Самосознание — это… Что такое Самосознание?

 

В психологии

В психологии самосознание понимается как психическийфеномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

« Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. »

С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.
  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

Самосознание - это... Что такое Самосознание?

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности.

  • овладение собственным телом;
  • возникновение произвольных движений;
  • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  • принятие оформленного самосознания.

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте.

Самосознание - это... Что такое Самосознание?

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Основные критерии и структура самосознания

Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов:

  1. Самопознание.
  2. Самоконтроль (или саморегуляция).
  3. Самосовершенствование.

Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке, как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины.

Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.

 

Самосознание - это... Что такое Самосознание?

Рисунок 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию.

Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов: элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; элементы настоящего (реального) «Я»; элементы идеального «Я» и др.

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.

Среди критериев самосознания можно выделить

  • выделение человеком себя из среды, уровень осознания себя в качестве субъекта, который отделен от социальной и физической среды;
  • осознанность собственной активности — «Я управляю собой»;
  • осознание себя «через другого»;
  • моральная оценка себя, присутствие рефлексии в виде осознания собственного внутреннего опыта.

Анализируя динамическую структуру самосознания, происходит использование двух понятий: «текущее Я» и «личностное Я». Первое понятие характеризует конкретные формы осознания себя в текущем моменте настоящего, то есть непосредственный процесс деятельности самосознания. Второе понятие представлено устойчивой структурной схемой самоотношения. Каждый акт самосознания одновременно выражает элементы самопознания и самопереживания.

По той причине, что происходит самоотражение всех процессов сознания, индивид не только может сознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и понимать себя в качестве сознающего, самооценивающего.

Структура самосознания включает:

  • осознание близких и далеких целей, мотива своего «Я» («Я в качестве действующего субъекта»);
  • осознание собственных желаемых и реальных качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
  • когнитивные, познавательные представления о себе («Я в качестве наблюдаемого объекта»);
  • эмоциональное, чувственное представление о себе.

Можно сказать, что самосознание состоит из самопознания в форме интеллектуального аспекта познания себя и самоотношения в виде эмоционального отношения к самому себе.

Когда индивид думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то его можно представить в виде субъекта, и объекта одновременно. Вне зависимости от идентичности «Я»-субъекта и «Я»-объекта, необходимо их разграничение: первая сторона личности «Я», а вторая — «самость».

Различие этих категорий по отношению к «Я» можно представить в виде наблюдающего начала, а самость — наблюдаемым. «Я» современных людей научилось наблюдению за его самостью и чувствами, как будто бы те были чем-то отличным от него. ТЕм не менее, «Я» способно контролировать собственную склонность наблюдать, при этом сначала было «Я», а потом оно становится самостью.

Психологами гуманистами самость рассматривалась в качестве целенаправленности всей личности для осуществления максимума потенциальных возможностей.

Структура самосознания состоит из 4 уровней:

  • непосредственно-чувственный уровень в виде самоощущения, самопереживания психосоматических процессов в организме и своих желаний, переживания, состояния психики. В итоге происходит достижение простейшей самоидентификации личности;
  • целостно-образный, личностный уровень в виде осознания себя в качестве деятельного начала. Это проявляется в форме самопереживания, самоактуализации, поддержания аутоидентичности своего «Я»;
  • рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень в виде осознания индивидом содержания своих мыслительных процессов личности. В результате этого процесса проявляется самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
  • целенаправленный деятельный уровень, представляющий собой своеобразный синтез из трех рассмотренных выше уровней. Здесь происходит выполнение регулятивно-поведенческой и мотивационной функции посредством многочисленных форм самоконтроля, организации и регламентации себя, самовоспитания, совершенствования, самооценки, самокритики, познания и выражения себя.

Информационное наполнение структуры самосознания относится к 2 механизмам его деятельности: уподобление, отождествление, интеллектуальный анализ своего «Я». В общем выделяют 3 основных пласта в сознании:

  1. Отношение к самому себе;
  2. Отношение к другим;
  3. Ожидание отношения других людей к себе.

Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Что касается отношения к другим, то его различают по уровням:

  • эгоцентрический уровень в виде восприятия себя как самоценности («Кто мне помогает — хорошие люди»);
  • группоцентрический уровень («Если человек в моей группе, то он — хороший»);
  • просоциальный уровень («Другой человек является самоценностью», «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали с тобой»);
  • эстохолический уровень («Каждый человек определенно соотносится с духовным миром, с Богом. Главные качества здесь — милосердие, совесть, духовность»).

В философии

В философиисамосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание.

При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Функции самосознания

Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.
  2. Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А. Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.
  3. Экзистенциальная функция. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.
  4. Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.
  5. Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».

Все функции самосознания связаны между собой, они могут проявляться не последовательно, а одновременно.

Самосознание - это... Что такое Самосознание?

 

Сайт, посвященный замечательному человеку - Свами Даши. Йог, мастер духовных практик, победитель шоу "Битва экстрасенсов".

Ваш комментарий:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer