Интегральный подход

 

Линии

Даже если вы не знакомы с концепцией множественного интеллекта, о двух вы знаете или наслышаны, безусловно.

Самый известный — это когнитивный интеллект. Его измеряют с помощью тестов на IQ с начала XX века. Большие споры вызывает наличие корреляции высокого IQ и успешности в реальной жизни. Конечно, среди большого, статистически значимого, количества людей есть корреляция между высоким IQ и успешностью, но эту корреляцию  невозможно «приложить» к отдельному человеку.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Самое «модное» современное объяснение успешности не самых интеллектуальных представителей человечества — эмоциональный интеллект, который уже также измеряют (EQ). Эмоциональный интеллект подразумевает способность различать свои и чужие эмоции, в некоторой степени контролировать и управлять своими чувствами, строить успешные социальные взаимодействия.

Оба описанных интеллекта во многом зависят от генетики, но оба подлежат развитию, в том числе и сознательному. Эмоциональный интеллект и способность его развивать связан с уровнем развития когнитивного интеллекта.

Какие интеллекты ещё бывают?

Интегральный подход

Моральный интеллект — способность к моральным суждениям и правильному поведению. Может развиваться от эгоцентризма к этноцентризму, мироцентризму и космоцентризму.

Соматический (кинестетический, телесный) интеллект — способность осознавать и принимать возможности и потребности своего тела, «слышать» его сигналы, «используя» и развивая его, чувствовать разумные границы возможного.

Открытием для меня стало отнесение Уилбером к интеллектам силы воли. Воля — способность сознательного изменения действительности через управление своими действиями, удержание направления деятельности на выбранном курсе.

Различные интеллекты рассматриваются в интегральной теории как ЛИНИИ развития. Развитие по разным линиям происходит с разной скоростью, и в каждый момент времени разные линии могут находится на разных стадиях. Гармоничное развитие предполагает развитость всех линий, но не обязательно в равной степени.

Уровни / стадии

Во второй квадрант интегрального подхода поместим «Уровни/стадии». Развитие отдельного человека, человеческих сообществ различных масштабов, от семьи или коллектива до нации или всего человечества проходит по схожим ступеням.  Часто в качестве символа этого вертикального развития используют спираль.

архаическую, магическую, мифическую, ментально-рациональную, плюралистическую и интегральную. Швейцарский психолог Жан Пиаже изучал когнитивное развитие детей и тоже обнаружил «спираль», витками которой стали стадии когнитивного (умственного) развития: сенсомоторная, дооперационная, конкретных операций, формальных операций.

Особое место Кен Уилбер отводит в исследованиях уровней развития работе американского психолога Клэра Грейвза, который изучал интегральный показатель взросления человеческих систем «ценности». Широкому кругу более известно развитие работы Клэра Грейвза его последователями и учениками Доном Беком и Крисом Кованом.

Эти парни были не только учёными-психологами, но и консультантами. Кроме развития они провели «маркетинговую обработку» труда своего учителя: назвали модель коротко и звучно — «Спиральная динамика». А уровни развития, обозначавшиеся Грейвзом парами букв, «раскрасили» в разные цвета: бежевый, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зелёный, желтый, бирюзовый и коралловый.

Чтобы не погружаться глубоко в теорию попробуем взглянуть на каждую базовую стадию/уровень развития с разных сторон: понаблюдаем их во взрослении человека и человечества, посмотрим, где их «место» и как они проявляются в современном мире, включая их «корпоративные» отражения.

Уилбер в интегральной теории уровни/стадии тоже обозначает цветами, иногда отличающимися от «спиральнодинамических». Дальше цветовые стадии будут именоваться по Уилберу, а в скобках по Беку — Ковану, если скобок не будет — значит цвета совпадают.

Человек на ней рождается. Все его ценности сосредоточены вокруг сыто, тепло, сухо, ничего не болит. Упоминавшийся ранее психолог Жан Пиаже называл эту стадию развития младенца — «сенсомоторная».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Если заглянуть в историю, то бежевый период — это от пары миллионов до нескольких сотен тысяч лет назад, когда из-за мутации некоторых генов объём мозга гоминида, превысил 600 сантиметров кубических и они стали прото-людьми. Ценности их мало чем отличались от современного младенца, а социальные объединения можно назвать, скорее, стаями.

Про бизнес первобытные люди не помышляли, а вот современным бизнесменам о наличии «бежевых» потребностей (физиологических, по Маслоу) у себя и своих работников стоит помнить. Какими высокими технологиями не занимался бы ваш бизнес, его людям надо дышать, есть, пить, ходить в туалет, не испытывать боли при выполнении своей работы.

К сожалению, современные люди, даже в благополучных социальных условиях, могут «уехать» на бежевый, например, при болезни Альцгеймера. Регулярная встряска своей картины мира, через изучения чего-то нового является неплохой профилактикой этой болезни.

В возрасте 2 – 3 месяца в глазах младенца появляется некий огонёк интереса к окружающему миру и его освоению. Правда, он слабо себя от этого мира отделяет. Кусая край кроватки, ему кажется, что ей также больно, как и ему, когда он кусает свой палец.

В далёкой истории наши предки совершили скачок на эту стадию в период от семидесяти до пятидесяти тысяч лет назад, когда случилось то, что известный антрополог, а ныне и футуролог Юваль Ной Харари называет «когнитивная революция». У людей появилась речь, они стали объединяться в семьи, кланы и небольшие племена.

Плотность населения в те времена позволяла этим кланам и племенам, численностью до 30 – 40 человек, не часто встречаться и ещё реже конфликтовать или конкурировать за то, что для них было ценным. А ценным, кроме «бежевых» еды и питья, было то, что связано с семьёй, родом. Люди не могли понять объяснить окружающий мир, а фантазия, страх и трепет перед неизвестным, наличие речи и способность к тому, что сейчас принято называть «сторителлингом» создали легенды и мифы. Жан Гебсер называл эту стадию развития «магическая».

«Пережитками» этой стадии в современном мире являются «языческие ритуалы» гадания и ворожба, суеверные страхи и иррациональные приметы.

семейная пекарня в небольшом городке, небольшая парикмахерская и т. д. Даже больших «взрослых» компаниях, могут встречаться здоровые и не очень проявления фиолетовой стадии: иррациональные ритуалы, например, «посвящения» новых членов коллектива или пышных проводов на пенсию пожилых сотрудников, неофициальная символика компании или её подразделений и т. д. Самый распространенный в компании ответ на вопрос: «Почему?», звучит: «Потому что так принято».

Красная

Интегральный подход

Своё Я ребенок осознаёт в возрасте около двух лет. В это время маленький человечек начинает резко отделять себя от всего окружающего. Одной из ключевых особенностей этого «доперационного», по Пиаже, периода является неспособность ребёнка поставить себя на место другого, он не может понять, что другой видит или чувствует.

Дооперационный эгоцентризм — это объективная характеристика стадии развития ребёнка, в возрасте примерно с двух до пяти-семи лет. Это не дурной характер или недостаток воспитания, по крайней мере, не только они. Возможно, у ребёнка в этом возрасте ещё не развиты зеркальные нейроны. К сожалению, исследования современных психологов показывают, что количество зеркальных нейронов у многих западных ТОП-менеджеров уменьшается при длительном нахождении на высоких позициях.

Бек и Кован в «Спиральной динамике» высказывают предположение, что вожди первобытных племён «фиолетового периода» являлись скорее координаторами, чем руководителями. По мере роста численности древних племён и их плотности, которые стали приводить к регулярным столкновениям между ними, управление «по-семейному» перестало быть результативным. На арену вышли лидеры, знающие и готовые показать другим свою силу. В истории это период создания первых мега-империй.

В современном мире красных проявлений более чем достаточно: «бои без правил», агрессивные действия спортивных фанатов, люди на войне и в чрезвычайных ситуациях, чиновничий, бандитский или коммерческий «беспредел», терроризм.

 

Здоровый красный в человеке — это источник энергии, который можно и нужно направлять на достижения. Звучание красной струны (метафора от Анатолия Баляева) толкает бизнес к росту, к завоеванию новых рынков, к борьбе с конкурентами «не на жизнь, а на смерть». Цель такого бизнеса — результат любой ценой.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

На вопрос «Почему?» здесь звучит ответ: «Потому что я так сказал!»

Янтарная (синяя)

Почему дети идут в школу в 6 – 7 лет? Потому что они в этом возрасте начинают переходить на «стадию конкретных операций». У неё есть ряд когнитивных проявлений, но нам стоит обратить внимание на другое. Эго ребёнка отступает, и он приобретает способность поставить себя на место другого, он уже может понять и принять правила, ограничивающего его свободу в интересах окружающего мира.

Если «стадия конкретных операций» — это про когнитивное развитие, то в то же время в моральном развитии ребенок постепенно вступает в стадию, которую называют «конвенциональной». Конвенция — договор, конвенциональность — способность к следованию социальным договоренностям, или условным правилам, установленным в обществе.

Зарождение и становление самых распространённых сегодня религий можно отнести к историческому проявлению янтарной стадии развития. Есть версия исторических антропологов, что религии стали способом эффективного управления и контроля больших социальных систем. Красные силовые методы уже не справлялись с масштабом.

Современные система массового образования и армии в мирное время являются ярчайшими проявлениями янтарной (синей) стадии. Конвейер, опасные и вредные производства, технологическая часть любого производственного предприятия, как правило, построены на законах этой стадии. Иерархия — основная форма социальной организации на янтарной (синей) стадии развития, будь то компания или государство. На вопрос «Почему?» надо отвечать «Так положено».

Оранжевая

Гормональный всплеск пубертатного периода в 12 – 14 лет может сопровождаться очередным скачком в когнитивном развитии подростка. Пиаже назвал это переходом на стадию «формальных операций». Способность к сложному логическому мышлению и дедукции заставляют подростка искать новые знания, половое созревание подталкивает к желанию выделяться, Эго снова начинает выходить из тени.

В истории оранжевая стадия — это период революций, научных и социальных. Эпоха Просвещения в науке, Великая Французская и Американская революции обозначили приход оранжевой стадии на историческом континууме.

Ярким выражением оранжевой стадии развития в настоящем времени являются современные олимпийские игры. Они наполнены энергией, стремлением к победе, деньгами и коммерческими интересами многих участников этого процесса, и при этом проходят по четко установленным, понимаемым и принимаемым всеми участниками правилам.

Квадранты

В этом интегральном квадранте будут свои квадранты: Я, МЫ, ОНО, ОНИ.  Не погружаясь в теоретические основы, попробуем разложить на эти квадранты гипотетическую ситуацию. Вы — человек, воспитанный в Западной культуре, будучи проездом в «очень-мусульманской» стране, стали свидетелем того, как на городской улице забивают камнями женщину.

В верхнем левом (ВЛ) квадранте Уилбера находится «Я». Применительно к описанной ситуации, в этом квадранте находятся ваши чувства и эмоции: жалость к женщине, стыд от собственного бессилия, возмущение невиданной жестокостью. Всё перечисленное может стать известным кому-то кроме вас, только если вы сами расскажете о своих чувствах.

Если бы на вас в тот момент посмотрел доктор Лайтман из сериала «Обмани меня», он по вашей мимике и другим невербальным сигналам рассказал бы о большинстве чувств и эмоций в вашей «душе». А ели проверить ваши давление и пульс, частоту дыхания, то можно было бы обнаружить, что давление подскочило, пульс и дыхание участились.

Анализ крови, наверняка, показал бы повышенный уровень адреналина и серотонина. Когда электрические импульсы от глазного нерва донесли до мозга отражение с сетчатки ваших глаз, он интерпретировал их как ужасающую жестокость к женщине и запустил целый комплекс био-электро-химических процессов в вашем организме.

Оба верхних квадранта являются индивидуальными, они относятся к каждому человеку и у каждого человека они свои собственные. Левый квадрант является «нематериальным», а правый — «материальным».

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Почему в вас разыгрались жалость, стыд, возмущение, которых явно не было у участников наблюдаемого вами действа? Скорее всего, потому что в вашей картине мира «женщину бить нельзя», и такая жестокость по отношению к человеку является неприемлемой. Супружеская измена, это конечно, «не хорошо», заслуживает порицания, может привести к разводу и разделу имущества, но никак не к публичным побоям или к смерти «бедной» женщины.

А как сформировалась ваша «гуманистическая» картина мира? Наверняка в обществе, где вы росли и воспитывались, были иные нравственность и мораль — понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, добре и зле, правильно и неправильно. Эти понятия и правила являются неписанными, а при этом их все знают, и многие следуют или стараются следовать, или делают вид что стараются.

Правило, которое следует понять и принять из интегрального квадранта со своими квадрантами — всякое явление, действие или событие ВСЕГДА имеет отражение во всех четырёх квадрантах: Я, МЫ, ОНО, ОНИ.

Что с этим правилом делать? Знать. Понять. Принять. Кое-что о квадрантах вы уже знаете. Прежде чем искать применение правилу на практике, потренируйтесь в теории, это поможет его понять. Проведите «мысленный эксперимент»: разложите по квадрантам Уилбера гипотетическую ситуацию применения продавцами автомобилей технологий нейромаркетинга.

Следующим шагом может стать приложение квадрантов к недавнему Вашему важному решению в личной жизни или бизнесе. Разложите уже принятое вами решение по квадрантам. Запишите результат. Изменится ли ваше отношение к этому решению? Было бы ли это решение таким же сейчас? Этот шаг поможет вам принять — осознать насколько соотносится и вписывается в вашу систему ценностей этот интегральный квадрант квадрантов и его использование.

Состояния

Начнём с состояний известных всем людям, независимо от осведомленности или увлеченности эзотерическими или духовными практиками. Бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон без сновидений. Это состояния сознания, известные и доступные всем людям, независимо от их IQ и EQ, желания и силы воли.

Большинство из нас испытывали состояния, которые Михай Чиксентмихайи называет потоковыми. Когда вы делаете что-то важное, интересное, развивающее, на грани своих возможностей, вы увлекаетесь так, что можете не замечать, как летит время, не чувствовать усталости и даже боли. Это состояние вы испытываете наяву, и при этом люди о нём часто говорят: «это было как во сне».

Если Вы сами не испытывали, то многие из вас читали или слышали об изменённых состояниях сознания, которых люди достигают с использованием психоделических веществ или различных трансовых техник.

Во всех Великих традициях и религиях есть практики, которые предусматривают погружение практикующего в «особые» состояния. Медитация в буддизме, умна́я и сердечная молитва в христианстве, суфийское кружение в исламе… Буддизм и исихазм (в христианстве) утверждают, что медитация или умно-сердечная молитва могут способствовать превращению знаний в мудрость.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Современные способы нейровизуализации (МРТ, КТ, ЭЭГ) подтверждают возможность медитирующих изменять собственную нейроактивность. Психологи доказали, что практикующие медитацию люди значительно повышают ряд показателей, оцениваемый по линии эмоционального интеллекта, и повышают свою стрессоустойчивость.

На сегодняшний день все эти практики можно было бы назвать психотехнологиями, позволяющими развивать состояния сознания человека, и приводящими к возможности испытать, находясь в бодрствовании, состояния, аналогичные сну со сновидениями и глубокому сну. Продолжение развития через использование этих психотехнологий могут привести человека к тому, что в традициях называется пробуждением, просветлением. Сознание практикующего сначала сможет входить в состояние пустотного свидетельствования, а затем и предельное недвойственное состояние «единства».

Заключение

Надеюсь представленное краткое введение в интегральный подход встряхнуло ваши «коридоры мышления». Когда у Вас возникнет желание познакомится с ним поближе и поглубже, узнать, что такое AQAL, о котором в данной статье, намеренно, ни слова, рекомендую начать с книги Кена Уилбера «Теория всего», потому что это самая «тонкая» и написанная «самым простым» языком книга по интегральному подходу. Язык в этой книге простой, относительно более академичных работ того же автора.

Тем, кто посмелее, и считает себя готовым к знакомству с постмодернистской литературой, могу посоветовать «Бумерит» — книга в жанре художественной литературы в основном о спиральной динамике и «бедах зелёного». Предупреждаю: литературный стиль «Бумерита» очень далёк от соцреализма и русской классической литературы и может вызвать в вашем коридоре мышление настоящее «землетрясение».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

А если на теорию не хватает времени, напомню вам фразу Александра Фридмана: «Теория без практики мертва, а практика без теории туповата».

 

Сайт, посвященный замечательному человеку - Свами Даши. Йог, мастер духовных практик, победитель шоу "Битва экстрасенсов".

Ваш комментарий:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer