Женские индийские боги. «Страна контрастов»: почему в Индии много богов и кто из них главный Пантеон индийских богов схема

В Индии количество богов огромное и у каждого из них есть своя конкретная ниша. Среди них особенно выделяются три главных правителя: Брахма, Вишну и Шива. Они входят в Тримурти (индуистскую троицу), как создатель, вседержитель и разрушитель.

Верховный бог индусов Брахма

В Индии его считают творцом мира. У него нет ни матери, ни отца, а рожден он из цветка лотоса, который находился в пупке Вишну. Брахма создал мудрецов, принимающих непосредственное участие в сотворении Вселенной. Также создал он 11 Праджапати, которые являются прародителями человечества. Изображают Брахму человеком с четырьмя головами, ликами и руками. Царь богов у индусов имеет красный цвет кожи и одет он в такого же цвета одежды. Есть информация, что каждая из голов Брахмы постоянно рассказывает одну из четырех Вед. К характерным чертам можно отнести белую бороду, символизирующую вечную природу его существования. Есть у него и собственные атрибуты:

  • скипетр в форме черпака;
  • сосуд с водой, который сделан или из металла, или из ;
  • молитвенные четки;
  • книги Вед или цветок лотоса.

Бог индусов Вишну

Представляли его человеком с синей кожей и с четырьмя руками. На голове у этого бога корона, а в руках атрибуты, имеющие важное значение: раковина, чакра, жезл и лотос. На шее находится священный камень. Передвигается Вишну на Орле с получеловеческим лицом. Почитали его как божество поддерживающее жизнь во Вселенной. Этот четырехрукий бог индусов обладает огромным количеством положительных качеств, среди которых можно выделить: знание, богатство, могущество, силу, мужество и великолепие. Есть три основные формы Вишну:

Великий бог индусов Шива

Он является олицетворением разрушения и трансформации. Кожа у него белая, а вот шея синяя. На голове находится спутанный пучок волос. Голову, руки и ноги украшают змеи. Надета на нем шкура тигра или слона. На лбу у него находится третий глаз и трипунда из священного пепла. Изображали его в основном сидящим в позе лотоса. В шиваизме многорукий бог индусов считается верховным, а в других направлениях ему причисляют лишь способность разрушителя. Считается, что именно Шива создал известный звук «Ом».

Индуизм является одной из самых необычных религий мира. Жители древней Индии поклонялись великому множеству богов и божеств. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный Пантеон греческих богов. Занимаясь йогой невозможно обойти своим вниманием богов индуизма, как и йогические учения, это тоже, внушительный пласт древнеиндийской культуры. Давайте попробуем разобраться кто же такие Брахма, Вишну, Шива и многие другие представители индийского Пантеона Богов.

Шива

В древней индийской религии существует огромное множество богов, среди которых выделяют трех самых главных: Шива, Вишну и Брахма. Брахму и Вишну почитают как творца и защитника. В отличие от них, Шива – это разрушитель Вселенной. Так же Шива это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к переменчивому материальному миру. В индийской мифологии считается, что объединившись, Шива, Вишну...

Список богов Древней Индии с кратким описанием и ссылками на полные статьи.

Авалокитешвара — в буддийской мифологии бог сострадания, олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.

Агни — бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени.

Брахма — творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Варуна — всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна - воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их и отпускал грехи.

Вишну — в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну - хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.

Ганеша — в индуистской мифологии «владыка ганы» - божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.

Дьяус — в ведийской мифологии бог дневного неба, персонифицированное небо, муж Притхиви, отец Ушас, Сурьи, Парджаньи, Агни, ашвинов, адитьев, марутов, ангирасов.

Индра — бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее - локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.

Кубера — в индуистской мифологии бог богатств, один из восьми Локапала или охранителей мира, владыка якшей, киннаров и гухьяков. Кубера — внук великого рши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса.

Сурья — в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи - озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.

Хануман — обезьянообразный бог, сын бога ветра Ваю. Древние полагали, что Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.

Шива — в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду - тримурти. Он бог-творец и вместе с тем бог времени и разрушения, бог плодородия и в то же время бог-аскет.

Яма — владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии - Ями.

Другие боги и божества Древней Индии:

Апам Напат Ваю Вивасват
Вирабхадра Вирадж Вишвакарман Вишведевас
Дакша Джаганнатха Дхатр Йама
Кама Маруты Матаришван Парджанья
Праджапати Прадьюмна Пушан Рбху
Рудра Рудры Савитар Сиддха
Сканда Сома Сурьямаса Тваштар
Чандра Шакра

Богини Древней Индии

Деви — в индуистской мифологии жена бога Шивы. Отражает творческую энергию супруга(шакти). В соответствии с двумя ипостасями Шивы, бога-создателя и бога-разрушителя, она выступает то в кротком облике, как Парвати, то в грозном, как Кали.

Дурга — в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов - уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Кали — в брахманизме и индуизме одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Почитается особенно в Бенгалии. Кали изображается главным образом в грозном, устрашающем облике.

Лакшми — в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и чистоты.

Парвати — в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Ганеши, которого создала из своего пота.

Сарасвати — главная для ведийских ариев река, в древнеиндийской мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе молодой женщины; как божество, она считалась покровительницей искусств, наук, богиней мудрости, создательницей письма и алфавита.

Ума — благая ипоставь Деви, жены Шивы. Ума была дочерью ансары Менаки, полубожественного женского существа, обитавшего преимущественно на небесах.

Ушас — в древнеиндийской мифологии богиня утренней зари, которая появляется с рассветом на золотистой колеснице. Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица.

Мифы Древней Индии

Агни – бог огня. Так как религиозные жертвы сжигались в Древней Индии на кострах, Агни играл также роль посредника между божествами и людьми. Изображался с двумя головами, тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, со знаменем из дыма, верхом на баране. Быстрое исчезновение и возникновение огня символизировано в индийском мифе о бегстве Агни от других богов.

Бог Агни. Индийская скульптура VII (?) века

Адитьи – космические боги, сыновья Адити (воплощения материнства) и божественного мудреца Кашьяпы . В ведах Адитьев семь: Варуна, Митра, Арьяман, Бхага, Анша, Дакша и Индра. В ведийский период Адитьи были очень почитаемы. Однако в позднейшей, индуистской, религии их значение падает, а число их возрастает до 12. (См. Индийский миф о сотворении мира .)

Ашвины – боги-близнецы Насатья и Дасра, олицетворения рассвета и заката. Двое могучих витязей, вечно юные и прекрасные, которые на золотой колеснице, влекомой крылатыми конями, первыми из богов появляются на утреннем небе перед рассветом, когда на исходе ночи свет борется с тьмой. Вместе с ними едет их подруга, солнечная дева Сурья – женская параллель бога Сурьи. (См. Ашвины .)

Брахма – верховное божество индуизма, создатель мира и живых существ, сам возникший из Золотого Яйца, которое плавало в первобытных водах. (См. Миф Древней Индии о сотворении мира .) Брахма изображался красным, с четырьмя лицами и телами, с восемью руками. Он живёт на вершине расположенной в центре мира горы Меру и ездит верхом на лебеде. После создания мира Брахма мало вмешивался в его жизнь. Несмотря на своё формальное верховенство, он затмевается в пантеоне индусов двумя другими великими богами – Вишну и Шивой. Жена Брахмы – богиня Савитри , которую он, томимый одиночеством, сотворил из собственного тела. (См. Бог Брахма , Брахманизм .)

Бог Брахма

Брихаспати – бог планеты Юпитер , наставник богов. Из-за похищения богом Сомой жены Брихаспати, Тары, разгорелась великая война богов и асуров .

Будха – бог планеты Меркурий , зачатый женой Брихаспати, Тарой, от Сомы во время её похищения последним. Был прародителем Лунной династии царей.

Бхага – бог счастливой доли. Считался слепым, так как счастье в жизни достаётся человеку по случайности, безотносительно к способностям и заслугам.

Варуна – в ведической религии бог неба – верховный из богов. Соответствует древнегреческому Урану. Имена Варуна и Уран происходят от общего индоевропейского корня. В эпоху индуизма Варуна утратил главенство в пантеоне и превратился в бога-повелителя небесных вод, посылающего дождь. Изображался верхом на волшебном водном животном Макаре (смесь дельфина, акулы и крокодила) с арканом из змеи в руке. (См. Бог Варуна.)

Бог Варуна. Индийская миниатюра XVII века

Ваю (Вата) – бог воздуха и ветра. Его культ имеет общеиндоевропейские истоки – по имени Вата соответствует древнегерманскому Водану и скандинавскому Одину . Тысячеглазый Ваю ездит иногда на олене (символ быстроты), но чаще – в сияющей колеснице, запряжённой множеством коней или быков. Имена Ваю и Вата обычно являлись синонимами, но иногда под ними почитали двух разных, хотя и близких друг к другу, богов: Вата был больше связан со стихиями ветра и бури, Ваю – с воздухом. В эпосе Ваю считался отцом обезьяньего царя Ханумана (героя «Рамаяны ») и Бхимасены, богатыря из «Махабхараты ».

Бог Ваю верхом на олене

Ведическая религия – отражённые в ведах первоначальные религиозные представления индусов-ариев , которые были выработаны ещё до их переселения в Индию – на первоначальной центральноазиатской или восточноевропейской родине. Ведическая религия сильно отличается от позднейшего индуизма – верований, возникших уже на индийской почве под влиянием местных культов и новых философских систем. (См. Ведическая религия .)

Вивасват – древнейший бог солнца, впоследствии вытесненный Сурьей. Восьмой из Адитьев, родившийся безобразным – без рук и без ног, гладким со всех сторон, равным по высоте и толщине – Вивасват был отвергнут собственной матерью. Старшие братья-Адитьи отсекли от тела Вивасвата всё лишнее, чтобы он стал похож на человека, а из оставшихся кусков возник слон. Сын Вивасвата Яма сделался позднее богом смерти. (См. Бог Вивасват .)

Вишну – член верховной индийской божественной триады (Тримурти), бог-хранитель мира, который в отличие от Шивы олицетворяет не бурное и неудержимое, а ясное и спокойное начало Вселенной. Ради спасения колебавшегося в разные эпохи миропорядка Вишну 10 раз воплощался в могущественные смертные существа (10 аватар Вишну .) Среди этих воплощений – Рама и Кришна, герои знаменитых поэм Рамаяна и Махабхарата . Вишну обычно изображается возлежащим на громадном мировом змее Шеше или стоящим во всеоружии юношей в жёлтой одежде и синей кожей. Ездит Вишну на царе птиц Гаруде . Супруга Вишну – богиня счастья и красоты Лакшми. (См. .)

Четырёхрукий Вишну. Статуя XIII века

Ганеша – бог мудрости, приносящий благополучие. Обычно признавался сыном Шивы и Дурги. Его изображали с красным или жёлтым шарообразным туловищем, с четырьмя руками, головой слона, одним бивнем во рту, верхом на крысе.

Бог Ганеша, статуя XIII века

Дурга – супруга Шивы, богиня-воительница, имеющая множество других имён (Парвати, Кали, Ума и др.). Изображается в виде десятирукой или двадцатирукой женщины восседающей на тигре или льве. Шиваиты приносят Дурге кровавые жертвы: козлов, буйволов, иногда и людей.

Богиня Дурга. Рельефное изображение храма в г. Патан, Индия

Дхрува – бог Полярной звезды. Изошёл из пупа Брахмы. Имя его означает «твёрдый, непоколебимый», так как Полярная звезда не меняет своего положения не небосклоне.

Дьяус – древнейший бог неба и небесного света, который уже в ведах был почти полностью вытеснен образом Варуны.

Индра – бог грома, молнии и воинской доблести. Индра восходит к тому же общеиндоевропейскому образу, что и греческий Зевс , славянский Перун , скандинавский Тор . Индра совершил множество подвигов в боях с демонами и великанами. Главные из них – победа над «запирателем вод» Вритрой и освобождение коров (лучей зари), похищенных демонским племенем паниев. Индра живёт со своей женой Шачи в великолепном небесном царстве , чья столица – тысячевратный город Амаравати, полный золота и драгоценных камней. В ведийской религии Индра наряду с Варуной относился к числу главных богов, но в индуизме его значение поблекло.

Изображение Индры из храма Бантеай-Срей, Камбоджа

Индуизм – религиозное учение, созданное в ходе развития первоначальной ведической религии при влиянии на неё верований доарийского населения Индии и философской мысли. Пантеон богов индуизма сильно отличается от ведического. Вместо старых индоевропейских богов (Варуна, Индра, Митра и др.) на первый план здесь выходит Троица Брахмы, Вишну и Шивы, которая отсутствует в ведах.

Кама – бог чувственного влечения, в честь которого названа Камасутра. Изображается в виде красивого юноши с зелёной кожей. Кама держит в руке лук из сахарного тростника и пять стрел из цветов. Он постоянно окружён пчёлами (пчела, окунающаяся в цветок, – символ любовного акта) и ездит на попугае Шуку.

Бог Кама, целящий любовной стрелой в Шиву

Кубера – бог богатства, брат знаменитого ракшаса Раваны и повелитель якшей . Изображается человеком с пухлым телом, сидящим на белом льве, держа в руке мангуста – животное, которое, по представлениям индусов, может отрыгивать драгоценные камни. В ведах Кубера считался нечистым духом земли и гор – и повелителем над зарытыми сокровищами. Благодаря последнему качеству он и был переосмыслен позднее в бога богатства.

Лакшми – богиня счастья и красоты, супруга бога Вишну.

Локапалы – боги-властители стран света. В индийской религии их вначале было четверо: Кубера – покровитель севера, Индра – востока, Яма – юга, Варуна – запада. Потом число Локапал дошло до восьми: были добавлены Сома – как покровитель северо-востока, Сурья – юго-востока, Агни – юго-запада, Ваю – северо-запада.

Маруты – боги бури. Сыновья Рудры, числом трижды семь, они стали свитой бога Индры. В золотых доспехах, с огненными молниями в руках Маруты мчатся за Индрой по небу на сверкающих колесницах, запряженных пятнистыми оленями. От их неистовства сотрясаются горы, и в страхе клонятся долу леса.

Митра – общий для индусов и иранцев бог добра и света, вседержитель, который хранит мировой порядок, поддерживает ход небесных светил, а также устои человеческого общества. Весьма почитаемый в глубокой древности у ариев, Митра в Индии не имел большого значения. Уже в ведах образ его блекнет. В Древнем Иране культ Митры, напротив, с течением веков обретал всё больше влияния, развившись к началу нашей эры в широко распространённое учение митраизма , которое одно время соперничало с христианством.

Пушан – бог-хранитель дорог и стад. Иногда считался беззубым , и жертвы ему приносили кашей.

Рудра – древнейший арийский бог ярости и гнева, позднее слившийся с образом Шивы. Имя его происходит от общеиндоевропейского корня со значением «ярко-красный» (ср. русское «рдяной»). (См. Рудра и жертвоприношение Дакши .)

Савитар – бог солнечного света с золотыми руками, глазами и языком и жёлтыми волосами. Ездит на колеснице с золотым дышлом, запряжённой двумя лучезарными конями. Савитар символизировал живительную силу Солнца, а в образе Сурьи индусы олицетворяли это светило как физическое тело.

Савитри – жена Брахмы, богиня, которая породила науки и искусства и питает их своею грудью; покровительница мудрых и благочестивых. (См. Богиня Савитри .)

Сарасвати – богиня мудрости и красноречия.

Сканда – бог войны, сын Сурьи или Шивы, убийца могучего асура Тараки. Сканда изображался шестиголовым и двенадцатируким юношей, который едет на павлине, держа в руке знамя с рисунком петуха. Сканда покровительствовал не только воинам, но и ворам.

Бог Сканда. Скульптура XII века

Сома – в ведах – бог священного опьяняющего напитка древних ариев. Рецепт его неизвестен: некоторые считают, что сома была разновидностью вина или пива, другие – что её приготовляли из галлюциногенных грибов, вроде мухоморов. В индуистскую эпоху Сома стал богом луны, властителем над планетами и звездами. Он женился на 27 дочерях прародителя Дакши, ставших созвездиями на небе. Дакша, разгневанный тем, что из 27 супруг Сома предпочитал лишь одну – Рохини, наслал на него недуг, от которого луна стала чахнуть и уменьшаться. Боги умоляли Дакшу снять проклятие, и тот позволил Соме одну половину месяца полнеть и расти в размерах, а другую вновь худеть – так возник цикл полнолуния и новолуния. (См. Бог Сома .)

Сура – богиня вина и хмеля, жена или дочь Варуны. Вышла из глубины вод при пахтании океана .

Сурья – бог солнца, который ездит по небу в колеснице, запряжённой семью лошадьми. Его возничий – Аруна, брат царя птиц Гаруды. Как всевидящее око, Сурья знает всё, что происходит на земле. На небесном пути Сурью преследует дракон Раху и время от времени проглатывает его – так происходят солнечные затмения. Сурья – отец Карны, одного из главных героев «Махабхараты».

Храм в честь бога Сурьи в Гуджарате. XI век

Тваштар – божественный мастер, изготовивший многие волшебные предметы и даже живых существ. Близок к образу древнегреческого Гефеста .

Тримурти – троица верховных богов поздней индусской религии – индуизма. В неё входят Брахма, Вишну и Шива , олицетворяющие соответственно творческую, охраняющую и разрушительную силу мира.

Ушас – богиня зари.

Шани – сын Вивасвата, бог планеты Сатурн .

Шачи – богиня ревности и гнева, жена Индры.

Шива – один из трёх верховных богов индуизма, который в отличие от Вишну олицетворяет не ясное и спокойное, а бурное, неудержимое, разрушительное начало, без которого, однако, тоже непредставимо творчество и жизнь и не может существовать Вселенная. Шива уничтожает мир и богов в конце каждой кальпы (мировой эры). Символом его неукротимой энергии является лингам (фаллос). Изображения лингама в виде каменной колонны, покоящейся на йони (женском символе) – главный объект поклонения шиваитов. Свиту Шивы составляют якши , веталы и пишачи – злые духи и оборотни, которые живут на кладбищах и питаются человеческим мясом. В качестве «великого аскета» (махайогина ) Шива изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в медитацию. Посредине лба Шивы – третий глаз, чей взгляд испепеляет. Жена Шивы – ужасная богиня Дурга. (См. Бог Шива .)

Религиозная картина Индии, а точнее индуизма, традиционно складывается из сосуществования множества различных независимых школ. На сегодняшний день исследователи насчитывают четыре основные традиции внутри индийского язычества, каждая из которых имеет массу ответвлений. Большая часть из них корнями уходит в седые времена ведизма - древнейшую форму религиозности индоариев. Из этого же источника происходят и древние боги Индии, по крайней мере, многие из современных пантеонов индуистских школ.

Тримурти - индуистская троица

Во главе всех божеств индуизма стоит так называемая индуистская троица - Тримурти, ипостасями которой являются Шива, Вишну и Брахма. Последнему отводится роль творца мироздания. Призвание Вишну - сохранение космоса, а миссия Шивы, соответственно, - разрушение мира, когда приходит время.

Стоит сказать, что в различных школах Тримурти интерпретируется по-разному. Так, например, шиваизм уделяет основное внимание Шиве, а вишнуизм - Вишну. В традициях шактизма во главе богов стоит не троица богов, а богиня-мать Шакти. К тому же, некоторые вовсе отрицают троичность верховного божества, почитая в качестве такового Ишвару или Бхагавана.

В целом, представление о троичности бога никогда не было популярным у индусов. На практике религиозные учителя концентрировались только на одной ипостаси, признавая две другие только в качестве дополнительных второстепенных аспектов либо отвергая их вовсе.

Число богов индийского пантеона

Вслед за главными божествами следуют прочие боги Индии, список которых включает до 330 миллионов различных божественных сущностей. Впрочем, древнейшие слои традиции говорят только о 33 богах, а их значительный численный рост в поздние времена, возможно, обязан неверному истолкованию текста одной из вед, где слово «koti» можно перевести как «10 миллионов» и как «вид».

В любом случае вера в то, что боги Индии насчитывают 330 миллионов представителей, является мейнстримом современной традиции и часто символически интерпретируется как вера в неисчислимость, бесконечную многочисленность божественного рода.

Локапалы - хранители мира

Основным из них является класс локапал. Это 8 (в древнем индуизме только 4) божеств, которые поддерживают мир. В юрисдикцию каждого из них входит определенная сторона света, каждому из них присваиваются священное животное, атрибут и божественная супруга.

Боги Индии, составляющие этот род: Сома, Агни, Индра, Яма, Варуна, Ваю, Кубера, Сурья.

Основные боги индуизма

В реальной жизни индусов преимущественное значение имеет небольшая группа богов, чья божественная юрисдикция наиболее значима для повседневной жизни. Наверное, всем известны имена Ханумана, Ганеши и Сарасвати. Первый из них - бог в образе обезьяны. Это очень древний персонаж индийской мифологии, он имеет огромное значение для индусов как покровитель деревень и их населения.

Не уступает ему в популярности бог с головой слона - любимый очень многими не только в Индии, но и за ее пределами добрый покровитель мудрости и благополучия Ганеша. Сарасвати - это богиня мудрости и искусств. Это также весьма и весьма почитаемая божественная личность в индуизме. Кроме этих трех, есть и другие древние боги Индии, авторитет которых и сегодня довольно высок в индуистском обществе. Таковы Кали - богиня разрушения и истребительница демонов, Лакшми - богиня благополучия, изобилия, богатства, удачи и радости, Кама - бог любви верхом на попугае, и ряд других.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги - высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: