Философские взгляды шеллинга. Конспект лекций по философии

Шеллинг – одна из самых ярких и неоднозначных фигур немецкой философии. Будучи персоной крайне увлекающейся, он постоянно корректировал, а то и в корне менял свои философские взгляды, попеременно углубляясь в самые разные философские течения своего времени.

За это его частенько называли «философским Протеем», так как его философия подобно морскому древнегреческому божеству постоянно меняла обличья.

Именно в связи с этим его философская система делится на несколько периодов, про которые мы и поговорим.

Первый период

Этот период Шеллинговской философии часто называют пантеистическим так как мысль знаменитого немецкого философа двигалась по пути сближения и ассимиляции всего сущего в единую дуалистичную систему, которая впоследствии преобразовалась в философию тождества.

Натурфилософия

Начало творческой деятельности Шеллинга плотно связано с натурфилософией. Этот термин, образованный от латинского «Natura» (природа) обозначает философию природы.

Все философы, занимавшиеся натурфилософией, старались понять и определить основные закономерности природных явлений, найти истоки их происхождения.

Постепенно она вытесняется системой классической физики, которая практически полностью вытесняет натурфилософский подход, заменяя его философией науки, которая считала любую недоказываемую гипотезу несостоятельной и даже не рассматривало её. С этих времён в философии науки превалирует механистический подход.

Шеллинг был с этим не согласен и хотел создать свою натурфилософскую систему. Он живо интересовался научными открытиями в естественных науках и медицине, однако особое предпочтение отдавал тем, которые были близки его философскому миропониманию.

Как было сказано выше, Шеллингу не нравился механистический подход к натурфилософии. Он придерживался совершенно иного взгляда, представляя природу как некий живой организм, представленный совокупностью творческих и созидательных процессов и создающий сам себя.

Все создания, порождённые творческим механизмом природы (растения, животные и.т.д) обладают своеобразной целостностью и каждый из них играет свою роль в едином созидательном механизме. Вследствие этого природа может казаться нам осознанным творящим субъектом, хотя это и не так.

Шеллинг мыслил природу как слепой механизм, который тем не менее удивительно целесообразен.

Перед современной ему натурфилософией Шеллинг ставит 2 важных вопроса:

  1. Разногласие между целесообразностью и слепым творческим механизмом. Согласно его размышлениям, в человеке, который вполне себе порождение природы существует «извечное разногласие» между необходимостью и свободой.

В то же время у растений такого разногласия нет, так как: «свободное в нём необходимо, а необходимое свободно»

  1. Противоречие между «Ставшим и становлением». Шеллинг считал, что природа диалектична.

Одна часть этой двойственной противоположности – продуктивность. Она подразумевает конечные продукты созидательной природной деятельности. Исследованием этой части природы занимается научное ответвление естествознания.

Вторая часть – понимание того, что природа не стоит на месте и непрерывно развивается.

Что касается первого вопроса, здесь Шеллинг очень симпатизировал Канту с его трансцендентальным идеализмом. Согласно этому учению человек может воспринимать объекты природы лишь как «феномены». То есть по сути мы видимы не истинную суть предмета, а воспринимаем его через призму нашего чувственного восприятия.

Из-за несовершенства человеческого сознания, считал Кант, человек не в состоянии понять то, чем вещи являются сами по себе.

Точка зрения Шеллинга здесь походит на кантовскую, однако в его интерпретации трансцендентальный идеализм стремится к тождественному сближению дуалистически противоположных понятий.

Касательно второго вопроса Шеллинг считал, что задача натурфилософии в том, чтобы полностью понять эти обе противоположности в их противоречии и единстве, научится выводить одно из другого, видеть не только весь процесс становления конечного предмета, но и видя предмет, представлять то, каким образом он мог быть создан.

Пытаясь понять природу, Шеллинг представил в своём трактате «О мировой душе» мысль о том, что последовательное развитие всех живых организмов является результатом постепенной эволюции одной и той же организации. Причём сделал это на 10 лет раньше Ламарка и на 60 раньше Дарвина.

Он считал, что свойства более высокоразвитой системы содержатся в зародышевом состоянии в низкоразвитых. Как живое, например, является эталоном для неживого, а бездуховное содержит какие-то зачатки души.

Однако на человеке это развитие заканчивается, считал Шеллинг, делая тем самым человека высшим эволюционным звеном.

По сути он пытался создать такую систему, где жизнь была бы неразрывно связана с неорганическими явлениями при этом сама жизнь считается творческим апофеозом природы, в которой тем не менее присутствует и сама природа. Это привело его к созданию теории тождества

Теория тождества

Философия тождества это несколько иные материи, нежели натурфилософия. Этот период характеризуется глубокими метафизическими размышлениями. Хотя он и тесно связан с натурфилософской работой Шеллинга

Свою философскую концепцию тождества, Шеллинг создал в противовес учениям Канта и Гегеля.

С помощью собственного понятия абсолюта, Шеллинг пытается ассимилировать друг с другом понятия мышления и бытия, реального и идеального. Абсолют в данном случае служит связующей силой, объединяющей, казалось бы, противоположные понятия в единое целое.

Однако сам Абсолют не един. Первое разделение происходит во время акта его самопознания. Так как мир идей в абсолюте тождественнен реальному, то каждая созданная идея обретает реальную форму.

Сам переход из формата идеального в реальное воплощение называется абсолютностью. Самопознание абсолютности очерчивает форму определённости идеального через её реальное воплощение. Само же реальное, воплощаясь в мире вещей представляет собой ни что иное как выражение формы абсолютности.

В итоге у Шеллинга получается следующая картина мироздания: Изначально, будучи созданным в Абсолюте, мир проистекает из него, одновременно в нём оставаясь.

Формы различённости абсолюта Шеллинг называет потенциями. Для прояснения этого понятия сам Шеллинг вводит своеобразное разделение на категории. Абсолютное делится на первообраз и противообраз, однако это деление призвано лишь выделить в едином абсолюте идеальную и реальную составляющую, ведь абсолют неделим, что следует из названия концепции.

В каждом из разделённых единств довольно специфически описывается единораздельность того самого абсолютного тождества, в котором идеальное равно реальному. Само идеальное также делится на реальное и идеальное. Для реального ситуация полностью идентична.

Здесь Шеллинг подходит к идее того, что для связи реального с идеальным внутри абсолюта должна быть какая-то особая связь, которая выступает в роли последней модификации, нужной для создания подобных единств. Это и есть порождения абсолютного, причём порождения не в физическом смысле, а скорее следствие самого абсолютного Сама философия, согласно Шеллингу, представляет собой интеллектуальное созерцание таких следствий.

Итого, теория, если говорить более простыми словами, выдвигает тезис о том, что человек мыслящий и объект, о котором он мыслит существуют не только в его голове, но и имеют воплощение в реальном, что говорит о неразрывной связи объекта с субъектом.

Такая сложная система не обошлась без своей проблематики.

Во-первых, непонятно, как же всё-таки образуется материя если мир всё время пребывает в плоскости, доступной лишь интеллектуальному созерцанию.

Также важной проблемой ялвляется «проблема зла». Ведь, казалось бы, если мир построен в абсолюте, как совершенный шедевр, откуда в нём место злу.

Попытка решить эти проблемы вылилась в кризис философии тождества, в следствие которого он выдвинул гипотезу о внезапном отпадении мира от абсолюта.

Это было поворотным моментом в его мировоззрении, после которого начался второй глобальный период его философии, в котором он начал сильно увлекаться религиозными идеями.

В этом периоде все его суждения основаны на протестантском религиозном учении.

Второй период

Философия откровений

Как уже было сказано выше, в этом периоде Шеллинг вплотную занялся изучением религии.

Если первый период можно было назвать пантеистическим, то второй целиком и полностью теистический. Весь этот период был посвящён трактованию христианской религии и попыткам разрешить свой кризис философии тождества, используя чисто теистический подход.

  1. Общая. В этой части Шеллинг формирует основные положения своей новой «позитивной» философии, противопоставляя её старой «негативной».
  2. Специальная. По большей части она посвящена проблемам религиозного характера, разбору христианского учения и эсхатологии.

Негативной Шеллинг называет всю свою старую философскую систему за то, что она так и не смогла избавится от субъективной точки зрения. Ведь в каждой философской системе прежде всего присутствует точка зрения субъекта, поэтому познавать вещи мы можем только с субъективной точки зрения.

Однако если мы хотим попытаться познать каковы вещи на самом деле, следует отбросить субъективную сторону и выйти за пределы наших чувств и мыслей.

Позитивная философия должна проистекать не из опыта, а из некого абсолютного бытия, что выше всего. Такое «Безусловно трансцендентное бытие» превосходит любое мышление и стоит выше всякого опыта.

Позитивная и негативная философия – априорны, однако между ними есть существенное различие. Негативная – противится опыту, в то время, как позитивная сливается, ассимилируется с опытным познанием и содержит черты, свойственные науке a priori и a posteriori.

Позитивная философия абсолютно свободна, ведь её не сдерживает субъективный опыт или «негативный» рационализм, который по мнению философа обращает внимание только на конечную суть вещей и игнорирует их настоящую сущность.

Согласно позитивной философии существование бога можно осознать через особый метафизический опыт.

В философии откровения присутствует также и общеонтологическая часть.

Она представляет собой креационистское учение, в основе которого лежит триединый Бог, который являет собой сочетание трёх потенций. Эти силы заранее формируют подход творца к будущему созиданию к этому моменту ещё не созданного бытия.

Вот эти потенции:

  1. Дух в себе – определяет для будущего сущего «способность быть»
  2. Дух для себя – потребность бытия
  3. Дух у себя – долг бытия

В самом начале акта творения потенции выходят из состояния равновесия и становятся космическими творящими силами. Постепенно процесс творения приводит потенции в более гармоничное состояние. Процесс этого восстановления представляют теогонический аспект – Потенции воссоединяясь становятся тремя ипостасями единого Бога и космогонический – разрозненные потенции образуют составляющие природного и духовного миров.

Конечным результатом творения должен стать первочеловек, существо свободное как от Бога, так и от потенций. Он вмещает в себя мироздание и служит связующим звеном между собой и тремя ипостасями троицы.

Благодаря этому он способен актом своей свободной воли отделиться от триединого бога, создав мир внебожественный.

Понятие «Откровения» в данном случае обозначает неизбежное восстановление единого Бога в сознании сотворённого существа, эдакое воссоединение Бога с человеком.

Первоосновой откровения Шеллинг считает некий мифологический процесс. В течении этого процесса, потенции, действующие в сознании человека в конце концов становятся воплощениями единого Бога.

Послесловие

Шеллинг один из самых неординарных мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь из-за частой смены деятельности. Занимаясь натурфилософией он много времени уделял естественным наукам и был в курсе последних достижений медицины своего времени.

После, заинтересовавшись метафизикой, он создаёт свою философию тождества. В последнем периоде своей деятельности он пытается преодолеть кризис философии тождества через религиозную философию, в особенности Христианскую.

Именно третий период философии Откровений критики считают самым спорным в его творчестве, особенно приверженцы материализма и атеисты.

Тем не менее несмотря на такую частую смену деятельности, вырисовывается общая картина его творчества, ибо он, так же как и Кант постоянно задавался вопросом: при каких условиях, станет возможно понимание реальности?

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Фридрих Шеллинг - видный представитель немецкой классической философии. Учился в Тюбингенском Теологическом институте. Его однокурсниками и друзьями были в будущем знаменитый философ Гегель и поэт Гельдерлин. В ранний период творчества находился под влиянием философии Фихте. В разные годы являлся профессором Йенского, Вюрцбургского, Берлинского университетов; был президентом Баварской академии наук.

Основные сочинения Шеллинга:

  • «Идеи к философии природы» (1797)
  • «Система трансцендентального идеализма» (1800)
  • «Философия искусства» (1803)
  • «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809)
  • «Философия мифологии» (опубликовано посмертно)
  • «Философия откровения» (опубликовано посмертно)

Шеллинг о предмете и задачах философии

Так же как и для Фихте, для Шеллинга предметом философии является человек. Уже первый взгляд на человека, считает немецкий философ, учит нас тому, что он является единством природного и духовного, бессознательного и сознательного. Он писал: «нам всем присуща таинственная, чудесная способность возвращаться от изменчивости времени к нашей сущности, освобожденной от всего того, что пришло извне, и там в форме неизменности созерцать в себе вечное». Однако, по мнению Шеллинга, «кто хочет открыть науку о вечном, должен начать с изучения природы. Придите к физике и познаете вечное!».

Так, основой философской системы Шеллинга является идея тождества материи и духа, конечного и бесконечного, объекта и субъекта. «Подлинная сущность вещей (и в реальном универсуме) - не душа и не тело, а тождество того и другого». Шеллинг считал, что устранением дуализма, то есть всякой реальной противоположности между духом и материей, может быть положен конец бесчисленным философским спорам об отношении между духом и материей.

Исходным же понятием шеллингианской онтологии служит понятие Абсолютного Разума : в нём субъект и объект образуют «целостную неразличимость», а всё реально существующее составляет тождество субъективного и объективного, материального и идеального, природы и интеллигенции. Поэтому свое учение Шеллинг называл философией тождества.

Таким образом, немецкий философ указывает на две основных задачи философии - изучение природы (натурфилософия) и анализ духовного, идеального (трансцендентальный идеализм). «Обе они составляют одну науку и отличаются друг от друга только направленностью своих задач».

Натурфилософия Шеллинга

Учением о природе начинает Шеллинг свои самостоятельные шаги в философии. Разделяя идеи Фихте об активном деятельном Я, Шеллинг, однако, не был согласен с его взглядами на природу как на пассивное, «мертвое» начало.

Необходимо отметить, что при создании философии природы Шеллинг опирался на новейшие открытия в различных областях естествознания. В области физики и химии важными источниками его идей были открытия и теоретические работы Гальвани, Вольта, Эрстеда, Дэви, Ломоносова, Лавуазье; в области изучения органической природы - исследования Галлера, Броуна, Кильмейера.

Природа в философии Шеллинга одухотворяется, т.е. рассматривается как «интеллигенция», или «оцепеневший дух». «Так называемая мертвая природа - это всего лишь несозревшая разумность, и вот почему уже в этого рода явлениях, хоть и в неосознанном виде, имеются проблески того, что свойственно интеллигенции».

Далее, природа находится в состоянии беспрерывного развития и становления. В своем развитии природа проходит путь постепенного возрастания (в терминологии Шеллинга «потенцирования») духовного начала в ней. Развитие природы завершается появлением сознания, что понимается немецким философом как цель природы. «Высшую свою цель - стать самой себе объектом - природа достигает только посредством высшей и последней рефлексии, которая есть не что иное как человек, или - в более общей форме - то, что мы называем разумом».

По мнению Шеллинга, источником развития природы является ее «всеобщая двойственность» («полярность») - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие; через всю природу проходит противоположность материального и духовного, объекта и субъекта, бессознательного и сознательного. Прообразом этого принципа, по Шеллингу, являются плюсовые и минусовые заряды электричества, полярность полюсов магнита: они одновременно и связаны между собой и взаимно противоположны.

Наконец, природа, понимается как великий организм, в котором противоположности гармонично разрешаются в единство. В природе существует взаимосвязь между явлениями, в ней нет ничего «отдельного от другого, вне другого, все абсолютно едино и одно в другом». С этих позиций Шеллинг критикует механистические представления, распространенные в естествознании того времени.

Учение Шеллинга о познании. Трансцендентальный идеализм.

Шеллинг считал, что «способность познавать - это необходимое свойство человека. Эта способность связана с самой сущностью субъекта». Свое учение о познании философ излагает в работе «Система трансцендентального идеализма». «Трансцендентальной философии надлежит объяснить, как вообще возможно знание... Трансцендентальный философ ищет принцип знания внутри знания. Он утверждает: есть нечто последнее, с чего начинается всякое знание и за пределами чего знания нет».

Для решения вопросов познания Шеллинг обращается к исследованию процесса получения знания, а точнее к определению того, с «чего начинается всякое знание и за пределами чего знания нет». В «Системе трансцендентального идеализма» немецкий философ писал: «Прежде всего мне необходимо внести в само моё знание систему и внутри самого знания найти то что определяет всякое частное знание. Не вызывает, однако, сомнения, что то, чем в моём знании всё определяется, есть моё знание о самом себе. ...Самосознание - источник света всей системы знания...». Итак, исходным принципом трансцендентального идеализма является самосознание познающего субъекта. Поэтому следующий шаг трансцендентальной философии связан с его изучением.

Шеллинг полагал, что «открыть» этот принцип возможно только с помощью такой формы мышления как интеллектуальная интуиция. Отсюда шеллинговская диалектика форм мышления в познании. Согласно немецкому философу, обычное логическое мышление (рассудок) даёт познание низшего порядка в сравнении с тем, которое доступно разуму. Формы разумного познания не умозаключения и не доказательства, а непосредственное усмотрение в вещах единства противоположностей. Субъектом этого рода познания может быть не рядовой ум, а только разум философский, а также художественный гений (в этом ему видится своеобразное единство философии и искусства, представленного в своих высших формах).

Высший же акт познания - самосознание , можно осуществить только с помощью интеллектуальной интуиции, которую Шеллинг понимает как способность мысленного восприятия («созерцания») интеллектуального действия в момент его совершения. Именно благодаря интеллектуальной интуиции бесконечное Я (субъект) делает себя объектом познания, т.е. созерцает себя конечным. Так, Я знает в одно и то же время и свое бытие, и свою деятельность, т.е. оно одновременно и реально, и идеально. Поэтому, пишет Шеллинг, «сторонник трансцендентальной философии говорит: дайте мне природу с противоположными деятельностями, из которых одна бесконечна, а другая стремится созерцать себя в этой бесконечности, и я произведу отсюда интеллект со всею системой его представлений. Всякая другая наука предполагает интеллект уже готовым, а философ рассматривает его в процессе развития и заставляет его как бы возникнуть перед своими глазами».

История самосознания, по Шеллингу, проходит через следующие ступени

На первой - познавательный процесс определяется бессознательной деятельностью теоретического Я. Начинается он с ощущения, затем через созерцание, представление, суждение достигает высшего момента теоретического Я - разума, где теоретическое Я сознает себя самостоятельным и самодеятельным и, таким образом, становится сознательным и практически действующим.

На второй ступени развития самосознания основным моментом является воля практического Я. Волю Шеллинг понимает как желание человека познать самого себя и реализоваться. Воля, в свою очередь, неразрывно связана с нравственностью. Важно подчеркнуть, что, по мнению Шеллинга, человек реализует себя, лишь совершая нравственные действия по отношению к другим людям.

И на завершающей стадии развития самосознания возникает эстетическое Я, в котором преодолевается противоположность теоретического Я и практического Я, наступает гармония бессознательной и сознательной деятельности.

Шеллинг Философия искусства

Как и Фихте, Шеллинг был уверен в том, что система заканчивается в том случае, если она возвращается к своему исходному пункту. Так, в искусстве достигается тождество духовного и материального, совпадение природы и свободы. Художественное творчество совершается бессознательно и необходимо, как и процесс природы. Шеллинг писал: «Давно понятно, что в искусстве не все совершается сознательно, что с сознательной деятельностью должна сочетаться бессознательная сила и что только полное единение и взаимопроникновение обеих создают наивысшее в искусстве». Произведение искусства конечно, но имеет бесконечный смысл, в нем преодолеваются противоположность теоретического и нравственно-практического.

Именно философия искусства становится у Шеллинга «общим органоном философии и заключительным аккордом во всей её архитектонике».

Значение философии Шеллинга

Значение философии Шеллинга состоит, прежде всего, в том, что, в отличие от философии Фихте, природа получила значение самостоятельного объекта, которому свойственно диалектическое развитие, а человек понимался как вершина этого развития. Необходимым условием исследования природы Шеллинг считал отыскание в ней реальных динамических противоположностей и внутренних противоречий, которые являются источником ее развития.

В теорию познания в систематическом виде Шеллинг ввел принцип историцизма и понимание философии как возрастающего самосознания человечества. Шеллинг обосновал значение свободы и основанной на ней деятельности как важных факторов познания и существования действительности.

Философия Шеллинга стала переходом от философии Канта и Фихте к философии Гегеля и оказала большое влияние не только на немецкую философию, но и на философские взгляды мыслителей других стран, в том числе и на деятелей русской культуры XIX века.

Введение

Понятие «природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций и в философии употребляется в трёх значениях (широком, узком, специальном), каждое из которых, даже если оно непосредственно и не оговаривается, обычно вытекает из контекста. Так, употребляя данное понятие в широком смысле, им обозначают всё сущее, весь мир во всём его многообразии форм. Другой, более узкий контекст понимания природы стал складываться с прошлого столетия в результате подходов к осмыслению проблем возникновения жизни на Земле, а также в связи с осознанием человеком своего особого положения в окружающем его мире. В этом смысле термин «природа» сузился до вполне определённого объёма и стал охватывать лишь ту часть объективной реальности, которая в 1802 г. Французским учёным Ж. Ламарком предшественником Ч.Дарвина была названа биосферой, т.е. «областью жизни» . Наконец, специфический (специальный) контекст употребление термина «природа» состоит в том, что в философии зачастую возникает необходимость выявить суть, основное содержание того или иного предмета, тела, существа и т.п. Понятие «природа» здесь имеет вполне конкретное значение, раскрывающее корни, фундаментальные начала того, о чём идёт речь. Речь идёт о природе данного объекта или явления в том смысле, что устанавливается его сущность, а также связь с остальной объективной реальностью - природой в широком смысле слова.

Философское учение о природе, которое существовало с древнейших времён вплоть до ХIХ в. Называется натурфилософией. Натурфилософия не опирается на строгие естественнонаучные знания . Натурфилософия смотрит на мир исходя из природы.

В своей работе я рассматриваю натурфилософию Шеллинга. И сегодня наследие Шеллинга сохраняет свою актуальность. Ведь его идеи обращены к человеку: будь един со своей природой, как окружающей тебя, так и внутренне тебе присущей.

Я исследовала три главные для меня поставленные задачи: Что такое природа в понимании Шеллинга? Какие идеи и принципы закладывает Шеллинг в свою философию природы? И какое влияние оказали концепции Шеллинга на естествознание ХIХ в.?

Немного из биографии Ф.В.Й. Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854).

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг представитель классического немецкого идеализма, известен в истории как 23-летний профессор, обратившийся в начале своего творческого пути к изучению природы. Учителями в философии были для Шеллинга Кант и Фихте.

Шеллинг родился 27 января 1775 года в вюртембергском городке Леонберге. В шесть лет Фридрих пошел в начальную школу, в восемь приступил к изучению древних языков. Еще через два года его отдали в латинскую школу в Нюртенгене. В пятнадцать лет, то есть на три года раньше, чем допускалось законом, Шеллинг благодаря ходатайству отца был принят в Тюбингенский теологический университет. В студенческие годы он подружился с Гегелем и поэтом Гельдерлином. Их сближение началось на почве политического свободомыслия. В 1795 году Шеллинг оканчивает университет. Ему предстояло разделить участь всех классиков немецкого идеализма - побывать в роли домашнего учителя в период между академическим обучением и академическим преподаванием.

В 1797 году на молодого Шеллинга как на проводника идей своего "Наукоучения" обратил внимание Фихте, который уже разрабатывал новую систему, философию природы. Тогда же появилась работа Шеллинга "Идеи к философии природы", а еще через год вышло получившее горячее одобрение Гёте исследование "О мировой душе. Гипотеза высшей физики для объяснения всеобщего организма". При содействии Фихте и Гёте Шеллинг получает в 1798 году должность экстраординарного профессора в Иене.

Любопытна и романтична его личная жизнь. Из неё - лишь об одном: о любви к умной талантливой женщине. Он полюбил жену А.В. Шлегеля - Каролину, которая, в свою очередь, влюбилась в Шеллинга и стала его женой. И его творческая жизнь била ключом. Каролина выслушивала и обсуждала с Шеллингом все его рукописи, давала мудрые советы, вела переписку. Это было лучезарное горение творческого содружества двух страстно любящих сердец. Всё шло блестяще… И вдруг Каролина заболевает, и вскоре её не стало. Это коренным образом изменило жизнь и творчество Шеллинга. Он долго молчал… Потом погрузился в религиозную жизнь .

После ухода из жизни Каролины Шеллинг уверовал в бессмертие и при этом сохранил свою оппозицию идеализму. Помимо литературной работы, помимо чтений, он находит успокоение в переписке с Паулиной Готтер, дочерью близкой подруги Каролины. Она называла его жену второй матерью.

Довольно долго они переписывались, прежде чем Шеллинг назначает ей свидание. Девушка производит на него приятное впечатление. 11 июня 1812 года она выходит за него замуж.

В мае 1827 года его назначают генеральным хранителем научных коллекций. В августе - президентом Академии наук.

В феврале 1853 года Шеллинга мучают старческие недомогания, силы катастрофически убывают. Он решает подвести итог, составить духовное, философское завещание. Это перечень рукописей и распоряжения относительно их судьбы.

Он обрел вечный покой 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городке Рагац. Там его похоронили. Там стоит ему памятник с надписью: "Первому мыслителю Германии".

Шеллинг (Schelling)

Биографические сведения. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) – немецкий философ, родом из семьи пастора. После окончания классической гимназии учился в Тюбингенской семинарии (вместе с Гегелем), с 1796 по 1798 г. изучал естественные науки в Лейпциге и Дрездене. В 1798 г. начал преподавать в Йенском университете, сотрудничая с Фихте, а в 1799 г., после увольнения Фихте со службы, сменил его, заняв должность профессора, на которой и пребывал до 1803 г; затем работал еще в ряде университетов, в 1841–1847 г. – в Берлинском.

Основные труды. "Система трансцендентального идеализма" (1800), "Философия искусства" (1802–1803) (табл. 83).

Таблица 83

Шеллинг: основные периоды развития

Название периода

Хронологические решки

Основные работы

"Фихтеанский"

О возможной форме философии (1794)

"Я" как принцип философии (1795) Философские письма о догматизме и критицизме (1795)

Натурфилософия

Идеи к философии природы (1797)

О мировой душе (1798)

Первый набросок системы философии природы (1799)

Система трансцендентального идеализма (1800)

Изложение моей системы философии (1801) Бруно, или Природное и божественное начало вещей (1802)

Философия искусства (1802–1803) Всеобщая методология и энциклопедия наук (1803)

Лекции о методе академического изучения (1803)

Философия и религия (1804)

Философия свободы

Философские исследования о сущности человеческой свободы (1809) Штутгартские беседы (1810)

Философия откровения

Введение в философию мифологии

Философия мифологии

Философия откровения

Философские воззрения. Основные периоды развития. В творчестве Шеллинга принято выделять пять периодов развития: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, философию свободы, философию откровения. Как отдельный иногда выделяют еще ранний, "фихтеанский", период (1795–1796), когда Шеллинг находился под сильным влиянием Фихте.

Период натурфилософии (1797–1799). Начиная свои философские исследования как фихтеанец, Шеллинг скоро пришел к выводу о том, что сведение всей природы к "не-Я" (имевшее место у Фихте), приводит к тому, что природа утрачивает всякую специфику. Но что же в гаком случае представляет собой природа? Оставаясь в значительной степени еще под влиянием Фихте, Шеллинг тем не менее делает шаг, уводящий его от философии Фихте, в сторону более последовательного объективного идеализма.

Шеллинг предлагает следующее решение этой проблемы: Природа и Дух (разум, Абсолютное "Я") представляют собой определенное единство. А значит, для понимания Природы можно использовать ту же модель, что и для Духа. И принимая тезис Фихте о "чистой активности" как "сущности" Духа, Шеллинг эту идею "чистой активности" Духа переносит на Природу. Она становится у него деятельной и развивающейся – тем самым Шеллинг закладывает основы учения о диалектике Природы, или объективной диалектике .

Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое и целое, продукт "бессознательного разума", "некий застывший разум в бытии". Этот разум действует внутри Природы и проследить его можно благодаря целесообразности его действия . Причем высшей целью ее развития является порождение сознания, и тем самым пробуждение разума.

Так же, как у Фихте, чистое "Я" в своем развитии наталкивалось на ограничивающее его "не-Я", деятельная Природа ("бессознательный разум"), по Шеллингу, в процессе своего развития наталкивается па свой предел, ограничивающий ее. На каждой ступени развития Природы мы обнаруживаем действие позитивной силы и противодействие ей негативной силы – в разных фазах их взаимодействия. На первой стадии развития Природы столкновение позитивной и негативной сил рождает материю, на второй – "универсальный механицизм", т.е. динамическое развитие материального мира благодаря действию противоположных сил. Утверждая противоречивость сил, действующих в Природе, Шеллинг опирался на открытия полярных сил в естествознании, сделанные к тому времени (полюса в магнетизме, положительный и отрицательный электрический заряды, аналогичная полярность усматривается в химических реакциях и в процессах органического мира). В продвижении на все более высокие ступени идет общее развитие Природы, и каждое звено ее есть составляющее единой "жизненной цепи". На "стадии человека" появляется разум и сознание, и тем самым происходит пробуждение "бессознательного разума", дремавшего на предыдущих ступенях развития. Человек оказывается высшей целью развития Природы, ибо именно посредством человеческого сознания она осознает себя. Причем это осознание невозможно в рамках рассудка, который мыслит логически и непротиворечиво, для этого необходима деятельность Разума, который способен усмотреть (непосредственно созерцать) в вещах единство противоположностей . Таким разумом обладают далеко не все люди, а только философские и художественные гении.

Диалектика природы Шеллинга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философии, и прежде всего на философию Гегеля, а через него – Маркса и др. Однако конкретное построение его натурфилософии скоро было забыто, поскольку было опровергнуто дальнейшим развитием естествознания.

Период трансцендентального идеализма (1800–1801). В этот период Шеллинг приходит к выводу, что проделанная им ранее работа, в которой было показано то, как развитие Природы приводит к появлению Духа (Разума), только наполовину решает задачу построения философской системы. Вторая половина работы состоит в том, чтобы показать, как из Духа появляется Природа или, иначе говоря, каким путем к Природе может прийти Разум.

Шеллинг рассуждает следующим образом. "Я" (Дух, Разум) есть изначальная активность, воля, располагающая себя в бесконечности. Деятельность "Я" состоит в мышлении, но, поскольку единственно существующим является только это "Я", то и предметом мышления для него может быть только оно же само . Но для того, чтобы возник продукт такой деятельности, "Я" должно что-то себе противопоставить, положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь с таким пределом, активность становится сознательной; ее Шеллинг называет "идеальной деятельностью" в отличие от изначальной "реальной деятельности" (схема 129).

Схема 129.

Построение философии, исходящей из деятельности субъекта – исходного "Я", которое создает (порождает) свою противоположность, свой предел ("не-Я"), приводит нас к субъективному идеализму (философия Фихте). Построение философии, исходящей из реального существования Природы, т.е. "не-Я", заставляет нас сделать вывод о независимости "не-Я" от "Я" и приводит к философии, которую Шеллинг называет "реализмом". Если же мы учитываем обе возможности, то тогда возникает синтез субъективного идеализма с реализмом, т.е. "идеал-реализм", или "трансцендентальный идеализм" .

Изначальная деятельность, будучи сознательной и бессознательной одновременно, присутствует как в Духе, так и в Природе, порождая все существующее. Шеллинг трактует эту бессознательно-сознательную активность как эстетическую. Объективный мир (Природа) есть примитивная поэзия, не осознающая духовное, а значит, и саму себя. Лучшие произведения человеческого искусства создаются по тем же закономерностям, содержат в себе тот же шифр, что и произведения космических сил, т.е. Природы. Отсюда, ключом к познанию бытия является философия искусства, а само искусство оказывается "единственным и вечным Откровением". Философия как особый вид интеллектуальной деятельности доступна единицам, а искусство открыто любому сознанию. Поэтому именно через искусство все человечество сможет достичь высшей истины. Сама философия, зародившаяся когда-то в рамках искусства (мифологии), со временем должна опять вернуться в "океан поэзии", по-видимому, путем создания новой мифологии.

Период философии тождества (1801–1804). Если ранее мысль о тождестве Духа и Природы была предпосылкой философских построений Шеллинга, то в период философии тождества она становится основной проблемой всей философии. Исходным здесь оказывается понятие "Абсолюта", в котором неразличимы субъект и объект (схема 130).

В этом Абсолюте совпадают все противоположности, но в нем же содержится начато дифференциации и обособления этих противо-

Схема 130.

положностей; и этот Абсолют есть Бог. Тем самым Шеллинг оказывается на позиции пантеизма, который можно назвать "эстетическим пантеизмом". Противоположность субъекта и объекта внутри тождества сам Шеллинг выразил в виде схемы (схема 131).

Схема 131.

Здесь знак "+" означает преобладание, соотв етственно, в левой части субъективности, а в правой – объективности, тогда как выражение "А = А" обозначает равновесие и неразличимость объективного и субъективного, некое состояние равновесия, подобное центру между магнитными полюсами.

Особую сложность при таком подходе представляет собой проблема происхождения из этого "бесконечного тождества" раздельного и конечного (как отдельных мыслей, так и отдельных предметов). В духе платоновского учения об идеях Шеллинг говорит о том, что уже в Абсолюте возникает некоторое обособление отдельных идей, и именно они становятся причинами конечных вещей. Но в Абсолюте "все есть во всем" (т.е. каждая идея пребывает во всех остальных), тогда как в мире вещей, т.е. чувственно воспринимаемых объектов, они выступают как раздельные (схема 132). Однако такими они являются только для нас в пашем эмпирическом сознании . Процесс становления конечного из бес-

Схема 132.

конечного он решает в духе гностицизма, трактуя его как процесс "отпадения" от Бога.

Период философии свободы (1805–1813). Центральной проблемой данного периода стал вопрос о порождении мира из Абсолюта, о причинах нарушения равновесия идеального и материального, субъективного и объективного. Шеллинг утверждает, что это первичный иррациональный акт, который не может быть понят и истолкован рационально. Причины его коренятся в том, что Абсолюту (Богу) изначально присуща как важнейшая способность воля с ее свободой . В Абсолюте есть как темное слепое начало (Бездна ) – иррациональная воля, так и светлое рациональное; конфликт между ними изначален, а борьба между ними и есть жизнь Бога. Победа светлого, доброго начала и приводит к образованию Божественной личности, а все негативное, преодолеваемое Богом, изгоняется им в сферу небытия.

В человеке также присутствуют начало сознательное и бессознательное, свобода и необходимость, добро и зло. Обнаружив в себе эти два начала, мы начинаем строить свою личность сознательно – развивая в себе все лучшее и изгоняя из себя темное, приближаясь тем самым к Божественной личности.

Период философии откровения (1814–1854). Изначальная божественная воля, выступающая как "иррациональное хотение", является непостижимой для человеческого разума. Но она в определенной степени постигается человеком в "опыте", т.е. в мифологии и во всех религиях. Через них Бог открывает себя людям. Поэтому путь к постижению Бога лежит через понимание этого ряда Откровений. Здесь философия Шеллинга, с одной стороны, сливается с теологией, а с другой – закладывает философский фундамент для будущих культурологических исследований .

Судьба учения. Философские идеи Шеллинга оказали большое влияние на немецких романтиков, па философию жизни (особенно на Ницше), на учение Кьеркегора и экзистенциализм, а также на развитие философии культуры. Но особенно велико оно было по отношению к учению Гегеля, хотя слава Гегеля к середине XIX в. буквально затмила Шеллинга, так что и в настоящее время учение Шеллинга остается изученным недостаточно полно. Необходимо также отметить, что учение Шеллинга оказало значительное влияние на многих русских философов, и прежде всего на Соловьева и Флоренского (схема 133).

Например, исследование О. Шпенглера "Закат Европы".

1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) – единственный в истории философии случай ребенка-вундеркинда, защитившим в 16 лет магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. Шеллинг учился в Тюбингене и Лейпциге, 1798 был назначен, при содействии Фихте и Гёте, экстраординарным профессором философии в Иене, где примкнул к романтикам Фр. и А. В. Шлегелю , на жене которого - Каролине - впоследствии женился. Шеллинг был генеральным секретарем королевской академии образовательных искусств, читал лекции в Эрлангене, в Мюнхен и Берлине был профессором университета. В Рагаце, где Шеллинг умер, король Максимилиан II Баварский поставил ему в 1856 г. памятник.

2.Шеллинг был видным представителем объективного идеализма, другом, а затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

натурфилософию;

Практическую философию;

Иррационализм.

3. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:

Прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания

человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);

природа есть "абсолютное" - первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;

Природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;

Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;

природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);

движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

4.Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории.

Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" - правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.

Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность - насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).

Философ приходит к следующим выводам:

Ход истории случаен, в истории царит произвол;

И случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;

Теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;

В истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса

Фихте Иоганн Готтлиб (1762-1814) - немецкий философ, родился в семье ремесленника и уже мальчиком должен был работать у станка.

Развивал идею Канта о философии как науке, понимая ее как «учение о науке» - наукоучение. Считал, что философия – основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания.

Наукоучение ориентировано на исследование условий познания.

Отказавшись от дуалистической позиции Канта, пытался устранить Кантовскую идею предметов самих по себе и вывести все содержание знания из деятельности нашего Я. Основанием знанияявляется самосознание как творческая деятельность, направленная на себя, на «Я». «Я» - это тождество субъекта и объекта.

Фихте указал на противоречие понятия “вещи в себе”, - непознаваемой, не влияющей на мир явлений и в то же время заключающей в себе причину явлений. Устранив это противоречие, он стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм. Для Фихте подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир- это “субъект-объект, причем ведущая роль за субъектом”.

Фихте предлагает отличить и противопоставить реальное событие воображаемому, существующему лишь в сознании. Согласно Фихте, внимание сознания может занять и факт, бывший в прошлом. Поскольку и при наблюдении реального события, и при воспоминании прошлых действий у человека как бы исчезает часть жизни, часть времени, то Фихте полагает возможным оба явления – воображаемое и реально существующее – объявить одинаково реальным. А где же критерий такой реальности? В субъекте! – отвечает Фихте. Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя. Самозабвение – это одна из особенностей человека, переживающего связь с действительностью. Отсюда определение действительности : то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни.

Придя к такому общему определению действительности, нельзя отождествлять то, что связано с действием человека в области воображения, с тем, что непосредственно не зависит от него. Т.о., получается два ряда действительности : одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно ее существование.

Течение всей объективной реальности рассматривается как ее возможное осознание человеком: реальное существует только в связи с жизнью человека. Затем он отвлекается от объективной реальности, занимаясь исследованием “реального” только как факта сознания, как “внутреннего чувства и функции души.

Его наукоучение имеет дело лишь с определениями сознания. В процессе познания сознание субъекта выступает как активное и творческое начало. Процесс познания проходит 3 этапа (три основоположения теоретического наукоучения):

- «Я» утверждает себя само;

- «Я» противопоставляет себя «НЕ-Я», или объекту;

- «Я» и «НЕ-Я» ограничивая друг друга, образуют синтез.

Без субъекта нет и объекта.

Гейне писал: «Я» совсем не есть индивидуальное «Я», а мировое «Я». Фихтевское мышление не есть мышление какого-то индивида, это всеобщее мышление, проявляющееся в отдельной личности».

Центральное место в философии Фихте занимает проблема свободы человека. Свобода – априорное моральное самоопределение, которое проявляется в деятельности человека и совпадает с абсолютной разумностью. Мы осознаем мир как реально существующий, и в этом смысле он продукт нашего разума. «Я» опровергает вещи. И это – основа нашей свободы, как следования долгу, нравственным правилам, считал мыслитель.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: