Что такое. Кто такой левиафан в библии Левиафан морское чудовище

В истории человечества можно встретить множество легенд, повествующих о невероятных чудовищах, поражающих своими огромными размерами, устрашающей внешностью и другими уникальными чертами. Во все времена людей зачаровывали жуткие истории о мистических монстрах, наделенных сверхъестественными способностями, и одним из таких является левиафан.

Кто же такой левиафан?

Известно, что так именовалось упоминаемое в Ветхом завете. Значение слова левиафан весьма размыто, однако с иврита оно переводится как «скрученный» или «свитый».

Впервые об этих чудищах заговорили на Древнем Востоке. В те далекие времена многие моряки, вернувшиеся из плавания, с увлечением рассказывали истории об обитающем в море огромном монстре, размером ни много ни мало с остров. Порой их рассказы приобретали и более устрашающий характер. Поговаривали, что этот монстр всего одним движением мог вдребезги разбить даже самое крупное судно, и что никому еще не удавалось выжить после встречи с ним. Правда, в таком случае возникает справедливый вопрос: откуда же вообще стало известно о таком монстре?

Левиафан - что такое и как выглядит

Своим происхождением левиафан обязан прежде всего библейским трактатам, в которых прослеживается двойственное описание этого мифического монстра. Так, в одних источниках (Исаия, Псалмы) левиафан - это могущественное существо, ведущее вражду с Богом. В конечном счете Бог все же одерживает победу (сравнимую с победой древнеегипетского бога Ра над Апопом или победой Зевса над титанами) и отдает его останки в качестве еды голодающим в пустыне. В других же источниках левиафан предстает как непостижимое сотворенное Богом существо, недоступное для понимания простым смертным.

Сказать, кто такой левиафан, однозначно практически невозможно. В одних древних текстах его описывают как невероятно огромного змея с большущими повергающими в ужас глазами. В других же - это свирепый огнедышащий дракон с тонкой длинной шеей и вытянутой головой. Также в некоторых источниках используется образ громадного крокодила.

Научные и библейские свидетельства существования

Можно заметить, что левиафан довольно-таки часто упоминается в библейских писаниях, а потому ответы на такие вопросы как: «Левиафан - что такое? Где обитает это существо? Откуда оно появилось?» - необходимо искать именно там. Так, одно из первых упоминаний о монстре можно найти в книге Иова, где левиафан представлен в образе царя всего, включая род людской. Далее упоминания о нем встречаются в и в Послании Коринфянам, где отмечается, что левиафана невозможно убить «плотским оружием», что указывает на сверхъестественную природу существа. В более поздних писаниях, например, в появившейся на свет в 1611 году, говорится, что простой смертный при виде левиафана непременно потеряет сознание. Там же можно отыскать информацию и о приблизительном месте обитания монстра. Судя по тексту, отвергается вероятность его обитания в морях, пусть даже и самых больших. Очевидно, что для чудовища подобных размеров, живущего на большой глубине, подойдут лишь бескрайние воды океанов.

Единственным на данный момент научным свидетельством существования животного, хоть немного напоминающего левиафана, являются останки кашалота, откопанные в перуанской пустыне Ика. Длина древнего млекопитающего, обитавшего 12-13 миллионов лет назад, составляла порядка 17 метров, а размер огромных зубов достигал 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Вот вам и левиафан! Что такое чудище будоражило умы предков - не удивительно!

Левиафан в кинематографе

Из существа библейских писаний левиафан со временем превратился в часть мировой культуры, став весьма востребованным героем во многих видах искусств, включая кинематограф, музыку, литературу, японское аниме и видеоигры.

В честь чудовища назывались многие военные корабли, что, разумеется, делалось в целях устрашения врага. Однако важно отметить, что по сравнению с Ктулху - существом схожего происхождения и описания, левиафан чаще всего упоминается в мировой культуре как имя нарицательное. Вместо традиционного левиафаном именуют прототипы мощного оружия, различных героев, магов и т. д. Наиболее приближенно к своему библейскому образу левиафан описывается в сериале «Сверхъестественное», где он хоть и утратил свои чудовищные размеры, однако сохранил полагающееся ему могущество. Также «правдоподобное» изображение монстра можно встретить в мультсериале «Пираты темных вод». В культовой серии фильмов «Восставший из ада» левиафан является владыкой Ада, тем самым, по сути, сравнивается с самим дьяволом. Источник вдохновения - вот что такое leviafan для искусства.

Левиафан в мире видеоигр

Статья на данную тему не была бы полной без упоминания об участии этого существа в огромном количестве видеоигр. Пожалуй, именно геймеры задаются вопросом, что такое левиафан, меньше всех остальных. Хорроры, экшены, стратегии, слэшеры, MMORPG-игры - вот лишь часть игровых жанров, в которых можно повстречать существ, именуемых левиафанами.

В стратегии 2002 года Age of Mythology левиафан представлен в роли морского чудовища, подчиняющегося игроку и выполняющего функции В качестве «игровых боссов» он присутствует в следующих играх - Dead Space, World of Warcraft: Wrath of the Lich, God of War, Devil May Cry 3, Resistance 2 и т. д.

Именем монстра также названы многие игровые транспортные средства и расы. К примеру, левиафаном именуется космический корабль из игры Star Wars: Knight of the Old Republic. Аналогичное название носит колоссальный флот-улей из серии игр Warhammer 40,000. Огромных размеров транспортное средство из вселенной Unreal Tournament также называется левиафаном.

Итак, как мы видим, ответов на вопрос «Левиафан - что такое?» может быть множество. Очевидно лишь то, что это по-настоящему могущественное существо, которое и по сей день будоражит умы множества людей.

Из серии

"Трудные места Писания"

КТО И ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕВИАФАНОМ?

В свете 2 Тимофею 2:15

Перри Димопулоса



Вступление

Существует достаточно большое множество христиан, задающихся вопросами касательно сущности левиафана, кем он является на самом деле. В этой статье мы обсудим те места Писания, в которых упоминается левиафан.

К сожалению, все фундаментальные верующие слепо пренебрегли этим доктринальным учением, включая таких мужчин, как Кент Ховайнд (Евангелизм Научного Креационизма), который ударился в крайность, чтобы доказать существование динозавров, однако аннулировал порядка 90 стихов Библии, в которых упоминается левиафан. Все фундаменталисты расходятся между собой во мнении, полагая, что левиафан является либо крокодилом, либо китом или гиппопотамом, или же динозавром.

Многие верят, что он просто является морским чудовищем, обитающим в толщах вод какой-то части земли.

Давайте присмотримся получше в Писание, сопоставляя Писание с писанием (1Кор. 2:13), правильно разделяя слово истины (2 Тим. 2:15), как правильно предписано проводить исследования в Писаниях, и как требует от нас того Божья заповедь (Ин. 5:39).

Левиафан упомянут только на страницах Ветхого Завета всего 5 раз.

I. КЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕВИАФАН И ГДЕ МЕСТО ЕГО ОБИТАНИЯ?

Первое упоминание левиафана приходится на книгу Иова 41:1 (БКИ) /40:20 (Cин.) "Можешь ли ты вытащить левиафана крюком? Или язык его веревкой, тобой забрасываемой?"

Во время истолкования Писания, верующих должен проводить сравнения (1Кор. 2:14) и примечать отличия (2Тим. 2:15). Мы проанализируем РАЗНИЦУ между рядом вещей в этом исследовании -

1. С первого взгляда можно подумать, что это просто крупное животное на земле. Заметьте, что эта глава начинается с упоминания левиафана и заканчивается на следующем стихе: "…На все высокое взирает он: он царь над всеми сынами гордости" (Иова 41:34 БКИ). Невозможно представить себе, чтобы какое-то животное на этой земле когда-либо считалось "царём" над людьми. Бог сказал, что человек будет властвовать над ВСЕМИ живыми созданиями.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -

Быт. 1:26 "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле".

Быт. 1:28 "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле".

2. И поскольку левиафан - "царь" над всеми сынами гордости, этот "царь" не является каким-то глуповатым маленьким животным на земле, как динозавр, крокодил или кит, но являет собой личность.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -

Он упомянут в Откровении 9:11 "И она имела над собою царя, который есть ангел бездонной преисподни, чье имя по-еврейски Аваддон, а на греческом языке имя его Аполлион".

Обратите внимание, что у него еврейское и греческое имя, как у Иуды Искариота (Judas - греческая транслитерация) Искариот (еврейское имя) (Деян. 1:25). Мы имеем дело со сверхъестественным существом.

3. Не только это, левиафан является сверхъестественным существом, поскольку он обладает ДАРОМ РЕЧИ! "…Будет ли он много умолять тебя? Будет ли говорить мягкие слова тебе?"? (стих 3 БКИ).

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -

Он говорил свои вкрадчивые слова, сказанные Еве: "подлинно ли сказал Бог …", - каждому либеральному проповеднику и фундаменталисту с целью убедить их в том, что левиафан являет собой некоторое глупое малое по размерам животное. Причина всего этого сводится к тому, что левиафан стремится "замести" свои следы. Он не хочет, чтобы люди знали, кем он является; поэтому он лжет им и говорит вкрадчивые слова.

4. Левиафан - сверхъестественное существо.

Совершенно очевидно, что левиафан является сверхъестественным существом, что явствует из Иова 41:26-29 (БКИ). Поэтому невозможно сражаться с левиафаном плотским оружием (2 Кор. 10:4), поскольку он является духовным творением. Нет никакого другого способа разобраться с этим "ЗВЕРЕМ", кроме как мечом обоюдоострым (Евр. 4:12).

5. При виде левиафана любой человек ПОТЕРЯЕТ СОЗНАНИЕ, если бы он увидел его прямо сейчас "не будет ли человек повержен при виде его?" (ст. 9 БКИ). Нет в истории никаких данных о том, чтобы кто-то падал в обморок при виде кита или динозавра.

6. Этот дракон расположен в "глубине", в глубине "моря" (ст. 31), которое никоим умозрительным образом не может является Иорданом или Средиземным морем, ни Тихим или Атлантическим океаном или любым другим водоёмом на этой маленькой планете.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -

Первое упоминание слова "глубина" расположено в Быт. 1:2. В вопросах библейского толкования существует так называемый принцип "Первого Упоминания". Согласно этому, когда какое-то слово упоминается впервые в Писании, его значение сохраняется на протяжении всего Писания, в большинстве случаев с добавленными последующими откровениями. Таким образом, в Бытии 1:2 есть несколько слов, упомянутых впервые: "без вида", "пуста", и "тьма", которые являются тремя НЕГАТИВНЫМИ словами на протяжении всего последующего Писания. Также, впервые в Писании в этом месте встречается слово (Gen1:2) "…над ПОВЕРХНОСТЬЮ ГЛУБИНЫ" (БКИ): "Земля же была безвидна и пуста, и ТЬМА БЫЛА НАД ПОВЕРХНОСТЬЮ ГЛУБИНЫ, и Дух Божий носился над ПОВЕРХНОСТЬЮ вод".

Есть только два места в Библии в которых говорится "ПОВЕРХНОСТЬ ГЛУБИНЫ" в книге Бытие и у Иова 38:29-31. Иов пишет так, что нет никакогo абсолютно сомнения относительно местоположения ВОД и местоположения ГЛУБИНЫ.

"Из чьего чрева вышел лед? И иней небесный, - кто производит его?

ВОДЫ сокрыты, как камнем, и ПОВЕРХНОСТЬ ГЛУБИНЫ - ЗАМЕРЗШАЯ.

Можешь ли ты связать сладкие влияния Плеяд, или освободить узы Ориона?" (Иова 38:29-31).

Эта "глубина" расположена над нашими головами в противовес глубочайшим впадинам земли. И снова необходимо узреть, как ВАЖНО ПРАВИЛЬНО РАЗДЕЛЯТЬ СЛОВО ИСТИНЫ (2 Тим. 2:15), чтобы правильно истолковать Писания. Исследование всех мест Писания относительно "глубины" занимает много времени и усилия, на что большинство христиан не способны, хотя ЗАПОВЕДЬ Господа звучит: "УЧИСЬ" (2 Тим. 2:15) и "ИССЛЕДУЙТЕ Писания" (Ин. 5:39).

Заметьте, что речь идет о "водах" (во множественном числе), которые находятся над нашими головами, как Иов говорит в главе 26:5-13. Вся суть в том, что стихи 5-13 книги описывают строение всей Вселенной. Это называется библейской космологией, что представляет собой научное (научное в библейском смысле слова) исследование строения Вселенной; её форму и местоположение всего внутри её и за её пределами. Иова 26:5 "Мертвое образуется из под вод, и обитатели их". Иова 26:8 "Он связывает воды в плотных облаках, и облако не разрывается под ними".

Обратите внимание, что эти воды удерживаются в одном месте "связывает воды" (БКИ) в облака так, чтобы они не хлынули вниз.

Иова 26:10 "Он окружил воды пределами, пока не окончатся день и ночь".

Обратите внимание, что все эти воды имеют свои "пределы". Обратите также внимание на то, что одна из границ этих вод простирается к тому месту, где начинается вечность: "пока не окончатся день и ночь". Это то место, с которого начинается ВЕЧНОСТЬ. В нём нет различия между ночью и днём, как в нашей солнечной системе. По достижении границы этих вод, начинается ВЕЧНОСТЬ.

Теперь заметьте нечто очень важное в последующих трёх стихах;

Иова 26:11 "Столпы неба дрожат и поражаются обличению его.

Силой своей разделяет море и разумом своим сражает гордых.

Духом своим украсил небеса, рука его образовала кривого змея" (БКИ).

Обратите внимание на то, что Иов говорит о "НЕБЕ" (БКИ), которые расположены над вами, а не на земле, как сказано в стихе 11. Заметьте также, что упомянуто также "МОРЕ" (БКИ) в контексте НЕБЕС. Затем заметьте, пожалуйста в стихе 13, что упомянуты "НЕБЕСА" (БКИ) наряду с "кривым змеем".

Может ли сейчас кто-нибудь, кто станет полагать, что "змей кривой" - это некая глуповатая рептилия, живущая в некотором водоёме земли? Если это не достаточно, посмотрите на то, что говорится стихе 7: "Он растягивает север над пустым местом и вешает землю ни на чем".

"Север" в этом контексте связан с тем местом, где находится Бог, "СЕВЕР" находится на третьем небе. Именно туда хотел взойти сатана -

Иса. 14:13, 14 "Ибо ты сказал в сердце своем, Взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой: и сяду на горе собрания, на краях СЕВЕРА:

Взойду выше высот облачных, буду подобен Всевышнему".

Евр. 12:22 "А вы приступили к ГОРЕ Сион и к городу живого Бога,

небесному Иерусалиму, и к бесчисленному собранию ангелов".

Обратите внимание, что город живого Бога находится на горе Сионе, т.е. он расположен на "ГОРЕ".

Также явствует, что этот Иерусалим является "НЕБЕСНЫМ" Иерусалимом, где обитают ангелы, И НЕ ЯВЛЯЕТ СОБОЙ ЗЕМНОЙ ИЕРУСАЛИМ!!! И снова вам ПРЕДСТОИТ ПРАВИЛЬНО РАЗДЕЛЯТЬ СЛОВО ИСТИНЫ. Учтите эту разницу!!!

Обратите внимание, что в последующих стихах, как Бог заменяет слово "СЕВЕР" Самим Собой, показывая вам, от кого происходи возвышение, а также о том, где Он находится.

Псалтирь 74:7б 8 "…Ибо не от востока и не от запада и не от юга приходит повышение.

Но Бог есть судья: одного он понижает, а другого повышает.

Обратите внимание, с какого направления Господь грядет во время Своего Второго Пришествия -

Иез. 1:4 "И я видел, и вот, бурный ветер шел ОТ СЕВЕРА, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него".

Любой здравомыслящий христианин знает, что мы возвращаемся с Господом с небес во время Второго Пришествия. Небеса по Писанию расположены на Севере.

Теперь нам нужно локализировать "воды", которые называются "МОРЕМ" (Иова 26:12). Это море упомянуто в Откровении 4:6 "…и перед престолом МОРЕ стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади".

Отк. 15:2 "И перед престолом было МОРЕ стеклянное, подобное

кристаллу; и посреди престола и вокруг престола были четыре

животных, полных глаз спереди и сзади".

Море стеклянное являет собой полы на третьем небе (Отк. 15:2), а также верхней поверхностью "ГЛУБИНЫ". Престол Божий находится за "северной" звездой (Иса. 14:13; Иез. 1:4). И расположен Божий престол на поверхности великой "ГЛУБИНЫ" или же Вселенной (Быт. 1:2; Иова 26:7-13; 37:9, 10; Иса. 57:15).

Иова 38:29, 30 ""Из чьего чрева вышел лед? И иней небесный, - кто производит его?

ВОДЫ сокрыты, как камнем, и ПОВЕРХНОСТЬ ГЛУБИНЫ - ЗАМЕРЗШАЯ".

Иова 41:31, 32 "Он кипятит глубину, как котел, и уподобляет море горшку мази.

Заставляет стезю светиться за собой, человек посчитал бы глубину седой".

По сути дела "кристальное море" представляет собой воду, расположенную над нашими головами, которое замерзло вверху. Прямо снизу этой ледяной поверхности обитает левиафан. Эту массу воды Библия называет "ГЛУБИНОЙ".

II. КАК ОН ВЫГЛЯДИТ

Пс. 74:13, 14 "Ты разделил силой твоей море, ты сокрушил головы драконов в водах.

Ты разбил головы левиафана вдребезги и отдал его в пищу народу, населяющему пустыню" (БКИ).

1. Заметьте, что у левиафана больше одной головы, написано: "головы".

2. Чтобы определить, сколько у левиафана голов, давайте

посмотрим в Откровение 12:3 "И другое чудо явилось на небе и вот,

большой красный дракон с СЕМЬЮ ГОЛОВАМИ и десятью рогами, и на

головах его семь венцов".

Этот большой красный дракон - левиафан. Он являет собой семиглавое сверхъестественное чудовище, завидев которого, вы тотчас бы упали без сознания. Левиафану не потребуется никакого усилия, чтобы заставить любого самого сильного мужчину на земле потерять сознание от страха.

3. У него есть хвост наподобие хвоста бегемота, как написано:

Иова 40:15 "Посмотри на бегемота, которого я создал с тобой: он ест траву, как вол". (БКИ)

Глава 41 книги Иова представляет собой просто продолжение предыдущей главы. Бегемот и левиафан представляют собой одно и то же сверхъестественное существо.

"Бегемот" - это Божье собственное научное описание зверя Откровения 13 главы и Даниила 7 главы -, т.е. Антихриста; и никакое дополнительное познание "оригинальных языков" не позволит никакому другому ученому (либерального, ортодоксального или фундаментального) найти какую-либо ссылку за девятнадцать столетий исследований, начиная от любого манускрипта, если этот ученый установил свой собственный авторитет, как компетентного ("квалифицированного") судью Божьего cлова. И если бы все члены факультета любого христианского колледжа и университета в Америке и Европе имели "оригинальные богодухновенные рукописи" перед собой, они бы не смогли обнаружить в них "бегемота", как не смогли бы обнаружить источник своей слепоты и смуты.

Еврейское слово, использованное здесь - это множественное число женского рода, образованное от слова "бахима", которое обозначает "зверей" или "скот". "Бегемот" представляет собой МНОЖЕСТВЕННОЕ животное: "животные". Как те три ЖИВОТНЫХ, которые составляют собой это " животное" (в ед. числе), приведенные в книге пророка Даниила 7 главе и в Откровении 13 главе. Хотя для нас нет необходимости справляться за этим к какому-либо еврейскому тексту, чтобы доказать нашу точку зрения, поскольку само Писание объясняет себя, открывая многосоставного зверя. Но там, где любое еврейское или греческое толкование СОГЛАСНО с Авторизированной Версией Библии Короля Иакова, тогда этот довод можно использовать попросту для более веских доказательств в подкрепление истины, уже данной в Писании Святой Библии. Там, где любой еврейский или греческий текст НЕ согласен с Авторизированной Версией Библии Короля Иакова, мы просто игнорируем это разночтение.

Бог сравнил Своего Сына с АГНЦЕМ; Он сравнивает подделку, подстраивающуюся под Божьего Сына с ЛЕОПАРДОМ, но это трехсоставный леопард, который состоит из ЛЬВА-МЕДВЕДЯ-ЛЕОПАРДА (многосоставный зверь) с семью головами (Отк. 13:2); который назван "БЕГЕМОТОМ" в английской версии Короля Иакова. Бог уподобил Своего Сына Червю (Пс. 22:6), Змею (Ин. 3:14), Льву (Отк. 5:5) и Агнцу (1Пет. 1:19). Почему тогда Сын Погибели не может быть сравнен со Львом, Медведем и Леопардом?

В отношение бегемота -

Иов 40:17 / cт. 12 (Син.) "Он двигает хвостом своим, как кедром,

сухожилия яичек его завернуты вместе".

Теперь обратите внимания на связь между бегемотом и большим красным драконом -

Отк. 12:4 "И хвост его увлек третью часть звезд небесных и бросил их

на землю. И стал дракон этот перед женщиной, которая была готова

родить, чтобы сожрать младенца, как только он родится".

Слово "дракон" встречается тринадцать раз в книге Откровения. Красный дракон не является лишь предметом мифологии Греции и Китая. Красный Дракон находится в бездне. Он представляет собой семиглавое чудовище и является действительным описанием Сатаны.

III. ЛЕВИАФАН ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ ОБЫЧНЫМ МОРСКИМ ЖИВОТНЫМ.

Пс. 104:26 /103 (Cин.) "…Там ходят корабли, там этот левиафан, которого ты создал играть в нем".

1. На небесах всегда есть представительство всего земного. Но это нельзя путать с семиглавым сверхъестественным змеем Откровения 12:3.

2. Давайте теперь уясним:

1.) Есть множество богов, но только один истинный Бог, Бог Библии, Который сотворил небо и землю.

2.) Есть множество дьяволов, однако есть один дьявол.

3.) Есть множество ангелов, но есть только один Ангел Господень.

4.) Есть множество сынов "Божьих", но есть только Один Божий Сын, Господь Иисус Христос.

5.) Есть множество библий, но есть только одна истинная Библия.

6.) есть множество крещений, но есть лишь одно крещение, которое действительно спасает человека.

7.) Есть множество драконов, но есть один красный дракон, который находится в пучине бездны, его зовут сатана.

8.) Есть множество змиев (Чис. 21:6) на этой земле, которых, конечно же, не стоит путать с единственным древним змием Бытия 3 главы, который обольстил Еву.

9.) Ест левиафане в водах на этой земле, у которого лишь одна голова, но есть и сверхъестественный ЛЕВИАФАН, у которого семь голов. Он являет собой красного дракона. Это и есть Сатана!

IV. КАКИЕ ИМЕНА БЫЛИ ДАНЫ ЕМУ?

Иса. 27:1 "В тот день поразит Господь мечом своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея пронизающего, именно левиафана, того змея кривого; и убьет дракона, который в море".

1. Это последнее место, в котором левиафан упомянут в Библии.

Почему Господь вдруг станет беспокоиться по поводу какого-то животного, будь то кит, динозавр, аллигатор или гиппопотам? Почему Господь вдруг станет использовать Свой тяжелый, большой и крепкий меч в наказание левиафана, если он представляет собой какое-то животное на этой земле???

Невежественные фундаменталисты, такие как Генри Моррис и Кент Ховайнд пустились в крайность, чтобы доказать существование динозавров на земле за счет отрицания около 90 ссылок Писания, которые направлены на описательное изобличение сущности сатаны. Их очи закрыты просто потому, что они отвергли вселенский потоп в Бытии 1:2. Снова, во втором стихе всей Библии мы предстаём перед "ПОВЕРХНОСТЬЮ ГЛУБИНЫ " (Быт. 1:2), которое также названо "МОРЕМ" (Иса. 27:1). Они потеряли эту связь.

Заметьте разные имена левиафана:

1.) "...змея пронизающего..."

2.) "...змея кривого..."

3.) "...дракона, который в МОРЕ".

A. Змей пронизывающий - это "змей" из книги Бытие 3 главы, которые обольстил Еву и предстал в виде ангела света;

B. Еще одно место во всей Библии, где вы прочитаете про "кривого змея", расположено в книге Иова 26:13. Поэтому Исаии 27:1 представляет собой "ключ знания" (Луки 11:52), который открывает необычайной глубины откровение без помощи любого греческого или еврейского текста. Именно поэтому так много библий (на любом языке) извратили слово Божье (2Кор. 2:17) в месте пророка Исаии 27:1, чтобы помешать вам получить это откровение от Бога и не достичь понимания левиафана;

С. Отк. 12:3 "И другое чудо явилось на небе и вот, большой КРАСНЫЙ ДРАКОН С СЕМЬЮ ГОЛОВАМИ и десятью рогами, и на головах его семь венцов".

Посмотрел на днях последний фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего приз «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Для режиссера это первая работа с откровенным, можно даже сказать нарочитым, идеолого-политическим посылом. Во всех его предыдущих артхаусных работах достаточно талантливо разрабатывались принципиально аполитичные, общечеловеческие, архетипно-универсальные темы семейных межличностных отношений – отцы и дети, мужья и жены, больной человек и его близкие перед лицом смерти…

В случае с «Левиафаном» не так: прозападная, либерально-политическая заангажированность явно взяла верх над искусством, сделала его своим послушным орудием. Что ж, кто дает призы, тот и заказывает музыку.

Интересна и весьма показательна история возникновения самого замысла фильма. В 2008 г. Звягинцеву рассказали историю об американце Марвине Джоне Химейере, ветеране войны во Вьетнаме, который из-за длительного конфликта с местной цементной компанией (г. Грэнби, штат Колорадо) по поводу территории, где находилась его мастерская, обшил свой бульдозер броней, разрушил более десяти административных зданий, нанеся миллионные убытки своим обидчикам, после чего покончил жизнь самоубийством.

Сначала Звягинцев загорелся идеей снять фильм об этой истории, но потом решил отказаться от американских коннотаций и перенес действие фильма в современную Россию, объясняя это тем, что мы имеем дело с вечной темой. Почему фильм на вечную трагическую тему нельзя снимать с привязкой к США, прямо основываясь на случившихся там событиях, режиссер так и не пояснил. Видимо, все дело в пресловутой политкорректности.

Хотя фактическая история американца Джона Химейера по своему трагизму, насыщенности и динамизму на порядок превосходит сценарную историю главного героя фильма Звягинцева. Как бы там ни было, в итоге фильм снят о сегодняшней России, хотя на самом деле основывается на событиях, произошедших в США.

Перед зрителями разворачивается драматическое столкновение трудяги, мастера на все руки и вместе с тем пьяницы и сквернослова Николая, олицетворяющего, по всей видимости, простой русский народ, и бессовестного мэра, также пьяницы и сквернослова, представляющего современное российское государство.

Николай в Церковь совсем не ходит. Мэр, напротив, показан как вполне воцерковленный человек, посещающий Богослужения, более-менее регулярно исповедующийся и причащающийся.

Все попытки Николая вместе с другом-адвокатом и женой добиться правды по закону разбиваются о всемогущество насквозь коррумпированной системы. В неравной борьбе с ней Николай теряет все самое дорогое ‑ родительский дом, землю, автомастерскую, лучшего друга, сына, любимую жену, личную свободу. Жена сначала изменяет с другом, а затем кончает жизнь самоубийством. Невиновного Николая обвиняют в ее убийстве, фабрикуют улики и по несправедливому суду садят в тюрьму на пятнадцать лет.

Мэр торжествует. На захваченной у Николая земле он строит православный храм при полном одобрении вышестоящих властей и благословении местного православного владыки, олицетворяющего Русскую Православную Церковь.

К развязке фильма складывается устойчивое впечатление, что главным виновником трагедии, является именно православный епископ, предстающий перед нами этаким красноречивым книжником и фарисеем, благочестивыми словами оправдывающий любую гнусность властей ради своих корыстных целей. Именно он ставит перед мэром задачу постройки храма на злополучном участке земли, именно он своими утешениями и проповедями наущает мэра использовать все возможные средства для достижения цели, убеждает в праведности всех его действий, заглушает в нем робкий голос время от времени просыпающейся совести, именно он получает наибольшую выгоду от всего произошедшего.

Кроме епископа, Русская Церковь в фильме также представлена беспрекословно подчиняющимся ему простым, малообразованным священником, занятым преимущественно выживанием вместе с нищим и невежественным народом.

Итак, перед нами избитый до банальности сюжет о трагедии маленького беззащитного человека и его правды, гибнущего от вопиющей несправедливости всесильного церковно-государственного аппарата.

Трагедия эта разворачивается на фоне мертвенно-серых пейзажей, бездорожья, грязи, разрухи и нищеты. Понятно, что ничего, кроме унылой безысходности и омерзения все это не вызывает.

Беспросветный мрак русской жизни свыше всякой меры нагнетается негативними символическими образами, имеющими явные христианские коннотации, ‑ разбитые, гниющие на холодной морской отмели корабли, рыбы с отрубленными головами, свиньи, которых кормят хлебом, приобетенным для церковной панихиды… Имя главного героя Николай также выбрано не случайно и имеет символический подтекст.

Прекрасная операторская работа, проникновенная игра известных актеров, суровая величавость северной природы еще более усиливают у зрителей состояние жалости и сострадания к жертвам, возмущения и ненависти по отношению к мучителям, не навязчиво подталкивают к заданным революционным выводам: «Так жить нельзя!», «Долой такое государство и такую Церковь!»

Итак, при финансовой поддержке Министерства культуры России (sic! ) российский режиссер Андрей Звягинцев снял откровенно пропагандистский лживый фильм против Православной Церкви, против России и ее народа.

В этом нет ничего нового. Все это уже было в нашей многострадальной истории. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас»(Еккл. 1:10)… «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!»(Еккл. 1:14). Сто лет назад русский народ вместе со своей Церковью все это уже проходил. Тогда глашатаем революции была литература, сегодня – «важнейшее из всех искусств» (В.И. Ленин).

Происхождение

Египтяне в древности говорили, что их страну с юга и востока охраняют непроходимые пустыни, с севера - мощные крепости, а западную границу (Нил) сторожат крокодилы . По мнению Бориса Шарова, их древние евреи могли иметь в виду, описывая Левиафана. А в дальнейшем, чтобы объяснить простому крестьянину, что есть вещи пострашнее засухи или наводнения, преувеличивали в десятки и сотни раз размер, мощь и силу зверя и приравняли его к Геенне огненной.

В Библии

Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь.

Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.

Влияние на культуру

Литература и изобразительное искусство

Кинематограф и анимация

  • «Левиафан » - фильм ужасов режиссёра Дж. Косматоса .
  • Левиафан - название гигантских биомеханических живых кораблей в фантастическом сериале «На краю Вселенной ».
  • Левиафан - одна из семи Сестёр Чистилища в аниме «Когда плачут чайки ».
  • Левиафан - гигантский робот, созданный королём Атлантиды для защиты подводного прохода к последней на дне в мультфильме «Атлантида ».
  • Левиафан - магическое имя одного из главных персонажей «Девять неизвестных », чёрного мага Артура Полякова.
  • Левиафан - Владыка Ада в кинофильме «Восставший из ада ».
  • Левиафан - морское существо из мультсериала «Пираты Тёмной Воды », внешне выглядящее как морской дракон. Левиафаны передвигаются стаями, и только кожа этих существ может выдерживать Тёмную Воду.
  • Левиафаны - в сериале «Сверхъестественное » одни из самых первых существ (в данном случае монстры), которых создал Бог задолго (помимо первых четырёх Архангелов) до создания ангелов и человека. Были заключены в Чистилище . Их поглотил Кастиэль для увеличения своей силы вместе со множеством душ из Чистилища. Главные злодеи 7-го сезона. Не могут умереть, так как не имеют души.
  • Левиафан - прототип военно-морского оружия на звуковой основе в сериале «Тайны Смолвиля ».
  • Левиафан - имя алхимика-афериста в аниме «Госик».
  • Левиафан - огромный монстр, живущий в воздушном океане, из одноимённой серии анимационного сериала «Небесные рыцари ».

Компьютерные игры

Музыка

Примечания

См. также

  • «Ориэлла» (книга Мэгги Фьюри)
  • Leviathan (альбом американской прогрессив-метал группы Mastodon)

Категории:

  • Персонажи Ветхого Завета
  • Демоны в христианстве
  • Западносемитская мифология
  • Иудаистическая мифология
  • Мифические змеи
  • Животные Библии
  • Книга Иова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Левиафан" в других словарях:

    - (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… … Словарь иностранных слов русского языка

    левиафан - а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка


Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.


В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются» .


Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова

Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.


Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания, но от веры не отрекался.


Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.

Как выглядит Левиафан

Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова: «круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости». Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.


В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» , - говорится в Святом писании.

Если известно, то Левиафан - существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.

Левиафан в философии

В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.


Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище - это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.


Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный, как, например, о котором мы рассказывали ранее. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: