросил красавицу в беде и обещал ее отвести, все равно ведь им по пути.

Пошли они дальше вместе. Дорогу до монастыря он знал прекрасно, но чудеса какие-то - уже час прошел, а дорога все не заканчивается. Начал мужик нервничать, а девушка повеселела - идет себе и смеется, песни поет. Стала она с ним кокетничать, да только до нее рукой не дотронешься - так она быстро и ловко идет, что ее не догнать.

Подошли они к полю, на котором были разложены копны собранной ржи, а она вдруг взяла да шмыгнула за копну и вновь начала как будто плакать. Стал мужик ее искать, а ее голос то за одной, то за другой копной слышится - и нигде ее нет.

Так и искал он ее до самой зари, забыв о том, куда шел. Завела его русалка за город, за тридцать верст - только утром он и опомнился.

История про русалку в бане

Отправился как-то один мужик в баню помыться. Дело было зимой, а время было уже позднее, ночь - двенадцать часов. Ушел - и нет его.

Забеспокоилась его жена - почему мужа нет так долго? Пошла в баню его искать, а его внутри не оказалось.

Смотрит - а от бани ведут следы, прямо к реке. Пошла она по следам и увидела, что муж ее сидит на камне среди воды, совсем голый. А на дворе - зима, кругом снег!

Спросила она его, как он там очутился и зачем. И он сказал, будто в баню пришла русалка и позвала его за собой, а он и пошел следом почему-то. Русалка шмыгнула куда-то, а он так и сидит нагой на холоде. Стала жена говорить: «Аминь», и «зааминила» - он очнулся и встал. Однако как ему выбраться? Вокруг холодная вода, и глубина большая. Как он туда попал - сам не знает, а обратно без посторонней помощи ему никак.

Пришлось супруге знакомых звать на помощь, мужа вытаскивать. Люди веревку ему кинули и сумели вытянуть бедолагу обратно на берег.

А ведь недаром говорят, что - место нехорошее, нечистое, страшное…

Несчастье грубого рыбака

Поставил как-то один рыбак сети на озеро, да все ему не везло. День прошел, два - а рыбы нет. На третий день он разозлился - убрал сети, плюнул в воду и выругался.

Пришел он домой и вдруг начал болеть неизвестной болезнью. Силы его стали покидать, а чем болеет - непонятно. Пошла его жена к знахарке, та дала ей заговоренной водицы и велела умываться. Да только все без толку. Супруга как пришла домой к вечеру, так и заснула от усталости. И приснилось ей, что дверь в их избу отворилась, и вошли русалки. И велели они ей воды этой мужу не давать и не помогать ему - обижены они на него, поскольку он на их свадебный стол плюнул!

Проснулась жена и увидела, что их ягнята, что стояли в стойле при доме, мертвые лежат - ноги выдернуты. А потом и муж умер, и никак ему помочь было нельзя.

Вот такая страшная история про русалок! Говорят, русалки - народ злой, обидчивый. И в воду плевать нельзя, да и ругаться тоже - так можно и накликать беду…

История про плен у русалок

На Руси с давних времен существовало поверье - нельзя никого проклинать, иначе за проклятым могут явиться русалки и утащить в свое логово.

Однажды портной поссорился с женой и в сердцах послал ее к шутам. Ночью, около полуночи, женщина вышла во двор по малой нужде - и обратно не вернулась.

Искали пропавшую жену портного две недели, но никто ее не видел. Тогда стали люди за нее молиться и беднякам милостыню подавать. И вот, через несколько недель, в полночь подкатила к их дому телега - скинула она что-то с возу, да и укатила.

Смотрит портной - а это супруга его, худая и измученная. И рассказала женщина, что после того, как муж ее послал к шутам, она вышла во двор - и там ее окружила какая-то потустороння сила и уволокла прочь. Утащили ее к реке и затянули в воду, прямо в гнездо русалок-шутовок.

Так и жила она с ними несколько недель. Рассказала, что живут русалки подобно людям - шьют, едят, заводят семьи. Да только по ночам вылезают они из своего гнезда да ходят по деревням - высматривают, где люди без молитвы есть садятся, смеются за трапезой и еду на пол кидают. Смотрят, у кого двери и окна не «зааминили», и к кому в дом можно проникнуть. Ходят - и воруют детей, а также тех, кого прокляли близкие.

Сначала русалки женщину не обижали. Но потом, когда близкие начали за нее молиться, стали они ее морить голодом да издеваться. Но близкие отмолили родную душу - тогда они и вернули женщину домой.

Вот такие рассказывают жуткие истории про русалок! Однако в них есть своя мораль, не так ли?

А вы верите в истории про русалок?

Статья написана с использованием материалов книги про русский фольклор «Ангел-хранитель, дух-искуситель и домовой».

Анастасия Черкасова, женский сайт "100 миров"

Перейти к разделу:

– символ универсальный, ведь упоминания о них можно встретить в фольклоре всех стран мира. Возникновение русалки связано с символическим выражением некоторой внутренней потребности мужчин. Недостижимая соблазнительница, привлекательная и сладострастная, и в то же время холодная и неуловимая. Её вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения всегда будут завлекать в ловушку беспомощных моряков.

Русалки являются мифологическими существами, которые обитают в водоёмах (прудах, озёрах, морях, заводях и так далее). Упоминания о них существует в фольклоре многих народов земли.

В ряде мест русалка – водяной дух. Славяне же верили, что русалками становились девушки, утопившиеся от несчастной любви или умершие до свадьбы просватанные невесты. Русалку обычно изображают в виде женщины с длинными распущенными зеленоватыми волосами и рыбьим хвостом. Однако у неё может быть и пара ног, и пара хвостов, которые в свою очередь, могут быть не только рыбьим.

Она поёт чудесные песни, а нередко ещё и играет на арфе. Ведь не зря русалка является символом поющих женщин, олицетворяющих красоту вида и звука воды. Их нередко изображали с некоторыми предметами в руках. Чаще всего с зеркалом, которое символизировало луну, влияющую на приливы и тем самым увеличивая власть русалок.

Обитая в воде, русалки лишь изредка выходят на берег чесать золотым или медным гребнем свои прекрасные волосы. В это время можно подкрасться к ней и выхватить гребень. Согласно поверьям, отняв у русалки какой-либо предмет, она обязана исполнить любое твоё желание в обмен на вещь. Русалки капризны, своенравны и могущественны, как и реки, в которых они обитают. Они могут сотворить добро, но могут и навредить.

Известны так же случаи, когда русалки очень жестоко мстят, будучи обманутыми или как-то обиженными. Местные предания гласят, что однажды русалка подарила некому юноше золото, серебро и алмазы, которые она собрала на затонувшем корабле. Он принял подарки, но некоторые драгоценности отдал своей любимой девушке.

Но, что ещё хуже, он не встретился с русалкой обещанное число раз, чем вызвал её ревность и гнев. Однажды русалка подплыла к лодке юноши и направила её к ближайшей пещере, сказав, что там находятся все когда-либо потерянные в этом заливе сокровища. В это мгновение юноша уснул. Проснувшись, он обнаружил, что прикован к камню золотыми цепями так, что мог дойти только до груды алмазов у входа в пещеру. И хотя он теперь обладал сокровищами, но оставался вечным пленником из-за собственной жадности.

Согласно некоторым легендам, русалка – это падший ангел, пищей которому служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой она завлекает моряков в свои сети. И здесь этот образ смешивается с не менее известными сиренами. Если же, что бывает очень редко, такой способ привлечения не срабатывает, она полагается на уникальный запах своего тела, которому не может противиться ни один мужчина.

Поймав и усыпив свою жертву, она раздирает её на кусочки острыми зелёными зубами. Поэтому моряки считали русалку очень плохой приметой. Ведь это означало, что увидевший её вскоре утонет в море.

Славяне верили, что в русальную неделю, следующую за Троицей, русалки выходят из воды в человеческом обличии, бегают по полям, качаются по деревьям и могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.

Поэтому в эту неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, необходимо было брать с собой полынь, которую русалки якобы бояться. При встрече с человеком она спрашивает: «Полынь или петрушка?». Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «Петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.

Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса. Напротив, молодыми парнями русалки настойчиво заигрывают, пытаются перевернуть лодки рыбаков или разными способами заманивают пловца на глубину.

Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Если же это не срабатывает, сто следует уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе. Тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются их голоса.

С установлением христианства в легендах о русалках появилось новое предание. Теперь они описывались как существа, страстно желающие обрести душу, чтобы испытать на себе чувства земной любви.

Христиане верили, что русалка может получить душу, только когда пообещает оставить море и мечты вернуться туда когда-либо и поселиться на суше. Это приводило русалку к жестокому внутреннему конфликту, так как для существа, являющегося человеком только наполовину, такая жизнь не возможна. Превратившись в человека, они тут же ищут своего суженого.

Но браки с ними, которые где-то в глубине души остаются таинственными существами, обычно недолговечны. Заключение такого брака всегда связано с каким-либо условием, и, когда условие нарушается, они тут же исчезают. Известна трогательная и печальная история, написанная в VI веке. Она повествует о русалке, которая ежедневно навещала монаха из святого братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии.

Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил оставить море. И хотя русалка страстно любила монаха и очень хотела иметь душу, она была не в силах предать море. И, в конце концов, горько плача, она покинула этот остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слёзы превратились в гальку, и до сих пор серо-зелёные камешки побережья Ионы называют «слезами русалки».

Конечно же, наиболее популярные истории о русалках были среди моряков. Ранее скептически настроенный Христофор Колумб отметил во время своего первого путешествия, что видел трёх резвящихся русалок вдали от побережья Гвианы. На протяжении долгих месяцев морских путешествий моряки страдали от скуки и, может быть, поэтому видели русалок практически регулярно.

Знаменитый английский путешественник Генри Гудзон описывает свою встречу с русалкой как заурядный случай. В его дневнике за 15 июня 1625 года встречается запись о том, что один из его команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Верх, от её пупка и спина, были как у женщины; очень белая кожа и спадающие вниз чёрные волосы. Когда она нырнула, они увидели её хвост, похожий на хвост бурого дельфина, покрытый пятнышками, как у макрели.

Хотя предполагалось, что русалки жестоки и развратны, моряки были уверены в их нежности и непорочности. Стремление поймать русалку было так велико, что матросам повсюду виделись героини их страстных грёз. Один автор как-то отметил, что именно человеческая фантазия из океанических пучин породила этих прекрасных, загадочных и опасных морских богинь.

Начиная с середины XIX века, вера в русалок заметно ослабела. Когда пароходы заменили парусные суда и морские путешествия стали значительно короче, моряки всё реже стали рассказывать о том, что их соблазняли, обольщали и дразнили сирены . Однако русалки не были полностью забыты. В 1900 году на севере Шотландии землевладелец Александр Ганн встретил одну из них. Когда он вместе со своей собакой пытался спасти застрявшую овцу в расщелине, то, подняв голову, встретился взглядом с облокотившейся на соседний риф русалкой.

У неё были длинные волнистые золотисто-рыжие волосы, зелёные глаза и изогнутые брови. Она была необычайно хороша. Трудно сказать, кто был поражён больше – Ганн, русалки или собака. Однако первой дала волю своим чувствам собака. Скуля и поджав хвост, она бросилась за спину фермера. Ганн видел, что русалка испугана, но всё же была разгневана и поспешно нырнула в воду.

Слухов о русалках было настолько много, что со временем начали появляться неизбежные в таких случаях подделки. Первые из них делались из обезьян, которым приделывали рыбьи хвосты. Конечно, сейчас очень многие люди могут искренне сказать, что они действительно верят в существование русалок. Тем не менее, русалки обрели некую псевдореальность.

Легенды о них настолько распространены и завораживают, что русалки – порождения человеческого подсознания превратились в вечный символ.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: