Святые источники вотчины Шереметевых (с. Чиркино)

Это несправедливо. Посещаю эти замечательные четыре чудотворные источника вот уже 7 лет. И ни разу о них не написала.
Разговор о них должен занять не одну страницу, это точно. Во-первых, их чудесная сила. Во-вторых, чудотворная сила. В- третьих, богатая и славная история.

Два источника расположены под автомобильным мостом, немного не доезжая до Щербинино (один из них, который заключен в трубу, освящен в честь священномученика Иоанна и преподобномученицы Анны Корнеевой (подробнее о них см. ), второй, в форме природной купели - царский источник, освященный в честь мученически погибшей царской семьи), третий - в селе Чиркино, рядом со старинными храмами (называется "Всех скорбящих Радость"), четвертый - чудотворный источник Илии Пророка, расположен в лесу, недалеко от деревни Орехово. В Ильин день (2 августа) там проходит крестный ход до Ильина источника.
Храмы Покрова Божией Матери и свт. Василия Великого в Чиркино:

До Ильина источника не так просто добраться. Он расположен в лесу, через большое поле. Если едешь на машине, то сталкиваешься с определенными трудностями: дорога грунтовая, разбитая. Недаром ходит легенда, будто пьяный или обозленный человек ни за что не найдет чудотворный источник пророка Илии.
Этот источник поистине уникален. Он древний, первые свидетельства происходящих чудес исцеления относятся к XVIII в. Поучительна история крестьянина Василия Осипова из соседнего села Щербинина, который с рождения не мог ходить. Однажды во сне ему явился пророк Илия, который просил придти на свой источник.
...Больной преодолевал расстояние 2 версты своего пути более суток, переползая через канавы, ямы, холмики. Оказавшись здесь, в этой лесной чаще, под куполом деревьев, Василий совершил омовение с молитвой. Домой вернулся сам, на своих ногах.
Чудеса исцеления продолжаются по сей день. Люди с верой идут к источнику. А природа-то какая!



Здесь оборудована уютная купель, а прихожане приносят свои иконки. Просто диву даешься, сколько их здесь оставлено благодарными людьми.

Следующий источник лежит близ храмов Покрова Божией Матери (1514 г.) и свт. Василия Великого (XVII в.) в Чиркино. Это не просто храмы и не просто село. Можно сказать, отсюда пошел род бояр Шереметевых. Это было их первым владением.
Необыкновенно живописны окрестности источника "Всех скорбящих радость" в с. Чиркино. Такой пейзаж не может не убить скорби, печали, уныние и вселить истинную радость и счастье за то, что Господь сотворил такую красоту для нас:


Чиркинский источник славится необыкновенной концентрацией серебра. И это чувствуется на вкус и на ощущения.
Два других источника, как уже говорилось, освящены в честь в честь священномученика Иоанна и преподобномученицы Анны Корнеевой - местночтимых святых - и царской семьи.
Царский источник просто поражает своей природной красотой. Это НЕЧТО! Прозрачнейшая вода, множество маленьких родничков, напоминающих маленькие вулканчики из песка, рыбки, безмятежно плавающие в толще воды, ветви ивы, чинно склонившие свои ветви... Сами поглядите:


Каждый раз, возвращаясь с источников, думаешь: а кто есть я после того, что видел, слышал, чувствовал? Мелкая сошка. Остаётся только удивляться, умиляться, Любить, Верить, Надеяться и предаваться Божественной Красоте.

Описание окружающей местности

Шереметевы - древний и, пожалуй, самый прославленный русский боярский род. В родословных книгах род Шереметьевых назван в числе «выезжих» родов из земли пруссов. Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла (Шеремет), упомянутый в летописи 1347г. при дворе московского князя. Сын его Федор Кошка был боярином при князе Дмитрии Донском. От потомков Федора произошли две могучие ветви Шереметевы и Романовы .

С именем Шереметьевых связаны такие усадьбы, как Останкино, Кусково, но усадьба в селе Чиркино - первая древнейшая вотчина бояр Шереметьевых, пожалованная в начале XVI века Андрею Кобылину Иваном III за Новгородский поход. Славные сыны этого рода (которые позже первые в России получили графский титул, пожалованный Петром I выдающемуся русскому полководцу, удачливому дипломату, первому русскому генерал-фельдмаршалу, кавалеру ордена мальтийских рыцарей Борису Петровичу Шереметеву (1652-1719гг.)) многое сделали для России: они участвуют во ВСЕХ исторических событиях: битвах, государственных переустройствах.

В 1514 году на высоком холме в селе Чиркино был выстроен храм в честь Покрова Божией Матери. Рядом с ним в XVII веке боярин Василий Шереметев воздвиг в честь своего небесного покровителя святого Василия Великого типично барочный ярусный храм "под звоном", ставший в последствии его усыпальницей. Когда-то его окружала открытая галерея-гульбище. В то же время была сделана надстройка Церкви Покрова Божией Матери. Позднее Пётр Борисович Шереметев (1713-1788, обер-камергер, любитель искусств) пристроил придел апостолов Петра и Павла.

К сожалению, судьба самих храмов, протоиерея Иоанна (служившего в Покровской церкви) и послушницы Анны Корнеевой, помогавшей ему в церкви, после Октябрьской революции повторили судьбы многих тысяч других на территории Советского государства. В соответствии с показаниями лжесвидетелей была выписана справка на арест священника Иоанна Покровского, подписанная руководителями НКВД Московской области. 27 января 1938 года власти арестовали протоиерея Иоанна, а 13 февраля -послушницу Анну Корнееву, заключив их в тюрьму в городе Кашире. Священномученник Иоанн (Покровский) и преподобномученица Анна (Корнеева) 21 февраля 1938 года тройкой НКВД были приговорены к расстрелу. 26 февраля 1938 года приговор приведен в исполнение. Как это ни печально, но для того времени - это вполне рядовой случай… Выдержки из протоколов допросов ныне доступны в Интернете.

Считалось, что линия бояр Шереметевых угасла после Октябрьской революции 1917 года, однако, оказалось, что есть прямой потомок Шереметевых - граф Георгий. Он проживает в США, в Калифорнии. Несколько лет назад он посетил свое родовое гнездо и по словам очевидцев, в тот день замироточила небольшая икона Покрова Пресвятой Богородицы из Покровского же храма...

Упомянутый чудесный случай далеко не единственный: нынешний настоятель Чиркинских храмов иерей Виктор Кузнецов может привести множество свидетельств о современных нам чудесах и случаев чудотворений. И подавляющая их часть связана освященными, сильными, чистейшими водными источниками, находящимися возле села Чиркино.

«Один расположен в низине. Прямо под возвышающимися на горе храмами села Чиркино. Источник ""Всех скорбящих Радость"". Он славится необыкновенной концентрацией в нем серебра. В двадцать раз его содержание в воде превышает здесь обычную норму!.. Над источником возвышается высокая сень с куполом и крестом. Рядом есть удобная купальня.

Два других источника расположены на подъезде к храмовому комплексу, у деревни Щербинино, у моста через речку. Здесь вы увидите, как из большого диаметра трубы вырывается хрустальный поток. Этот источник освящен в честь местночтимых святых священномученика Иоанна (Покровского) и преподобномученицы Анны (Корнеевой), умученных за веру в 1938 году.

Рядом непередаваемой красоты Царский источник в честь убиенных за веру и Отечество великомучеников, страстотерпцев Государя Николая 2 и Цесаревича, отрока Алексия. Такое посвящение не случайно, так как корень рода бояр Шереметевых и Романовых - один. Богадельня (ныне разобранная) при церквях с. Чиркина также была при постройке в 1908 году освящена в честь рождения Цесаревича Алексия Николаевича Романова.
Этот источник завораживает необыкновенной красотой. Круглый бочаг чистейшей воды, шести метров в диаметре. Это живой, дивный, природный аквариум, созданный Творцом всего. Водоросли зеленым кружевом обрамляют его дно. Около двух десятков родников вырываются, взбивая высоко песчинки. Бурление их ничуть не взволновывает многочисленных рыбок, медленно вальсирующих в невесомости водоема. Всякий, кто подойдет и увидит это неизъяснимое чудо, столбенеет от завораживающего восторга. Сильное биение родников в песчаном дне источника совсем не страшит, не возбуждает, наоборот, радостно успокаивает. Уходить от него не хочется. Все, кто желает взбодриться, получают в нем долговременную энергию для тела и души.

Особенную известность имеет четвертый источник - древний чудотворный источник пророка Божия Илии. Он упомянут во многих исторических описаниях, хрониках, церковной историографии Коломенского уезда 18 века. В архивах хранятся освидетельствованные, документально подтвержденные записи консистории о происходивших в течение длительного времени чудесных событиях на источнике».

Шереметевы – старинный и, пожалуй, самый прославленный род русских бояр.

С Шереметьевыми связаны такие известные усадьбы, как Останкино и Кусково, но край, куда мы отправились - первая и древнейшая вотчина Шереметьевых, пожалованная им в начале 16-го века. Мы увидели храмовый комплекс, выстроенный по велению бояр, одной из церквей которого более пятисот лет! Но главное, посетили так называемые Четыре источника, куда и зимой, и летом последние несколько лет съезжаются паломники, что бы искупаться и набрать святой воды. Мало кто знает, что только один из четырех источников является по настоящему древним! Мы провели маленькое самостоятельное расследование и определили в каком именно источнике брали воду Шереметьевы, а какие стали популярными совсем недавно.

Сбор колонны был назначен на 10 утра на 100-м километре трассы «Дон».

Сегодня компанию нам составили Дмитрий и Елена на тентованном УАЗе, Олег с семьей на Патриоте, Андрей с супругой и внуком на Патриоте, Андрей на Дастере, Алексей с товарищами на Ниве и Андрей Евгеньевич с сыновьями на Ниве.

Брифинг перед стартом.

Некоторые вопросы вызывало движение колонны по городу Ступино, который надо было проехать насквозь, ситуация осложнялась перекрытием центральной улицы из-за строительства эстакады. Но мы проскочили по узким улочкам с кучей светофоров на удивление шустро.

г. Ступино

Почти сразу форсируем первый брод.

Крутой спуск и следом еще один.

Все машины справились с этими препятствиями без проблем, только для Дастера пришлось немного поколоть лед — боялись за пластиковые бампера.

Первая достопримечательность — церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Старое.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1896 и 1902 гг.

Дмитрий рассказывает историю этих мест.

Село Старое известно с XVII века. От частых набегов татар и разорения в Смутное время оно к 1620 году обратилось в пустошь. В 1775 году в селе была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Ныне существующая каменная церковь Рождества Божией Матери возведена на средства купеческого семейства Измайловых в 1893 году. В советское время храм был закрыт. Сейчас никаких восстановительных работ не ведется.

Рядом с храмом — развалины церковного дома.

Когда-то здесь, на пологом склоне, ведущем к прудам на реке Бунчихе, располагалась усадьба Куртино. Ее хозяином был граф Павел Мартынович Скавронский (1757 - 1793) - внучатый племянник Екатерины I, известный в своё время богач и меломан, камергер, русский посланник при неаполитанском дворе. К сожалению из строений усадьбы сохранилась только каменная церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, освящённая в 1794 году. В 1930-х годах храм был закрыт, сейчас заброшен.

Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, 1794.

Еще одно село, где была усадьба, не сохранившаяся до наших дней — Суково. Эта скромная среднепоместная усадьба была основана в первой половине XVIII века, в середине XIX века принадлежала княгине Е. А. Ярославовой. Композиционным центром служил усадебный дом, ныне разобранный до фундамента, парадный двор ограничивали хозяйственные постройки и службы. Как и в Куртино, из усадебных построек сохранилась только церковь середины XVIII века.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Суково. Построена между 1745 и 1820 гг.

Дмитрий рассказывает историю последнего настоятеля казанского храма: им был игумен Мефодий (в миру Николай Михайлович Иванов, род. 1899), которого арестовали в 1929, но спустя 3 года он вернулся из ссылки. 30 августа 1937 г. вышел оперативный приказ Ежова №00447, где «церковники» были отнесены к «антисоветским элементам» на втором месте после кулаков, но перед членами враждебных строю политических партий. По всей стране начались массовые расстрелы священнослужителей по заранее установленным лимитам. Обвинение предъявлялось стандартное — «контрреволюционная агитация». Игумена Мефодия обвинили в том, что он «организовывал нелегальные сборища антисоветских монашеских элементов, вернувшихся из ссылки, вёл обширную переписку с ссылкой, оказывал ссыльным материальную помощь, до последнего времени производил тайные пострижения в монашество». 8 ноября 1937 г. его приговорили к расстрелу. После этого храм был закрыт и разорён.

С помощью топора и такой-то матери проблема была решена, и колонна двинулась дальше.

За рекой показались руины еще одной усадьбы — Алешково.

Ансамбль в стиле классицизма 1800-х гг. поставлен на вершине пологого холма. Постройки вытянуты вдоль склона и образуют панораму, рассчитанную на восприятие с подъездной дороги.

В писцовых книгах XVI-го века записано, что сельцо Алёшково принадлежало Ивану Андреевичу Житову, а в 1577-м году село перешло во владение ястребнику царского двора М.В. Григорову. Усадьба сложилась в начале XIX в., когда принадлежала П.А.Новиковой. В середине XIX в. перешла к семье генерал-майора П.А. Кожина. У Кожиных усадьбу приобрели выходцы из крепостных крестьян, выкупившие вольную — Щербаковы. В ту пору они владели фабрикой в городе Озёры. Ф. Щербаков завел в Алешкове картофелетерочное заведение, колотильню и 14 токмаков на конном приводе для отделки струей воды коленкора, который привозили с его фабрики. Картофелетерочное заведение вырабатывало сырой крахмал для отделки тканей. К началу 20-го века в усадьбе проживало более пятисот человек.

Сейчас в Алешково живет всего десяток постоянных жителей, летом приезжают еще и дачники. От усадьбы остались руины главного дома, служб, конного двора, заметен старый липовый парк, среди общей живописной разрухи выделяется только что отреставрированная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1819.

Главный усадебный дом.

Водонапорная башня.

Как оказалось, мы не зря подкрепились, потому, что из Алешково в нужную нам сторону выехать оказалось непросто.

7 дней назад на прокатке проблем с этим не возникло — была нормальная катаная дорога, всю неделю снега не было, последние пару дней вообще стоял плюс. Однако, при выезде на поле дороги просто не оказалось — один большой сплошной перемет. Наш УАЗка бодро ломанулся вперед и практически сразу сел.

УАЗ взялась тянуть Нива и села сама.

Решили тащить Ниву Патриотом, но трос между ней и Хантером оказался внатяг, а палец у шакла закусило. Пока Ниву толкали и всячески раскачивали, что бы отцепить, Гелик протропил дорогу и вытащил ее вбок.

Видимо от счастья, водитель Нивы Влад решил заблудиться и начал зачем-то разворачиваться в снежной каше.

Тем временем, Гелик вытащил и Хантер тоже.

По уже пробитой дороге, остальные участники путешествия прошли без особых проблем.

В лучах заходящего солнца поле было прекрасно!

Небольшой перегон по трассе и мы снова уходим на полевую дорогу.

Гелик и Патриот прошли его без проблем, а Дастер опять испугался за пластиковые части.

Остальные брод можно сказать пролетели.

Приближаемся к «Четырем источникам» — так называют чудотворные источники, расположенные в районе села Чирково. Последнее десятилетие в эти места и зимой, и летом съезжаются паломники, что бы искупаться и набрать святой воды. Остается по косвенным признакам определить какой из них старинный, Шереметьевский.

Перед нами источник местночтимых святых священномученика Иоанна (Покровского) и преподобномученицы Анны (Корнеевой), замученных за веру в 1938 году.

Источник святых Иоанна и Анны

Вокруг многолюдно — местные жители приезжают сюда с баклашками за водой. Мы тоже пробуем воду, осматриваем все вокруг, звучат различные версии и вот Олег выносит правильный вердикт — источник — труба большого диаметра, откуда вырывается поток воды — это часть старого водопровода, который вел на скотный двор, а развалины рядом - старая бойлерная. Колодец с насосом, который сейчас не работает, можно найти пятью метрами выше трубы.

Совсем рядом еще один источник — Царский — в честь убиенных за веру и Отечество великомучеников, страстотерпцев Государя Николая 2 и Цесаревича, отрока Алексия. Такое посвящение не случайно, так как корень рода бояр Шереметевых и Романовых - один. Источник представляет из себя маленькое озеро бирюзового цвета, с бурлящими родниками и плавающими в прозрачной воде рыбками.

Царский источник.

На самом деле Царский источник смотрится очень прикольно. И рыбки в нем плавают даже в феврале! Не верите? Посмотрите подводное видео, которое снял Андрей:

Андрей же, озвучил правильную версию о происхождении источника: если внимательно посмотреть на берега вокруг, то станет понятно, что их расширяли, сделали это жители деревни Щербинино, чтобы стирать белье в 50-х годах 20-го века.

Третий источник находится в селе Чирково — «Всех скорбящих Радость».

Источник «Всех скорбящих Радость».

На заднем плане видно, что расположен источник в низине рядом с храмами, а табличка гласит, что уровень серебра в нем превышает норму в 20 раз.

Все указывает на то, что источник точно Шереметьевский. Но и тут незадача — Андрей выдает правильную версию — источник слишком похож на колодец. Это действительно единственный источник питьевой воды для жителей Чиркина. Люди его сами рыли и закладывали кольца, но после реставрации церкви этот обычный деревенский колодец освятили, что бы паломникам было, где набрать святой воды.

На ансамбле церквей, остановимся поподробнее.

Храмовый комплекс церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Василия Великого в с. Чиркино.

Село Чиркино — древнейшая, первая вотчина Шереметевых, Иваном III пожалованная Андрею Кобыле (Шеремету) за Новгородский поход.Отец первых Шереметьевых Андрей Шеремет умер и оставил Чиркино по завещанию младше му тогда сыну Василию Андреевичу. Василий Андреевич Шереметев и был строителем первой каменной Покровской церкви в Чиркине.

У Василия Андреевича было шесть сыновей: Иван Большой, Григорий, Семен, Никита, Иван Меньшой и Федор Васильевич.После смерти Василия Андреевича все его многочисленные имения, кроме Чиркина, перешли к сыновьям, которые и владели ими сообща до 1564 г. (в этом году они разделились). На Чиркино была составлена особая запись: этим селом Василий Андреевич благословил младшего из шести своих сыновей – Федора. Чем было вызвано такое распоряжение, почему старинная родовая вотчина вновь была передана младшему, а не старшему из сыновей?

Дело в том, что Чиркино рассматривалось Шереметевыми не как обычное земельное владение. В нем находился родительский погост с фамильной церковью Покрова, на котором уже длительное время, с XV или даже с XIV в., погребались члены рода. Сами Шереметевы до самого XVII в. в Чиркине не жили: они «сидели» по селам и деревням в округе Чиркина – в Федоровском, Городне, Мещерине, Пруссах и т.д. Почитание памяти предков, «родителей», как тогда говорили, считалось у древних первейшей добродетелью. Здесь сообща праздновались большие церковные праздники, крестили и хоронили.

Предполагалось, что для спасения душ предков заупокойные службы должны длиться вечно, вплоть до Страшного Cуда. В таком случае кто-то из членов рода должен был заботиться, чтобы заупокойные службы регулярно совершались сегодня и не прекращались в будущем. Считалось, что для этой роли более всего подходит младший сын, который проживет дольше остальных и дольше, таким образом, сможет заботиться о родительском кладбище и фамильной церкви. И действительно, Федор Васильевич умер лишь в 1592 г., пережив всех своих братьев.

К концу царствования Ивана Грозного в роду Шереметевых произошло важное событие: они выдали свою единственную племянницу Елену Ивановну (дочь Ивана Васильевича Меньшого из соседней Чиркину Городни) за старшего сына Ивана Грозного – царевича Ивана Ивановича. В случае смерти царя Ивана ее ожидал титул русской царицы, а Шереметевы должны были сделаться первыми людьми в государстве.

Однако этим мечтам не суждено было сбыться. Сама Елена Ивановна послужила косвенной причиной постигшей ее катастрофы: во время пребывания царского семейства в Александровской слободе в 1581 г. царь застал ее, тогда уже беременную, в жарко натопленных дворцовых комнатах в одной рубахе, что по понятиям того времени было верхом неприличия (на женщине, тем более знатной, должно было быть не менее трех рубах). Пришедший в бешенство царь избил сноху. На крик жены прибежал Иван Иванович и вступился за нее. Царь набросился на сына и избил его до полусмерти. Потрясенный Иван Иванович заболел и через 11 дней умер. У Елены Ивановны случился выкидыш. По обычаю того времени молодая вдова была пострижена в монастырь.

Если бы не трагедия в Александровской слободе, Шереметевы, вероятно, заняли бы то же положение в государстве, какое впоследствии заняли Годуновы через Ирину Годунову – жену царевича Федора Ивановича.

Пришла беда и к Федору Васильевичу: он оставался бездетен. Для стареющего владельца Чиркина встал вопрос о наследнике и он написал завещание, согласно которому передавал свою родовую вотчину с селом Чиркиным Кирилло-Белозерс кому монастырю в качестве вклада по своей душе и по душам своих родителей. Но у Федора Васильевича были племянники, которые решительно не согласились с таким завещанием. Началась беспримерная тяжба, продолжавшаяся несколько десятков лет (до середины XVII в.).

В итоге вотчина окончательно осталась за Петром Никитичем Шереметевым, затем перешла к его младшему сыну, потом к внуку. Теперь Шереметевы уже жили в Чиркине, их усадьба находилась к северо-западу от храмов.

Василий Борисович Шереметев вошел в русскую историю как знаменитый «крымский сиделец». В 1660 г. он был взят в плен крымским ханом и заключен в крепость Чуфут-Кале. Там он просидел 20 лет, после внесения за него громадного выкупа был выпущен на свободу больным стариком и умер через 4 месяца в Москве, так и не побывав в своем Чиркине.

У Василия Борисовича был сын, умерший в младенчестве, и дочь, вышедшая замужем за князя Голицына, таким образом, перед ним встал вопрос о наследнике: мужских потомков, носящих фамилию Шереметев, у него теперь не было. Василий Борисович поступил неожиданно: несмотря на наличие прямых наследников в лице дочери и ее мужа, он составил завещание в пользу своего племянника, самого блестящего представителя рода Шереметевых за всю историю, будущего фельдмаршала, знаменитого соратника Петра Великого, воспетого Пушкиным в «Полтаве» под именем «Шереметева благородного».

Растроганный великодушным поступком своего дяди, Борис Петрович решил особым образом почтить его память – построить над его гробом (Василий Борисович завещал похоронить себя в Чиркине) церковь-усыпальн ицу, а заодно и реконструировать Покровскую Церковь.

Так в 1676 году в Чиркино появился ярусный столпообразный храм «под звоном», оригинальный вариант вотчинного храма-колокольни периода расцвета московского барокко — Василия Великого.

Церковь Василия Великого, 1676 — церковь-усыпальница Василия Борисовича Шереметьева.

В Чиркинских храмах были сооружены великолепные, покрытые ажурной резьбой барочные иконостасы, получившие известность в качестве выдающихся произведений русского прикладного церковного искусства еще в середине XIX века. Иконостасы исчезли (возможно погибли) также, как все чиркинские иконы, среди которых были очень древние, в 50-х годах 20-го века.

Еще немного холмисто-полевых дорог и мы подъезжаем к финальной точке нашего путешествия — источнику Илии Пророка. Разгадывать уже нечего, итак понятно, что раз предыдущие три были освящены в 20-м веке, то оставшийся является древним, Шереметьевским.

Древний чудотворный источник пророка Божия Илии - шесть метров в диаметре, на дне бьет около двух десятков ключей. Появился от удара молнии в одноименный праздник в незапамятные времена. Он упомянут во многих исторических описаниях, хрониках, церковной историографии Коломенского уезда 18 века. В архивах хранятся освидетельствованные, документально подтвержденные записи консистории о происходивших в течение длительного времени чудесных событиях на источнике.

Всем спасибо за компанию!

Видео от Алексея:

Фото: Усадьба управляющего вотчиной Шереметевых

Фото и описание

Город Иваново представляет собой тип русского промышленного города конца XIX – начала XX веков. Здесь можно посетить Музей промышленности и искусства, Музей ивановского ситца, дом купца Осипа Щудрова (Щудровская палатка), вотчинную контору Шереметевых и т.д.

Усадьба управляющего вотчиной Шереметевых является одним из самых оригинальных и неповторимых образцов гражданского зодчества города Иваново, интересным архитектурным памятником в стиле классицизма. Располагается в самом центре города, на улице Крутицкой, 33.

Стремительное течение XVIII столетия, открытое реформаторской деятельностью императора Петра Великого, оставило свой след и на развитии Ивановского края и особенно села Иваново. Село, находившееся с 1667 года во владении князей Черкасских, в 1743 году отошло старинному дворянскому роду графов Шереметевых. Данные изменения были связаны со свадьбой графа Петра Борисовича Шереметева (сына знаменитого сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева) и дочери князя и канцлера Российской империи Алексея Михайловича Черкасского – Варвары Алексеевны. Черкасский отдал за свою единственную дочь фантастическое, даже по тем временам, приданое – село Иваново, Васильевское и ещё более 5-ти десятков населённых пунктов края стали частью огромных шереметевских вотчин, в которых числилось более 300 000 крепостных душ.

Иваново превратилось в центр обширной вотчины Шереметевых, тянувшейся в южном направлении от села вдоль берегов реки Уводь между дорогами, которые вели из Иванова в Шую и Лежнево.

В конце XVIII – первой половине XIX столетий ивановская вотчина являлась одним из самых доходных имений Шереметевых. Усадьба была или построена, или куплена у местных жителей. Здесь в огромном доме была обустроена квартира управляющего, а во флигеле располагалась контора. На месте рощи «Круглиха» был разбит «Графский сад» (в настоящее время – Сад 1 Мая). По количеству жителей столица шереметевской вотчины превосходила даже соседние уездные центры. Новый владелец снисходительно относился к «капиталистым» крестьянам. Петр Борисович Шереметев, а позже и его сын Николай не только не препятствовали деятельности местных крепостных предпринимателей, но и поощряли ее.

Шереметевы почти не бывали в Иваново и окрестностях. Только в 1771 году граф Николай Петрович Шереметев прибыл сюда переждать эпидемию чумы, которая свирепствовала в столицах. Управление богатой вотчиной осуществляла Петербургская резиденция Шереметевых, а на ивановских землях служили его управляющие – выборные крестьяне. Совсем редко в Иваново из центральной вотчинной конторы приезжали ревизоры. Например, с этой целью в 1793 году в село прибыл Иван Петрович Аргунов, который был не только великим русским художником XVIII столетия, но и должностным лицом в обширном шереметевском крепостном имении.

Из ивановской вотчинной конторы в шереметевскую усадьбу Кусково, которая находилась под Москвой, отсылались собранные оброчные деньги, отправлялись плотники для строительства шикарных графских дворцов. Оброк, собранный за год, в селе Иваново был больше чем в целом по стране. Это объяснялось тем, что средний уровень жизни местных крестьян был выше, чем во многих других усадьбах. Не зря появилась пословица: «Богат и хвастлив, как ивановский мужик».

Вплоть до революционных событий Шереметевым принадлежали крупные земельные участки. Только в 1887 году была выкуплена главная городская площадь (сейчас – площадь Революции), где находился торговый комплекс. В настоящее время в здании располагается ЗАО "Ивановореставрация".

→ Путеводитель по Подмосковью → → Святые источники вотчины Шереметевых (с. Чиркино). Как добраться?

Святые источники вотчины Шереметевых (с. Чиркино). Как добраться?

Святые источники вотчины Шереметевых (с. Чиркино)

Усадьба в селе Чиркино - первая древнейшая вотчина бояр Шереметевых. Возле села есть множество чистейших освященных водных источников. Один из них расположен в низине, прямо под возвышающимися на горе храмами села Чиркино. Это источник «Всех скорбящих Радость». Он славится необыкновенной концентрацией серебра. Его содержание в воде превышает обычную норму в двадцать раз! Рядом с источником есть купальня.

Два других источника расположены на подъезде к храмовому комплексу, у деревни Щербинино, у моста через речку. Особенную известность имеет четвертый источник - древний чудотворный источник пророка Божия Илии. Он упомянут во многих исторических описаниях, хрониках и церковной историографии Коломенского уезда XVIII века.

КАК ДОЕХАТЬ до вотчины Шереметевых (с. Чиркино)

На автомобиле: Ехать по Новорязанскому шоссе. На Малом бетонном кольце (МБК) поворот налево по указателю «Мякинино» и «Храмы, источники».

Своим ходом: От станции метро «Выхино» на автобусе № 402, 403 до Малина, далее на автобусе № 34 до места.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: