Древнеегипетская боевая колесница. Око Ра - боевая небесная колесница в древнем Египте - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

История

Изобретение колесниц

Колесницы были древнейшим способом использования лошадей на войне, а также древнейшим видом военной техники вообще. Как свидетельствуют древнейшие модели запряжек и Тель-Халафское изображение, появились они около второй половины четвёртого тыс. до нашей эры.

Для создания колесниц требовалось два изобретения: возможность управлять животными из кузова и колесо. Их-то, предположительно, изобрели шумеры . Первоначально, тягловой силой были ослы и онагры. Самым ранним вариантом "боевой колесницы" был транспортный возок-арсенал, возимый на поле боя за командиром и лучшими воинами. Но достаточно быстро "прото-колесничие" оценили преимущества передвижения на поле боя перед собственно рукопашной схваткой - они сели в кузова, которые продолжали возить возницы-щитоносцы. В момоент рукопашной, возницы держали повозку возле места боя и подавали своим "рыцарям" новое вооружение взамен сломаного (медь, камень и непрочное дерево легко ломались). Для повышения мобильности возничих так же начали усаживать в кузова запряжек. Это была первая функция боевых колесниц - транспортная.

Одновременно с транспортно-маневренной функцией у нового рода оружия появилась и вторая: при сближении с противником воины из кузовов запряжек могли метать дротики и стрелять из лука (в Междуречье этого периода лук был крайне редким оружием, только после изобретения аккадского треугольного лука это оружие стало весьма массовым). То есть, запряжка стала "подвижной огневой точкой".

Тогда же появилась и третья функция боевых колесниц - ударная. Она появилась в середине третьего тыс. до н. э. как ответ на появившуюся месопотамскую протофалангу. ударные колесница имели двухместный кузов и была двухосными, в отличие от более раннеих одноосных. Они включали такой характерный элемент конструкции, как высокий щит, защищавший спереди экипаж из двух человек. К колеснице крепилась коробка с запасом дротиков .

Изображение шумерской ударной колесницы, Урский штандарт, ок. 2500 г. до н. э.

Основным оружием этой колесницы был не воин, а дышло и копыта животных. Хотя эта колесница и не могла ещё развить высокую скорость, удар по достаточно плотному пехотному строю его опрокидывал.

Отметим, что после установления в 23 в. до н. э. власти династии Аккаде, в связи с изменением структуры армии в Междуречье превалирующими функциями боевых запряжек стали стрелковая и транспортная.

Следующим революционным для боевой колесницы шагом было изобретение удил. До этого ослы управлялись калькой с бычей упряжки. Именно то позволило запрячь в колесницу лошадей (ослов гор, как их называли в Междуречье), которые как домание животные стойлового содержания (верховой езды ещё не было - следовательно невозможно табунное разведение) были известны скотоводам степи и лесостепи Евразии уже несколько сот лет.

Именно конная упряжка создала из колесницы грозное и всесокрушающее оружие, встяхнувшее всю Ойкумену. Произошло это в первой четверти второго тыс. до н. э. Именно тогда колесница перестала быть локальным явлением Междуречья с стала вершительницей судеб народов - арии на "громовых запряжках" ворвались в долину Инда, шаньцы в 18 в.до н. э. захватили Китай (вернее центральную часть нынешнего Китая), в Европе носители культуры терра-мар и иже с ними значительно потеснили автохтонов в горы и леса. Египту так же досталось, но не от степняков Евразии, а от ближневосточных кочевников (гиксосов), весьма быстро принявших на вооружение конные колесницы.

Именно сплав месопотамской колесницы и "арийской" лошади создали "классическую" колесницу. Вероятно, центров появления конной боевой колесницы было два: север Балкан (Баденская культура) и раён северо-восточного Ирана. Недавно найденные на Южном Урале захоронения с колесницами позволили чётко увязать ближневосточные и дальневосточные запряжки начала второго тыс. до н. э. Как известно, арийские племена хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах. Древнейшая известная ученым колесница классического типа не из Междуречья обнаружена в районе Кривого Озера (Челябинская область), на археологическом объекте синташтинской культуры, и датируется 2000 г. до н. э.

Арийский способ боя, с достаточно большей долей вероятности можно реконструировать как смесь транспортной и стрелковой функций, благо высокая скорость запряжек (в Иране на рубеже 3-го - 2-го тыс. изобрели колесо со спицами (по крайней мере, самое раннее изображение такого колеса именно оттуда)) этому весьма способствало. Судя по археологическим данным "раннебалканский" вариант применения колесниц имел достаточно глубокие "шумерские" корни - боевые запряжки через Малую Азию в Южную Европу попали именно в варианте двуосников, да и позднее кельты - прямые наследники Баденской культуры, помимо одноосных "восточных" типов колесниц до самого позднего времени использовали двуосные "боевые телеги", причём в ударном варианте (Тит Ливий кн. 10).

Египетские колесницы

Кавалерия Древнего Египта

Начиная с середины второго тыс. до н. э. "арийская" традиция применения боевых колесниц начала дифференцироваться на "восточную" и "западную". Отличительной особенностью "восточной" стало то, что главной функцией "кшатриев" стал дистанционный обстрел противника из лука, а спешивание осуществлялось как второстепенный приём. (Махабхарата, Сыма-Цянь Исторические записки, Древнеегипетские изображения, особенно в Карнаке и Луксоре).

"Западная" традиция наоборот, стала "драгунской", при стрельбе и метании с колесниц как вспомогателных действиях (Илиада, греческие мзображения Микенского периодов, Пилосский архив).

Отсутствие в "арийской" традиции ударного элемента обусловлена отсутствием в этот период цели для подобных колесниц - в Евразии первой половины второго тыс. до н. э. практически не было строёв, подобных фаланге. Исключение составлял Египет со своей знаменитой пехотой, но туда не добрался даже отголосок шумерских двуосников. Поэтому новое изобретение ударной колесницы в этом регионе случилось только через тысячу лет.

При гиксосских фараонах , и после свержения этой династии, главной силой египетского войска стали двухместные колесницы, подобные тем, что в ту пору составляли и ядро месопотамских армий, перевооружённых на "арийский" лад.

15 мая 1468 до н. э. состоялась первая документированная битва в истории -Мегиддо где египетский фараон Тутмос III сражался против ханаанских царей. Блестящий полководец, лично возглавляя размещенные по центру боевые колесницы , наголову разбил разрозненные сирийско-палестинские войска.

Самой крупной колесничной битвой в древней истории считается Битва при Кадеше (1299 г. до н. э.), в которой со стороны египтян, хеттов и сирийцев участвовало до семи тысяч колесниц.

В конце второго тыс. до н. э. человечество освоило верховую езду. это не отменило боевые колесницы, тем более, что и способы применения, и возможности у этих родов войск были разные. Но с экономической точки зрения кавалерия нанесла сокрушительный удар по колесницам: два всадника хот и куда менее эффективны чем одна колесница, но несравнимо дешевле. В кочевой среде это сразу же уничтожило колесницу - даже путём неимоверного напряжения всех производственных сил запряжками можно было обеспечить не более 10% воинов, а вообще и меньше - при захвате шаньцами среднего течения Хуанхэ на 6000 пехоты приходилось всего 200 запряжек. А посадив всех 6400 человек на лошадей можно было получить невероятно мобильный, хотя и не очень сильный отряд (как показал опыт противостояния того же Китая и кочевников, когда войска сходились в стратегически равных условиях(все одинакого сыты отдохнувши и здоровы), 6000 пехоты и 200 колесниц всегда били 10000 всадников, другое дело, на то они и кавалеристы, чтобы вступать в бой только тогда, когда пехотинцы падали с ног тот усталости, а лошади запряжек от бескормицы).

Именно поэому звезда "классических" колесниц начала постепенно клонится к упадку: "западно-арийский" вариант быстрее, "восточно-арийский" медленнее.

С военной точки зрения отказываться от колесниц было полной бессмыслицей, но когда в Греции, а затем и в Италии исчезла социальная группа, выезжающая в битву на колесницах, умерли и колесницы. И тут даже дело не в появлении классической фаланги - в той же Италии класическое манипульное построение создавалось именнодля взаимодействия с собственными колесничими частями, а в ближнем бою легион великолепно перистраивался в единый строй, а исключительно в социально-экономических причинах.

Показательно, что южные кельты (галлы) и островные (британцы и ирландцы) прекрасно сохранили и развили навык колесничего боя, сплавив воедино шумеро-малоазиатские и аккадо-арийские принципы их применения, к тому же с прибавлением очень сильной кавалерии именно потому, что вплодь до римского завоевания (а в ирландии и до скандинавского) у них сохранилась не просто богатая (всадники), а очень богатая (колесничие) и многочисленная знать. Например, после второй высадки Цезаря в Британии и неудачных для островитян авангардных боёв пехота британцев была распущена по домам, а сопртивлялись летучие отряды, численность которых была такова: 6000 всадников и 4000 колесниц (Гай Юлий Цезарь Записки о галльской войне). И римлянам было очень сложно с ними бороться - конница отсекала лёгкие силы, колесницы при сближении испеользовались как стрелковые помосты, а при прямой атаке или обороне воины из кузовов спешивались и строились в фалангоподобный строй, легко опракидывающий растянутого или огорошеного противника. Сложился устойчивый тандем: лёгкая колесница - кавалерия.

"Восточно-арийский" способ применения колесниц сдал свои права только в тех регионах, где не было развитой экономики - в Китае колесницы благополучно просуществовали как полноправный род оружия до монгольского завоевания, в Индии, в некоторых районах, итого позже, разумеется, они уже сильно отличались от первоначальной конструкции, но функцию подвижной стрелковой точки сохранили.

На Ближнем Востоке колесничим апофеозом стало время Новоассирийского царства, когда в грандиознейших битвах сходилась масса колесниц в два, а то и в три раза большая, чем под Кадешем - например в битве при Каркаре (8-й в. до н. э.) только со стороны антиассирийских союзников было почти 15000 колесниц, не считая остальных сил (более 40000 всадников и около 100000 пехоты). Судя по некоторым данным имено ассирийцы, воюя с египтянами, вновь изобрели ударные запряжки, но уже на принципиально ином уровне. Основным типом колесниц ассирийцев были запряжки четвернёй с увеличиным в размерах корпусом, в которых размещалось 3-4 воина, причём один из них обязательно был щитоносцем. Подобное "утяжеление" запряжек произошло ещё у потивников Египта хеттов.

Китай, кстати, пошёл несколько иным путём: колесницы из оружия наступательного постепенно стали становиться оружием оборонительным - когда отряды в 5-7 колесниц начали выполнять роль "крепостных башен" в тех живых стенах, которыми перегораживала поля сражений пехота. Именно поэтому, дополнительные поражающие элементы на дальневосточных запряжках выполняли роль подвижных рогаток, а не предназначались для сокрушения вражеских строёв.

Похожая тенденция наблюдалась и в центральной Индии, но там тяжёлые запряжки начали увеличивать в высоту и ставить позади традиционных индийских пехотных "цепей" (как по другому назвать этот строй, когда на один погонный метр фронта приходится 3-4 пехотинца).

Но помимо тяжёлых стрелковых запряжек и в Индии, и в Китае продолжали бытовать лёгкие, тактически соединённые со всадниками, как это практиковалось и в кельтской Британии. Надо заметить, что тандем: лёгкие запряжки - конница был у лидийцев и в Урарту.

Надо отметить, что в Греции колесничая традиция не подверглась полному забвению - на севере в Беотии и Фессалии колесничие формироваия посуществовали по крайней мере до персидского нашествия (Плутарх Жизнеописание Пелопида), да и позднее, на примере Киренаики Эней-тактик (4 в. до н. э.) настоятельно советовал создавать колесничие отряды, но не для действий в бою как раньше, а для быстрого оперативного маневра, когда непосредственно в сражении из кузовов колесниц делается подобие засеки оглоблями вперёд, а воины вместе с возницами создают единую фалангу.

Разумеется, помимо боевой функции колесницы выполняли сакральную, а в Европе ещё и спортивную. Недаром римский триумфатор въезжал в город на колеснице.

В транспортныхи спортивных колесницах ездили 1-2 человека. Среди колесниц наибольшей популярностью пользовались carrus . Верхняя часть такой повозки была открыта, а передняя закрыта. В ней обычно ехали возница и пассажир. Колесница, в которую запрягались две лошади , называлась biga (бига), три лошади - triga (трига), четыре лошади - quadriga (квадрига). Колесный бандаж делался из железа . Когда колесницы не использовались, колеса с них снимались для лучшей сохранности.

В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус , который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин. Возможно, Циркус Максимус ведёт свою историю ещё от этрусков, но около 50 года до н. э. Юлий Цезарь перестроил его, увеличив до 600 метров в длину и 225 метров в ширину. Колесницы запрягались четверней («квадрига», quadriga ) или парой («бига», biga ), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но управлять такой "гроздью" было крайне сложно. В частности, Митридат Евпатор гордился тем, что на торжественных выездах он единолично управлял запряжкой из 16 лошадей (Аппиан).

Северо-восточная Индия, куда дошёл Александр Македонский, ещё не вооружилась тяжёлыми экипажами. покахательно, что в битве с царём Пором (Пуаравой, по Индийски), было только 300 лёгких колесниц, действующих совместно с конницев в русле традиционных индо-персидских тактических решений, что против Македонца было совершенно неприемлемо.

И в Китае, и в Риме примерно в одно и тоже время (3-5 вв. н. э.) на основе колесницы было создано специфическое оружие - подвижный лафет для лёгкой метательной установки, причём, если баллиста-арбалет были относительно небольшими, то расчёт полностью находился в кузове и мог стрелять на ходу. Подобные конструкции, а частности в Европе дожили до позднего средневековья (итальянские "батареи" - повозки со стрелками и станковыми арбалетами, а позже и с 1-2 лёгкими пушками).

Помимо использования колесниц в Китае и Корее в оборонительных целях, особенно против кавалерииности для защиты на марше и прикрытия лагеря в Средневековье и особенно активно в борьбе против киданей , военная мысль попыталась возродить пограничные конно-колесничие корпуса, но удачно реализовать этот замысел не удалось из-за недостачи лошадей (Школяр Китайская доогнестрельная артиллерия М.: Наука, 1980 г.).

Серпоносные колесницы

biga (бига)-Колесница для гонок

Решая проблему борьбы с вражеской лёгкой пехотой и кавалерией ассирийцы установили на ступицах колес колесниц длинные ножи, - так появились «серпоносные» или "косящие" колесницы. Серпы оказывали на противника не только сильное моральное воздействие но и поражала отряды лёгкой пехоты противника, взаимодействующие с вражескими запряжками. Следующим шагом стала установка остриёв копий на дышло - теперь колесница могла снова атаковать влоб регулярную тяжёлую пехоту.

Наибольшую известность эти экипажи получили благодаря персам - в дополнении к установке серпов и копий, те стали и защищать лошадей броней и поставили ещё серпы под осью вниз. Хотя это и снижало проходимость колесницы, но значительно повышало смертоносность экипажа при атаке.

Ещё одной проблемой была прочность колёс - решалась она в разных народов по разному, но оптимума достигли именно персы, они начали делать цельнобронзовые колёса. Конечно, это несколько увеличило вес корпуса, но значительное увеличение прочности, а главное диаметра колеса, увеличить проходимость при той же скорости.

При правильном применении это оружие было чрезвычайно эффективно, но, к моменту нападения Александра Македонского на персидского колосса, ни о какой эффективности говорить не приходилось.

Позднее, серпоносные колесницы в очень больших количествах (многие сотни (Полибий)) встречались на вооружении армий диадохов . Они были значительно усовершенствованы по сравнению с персидским прототипом: стали более проходимы, получили возможность практически безопасно атаковать влоб македонскую фалангу с длинными сариссами. К сожалению, описание войн диадохов сохранилось очень плохо, поэтому совершенно неизвестно, где и когда они использовались. Плутарх в своём жизнеописании Деметрия Полиоркета подчёркивал, что он был настолько хорошим полководцем, что мог разбить и опрокинуть колесницы Антигона, что говорит о их высокой военной ценности. Позже колесницы с косами (серпами) применил Митридат Великий, в частности, с их помощью он полностью уничтожил войско легата Лукулла Триария в первой битве при Зеле. Через несколько лет на том же самом месте серпоносные колесницы сына Митридата Фарнака чуть было не уничтожили армию Юлия Цезаря. Путём невероятных усилий тому удалось победить (Аппиан, Митридатовы войны, Александрийская война анонимного автора). В римскую и парфянскую армии косящие колесницы не вписывались тактически, поэтому начался их упадок. Но, по некоторым данным (Шахнамэ, Чатран и маджатик) этот род войск возродился и в сасанидском Иране, и в средневековой Византии (Анна Комнин), но применялся не очень широко - стоимость такой колесницы была очень высокой, а если учитывать и сложность подготовки экипажей, то чрезмерно высокой и для Ирана, и для Византии.

Роль колесниц в армии

Количество колесниц в составе армий могло сильно разниться. В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии - на 200. В Египте конца II тысячелетия - на 50. В сухопутной армии Карфагена - даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

Колесницы по своему времени представляли собой достаточно дорогостоящие и технологичные изделия. В Ассирии имелся царский завод по производству колесниц, причем стратегические материалы (главным образом дерево разных пород) свозились со всего известного ассирийцам мира. Только ценой подобных затрат удавалось сочетать прочность конструкции с её легкостью, позволявшей размещать в коляске трёх человек, вместо 1-2 у менее изощрённых народов.

Примечания

В Викисловаре есть статья «колесница »

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Боевые колесницы" в других словарях:

    Картина художника XIX века Ораса Верне на библейский сюжет Боевые верблюды верблюды, используемые в армиях античности и средневековья для перевозки грузов и всадников, а также непосредственно в бою. Содержа … Википедия

    Вплоть до Второй мировой войны мощь армий определялась не только людским, но и конным составом. Большая часть германской артиллерии перевозилась на гужевой тяге, а в Советской красной армии действовали крупные подразделения кавалерии. Но, если в… … Википедия

Просматривая архив своих публикаций по истории доспехов и оружия, вышедших в ВО, обнаружил, что среди них нет ни одной по истории вооружений Древнего Египта. А ведь это колыбель европейской культуры, давшая человечеству очень много. Что касается периодизации его истории, то она традиционно делится на Древнее царство (XXXII в. — XXIV в. до н. э.), Среднее царство (XXI в. — XVIII в. до н. э.) и Новое царство (XVII в. — XI в. до н. э.) До Древнего царства в Египте был Додинастический период и затем Раннее царство. После Нового царства был еще и Поздний период, а затем Эллинистический период, а между Древним, Средним и Новым царствами, как правило, имели место еще и переходные периоды, наполненные смутой и мятежами. Нередко в это время Египет подвергался ударам кочевых племен и воинственных соседей, так что история его мирной отнюдь не была и военное дело в Египте, а значит и наступательное и оборонительное оружие всегда были в почете!


Уже в эпоху Древнего царства - эпоху царей-строителей пирамид в Египте была армия, набранная из свободных крестьян, отдельные отряды которой были вооружены единообразным оружием. То есть армия состояла из воинов с копьями и щитами, воинов с булавами, небольшими топориками и кинжалами из меди и бронзы, и отрядов лучников с большими луками, стрелы которых имели наконечники из кремня. Задачей войска была защита границ и торговых путей от нападений ливийцев - наиболее значимых среди племен «Девяти луков» - традиционных врагов Древнего Египта, нубийцев на юге и кочевников-бедуинов на Востоке. В период правления фараона Снофру войско царя захватило 70000 пленников, что косвенным образом говорит и о численности египетских войск, о совершенстве их тактики, и - об их превосходстве в вооружении!

Поскольку в Египте очень жарко какой-то особой «военной формы» или защитной одежды древние воины не имели. Вся их одежда состояла из традиционной юбки, парика из овечьей шерсти, игравшего роль шлема, защищающего голову от оглушающего удара булавы и щита. Последний делался из бычьей шкуры шерстью наружу, которая, видимо, соединялась в несколько слоев и натягивалась на деревянную раму. Щиты были большими, закрывавшими человека до самой шеи и заостренными сверху, а также несколько меньшего размера, сверху закругленные, которые воины удерживали за ремни, крепившиеся с обратной стороны.

Воины строились в фалангу и двигались на врага, прикрываясь щитами и выставив копья, а лучники находились позади пехотинцев и стреляли через их головы. Подобная тактика и примерно одинаковое вооружение у народов, с которыми в то время сражались египтяне, не требовали какого-то большего совершенства вооружения - побеждали более дисциплинированные и обученные воины и понятно, что это были, конечно, египтяне.

В конце Среднего царства египетская пехота, как и раньше традиционно подразделялась на лучников, воинов с ударным оружием ближнего действия (палицы, дубинки, топоры, секиры, дротики, копья), у которых не было щитов, воинов с секирами и щитами, и копейщиков. Этот «род войск» имел щиты длиной 60-80 см и шириной около 40-50 см, как, например, у фигурок воинов, обнаруженных в гробнице номарха Месехти. То есть в эпоху Среднего царства египтянам было известно глубокое построение из копейщиков, прикрывающихся щитами и построенных в несколько рядов!

Интересно, что войска египтян в это время состояли исключительно из пехоты. Первый случай использования лошадей в Египте засвидетельствован в ходе раскопок города Бухен - крепости на границе с Нубией. Находка относится к эпохе Среднего царства, но хотя лошади в это время уже и были известны, широкого распространения именно в Египте они не имели. Можно предположить, что некий состоятельный египтянин приобрел ее где-то на Востоке и привез в Нубию, но вряд ли использовал ее как тягловое средство.

Что касается лучников-пехотинцев, то они вооружались самыми простыми луками, то есть сделанными из одного куска дерева. Сложный лук (то есть собранный из разных пород дерева и оклеенный кожей) был бы для них слишком сложен в изготовлении, да и дорог, чтобы снабжать таким оружием рядовых пехотинцев. Но не надо думать, что эти луки были слабыми, ведь они имели длину 1,5 м, и более, и в искусных руках представляли собой очень мощное и дальнобойное оружие. Английские луки эпохи Средних веков из тиса или клена, и длиной от 1,5 до 2 м тоже были простыми, но пробивали на расстоянии в 100 м стальные доспехи, причем английский лучник презирал всякого, кто не мог за минуту выпустить 10 - 12 стрел. Правда, тут есть одна тонкость. Прямо в латников они не стреляли, или стреляли лишь на очень близком расстоянии: практически в упор! На дальнюю дистанцию стреляли вверх залпами по команде, так что стрела обрушивалась на рыцаря сверху и поражала не столько его самого, сколько его коня. Отсюда и латы на шее у рыцарских коней сверху! Так что в возможностях египетских лучников, вооруженных луками такого размера сомневаться не приходится, и они вполне могли поражать противников, не защищенных металлическими доспехами, на расстоянии в 75 - 100 м и до 150 м при благоприятных условиях.

Древний Египет: оружие и доспехи воинов на колесницах

За свою тысячелетнюю историю Египет испытывал не только взлеты, но и падения. Вот и эпоха Среднего царства закончилась вторжением кочевников-гиксосов, его разгромом и периодом упадка. Справиться с египтянами им помогло то, что они вели бой на двухколесных быстроходных колесницах, запряженных парой лошадей, что придавало их войскам небывалую маневренность и мобильностью. Но вскоре египтяне и сами научились разводить и обучать лошадей, делать колесницы и воевать на них. Гиксосы были изгнаны, Египет испытал новый подъем, а его фараоны, уже не довольствуясь защитой своих рубежей и экспедициями за золотом в Нубию, начали войны с соседями в Азии, а также попытались проникнуть на территорию современных Сирии и Ливана.
Особенно воинственными фараонами эпохи наступившего Нового царства были представители династии Рамсесов. Вооружение воинов в это время стало еще более смертоносным, так как технология обработки металла была усовершенствована, а кроме колесниц египтяне узнали еще и усиленный лук, который повышал дальность полета стрелы и точность ее попадания. Сила таких луков была поистине велика: известно, что такие фараоны, как Тутмос III и Аменхотеп II выпущенными из них стрелами пробивали насквозь медные мишени.

Уже на расстоянии в 50 - 100 м стрелой с металлическим листовидным наконечником, по-видимому, можно было пробить панцирь воина на колеснице противника. Луки хранились в специальных футлярах на бортах колесниц - по одному на каждом (один запасной) или один у того борта, ближе к которому стоял стрелок. Однако и пользоваться ими теперь стало намного сложнее, особенно стоя на колеснице и к тому же в движении.

Вот почему военная организация египетской армии в это время также претерпела серьезные изменения. Кроме традиционной пехоты - «меша» появились колесничие - «нетхетер». Они представляли теперь элиту армии, всю жизнь обучались военному ремеслу, которое для них стало наследственным и передавалось от отца к сыну.

Первые же войны в Азии принесли египтянам богатую добычу. Так, после взятия города Мегиддо им досталось: «340 пленных, 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 племенных коней, 2 боевых колесницы, украшенных золотом, 922 обычных боевых колесниц, 1 панцирь из бронзы, 200 кожаных панцирей, 502 боевых лука, 7 шатровых столбов, украшенных серебром и принадлежавших царю Кадеша, 1929 голов скота, 2000 коз, 20 500 овец и 207 300 мешков муки». Побежденные признали над собой власть правителя Египта, дали клятву верности и обязались платить дань.

Интересно, что в списке трофейных панцирей только один бронзовый и 200 кожаных, что говорит о том, что наличие колесниц требовало и повышенной защищенности тех, кто на них сражался, поскольку это были очень ценные воины-профессионалы, которых было жалко потерять. Но то, что металлический панцирь всего один, говорит об исключительно высокой стоимости тогдашнего защитного вооружения, которым обладали только князья и фараоны Египта.

Множество взятых в качестве трофеев колесниц однозначно говорит об их широком распространении, причем не только у азиатов, но и у самих египтян. Египетские колесницы, судя по дошедшим до нас изображениям и артефактам, это легкие повозки на двух человек, один из которых правил лошадьми, а другой обстреливал противника из лука. Колеса имели деревянные обода и шесть спиц, дно было плетеным, при самом минимуме деревянных ограждений. Это позволяло им развивать большую скорость, а запас стрел в двух колчанах позволял вести длительный бой.

В битве при Кадеше - крупнейшем сражение между войсками Египта и Хеттского царства в 1274 году до н.э. - с обеих сторон участвовали тысячи колесниц, и хотя окончилось оно фактически в ничью, несомненно, что именно колесницы сыграли в нем очень важную роль. Зато кроме новых луков, у египтян появились и два новых вида длинных кинжалов - с массивным клинком листовидной формы с ребром посредине, и закругленным на конце лезвием и колюще-рубящие - с изящными, длинными клинками с параллельными лезвиями, которые плавно переходили в острие, и также с выпуклым ребром. Рукоять у обоих была очень удобной, с двумя конусовидными раструбами - вверх - навершием и вниз - перекрестием.

Серповидное (изредка обоюдоострое) клинковое оружие, заимствованное египтянами у своих врагов в Палестине и претерпевшее в Египте ряд модификаций - «хопеш» («хепеш»), также широко использовалось, как и булавы, топоры с узким лезвием и лунообразные секиры.

Вот так могла выглядеть пехота Древнего Египта, включая Древнее и Среднее царства. На первом плане два воина-копейщика в головных платках, с набивными защитными передниками в форме сердца поверх обычного передника возможно в стеганых куртках, с серповидными короткими мечами из бронзы, а дальше воины с боевой палицей, совмещенной с топором и с секирой с лунообразным лезвием. Метатель дротиков защитного вооружения не имеет вообще. Два чернокожих воина с луками в руках - наемники из Нубии. Доспехи на теле имеет только лишь один фараон, рядом с которым стоит сигнальщик с барабаном. Коробка набора солдатиков фирмы «Звезда». Эх, чего только сейчас для мальчишек нет! И какие у меня были в детстве солдатики - небо и земля!


Палетка Нармера. Изображает фараона Нармера с булавой в руках. (Каирский музей)


Навершие булавы фараона Нермера. (Британский музей, Лондон)


Дротики и щит. Древний Египет. Среднее царство. Современная реконструкция. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Раскрашенные фигурки воинов из гробницы номарха Месехти. (Каирский музей)


Навершие булавы египетского воина. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Топор их гробницы Аххотепа. Новое царство. 18-я династия, XVI в. до н.э. (Египетский музей, Каир)


Древнеегипетский боевой топор. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Реконструкция колесницы Нового царства. (Музей Ремера-Пелицеуса. Нижняя Саксония, Хильдесхайм, Германия)


Удивительно, но древние египтяне знали и применяли бумеранги очень похожие на те, что употребляли и употребляют коренные жители Австралии. Вот и эти два бумеранга из гробницы фараона Тутанхамона очень похожи на австралийские и отличаются от них разве что только своей отделкой! (Египетский музей, Каир)


Фараон на колеснице. Настенная роспись в храме Абу-Симбел.


Рельеф из заупокойного храма царицы Хатшепсут с изображением египетских солдат XVIII династии, 1475 год до н. э. Известняк, роспись. (Египетский музей Берлина)

49. Находки в Красном море. Древнеегипетские колесницы

49.1. Боевые колесницы египетской армии

На вооружении у египетской армии были боевые колесницы, которые использовались в погоне за израильтянами: «[Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими» (Исх.14:6,7).

Историк Иосиф Флавий упоминает то же количество колесниц, а также 50 тыс. солдат, сопровождавших их, и 200 тыс. пехотинцев (JA 2/15:3).

Боевые колесницы предназначались для сражений, где требовалась быстрота передвижения. Их экипаж, как правило, состоял из двух солдат: один управлял колесницей, другой - сражался мечом или стрелял из лука. Колесницы были лёгкими; корзины, где размещались солдаты, изготавливались из дерева и кожи. К деревянному днищу повозки крепилась ось. Дышло на две лошади также фиксировалось под полом колесницы. К весу солдат следует добавить их оружие, доспехи, щиты и прочее снаряжение. Изображения египетских боевых колесниц часто встречаются в древних рисунках. Некоторые примеры показаны на рис.367–370.

Рис.367, 368

Рис.369, 370

Изображения древнеегипетских боевых колесниц можно увидеть на многочисленных фресках и рисунках, лишь несколько находок было сделано в царских гробницах .

Рис.371

Колесница, найденная в гробнице фараона.

Рис.372

Колесничные колёса имели различный дизайн. На снимке: пример колеса от лёгкой колесницы, предназначенной, очевидно, для церемониальных целей.

На рис.371 показана церемониальная колесница Тутанхамона, найденная в его гробнице. Конструкция её колеса видна на рис.372. Несмотря на то, что она меньшего размера, нежели боевые колесницы египтян, её можно рассматривать как образец. Важно понимать, что все повозки, обнаруженные в гробницах фараонов, предназначались для различных церемоний. В качестве сравнения можно привести пример открытой кареты королевы Великобритании Елизаветы II - она схожа с повозками, использовавшимися англичанами в Первой мировой войне, только экипировка её экипажа была более тяжёлой .

Рис.373

Колёса с 8 и 4 спицами времён Тутмоса IV .

Рис.374

Колпаки ступицы колёс более тяжёлых колесниц (по сравнению с рис.372).

Совершенно очевидно, что колесницы состояли из тщательно продуманных частей. Вероятнее всего, боевые повозки были более крепкими и простыми по своей конструкции. Они содержали металлические детали, например бронзовые колпаки ступицы колеса колесницы, принадлежавшей Тутмосу IV (рис.374), которые сохранились до наших дней. На рис.373, где показан её вид сбоку, хорошо видны колёса с восемью и четырьмя спицами. На некоторых египетских барельефах изображена технология производства колёс и показаны примеры колёс с четырьмя спицами.

Помимо боевых колесниц, в египетской армии в большом количестве должны были быть крепкие транспортные повозки с провиантом и различным полевым оборудованием (например, палатками). Их колёса, вероятнее всего, были хотя бы частично покрыты бронзой, чтобы выдержать давление груза и вес самих повозок.

Жрецы также принимали участие в военных кампаниях, но они чаще всего двигались позади всей армии. Их задачей был не бой, но поддерживание боевого духа в солдатах и обеспечение «прикрытия» со стороны богов. Есть все основания полагать, что колесницы духовенства исполняли символические функции и своим внешним видом отражали силу и покровительство богов.

В библейском тексте указывается, что когда воды моря сомкнулись, вся армия Египта была уничтожена. Можно ли сегодня обнаружить останки египетских колесниц на дне Красного моря у Нувейбы, которая, согласно рабочей гипотезе нашей книги, являлась отправной точкой для перехода через Акабский залив?

Рис.375, 376

Рис.377, 378

Примеры разных вариантов египетских боевых колесниц. Фото справа является фрагментом египетской денежной купюры.

49.2. Колёса на морском дне

Важно помнить, что дно в исследуемом участке было чистым. Кораллы, которые можно обнаружить повсюду в Красном море, прикрепляются к подводным объектам, так как не могут расти на песке. Поэтому, принимая во внимание, что дно на месте пересечения моря было чистым, имеющиеся в обилии кораллы должны были прикрепиться к опустившимся на дно останкам египетской армии.

Проблема заключается в трудности идентификации объектов, обросших кораллами, которые могли соединиться с другими коралловыми наростами. Особенностью кораллов является уничтожение ими органических материалов: всё, что остается от последних - лишь форма, отдалённо напоминающая исходный объект. Дополнительные трудности создают большая глубина и сильные течения.

Имеются основания полагать, что более лёгкие объекты были унесены течениями, создаваемыми приливами и отливами, по обоим краям подводного моста во впадины (их глубина достигает 1900 м; без специального оборудования, подобного тому, которое применялось, например, при изучении «Титаника», исследовать их невозможно).

Рис.380, 381, 382

Это позолоченное колесо было найдено на дне Красного моря. Будучи занесённым донными осадками, оно не обросло кораллами (за исключением одной небольшой ветви). Нет сомнений, что этот объект – колесо с четырьмя спицами. Все его части легко различимы, его диаметр составляет приблизительно 1 м.

Наиболее легко распознаваемыми структурами являются колёса. Кораллы не растут на илистых отложениях, поэтому колесо с золотым покрытием (рис.380-382) хорошо различимо на дне залива. Его диаметр составляет примерно 1 м. Колесо имеет четыре спицы и является деревянной рамой, полностью покрытой золотом. Найденное колесо представляет крепкую конструкцию и было скорее частью боевой колесницы или транспортной повозки, нежели церемониальной кареты, наподобие тех, что помещали в гробницы ( , 372). Следует отметить, что до сих пор такие колёса находили только в гробницах фараонов.

Позолоченное колесо на дне залива было частью колесницы, двигавшейся сзади войск и возможно принадлежавшей жрецу. Офицеры и фараон, чьи повозки также имели позолоченные колеса, как правило, ехали впереди армии.

Это позолоченное колесо уникально в нескольких отношениях:

1. Это первое древнее колесо, найденное не в погребальном помещении.

2. Это первое колесо, покрытое золотом.

3. Его конструкция отличается от дизайна колёс, обнаруженных в гробницах (усиленный обод, более крепкие спицы, колпак ступицы также имеет некоторые отличия от колпаков, используемых в церемониальных колесницах). С другой стороны, это колесо схоже с колёсами, изображёнными в древнеегипетских рисунках.

4. Единственной причиной, по которой колесо могло оказаться на дне Красного моря, является несчастный случай или катастрофа. Довольно трудно логичное объяснение, как колесница оказалась вдали от берега и опустилась на дно. К тому же украшенная золотом повозка представляла большую материальную ценность и свидетельствовала о благосостоянии её владельца.

5. Очертания колеса легко различимы, благодаря тому, что оно было занесено илом и донными осадками и не обросло кораллами.

Само колесо очень хрупкое - его деревянная основа по большей части сгнила. О существовании колесниц, украшенных золотом, стало известно из древних надписей и рисунков. В одной из них (посвящённой Тутмосу III , 18-я династия) многократно упоминаются золотые колесницы (50).

Рис.379

Верхний рисунок – колесо, найденное на дне Красного моря; далее – колесо с рисунка ~ 1430 г. до н.э.; рисунок снизу – вариант колеса, изображённый на древней фреске (18-я династия).

На рис.379 показаны изображения колёс египетских боевых колесниц (~ 1430 г. до н.э.), приведённых в качестве иллюстрации в современной книге о военном искусстве (51). Их можно сравнить с позолоченным колесом на –382. Внизу рис.379 показана сцена изготовления колёс с четырьмя спицами (18-я династия), схожих с находкой на дне Акабского залива (52).

Во время правления 18-й династии Египет был могущественной державой с сильной армией, на вооружении которой было много колесниц как египетского производства, так и захваченных в качестве трофеев. К примеру, в одной из битв египтяне захватили 2041 коня (51), что подразумевает и определённое количество трофейных колесниц.

В библейском тексте (Исх.14:6,7) указывается, что для погони за израильтянами, помимо всех имеющихся колесниц (вероятно, трофейных, и вследствие этого, скорее всего, самого различного дизайна), египтяне воспользовались «600 отборными колесницами» (возможно, речь шла о лучших боевых колесницах, управляемых солдатами из элитных войск).

Рис.387, 388

Это колесо покрыто кораллами. В его центральной части выступает ступица, от которой в разных направлениях расходятся спицы (всего восемь). Круглая форма объекта также хорошо различима. Часть колеса (снизу) отсутствует.

На рис.387 показано ещё одно деревянное колесо. Он покрыто коралловыми наростами. На снимке можно различить круглую симметричную структуру, спицы и вертикально стоящую ступицу. На следующем рисунке (рис.388) показана фотография образования, на которую было наложено изображение с восстановленными очертаниями колеса c восемью спицами.

Из-за сложности исследований на большой глубине невозможно представить большое количество находок.

Рис.383, 384

На снимке показаны два колеса, соединённых осью.

На рис.383 представлено необычное коралловое образование, которое, вероятно, скрывает под собой пару колёс и ось, стоящую вертикально. Здесь также видны объекты круглой формы и сохранившаяся ось колесницы. Обратите внимание на то, что ось и колесо расположены под прямым углом по отношению друг ко другу. На рис.384 показано, как могла выглядеть эта пара колес, опустившаяся на дно залива.

Рис.385, 386

Два колеса с шестью спицами (окрашены в розовый цвет) в груде объектов, о которых речь пойдёт позже. Обратите внимание на сходство колеса справа с колесом на рисунке, сделанном до того, как на морском дне были обнаружены описываемые объекты. В основе иллюстрации на рис.386 лежит общее представление художника о конструкции египетских колёс.

На рис.385 также видны два колеса. Они являются частью груды объектов, речь о которых пойдёт в следующих главах нашей книги. Эти колёса (на снимке они были окрашены в другой цвет, чтобы вы могли их рассмотреть) находятся в вертикальном положении или опираются на упомянутую груду объектов. Правое колесо имеет шесть спиц. Обратите внимание на его общее сходство с колесом на рисунке рядом (рис.386), который был сделан до того, как оно было обнаружено .

Рис.393

Объект полностью обросший кораллами. В его необычных формах угадываются очертания колесницы, круглая структура, похожая на колесо, и ось, стоящая вертикально. На её конце видны останки спицы и часть ступицы.

Объект на рис.393, вероятнее всего, является боевой или транспортной колесницей, лежащей на боку. В задней её части виден предмет круглой формы, который вполне мог быть колесом. В передней части колесницы выступает вертикальная ось с останками, предположительно, спицы и частью ступицы. Большое образование между ними очень напоминает колесницу.

Колесо - объект характерной правильной формы, являвшийся важной частью боевой колесницы. Он упоминается в Библии, в частности в эпизоде, когда по воле Господа колёса египетских колесниц отваливаются от повозок, что вносит панику в ряды преследователей (Исх.14:24,25). На подводном мосту в Акабском заливе было обнаружено множество отдельно лежащих колёс.

Колёса, показанные на –388 и , находятся близ западного берега залива на подводном мосту. Другими словами, они могли принадлежать колесницам, двигавшимся сзади египетского войска. Колёса, фотоснимки которых показаны на рис.389–392 и –404, были обнаружены на восточной стороне моста и могли быть частью колесниц авангарда армии египтян.

Рис.389, 390

Это колесо лежит на морском дне в горизонтальном положении. Оно сохранилось хуже, чем колесо с . Объект имеет круглую форму; в его центре видна ступица; он занесён донным мусором. Это колесо имело шесть спиц.

На рис.389 показано колесо, лежащее на дне Красного моря. Отчётливо видны его симметричная круглая форма, шесть спиц, а также место, куда входила ступица (в центре колеса). Рядом, на рис.390, показаны схематически восстановленные очертания объекта.

Рис.391, 392

Ось, некогда соединявшая два колеса, сломана. Часть оси торчит из колеса, лежащего плашмя. Хорошо различим обод, спицы сильно пострадали от коралловых наростов.

На рис.391 и 392 показаны снимки ещё одной пары колес. Ось, некогда соединявшая их, сломалась и теперь выступает из колеса, лежащего на дне горизонтально. Хорошо видны внешние и внутренние поверхности его обода. Второе колесо стоит вертикально; часть оси выступает из него под прямым углом.

Рис.399, 400

Морское дно на исследуемом участке чистое и ровное. На такой поверхности легко разглядеть объект, напоминающий перевёрнутую транспортную колесницу, оси которой оказались, таким образом сверху. Останки колёс разбросаны вокруг. У предмета справа, похожего на колесо, можно рассмотреть одну из спиц.

Объект, похожий на транспортную колесницу (рис.399, 400), лежит отдельно от других предметов на своём плоском днище. Рядом с ним находятся, предположительно, останки четырёх колёс. Все они поросли кораллами, однако в их очертаниях угадываются правильные формы ободов колёс.

Рис.397, 398

Данный объект, полностью поросший кораллами, очевидно, является каркасом транспортной колесницы. В нём имеются структуры с прямыми углами и образования, похожие на доски. Поперёк объекта лежит колёсная ось. Обратите внимание на объект, занесённый песком (см. увеличение на рис.396).

Рис.396

Вероятнее всего, это человеческий череп, оказавшийся под более крупным объектом (см. рис.397). Видна лишь верхняя часть черепа. Если имеется остальная часть скелета, то, возможно, она лежит под объектом, описанном в комментарии к рис.397.

В центре фотографии на рис.397, 398 (снимок сделан у восточного побережья залива) виден необычный объект. Это мог быть каркас транспортной повозки, под центральной частью днища которого проходит колёсная ось. Следует снова отметить прямые углы между частями объекта, изготовленного, очевидно, из дерева, покрывшегося кораллами. Судя по его виду, отдельные элементы корпуса колесницы (возможно, её борта) были сделаны из досок. В нижнем левом углу снимка (рис.396) виден объект, являющийся, вероятно, человеческим черепом. Он частично занесён илистыми осадками и лежит возле угла колесницы. Его видно сверху, с той позиции, на которой находился фотограф. Остальная часть тела, оказалась прижатой к дну останками колесницы .

Рис.394, 395

Участок дна, где полностью отсутствуют кораллы – кроме объекта, в котором угадываются прямые углы, предметы, похожие на колёса и т.д. Вероятно, перед нами – большое скопление объектов искусственного происхождения.

На рис.394 и 395 видно образование, которое также трудно назвать объектом естественного происхождения, так как он отличается от обычных донных структур. Возможно, это нижняя часть боевой колесницы. Это может быть колёсная ось с прикреплёнными к ней объектами. Напротив того, что могло являться корпусом колесницы, под слоем осадков находятся останки, имеющие правильные формы (несвойственные для кораллов). Очевидно - это части колёс с четырьмя спицами .

Рис.401, 402

Как и в остальных случаях, на чистом дне виден странный объект, похожий на перевёрнутую колесницу, на которой различимы ось и колеса. Под ними – корпус колесницы. Эта находка примечательна тем, что на одном из её боков виден объект, напоминающий колчан (для лука и стрел). Вероятно, это была лёгкая боевая колесница. На её колёсах – по четыре спицы. Благодаря слою кораллов, каждый объект кажется несколько толще, чем на самом деле.

На рис.401 и 402 показаны уже ставшие типичными для этого участка находки. На ровной поверхности морского дна был обнаружен объект необычной формы. Несмотря на то, что он покрыт кораллами, в его очертаниях можно рассмотреть структуры искусственного происхождения. Вероятно, это перевёрнутая боевая колесница, рядом с которой лежит колчан стрел. Под ней виднеется объект, похожий на ось с останками колеса (в данном случае - колеса с четырьмя спицами). Перед колесницей видны останки, вероятно, ещё двух колес; одно из них покрыто кораллами, но даже несмотря на это, отчётливо просматриваются круглые очертания. Другое колесо занесено донными осадками, из под них проступают хорошо различимые спицы, угол между которыми составляет 90 о , иными словами, перед нами - колесо с четырьмя спицами.

Рис.403, 404

На чистом дне обнаружены объекты, лежащие близко друг к другу. Возможно, это останки колесницы. Обратите внимание на правильные формы её днища. Оглобля, соединявшая колесницу с конной упряжкой, немного изогнута. Круглый, похожий на трубку предмет, является связующим элементом корпуса колесницы и оглобли. Судя по его положению, колесница находится в перевёрнутом положении, её днище почти полностью разрушилось.

Другая находка (рис.403) похожа на объект с . Вновь на чистом ровном дне залива была обнаружена группа останков, вероятнее всего, являющихся практически полностью сохранившейся боевой колесницей, стоящей на колёсах. На её крыше лежит предмет, предположительно представляющий собой ось от другой колесницы или иной объект, который трудно идентифицировать. Вокруг колесницы лежат (либо стоят прямо) останки нескольких колёс.

Большинство кораллов в этой и некоторых других областях были мёртвыми. Причиной тому могли быть облака частиц, прибывающих со стороны побережья после сильного дождя. Возможно, этот тип эрозии создал подводный мост поперёк Акабского залива. Частицы и материал эрозии - угроза всем коралловым рифам.

Итак, на исследованном участке морского дна было обнаружено большое количество останков искусственного происхождения. Иногда они с трудом поддавались идентификации, но в отдельных случаях их отличие от окружающих объектов было очевидным (идеально круглая или квадратная форма, расположение различных частей под прямым углом и т. п.), что свидетельствовало о том, что они имеют искусственное происхождение (останки колесниц, колёс, упряжь и т.д.). В отдельных случаях идентификация находок была настолько определённой, что можно было с уверенностью сказать: «Это колесо». Примеры подобных объектов приведены в рассмотренных ранее –382.

Колесница

КОЛЕСНИ́ЦА -ы; ж.

1. У древних греков и римлян: двухколёсная повозка, употреблявшаяся при боевых действиях, для спортивных состязаний. Боевая к. Беговая к.

2. В старину: богато разукрашенный колёсный экипаж, которым пользовались для торжественных выездов. Триумфальная к. Погребальная к.

Последняя спица в колесни́це. О том, кто не имеет никакого влияния, значения, играет самую незначительную роль в чём-л. Пятое колесо в колесни́це. О ком-, чём-л. совершенно бесполезном, ненужном.

Колесни́чный, -ая, -ое. К-ая упряжка. К-ые бега.

колесни́ца

древняя двух- или четырёхколёсная повозка. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Известна в Передней Азии с 3-го тысячелетия до н. э. Первоначально запрягалась куланами, онаграми, мулами. Во 2-м тысячелетии до н. э. распространились боевые колесницы, запряжённые лошадьми. Боевые колесницы действовали перед фронтом или на флангах пехоты. Колесницы применялись также в спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях.

КОЛЕСНИЦА

КОЛЕСНИ́ЦА, древняя двух- или четырехколесная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей. Колесница применялась в боевых действиях, спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Боевые колесницы действовали перед фронтом или на флангах пехоты.
Первые сведения о боевых колесницах относятся ко времени правления ассирийского царя Тугултипалесарра (1130-е годы до нашей эры). В армиях стран Древнего Востока применялись двух- или четырехколесные колесницы, запряженные одной, двумя или четырьмя лошадьми. В бою в колеснице размещались копьеметатели и стрелки из лука. В армиях Западной Европы в средние века использовались колесницы с высокими прочными бортами, за которыми укрывались стрелки и даже легкие орудия, стрелявшие через специальные бойницы.
Двухколесная колесница представляла собой небольшую деревянную площадку на двух колесах, к которой наглухо прикреплялось дышло. Передняя часть и борта колесниц обшивались кожей, что защищало от стрел ноги экипажа. К кузову колесницы прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж ее обычно состоял из двух воинов - лучника и возницы, вооруженного копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против нерегулярных войск. При метании с колесницы копья дальность его полета увеличивалась на 50%. Такие колесницы применялись в древнем Вавилоне, Ассирии, Египте, античной Греции, Карфагене, Риме.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "колесница" в других словарях:

    В Египте … Википедия

    КОЛЕСНИЦА, колесницы, жен. 1. В древности двухколесный экипаж с дышлом для боевых целей (ист.). Боевая колесница. Герои гомеровских поэм сражаются на колесницах. 2. Богато разукрашенный колесный экипаж для торжественных выездов (устар.).… … Толковый словарь Ушакова

    Не последняя спица в колеснице, пятая спица в колеснице... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. колесница сущ., кол во синонимов: 8 бига … Словарь синонимов

    Древняя двух или четырехколесная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей; применялась в боевых действиях, спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Боевые колесницы… … Большой Энциклопедический словарь

    КОЛЕСНИЦА, ы, жен. В старину: большой колёсный экипаж. Боевая к. (у древних греков и римлян). Погребальная к. | прил. колесничный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Колесница - (chariot), быстроходная двух или четырехколесная повозка на конной тяге. Первоначально К. предназначались для воен. действий, образцом для них послужили боевые повозки шумеров (ок. 2500 г. до н.э.) с четырьмя колесами, запрягавшиеся онаграми… … Всемирная история

    Пассажирская повозка, где конь служит в качестве солярного, духовного средства передвижения. Коляски, движимые белыми или золотыми конями или же чем то вроде грифонов, являются атрибутами богов Неба, которые движут повозку Солнца по небу.… … Словарь символов

    Currus, 1. arcuatus, колесница, покрытая полотном, которою пользовались главным образом flammes. Liv. 1, 21; 2. С. falcatus, αρμα δρεπανηφόρον, боевая колесница, со всех сторон окруженная длинными, острыми серпами, которую… … Реальный словарь классических древностей

    Разновидность колесной повозки, применявшаяся при боевых действиях, для триумфальных, ритуальных и погребальных процессий, а также для спортивных состязаний. Ритуальные и боевые К. встречаются при раскопках богатых могил конца 3 го… … Большая советская энциклопедия

    Колесница - евр. рехев Колесница. Уже в книгах Моисеевых мы читаем о колесницах для людей и для перевозки товаров. Иосиф послал из Египта в Ханаан колесницы для перевозки своего отца и домашних (Быт. 45:19 и дал.). В Чис. 7:3 и дал. говорится о повозках для… … Словарь библейских имен

Книги

  • Колесница Времен. Цикл фантастических повестей , Гинцарь Виталий. Колесница Времен - антиутопический цикл, связанных между собой, фантастических повестей о будущем человечества, каждая из которых описывает разные периоды его существования. Периоды взлетов и…

Нефертити - юная жена фараона. Ее удивительный портрет настолько потряс нас, людей XX века, что фотографию этой небольшой работы скульптора Тутмеса можно встретить почти в каждом доме. Лицо царицы стало привычным, им украшают витрины, его печатают на этикетках.

Но почему же именно в XV веке до нашей эры египетское искусство достигло такого расцвета?

Муж Нефертити - умный и отважный фараон Аменхотеп IV - открыто выступил против засилья жрецов. Придя к власти, он отменил культы всех прежних богов, перенес столицу в новое место, окружил себя талантливыми выходцами из простых людей.

Сторонник решительных перемен, он даже от имени своего отказался и принял новое - Эхнатон.

Саркофаг Тутанхамона. Египет. XIV в. до н. э

Под этим именем фараон-реформатор и вошел в историю.

После его смерти всесильные жрецы вновь прибрали Египет к рукам. Новая столица была разрушена, все реформы отменены, и даже имя ненавистного жрецам фараона было стерто с памятников. И только искусство сумело сохранить и воплотить в жизнь прогрессивные идеи, которым открыл дорогу Эхнатон.

Одно из таких произведений - портрет юной царицы.

Но откуда же взял силу фараон для борьбы с могуществом жрецов?

Такую силу немощному царю - как иногда называют его историки, поскольку фараон здоровьем похвастать не мог - давала конница, новый, только что возникший род войск.


Египетские лучники

Обычно египетское войско состояло из ополчения, которым командовали жрецы.

Они-то и вели войны, прежде всего ради собственного обогащения.

Естественно, на такую армию фараон опереться не мог.

Но начиная с XVII века до нашей эры все большее значение получает конница. А точнее - боевые колесницы.

Искусству управления боевыми колесницами египтяне научились у кочевников, нападавших на Египет из Ливии. Там же, на севере, были великолепные пастбища, оттуда вывозили коней в Египет.

Египетская колесница была по тем временам грозным оружием и сохранялась на вооружении почти полторы тысячи лет.

Эта небольшая двухколесная повозка, похожая на низенькую трибуну, запрягалась двумя конями. Вскакивали в нее сзади, и передняя стенка колесницы была своеобразным щитом для седоков (хотя, наверное, их нельзя так называть - в колесницах ездили стоя).

Конями управлял возница, а бой вел воин, стоявший рядом с ним, иногда их было двое. Они кидали дротики и стреляли из луков.


Коневоды готовят тяжелую колесницу к бою

Но не стрелы были самым страшным оружием конницы. К осям прикрепляли по две остро отточенных трехметровых бронзовых косы - они резали вражескую пехоту, как траву.

Косы покороче приковывались к переднему дышлу и расчищали коням дорогу. Можно себе представить, какое впечатление производила египетская конница, когда она вылетала из-за песчаных барханов, со свистом разрезая воздух смертоносными косами, сметая врагов со своего пути.


Фараон в битве. Колесницам удалось сокрушить пехоту врага, и теперь египтяне штурмуют стены

В Египте появился первый "кавалерийский" устав, где были детально разработаны команды и приемы маневрирования колесницами. Особенно славился удар "гнев фараона", когда колесницы, ворвавшись в ряды врагов, должны были развернуться и промчаться по рядам от фланга к флангу.

Египтяне, вероятно, были одним из первых народов, которые начали планомерно выводить новые породы лошадей. Там, в сумраке фараонских конюшен, и началось таинство создания непревзойденной арабской лошади: собирание, отшлифовка ее скаковых качеств.


Битва конницы. Египетские колесницы атакуют в правильном строю. Кони противника, не укрытые защитными попонами, убиты лучниками

Только оседлый народ, с развитой экономикой, с сильным государственным строем мог взяться за такое сложное и дорогое дело.

Кони на египетских фресках отдаленно напоминают современных "арабов".

Тот же легкий скок, те же некрупные копыта, высоко посаженная голова, горделивый рисунок контура. Вот мчатся они на свирепых львов, и стройный фараон поражает зверей стрелами.

А вот и наша знакомая - красавица Нефертити - в сцене парадного царского выезда.

Она следует на своей колеснице за фараоном, легко сдерживая горячих коней.

Каким грациозным движением она вздымает кнут!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: