Какие поступки может совершить сверхчеловек. Что не так с идеей ницше о сверхчеловеке

Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

В творчестве Ницше выделяется три периода:

1) 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные размышления»);

2) 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») – период разочарований и критичности – «трезвый»;

3) 1887–1889 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»).

Познание для Ницше – это интерпретации, истолкования, тесно связанные с внутренней жизнью человека, он справедливо отмечает, что один и тот же текст допускает многочисленные интерпретации, так как мысль – это знак со множеством смыслов. Чтобы понять вещь, нужно человеческое перевести в природное, поэтому одним из самых важных средств познания и выступает перевод человеческого в природное.

По мнению Ницше, человек – это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека – «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.

Главная проблема человека, его сущности и природы – это проблема его духа.

Согласно Ницше, дух:

– это выносливость;

– отвага и свобода;

– утверждение своей воли.

Главная цель стремлений человека – это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.

В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том:

– что человек есть нечто, что должно преодолеть;

– все существа создавали нечто, что выше их;

– люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.

Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек – это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».

Ницшевский сверхчеловек – это смысл бытия, соль земли. По его мнению, место умершего Бога займет сверхчеловек. Ницше считает, что идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек может получиться лишь из поколения аристократов, господ по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, из тех, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, которое не желает ничего знать о подлинном предназначении современных людей.

У Ницше под влиянием физико-космологических изысканий Дюринга сложилась идея вечного возвращения, которая должна компенсировать утраченную вместе с христианством надежду на возможную вечную жизнь за гробом. Если логически следовать этой идее, то люди обречены на вечность, потому что уже живут в вечности. Вечность, по мнению Ницше, совпадает с мгновением.

Фридрих Ницше:
"Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.
ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ.
ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО?"

Когда речь заходит о творчестве Ницше, первое, о чем мы вспоминаем, - это сверхчеловек, с которым связаны нацистские проповеди превосходства арийской расы и мечты о «высоких, стройных и белокурых» людях, наполняющих собой города всей земли. Однако на поверку оказывается, что первоначально идея о сверхчеловеке представляла собой нечто иное, и лишь позднее была извращена идеологами фашизма.

Идея о сверхчеловеке закономерно родилась в тот момент, когда философия стояла на распутье, не зная, куда двигаться дальше. До этого момента считали, что любой индивид может бесконечно совершенствоваться и развиваться, что он добр и справедлив по своей природе - и рано или поздно достигнет предела всех совершенств. Однако в XIX веке философы пришли к выводу, что это вовсе не так и что человек принципиально несовершенен, ничтожен, неразвит. Как раз на волне подобных упадочнических настроений и появилось учение Ницше о сверхчеловеке.

Первое, о чем он поспешил заявить, - это смерть Бога. Не стоит понимать данную фразу буквально. Речь в ней идет не о факте смерти, а о том, что на момент, когда Ницше писал свою книгу, размышления о Боге были практически уже невозможны (то есть умер философский бог, бог метафизики, равняясь на которого, человек стремился к совершенству). Что же пришло на смену несуществующему уже божеству? Конечно же, это не мог быть просто человек, так как он - всего лишь недоразвитое животное. Новым Богом могло стать только существо, действительно наделенное совершенством, то есть сверхчеловек.

На вопрос, что такое сверхчеловек у Ницше, довольно просто ответить, опираясь на книгу «Так говорил Заратустра». Именно в ней философ поместил свое учение о существе, призванном служить образцом для подражания и целью развития всех простых людей. Сверхчеловек - это существо, разум которого настолько совершенен, что позволяет управлять телом и волей. Это существо, презирающее мир простых людей и уходящее от него в горы, чтобы достичь предельного совершенства мыслей и поступков.

Образцом такого сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма Заратустру, который и становится главным героем книги. Философ рекомендует всем, кто решил подняться над обыденностью и превзойти свою ущербную человеческую природу, равняться на великого пророка и совершить скачок через пропасть, отделяющую просто человека от сверхчеловека.

Для того чтобы стать сверхчеловеком, необходимо изменить свое мировоззрение, посмотреть вокруг себя и увидеть, что мир людей достоин только презрения. Удалившись от этого мира, будущий сверхчеловек сосредоточивается на себе, на своих мыслях. Его дух проходит три этапа развития:

1) «верблюд» - человек, нагруженный традициями и установками культуры и традициями предыдущих поколений;

2) «лев» - человек, отрицающий себя как «верблюда», то есть отказывающийся абсолютно от всего того, от чего он зависит;

3) «ребенок» - человек, открытый для всего нового, чистый лист, сам создающий себе законы и управляющий своей волей.

Основной характеристикой сверхчеловека является наличие у него воли к власти. Воля к власти представляет собой стремление к тому, чтобы быть выше всех, быть самым лучшим, возвыситься благодаря своему уму и талантам и властвовать ущербными людьми. Воля к власти управляет миром и заставляет в борьбе доказывать свою силу и право на существование. Однако воля к власти - это не естественный отбор, о котором говорил Дарвин. Путем естественного отбора выживают только приспособленцы, то есть не всегда самые сильные и талантливые. Напротив, это могут быть самые слабые особи, наделенные хитростью. Ницше же проповедует не хитрость и изворотливость, а настоящую мощь разума и несгибаемую волю, редкостную личность, способную на подвиги.

* * *
НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:

"СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ!
СВЕРХЧЕЛОВЕК - СМЫСЛ ЗЕМЛИ.
ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ:
ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!"

"ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК.
НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И
НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ.
И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:
ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ УТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ."

2.2 "Идеал человека - сверхчеловек"

Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство, прежде всего, в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.

Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль.

В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Однако Ницше не мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как ощущал себя принадлежащим к расе хозяев и признавал их мораль не только более высокой, но и единственно достойной этого названия. Релятивистская этика с ее тезисом: "каждый имеет тот тип морали, который подходит ему" оказывается только внешней видимостью. В ее основании лежит этика абсолютизма, согласно которой правильной является только одна мораль - мораль хозяев.

Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные Ницше господствующей морали, то, вероятность их можно свести к некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий. Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.

Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п.

Собственная моральная позиция Ницше, позиция хозяина почти прямо противоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями служат: во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-вторых, свобода сильного свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает господствующая мораль есть ложь. Истинная справедливость, считает Ницше, основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - это признак упадка. Ложным является и принцип полезности назначение жизни состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма: если и может у кого-либо быть великая цель, то она, наверняка, важнее благополучия ближнего. Дело не в любви к ближнему; уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие - это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что иное, как эгоизм, но только эгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на слабых и вырождающихся. Требованием жизни является не спасение и даже не помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, должен быть: "Падающего подтолкни!". То же и в случае с принципом общественного блага только великие индивидуальности имеют ценность. Что касается массы, то она может представлять интерес или как копия великого, или как сила, сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.

Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруистических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Есть только ложь. но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственность и тем самым разрушает единственное ценное - жизнь.

Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял и осуществил переоценку всех ценностей: все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на свои места - на место ценностей мнимых поставить истинные ценности. В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию Ницше, он стремится встать "по ту сторону добра и зла". Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками есть ложь. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали. Именно в этом смысле Ницше называет себя имморалистом.

Однако возможна ли в принципе точка зрения абсолютного имморализма? Разумеется, речь идет не об отдельных поступках, противоречащих требованиям общественной морали, не о преступниках в обычном смысле, а о морали как системе взглядов, представлений, предписаний, требований и т.п. С этой точки зрения то, что провозглашает Ницше, так сказать, сдвинуты, поставлены на непривычное место эти самые рамки. Точнее говоря, у него принят иной критерий добра и зла.

Следовательно, по сравнению с предшествующей традицией позиция Ницше характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на самое мораль, то Ницше претендует на создание не только новой или подновленной системы этики, но и новой морали. Ни один из философов прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный, ни Фома Аквинский, ни Кант - не заходил столь далеко: каждый из них претендовал на создание новой этики как философии морали, но не самой морали. Иными словами они стремились концептуализировать мораль своего времени, выявить ее основные черты, фундаментальные основоположения и показать вытекающие из них следствия.

Провозглашенная Ницше мораль своим фундаментом имеет жизнь как первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает не только размышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции. Инстинкты этого рода в наибольшей мере развиты у Сверхчеловека - созданного философией Ницше идеала человека. Его еще нет в реальности. Залогом его появления служат те единицы, вроде самого Ницше, которые живут жизнью провозвестников.

"Мы, те, кто мыслит и чувствует, единственные, кто действительно и постоянно делает нечто, чего еще нет: весь постоянно растущий мир ценностей, красок, веса, перспективы, лестницы утверждений и отрицаний. найденные нами поэтические вымыслы становятся руководством для так называемых практических людей (наших актеров), призванных превращать их в плоть и действительность, даже в повседневность".

"вокруг творцов новых ценностей вертится мир; он вращается неслышно".

"Моя задача подвигнуть человечество к решениям, которые определят все будущее".

"Я хочу научить вас устремляться вслед за мной в далекое будущее".

Зарождение сознания в человеке

Леви-Брюль, исследовавший обширный этнографический материал, сделал точные и глубокие выводы о сознании первобытного человека, в основе которого лежат коллективные представления. Правда, он сразу подчеркивает...

Русская религиозная философия XIX – XX веков

Будущее мира в художественном творчестве В.С. Соловьёв связывает с высшими целями человеческой жизни (под высшей целью понимался идеал всеобщей солидарности и истинное всеединство). Эти мысли В.С...

Философия Древнего Китая

Высокоморальный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга...

Философия как форма мировоззрения

Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему по своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретны исследования юридической науки. Идея права неизбежно связаны неразрывной цепью таких понятий...

Философия Ф. Ницше

Переоценка ценностей предполагает, следовательно, отрицание сострадания, доброты, долга. Кто не щадит себя, не имеет права щадить другого, любовь невозможна без ненависти...

Философия Ф. Ницше

"Этот мир, - утверждает Ницше, - есть воля к власти, и больше ничего! И вы сами тоже есть эта воля к власти, и больше ничего!". Цит. по: Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М., 2004. С...

Данные размышления являются всего лишь интерпретациями идей различных философов и течений. Автор стремится передать их в первозданном виде, но не застрахован от случайного домысления.

Сами по себе идеи почти ничего не могут - эти единичные смысловые конструкты слишком слабы, слишком одиноки, слишком ничтожны и поэтому не способны повлиять на человеческое общество. Но если из разрозненных идей собрать более-менее цельный конструкт, отвечающий потребностям обладающей потенциальной или фактической властью какой-либо социальной, то дело может принять дурной оборот. Идея сверхчеловека не нова для человеческой культуры, но сама по себе она ничего не несёт и слишком сильно зависит от контекста, в который её помещают. Пара ловких логических манипуляций и вот уже идею о сверхчеловеке можно найти и в Библии, и в мифах древности, и в рекламных слоганах дезодорантов и шампуней. И ваш любимый супергерой тоже может оказаться тем ещё уберменшем - нужно лишь взглянуть на него под определённым углом.

Если вам вдруг захочется узнать о концепции Ницше побольше, то, скорее всего, вы первым делом окажетесь на википедии и не факт что после этого захотите продолжить путь (хотя заглянуть на киберленинку всё же не помешает). Несмотря на то что понимание уберменша для Ницше, это в первую очередь понимание моральное (при этом императивное — сверхчеловеку не нужно общество, чтобы жить нравственно — он сам себе общество), последующие интерпретации сместили фокус на физические особенности уберменша, оставив за бортом метафизическое измерение, благо Ницше сам оставил эту лазейку, когда говорил об эволюции человека. Возможно именно этот биологический пафос и стал тем, что позволило идее о сверхчеловеке стать частью массовой культуры. Ну, а то, что идея была изначально изложена в художественном произведении, лишь дало ещё больший толчок к последующим трактовкам и интерпретациям.

«Бог мёртв» - именно эта предпосылка и создаёт базис для появления ницшеанского сверхчеловека, который оказывается один на один перед многогранным миром без этического проводника, без нормативистского сверх-Я, которое бы могло указать ему путь и оправдать (или осудить) все его деяния.

Но возможно ли существование сверхчеловека без смерти бога? - Да, возможно.

Задолго до Ницше об этом говорили гуманисты эпохи Просвещения, которые вывели, что раз человек создан по образу и подобию Бога, то сам является Богом, а значит способен действовать независимо, вне рамок, накладываемых на него Библией, священниками или господствующей моралью. Данная логическая конструкция позволяет выйти из-под власти Большого Другого, который до этого определял жизни людей, чтобы стать для себя источником морали, не зависимой от внешнего субъекта.

Нечто подобное сделали и экзистенциалисты, которые в своей массе отрицали власть идеи над человеком и оставляли его абсолютно незащищённым перед внешним миром. Если осознал эту правду жизни, что всё то, во что ты верил, - всего лишь выдумка, то можешь поверить в любую из всех возможных. Или создать свою собственную картину мира, которая будет ничем не лучше остальных. Но при этом и не хуже.

Чтобы как можно глубже понять «Мираклмена» в интерпретации Алана Мура всё вышесказанное лучше держать в голове, иначе отсылки к философии Ницше так и останутся лишь простыми отсылками, призванными придать условной глубины и ценности посредством культурной преемственности. Но что ещё более важно - именно подобное детальное рассмотрение произведения позволяет обнаружить, что как бы не пытался Мур, он всё так же остался в плену стереотипов массовой культуры и не смог преодолеть рамки биологического понимания сущности сверхчеловека (хотя может это и вина супергероического жанра, преодолеть недостатки которого раз за разом пытался Мур). Но для этого нужно чуть более детально разобрать сюжет комикса.

Внимание, Спойлеры!

Одно из самых явных достижений Мура - это перемещение Мираклмена и его чудо-семьи из Золотого Века в Бронзовый со всем сохранением ранее накопленного опыта. Всё, что происходило тогда - не более чем искусственно созданные сны в секретных правительственных лабораториях. Всё чудо-семейство - результат изучения технологии инопланетян, которая позволяет с помощью заложенных триггеров менять тела живых существ, оставляя разум на месте. Главная слабость чудо-семьи - необходимость для «превращения» использовать специальные слова, которые иногда нет возможности произнести или можно забыть. Из-за череды неудач учёным пришлось вывести чудо-людей из сна, а затем и попытаться уничтожить их атомным взрывом. Один погиб, второй потерял память, а третий познал, что он сам вершитель своей судьбы и избавился от оков своего старого миропонимания. Здесь берёт начало одна из первых попыток художественными средствами раскрыть сущность сверхчеловека. Их здесь будет много, но эта видится мне одной из самых важных.

Первое и самое популярное измерение сверхчеловека - физическое или биологическое, несмотря на то, что фактически это два разных критерия. Физически, то есть внешне, сверхчеловеком может быть любая разумная форма жизни гуманоидного типа, обладающая пониманием человеческой культуры, ведь человек - это не только биологический конструкт, но и социальный. Супермен является физическим воплощением сверхчеловека, но никак не биологическим - он представитель инопланетной расы, которая чисто случайно (и маркетингово) имеет ту же морфологию, что и мы с вами. Мираклмен Мура даже не смотря на использование инопланетных технологий является сверхчеловеком на биологическом уровне (но в отличие от своей дочери искусственно созданным). Он воплощает в себе внешние черты сверхчеловека - неуязвимость, способности к полёту, лучи из глаз и целый ворох суперсил, которыми он пока ещё не овладел. Он является сверхчеловеком по праву силы, точно так же как ими являются все члены чудо-семьи.

Молодой Мираклмен некогда был протеже главного героя, он всего лишь учился быть «супергероем». Если у Мираклмена был исключительный компас определения добра и зла (о том, что эти понятия оценочны и контекстуальны я думаю вам не нужно напоминать), то у обоих его помощников была лишь ориентация на наставника, подражание его действиям, мыслям и суждениям. Когда же главный герой потерял память (что равносильно его смерти), то Молодой Мираклмен остался без этического компаса. Это позволило ему прийти к мысли, что этики как таковой и не существует. Ну, или она существовала до тех пор, пока был жив её носитель - детали не особо важны. Нормы всего лишь выдумка, которая была призвана подчинить его чужой воле и заставить действовать иначе, чем он того хотел. Он обрёл новый тип разумности, основанной на следовании собственным желаниям, а не желаниям Большого Другого. Увы, но обида, последовавшая за осознанием этого факта, не позволила ему выстроить собственный моральный комплекс - «Бог умер», осталась нигилистическая пустота, в противовес которой Ницше некогда и выдвинул идею сверхчеловека.

Следующая точка, в которой раскрывается сущность сверхчеловека - это прибытие вернувшего себе память (и сверхсилы) Мираклмена на секретную базу. Чуть позже увидевшие его мощь немецкие солдаты воскликнут, что это и есть тот уберменш, который был их идеалом во времена Третьего Рейха. Светловолосый атлет, способный руками разрывать танки. Для Гитлера идея сверхчеловека была составной частью антисимитизма, способом ограничить людей высшей крови от людей низшей. Разграничить их права на биологическом уровне, уничтожить «слабую ветвь» человеческой эволюции. Именно таким уберменшем и был Мираклмен - ариец, во благо нации которого совершались самые ужасные деяния и чьей волей ни прикрывались. Именно на базе Мур высказывает одну из самых глубоких своих идей - не столь важно, какими силами обладает физическое воплощение сверхчеловека, главное, чтобы он был на «нашей стороне», был управляем и действовал в «наших» интересах. Его главная задача - сохранять статус-кво, оставлять одних у власти и не давать другим до неё добраться. Метафизически это, конечно, не сверхчеловек.

Следующим важным событием становится борьба Пантеона (Мираклмена (М), Мираклвумен и их друзей-инопланетян) против Молодого Мираклмена (ММ), который вновь появляется в этом мире. К тому моменту Мур накинет множество образов и смыслов к общей сюжетной линии, так что истинную суть очередного противостояния сверхчеловека (ММ) и Бога (М) очень легко упустить из виду, тем более что это сражение становится и сюжетной кульминацией. Противостояние этих существ приобретает новое значение - оно начинает отражать ещё и борьбу различных мироощущений. Не смотря на то, что сам Мур объясняет это противостояние через тягу антогониста к Тонатосу, смерти (тогда как главные герои воплощают собой Эрос, живородящее начало), производимое антагонистом разрушение носит иное символическое наполнение, состоящее из того же нигилизма и отрицания текущего миропорядка как такового. Он обладает запредельной силой и только поэтому оказывается способен совершить столь огромные разрушения. И, что самое важное, он хочет победить Бога, который и воплощает для него мораль. Только с его смертью он сможет обрести власть над своей собственной жизнью. Во всех остальных случаях его будут способны подчинить своей воле вполне реальные существа. Точно так же ведут себя атеисты, борющиеся с церковью - они хотят уничтожить источник угнетения, символически выраженный во власти бога над ними. Точно так же ведут себя подростки, бунтующие против «системы». Когда же Молодой Мираклмен оказывается повержен, начинается новая глава в истории этого мира.

Мир после лондонской резни - это мир, который понимает, что с человечеством вместе живут существа, способные к невообразимым разрушениям и неуязвимые к человеческому оружию. Единственный способ управлять ими - это идеология, но к этому моменту люди оказываются лишены и этого инструмента. Оставшиеся в живых сверхлюди принимают решение перестроить человеческое общество, но делают это исходя из на мой взгляд странных предпосылок. Главная причина их «реформ» - «действие для блага людей». Ответ на вопрос, почему не спросить у людей, что они считают благом: «Разве мы спрашиваем как дела у рыб? Хочет ли корова стать фаршем?». Главная причина, почему они считают себя выше человечества - их сила. Именно в ней заключается их сверхчеловечесность, а не в способности выйти за рамки существующих норм и создать собственный морально-этический кодекс. Они способны это сделать, но не это определяет их как сверхлюдей.

Они уничтожают всё ядерное оружие, изымают обычное, отменяют деньги и разрешают все виды наркотиков. Они позволяют себе это делать, потому что у них есть сила, потому что они считают себя выше людей эволюционно. Они делают лучшей жизнь людей, но не самих людей. Или не всех. Всё так же остаются сильны церкви, образуются новые религиозные течения, которые начинают воспевать подвиги Пантеона. Они называют себя Пантеоном и берут имена греческих богов, чтобы показать свой статус и заставить людей подчиняться. Но, с другой стороны, они позволяют людям вознестись и создать себе вторые тела. Тем людям, которые оказываются готовы выйти за рамки собственных убеждений и отказаться от путеводного голоса Большого Другого. Тем, кто способен понять их логику, согласится и впоследствии развить. Тем, кто способен сам выстраивать свой жизненный путь.

«Мираклмен» как и «Хранители» выделяется во многом и тем, что мир здесь живой. Он меняется, в первую очередь, благодаря действиям сверхлюдей. Мур на уровне концепта заложил, что герои не будут соблюдать статус-кво и перекуют под себя мир. Это то, что не удалась большинству супергероев, ведь вместо того,чтобы решать проблемы системно, они сосредотачивались лишь на устранении видимых результатов противоречий, но никак не разрешении последних. Это связано с рядом причин, в число которых входит маркетинговая необходимость постоянно получать прибыль за счёт продажи продукции с любым героям масскультуры, а также с тем, что для большего погружения читатель должен видеть в комиксах мир, похожий на тот, что находится у него на окном. У Мираклмена нет Цитадели Одиночества, в которой можно было бы уединиться и снять с себя ответственность за всё, что происходит вокруг. Он изменяет мир, но оставляет людям право наслаждаться своими заблуждениями. В действиях Пантеона видны отражения левых настроений и марксистская риторика, но построенный Мираклменом мир никак особо не конкретизируется. Прямо как у ранних Стругацких - коммунизм есть, но как его описать не понятно, ведь он качественно превосходит существующие общественные отношения. Поэтому и приходится указывать на внешние признаки, которые можно представить - отсутствие денег, например. И там же отражается новый вид деятельности, которая становится одной из важнейших для новых сверхлюдей - исследование космоса. Почти что бесконечный сверхчеловеческий потенциал у Мура находит применение в гносеологической деятельности, творческой и созидательной. И это становится ещё одной важной идейной составляющей полотна «Мираклмена».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

РГПУ им. А. И. Герцена

Концепция теории о сверхчеловеке Ницше

Меленный Виталий Петрович

Туризм. 1 курс

Введение

1.Фридрих Ницше

2. Концепция сверхчеловека

2.1 Идея о сверхчеловеке

2.2 «Путь» к сверхчеловеку

2.3 Суть учения о сверхчеловеке

Заключение

Введение

Идея о сверхчеловеке занимала одно из центральных мест в философии Ницше. В процессе развития его творчества, идея «сверхчеловека» всё больше тщательно и детально рассматривалась Ницше. На самом деле, несложно догадаться почему, ведь актуальность до сегодняшнего дня не покидается эту тематику. «Сверхчеловек» по сей день интересен. В действительности, Ницше был не первым, кто затронул эту тему, но в период Нового и Новейшего Времени она была забыта. Часто, очень часто люди непроизвольно, возможно, вспоминают Его, т.е. все мифологические герои или же выдуманные герои типа Монте Кристо или Шерлока Холмса являются современным выражением человека Свыше обычного, превосходящего простого человека в силе или в хитрости, или в храбрости.

1. Фридрих Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше - это наиболее яркий представитель философского направления под названием «философия жизни».

Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г в семье потомков польских дворян. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли. В 12 дней написал историю своего детства. Он покинул свою семью в 1858 г. Будучи сыном простого пастора, он получил образование в университетах Бонна и Лейпцига. Уже в годы учебы Ницше проявлял такие таланты, что ему пророчили карьеру профессора. Так оно и произошло, и уже в 1868году (в 24 года) он становится профессором в Безельском университете.

Все шло замечательно, но в 1876 году Ницше начинает страдать страшными головными болями и переезжает жить в Италию, путешествует по Швейцарии и Франции. В это время происходит коренной перелом в его мировоззрении и творчестве. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но, по мнению экспертов, это не было невропатологией, как принято считать. Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли.

Ницше бросает преподавательскую карьеру и начинает писать свои главные произведения. К ним относятся: « Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Антихрист», «Рождение трагедии из духа музыки» и др. В 1889 году безумие прерывает его творческую деятельность. Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г, не осознавая того успеха, который к тому времени уже имели его произведения. Ницше задал новое направление культурно - философской ориентации получившей название «философия жизни», т.к. все рассматриваемые проблемы касались непосредственно человеческой жизни и общества.

2. Концепция Сверхчеловека

2.1 Идея о сверхчеловеке

Идея сверхчеловека в философии впервые была высказана Фридрихом Ницше. Для него человек выступает следующим эволюционным звеном типа «гомо сапиенс». Ценность человека здесь промежуточная. «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью», - так говорил Ницше. Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение. Уничтожение - это уничтожение «человеческого, слишком человеческого», ибо человек есть «нечто, что должно преодолеть». Т.к. опасно прохождение, опасно остаться в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка - в этом заключается смысл выражения «…человек - это переход…».

Можно говорить, что идея Ницше о сверхчеловеке явилась следствием эволюционной теории Дарвина: Если человек произошел от неких звероподобных предков, то можно предположить, что теперешнее его состояние (Человек) - это может быть промежуточное состояние, которое может стать основой для более высокого.

Другими словами, Человек станет для Сверхчеловека тем, чем для человека является обезьяна. «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или позор. И тем самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором…Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас осталось от червя. Некогда вы были обезьяною, и даже теперь человек еще большая обезьяна, чем иная из обезьян.» Здесь Ницше говорит о развитии ВОЛИ К ВЛАСТИ, которая постепенно приобретает формы биологического и социального доминирования. Именно эти черты Сверхчеловека Ницше пытались воплотить в своем бытии вожди тоталитарных государств XX века.

Идея сверхчеловека древняя. Это доказывают слова П.Д.Успенского Пётр Демьямнович Успемнский (4 марта 1878, Москва -- 2 октября 1947, Лайн-плейс, Суррей, Англия) -- русский философ, теософ, эзотерик и писатель, математик по образованию. Проявлял интерес к метафизическим (космологическим) идеям четвёртого измерения, «Народная мудрость всех веков и племен понимала, что человек, каков он есть, не способен сам устроить свою жизнь; народная мудрость никогда не считала человека достижением, венчающим творение. Она правильно оценивала место человека, принимала и допускала ту мысль, что могут и должны быть существа, которые, хотя тоже являются людьми, все же стоят гораздо выше обыкновенного человека, сильнее его, сложнее, «чудеснее» »

Идеи сверхчеловека была забыта в период Нового и Новейшего Времени, когда центральное место занимала экспериментальная наука. «Лишь тупая мысль последних столетий европейской культуры утратила соприкосновение с идеей сверхчеловека и поставила своей целью человека, каков он есть, каким он был и будет всегда. За этот сравнительно короткий период европейская мысль так основательно забыла идею сверхчеловека, что когда ее Ницше предоставил западу, она показалась ему новой, оригинальной и неожиданной. В действительности она существовала с самого начала известного нам человеческого мышления ».

«В конце концов, сверхчеловек никогда полностью не исчезал и в современной западной мысли. Например, что такое "наполеоновская легенда" и все сходные с ней легенды, как не попытки создать новый миф о сверхчеловеке? Массы по-своему все еще живут с идеей сверхчеловека; их не удовлетворяет человек, каков он есть; и литература, предназначенная для масс, неизбежно преподносит им сверхчеловека. В самом деле, что представляют собой граф Монте Кристо, или Рокамболь, или Шерлок Холмс, как не современное выражение все той же идеи сильного, могучего существа, с которым не в состоянии бороться обычные люди, которое превосходит их в силе, храбрости и хитрости? Его сила всегда заключает в себе нечто таинственное, магическое, чудесное»

Вместе с тем Успенский показывает, что идея сверхчеловека постоянно всплывает в любом времени. Она спит, готовая пробудиться и овладеть умами. «…Массы по-своему еще живут с идеей о сверхчеловеке; их не удовлетворяет человек, каков он есть; и литература, предназначенная для масс, неизбежно преподносит им сверхчеловека».

«Подходить к идее сверхчеловека интеллектуальным путем возможно только после длительной и настойчивой тренировки ума. Способность думать есть та первая необходимая стадия посвящения, которая гарантирует безопасность приближения к этой идее. Что значит уметь думать? Это значит уметь думать по-другому, не так, как мы привыкли, представлять себе мир в каких-то новых категориях. Мы слишком упростили наше представление о мире, привыкли рисовать его себе чересчур однообразным; теперь нам предстоит заново учиться понимать его сложность. Для этого нужно вновь и вновь воспринимать его по-иному; понять, что нам совершенно не известно, что такое человек; понять, что человек, возможно, совсем не то, что мы о нем думаем.

В сердце своем мы очень хорошо знаем, знаем нечто; но никак не можем на нем сосредоточиться. Мы понимаем некоторый круг идей, но живем в другом круге. Жизнь кружится вокруг нас, и мы кружимся вместе с ней, а вокруг нас кружатся наши тени.

"Нет ничего вне нас. Но мы забываем это при первом звуке", - говорит Заратустра у Ницше.»

2.2 «Путь» к Сверхчеловеку

Ницше описывает путь к сверхчеловеку аллегорически. На пути к достижению совершенства, необходима трехкратная трансформация сущности человеческого существа в сверхчеловеческое начало. В речи «О трех превращениях» Заратустра указывает три стадии или метаморфозы человеческого духа, соответствующие трем этапам восходящего формирования человека в идеальный тип сверхчеловека.

Так вначале дух становится верблюдом , т.е. тем, кто упорно и без сомнений несет свою тяжесть. Тяжесть поклажи - это тяжесть наших предрассудков. Поклажа не верблюда - ее на него нагружают.

Затем дух превращается во льва, цель которого - стремление добыть себе свободу в борьбе с Великим драконом, на чешуе которого написано «ты должен» (дракон здесь - это тот, кто нагружает поклажу на верблюда).

Заключительная метаморфоза - превращение льва в ребенка - представляет собой положительный этап появления сверхчеловеческого типа. Младенчество символизирует утверждение жизни. Ребенок - это символ забвения тяжести и борьбы, это рождение новых ценностей, это сила нового властного и безошибочного утверждения.

Трудный путь к сверхчеловеку уничтожает последовательно все то, что можно назвать тяжестью, т.е. это то, что ориентирует нас на прежние ценности, а также то, что подчиняется диктату толпы

2.3 Суть учения о сверхчеловеке

Сверхчеловек - это высший биологический тип. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового «вождя», полубога, а то даже и Бога. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Именно это имеет в виду Ницше, сравнивая человека с канатом над пропастью.

По Ницше в сверхчеловекесоединяются два начала АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ -- философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, "в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя просто дионисийского" - дионисийское, с его радостным разгульным, размашистым, инстинктивным и пьянящим образом жизни, и аполлоновское, которое придает этому бьющему через край образу жизни уравновешеннсть, стройность, целостность ИДЕАЛА. При этом Ницше подчеркивал значительное преобладание в человеке дионисийского над аполлоновским, т.к дионисийское - это человеческие инстинкты. Другими словами он говорил о преобладании в человеке биологического над духовным, отводя интеллекту второстепенную роль, необходимую для осуществления инстинктов. В отличие от содержания человека, о содержании сверхчеловекаНицше говорил так: «Душное сердце, холодная голова» и минус все « человеческое, слишком человеческое». Другими словами сверхчеловекНицше - это герой, который умеет обуздать (а не подавить!!!) свои инстинктивные побуждения, т.е. он способен творить себя сам. В образе Сверхчеловека объединяется то могущество, по отношению к природе и Миру, которым не обладает сегодняшний Человек. Это - ступень, на которой доминирует не биологическое, а духовное, а это есть подъем на новый уровень отношения с миром и преодоление его противоречий.

Ницше утверждал, что действия сверхчеловека безошибочны, т.е. он говорит о сверхрациональности (сверхразумности). По Ницше, сверхрациональность, свойственная сверхчеловеку, - это инстинкт, которым стал разум. Безошибочность инстинкта, утраченная человеком, может быть восстановлена в сверхчеловеке. Сверхчеловек, обладая сверхрциональностью и отвергнув прежние ценности, - это тот, кто создает новые ценности. Ценности сверхчеловека - это ценности, обеспечивающие движение вперед, которые делают его способным к росту «воли к власти», а не сковывают его действия, как, например, мораль.

Мораль и сверхчеловек.

Ницше считал, что вера в Бога парализует, следовательно, Ницше не отрицал Бога. А образ сверхчеловека был ориентирован на отказ от морали, которая сковывает подлинную природу человека. Ницше рьяно критиковал христианскую мораль, сравнивая ее с клеткой, в которой сидят животные в зверинце, подобно людям, «закованным церковью в клетку». Предпосылка такой морали то, что «железные прутья могут быть полезнее, чем свобода, и что существуют укротители зверей, которые не останавливаются перед самыми ужасными средствами - которые умеют пользоваться раскаленным железом…» Ф. Ницше. Воля к власти Ницше идею Бога и заменяет идеей Сверхчеловека. Сверхчеловек - это Человек, мыслящий и действующий, проявляющий неверие во всех его видах. Потому он и является Сверхчеловеком, что он пытается преодолеть свою ограниченность (т.е. человеческое) во всех ее проявлениях - ограниченность срока жизни, ограниченность силы, ограниченность знания.

Образ сверхчеловекау Ницше представляет собой критику морали. Ницше стремился создать основы новой морали Сверхчеловека, направленной на совершенствование культуры человека, улучшение типа личности. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. В тоже время Ницше считал, что мораль не определяет поведение человека, а только маскирует «волю к власти» в поведении людей. Также Ницше утверждал, что жизнь «стремится к максимуму чувства власти». Он порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество: он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить свою - мораль сверхчеловека.

Высшим смыслом бытия сверхчеловека Ницше видит преодоление страха смерти как обретение полной свободы, осуществив несколько волевых актов вне морали, т.е. создав свою собственную мораль и отвергнув прежнюю, человек выполнит свое предназначение, получит за это свободу от страха смерти.

Видимо здесь находится одно из противоречий его творчества: в то время, как он говорил о создании морали сверхчеловека, он говорил и о бессмысленности морали, основываясь на утверждении об изменяемости мира, его хаотичности, т.е. мораль не нужна, т.к. мир изменившись, будет должен отвергнуть ее и создать новую.

Сверхчеловек и «воля к власти».

Сверхчеловек - наиболее совершенное воплощение воли к власти, ибо исторические события все начинаются с творческих усилий великих личностей, способных преодолеть преграды событий.

Ницше к людям, подобным образу сверхчеловека относил Александра Невского, Юлия Цезаря, Гете, Микеланджело, Борджиа, Наполеона. В то же время Ницше утверждал, что в нашей истории «еще никогда не было сверхчеловека! Поистине даже самого великого из них находил он - слишком человеческим!» То есть герои мифов, обожествляемые лидеры античности, персонажи с «размытыми гранями между богом и человеком», Иисус Христос, апостолы, идеал эпохи Возрождения - «Хозяин» Природы и др. служили подобием сверхчеловекаНицше.

Волю к власти Ницше понимал как прорыв, волю к расширению своего Я.

«Воля к власти», по Ницше - это не только основной, но и единственный принцип всего совершающегося, это то, что лежит в основе всего существующего. Так, все процессы физические и моральные, представляют собой различные проявления воли к власти.

Воля к власти непосредственно выражена в инстинкте, именно поэтому физическое начало в человеке выше духовного. В образе Сверхчеловека должна быть ведущей воля к властинад собой, которая, развиваясь во вдохновении творить себя самого, является гениальностью. И. Ефремов об этом выразился так: «Люди обычно повинуются тысячелетним законам, выросшим из здравого опыта поколений. Они связаны необходимостью жизни, верой и службой богам и власти. Великий человек ставит себя превыше всего общечеловеческого, разрушая устои бытия... ».

Образ «сверхчеловека» Ницше - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. Ницше считал «волю к власти» определяющей стимул поступков человека. У слабых людей она проявляется, как воля к «свободе», у более сильных - в стремлении к большей власти, а у самых сильных - к стремлению подавить чужую волю. Жизнь, по словам Ницше, «стремится к максимуму чувства власти». Таким образом «воля к власти» становится критерием любого типа поведения, любого явления. «Что хорошо? - Всё, что повышает «волю к власти» и саму власть в человеке. Что дурно? - То, что идёт от слабости» - так выражает он эту мысль в «Антихристе».

По Ницше, человек стремится найти свое «жизненное предназначение», которое и проявляется в воле к власти. Можно сказать, что воля к власти здесь выражается в виде воли к познанию, т.е. в виде инстинкта изменения того, что окружает и последующего господства над ним. Сверхчеловек - это воплощение воли к становлению, к творчеству. В тоже время Ницше считает, что воплощение такой воли приводит к нарушению гармонии человека со средой его обитания. Во избежании этого необходимо внутреннее могущество, могущество собственного духа, собственного Я, в таком могуществе происходит превращение воли к власти во вдохновение самосотворения. В этом заключается конструктивный смысл сверхчеловека (героизм + гениальность).

Воля к власти по Ницше - это:

1) Воля, устанавливающая сама себя, создающая сама себя, учреждающая сама себя, т.е. Это самосозидающая сила, движение которой измеряет достоинство и ценность.

2) Преодолевающая воля, т.к. воля к власти преодолевает другую волю. Воля к власти имеет огромное значение в образе сверхчеловека, поскольку она преодолевает сопротивление другой воли, воли инстинктов.

Заключение

ницше философия сверхчеловек

Сверхчеловек у Ницше - гармонический человек, сочетающий в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Сверхчеловек, потому и является Сверхчеловеком, что он пытается преодолеть свою ограниченность (т.е. человеческое) во всех ее проявлениях - ограниченность срока жизни, ограниченность силы, ограниченность знания. Конструктивный смысл Сверхчеловека состоит в том, что это Личность, соединяющая в себе гениальность и героизм. Сверхчеловек - это суть, проективная, но пока не раскрывшаяся сущность человека: «...канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью» Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Сверхчеловек Ницше - это человек, отвергающий общепринятые моральные ценности и создающий свои собственные. Сверхчеловек - это человек, который определит вектор развития истории и человечества. Сверхчеловек - это образ сильной личности, одержимой жаждой власти. Сверхчеловек - это человек, который может творить себя самого, т.е может преодолевать свои инстинкты, а не подавлять их, это человек, который сверхразумен.

Приблизительно так можно охарактеризовать образ сверхчеловека, созданного немецким философом Фридрихом Ницше. Творчество Ф.Ницше имело множество сложностей, даже жестоких и отрицательных моментов, но его труды свидетельствуют об искреннем стремлении усовершенствовать культуру человека, улучшить тип человеческой личности. А совершенствование несовершенной человеческой природы - всегда желательно. Это, несомненно, - благородная цель. Произведения Ницше очень часто и многое критикуют, даже ругают, но они до сих пор очень популярны, люди читают их. Какими бы они не были, они питают наш интеллект, обогащают наш духовный мир.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность Фридриха Ницше как одного из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Учение Ницше о сверхчеловеке, Заратустра - его предзнаменование. Сверхчеловек - идеал человека. Опасность общества маленьких, серых, покорных людей.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Философия Ницше как философия конфликта, агрессии, воинственности. Представление о вере, воле к власти, иллюзии, религиозных ценностях, христианстве и сверхчеловеке в работах философа. Периодизация творчества Ницше, концепции нигилизма в его теории.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2011

    Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте философии жизни. Идеи Ницше в западноевропейской рационалистической классике. Старт развития философии жизни. Разработка идеи вечного возвращения. Развитие культуры как результат адаптации человека к условиям.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Жизнеописание немецкого мыслителя и создателя самобытного философского учения Фридриха Ницше. Характеристика творчества Ницше: ранние произведения, развитие философских идей, ложная идея прогресса и концепция сверхчеловека. Анализ нового мировоззрения.

    реферат , добавлен 04.05.2011

    Краткая биография Ф. Ницше. Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни. Сущность спора между Ницше и Сократом. Отношение Ницше к социализму. "Три кита" философии Ницше: идея Сверхчеловека, Вечное Возвращение, Воля к власти, Удовольствие и Страдание.

    реферат , добавлен 10.04.2011

    Личность Фридриха Ницше, его краткая биография. Влияние Шопенгауэра на развитие мировоззрения философа. Волюнтаризм Ницше и его смысл. "Воля к власти"- как основной мотив общественной жизни. Сущность концепции сверхчеловека и его миссии на земле.

    реферат , добавлен 15.04.2011

    Трагедия Фридриха Ницше. Характеристика основных периодов творчества известного философа. Личность и культура в произведениях Фридриха Ницше. Человеческая личность как единственная адекватная форма жизни. Главные идеи Ф. Ницше о личности человека.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Краткое описание жизни Фридриха Ницше - одного из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Концепция сверхчеловека и критика христианства в произведении "Так говорил Заратустра". Анализ подходов Ницше к перерождению в сверхчеловека.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Смысловая интерпретация понятия ""иррационализм". Зарождение и развитие иррационалистической теории. Метафизический анализ воли Шопенгауэра. Его взгляды на человеческую мотивацию, проблемы свободы и нравственности человека. Философия жизни Фридриха Ницше.

    реферат , добавлен 13.03.2015

    Описания годов учебы и работы в университете. Знакомство с Рихардом Вагнером и его влияние на Фридриха Ницше. Тяжелая болезнь и выздоровление. Лу Саломе - роковая женщина, оставившая след в жизни Ницше, Фрейда и Рильке. Изучение произведений философа.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: