Сунна как знание и практика поклонения аллаху. Сунна пророка Мухаммада: забытые положения Выполнении положений сунны

Человек, исследующий сборники хадисов, а также книги по этой тематике, может обнаружить, что слово «сунна» очень часто употребляется устами пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а также встречается в высказываниях сподвижников и табиинов (поколения мусульман, следующего за сподвижниками). При этом, слово «сунна» используется ими в таких значениях, как «установленный путь в религии, которого следует придерживаться», «истинная пророческая дорога». Все эти значения употребляются в контексте одобрения, хвалы, требования и следования такому пути. Из многочисленных примеров вышесказанному приведём некоторые из них:

  1. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах , сказал: «Однажды к домам жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли три человека, которые стали расспрашивать их о поклонении пророка (мир ему и благословение Аллаха). Когда им рассказали об этом, они как будто посчитали поклонение пророка (мир ему и благословение Аллаха) малым в отношении себя. Поэтому сказали: “Как далеко нам до пророка (мир ему и благословение Аллаха), которому прощены и прошлые, и будущие прегрешения!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “Я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А через некоторое время к ним подошёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “Это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также женюсь, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!”».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) употребил в этом хадисе слово «сунна», которое указывает на совокупность законоположений Шариата. Поэтому тот, кто отказывается от Сунны, отрицая её, выходит из религии Ислам.

Аль-Кастыляни, разъясняя смысл Сунны, сказал: «Предпочтительное мнение об этом термине следующее: слово «Сунна» имеет широкое значение, включающее в себя оба свидетельства (свидетельство того, что нет божества, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, и свидетельство того, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – Его раб и посланник), а также все остальные столпы Ислама, поэтому отказывающийся от этого становится вероотступником».

Ибн Хаджар (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Под словом «сунна» имеется в виду «путь», а не смысл желательного действия (сунна-мустахабб), сопоставляемого с обязательным поступком (фард)… Именно на такое значение слова «сунна» указывается в хадисе: “Кто откажется от моего пути («сунны»), и изберёт другую дорогу, тот не имеет ко мне отношения”.

  1. Сообщается от ‘Ирбада ибн Сарийа, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершив с нами намаз, обратился к нам с проповедью, от которой из глаз потекли слезы, а сердца испытали страх, и мы сказали: «О посланник Аллаха! Как будто эта проповедь прощающегося человека, так дай же нам наставление!»

Он сказал: «Моё наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте, и повинуйтесь, если даже вами будет повелевать раб-хабашит (эфиоп). Поистине, тот из вас, кто проживёт достаточно долго, увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, крепко держитесь за неё (Сунну), вцепитесь за неё коренными зубами. Остерегайтесь новшеств, ибо каждое нововведение – бидаат, а каждый бидаат – есть заблуждение»

Ибн ‘Илян сказал по поводу слов: «Вам следует придерживаться моей сунны»: «Здесь имеется в виду «придерживаться моего правильного пути, на котором я нахожусь, разъясненного мною для вас во всех его аспектах: вопросы вероучения и практические предписания, являющиеся как обязательными, так и желательными и т.д.» А то частное определение, которое дали учёные науки «Основ фикха», согласно которому «сунна – это желательное действие», является привнесенным термином. При этом преследовалась цель отличить желательные действия (сунна) от обязательных поступков (фард)».

Другой учёный Абдульгани ан-Набулиси в своей книге «Аль-Хадика ан-Надийя комментарий книги ат-тарика аль-Мухаммадийя» сказал по этому поводу: «Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): « Вам следует придерживаться моей сунны» означают: «вам необходимо следовать сунне». А под словом «сунна» подразумеваются все слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его действия, убеждения, нравы, молчание, когда кто-то говорил или делал при нем, означающее одобрение с его стороны.

Под халифами имеется в виду четыре праведных халифа (правителя верующих): Абу Бакр, Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах). Далее в хадисе « » пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул местоимение « за неё » в единственном числе, указав тем самым на то, что сунна праведных халифов – есть путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), так как их дорога направляет и наставляет на правильный путь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь эти сподвижники, придя к власти, не преследовали собственных целей» .

Шейх Али аль-Джурджани по поводу слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) «сунны праведных халифов» сказал: «Имеются в виду четыре праведных халифа, однако, это не означает отрицание существования других халифов, так как Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В моей общине будет двенадцать халифов». Смысл их упоминания заключается в возвеличивании их поступков, правильности их мнения, превосходстве над другими в вопросе правления. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул сунну праведных халифов наряду со своей сунной, так как он знал, что они не будут ошибаться в извлекаемых законоположениях из Сунны. Также знал, что некоторые моменты из его Сунны станут известными только во время правления этих праведных халифов, поэтому сообщил об этом, дабы предотвратить измышления об отказе от следования их пути».

Аль-Мунзири, комментируя слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) «вцепитесь за неё коренными зубами », сказал: «Усердствуйте в выполнении Сунны, соблюдайте её так же, как человек вцепляется коренными зубами за какую-либо вещь, боясь, что она выскользнет и уйдёт».

  1. Передаётся от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что он сообщил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “О сын мой! Если можешь встретить утро и затем вечер (провести весь день) не держа ни на кого зла, то поступай так”. Затем сказал мне: “О сын мой! Это является моей Сунной. Кто оживляет мою Сунну, тот любит меня, а кто любит меня, тот будет со мной в раю”

Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) «это является моей Сунной » означают: «это является моим путем», а слова «кто оживит мою Сунну » значат: «покажет её и распространит словами и делами». Слова «означает, что любит меня » – имеется в виду совершенной любовью, так как любовь к преданиям указывает на любовь к тому, кто произнёс их. «А кто любит меня, тот будет со мной в раю » – это потому, что человек всегда находится с тем, кого любит, ведь Всевышний Аллах сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (4, «Ан-Ниса», 69).

  1. Сообщается от Касира ибн Абдуллы, который передал от своего отца, от своего деда, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Билялу ибн аль-Харису: «Знай же! » Билял спросил: «Что мне знать, о посланник Аллаха?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто оживит какое-либо действие из моей Сунны после того, как она была забыта после моей смерти, тому будет вознаграждение, подобное награде совершившего этот поступок, не убавляя от них ничего…»

Аль-Ашраф по поводу слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «действие из моей Сунны » сказал: «Действие из моей практики как обязательное, так и желательное, которое было взято или извлечено из хадиса».

5. Сообщается от Касира ибн Абдуллы ибн Амра ибн ‘Ауфа ибн Зейда ибн Мильха, который передал от своего отца, а тот передал от своего деда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Религия началась странно, и вернётся в такое же странное состояние. Как прекрасно положение странников! Они исправляют то, что исказили люди в моей Сунне после моей смерти».

6. Сообщается от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В каждом деле есть период стремления и активности, который сменяет период расслабленности. И кто направляет свою активность на мою Сунну, тот пойдёт правильным путём, а кто направляет на что-то другое, тот пропадёт»

7. Сообщается от Хузейфы, что он сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом своими глазами, а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что верность была заложена в самую основу сердец людей, а потом они узнали об этом из Корана и узнали из сунны…» .

Ибн Хаджар (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу слов Хузейфы «а потом они узнали об этом из Корана и узнали из сунны… » сказал: «В этих слова есть указание на то, что они изучали Коран до изучения Сунны. Под Сунной подразумевается всё то, что получают от пророка (мир ему и благословение Аллаха) как из обязательных предписания, так и из желательных действий»

Всевышний Аллах послал любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в качестве милости для всех миров и сделал его для человечества и джиннов образцом для подражания во всем, что связано с дольним миром, миром вечным и с религией. В священном Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на блага вечной жизни, и много поминает Аллаха» (Коран, сура «Аль-Ахзаб», аят 21).

Ученый-богослов Ибн Касир в своем комментарии (тафсир) к Корану пишет: «Этот благородный аят является основой для следования Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). В чем же следовать ему?! Следовать ему в его словах, деяниях и состояниях. Все это вместе взятое является Сунной. То есть Сунна – это все, что сказал, совершил и одобрил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и все, что связано с его состояниями (кроме некоторых вопросов, касающихся только его одного)».

Сунна – это путь, указанный Пророком (мир ему и благословение), его поступки, все решения и заключения, которые он прояснил народу, будь то связанные с вероубеждением или поведением, обязательные или желательные для исполнения. Убежденность в запретности или нежелательности того, что Пророк (мир ему и благословение) посчитал запретным (харам) или нежелательным (караха) соответственно, отдаление от того, что он запретил, также является следованием Сунне Пророка (мир ему и благословение). Коран и хадисы неоднократно призывают: «Вы следуйте за Пророком (мир ему и благословение), повинуйтесь Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), для вас в Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) прекрасный, образцовый пример». Цель этих слов заключается в том, чтобы верующие следовали пути, указанному Пророком (мир ему и благословение), подражали всему, что пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

В этом состоит общий смысл слова «Сунна».

Шариатские ученые придают понятию «Сунна» еще одно отдельное значение. И в этом значении оно употребляется тогда, когда упоминается наряду с фарзом (обязательным деянием). К примеру, когда мы говорим, что данное деяние является не обязательным (фарз) , а желательным (сунна) . В этом случае слово «сунна», согласно Шариату, представляет собой деяние, по поводу которого в Шариате нет конкретного строгого повеления: за совершение его предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение не подвергают каре. К таким деяниям относятся, например, произнесение перед приемом пищи «Бисмиллях» , а после еды – «Аль-хамду лиллях» и т.п. Это все также пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Однако, согласно Шариату, того, кто постоянно из лени не соблюдает Сунну, не принимают в качестве свидетеля. Но тот, кто не принимает Сунну всерьез, к примеру, говоря, зачем ее соблюдать, ведь ничего плохого не будет, если не выполнять ее, или позволяет себе другие подобные выражения с целью унизить Сунну, то он впадает в неверие. Да убережет нас Аллах от этого!

Имам аль-Газали, да будет доволен им Аллах, пишет: «Ты не будь из числа тех ученых, которые только и знают про Сунну, что ее можно и не соблюдать. Аш-Ша‘ арани также пишет, что за каждую сунну в Раю предназначен отдельный уровень. Тому, кто, считая Сунну необязательной для соблюдения, не выполнял ее, в Раю (если он попадет туда) покажут степень, которую бы он получил за следование Сунне, и потом скажут: теперь эту степень можно и не давать тебе».

Непросто соблюдать все сунны, которые мы получили от Пророка (мир ему и благословение). Но из-за того, что не удается соблюдать их все, нельзя ими пренебрегать. Необходимо по мере своих возможностей стараться следовать Сунне любимого Пророка (мир ему и благословение). Насколько ты стараешься соблюдать Сунну, настолько ты и любишь Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), ибо это является признаком твоей любви к ним. И настолько же Всевышний и Его Пророк (мир ему и благословение) любят тебя, настолько ты приблизишься к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в Судный день, и, наконец, настолько же ты обретешь счастье в обоих мирах.

Сунна – это путь Пророка (мир ему и благословение). Поэтому исполнение того, что он велел делать, будь то обязательное (фарз) или желательное (сунна) , и отдаление от того, что он запретил, будь то греховное (харам) или неодобряемое (караха), - все входит в понятие «Сунна». Ибо все, что Пророк (мир ему и благословение) велит нам, направлено на благо человечества.

Если мы будем следовать Сунне во всех наших делах, мы будем защищены от падения на дно бедствий и несчастий этого и того света и нам будет обеспечено восхождение на вершину счастья обоих миров. В тафсире «Рух аль-баян» также сказано: «Следование Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) является обязанностью каждого верующего».

Что бы ни сказал или сделал Пророк (мир ему и благословение), мы должны следовать ему во всем, даже не задавая вопросов: почему, зачем и т.п. Не может быть в Сунне такого, что не имеет определенного разумного смысла, мудрости и пользы. Причины некоторых поступков Пророка (мир ему и благословение) нам понятны, другие его действия могут объяснить только ученые-алимы, бывают и такие, которых не понимают алимы явных, шариатских наук, но понимают ‘ арифуны (познавшие Аллаха), есть и такие, которые постиг только сам любимый наш Пророк (мир ему и благословение).

Но независимо от того, понимаем мы или нет, нам необходимо не мешкая исполнять его Сунну. Так велит нам Всевышний Аллах. В священном Коране говорится (смысл): «Держитесь того, что принес вам Посланник Аллаха, и сторонитесь, отдаляйтесь от того, что воспретил он вам!» (Сура «Аль-Хашр», аят 7). Поэтому мы должны безоговорочно принять то, что мы получили от него, и следовать ему. Он ничего не сказал и не велел ради прихотей своего тела. В священном Коране говорится (смысл): «И речь ведет он не по прихоти своей, его речь лишь откровение (вахью) Аллаха, внушенное ему» (Сура «Ан-Наджм», аят 3). Поэтому тот, кто следует Сунне нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), будет счастлив и в личной, и в общественной жизни.

Пятничная проповедь
Часть первая

О мусульмане! Бойтесь Аллаха и повинуйтесь Ему, повиновение Всевышнему принесёт вам благо в этом мире и будет вашим припасом в загробной жизни.

О рабы Аллаха! Знайте, что Аллах оказал Свою милость людям, отправив к ним господина сынов Адама – Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах по этому поводу сказал:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Сура «Пророки», 107).

Благодаря миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) мусульманин удостоен особой милости, ибо он последовал за Пророком и стал поступать в соответствии с его Сунной. Что касается неверующего, то он, благодаря Исламу, попадает под общую милость, потому что мусульмане, придерживаясь своей религии, препятствуют распространению зла и перекрывают источники нечестия на просторах этой земли. Всевышний Аллах сказал:

«Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако, Аллах милостив к мирам» (Сура «Корова», 251).

Всевышний ниспослал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) великую Книгу, а также ниспослал Сунну в качестве разъяснения к Корану. Кроме того, Аллах сохранил Коран и Сунну от изменений и искажений. Таким образом, Всевышний довёл довод до миров посредством господина посланников (мир ему и благословение Аллаха), направил Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на прямую стезю, облегчив для него лучший и легчайший путь. Всевышний Аллах сказал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха):

«Мы облегчим тебе путь к легчайшему» (Сура «Всевышний», 8).

Также имам Муслим привёл в своём сборнике хадис, передаваемый со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые плохие поступки – это нововведения, и любая бид‘а (новшество) является заблуждением» .

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) полностью довёл вопросы, связанные с поклонением и религией в целом, указал на достойные поступки и качества, имеющие важность в обоих мирах. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) стал образцом для поклоняющегося, призывающего, учителя, правителя, военачальника, солдата, мужа и отца, примером в финансовых отношениях и во всех сферах жизнедеятельности человека. Всевышний Аллах сказал:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха» (Сура «Союзники», 21).

Также Всевышний Аллаха сказал:

«Воистину, ты обладаешь великим нравом» (Сура «Письменная трость», 4).

Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Его нравом был Коран» . Это значит, что все его поступки как малые, так и большие соответствовали Книге Аллаха. Он совершал то, к чему призывает Коран, и отстранялся от того, что он запрещает.

Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – показатель верного следования по прямому пути, того самого, по которому должны идти мусульмане. Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) включает в себя все достойные поступки и всё благо в целом, поэтому тот, кто поступает в соответствии с Сунной, будет удостоен блага, а тот, кто оставит Сунну, будет лишён всех благ. Что касается того, кто оставляет какую-то часть Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он будет лишён блага настолько, насколько он оставляет Сунну.

Таким образом, вышеприведённые слова указывают на высокое положение и достоинство Сунны. Что же подразумевается под Сунной?

О рабы Аллаха! Термин «сунна» в языковом значении имеет смысл «следуемый путь, установленный обычай». Всевышний Аллах сказал: «Таков путь наших посланников, которых Мы отправляли до тебя. Ты не найдёшь изменений в Наших установлениях» (Сура «Переселение ночью», 77).

Что касается религиозного значения, то под Сунной подразумевается «приверженность и совершение дел в соответствии с тем примером, который показал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его праведные халифы и уверовавшие из числа сподвижников». Заметим, что по такому определению Сунна включает в себя вероубеждение, поступки и слова.

Кроме того, Сунна означает слова, поступки и одобрения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь именно в таком смысле Сунна является основой убеждения и поступков.

О мусульмане! Сердце любого верующего печалится, глаза наполняются слезами, а душа проявляет соболезнование, когда видишь то положение, в котором находятся мусульмане. Враги остервенели, подвергают мусульман ужасным мучениям, оскорбляют их честь, надругаются над ними и унижают их. Что же касается самих мусульман, то слепое следование за мазхабами, партийные идеи, национализм времён джахилии и нововведения в религии раскололи мусульман. Междоусобица, раскол, заблудшие идеи, совершение запретных поступков и следование за страстями – всё это ослабило мусульман. Примечательно, что слабость, упадок и унижение случились вовсе не из-за малого количества мусульман. Их больше, чем приверженцев других религий. Тогда в чём же причина? Причина кроется в нерадении мусульман, в их слабом соблюдении своей религии. Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, Аллах не меняет положение людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него» (Сура «Гром», 11).

Нынешнее положение мусульман (собрание врагов против них, всевозможные беды и испытания) воодушевило верующих и побудило их к увещеванию и искренним наставлениям. О мусульмане! Вернитесь к своему Господу, покайтесь перед своим Создателем, ухватитесь за свою религию и поступайте в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной вашего Пророка, и тогда Всевышний смилуется над вами и избавит от того, что постигло вас.

Болезни мусульман увеличились, кризис только усугубляется, а испытания и наказания вместо того, чтобы прекратиться, стали ещё суровее. Положение может стать ещё хуже, но мы помним, что конечный итог будет за Исламом.

Что касается исцеления мусульман, то оно заключается только в соблюдении Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Несомненно, следование Сунне и приверженность пути праведных предшественников исцелит болезни, избавит от бед и, с помощью Аллаха, снизойдёт благодать. Приверженность к Сунне является причиной объединения и оставления разногласий, приведёт к сближению сердец и согласованности целей. Следование Сунне приведёт к победе над врагами Истины – заблудшими и идущими за своими страстями. Некоторые учёные сказали: «Любая страна, жители которой поступают в соответствии с Сунной, и её свет не погасает, будет побеждать своих врагов. И любая страна, свет Сунны в которой погаснет, непременно окажется захваченное врагами» .

Также сообщается в хадисе со слов Абдуллы ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мой удел находится под сенью моего копья. Кто нарушит моё веление, того постигнет унижение. И кто будет подражать какому-либо народу, тот будет из них» .

Также Абу Дауд и ат-Тирмизи привели хадис, в котором сообщается, что Аль-‘Ирбад бин Сарийа (да будет доволен им Аллах) сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, и глаза наполнились слезами, и мы сказали: «О посланник Аллаха, это похоже на проповедь прощающегося, так дай же нам наставление!»

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Я наставляю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушаться и повиноваться, если даже вами будет повелевать невольник. Поистине, тот из вас, кто проживёт (достаточно долго), увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, вцепитесь за неё коренными зубами (ни в чём не отступайте от Сунны), избегайте новшеств, ибо каждое нововведение является заблуждением» .

Призыв к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) адресован ко всем людям. Каждый мусульманин обязан призывать к ней. Мусульманин должен призывать своего брата по вере, чтобы тот исправил свои недостатки в приверженности Сунне, возместил допущенные упущения, изменил своё нерадивое отношение к религии. Необходимо указать ему на его беспечность, научить его тому, чего он не знает, помочь ему в достижении блага и уберечь его от зла.

Кроме того, мусульманин должен призывать неверующих людей, разъясняя им достоинства Ислама и доводя тем самым до них довод. При этом мусульманин всегда должен показывать хороший пример, исповедуя свою религию.

О мусульмане! Благодарите Аллаха, что вы находитесь в этой стране (имею в виду Саудовскую Аравию), да защитит вас Аллах от тех зол, которые постигли некоторые страны. При этом остерегайтесь того, чтобы перед вами не раскрылись врата зла, как это произошло с другими. Остерегайтесь беспечного отношения к грехам, ведь они являются причиной наказания. Пусть сегодняшнее положение мусульманина будет лучше, чем вчерашнее, а завтра будет лучше, чем сегодня. О мусульманин! Не радуйся, если видишь в себе откладывание обязательного поклонения или легкомысленное отношение к греховному.

О мусульмане! Остерегайтесь тех вещей, которые могут воспрепятствовать следованию Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Самым главным препятствием является следование за прихотью. Всевышний Аллах сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь следуют своей прихоти. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (Сура «Рассказы», 50).

Учёные из числа праведных предшественников называли тех, кто совершает нововведения «потакающими своим прихотям». Такое название давалось им потому, что они отдалились от Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Остерегайтесь искушений этого мира и не идите на поводу страстей, всё это также отстраняет от Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Всевышний Аллах по этому поводу сказал:

«Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше (постоянна)» (Сура «Всевышний», 16, 17).

Также Всевышний Аллах сказал:

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Всех их постигнет зло» (Сура «Марьям», 59).

Хочу обратить ваше внимание еще на одно препятствие Сунне – это слепое, доходящее до фанатизма следование за заблудшими сектами. Их представители и сами заблудились, и вводят в заблуждение других. К таким в первую очередь стоит отнести предводителей суфийских тарикатов, главарей различных нововведений и всевозможных сектантов. Всевышний Аллах сказал:

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными покровителями, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (Сура «Ограды», 3).

Невежество также препятствует следованию Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В хадисе передаются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах приводит к правильному пониманию религии того, кому желает блага» .

О мусульманин! Пусть не возникают преграды между тобой и Сунной, пусть ничто не препятствует следованию ей, ведь только приверженность тому, на чём был Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники защитит от зла и наказаний, приведёт к успеху и к Раю. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный”» (Сура «Семейство ‘Имрана», 31).

Также Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите. Не уподобляйтесь тем, которые говорят: “Мы слышали”, — а сами не слушают. Воистину, наихудшим из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать. Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они всё равно бы отвернулись с отвращением» (Сура «Трофеи», 20-23).

Пусть Аллах дарует Своё благословение мне и вам в этом Великом Коране! И да дарует Аллах пользу от его аятов и мудрого напоминания. Пусть Аллах даст нам возможность извлечь пользу из правильного пути господина посланников и его истинных слов! Я произношу эти слова, прошу прощения у Великого Аллаха для себя, для вас и для всех мусульман за каждый грех. Просите же у Него прощения, ведь Он – Прощающий, Милосердный!

Часть вторая

Хвала Аллаху, Господу миров, Покровителю праведников. Я восхваляю своего Господа и благодарю Его за все блага. Невозможно передать всю хвалу Ему, Он – Такой, как восхвалил Самого Себя. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, Он истинный Бог первых и последних поколений. И я свидетельствую, что наш Пророк и господин Мухаммад – Раб Аллаха и Посланник, правдивый, надёжный. О Аллах! Благослови и приветствуй своего Раба и Посланника Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

Бойтесь Аллаха, повинуйтесь Его повелениям и отстраняйтесь от Его запретов.

О верующие! Болезни мусульман, так же как и наказания в этом и в следующем мире являются следствием пренебрежения к Сунне Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), нерадивого отношения к Его истинному пути. Всевышний Аллах сказал:

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки. И Он прощает вам многое» (Сура «Совет», 30).

Незнание Сунны и пренебрежение ею является причиной разногласий в словах и делах, вражды и антипатии между нами. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:

«Я оставил вам нечто такое, придерживаясь чего вы никогда не заблудитесь после меня – это Книга Аллаха и моя Сунна» .

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Иудеи разделились на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два течения. И разделится моя община на семьдесят три группы. Все они окажутся в аду, кроме одной». Сподвижники спросили: “О Посланник Аллаха! Кто же это группа?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это те, кто следует всему, на чем нахожусь я и мои сподвижники» .

Причиной возникновения мусульманских течений и их заблуждения является невежество и незнание пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его высказываний и поступков, отдаление от следования его Сунне. Так, например, хариджиты, мурджииты, кадариты, джахмиты и другие секты заблудились из-за того, что у них не было правильного понимания Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ведь они пренебрегали ею. По этой же причине они не могли правильно понять Коран, ведь они перестали обращаться к учёным.

Но и в наше время всё осталось по-прежнему! Современные хариджиты заблудились в понимании Сунны. Они отдалились от учёных, которые лучше всех знают Сунну посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Появились хариджиты, которые стали обвинять мусульман в неверии, считая их кровь и имущество дозволенным (так же поступали их предшественники). Они разрешили убивать неверующих, вошедших под покровительство мусульман. Тем самым они выполняют замыслы врагов Ислама. Догадываются они или нет, но их цели сходятся. Своими идеями они принесли много вреда мусульманам и целым странам. Да упаси нас Аллах от их зла!

О мусульмане! Вернитесь к Сунне вашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), изучайте, обучайте и поступайте в соответствии с ней, следуйте за праведными предшественниками (да будет доволен ими Аллах). Всё сказанное и является исцелением от всех болезней Уммы (мусульманской общины). О мусульмане! Не позволяйте нечестивцам испортить и разрушить вашу религию и мирскую жизнь.

О мусульмане! Бойтесь Аллаха во всём, что делаете и оставляете! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Сура «Сбор», 18).

О рабы Аллаха! Воистину, Аллах дал вам повеление, начав его с Самого Себя, сказав: «Воистину, Аллах и его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сура «Союзники», 56).

Возносите благословения и пожелания мира Господину первых и последних, имаму всех посланников – Мухаммаду!


(мир ему и благословение Аллаха)
Али ибн Абдур-Рахман Аль-Хузейфи
(имам-хатыб Пророческой мечети в Медине)
Перевод: Вахитов М.
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Привёл Ахмад (2/50); Ибн Абу Шейба (4/212); ‘Абд ибн Хумейд (848); Ат-Табарани в книге «Муснад аш-шамиин» (216); Аль-Байхаки в книге «Шу’аб аль-иман» (1199); Аль-Хайсами упомянул в книге «Маджма’»: «В цепочке есть Абдур-Рахман ибн Сабит ибн Саубан, надёжность которого подтвердили Ибн Аль-Мадини, Абу Хатим и другие. Однако, Ахмад и некоторые другие считали его слабым. Оставшиеся передатчики являются надёжными». Аль-Бухари привёл часть этого хадиса без упоминания цепочки передатчиков, намекая на его слабость в главе «О джихаде», в разделе «О том, что говорится о копьях». Привёл также Абу Дауд последнюю часть хадиса в главе «Об одежде», в разделе «Об одежде, которую одевают с целью выделиться», (4031). Ибн Таймия сказал в книге «Маджму’ аль-фатауа» (25/331): «Этот хадис хороший». Аль-‘Иракы сказал, исследуя хадисы в книге «Ихъя ‘улюм ад-дин» (1/342): «Цепочка хадиса достоверная». Учёный Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Барий» признал цепочку хадиса хорошим, (10/271). Ибн Аль-Мубарак в главе «О джихаде» (105), Ибн Абу Шейба в книге «Аль-Мусаннаф» (4/216) привели схожий хадис, передаваемый от Тауса, без упоминания передатчика из числа сподвижников. Ибн Хаджар в книге «Таглик ат-та’лик», (3/446) сказал: «Цепочка передатчиков хорошая». Шейх Аль-Альбани признал достоверность хадиса в «Ируа аль -’алиль», (1269).
  • «Сунан Абу Дауд», в главе «Сунна» (4607); «Сунан Ат-Тирмизи», в главе «Знание» (2676); также привёл Ахмад (4/126-127); Ибн Маджа в предисловии (46); Ад-Дарими в предисловии (95). Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный». Признали достоверность Ибн Хиббан (1/179); Аль-Хаким (1/95-96) и с ними согласился Аз-Захаби. Ибн Раджаб в книге «Джами’ аль-‘улюм уа аль-хикам» привёл слова Абу Ну’ейма: «Хадис хороший из достоверных хадисов учёных Шама». Аль-Альбани признал достоверность хадиса в книге «Сахих ат-таргыб», (37).
  • Привёл Аль-Бухари в главе «Знание» (71), Муслим в главе «Знание» (1037) со слов Му’авия (да будет доволен им Аллах).
  • Привёл Малик в книге «Аль-Муата’» (1619) с разорванной цепочкой передатчиков. Ад-Даракутни привёл с непрерывной цепочкой (4/245); также привёл Аль-Байхаки (10/114), Аль-Хаким (1/172) хадис, передаваемый от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Ибн Абдуль-Барр упомянул в книге «Ат-тамхид» (24/331): «Этот хадис передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и является настолько известным среди учёных, что, можно сказать, не нуждается в непрерывной цепочке». Аль-Альбани признал, что хадис сильный, благодаря схожим хадисам, «Ас-сильсиля ас-сахиха», (4/361).
  • Привёл Ат-Тирмизи в главе «О вере», в разделе «О том, что говорится о разделении этой общины» (2641) в схожем хадисе, передаваемом от Абдуллы ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), сказав при этом: «Этот хадис хороший малоизвестный (гариб)». Аль-Альбани признал хадис хорошим в «Сахих сунан Ат-Тирмизи» (2129). Хадис передаётся от нескольких сподвижников.
  • Здесь предлагаются фрагменты самого популярного сборника суннитских хадисов, признанного наиболее авторитетным - "Аль-Джами ас-Сахих" (по публикации в ж."Наука и Религия"). Перевод В.М. Нирша. Название сборника можно перевести как "Истинное собрание". Его составил знаменитый имам аль-Бухари более тысячи лет назад (родился в 810 году в Бухаре; умер в селении Хартанк близ Самарканда в 870 году). Это имя высоко почитается в мире Ислама. В поисках хадисов имам путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока, повстречав, по его собственным словам, более тысячи мухаддисов (авторитетных собирателей хадисов). Вернувшись в Бухару, аль-Бухари продолжал собирать хадисы. "Ас-Сахих" он составлял в течение шестнадцати лет. За это время он тщательно изучил не менее шестисот тысяч хадисов, из которых отобрал для своей книги всего 7563.

    1. Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: "Поистине, дела связаны с намерениями, и, поистине, каждому достается то, что он внутренне намеревался обрести. Устремившийся к миру этому обретет его, а если он устремится к какой-нибудь женщине, то женится на ней, и каждый придет к тому, что было предметом его устремлений".
    2. Пророк сказал: "Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: "Читай!" Я снова сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: "Читай!" - и я в третий раз сказал ему в ответ: "Я не умею читать!" И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: "Читай!" Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший..."
    3. Сообщают, что Джабир б. Абдаллах аль-Ансари, рассказывавший о периоде откровений, передал в своем рассказе следующее: "Сказал пророк: "Однажды, находясь в пути, я вдруг услышал голос с неба. Посмотрев наверх, я увидел восседавшего на троне между небом и землей ангела, который являлся мне на горе Хира. Я испугался его, вернулся домой и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" - и тогда Аллах Всевышний ниспослал такие слова: "О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды свои очисти! И скверны беги!" И после этого жар откровений усилился, и они стали ниспосылаться одно за другим".
    4. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк сказал: "Вера есть то, что включает в себя более шестидесяти различных частей, одна из которых - стыд".
    5. Передают со слов Анаса, что пророк сказал: "Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе".
    6. Передают, что Абу Зарр сказал: "Как-то, ругая одного человека, я стал стыдить его из-за его матери. Услышав мои слова, пророк сказал мне:"О Абу Зарр, неужели ты позорил этого человека только из-за его матери? Поистине, ты - человек, в котором сохранились остатки джахилийи. Ведь некоторые из ваших братьев по вере могут быть и вашими рабами, когда Аллах делает их подвластными вам, но если человек даже владеет братом своим, то пусть он кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам! Не поручайте таким людям непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь!"
    7. Передают, что Абу Бакр сказал:"Посланник Аллаха сказал: "Если два мусульманина скрестят мечи, то и убийца, и убитый попадут в ад". Я спросил: "О посланник Аллаха, этот - убийца, но почему же и убитый окажется в аду?" Он ответил: "Поистине, потому что и он хотел убить своего товарища!"
    8. Передал Абу Хурайра, что пророк сказал: "Лицемера отличают три признака: если он рассказывает о чем-либо, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает своего обещания; если ему доверяются в чем-то, то он предает".
    9. Абдаллах б. Масуд передал, что пророк сказал: "Поношение мусульманина мусульманином есть отклонение от заповедей религии, а сражение их друг с другом - почти безбожие".
    10. Убада б. ас-Самит сообщил, что однажды посланник Аллаха вышел из своего дома, чтобы поведать о ночи могущества, но услышав, что два мусульманина ругают друг друга, сказал: "Поистине, я вышел из дома, чтобы поведать вам о ночи могущества, но эти двое начали перебранку, и то, что было, исчезло..."
    11. Абу Хурайра передавал, что однажды, когда пророк находился среди людей, к нему подошел какой-то человек и спросил: "Что такое вера?" Пророк ответил: "Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха и в его ангелов, во встречу с Ним и в посланников Его, и чтобы верил ты в воскрешение из мертвых". Человек спросил: "А что такое ислам?" Пророк ответил: "Суть ислама в том, чтобы ты поклонялся лишь Аллаху."
    12. Абдаллах б. Амр б. аль-Ас передавал, что слышал, как посланник Аллаха сказал: "Поистине, Аллах отбирает у людей знание, просто лишая его своих рабов, но Он Отбирает знание у людей, забирая к себе знающих, а когда Он не оставит в живых ни одного обладающего знанием, люди изберут для себя Невежественных руководителей, которых будут спрашивать о важном, а те станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!"
    13. Передают, что Абу Хурайра сказал: "Из слов посланника Аллаха я запомнил столько, что будь все это записано, оно могло бы наполнить целых два сосуда. Что касается содержимого одного из них, то я передал его людям, а если бы я передал содержимое и второго, то мою глотку непременно перерезали бы."
    14. Ибн Умар передал, что пророк сказал: "Творите молитву в своих домах и не уподобляйте их могилам!"
    15. Абу Муса передавал, что пророк сказал: "Поистине, в отношениях между собой правоверные должны быть подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга",- и сказав это, он переплел пальцы своих рук.
    16. Передают, что Абдаллах б. Масуд сказал: "Однажды я спросил пророка: "Какое из дел Аллах любит больше всего?" Он ответил: "Молитву, совершенную в установленное для нее время". Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил: "Любовь к родителям". Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил: "Священную войну на пути Аллаха".

    Хадисы от Аль-Къудсийя

    1.а-д. Хадисы достоверные. Привел Аль-Бухари.
    а) О, сын Адама! Смерть - это дверь, и все люди войдут в нее. О, сын Адама! Смерть - это дорога, и каждый человек пройдет по ней.
    б) О, сын Адама! Ты довольствуешься этим миром: его жарой, холодом, жаждой, голой, тревожной и печальной жизнью, оставляя загробную жизнь с его радостями, почетом и благами. Как неприбыльна такая торговля.
    в) О, сын Адама! Даже если Я дал бы тебе все богатства этого мира, то и тогда ты пожелал бы еще столько же, и не насытился бы твой живот, кроме как землей.
    г) О, сын Адама! Если соберутся от первых до последних, из числа джиннов и людей, живые и мертвые заполнив пространство от (Арша) до Земли, чтобы произрастить из земли хотя бы одно зернышко, плод, или создать листочек (дерева), или растение, или низвести каплю воды с неба, то вы не сможете этого, кроме как (Сами Мы) по Нашей милости к вам. Сказал Всевышний Аллах: "Ваше имущество - Мое имущество. Рай - Мой дом. Нищие - Мои иждивенцы смилуйся над своим слабым телом до того, как ты встретишь Меня".
    д) О, сын Адама! Сделай твое сердце соответствующим твоему языку, а язык твой соответствующим деяниям своим, а деяния твои благими и чистыми пред Всевышним Аллахом, ибо, поистине, сердце лицемера противоречит его языку, а язык его противоречит его деяниям, а деяния его не чисты пред Всевышним Аллахом...
    2. Рай находится у ног вашей матери.
    3. Аллах говорит: О сын Адама, не забывай о смерти, ибо смерть тебя не забудет.
    4. Вера – есть отказ от всякого насилия.
    5. Пусть ни какой мусульманин не поддержит насилия.
    6. Ключ к Раю – это свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха.
    7. Украшайте свой дом намазом.
    8. Любители вы своего Создателя? Если да, то любите прежде всего людей, своих собратьев.
    9. Лучший из вас тот, кто лучше всех обходится с женою своей.
    10. Милосердие не свойственно только тем, кто отправится в Ад.
    11. Даже малейшее выражение почтения к Родителям соединяет вас с Богом.
    12. Из разрешенных законных деяний, самое ненавистное Аллаху расторжение супружества.
    13. Тот, кто жаждет знаний – их познает, познавший же их, - побоится грешить.
    14. Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный день либо говорит правду, либо молчит.
    15. Нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудности.
    16. Нельзя ни причинять зло, ни возмещать злом.
    17. Доверяй доверяющим тебе, и не обмани обманывающих тебя.
    18. Говорите истину, если даже она горька и приятна для людей.
    19. Ад скрыт за наслаждениями, а Рай за трудом и лишениями.

    Хадисы от Муслима

    1. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "(Эта) ближняя жизнь – тюрьма верующему и рай неверному".
    2. От Абу Хурайры. Посланник Аллаха сказал: "Знал бы верующий, каково у Аллаха наказание, не жаждал бы никто Рая Его. Знал бы неверный, каково у Аллаха милосердие, не терял бы никто надежду на Его Рай".
    3. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Воистину, Аллах не смотрит на вашу плоть и обличье, однако Он смотрит на ваши сердца и деяния".
    4. От Му‘авии. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Поистине, коль будешь следить за недостатками людей, сиим себя же и погубишь".
    5. От Джарира ибн Абдуллаха. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Тот, кто лишен (способности) быть мягким, лишен всякого добра".
    6. От Абдуллаха ибн Мас‘уда. Пророк сказал: "Не войдет в Рай тот, в сердце у которого гордыня весом хотя бы с пылинку". На что один из присутствующих сказал: "Ведь человек любит, чтобы у него была красивая одежда и красивая обувь". На что Пророк ответил: "Аллах красив и любит красоту. Гордыня же – надменность перед истиной и пренебрежение людьми".
    7. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не сообщить ли вам то, сделав которое, вы полюбите друг друга? Разнесите между собой салям (пожелание мира)".
    8. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Сильный не тот, кто силен в единоборстве, но тот сильный, кто владеет собой в гневе".
    9. От Абу Хурайры. Один человек сказал Посланнику Аллаха: "Кто из людей более достоин быть моим лучшим другом?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твой отец".
    10. От Абу Са‘ида. Сказал Посланник Аллаха: "Лучший джихад – сказать слово истины перед правителем, творящим несправедливость".
    11. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Богатство не в изобилии мирских благ, однако богатство – это богатство души".
    12. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Для вас достойнее, дабы вы не презирали (не считали малой) Милость Божью, что вам дана".
    13. От ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда. Посланник Аллаха спал на циновке. Когда же он встал, на его боку остался след от нее. Мы сказали: "О Посланник Аллаха! Не принести ли нам тебе мягкую подстилку?" Он сказал: "Какое дело мне до этой жизни? Я в этой жизни подобен лишь всаднику, который нашел тень под деревом, и затем ушел, покинув его".
    14. От Джабира. Посланник Аллаха сказал: "Если мусульманин посадил саженец, съеденное от него будет для него милостыней. И украденное с него (другими) будет для него милостыней. И что съел от него зверь, тоже будет для него милостыней. И то, что съели птицы, будет ему милостыней. И кто бы ни поранил его саженец, – будет для него милостыней".
    15. От Абу Зарра Аль-Гъифария. Пророк привел такие слова от своего Господа, Свят Он и Велик: "О рабы Мои! Воистину, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной для вас, так не поступайте же несправедливо между собой. О рабы Мои! Все вы – заблудшие, кроме тех, кого Я повел прямым путем. Ищите же Моего руководства, и Я наставлю вас. О рабы Мои! Все вы голодны, кроме тех, кого Я накормил. Просите же у Меня пропитания, и Я пропитаю вас. О рабы Мои! Все вы наги, кроме тех, кого Я одел. Просите же у Меня покрова, и Я дам вам покров. О рабы Мои! Вы грешите и ночью, и днем, Я же прощаю грехи полностью. Просите же у Меня прощения, и Я прощу вам. О рабы Мои! Вам не постичь вреда во Мне, дабы навредить Мне, и Вам не постичь пользы во мне, дабы принести Мне пользу. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, будут столь же богобоязненны, как сердце самого богобоязненного из вас, это не прибавит ничего к владениям Моим. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, будут столь же порочны, как сердце самого порочного из вас, это не убавит ничего из Моих владений. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, соберутся в одном обширном месте и попросят Меня, и Я дам каждому то, что он просил, это убавит из того, что у Меня, лишь настолько, насколько убавляет кончик иглы при его погружении в море. О рабы Мои! Поистине, Я исчислю для вас лишь только ваши дела и воздам вам за них сполна. Так пусть же тот, кто обретет благое, возблагодарит и восхвалит Аллаха, Свят Он и Велик, а кто обретет иное, пусть винит только самого себя".

    Хадисы Ан-Навави

    1. Со слов Абу Хурайры ‘Абдуррахмана ибн Сахра передано: "Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Избегайте того, что я вам запретил, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубило лишь только множество вопросов их и разногласий их со своими пророками". (Бухари и Муслим - здесь и далее приведены те, кто собрал хадис)
    2. Cо слов Абу Аль-"Аббаса "Абдуллаха ибн "Аббаса передано: "Однажды я был позади Пророка, и он сказал мне: "О юноша! Поистине я научу тебя словам: Храни (мысль) об Аллахе, и Он будет хранить тебя; храни (мысль) об Аллахе, и ты найдешь Его перед собой; коль просишь, то проси у Аллаха; коль ищешь помощи, то ищи помощи у Аллаха; и знай, что ежели соберется (весь) род людской, дабы сделать что-нибудь полезное тебе, они помогут тебе лишь только тем, что уже предписано тебе Аллахом, и ежели они соберутся, дабы сделать что-нибудь вредное тебе, они навредят тебе лишь только в том, что уже предписано тебе Аллахом, – перья подняты и свитки высохли". (Тирмизи)
    3. Со слов Уабисы ибн Ма’бада передано: "Пророк сказал: "Ты пришел спросить о праведности?" Я сказал: "Да". Он сказал: "Обратись к своему сердцу, (ибо) праведность есть то, в чем находит покой душа, и в чем находит покой сердце, а грех есть то, что вплетается в твою душу и трепещет в груди, даже если люди выкажут и скажут тебе (что это правильно)". (Ахмад и Ад-Дарими)
    4. Со слов Абу Са"лябы Аль-Хушанни Джурсума ибн Нашира передано, что Посланник Аллаха сказал: "Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) обязанностей, так не расторгайте же их, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (их), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!" (Даракутни)
    5. Со слов ‘Абдуллаха ибн "Умара передано: (Однажды) Посланник Аллаха взял меня за плечо и сказал: "Будь в этом мире подобен чужеземцу или путнику". (Человек, передавший этот хадис, поведал о том, что) Ибн "Умар часто говорил: "Коль доживешь до вечера, то не жди утра, а коль доживешь до утра, то не жди вечера, и запасайся у своего здоровья (тем, что пригодится) для твоей болезни, а у своей жизни – (тем, что пригодится) для твоей смерти" (Бухари)
    6. Со слов Анаса передано: Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Сказал Аллах Всевышний: О сын Адама! Поистине, сколько бы ты ни взывал ко Мне и ни просил Меня, Я прощу тебе то, что было за тобой, и не обращу на это внимания. О сын Адама! Пусть твои грехи достигнут голубизны небес, и после ты попросишь у Меня прощения – Я прощу тебе. О сын Адама! Поистине, даже если б ты пришел ко Мне с грехами величиной с землю и встретил Меня, не приобщая ко Мне ничего и никого, – Я дал бы тебе прощение такой же величины" (Тирмизи)

    История мировых религий: конспект лекций Панкин С Ф

    4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы

    У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога Аллаха, как бы транслированного через Мухаммеда, почти не содержит объективных («эпических», переданных внешним наблюдателем), сведений о самом пророке-создателе религии (в отличие от Танаха, Авесты или Нового Завета). Отголоски событий из жизни Мухаммеда в Коране, однако, это всего лишь отрывочные намеки, реальную подоплеку которых можно понять только на основе обширного корпуса исторических данных, не входящих в текст Корана. В одних случаях эти «намеки» ближе всего к взволнованному субъективно-лирическому «потоку сознания» или к внутренней речи – свернутой, безразличной к связности и логической последовательности, ассоциативной и стремительной. В поздних, более спокойных сурах взволнованный комментарий к событиям («фактам») уступает место юридическим или этическим преданиям, продиктованным Аллахом в связи с теми или иными событиями, но сами события («факты») по-прежнему остаются за текстом Корана.

    Вот пример исторически достоверного «факта» и его отзвуков в Коране. Известно, что при возвращении из одного похода любимая жена Мухаммеда, Аиша, «отставшая от колонны и затем приведенная одним молодым мусульманином, дала пищу злословию. После колебания, длившегося несколько дней, Мухаммед, посредством откровения, доказал невиновность своей молодой жены» (Массэ). В 24-й суре Корана этот эпизод из жизни пророка отразился в откровении Аллаха о том, как следует наказывать за прелюбодеяние и как устанавливается виновность или невиновность в прелюбодеянии: «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в после день. И пусть присутствует при их наказании группа верующих…А те, которые бросают обвинения в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, – побейте их восемью-десятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это – распутники, кроме тех, которые потом обратились и исправили. Ибо, поистине, Аллах прощающ, милосерд!».

    Таким образом, в Коране нет рассказа о Мухаммеде, сопоставимого по биографичности со сведениями «Торы» о Моисее или Евангелий о Христе. Между тем именно жизнь Мухаммеда могла бы составить своего рода исламскую священную историю и одновременно служить примером праведной жизни и борьбы за ислам. Таким текстом и стала «Сунна пророка».

    В функциональном плане «Сунна» – это вероучительный источник «второго порядка» (как «Талмуд» в иудаизме или святоотеческие сочинения в христианстве), притом, что в содержательном плане – это биография пророка. Биографизм сближает «Сунну» не только с вероучительными источниками «первого порядка» (с историческими повествованиями в Танахе, с рассказами о Заратуштре в Авесте, или с биографическими эпизодами в Евангелиях), но и с более поздними религиозными сочинениями (прежде всего с христианскими житиями святых).

    Арабское слово сунна, ставшее обозначением биографии Мухаммеда и исламского Св. Предания, буквально значит «путь, пример, образец». В «Сунне» собраны рассказы о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Религиозно-этические нормы, утверждаемые «Сунной», отражают обычаи и правила арабской городской общины, дополненные нормами мусульманской ортодоксии.

    Это вторая (после Корана) основа мусульманского права. Выражение соблюдать Сунну означает подражать Мухаммеду, вести правильную мусульманскую жизнь. Сложилась также устойчивая формула Во имя Книги Аллаха и Сунны его пророка – своего рода начинательная молитва у мусульман.

    В исламе почти не известны конфликты, связанные с различиями в осмыслении оппозиции «Св. Писание (Коран) – Св. Предание (Сунна пророка)». В IX–X вв. «Сунну» начинают почитать едва ли не наравне с Кораном. «Сунна пророка» очень рано была призвана дополнять слово Аллаха, причем независимо от того, согласовывалась ли она с Кораном или вводила новые положения. Было признано и объявлено, что если «Сунна» может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без «Сунны» (Массэ). В знак почитания «Сунны» правомерные мусульмане стали называть себя ахль ассунна, т. е. «люди Сунны, или сунниты». Однако и противостоящие суннитам шиитские течения и секты также почитают «Сунну пророка» наравне с Кораном.

    Первоначально «Сунна», как и рассказы о пророках у иудеев, или об Иисусе у христиан, передавалась устно и служила дополнением к писаному закону – Корану. Первыми распространителями «Сунны» были сподвижники Мухаммеда, которые в различных конфликтных или сложных случаях жизни в качестве аргумента в споре стали вспоминать о поступках пророка, его словах и даже молчании, могущем послужить примером.

    Такие предания стали называть хадисы (арабск. «сообщение, рассказ»).

    Ранние устные хадисы восходят ко второй половине VII и началу УШ вв. В Vni-IX вв. хадисы стали записывать. «Сунна» в целом сложилась к IX в. С середины VII в. составлялись тематические сборники хадисов и сборники, объединявшие вместе хадисы от одного передатчика. Известны тысячи хадисов, однако не все предания одинаково авторитетны. В исламе принято выделять шесть главных сборников хадисов, множество второстепенных и несколько недостаточно достоверных (последние – своего рода мусульманские апокрифы).

    Первое и основное отличие «главных» сборников хадисов от «неглавных» состоит в степени авторитетности рассказчика. Хадисы главных сборников представляются безусловно и полностью достоверными, поскольку они восходят к свидетельствам ближайших сподвижников Мухаммеда, очевидцев тех событий, о которых рассказывается в хадисе. Легко видеть, что это все тот же принцип «ipse dixit» («сам сказал»), служивший основным критерием при формировании книжного канона христианства: каноническими признавались сочинения апостолов или ближайших учеников апостолов, а апокрифами – книги менее авторитетных лиц или книги сомнительной атрибуции, хотя бы и надписанные авторитетным именем.

    Однако в исламе принцип «ipse dixit» проявлялся сильнее, чем в иудаизме и христианстве. В этом отношении особенно характерна и показательна исламская категория иснад – преемственность в получении и передаче информации (знания, сообщения, установления).

    Термин иснад обозначает также одно из наиболее значительных проявлений принципа преемственности: иснад – это цепочка ссылок на рассказчиков в сборниках преданий о пророке Мухаммеде и в других мусульманских трактатах (исторических, юридических). Цепочка ссылок вводит сообщения и фразы, возводимые к какому-либо авторитетному лицу. Например: «Рассказал мне А со слов Б, что В сказал, что Г слышал, как пророк Мухаммед изрек…». Иснад предваряет все хадисы – в качестве свидетельства достоверности сообщения.

    В мусульманской науке сложилась особая исследовательская дисциплина – выявление степени достоверности хадисов путем критики надежности иснадов. Были выработаны специфические критерии и термины, в основном связанные с биографией передатчика и с историей создания и передачи его рассказа. В итоге была разработана довольно сложная классификация хадисов по степени их достоверности, с учетом надежности передатчиков, с чьих слов они были записаны. Таким образом, принцип иснада не только определил композицию хадисов и различия в авторитетности, но и сформировал целое направление текстологических исследований в исламской книжности.

    В истории ислама не раз возникали споры о том, в какой мере заслуживает доверия тот или иной рассказчик и, значит, то религиозное, правовое или этическое установление, которое предписывает хадис, связанный с именем этого передатчика. Чем древнее свидетельство (т. е. чем ближе по времени к жизни пророка), тем большим авторитетом обладал такой рассказчик и его хадис.

    О том, насколько важен принцип древности и хронология иснада, говорит тот факт, что два основных направления в исламе – суннизм и шиизм – различаются между собой тем, какой древности хадисы они признают священными и, следовательно, каноническими источниками права.

    Шииты (от арабск. шиа – «группировка, партия, сторонники») признают только те хадисы, которые восходят к двоюродному брату и зятю Мухаммеда халифу Али и его двум сыновьям. Согласно этим хадисам, продолжить дело пророка, охранять религию и управлять мирскими делами могут только прямые потомки Мухаммеда.

    Для суннитов круг священных сборников хадисов значительно шире, и законными преемниками Мухаммеда они признают не только Али, но и некоторых других халифов.

    Принцип иснада является важной особенностью мусульманкой системы обучения. Иснад предполагает последовательную передачу религиозного знания лично от учителя к ученику на протяжении веков. М. Б. Пиотровский подчеркивал особую роль иснада в мусульманском мистицизме (именно в суфизме), где авторитет мистика во многом зависит от наличия у него достоверного иснада – цепочки, по которой мистические знания (которые не могут быть переданы «просто словами»), переходят от первого учителя к сегодняшнему адепту. Иснад в исламской книжности еще в большей степени, чем пифагорийско-христианское «ipse dixit» («сам сказал») в европейской культуре, воспитывал мусульманского богослова или юриста в постоянной оглядке на авторитеты. Мусульманин, бравший в руки перо, становился автором только в том случае, если в своем сочинении воспроизводил традицию и включался в нее на правах младшего и послушного ученика. От страниц хадисов, заполненных перечнями хранителей традиции, пафос иснада распространялся на всю исламскую книжность. Отсюда – бесконечные ссылки на авторитеты, призванные убедить в правдивости предания и правоверности суждения; постоянная озабоченность, достаточно ли авторитетны те хадисы и их иснады, на которые ссылается пишущий; наконец, абсолютная необходимость каждой новой мысли быть в согласии с суждениями авторитетов ислама. В целом иснад свидетельствует, что черты, характерные для религий Писания, присущи исламу в большей мере, чем иудаизму и христианству. Проявления и последствия иснада – это один из мощных факторов традиционализма в исламской культуре.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

    Смерть Мухаммеда В январе 632 года внезапно заболел Ибрахим. Крепкий мальчик подхватил где-то лихорадку, и каких только лекарей ни приглашал Мухаммед и как только ни молил Аллаха о его выздоровлении, но 27 января 632 года его единственный сын умер. Мухаммед плакал так, что

    автора Васильев Леонид Сергеевич

    Учение Мухаммеда Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем. Как основатель новой религии он явно уступал в этом плане другим – будь то полулегендарные Зороастр, Будда, Лао-цзы и Иисус или вполне реальный Конфуций – в силе и глубине интеллектуального потенциала.

    Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

    Сунна и хадисы Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному поводу, т. е. поучения со ссылкой на авторитет Мухаммеда, вскоре после смерти пророка стали тщательно собираться его

    Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

    ЖИЗНЬ МУХАММЕДА Мухаммед был сыном небогатого торговца из Мекки – торгового городка на караванной дороге вдоль берега Красного моря. Он рано лишился родителей и воспитывался у родственников; терпел нужду, пас овец местных богачей, а когда подрос, стал погонщиком

    Из книги Каир. Биография города автора Олдридж Джеймс

    Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

    Возвышение Мухаммеда Али, модернизатора После ухода британских войск в 1803 году Египет снова попал под власть османов, но те не смогли восстановить порядок. Турецкие наместники не контролировали ситуацию и не могли платить солдатам, которым приходилось грабить дома и

    Из книги История и теория религий автора Панкин С Ф

    36. «Сунна». Пророк Мухаммед У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии.Жизнь Мухаммеда могла бы составить своего рода исламскую священную историю и одновременно служить примером праведной

    Из книги История мировых религий: конспект лекций автора Панкин С Ф

    8. «Арабский судебник» Коран и хадисы В 13-й суре Корана (аят 37) Аллах говорит о Коране: «И так Мы ниспослали его как арабский судебник». Действительно, в сурах 2, 4 и 5 (это более 500 аятов, примерно десятая часть Корана) собраны предписания по религиозным, гражданским и

    автора Шулер Жюль

    Аравия до Мухаммеда Аравия - полуостров в Западной Азии, расположенный по соседству с Африкой; это засушливая и пустынная область, как и Сахара, которая ее продолжает по другую сторону Красного моря. В нескольких оазисах, в горах на западе и на юге развивается

    Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

    Жизнь Мухаммеда Мухаммед родился около 570 г., рано осиротел, пас стада, а в 25 лет стал погонщиком караванов богатой вдовы Хадиджи, на которой впоследствии женился.К сорока годам ему явился ангел, сообщивший, что Бог избрал его своим пророком. Он начинает проповедовать

    Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

    Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

    Шариатская теория и аль-Шафии: хадисы от Пророка И шиитские, и суннитские улемы создали шариатские системы в ответ на возраставшую потребность в последних. Здесь мы весьма схематично обрисуем шариат, сформулированный улемами-суннитами. Радикальные шииты как минимум

    автора Мечковская Нина Борисовна

    Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

    Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

    Сунна и хадисы Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному поводу, т.е. поучения со ссылкой на авторитет Мухаммеда, вскоре после смерти пророка стали тщательно собираться его

    Из книги В тени меча. Возникновение ислама и борьба за Арабскую империю автора Холланд Том

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: