Римская философия презентация. Античная философия древней г реции и рима презентацию подготовил: студент т группы аскаров азимжон

Подобные документы

    Основные положения средневековой философии. Возникновение схоластической философии в западной Европе. Период расцвета схоластики. Духовная культура. Альберт Великий и Фома Аквинский. Вопросы науки и веры. Концепция универсалий. Проблемы человеческой души.

    реферат, добавлен 09.03.2012

    Патристика как основа христианского богословия и философии. Эпоха смены философских парадигм. Различия патристики и схоластики. Классификация патристики по языковому принципу. Августин Блаженный и его взгляды. Патристика как историко-философский феномен.

    реферат, добавлен 30.10.2009

    Круг проблем философии и ее роль и место в жизни общества. Мировоззрение: сущность, структура и исторические типы. Специфика философской мысли Древнего Востока. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики. Немецкая классическая философия.

    курс лекций, добавлен 04.04.2012

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат, добавлен 25.06.2010

    Средние века как период господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Источники формирования Средневековой философии. Патристика: этапы, представители. Труды Аквинского, доказательства бытия Бога. Мистика, средневековая ментальность.

    презентация, добавлен 20.12.2012

    Этапы развития и особенности античной философии. Основные школы и проблемы древнегреческой философии. Философские учения Аристотеля. Философия эллинизма и Древнего Рима. Основные философские принципы Милетской школы. Космическая картина мира Платона.

    контрольная работа, добавлен 11.01.2017

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

    реферат, добавлен 21.01.2015

    Общая характеристика эпохи средневековья. Принцип примата веры над разумом как основная мысль патристики. Ранняя и поздняя схоластика. Причины упадка философии средневековья. Учения о человеке раннего Возрождения. Социальная философия Возрождения.

    реферат, добавлен 03.01.2010

    Становление советской философии. Дестанилизация в философии, формирование многообразие школ, направлений. Роль журнала "Вопросы философии" в развитии философии. Философия в постсоветский период. Советская философия как самоосознающая система идей, теорий.

    реферат, добавлен 13.05.2011

    Становление, развитие и преемственность течений философии Древней Индии и определение специфики восточной философии. Ведический период и его основные группы. Характеристика основных школ древнеиндийской философии: веданта, буддизм, санкхья, локаята.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ Г РЕЦИИ И РИМА Презентацию подготовил: Студент Т группы Аскаров Азимжон




ВВЕДЕНИЕ Древнегреческая философия возникла в VI веке до н. э., и формировалась в неразрывной связи с зачатками научных знаний, искусством и мифологией. Первые античные мыслители - представители милетской или ионической школы - Фалес (гг. до н. э.), Анаксимандр (около гг до н. э.) и Анаксимен (около гг до н. э.), обобщая эмпирические знания того времени, искали естественные основы бытия. Крупным мыслителем, способствовавшим возникновению объективного идеализма, был Сократ (гг до н. э.). Направив мысль на духовный мир человека, Сократ дал мощный толчок развитию логики и диалектики, которые получили свое наиболее полное развитие у Платона (около гг до н. э.); последний впервые отделил философию - диалектику - от физики и этики. Философская мысль Древней Греции достигла своего высшего подъёма у Аристотеля (гг до н. э.), который осуществил систематизацию философских и научных знаний своего времени.


1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. Древнегреческая философия представляет собой совокупность разнообразных учений, развивавшихся в период с VII – VI века до н. э. по VI век н. э. (от формирования архаических полисов (греч. polis – город – государство) на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующих кризиса и крушения Римской империи). Через 1200 лет завершается античный этап европейской философии - в 529 году, когда византийский император Юстиниан отказывает язычникам в праве занимать публичные здания, запрещает иметь школы и преподавать, потому что это « растлевает души учеников ».






Третий – угасание и упадок философии – III в. до н. э. – VI в. н. э., он соответствует кризису полисного устройства общественной жизни, появлению имперских государственных образований сначала по эгидой Македонии, а затем – Древнего Рима и, далее, упадку рабовладельческого общества. В этот период от философии, выступавшей как всеобъемлющая наука, стали отпочковываться частные науки, разрабатывавшие методы точного исследования природы. Для философии этого периода характерно большое разнообразие школ и учений с различных позиций трактовавших проблемы бытия, роль материи и духа, сущности и назначении человека и др.. Основное внимание в этот период уделяется этическим и социально - политическим проблемам.


2. ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПЕЦИФИКА. Почему европейская философия зародилась именно в Древней Греции? Однозначного ответа нет. Однако учёные склоняются к мысли, что только в Древней Греции были специфические условия, которые способствовали появлению философии. Среди наиболее значимых следует выделить: 1. Наличие городов - полисов, со значительным свободным населением, являвшимся полноправными гражданами. 2. Расцвет рабовладельческой демократии (от греч. d е m о s – народ и kratos – власть) – форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. 3. Высокий престиж знаний.


4. Кризис мифологического сознания, как следствие экономического развития Греции: а) расширение торговли, через совершенствование судостроительства и судоходства; б) возникновение и расширение колоний; в) увеличение богатства; г) расслоение общества.


Это привело к расширению географического горизонта греков; изменило представления о Вселенной (не стыкуются с реальностью: там живут другие люди, у них другие боги, обычаи, иная мораль, другое политическое устройство и т. д.). Как следствие – формируется особый подход к миропониманию суть которого – ничего не принимай на веру, думай сам, все подвергай сомнению.


5. В греческих городах сформировалась разнообразная культурная жизнь: а) процветало театральное искусство (посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей); б) процветали архитектура и строительство (амфитеатры вмещали до нескольких тысяч человек); в) широкое распространение получили скульптура, музыка, физкультура (Олимпийские игры – 776 г. до н. э. Именно здесь была сформулирована знаменитая максима - « В здоровом теле здоровый дух »).




СПЕЦИФИКА ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Ей присущи: во - первых, космоцентризм (гр. kosmos – порядок, гармония, Вселенная) – понимание мироздания как единого целого, живого и упорядоченного; во - вторых, рационализм (лат. rationalis – разумный), т. е. все окружающее и сам человек постигается только разумом (и ничего на веру); в - третьих, антропологизм (греч. anthropos – человек), попытка постигнуть сущность человека, его природу и цель жизни, а также политическое устройство общества, роль государства; в - четвертых, дуализм (лат. dualis – двойственный) т. е. признание равноправными двух начал в мироздании – духа и материи, идеального и материального (бытие – небытие, Парменид; атом – пустота, Демокрит; идеи – материя, Платон; форма – материя, Аристотель). С помощью этих 2- х начал греки пытались объяснить бытие мира и человека.


3. ВИДНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УЧЕНИЙ Итак, философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, о происхождении мира. Философия сформулировала этот вопрос в более чистом, теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.


ПРЕДСТАВИТЕЛИ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ Гераклитом из Эфеса (до н. э.). Анаксимандром (VI в. до н. э.) и Анаксименом (VI в. до н. э.), Фалесом (конец VII пер. пол. VI вв. до н. э.), Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы:


Фалес таким началом считал воду, Анаксимен воздух, Гераклит огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь) были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Вода Фалеса это философское переосмысление мифологического Океана, огонь Гераклита не просто огонь, а огне логос разумный, вечный и божественный космический огонь. Все последующее развитие античной философии было спором о первоначале, последовательным развертыванием мышления о всеобщем. Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев последователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора, организовавшего в 532 г. до н. э. религиозно - философский союз в Кротоне. Пифагорейцы объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала.


ГЕРАКЛИТ Гераклит использует, в качестве жизни определяющего первоначала образ огня. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его размеренным возгоранием и угасанием он объяснял мировые процессы; возникновение и исчезновение вещей составляют противоречивое единство. Но космос Гераклита это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, а и их борьба. Борьба созидающее начало жизни и бытия. Непререкаемым тоном Гераклит провозглашает: « Следует знать, что война всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости ». « Война » это и борьба противоположностей, и их единство. Чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает прекраснейшая гармония ». Гармония выражает глубокое чувство единства мира, составленного, слитого из противоположных качеств, стихий, стремлений, тенденций. Идея борьбы противоположных начал сочеталась у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых в образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита « все течет, все изменяется » и « нельзя дважды войти в одну и ту же реку » давно вошли в философскую культуру.


ПАРМЕНИД Парменид (р. ок. 540 г. до н. э.) представитель Элейской школы впервые выработал философское понятие « бытие ». Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники размышляли бытие, не задумываясь об этом. В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия и небытия Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие. Бытие это то, что всегда есть; оно едино и вечно вот главные его признаки. Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно связаны. То, что у бытия нет ни прошлого ни будущего, как раз и означает, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно. Ибо откуда взяться движению из того, что не изменяется?


ДЕМОКРИТ Для Демокрита (до н. э.) в основе мира лежит не абсолютно плотное, « сплошное » бытие, как у Парменида, но и не подвижное текучее начало, в котором бытие и небытие слиты. Демокрит в качестве субстанции всего сущего выделяет атом (греч. « неделимый »). Это вещественная неделимая частица, абсолютно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая нашими чувствами, вечная, неизменная. Внутри атома не происходит никаких изменений, он соответствует характеристикам бытия, данным Парменидом. Внешне атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению: бесконечное число форм обеспечивает бесконечное разнообразие мира. Атомы реально не соприкасаются, их разделяет пустота небытие. Небытие, следовательно, такой же принцип возникновения многообразия мира, как и бытие. Но бытие и небытие не сливаются в одно и не переходят друг в друга.


ДЕМОКРИТ На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира мир един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер. Даже душа человека состоит из тончайших подвижных атомов. Демокрит разработал учение о познании природы. Все познание он делил на познание по истине - « светлое » и познание по мнению - « темное ». Познание по истине основано на чувствах. Чувства дают разуму материал, без которого нельзя сделать логически выдержанного и стройного философского заключения. Ум корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам. Это относится к атомам, которые человек не может увидеть, но убеждается в их существовании с помощью ума. К концу V в. до н. э. учение атомистов (последователей Демокрита) представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии.


СОКРАТ Сократ (469 – 399 до н. э.), представитель афинской школы, излагал своивзгляды только в форме беседы или спора. До нас они дошли в изложениях его учеников, Платона и Ксенофонта. Для большинства европейских философов, древних и современных, Сократя вляется центральной фигурой античной философии, совершившей радикальный поворот в истории философской мысли. Он впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа, прежде всего, природу нравственности, добра, зла, справедливости, любви, т. е. того, что составляет суть души человека. Отсюда обоснованное им стремление к самопознанию, к познанию себя именно как « человека вообще », т. е. моральной, общественно - значимой личности. Познание главная цель и способность человека, так как в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага, человеческого счастья. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т. е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.


ПЛАТОН Главным в философии Платона было учение об идеях. Мир идей это не материальный мир. Он вне пространства, вне времени, он всегда есть и никогда не меняется. Например, есть красивая лошадь, красивая женщина, красивый кубок и т. д. А есть « красота сама по себе ». Красота как идея, как причина красивых вещей, безотносительно к тому, что это за вещи, люди, процессы. Платон (до н. э.) ученик Сократа основоположник идеалистической философии. В 386 г. до н. э. в Афинах он купил сад, носивший название афинского героя Академика, и там основал знаменитую школу – Академию, которая просуществовала более 900 лет и была закрыта указом Юстиниана. Но и сегодня учёные общества носят названия « академия ».


ПЛАТОН Мир идей есть « истинный, настоящий мир », а мир вещей или теней - « ложный, неистинный мир ». Платон полагал, что истинный философ не должен иметь дело с реальным чувственным миром, что его задача возвышенная: уйти в самого себя, понять потусторонний мир идей, поставив в зависимость от него мир чувственных вещей. В своей теории познания Платон исходил из того, что все знание о мире дает человеку его душа. Душа человека близка к миру идей, она, как и все идеи, бессмертна. Человек познает мир не через практическую деятельность, и не потому, что воспринимает с помощью своих чувств предметы природы, а потому, что душа человека уже содержит в себе в скрытом виде все знание. Душа, существуя вечно, переселяется из одного человека в другого, и вместе с душой вселяется все знание в скрытом виде. Задачи познания состоят в том, что человек должен вспомнить все богатство содержания своей души. Таким образом, теория познания Платона есть процесс воспоминания.


ПЛАТОН Платон является первым мыслителем, кто создал модель идеального государства, в основе которого лежит идея разделения труда (каждый должен делать то, что у него получается лучше всего). В обществе должно быть три класса: 1) правители (философы); 2) воины (защитники государства); 3) созидатели (ремесленники, крестьяне и торговцы).


ПЛАТОН Разделение на классы происходит путём отбора после завершения образования, которое изначально должно быть доступно всем. Однако, главное в учении Платона – это все же мир идей, их иерархия (система уровней различной значимости). Наивысшая идея – Благо, начало всех начал, демиург, т. е. создатель видимого мира, устроивший его по мудрым вечным законам. Не надо понимать платоновскую теорию идей как чисто теоретическое умствование. Это была весьма практичная теория обоснования ценности « этого », посюстороннего мира, с признанием « другого потустороннего мира. С позиций потустороннего, но « истинного » мира, с позиции идеалов мы должны оценивать и критиковать « наш » настоящий мир.


АРИСТОТЕЛЬ Аристотель (до н. э.) родился в городе Стагире неподалеку от Македонии в семье придворного доктора македонского царя Филиппа. В 17 лет поступил в Академию Платона, где был до его смерти. В течение последующих семи лет Аристотель был наставником Александра Македонского. После, сняв здание в Афинах при храме Аполлона Ликейского, открыл собственную школу, названную Ликеем. Она просуществовала свыше 860 лет и дала название образовательным учреждениям – лицеям. Аристотель, имея большие познания практически во всех отраслях человеческого знания, систематизировал его. Выстроенная им система просуществовала более 1500 лет, вплоть до эпохи Возрождения.


АРИСТОТЕЛЬ Суть его учения: во - первых, свои работы он начинал с критики взглядов предыдущих философов, а потом излагал свое понимание рассматриваемого вопроса: а) натурфилософов критиковал за то, что они, утверждая о возникновении всех вещей из первоначал, не раскрывают причины этого возникновения (почему из первоначала порождаются именно эти вещи, а не другие); б) Платона критиковал за то, что он своим учением об идеях удваивал мир, а это ничего не дает для познания окружающих вещей, потому что в реальности человек имеет дело с ними, а не с их идеями. К тому же принцип Платона об иерархии идей приводит к умножению сущностей до бесконечности, что, по мнению Аристотеля, нелепо;


АРИСТОТЕЛЬ во - вторых, Аристотель сформулировал учение о четырех причинах всего существующего (рассмотрим на примере глиняного кувшина): а) чтобы глиняный кувшин мог быть, нужна глина, т. е. материя, которая будет материальной причиной; б) чтобы материя приобрела свойства кувшина, она должна быть оформлена, т. е. соединена с формой, которая является формальной причиной; в) чтобы соединить материю с формой потребуется движущая сила, т. е. деятельность гончара – источника процесса, или действующая причина; г) чтобы кувшин был создан нужна цель, т. е. зачем он, или конечная причина;


АРИСТОТЕЛЬ в - третьих, всякая вещь есть соединение материи и формы, причем форма выражает сущность предмета, то, что делает эту вещь именно этой вещью, а не иной. Материя, как и форма, вечна и переходит из одного состояния в другое под воздействием формы. Помимо оформленной материи, в основе всего существует первоматерия, которая бесформенна, поэтому нашими органами чувств не воспринимается, ее можно лишь мыслить, хотя она реальна. в - четвертых, Аристотель считал движение основной характеристикой мира. Но должна быть причина движения. Этой вечной причиной является « Перводвигатель ». Он нематериален, это Форма форм, или Бог. Он неподвижен, потому что любое движение конечно. Он безучастен, занимается только чистым самосозерцанием;


АРИСТОТЕЛЬ в - пятых, человек, являясь духовным созданием, обладает чертами, свойственными животным. Однако, отличительный его признак – это наличие разума, что позволяет людям создавать государство. Главная цель государства: а) забота о нуждах человека; б) забота о всестороннем развитии человека; в) обеспечение своих граждан условиями благой и достойной жизни;


АРИСТОТЕЛЬ б) неправильные – где власть руководствуется собственной выгодой. а) правильные – где власть руководствуется общественной пользой; в - шестых, проанализировав устройство общественной жизни 158 греческих городов - полисов, Аристотель выделил 6 форм, разделив их на:


АРИСТОТЕЛЬ Правильные формы могут быть: а) монархия – власть царя, передающаяся по наследству, осуществляется согласно законам и традициям; б) аристократия – власть не богатых, но знатных и « лучших »; в) полития – власть большинства, со средним размером недвижимости. Неправильные формы: а) демократия – власть большинства, состоящего из бедноты, которая использует власть для собственного обогащения; б) олигархия – власть немногих, обычно состоятельных граждан, которые ущемляют права бедняков; в) тирания – власть одного человека, который правит не по законам, а в соответствии со своей волей.


АРИСТОТЕЛЬ Наилучшей формой правления является полития, наихудшей – тирания. В сочинении, специально посвященном выяснению отношения души и тела (« О душе »), Аристотель определяет деятельность души как особую « первую энтелехию » реального бытия физического тела.


АРИСТОТЕЛЬ Из своей критики учения об идеях Платона, Аристотель делает очень важные выводы: во - первых, мир один. Это духовно - материальный, реально существующий мир; во - вторых, вещи и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т. е. изучать следует саму действительность, а не мир идей; в - третьих, в центре познания должны быть не абстракции и умозрительные схемы, а сами вещи и процессы. Тогда и наука получает смысл как познание реального, а не « запредельного » мира, хотя в процессе познания используются « идеальные » понятия. Наука это мышление в понятиях. Схемы и законы движения понятий являются « органоном », т. е. орудием науки, орудием мышления. Схемы и законы движения понятий изучаются логикой. Таким образом, логика есть орудие науки, орудие мышления. Освоить законы логики может любой человек. Значит, человеку доступно постижение сущности вещей и процессов мира, в котором он живёт.


АРИСТОТЕЛЬ Аристотель является родоначальником формальной логики науки об общезначимых формах мысли: понятии, суждении, умозаключении. Начиная с конца IV в. до н. э., на развитие философии принципиальное влияние оказали распад империи Александра Македонского и становление Римской империи. Слияние греческой и римской культур нашло отражение и в философии. На смену « гражданину » греческого полиса пришел « подданный », человек, подчиненный монарху. Интерес философов в этот период смещается в сторону этических и социально - политических проблем, а сама философия становится руководством к действию, вырабатывает « правила жизни ». В первую очередь, мыслителей интересуют проблемы личной жизни человека.


ЭПИКУР Эпикур (342 – 271 до н. э.) основал философскую школу, недалеко от Афин, которая вошла в историю как сад Эпикура – замкнутое товарищество единомышленников. Над входом было начертано: « Гость тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие – высшее благо ». Она просуществовала до конца IV века н. э.. Философия, по Эпикуру, должна стать практическим учением, которое обеспечит человеку счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. У человека есть два врага, которые мешают жить – это страх и надежда. Страх может быть перед богами и перед смертью. Но богов бояться глупо, т. к. они слишком высоко и никогда не вмешиваются в человеческую жизнь. Смерти тоже бояться глупо, поскольку мы с ней никогда не сталкиваемся « когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет ». Надежда – более сильный враг. Но и в этом случае необходимо помнить, что в мире ничего не измениться. Все останется таким, каким было всегда. Чтобы жить счастливо, необходимо измениться самому. Надо достичь атараксии (греч. а taraxia – спокойствие, невозмутимость) – невозмутимого спокойствия. Суть душевного спокойствия в свободе от всяких страстей – и от чрезмерной радости, и от чрезмерной скорби. Основной принцип жизни – « живи незаметно », никакого участия в общественной жизни.




4. ДРЕВНЕРИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Философия в Древнем Риме начала развиваться в середине I в. до н. э.. Она в содержательном плане не выработала принципиально новых направлений и либо развивала идеи греческой философии, либо пыталась соединить разные философские системы в одно целое. Древнеримская философия, особенно в произведениях Цицерона, Марка Аврелия, Лукреция, Сенеки, в большой степени была ориентирована на человеческую личность. Требования к личности отличались разнообразием, широтой и глубиной. Все названные выше философы так или иначе сочетали свои философские взгляды с идеями эпикурейцев.




МАРК АВРЕЛИЙ Марк Аврелий (гг.) считал, что счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, разумом всеобщей природы.








План урока: 1. Особенности социально-экономического развития Древнегреческого и римского государств 2. Скептицизм: основанная идея, представители 3. Эпикуреизм: основанная идея, представители 4. Стоицизм: основанная идея, представители 5. Кинизм: основанная идея, представители.






Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Представители стоицизма


Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Тетрафармакос: не должно бояться богов; не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»; благо легко достижимо; зло легко переносимо.


Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Представители эпикуреизма


Стоицизм философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Делится на логику, физику и этику: структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса в сферах познания, мироустроения и морали.


Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Представители стоицизма


Кинизм - утверждает, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. для достижения блага следует жить «подобно собаке», сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.


Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Представители кинизма


Философия эллинско-римского периода (IV в. до н.э. – V в. н. э.) Эллинский периодРимский период стоицизм периодIV – II вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея скептицизм периодIV-I вв. до н.э.II-III вв. представители основная идея эпикуреизм периодIV-III вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея кинизм периодV-I вв. до н.э.I-IV вв. представители основная идея


Задание: расставьте предложенные тезисы и имена основателей в соответствии с философской концепцией: Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Эпикур Тит Лукреций Кар Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Первые христианские секты Пиррон, Секст Эмпирик 1. Не следует бояться природы, т. к. кроме неё, атомов и пустоты, ничего нет. 2. Не следует бояться смерти, т. к. никакой загробной жизни нет, а смерть лишь распад тела на атомы. 3. Не нужно бояться богов, которые, хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь 1. Во власти человека быть мудрецом подчиниться разуму природы или глупцом игнорировать разум природы. 2. Только разумная жизнь благо. 3. Благо согласие с главным законом всей природы законом самосохранения. 4. Жить добродетельно следовать во всем этому закону.


1. Социальные катаклизмы доказывают иллюзорность приоритета общего над индивидуальным. 2. Только индивидуальное естественно и реально. 3. Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях. Основные вопросы: 1. Что представляют собой вещи? 2. Как о них следует высказываться? 3. В чем польза от наших суждений? Ответы: 1. О вещах ничего нельзя сказать определенного. Истина и ложь неразличимы. 2. Поэтому следует воздерживаться от любых категорических суждений о вещах. 3.Воздержание от суждений лучший способ обрести спокойствие души.


Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли Подумайте, что хотел сказать в этой фразе стоик



Доклад

По истории философии

На тему: Философия Древнего Рима

Выполнила работу: студентка

1курса группы 2968

Елина Екатерина

Проверила: профессор

Е.Н. Яркова

Тюмень 2007

Стоицизм - учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из Кития; её название происходит от «Расписного Портика» - «Стои» в Афинах, где преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно делится на три периода: Ранний (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий, Посидоний, Гекатон и др., II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский) Стоицизма (Сенека, Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, I-II вв.н.э.). Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию Стоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) - «практическая» философия, ориентированная на обоснование «мудрости» как этического идеала, хотя логико-онтологическая проблематика занимает в ней принципиально важное место. Этика Стоицизма формировалась под киническим влиянием, которому у Хрисиппа и в Средней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.

Стоицизм делится на логику, физику и этику (наиболее важную и исторически влиятельную часть Стоицизма, обоснованию которой подчинены прочие части учения). Структурная взаимосвязь трех частей выступает как доктринальное выражение всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения и морального целеполагания.

В III веке н.э. возникает последняя крупная философская система античности – неоплатонизм. Его основателем был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее значительным представителем – Плотин (205-270). В 244г. Плотин открыл в Риме свою школу.

Плотин говорил о том, что любое существо остаётся собой благодаря своему единству с другими. Формы единства разнообразны, но все они подчинены некому высшему принципу единства, которое называется Единым. Единое бесконечно, оно первично по отношению ко многому. Единое – причина всего. Единое порождает всё остальное, причём ничего не утрачивая в себе.

Первое, что произошло от Единого – это Ум (Нус), Дух. Если Единое – «Потенция всех вещей», то Нус – это мышление, жизнь, мир чистой красоты.

Идущий от Единого свет через Нус идёт к Душе. Душа существует уже во времени. Она является связующим звеном между сверхчувственным и чувственным мирами. Душа, оставаясь бестелесной, порождает телесное.

Душа полагает природу. Природа, с одной стороны, является низшей, затемнённой частью мировой Души, а с другой – порождением материи. Сама материя – это нечто, которое почти ничто. Материя противостоит Единому, как зло противостоит благу.

Получается, что Единое не только нисходит во многое, но и многое стремится к Единому. Многое стремится стать Единым. Наиболее осознанным это стремление является у человека.

Порфирий (232-233 – 301) видел цель философии в спасении души. Он говорил, что в движении души к совершенству есть четыре ступени. На первой, низшей, стихийные душевные аффекты сводятся к золотой середине. На второй – душа достигает бесстрастия. На третьей происходит эпизодическое обращение к богу. На четвёртой происходит постоянное обращение к богу на основе победившего в душе разума. Если же душа не устремлена к богу, то она становится обиталищем для демонов.

Большую роль в последующей философии сыграло «Введение» Порфирия к работе «Категории» Аристотеля. Порфирий рассматривал проблему общего видового, различия признаков и предметов, отношений и т. д. он даёт классический пример дихотомического деления («Дерево Порфирия»):

Прокл (412-485) исходил из утверждения о едином первоначале, благе и о переходе к мировому разуму (Нус). Ум распадается на триаду: ум сам в себе, ум выходит из себя, ум возвращается к себе. Ум в себе также образует триаду: предел, жизнь, и саможизнь. У предела своя триада: предел, беспредельное, сущность. Затем говорится о триадах ума, выходящего из себя и возвращающегося к себе. Всё это весьма искусственные построения.

Далее рассматривалась мировая космическая душа. В ней содержатся души богов, демонов, небесных тел (астральные души), животных, полубогов-героев, людей. И наконец, на низшей ступени находится чувственный телесный мир.

В целом вся концепция Прокла объединяется целой триадой:

выделение сотворённого из творящего;

возврат сотворённого к творящему.

В ходе своего развития неоплатонизм сближается с христианской философией.

Завершение античной философии датируется 529 г., когда был обнародован «Кодекс Юстиниана». В нём говорилось: «Мы воспрещаем преподавание доктрин тех, кто заражён сумасбродными идеями язычников. Поэтому ни один из язычников не может наставлять заблудших, последовавших за ним, ибо он растлевает души своих учеников…»

Язычниками здесь назывались как сторонники различных религиозных учений, отличных от христианства, так и последователей концепций античной философии.

Философия Греции досократовского периода. Натурфилософия. Классическая греческая философия. Философия эллинизма.

Слайд 2

Древнегреческая мифология (Гомер, Гесиод) утверждает, что сначала существовал Хаос (греч. «разверзаться») – бесформенная совокупность материи. Беспорядок. Безобразие. Боги из Хаоса создали Космос (греч. «мир, порядок») – мировой порядок. Эталон красоты и совершенства. 1 этап - Натурфилософия Космоцентризм: вопросы Космоса первичны. Космос отождествляется с природой (nature)

Слайд 3

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (VI в. до н.э.). Р одоначальница философии, астрономии, математики, физики и др. наук. Естествознание. Рационализм - стремление разумом и логикой объяснить мир. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Дискуссия о том, из какого правещества возник Космос? Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (огонь). Как устроен Космос? Космос ограничен в пространстве. Замкнутая сфера. Геоцентрическая модель Космоса. Аристарх Самосский в 3 в. до н.э. высказал идею гелиоцентризма, но она не распространилась. ШКОЛЫ НАТУРФИЛОСОФИИ

Слайд 4

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА. ЭЛЕАТЫ (VI – V вв. до н.э.) – Впервые ввели понятие «БЫТИЕ» (от глагола «быть»). ПАРМЕНИД ЗЕНОН Основоположники онтологии. Бытие - единое, непрерывное, вечное, неделимое на части. Пустота не существует. Идея единства всего существующего максимально близка буддизму. Рационализм. Законы бытия познаются только разумом. Чувства фиксируют только отдельные взятые явления, но не их закономерности.

Слайд 5

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА (VI – IV вв. до н.э.) Пифагор (570 - 480 гг. до н.э.) 1. В основе мира ГАРМОНИЯ (греч. «соразмерность, пропорциональность»). 2. Гармонию существующего можно выразить с помощью чисел, числовых и геометрических закономерностей 3. Каждое число наделено определенным свойством – не только математическим, но и нравственным. 4. Учение о музыкальной гармонии. Из всех наук наиболее близки математика, астрономия и музыка. «Музыка небесных сфер»

Слайд 6

ФИЛОСОФЫ - ОДИНОЧКИ в Гераклит (544 – 483 гг. до н.э.) Огонь – первоначало всего; 2. Периодически Космос уничтожается, чтобы возродиться снова; 3. Теория потока. Всеобщая изменчивость. Всё есть поток. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». 4. Единство противоположностей.

Слайд 7

Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) Бытие состоит из АТОМОВ; Атомы неделимы; 3. Атомы взаимодействуют хаотично как механические частицы; 4. Между атомами ПУСТОТА. Философия противоположная элеатам, доминировавшая до XX века.

Слайд 8

АНТИЧНАЯ КЛАССИКА (V – IV вв. до н. э.) в СОКРАТ Совершил поворот философии к человеку. ЧЕЛОВЕК – МИКРОКОСМОС «ПОЗНАЙ СЕБЯ, И ТЫ ПОЗНАЕШЬ МИР и БОГОВ» Философ – практик. Подтверждал сказанное поступками. Поражал современников не только мудростью, но и силой воли, телесной выносливостью, развитой благодаря физическим упражнениям. Начал критику существующего общества, которое поклонялось несовершенным олимпийским богам. Предложил новый идеал - ВЫСШЕЕ БЛАГО.

Слайд 9

ПЛАТОН и АРИСТОТЕЛЬ Совершил поворот философии к человеку.

10

Слайд 10

ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОНТОЛОГИЯ. Космос представляется как совокупность двух миров МИР ИДЕЙ МИР ВЕЩЕЙ мир метафизический мир физический единый множественный совершенный несовершенный вечный изменчивый умопостигаемый Платон впервые поднял важную проблему: существует ли Единое Начало, ОБЩЕЕ для всех людей?

11

Слайд 11

Платоновская триада ЕДИНОЕ – УМ – ДУША Единое – выше всякого бытия, выше всякого мышления и ощущения. Первоначало, первопричина. УМ – происходит от Единого. Сущность всех вещей, множество всех идей МИР ИДЕЙ. Душа – связывает между собой все явления и вещи. Душа есть во всем. Душа мира, человека, вещи.

12

Слайд 12

2. ГНОСЕОЛОГИЯ. По мнению Платона, человек проникает в Мир Идей с помощью интуиции. По мнению Аристотеля, первичен разум. Утвердил РАЦИОНАЛИЗМ. Создал первую философскую систему, разработал основные философские понятия (КАТЕГОРИИ). Основоположник ЛОГИКИ. Сократ – основоположник ДИАЛЕКТИКИ как искусства ведения диалога, цель которого достижение истины. диалог = спор обличение майевтика

13

Слайд 13

3. АНТРОПОЛОГИЯ. Разработаны основные концепции человека. А) «человек – микрокосмос» (Сократ). Б) психика (душа) человека имеет 3 части (Платон): разум, сила воли (ярость), желание (страсть). В) в человеке объединяются 2 начала – биологическое и социальное. «Разумное животное» или «политическое животное» (Аристотель).

14

Слайд 14

Воплощение разумного начала в человеке – бог Аполлон, а биологического (инстинкты) – бог Дионисий. Боги антропоморфные, «человекоподобные». Боги как воплощение идеала физической красоты.

15

Слайд 15

Культ тела. Стремление к гармонии. Создание канонов прекрасного человеческого тела. Идея Платона, что «тело - темница души» не была распространена.

16

Слайд 16

4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Разработаны основные концепции государственного и общественного устройства. Положительные типы Отрицательные типы государственного устройства государственного устройства монархия («один во главе») тирания, деспотия для большого государства важен совещательный орган, демократия («власть народа») охлократия («власть толпы») важно качество народа необразованная масса аристократия («власть лучших») олигархия («власть немногих») плутократия («власть богатства»)

17

Слайд 17

НАУКА возникла в Древней Греции в 6 – 5 вв. до н.э. НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ОБЪЕКТИВНОЕ – общеобязательное для всех. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - от разрозненных наблюдений и рецептов произошел переход к согласованным и обоснованным системам знаний – теориям. 3. АБСТРАКТНОЕ (от греч. «отвлечение») – теории это «идеальный» мир. 4. КРИТИЧЕСКОЕ – научные теории необходимо доказывать, проверять и опровергать. РАЦИОНАЛЬНОЕ - опора на авторитет разума и логики. НАУКА – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о мире, с целью познания ИСТИНЫ

18

Слайд 18

Три научные программы Древней Греции МАТЕМАТИЧЕСКАЯ (Пифагор, Платон). Пифагор: «Число есть сущность всех вещей». Математика – чистая абстракция, на языке которой можно выразить закономерности мирового устройства. Платон: Наука – единое целое, вершиной которого является философия, а корнями - математика и астрономия. Идеальное число – 1. Интуитивно открыл идеальные геометрические формы, лежащие в основе неживой материи - 5 « платоновых тел»

19

Слайд 19

2. АТОМИСТИЧЕСКАЯ (Демокрит, Эпикур). Все мировые процессы – результат взаимодействия атомов и пустоты. ЧАСТЬ важнее ЦЕЛОГО. Нет понимания целостности мира. Демокрит заложил основы научного метода исследования. Случайность – то, причину чего люди не знают. ПОИСК ПРИЧИН. 3. ФИЗИЧЕСКАЯ (Аристотель). Аристотель первым создал науку о природе – физику. Для физики Аристотеля важнейшее понятие – движение. Считал, что движение вечное и непрерывное. (-) ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНА МАТЕМАТИКЕ ПЛАТОНА. Физика атомистов в основном количественная, а физика Аристотеля основана на идее качественных превращений одних физических элементов в другие.

20

Слайд 20

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА (с IV вв. до н. э.) В эллинистической философии акцент переносится из сферы метафизики в сферу этики. Человек как микрокосмос. Этические проблемы по-разному решены в пяти направлениях Киники Эпикурейство Стоицизм Неоплатонизм Скептицизм

21

Слайд 21

ЭПИКУРЕЙСТВО ЭПИКУР (341 – 270 гг. до н.э.) – древнегреческий философ.. Последователь Демокрита. 1. Признание существования атомов, но отрицание их хаотического движения. 2. Ощущения первичны, а разум вторичен. Опровержение рационализма. 3. Душа умирает вместе с телом. 4. Идеал – жизнь мудреца. Блаженная и спокойная. Мудрец умеет наслаждаться жизнью и получать удовольствия. Однако не все удовольствия важны и полезны. Удовольствия естественные (природные). Удовольствия противоестественные – приводят к страданиям.

22

Слайд 22

5. Что людям мешает получать удовольствие? Во-первых, суеверия. Во-вторых, страх. Главный страх – страх смерти. Большинство страхов надуманно. «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, смерти еще нет. Когда наступает смерть, нас уже нет». 6. Советовал довольствоваться маленькими радостями жизни (вкусная еда, общение с интересными людьми) и не заниматься большой политикой. Эпикурейство в Древнем Риме - ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (99 – 55 гг. до н.э.). СКЕПТИЦИЗМ ПИРРОН (360 – 270 гг. до н.э.) Сомнение в возможности достижения истины. Ничего точно утверждать нельзя. Отрицание теорий. Говорили: «мне кажется…», «предполагаю…». Идеал мудреца – невозмутимость (атараксия).

23

Слайд 23

КИНИКИ Ученик Сократа – АНТИСФЕН (450 – 360 гг. до н.э.). Его ученик – ДИОГЕН (400-325 гг. до н.э.). Максимальное упрощение жизни. Крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием. Натурализм. Самый низший уровень потребностей. Мир – плохой. Следует научиться жить от него отдельно. Насмешка над всеми условностями. Максимальная независимость от общества. Внутренняя свобода. Борьба не с социальным злом, но с самим собой. Космополитизм Диогена. Отрицание всех границ, политических и пр. Атрибуты киника – сложенный вдвое плащ, посох и сума для подаяний. Манера поведения – эпатаж и маргинальность. Цель - привлечение внимания к своей философии в условиях кризиса античной культуры. От понятия «кинизм» произошло «цинизм»

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

26

Слайд 26

27

Слайд 27

СТОИЦИЗМ (III в. до н.э. – III в. н.э.) Ранняя Стоя – Зенон, Хрисипп. Поздняя Стоя - ПЛУТАРХ, ЦИЦЕРОН, СЕНЕКА (4 г. до н.э. – 65), МАРК АВРЕЛИЙ (121-180). ДУАЛИЗМ - признание и божественной и материальной реальности. 2. РАЦИОНАЛИЗМ– господство разума над чувствами. 3. Влияние Сократа. Твердость и мужество в жизненных испытаниях. 4. Развитие шести добродетелей: - внутренняя свобода, независимость от внешних обстоятельств; - совесть; - сила воли и внутренняя сила; - человеколюбие, толерантность; - чувство юмора; - умение применять эти знания на практике. Стоический идеал мудреца – невозмутимость, свобода от страстей. Худший вид рабства – рабство у своих страстей.

28

Слайд 28

29

Последний слайд презентации: ЛЕКЦИЯ 3. Философия Древней Греции и Рима

НЕОПЛАТОНИЗМ (III в. до н.э. – III в. н.э.) ПЛОТИН (204 - 270) Синтез учений Платона, Аристотеля и восточных философий. 1. За основу берется триада Платона. Единое – Ум – Душа. Идея ступенчатого перехода от единого и всеобщего к множественной материи. Единое (Благо) - выше любого бытия. ЕДИНОЕ Ум – множество всех идей. Душа – множество всех существ, образующих УМ чувственный Космос. 2. Единое – познается мистически-интуитивно. Ум – познается логически. Здесь ДУША учение Аристотеля и Пифагора. 3. Учение об иерархическом строении бытия. КОСМОС Мир – ступени последовательно убывающего Совершенства. 4. Освобождение от плена материи материя путем аскетической практики.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: